Что такое стеклянная гармоника

Что такое стеклянная гармоника

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Музыкальные инструменты. Стеклянная гармоника

0 3049e 4c6c52b7 L
Что же это за невероятный инструмент?
Стеклянная гармоника является одним из видов музыкальных инструментов, которые используются вложенные стеклянные чаши для производства музыкальных тонов.

0 30495 c773e205 L
Как утверждают историки, стеклянные музыкальные инструменты были впервые изобретены на Ближнем Востоке. В средневековой Европе они были известны примерно с 15-го века. Музыка, исполненная на 30—40 различных по «настройке» бокалов, упоминается в документах середины XVII века. К концу столетия технология игры на бокалах была забыта, и лишь в 1744 году ее заново открыл ирландец Ричард Пакрич. Со своим набором музыкальных стаканчиков, которому Пакрич дал ангельское имя «Серафим», он совершил триумфальное турне по всей Англии. Успех был так велик, что «Серафимом» заинтересовался сам Кристоф-Виллибальд Глюк, бывший в то время в Лондоне. Молодой Глюк, которому еще только предстояло стать знаменитым композитором и реформатором оперного жанра, освоил новый инструмент и даже исполнил для лондонцев «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».

0 30499 6e738176 L

0 3049a 29531b9d L

0 3049b 5987fe5d L

Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посла Соединенных Штатов Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечениеми приложил руку к усовершенствованию инструмента. Стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук. Именно Франклин и считается изобретателем стеклянной гармоники (Glass harmonica/armonica).

0 30496 f734a21c L

Вскоре стеклянная гармоника покорила Германию и Австрию, а затем попала в другие страны Европы и в Россию. Знаменитый австрийский психиатр Месмер использовал стеклянную гармонику для успокоения пациентов перед исследованием. Именно в доме Месмера ее впервые услышал Моцарт, тогда же написавший для необычного инструмента прелестную музыку. А когда в 1791 году Вену посетила слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, она так пленила Моцарта своей игрой, что он написал еще одно сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Впоследствии для этого инструмента писали Бетховен, Глинка, Берлиоз, Рубинштейн, Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гете…

Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и «фантастического» в звучании оркестра. А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила» — для достижения сказочного колорита.

Любопытно, что в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом, поскольку она якобы «слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных и даже приводит к расстройству рассудка»! На протяжении многих лет, некоторые тревожные события стало ассоциироваться со стеклянной гармоникой. Некоторые музыканты, игравшие на гармонике заболели и вынуждены были прекратить игру на инструменте. Они жаловались на мышечные спазмы, нервозность, судороги и головокружение. Некоторые слушатели также жаловались на неблагоприятные последствия, а после инцидента в Германии, где ребенок умер во время выступления, гармоника была фактически запрещена в нескольких городах. Некоторые думали, что высокие, воздушные тона вызывают духов мертвых, что они обладают магическими силами и могут свести слушателя с ума. Конечно, нет никаких объяснений или доказательств было ли такое когда-нибудь, но уже по техническим причинам бокалы в ней были заменены стеклянными пластинами. Играть стало намного удобнее, но магия «хрустального пения» исчезла.

Источник

Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие лёгкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».

Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посланника Ассамблеи Пенсильвании Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением «музыкальными стаканчиками» и изготовил свой усовершенствованный вариант. Его изобретение сделало этот инструмент ещё более популярным, — стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук. В конструкции этой гармоники явно прослеживаются параллели с концепцией «музыки сфер», возникшей в античности, в средние века известным человеком, развивавшим эту концепцию был Иоганн Кеплер.

Обновлённый инструмент, названный «стеклянной гармоникой», покорил Европу. Одним из первых композиторов, обратившихся к новой диковине, стал Йоханн Адольф Хассе (в кантате «L’armonica»). Слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.

Источник

Стеклянная гармоника

steklyannaya garmonika instrument

Редкий инструмент с необычным звучанием принадлежит к классу идиофонов, в которых звук извлекается из корпуса или отдельной части инструмента без его предварительной деформации (сжатия или натяжения мембраны или струны). В стеклянной гармонике используется способность увлажненного края сосуда из стекла издавать музыкальный тон при трении.

