- Устройство автомобилей
- Стеклоочистители и стеклоомыватели
- Назначение стеклоочистителей
- Щетки стеклоочистителей
- Типы привода стеклоочистителей
- Устройство и работа электрических стеклоочистителей
- Очистители фар
- Омыватели стекол
- СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ И СТЕКЛООМЫВАТЕЛИ
- Что нужно знать о «дворниках», «незамерзайке» и стеклоомывателях
- Щетки стеклоочистителя
- Стеклоомывающая жидкость
- Стеклоомыватель
- Стеклоочистители и стеклоомыватели
- Читайте также:
- Какие щётки выбрать?
- Кстати, о цене
- Когда менять?
- Смежники и приводы
- Слово о метаноле и омывателе
- О чем помнить?
- О щётках стеклоочистителя с подогревом
Устройство автомобилей
Стеклоочистители и стеклоомыватели
Назначение стеклоочистителей
Автомобили эксплуатируются в разных климатических, дорожных и метеорологических условиях, при этом для обеспечения безопасности движения и комфортных условий для водителя необходимо обеспечить безупречную видимость дорожной обстановки.
Основными факторами, снижающими обзорность и видимость водителю, являются загрязнение либо увлажнение (например, атмосферными осадками) лобового, заднего и боковых стекол, при этом уменьшение видимости через лобовое стекло является наиболее опасным с точки зрения безопасности движения.
Существенно ухудшает видимость в темное время суток загрязнение стекол фар.
Исходя из изложенного выше, стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового стекла (во многих моделях легковых автомобилей и заднего стекла) от атмосферных осадков и грязи. Фароочистители, устанавливаемые в последнее время на многих легковых автомобилях, предназначены для очистки стекол фар от загрязнений.
Щетки стеклоочистителей
Очистка стекол осуществляется специальными обрезиненными щетками, плотно прижимаемыми к стеклу рабочей поверхностью и совершающими колебательные движения по поверхности стекла.
Количество щеток стеклоочистителей лобового стекла зависит от его размеров и формы; на большинстве автомобилей используется две щетки – со стороны водителя и со стороны пассажира, но встречаются и автомобили, у которых лобовое стекло оснащено тремя щетками стеклоочистителя.
Щетки должны перемещаться по стеклу плавно, без толчков (чем зачастую «грешат» вакуумные и пневматические приводы) с определенным углом размаха и силой прижатия к стеклу.
Применение на современных автомобилях сфероидального остекленения кузова и стекол фар сложной пространственной формы усложняет работу щеток стеклоочистителя, поскольку трудно обеспечить плотное прилегание щеток к поверхности стекла. Поэтому щетки стеклоочистителей выполняют гибкими и увеличивают силу пружин, прижимающих их к стеклу. Гибкость щеток обеспечивается увеличением числа коромысел (сочленений) держателя и применения профиля щетки оптимальной формы.
Типы привода стеклоочистителей
Стеклоочистители с вакуумным приводом для своей работы используют разрежение, образуемое во впускном тракте системы питания двигателя (так же, как и вакуумные усилители тормозов). Существенными недостатками таких стеклоочистителей является невозможность их использования при неработающем двигателе, а также зависимость их работы от величины разрежения во впускном тракте. Тем не менее, стеклоочистители с вакуумным приводом изредка используются на некоторых типах автомобилей.
Пневматический привод стеклоочистителей иногда применяется на грузовых автомобилях, оснащенных пневмосетью. Такие стеклоочистители использовались, например, на первых моделях автомобилей марки «КамАЗ», однако из-за недостаточной стабильности и надежности работы пневмоклапанной системы управления впоследствии их сменили стеклоочистители с электрическим приводом.
Пневматический тип привода стеклоочистителей в настоящее время встречается на некоторых грузовых автомобилях.
Устройство и работа электрических стеклоочистителей
Кинематическое и конструктивное решение механизма стеклоочистителя лобового и заднего стекла достаточно простое. Электрический стеклоочиститель (рис. 1) состоит из электродвигателя, червячного редуктора (обычно выполненного в одном корпусе с электродвигателем), кривошипного механизма, системы рычагов и щеток.
Электродвигатель 3 стеклоочистителя через червячный редуктор 4 приводит во вращение кривошип 2, который через систему приводных рычагов и тяг сообщает щеткам качательное движение.