Что такое стеклянная гармоника

Главная часть ее устройства — набор полусфер (чашечек) разных размеров, сделанных из стекла. Детали насажены на прочный металлический стержень, концы которого прикреплены к стенкам деревянного ящика-резонатора с откидной крышкой.

steklyannaya garmonika instrument

В резервуар наливают разведенный водой уксус, постоянно увлажняющий кромки чашечек. Вал со стеклянными элементами вращается благодаря передаточному механизму. Музыкант касается чашечек пальцами и одновременно приводит в движение вал, нажимая на педаль ногой.

История

Первоначальный вариант музыкального инструмента появился в середине XVII века и представлял собой комплект из 30-40 стаканов, по-разному наполненных водой. Эта версия называлась «музыкальные стаканчики». В середине XVIII века ее усовершенствовал Бенджамин Франклин, разработав конструкцию из полусфер на оси, приводимую в движение ножным приводом. Новую версию назвали стеклянной гармоникой.

Переизобретенный инструмент быстро обрел популярность среди исполнителей и композиторов. Партии для него писали Хассе, Моцарт, Штраус, Бетховен, Гаэтано Доницетти, Карл Бах (сын великого композитора), Михаил Глинка, Петр Чайковский, Антон Рубинштейн.

steklyannaya garmonika igra

К началу XX века мастерство исполнения на гармонике было утрачено, она стала музейным экспонатом. Внимание к инструменту привлекли в 1970-е годы композиторы Филипп Сард и Джордж Крам. Впоследствии музыка стеклянных полусфер звучала в произведениях современных классицистов и рок-музыкантов, например, Тома Уэйтса и группы Pink Floyd.

Использование инструмента

Его необычный, неземной звук кажется возвышенным, волшебным, загадочным. Стеклянную гармонику применяли, чтобы создать атмосферу тайны, например, в партиях сказочных существ. Врач Франц Месмер, открывший гипноз, использовал такую музыку, чтобы расслабить пациентов перед обследованием. В некоторых немецких городах стеклянная гармоника оказалась под запретом из-за якобы негативного влияния на людей и животных.

Источник

Стеклянная гармоника: дурная слава уникального инструмента

c3853e0f7ccbb684eaada592045d9baa

Музыка сопровождала человека на протяжении тысячелетий. Соответственно, и инструментов, ее воспроизводящих, появилось огромное множество. И если большинство из них существуют тысячелетиями, то история некоторых насчитывает совсем немного лет.

GlassHarmonica 1 scaled

В реальности этот музыкальный инструмент выглядит совсем не как в знаменитом советском мультфильме. /Фото: klassiki.online

По сути, стеклянная гармоника представляет собой один из видов идиофона, то есть музыкального инструмента, где источником звука является его тело, причем оно не требует сжатия или натяжения. В данном случае мелодия воспроизводится за счет стеклянных полусфер.

Joseph Siffred Duplessis Christoph Wil

Кристоф Виллибальд фон Глюк был одним из популяризаторов музыкальных стаканчиков. /Фото: wikipedia.org

А вот новую страницу в истории подобного рода музыкальных инструментов открыл американский учёный и изобретатель Бенджамин Франклин. В 1757 году он приехал в Лондон, где услышал пользовавшийся огромной популярностью на тот момент «серафим» и также проникся его звучанием. Более того, четыре года спустя он модернизировал его технологию, создав совершенно новый музыкальный инструмент.

983319 1610307921

Реплика стеклянной гармоники, максимально приближенная к оригинальной. /Фото: naurok.com.ua

glass armonicacandles 1

Современная реконструкция стеклянной гармоники уже без педали. /Фото: nme.com

Получившийся музыкальный инструмент получил название «стеклянная гармоника». Он работала следующим образом: нижний край колокольчиков опускался в жидкость, во время вращения оси они постоянно смачивались. Музыкант же касался пальцем края определенного колокольчика, извлекал необходимый звук. Чтобы не запутаться, какая стеклянная полусфера издает какую ноту, Франклин помечал их красками разных оттенков.