На некоторых автомобилях (в частности – на автобусах с большой площадью лобового стекла) щетки стеклоочистителей совершают не качательные, а плоскопараллельные перемещения благодаря особой схеме рычажного привода. Это позволяет щеткам очищать от загрязнений и влаги бόльшую поверхность лобовых стекол, но несколько усложняет конструкцию привода.
В моторедуктор встроены концевой выключатель, обеспечивающий укладку щеток в крайнее положение при выключении моторедуктора, и биметаллический предохранитель, защищающий цепь от перегрузок.
Концевой выключатель разрывает цепь электроснабжения двигателя, когда его шток попадает в углубление на выходном зубчатом колесе. Многие моторедукторы стеклоочистителей не имеют кривошипно-шатунного механизма, у которых вращение якоря двигателя преобразуется в колебательное движение с помощью рычажного механизма щетки.
Различные климатические условия и скоростные режимы автомобиля обуславливают необходимость изменения производительности стеклоочистителя. Очевидно, что при сильном дожде или при движении автомобиля с большой скоростью даже при незначительных осадках стеклоочистители должны работать производительнее. Поэтому современные стеклоочистители имеют устройства, позволяющие адаптировать скорость перемещения щеток с интенсивностью загрязнения или увлажнения стекла. Как правило, такие устройства являются электронными.
Следует отметить, что моторедукторы применяются не только в стеклоочистителях разных типов – они используются в электроприводе стеклоподъемников и блокировки дверных замков, а также в некоторых других приводных устройствах.
Очистители фар
Принцип действия струйного фароочистителя заключается в том, что частицы грязи отбиваются от стекла фары и смываются водой, которая подается от специального электрического насоса через форсунку под большим давлением (до 0,3 МПа).
Преимуществами такой очистки является высокая эффективность и надежность в работе, возможность очистки фар любой конфигурации. Однако для эффективной работы фароочистителей струйного типа необходим мощный электронасос высокого давления и сравнительно большое количество воды для омывания фарных стекол.
Омыватели стекол
При движении автомобиля по сырой дороге стекло водителя забрасывается грязью от встречных автомобилей. Щетки стеклоочистителя сами не способны очистить стекло от грязи, лишь размазывая ее. И уж тем более щетки не способны очистить стекло от подсохшей грязи.
Для удаления свежей и засохшей грязи в дополнение к стеклоочистителям устанавливаются омыватели стекла, с помощью которых грязь увлажняется и после этого легко удаляется щетками стеклоочистителей.
Омыватели стекла состоят из небольшого бачка с чистой водой или специальной жидкостью, не замерзающей при низких температурах, и насоса, приводимого в движение механическим способом (вручную или ногой), либо от электродвигателем. При работе омывателя переднее (или заднее) стекло смачивается струйками воды из форсунок, устанавливаемых около стеклоочистителей, или на рычагах, либо непосредственно на щетках.
В системах омывателей стекол кузова и фар наиболее широко используются мотонасосы, которые представляют собой соединение в одну общую конструкцию электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов и жидкостного насоса. На рис. 3 показана конструкция мотонасоса 2002.3730 струйной очистки фар автомобиля.
Крыльчатка 1 центробежного насоса 2, закрепленная на валу якоря 3 электродвигателя, выполнена из пластмассы. Внутренняя полость электродвигателя защищена от попадания влаги резиновой манжетой.
Режим работы мотонасосов – кратковременный.
Мотонасосы используются не только в системах очистки стекол. Их применяют в системах перекачки жидкости (например, топлива), в системах обогрева кузова и т. п.
В таблице 1 приведены основные параметры некоторых мотонасосов, применяемых на отечественных автомобилях.
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ И СТЕКЛООМЫВАТЕЛИ
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Стеклоочистители лобового стекла
Система стеклоочистителей состоит из мотора стеклоочистителя, тяги, рычага и щетки, а также переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя. Контур стеклоочистителя включает самоостанавливающийся механизм, работающий по принципу червячной передачи с кулачковым диском и позволяющий после перевода переключателя в положение ВЫКЛ некоторое время поддерживать цепь в активном состоянии. Стеклоочистители приводятся в действие электромагнитным мотором. Мотор расположен на приборной панели и напрямую соединен с тягой стеклоочистителей. Мотор может работать с одной из двух скоростей, высокой или низкой, а также позволяет переходить в режим прерывистой работы. Включение стеклоочистителя осуществляется посредством рычажка с правой стороны рулевой колонки.