58535e 2463e433f1aa46eaac18ddfa68c9c1d4

Бенджамин Франклин играет на стеклянной гармонике. /Фото: nadiadandachi.com

Однако не только сам инструмент был довольно занятным. Звук, который издавала стеклянная гармоника, был настолько необычным, что композиторы и слушатели пребывали в восхищении от него.

Лично Бенджамин Франклин описывал его, как «несравненно сладкий и приятный, протяжный, превосходящий в этом отношении любые другие музыкальные инструменты; прижимая палец то сильнее, то слабее, можно добиваться непревзойдённой выразительности». Новый инструмент назвали «стеклянной гармоникой».

Ноты произведения Моцарта «Адажио для стеклянной гармоники до мажор». /Фото: musicaneo.com

Звук действительно не был ни на что похож, потому и запоминался всем, кто его слышал. Причем его использовали не только композиторы, но и литераторы. Так, в сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» персонаж доброго волшебника Проспера Альпануса передвигается в карете, из которой раздаются «чарующие, неземной красоты звуки, будто бы кто-то играет на басах гигантской стеклянной гармоники».

4060780374

Доброго чародея из сказки Гофмана сопровождают волшебные звуки уникального инструмента. /Фото: blogspot.com

Вот только история этого удивительного музыкального инструмента оказалась не настолько чудесной, как и звуки, которые он издает. Буквально через несколько лет после появления стеклянной гармоники в периодических изданиях того времени стали публиковаться материалы, авторы которых утверждали, что поразительная мелодия этого инструмента негативно сказывается на психике человека, а некоторых уже даже свел с ума.

1024px Unterlinden Glass harmonica 3

Отреставрированная стеклянная гармоника 1805 года производства в экспозиции музея во Франции. /Фото: proza.ru

Нагнетанию обстановки вокруг проблемы воздействия стеклянной гармоники на человеческую психику добавил известный на тот момент врач и гипнотизёр Франц Месмер. Его концепция лечения представляла собой применение магнитов, «магнитной воды» и особенного «внутреннего магнетизма».

А «магнетические» сеансы, которые он обычно проводил массово, зачастую проходили под аккомпанемент стеклянной гармоники. Вот только во время этих действ люди впадали в истерики и неадекватные состояния, а причиной этому называли как раз звуки инструмента. Хотя современные ученые утверждают, что на самом деле люди впадали в психоз либо из-за самовнушения, либо из-за массового гипноза.

uNU6ddUUbXM

Франц Месмер неосознанно внес свою лепту в получение инструментом дурной славы. /Фото: chronoton.ru

Все эти неприглядные эпизоды фактически поставили крест на будущем стеклянной гармоники: общество, которое совсем недавно было в восторге от его волшебного звучания, теперь стало считать его «проклятым» музыкальным инструментом. Композиторы и музыканты также стали массово отказываться от применения в своих произведениях стеклянной гармоники.

В частности, партии, которые раньше писались специально под нее, в операх стали исполнять на челесте. Более того, в некоторых местностях она и вовсе была запрещена законом, и в результате, только несколько оригинальных инструментов, что когда-то изобрел Бенджамин Франклин, сохранилось до наших дней.

Как ни странно, но именно клавишный инструмент в ряде случаев заменял стеклянную гармонику. /Фото: piccolosolo.ru

Долгое время уникальный инструмент пребывал в полном забытьи, однако не так давно о нем все-таки вспомнили. Причем не только любители истории музыки, но и ученые, которые решили выяснить, действительно ли стеклянная гармоника дает такой разрушительный эффект на психику человека.

Люди действительно необычным образом воспринимают ее звук, а причиной странной реакции нашего мозга является диапазон, в котором инструмент играет. Все дело в том, что основные обертоны стеклянной гармоники находятся в области частот от 1 до 4 килогерц – а это как раз та самая «звуковая зона», которую человеческий мозг не способен локализовать.

88

Стеклянная гармоника на старинной французской гравюре. /Фото: expositions.nlr.ru

Именно этим объясняется странное восприятие звука стеклянной гармоники: человек понимает, что звучит мелодия, однако не способен определить, откуда он исходит. Такое явление у эмоциональных людей вызывало восторженную реакцию, вплоть до растерянности, а вот психически нестабильные индивиды действительно могут впасть в состояние нервного припадка.

4060727333

Сегодня и краски, и механизмы используют новые и безопасные. /Фото: melma.ru

Нашли современные исследователи и причину, по которой пострадавшими от «проклятого» инструмента часто становились музыканты, на которой они играли. Еще изобретатель стеклянной гармоники Бенджамин Франклин размечал колокольчики краской, чтобы исполнители не путались в нотах – пигменты в те времена изготовлялись на основе оксидов и солей свинца. А музыканты регулярно контактировали с этими красками на инструменте, поэтому отравление парами ядовитого металла они получали, что не могло не сказываться на их состоянии здоровья.

370

Уникальный инструмент находит своих музыкантов сегодня. /Фото: liveinternet.ru

Сегодня музыкальные энтузиасты надеются возродить искусство игры на стеклянной гармонике, которую совершенно незаслуженно предали забвению. Только теперь они используют безопасные синтетические краски, а также усовершенствовали конструкцию: берется стекло с высокой способностью к смачиванию, а педальный привод для вращения заменил бесшумный электромотор.

800px BlochGlassHarmonica

Правда, былую популярность стеклянной гармонике вряд ли удастся достичь: все-таки, технические возможности современных инструментов и специальных приложений позволяют синтезировать фактически любой звук. Кроме того, многие музыканты обвиняют старинный инструмент в узости диапазона и не очень громком звуке, а обыватели, заслышав его мелодию, обычно делятся на два лагеря: либо остаются в восторге от звучания, либо не впечатляются и даже откровенно разочаровываются.

И все-таки, стеклянная гармоника уже вписала свое имя в историю музыки, а значит, имеет право и на возрождение, и на поиск своего слушателя.

Материалы по теме

А вот ещё:

Пауки умнее чем вы думаете

bfd6bbb9a20cf68d92edd5f299964bc8

Поведение пауков никак не вяжется с образом «примитивных» крохотных животных. Оказывается, они умеют строить планы, удивляться, выстраивать стратегии и даже считать, пишет Naked Science. О том, чем еще эти крошечные существа удивили ученых, читайте в статье.

Научная журналистка Бетси Мейсон рассказывает об удивительных способностях, которые исследователи обнаружили у некоторых крошечных паукообразных.

Обычно люди связывают уровень интеллекта с размером мозга. Логично: больше клеток мозга — больше умственных способностей. Люди и многие другие животные, которых мы привыкли считать необычайно умными, такие как шимпанзе и дельфины, обладают большим объемом мозга. И долгое время считалось, что маленькие мозги просто не способны поддерживать сложные умственные процессы. Но так ли это на самом деле?

Подавляющее большинство видов живых существ Земли имеют довольно малые размеры, и лишь незначительную их часть вообще серьезно исследовали, уж тем более специалисты по когнитивистике. Однако изученность одной группы миниатюрных существ стремительно растет, поскольку ученые обнаружили у них удивительно сложные формы поведения.

«Есть такая общепринятая идея, что пауки слишком малы, чтобы у них развилось сложное поведение, так как для этого нужна определенная критическая масса мозговой ткани, — говорит арахнолог и биолог-эволюционист Димитар Димитров (Dimitar Dimitrov) из Университетского музея Бергена в Норвегии. — Но я думаю, что пауки — один из случаев, когда общепринятая идея оказалась довольно далеко от истины. Некоторые маленькие существа, на самом деле, способны делать очень сложные вещи».

238073378

Поведение, которое можно назвать «познавательным», в отличие от автоматических реакций, может быть довольно распространенным среди пауков, считает Димитров — соавтор исследования о разнообразии пауков, опубликованного в этом году в Annual Review of Entomology. От пауков-кругопрядов, меняющих вид строения паутины в зависимости от типа добычи, которую они планируют поймать, до пауков-анифенидов, способных научиться ассоциировать вознаграждение с запахом ванили — в мозгу этих животных происходит гораздо больше процессов познания, чем принято считать.