Стеклоомыватель
Система стеклоомывателя состоит из бачка с жидкостью, насоса, шлангов, распылителей и переключателя стеклоочистителей и стеклоомывателя. Бачок с жидкостью установлен за брызговиком переднего левого колеса. На бачке установлен насос, который по шлангам подает жидкость к распылителям, закрепленным на капоте. Переключатель стеклоомывателя является составной частью переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя. Включение стеклоомывателя осуществляется посредством рычажка с правой стороны рулевой колонки
Логическая схема
Напряжение | Время отключения | |
Высокая скорость | Ниже 1.7V | 1.5 сек. |
2.7V | 3.0 сек. | |
3.2V | 5.0 сек. | |
3.7V | 10.0 сек. | |
Выше 3.7V | 15.0 сек. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Параметры | Значения | |
Переключатель стеклоочистителей и стеклоомывателей | Номинальное напряжение | Постоянный ток, 12V |
Рабочее напряжение | Постоянный ток, 9 16V | |
Рабочая температура | -30 80°C | |
Температура хранения | -40 110°C | |
Номинальная сила тока | Стеклоочиститель | 0.5 5A |
Стеклоомыватель | 4A | |
Мотор стеклоочистителя | Номинальное напряжение | Постоянный ток, 12V |
Сопротивление | 11.7 20.6 Ом | |
Мотор стеклоомывателя | Номинальное напряжение | Постоянный ток, 12V |
Рабочая температура | -40 80°C | |
Давление на выходе | 1.2 кгс/см 2 | |
Интенсивность подачи | Минимум 150 см 3 /10 сек. | |
Сила тока | Максимум 3.8A |
Моменты затяжки
Компоненты | Нм | ||||||||||||
Винты кожуха рулевой колонки | 2 3 | ||||||||||||
Винты переключателя стеклоочистителя | 1 1.5 | ||||||||||||
Гайки рычага стеклоочистителя | 28 32 | ||||||||||||
Болты мотора и тяг стеклоочистителя в сборе | 7 12 | ||||||||||||
Винты брызговика переднего колеса | 2 3 | ||||||||||||
Гайки брызговика переднего колеса | 5 7 | ||||||||||||
Болты и гайки бачка стеклоомывателя | 4 РАСПОЛОЖЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ 1. Мотор и тяги стеклоочистителей в сборе 2. Щетка стеклоочистителя (24″/16″) 3. Рычаг стеклоочистителя 4. Бачок стеклоомывателя в сборе 5. Насос стеклоомывателя 6. Распылитель стеклоомывателя Переключатель стеклоочистителей и стеклоомывателя 1. Переключатель расположен в правой части рулевого колеса. Во время дождя можно отрегулировать периодичность работы стеклоочистителей. 2. Чтобы удалить грязь со стекла, воспользуйтесь стеклоомывателем. Мотор стеклоочистителей 1. Мотор стеклоочистителя и тяги располагаются в отдельном отсеке под капотом. Мотор приводит в действие тягу, которая, в свою очередь, передает движение на рычаг стеклоочистителя. 2. Мотор работает в трех режимах: с высокой скоростью, с низкой скоростью, в прерывистом режиме. Насос стеклоомывателя 1. Насос подает жидкость к распылителям. Он установлен на бачке с жидкостью для стеклоомывателей. 2. Зимой бачок и мотор могут замерзнуть и пострадать, поэтому в холодное время года заливайте специальную жидкость для мытья стекол, а не воду. Разъем переключателя стеклоочистителя
Разъем переключателя стеклоомывателя Что нужно знать о «дворниках», «незамерзайке» и стеклоомывателяхНе за горами то время, когда своевременная и качественная очистка лобового стекла от всего, что на него попадает, превратится из задачи в проблему. Ведь грязь и противогололёдные реагенты предъявляют к этому компоненту безопасности повышенные требования. Щетки стеклоочистителяНедавние валютные вихри заставляют нас по-новому переосмысливать проблему выбора щёток стеклоочистителя. Если раньше мы особо не задумывались по поводу цены, и спокойно брали изделия под известными брендами с определённой гарантией качества, нынче приходится всё чаще чесать затылок. Ведь те самые «известные бренды» стали стоить непомерно дорого. Забегая вперёд, сразу отмечу, что проблему выбора я решил для себя ещё 5−7 лет назад, когда перешёл с «Чемпионов» на дешевые китайские «дворники», выпускаемые под «русифицированными» брендами. Первые 2−3 месяца качество очистки ими стекла ничем не отличалось от «фирменного». В следующие 3−4 месяца появлялись первые полосы, а спустя полгода щётки просто менялись — на такие же новые. Практика показывала, что «на круг» получалось дешевле, чем