«Важен не столько размер мозга, сколько то, что существо способно делать с тем, что у него уже есть», — уточнила арахнолог Фиона Кросс (Fiona Cross) из Университета Кентербери в Крайстчерче, Новая Зеландия.

Кросс изучает поведение пауков-скакунчиков — бесспорных чемпионов по развитию когнитивных способностей в среде паукообразных. Хотя мозг этих крошечных арахнидов в буквальном смысле слова не больше булавочной головки, работа Кросс и других ученых показывает, что эти существа обладают способностями, которые мы без проблем назвали бы признаками интеллекта, если бы их демонстрировали животные с гораздо большим объемом мозгом, например собаки или наши дети.

«Пауки-скакунчики — удивительно умные создания, — утверждает эколог Натан Морхаус (Nathan Morehouse), изучающий пауков в Университете Цинциннати. — Я всегда восхищаюсь, когда существо вроде скромного паука-скакунчика рушит нашу уверенность в биологическом превосходстве».

media p portia fimbriata

Среди пауков-скакунчиков самыми искусными охотниками считаются представители рода Portia. Известно, что такие пауки, как изображенный на фото Portia fimbriata, планируют нападения на других пауков, включая длинные обходные пути и сложные стратегии, разработанные с учетом вида жертвы.

Одна из возможных причин, почему пауки-скакунчики так поведенчески продвинуты, заключается в том, что они обладают самым острым зрением, известным для существ их размера — размеры этих пауков обычно от одного миллиметра до 2,3 сантиметра в длину. Они используют зрение, чтобы найти и не упускать из виду во время преследования и атаки добычу, тогда как остальные пауки обычно прибегают к другой стратегии — сплести паутину и ждать, пока туда попадет жертва.

«Зрение дало им значительные возможности, благодаря чему пауки могут исследовать окружающую среду», — рассказала исследователь поведения животных Ксимена Нельсон (Ximena Nelson), которая тоже изучает пауков-скакунчиков в лаборатории Университета Кентербери. На открытой местности им нужно издалека распознать добычу, хищников, друзей, прежде чем принять решение, стоит ли приближаться. «На мой взгляд, именно зрение развило их удивительную познающую способность».

Пауки способны выстраивать сложные стратегии

Пауки-скакунчики, обладающие самым острым зрением и самым впечатляющим умом, принадлежат к роду Portia, обитающему в Африке, Азии и Австралии. Они предпочитают охотиться на других пауков и разрабатывают стратегии для каждого вида жертв. Известный исследователь пауков-скакунчиков из Университета Кентербери Роберт Джексон (Robert Jackson) обнаружил, что многие из тактик Portia отличаются особым коварством.

По словам Джексона, во время охоты на другой род пауков-скакунчиков — Euryattus — Portia использует хитроумный трюк. Самки Euryattus строят гнезда внутри опавших свернутых листьев, которые подвешивают в воздухе на нити шелка, прикрепленной к камням или растительности. Ухаживающие самцы сползают по шелковым нитям, встают на вершину гнезда и определенным образом сотрясают гнездо. Этот сигнал выманивает из него самку. Portia, по-видимому, использует преимущества такой системы, подражая сигналу самца Euryattus и заманивая самку в засаду: она выходит, а там не к ней пришли, а за ней!

Для Portia поиск верной стратегии особенно важен во время охоты на пауков, которые сами не прочь закусить скакунчиками. К примеру, чтобы напасть на паука, который плетет паутину, Portia обманывает его, заставляя подойти ближе, дергая за несколько шелковых нитей паутины. Если паук-жертва относительно мал, Portia дергает паутину, имитируя вибрацию пойманного насекомого, побуждая паука броситься к добыче со всех ног — однако вместо этого он сам становится добычей.

Если эти приемы не действуют на конкретного паука, Portia использует еще одну стратегию — встряхивает всю паутину, чтобы она двигалась так, словно нити колышет порыв ветра. Действие служит маскировкой для вибрации, которую создает Portia, когда заползает в паутину паука-жертвы. Во время лабораторных экспериментов Джексон обнаружил, что Portia пробует различные методы дерганья паутины, используя разные нити и скорость вибрации, пока не обнаружит правильную комбинацию, чтобы обмануть каждого отдельного паука, за которым охотится. По сути, она обучается во время охоты.

«Даже среди этой удивительно умной группы пауков-скакунчиков представители рода Portia выделяются необычной сообразительностью, — отметил Морхаус. — В конце концов, они охотятся на очень опасную добычу, поэтому осторожность и сообразительность — полезные инструменты».

media p portia africana stalking prey

Паук-скакунчик вида Portia africana, справа, преследует паука-эрезида. Известно, что пауки-скакунчики охотятся на других пауков, дергая за нити паутины, чтобы побудить паука-жертву подойти ближе. Когда паук оказывается в пределах досягаемости, Portia атакует.

Пауки строят планы

С целью понять, как эти маленькие паучки прокладывают столь сложные маршруты, Кросс и Джексон испытали умственные способности Portia в лаборатории. Они построили платформу, окруженную водой, со смотровой башенкой в центре, с которой паук может наблюдать две другие башенки, на вершинах которых стояли две коробки: одна содержала мертвых пауков, на которых Portia предпочитает охотиться, а другая — опавшие листья (точно не лакомство для Portia). Единственный способ добраться до добычи, не намокнув (этого пауки-скакунчики не любят), — спуститься на платформу, затем выбрать правильную из двух дорожек, ведущую к нужной коробке.

Расположившись на вершине смотровой башенки, пауки внимательно осматривали местность, прежде чем спуститься с башни и подняться по одной из дорожек. Большинство испытуемых выбирали путь, ведущий к еде, даже если это означало отдалиться от добычи и пройти мимо неверной дорожки. Кросс и Джексон утверждают, что пауки планировали маршрут со смотровой башни, а потом следовали ему, возможно, формируя мысленное «представление» карты — впечатляющий когнитивный подвиг для мозга размером едва ли больше макового зернышка.

7676

Во время лабораторных экспериментов пауки рода Portia показали способность совершать запланированные походы, чтобы добраться до своей добычи. Portia начинает путь на центральной башне платформы, с которой открывается вид на две коробки, но лишь одна из них содержит потенциальную пищу. Паук должен спуститься с башни на платформу, окруженную водой, и использовать правильный обходной путь, чтобы добраться до добычи

Пауки умеют удивляться

Для еще одной проверки идеи о том, что Portia использует мысленное изображение вещей, Кросс и Джексон позаимствовали классический психологический эксперимент, предназначенный для оценки познавательной способности младенцев. Поскольку маленькие дети, как и пауки, не могут сказать, что у них на уме, идея заключается в том, чтобы выяснить, способна ли удивить та вещь, за которой они наблюдают.

Например, младенец видит, как игрушечная пожарная машина заезжает за левую сторону барьера, а затем — как с правой стороны появляется либо пожарная машина, либо плюшевый кролик. Ребенок будет дольше смотреть на неожиданно появившегося кролика, чем на пожарную машину, появление которой и так ожидалось. Эксперимент говорит о том, что малыш сформировал мысленное представление о пожарной машине и был озадачен, так как кролик не соответствовал ему.

С целью проверить, реально ли удивить Portia, Кросс и Джексон соорудили для пауков витрину с добычей. Сначала они показывали Portia один вид добычи в течение 30 секунд. Потом закрывали заслонку на передней панели витрины и меняли добычу местами, а через 90 секунд снова открывали заслонку. Если бы Portia сначала увидела паука-росянку, а потом паука-кругопряда, как бы она себя повела?

Ученые обнаружили, что если после открытия заслонки Portia видела другую добычу, то вероятность нападения была гораздо ниже, чем когда добыча оставалась прежней. Исследователи утверждают: эксперимент свидетельствует о том, что паук сформировал мысленное представление о добыче в начале испытания, которое не совпадало с тем, что он увидел в конце.

«В эксперименте используются действительно креативные экспериментальные схемы, и он вдохновил нас на собственные исследования», — рассказала зоопсихолог Элизабет Якоб (Elizabeth Jakob), изучающая пауков-скакунчиков в Массачусетском университете Амхерста.