использование априори «фирменных» изделий. Но в последнее время выбор дешевых китайских «дворников» всё чаще превращается в лотерею. Попадаются и такие, которые начинают полосить «с новья». Переход на «дворники» тоже китайские, но чуть подороже, делает эту лотерею более предсказуемой, но вероятность, что их качество будет устраивать на 100%, всё равно не является 100-процентной. Недавно я приобрёл какие-то «корейские» щётки, но радовался их безупречной работе месяца три, не больше. Причём покупались они в «пристрелянном» магазине с репутацией и через хорошо знакомого продавца. Но бывают и обратные примеры — когда откровенная и дешёвая «китайщина» честно отрабатывала отведенные её полгода и благополучно менялась на такую же новую. Поэтому стратегию выбора можно выбрать такую — идём в крупный гипермаркет и покупаем самые дешевые «дворники», которые обычно продаются под маркой, принадлежащей этой сети гипермаркетов. Если попадётся откровенный хлам, то не попив в очередной раз пенного напитка, на сэкономленные на этом мужественном воздержании деньги покупаем комплект чуть подороже. И вероятность того, что в одном из этих случаев нам повезёт, уже будет довольно большая. Правда в следующий поход за «дворниками» всю вышеизложенную лотерею придётся повторять по-новому. Отдельным пунктом стоит отметить проблематику выбора между каркасными и бескаркасными моделями. Здесь в большинстве случаев всё просто — дешёвые модели «дворников» лучше выбирать в каркасном исполнении, и вот почему. В бескаркасной конструкции за равномерный прижим резинки к стеклу отвечает пружина в виде полоски металла. Эта полоска не только должна быть изготовлена из специальной пружинной стали, но и иметь определённый профиль и определённый предварительный и тщательно рассчитанный изгиб. Очевидно, что в недорогих изделиях никто не будет применять дорогую сталь и выдерживать необходимые режимы термообработки. Это как дисковые тормоза на бюджетных «горных» велосипедах — выглядят круто, но толку и надёжности исчезающе мало. И не будем забывать об особенностях крепления щёток к поводкам. Зачастую отдельные автопроизводители применяют настольно эксклюзивные конструкции, что даже вездесущие китайцы не выпускают таких переходников и кронштейнов. Стеклоомывающая жидкостьЛет пятнадцать назад в одном очень уважаемом автомобильном издании началась кампания по борьбе за здоровье водителей путём «искоренения» зла под названием метиловый спирт. При этом на Западе «не знают», что метиловый спирт настольно «опасен», и спокойно используют его для производства «незамерзайки». Парадокс. Теоретически можно использовать и этиловый спирт, но акцизные клещи делают его непомерно дорогим и достойным только для принятия вовнутрь в составе различных веселящих напитков. Поэтому лично я спокойно покупаю «вредную» контрафактную «незамерзайку», нелегально продающуюся вдоль обочин дорог. Да, в ней наверняка есть «запрещенный» метанол. Но она не столь зловонна, и цена невысокая. Главное — чтобы концентрация спирта соответствовала заявленной на этикетке температуре замерзания. Но с этим — как повезёт. Поэтому её лучше не разбавлять. СтеклоомывательНа первый взгляд — что об этом узле говорить? Главное — чтобы моторчик крутил крыльчатку насоса и обеспечивал нагнетание и распыл «незамерзайки». Но если с нагнетанием всё просто, то с распылом — не всегда. А всё потому, что в бачок стеклоомывателя может попасть грязь и посторонние частицы, которые пройдут через заборную сеточку насоса и закупорят распылители, именуемые в народе «сосками», а также «брызгалками». Интересно, что далеко не все модели автомобилей страдают таким недугом, но почти все мои «Хонды» страдали. Доставать и чистить бачок — дело муторное, поэтому я снял и прочистил иголкой «соски», а в магистраль врезал копеечный топливный фильтр от карбюраторных «Жигулей». И проблема исчезла. Стеклоочистители и стеклоомывателиДаниил Минаев. Стеклоочистители, в простонародье «дворники», несмотря на бесхитростную с позиции развития современной техники конструкцию, являются важнейшим элементом активной безопасности автомобиля! Сегодня уделим немного внимания системам стеклоочистителей и стеклоомывателей: побережём себя и других на дороге! Обычно автовладельцы или водители вспоминают о том, что надо произвести ревизию стеклоочистителей и снабдить бачок стеклоомывателя незамерзающей жидкостью накануне наступления холодов. Это вполне естественно, но всё же лучше круглогодично поддерживать эти системы в хорошем рабочем состоянии, тем более что это не требует существенных временных и финансовых затрат. Зима – самое опасное и ответственное время для щёток стеклоочистителя. Опасное, потому что в очень уж сложных условиях им приходится работать. И ответственное, потому что зимняя дорожная обстановка и так не подарок, а если ещё и обзор недостаточно хорош… Словом, не тот случай, когда стоит идти на риск, надеясь проездить ещё сезон со старыми щётками. Читайте также:Какие щётки выбрать?Для начала вспомним, из чего, собственно, придётся выбирать. Щётки стеклоочистителя по конструкции делятся на три группы: каркасные (классические щётки с системой коромысел, которые обеспечивают прилегание к стеклу упругой металлической пластины с закреплённой на ней очищающей резинкой); бескаркасные (представляют собой тонкий пластиковый корпус, в котором спрятана изогнутая направляющая пластина с очищающей резинкой); гибридные (имеют каркас из «коромысел», как и первая группа, но каркас этот скрыт под пластиковым кожухом). В процессе развития большинства конструкций щёток стояла задача не только максимальной очистки стёкол, но и избавления от металлических деталей или хотя бы защита их от воздействия внешних факторов. Особенно актуально это зимой: металлический каркас на морозе может обледенеть, в итоге он теряет подвижность и перестаёт выполнять свою непосредственную функцию – обеспечивать плотное прилегание «дворника» к стеклу. Да и шарниры со временем изнашиваются, что ухудшает работу щёток. Поэтому эволюция «дворников» идёт либо по пути избавления от всего лишнего, либо по пути защиты всего, что можно защитить. Правда, если говорить о зимних условиях, то сразу стоит оговориться: если бескаркасные «дворники» ведут себя хорошо и очень хорошо, то сочленения гибридных дворников, если они всё-таки замёрзли, очистить от снега и льда даже сложнее, чем в случае с классическими «каркасниками». В конструкции некоторых щёток (особенно бескаркасных) предусмотрен спойлер, который обеспечивает лучшее прилегание к стеклу на высоких скоростях, используя для этого силу встречного потока воздуха. Кроме того, такие «дворники» считаются менее шумными. Существуют ещё более «экзотические» разновидности вроде специальных зимних щёток (они затянуты в специальный кожух, чтобы у снега и льда не было шансов) и даже щёток с подогревом. Но приобретать отдельные стеклоочистители на холодный сезон не всегда оправдано. Тем более, что и стоимость у таких моделей более высокая по сравнению с обычными. Кстати, о ценеСтоимость щёток стеклоочистителей от разных производителей может различаться не только в разы, но и в десятки раз! Внимание стоит обращать в первую очередь на качество и свойства резины: дешёвая «дубеет» на морозе, крошится и трескается, дорогая отличается хорошей эластичностью и устойчивостью к перепадам температур, а также воздействию химических реагентов в составе «незамерзайки». Например, в щётках Bosch Aerotwin используется двухкомпонентная резина (более жёсткая и прочная на рабочей кромке и более мягкая на направляющей «шейке»). Когда менять?Производители советуют покупать и устанавливать новые щётки стеклоочистителей раз в год. Здравый смысл же настоятельно рекомендует заменить «дворники», как только качество их работы падает настолько, что это начинает мешать. Видите полосы и неочищенные участки – пора отправляться за новыми щётками, ведь дальше будет только хуже. Смежники и приводыЩётки стеклоочистителя приводятся в действие системой коромысел с шарнирными соединениями. Двигатель привода у всех современных автомобилей – электрический, но в эксплуатации ещё встречаются пожилые грузовики с вакуумным (от разрежения на впуске) или пневматическим приводом. Вакуумный привод имеет существенный недостаток – скорость работы стеклоочистителей напрямую зависит от оборотов двигателя. Переключил передачу – режим работы «дворников» изменился. Сегодня в эксплуатации требуется лишь совсем нетрудоёмкий уход за приводом стеклоочистителей. Попросту достаточно следить за тем, чтобы электродвигатель, редуктор и трапеция были в чистоте. Обычно в полость, где они установлены, попадает листва и дорожная грязь, создавая коррозионно активную биомассу. Просто не допускайте этого. Шарнирные соединения трапеции у современной техники выполнены из полимерных материалов, поэтому особого ухода не требуют. На более возрастных конструкциях металлические втулки этих соединений можно слегка смазать консистентной смазкой, так они прослужат дольше и без люфтов. Слово о метаноле и омывателеНесколько лет назад один чудный санитарный врач, ныне этот пост уже покинувший, решил запретить метиловый спирт в составе зимних незамерзающих жидкостей стеклоомывателя. Благие намерения доктора заключались в заботе о здоровье граждан, дескать, чтобы алкоголезависимые страдальцы случайно по утру не испили внутрь ядовитой жижи. Вот только всем известно, куда выложена дорога благими намерениями… Дело вот в чём. С тех пор официальные производители «незамерзаек» вынуждены использовать или акцизный этанол, что сильно поднимает стоимость спецжидкости, или изопропиловые спирты, пары которых, кстати, не менее вредны для здоровья. Общий главный недостаток этих материалов в сравнении с метанолом – низкая текучесть при отрицательных температурах. В итоге в РФ официально продаются малоэффективные низкотемпературные жидкости стеклоомывателя. В это самое время европейские водители поливают на ветровое стекло изумительно эффективные без неприятных запахов метаноловые составы, и никто их не пьёт по утрам. А вдоль обочин российских дорог в зимний период активно предлагаются дешёвые «левые» незамерзающие жидкости, приготовленные в обход законодательства… Мы не в праве со страниц журнала рекомендовать приобретать продукцию, не прошедшую государственный контроль и не имеющую официальных сертификатов. Но если лично у вас есть «доступ к телу» метилового спирта, рекомендуем на его основе готовить низкотемпературный стеклоомыватель… О чем помнить?Предлагаем вам подборку советов, которые помогут продлить срок эксплуатации щёток стеклоочистителя. 1. Чистота – залог здоровья: щётки периодически нужно снимать и промывать тёплой водой с мылом. Это влияет как на качество очистки, так и на срок службы шарнирных соединений, если вы пользуетесь каркасными щётками. 2. Шарнирные соединения трапеции стеклоочистителя, если в их конструкции металлические втулки, необходимо периодически чистить и смазывать. 3. Не пытайтесь соскрести лёд, снег и иней со стекла, включая «дворники»! Рабочая кромка резинки поцарапается и быстро выйдет из строя. 4. Не ставьте щётки значительно большей длины, чем это рекомендовано производителем. Больше длина – ниже сила прилегания щётки к стеклу. 5. Следите за состоянием ветрового стекла! Если на нём есть выбоинки и царапины, даже новые щётки могут работать плохо. И конечно же стекло с трещиной лучше заменить (не зря ведь этого требуют ПДД)! О щётках стеклоочистителя с подогревомКрайне полезная в России опция обогрева ветрового стекла не всегда доступна и предлагается не на всех моделях. Но есть альтернативное и бюджетное решение – щётки стеклоочистителя с функцией электрообогрева. Они нагреваются изнутри за счёт установленного в корпусе гибкого нагревательного элемента, питающегося от автомобильной бортовой сети. Нагрев происходит изнутри равномерно по всему корпусу, температура нагрева около 70 °С. Бескаркасная щётка стеклоочистителя спроектирована таким образом, что при износе резинового чистящего полотна его легко заменить, при этом каркас с гибким нагревательным элементом не надо демонтировать. Для подключения к бортовой сети предусмотрены несколько вариантов. Самый простой – установка кнопки, но в качестве опции можно использовать «радиобрелок» для удалённого управления обогревом, а можно установить и автоматическое термореле, которое самостоятельно включит обогрев при работающем двигателе и температуре ниже нуля градусов. detector |