Пауки умеют считать

Используя модификацию теста на обходной путь, Кросс и Джексон изучили другие способы и удивились поведению пауков. «Это равносильно тому, чтобы покопаться в мозгу Portia и спросить: «Ну, на что ты обращаешь внимание, Portia? Что для тебя важно?» — говорит Кросс.

Исследователи выяснили, что Portia хорошо разбирается в счете. Используя кенийский вид Portia africana, Кросс и Джексон позволили Portia увидеть несколько объектов добычи со смотровой башенки, а затем поменяли их количество, пока паук находился в пути, а цель была вне поля его зрения. Как оказалось, если Portia видела с башни одного паука-жертву, а прибыв на место, обнаруживала двух, она была менее склонна к нападению.

То же самое справедливо в отношении одного против трех объектов добычи и двух против трех, а также когда паук встречал только один объект после того, как ему первоначально показывали два или более. При тестировании с большим количеством объектов пауки не делали различий между тремя и более, объединяя их все в категорию «много».

Хотя пауки не могут считать «раз, два, три», исследование показывает, что некоторые скакунчики обладают чувством числа, примерно равным человеческому.

Пауки оценивают риски

Быть крошечным пауком, разгуливающим в дикой природе, — дело рискованное. Хотя представители этого отряда известны своими охотничьими способностями, пауки-скакунчики окружены большими числом других талантливых хищников, включая других пауков, муравьев, птиц, ящериц, жаб и, что самое ужасное, грязевых ос (они могут парализовать скакунчика и отложить в его внутренностях яйца, из которых появятся личинки и заживо съедят паука).

Но эти умные маленькие пауки, как обнаружила Нельсон, умеют выходить из опасных ситуаций. В лаборатории Университета Кентербери разработали тест, чтобы проверить, насколько хорошо Portia может оценивать пути отступления. Хотя пауки умеют плавать, они ненавидят воду, поэтому для эксперимента животное сажали на платформу, окруженную поддоном, наполненным водой. У подопытного было четыре способа добраться по воде до края лотка: все они предполагали прыжки между островками, сделанными из деревянных штырей, торчащих из воды.

media p spider water escape

Portia оценивает рискованность путей эвакуации с башенки, установленной в лотке с водой, которую паук, естественно, избегает. Чтобы добраться до безопасного края лотка, паук должен прыгать с одного торчащего из воды штырька на другой. Самый безопасный выбор — самый короткий путь, состоящий из наименьшего количества штырьков, который требует наименьшего количества прыжков.

Portia выбирала самый безопасный маршрут, который покрывал кратчайшее расстояние до цели и требовал наименьшего количества прыжков чаще, чем можно было предположить. Но когда испытуемые не выбирали самый безопасный путь, они неожиданно предпочитали самый длинный маршрут с наибольшим количеством штырьков. Оказывается, Portia просто перехитрила тест: самый длинный путь был извилистым, и пауки часто срезали дорогу, пропуская штырьки. «По сути, они просто жульничали», — сказал Нельсон.

Единственная загвоздка была в том, что на выполнение подобных задач у Portia может уйти довольно много времени: иногда несколько часов, а порой намного больше, чем у других пауков-скакунчиков, которых тестировала Нельсон. Исследовательница выявила четкую взаимосвязь между временем, которое паук тратил на изучение маршрута, и вероятностью выбора безопасного пути. По моему мнению, «видеть — значит думать», — отметила ученый. — Portia тратит довольно много времени на изучение маршрута, прежде чем принимает решение».

Можно с уверенностью сказать: по мере того как ученые продолжают изучать познавательные способности пауков-скакунчиков, эти существа будут и дальше удивлять нас своими умственными задатками. И если бы другим семействам арахнидов уделяли столько же внимания, кто знает, что еще мы бы узнали и какие способности скрываются у существ с крошечными мозгами.

Скакунчики — не самые большие пауки, но они, вероятно, способны выполнять наиболее сложные модели поведения среди пауков, считает Димитров. «Поэтому, я думаю, мы до сих пор не понимаем, где находится порог, за которым уже не может быть интеллекта, какой мозг для этого действительно не годится, потому что слишком мал», — подытожил исследователь.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector