- Стелс-технологии в космосе: как и зачем прятать спутники от чужих глаз и радаров
- Что такое стелс-технологии
- Почему сделать спутник невидимым трудно
- Уязвимость для современных средств обнаружения
- Спутник-невидимка от SpaceX
- Российские запатентованные стелс-технологии для спутников
- Китайское покрытие, которое поглощает 80% излучения радаров
- Как работает стелс-технология в самолётах
- Как работает стелс
- Стелс
- Содержание
- Стелс-экшен [ править ]
- Стелс-миссия [ править ]
- Стелс как опция [ править ]
- Курьёзы [ править ]
- Мифы о стелсах
- Мифы о стелс технологиях
- Стелсы не невидимки
- Они неуязвимы
- Старые радары видят стелс
- Стелс неэффективен
- Как сбили стелс в Югославии?
- Загоризонтные РЛС все видят
- Технологию Стелс придумали в СССР
- Слишком дорого
- Бесполезный стелс: как российская ПВО борется с «невидимками»
- Камуфляж-невидимка
- Стелс-самолет увидел старый советский радар
- По работам советских ученых
- Капризное покрытие
- Ракет хватит всего на две атаки
Стелс-технологии в космосе: как и зачем прятать спутники от чужих глаз и радаров
Развитые космические технологии обеспечивают связь, предупреждают об опасности и помогает наносить урон, если это нужно. Поэтому страны развивают стелс-технологии, которые помогают скрыть спутники от обнаружения. Рассказываем подробнее, как работают стелс-технологии и кому нужны.
Читайте «Хайтек» в
Что такое стелс-технологии
Поглотить большую часть радиоволн можно только в сантиметровом диапазоне. В силу физики распространения радиоволн сделать объект малозаметным в метровом диапазоне, когда длина волны сравнима с собственными размерами объекта, изменением его формы в принципе невозможно.
Также на нынешнем уровне технологий невозможно добиться полного поглощения любого радиоизлучения, падающего на объект под произвольным углом.
Поэтому в настоящее время главная цель при выборе формы объекта, отразить волны в сторону от излучателя, — таким образом, часть сигнала поглощается специальными покрытиями, а остальная часть отражается так, что радиоэхо не возвращается к наблюдающей РЛС.
Почему сделать спутник невидимым трудно
Против стелса в космосе говорят следующие факты объективной реальности:
Уязвимость для современных средств обнаружения
По большинству боевых и специальных вспомогательных машин, созданных с применением стелс-технологий, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость.
Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности.
Спутник-невидимка от SpaceX
В июне 2020 года SpaceX запустила в космос спутники со специальным стелс-покрытием, чтобы протестировать его работу: оно было призвано «спрятать» спутники от телескопов.
Один из спутников тестировал специальный антибликовый козырек. Ожидается, что обновлённый дизайн позволит решить проблему отражения солнечного света группировкой спутников.
Астрономы уже не раз жаловались на помехи в наблюдении космических объектов, создаваемые ее присутствием на орбите.
Новая разработка призвана улучшить наблюдения за космическим пространством и только поэтому блокирует часть сигналов от спутников, однако возможно новая разработка была только первым шагом и американские ученые будут развивать это направление.
Российские запатентованные стелс-технологии для спутников
Российские предприятия провели исследования применения радиопоглощающего покрытия для космических аппаратов, которое должно снизить заметность российских спутников для радиолокаторов, говорится в материале.
В статье представлены результаты экспериментальных исследований свойств, стойких к аномальным высоким и аномально низким температурам образцов радиопоглощающего материала ВТМВ-1С.
Замаскированная с применением наших изделий техника буквально исчезает с экранов радаров, отмечают разработчики.
Кроме этого, «Роскосмос» получил патент на космический аппарат, который может менять свою форму. За счет изменения площади отражающей поверхности панелей солнечных батарей такие аппараты способны становиться малозаметными для иностранных спутников-шпионов.
Таким образом, можно будет экранировать космический аппарат, изменив его отражательные качества относительно лазерного излучения шпиона. Когда чужой спутник пройдет мимо, панели можно будет снова развернуть.
Китайское покрытие, которое поглощает 80% излучения радаров
В Китае работают над стелс-технологиями для космоса. Существует много идей: от покраски спутников в черный цвет, покрытия графеном до их перемещения в радарной тени от космического мусора. Основная проблема не в том, чтобы сделать спутник незаметным, а в том, чтобы скрыть его от радаров.
Ученые из Чанчуньского института оптики, точной механики и физики, расположенного в Нанкине. Используя композитные материалы со включением бумаги и пластика, исследователи создали многослойную сотовую структуру, способную поглощать до 80% радарного излучения во всём задействованном сегодня диапазоне частот.
Также они создали прозрачное радарное стелс-покрытие для солнечных панелей с толщиной всего в 3 мм, но оно остается устойчивым на изгиб и выдерживает удары.
Как работает стелс-технология в самолётах
Самолёт-невидимка — это самолёт, который не видим для радаров, сонаров, инфракрасных лучей и других средств обнаружения. Во время Второй мировой войны появились первые радары, а вместе с ними началась разработка стелс-технологии.
Первым самолётом с уменьшенным радиолокационным обнаружением был реактивный Horten Ho 229, который изготовили немцы в 1943 году. Но по-настоящему востребованной стел-технология стала во время Холодной войны.
Фото: scienceabc.сom
Как работает стелс
Чаще всего для обнаружения самолётов используют радар. Радиолокационная станция излучает радиоволны. Если они отражаются от объекта, его изображение выводится на экран. Это похоже на мяч, который бросают в стену, и он отскакивает обратно в руки.
Самолёты-невидимки используют два основных способа противодействия радиолокационному сигналу: поглощение и отклонение.
Поглощение — это когда радиосигнал доходит до самолёта, но почти не возвращается обратно (как будто мяч бросили в желеобразную стену). Достигается это за счет использования радиопоглощающего материала или окрашивания самолета радиопоглощающей краской. Несмотря на то, что технологии создания радиопоглощающего материала уже больше 40 лет, она строго засекречена.
Отклонение работает, когда у самолёта много углов и граней: радиолокационные импульсы отражаются в направлениях, отличных от тех, откуда они приходят. А это значит, что антеннам сложнее поймать отраженный сигнал. Большинство обычных самолётов имеют округлую форму фюзеляжа и скругленные крылья — это необходимо для лучшей аэродинамики. Обычные самолёты — лёгкая мишень для радара, ведь часть радиолокационного сигнала всегда вернется к радару, под каким бы углом сигнал не падал на самолет.
У самолёта-невидимки, наоборот, форма плоская, а контуры острые. Сигнал попадает на него и отражается под большими углами. Это как мяч, который бросили в кривую стену.
Фото: scienceabc.com
Иногда поглощение и отклонение комбинируются: самолёты-невидимки покрывают микроскопическими пирамидами, покрытыми радиоотталкивающими материалами.
Стелс имеет свою цену: угловатая конструкция часто делает самолёты неаэродинамичными. Кроме того, отсутствие вертикального хвоста (который может отражать входящие радиоволны) уменьшает стабильность самолёта. Тем не менее, выгоды от внезапного захвата противника стелс-самолётом перевешивают его недостатки.
Стелс
« | Да они тут баррикад понастроили, ну чистая революция! Дерьмо. Надо поближе подойти. Давай, обезвредь постовых. | » |
— Бурбон из Metro 2033 кратко раскрывает суть |
Стелс (от англ. stealth — скрытность, незаметность) — вид геймплея в видеоиграх. Суть стелса заключается в его цели: оставаться незамеченным и действовать исподтишка. Быть обнаруженным в стелсе — все равно что быть убитым.
Содержание
Стелс-экшен [ править ]
Жанр видеоигр, сама суть которых заключается в стелсе. В этих играх, формально являющихся TPS или FPS, стелс — ключевая механика: вы не ломитесь напролом с большими пушками, а нападаете из-за угла. Попытка играть в эти игры, как в Doom, приведет к очень быстрому поражению — так уж они устроены и отбалансированы.
Классикой такой игры является Thief. Позднее к этой ней добавились и другие игры, в которых играешь за шпиона. Следует упомянуть, что далеко не во всех играх, которые сегодня позиционируются как стелс-экшены, придется применять этот самый стелс. Изначально жанр жил по принципам Чужого из одноименного фильма: «избегай прямого контакта, ищи обходные пути, бей в спину, избавляйся от врагов по одному» В современных играх скрытное прохождение подается скорее как фича, а не как основа геймплея, ибо целевая аудитория может и заскучать, если заставлять ее час за часом красться вдоль стеночек. Результатом такого либерального отношения разработчиков являются ситуации, когда игрок, управляя по сюжету каким-нибудь шпионом или Ниндзя, проникнувшим в забитый врагами лагерь, может отказаться от скрытного прохождения и начать играть в стиле Рэмбо — и игра ему это позволит сделать, лишив, в худшем случае, какой-нибудь ачивки «Призрак» или выдав меньше опыта/денег по окончанию эпизода, а то и вовсе никак не оштрафовав, пассивно поощряя такой топорный вариант прохождения.
Примеры классического стелса: первые части Thief, Manhunt, первые части Splinter Cell, Metal Gear до третьей части включительно, а из нового — Styx: Master of Shadows.
Примеры «необязательного» стелса: Dishonored, The Saboteur, дилогия «Смерть шпионам», продолжения Hitman.
Стелс-миссия [ править ]
Стелс как опция [ править ]
Наиболее здравый подход к стелсу встречается в RPG, особенно в RPG-песочницах, таких, как The Elder Scrolls. Здесь существует класс персонажа, сила которого в стелсе, обычно называемый «Вор» или «Ассасин». Любители играть в стелс будут выбирать и качать именно этого персонажа, а любители покрошить все в капусту мечом или отфайерболить до золотистой корочки будут избегать его, как чумы.
Аналогично в Deus Ex можно качаться в эдакого «Терминатора», идущего напролом — а можно качаться под стелс, и соответственно ставить себе имплантанты на скрытность, а не на бой. Также отличные возможности для стелса появились в Fallout 4 — собственную незаметность можно обеспечивать не только правильной прокачкой навыков, но и правильным подбором экипировки (глушители на оружии, затененная броня), а также использованием различных технических устройств — стелс-бой и оптический камуфляж превращают героя практически в невидимку.
Курьёзы [ править ]
Мифы о стелсах
Технологии малой заметности — очень популярная тема. Ее часто обсуждают, комментируют, дают оценку. И как любой популярный вопрос, он обрастает мифами и заблуждениями. Мифы о самолетах невидимках плодятся в огромных количествах и живут с в знании очень долго. Чтобы понять, где правда, а где выдумка, нужно приложить немалые усилия.
Мифы о стелс технологиях
Кончено, все что касается военных тематик — секретно. Но, во-первых, stealth — это изобретение 70-х годов двадцатого века и многое уже давным-давно известно в подробностях. Во вторых, никакая секретность не может изменить законы физики. Так что подобраться близко к истине вполне возможно, не обладая допуском к секретным материалам. Так правда ли, что стелс — невидимка или это все умелая дезинформация?
F-117A. Самый первый, настоящий «Стелс»
Итак, выдумки и правда о «самолетах-невидимках»:
Стелсы не невидимки
Правда ли, что стелс, на самом деле не невидимка? Конечно, правда!
Никто, никогда не говорил о полной невидимости самолета использующего технологию стелс. Речь всегда идет о понижении заметности в радиолокационном и инфракрасном спектрах. Это значит, что если ранее какой-то конкретный радар мог обнаружить самолет за 100 километров (цифры условные) и навести зенитную ракету за 80, то с применением технологии малой заметности, «увидеть» стелс можно будет на дистанции 50 км, а атаковать с 40.
Вполне хороший результат. Самолет сможет незаметно «проскользнуть» там, где раньше его бы обнаружили, или атаковать до того, как будет обнаружен.
К тому же, обнаружение, это еще не конец игры. Требуется еще и устойчивое сопровождение и наведение на цель.
Но в медиа-пространстве все рано живет миф о том, что стелс-технология, это всего лишь «распил», «пиар» и бессмысленная трата денег. Но так думают только те, кто не удосужился узнать подробнее, что из себя представляет невидимость стелс-самолета, ракеты или корабля.
F-22 не только малозаметный, но еще и симпатичный
Они неуязвимы
Взгляд с другой стороны. Если разбирать вопрос поверхностно, может сложиться картина полной неуязвимости стелс самолетов, они ведь «невидимки». Но это далеко не так, они просто менее заметны, вот и все. Не стоит сначала придумывать миф о невидимости, а потом его же и опровергать. Оба утверждения неправда.
Любая военная техника созданная с применением методик снижения заметности будет получать неплохие преимущества, которыми еще надо уметь воспользоваться.
Старые радары видят стелс
Развитие предыдущего мифа. Якобы некие «наши» устаревшие системы способны обнаруживать стелс самолеты (ну и корабли и ракеты тоже). На самом деле, обнаруживают не только наши, не только старые. А абсолютно все, кому это позволяет физика. так почему же старые радары видят стелсы?
Корабль прибрежной зоны класса Independence. Малозаметный
Например, РЛС метрового диапазона уверенно обнаруживает самолет созданный по технологии стелс. Не важно чей это радар, не важно старый он или новый. Стелс — это защита от электромагнитных волн сантиметрового и дециметрового диапазонов. Именно от РЛС работающих в этом диапазоне и прячутся стелсы. И прячутся успешно.
Так почему же не разработать защиту от радаров метрового диапазона?
Во-первых — это очень сложно (может оказаться, что и невозможно). Ведь если длинна волны сопоставима с размерами препятствия с которым она встречается, то никакие ухищрения с геометрией не сработают, они просто будут слишком незначительны при таких размерах.
Во-вторых — это и не нужно. Такой радар может обнаружить малозаметную цель, но не может выдать координаты достаточно точные для наведения ракет. Дело в том, что отклонение на 0,1 градус по углу места и на такое же значение по азимуту на дистанции в 100 км даст точность +/- 30 метров, а на 200 км уже +/- 60 метров. Это только школьная геометрия, без учета особенностей самих радиоволн, условий среды распространения, мощности сигнала, без учета того, что цель движется… На самом деле, с точностью все будет еще хуже.
В конструкции Eurofighter используются методики малой заметности
Итак, РЛС сможет обнаружить цель, но не сможет навести на нее ракеты. Радар метрового диапазона выдаст координаты с точностью «плюс-минус две ладошки от полярной звезды». То есть понимать что, что-то там летит мы будем, а вот понимать где именно и с какой точно скоростью — уже нет. Даже количество целей может быть определено не точно, не говоря уже об их классификации. Скорость, высота, направление движения, размеры… Все это будет известно очень неточно. Настолько неточно, что толку от этих знаний не будет никакого.
Авиационные радары могут быть только сантиметрового или дециметрового диапазонов из-за ограничений по физическим размерам. Что уж говорить о ракетах, где места для РЛС еще меньше.
Стелс неэффективен
Такой вывод делается на основании истории про сбитый сербами F-117A. Бомбардировщик был сбит ракетой выпущенной при помощи зенитно-ракетного комплекса С-125 «Печора» советского производства. Этот комплекс разрабатывался в 50-60-е годы и считался давно устаревшим. Но, тем не менее, С-125 сбил «Стелс».
Все именно так, но есть несколько «но», которые в корне меняют ситуацию.
Как сбили стелс в Югославии?
Во-первых, за все время войны в Югославии, был сбит всего один F-117A Nighthawk. Много есть баек про то, что не один, но подтвержденный факт потери именно одного самолет (бортовой номер 82-0806). Даже если бы их было два, ситуации это не меняет. Этот «первый настоящий стелс» совершил около 800 самолето-вылетов в Югославии, а до того успел повоевать в Панаме и дважды в Ираке (по открытым данным — 1270 вылетов) и при этом был сбит лишь один борт.
Во-вторых, важно как именно был обнаружен и сбит стелс самолет.
РЛС метрового диапазона П-18 «Терек». Обратите внимание на размер антенны.
У сербов на вооружении были РЛС метрового диапазона П-12 «Енисей» и которые были способны обнаружить малозаметный летательный аппарат и сообщить о его появлении в определенном секторе. Но речь о С-125, которая оснащена радаром сантиметрового диапазона…
Сбили стелс на расстоянии 13 километров от ЗРК, это известно, а вот дальше… Есть две версии:
В обоих случаях совпало слишком много условий, чтобы считать факт, который точно имел место, доказательством неэффективности стелс-технологии. Это скорее исключение, подтверждающее правило. Мнение о том, что F-117A сняли с вооружение именно после воны в Югославии — выдумка. Дело было в том, что подоспел F-22, а «Ночной Ястреб» был слишком дорог в эксплуатации, что обставлять оба самолета в войсках.
К тому же, F-117A все еще летает и в 2020 году. Эти самолеты находятся в резерве и их используют в научных целях и в качестве учебных малозаметных целей.
Загоризонтные РЛС все видят
Та же ситуация, что и с метровыми волнами. Загоризонтные радары используют декаметровый диапазон, еще длиннее, чем метровый. Да, они способны «просматривать» обстановку на огромных расстояниях, но не могут осуществлять наведение на цель. То есть, обнаружить цель на расстоянии 3000 километров, это можно, но с точностью тут еще больше проблем из-за длинны волны и огромного расстояния. Да, они обнаруживают малозаметные цели, это правда. Но…
Французский фрегат класса Lafayette. Используются stealth технологии.
Технологию Стелс придумали в СССР
Как обычно бывает, в том мифе есть маленькая доля правды и огромная часть выдумки. В чем же суть и где правда, а где ложь?
Советский физик Петр Уфимцев опубликовал работу, которую использовали в компании Локхид при проектировании бомбардировщика F-117A.
Далее в этой истории появляется конспирологическое развитие. Якобы, в СССР над темой работали давно и стелс-технология была признана безперспективной. Во втором варианте, вместе с технологией малой заметности была разработана некая секретная, но при этом простая и дешева технология противодействия. И именно поэтому работа физика-теоретика Уфимцева была издана и «подсунута» американцам, чтобы те потратили деньги впустую.
Действительно, в 1962 была издана работа кандидата наук Петра Яковлевича Уфимцева. Она называлась «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Это правда, что в США книгу перевели и изучили, люди в специальном отделе переводили все, что могло оказаться полезным и составляли собственную библиотеку. Правда и то, что инженеры Локхид признались, что воспользовались этими материалами.
Выдумка заключается в том, что стелс технологию разработали в СССР. В той самой 237 страничной монографии (так называется научная работа где обобщаются уже известные знания) Уфимцева нет ничего нового или секретного (в предисловии к изданию даже указано «…для студентов старших курсов…»). Там вообще нет ни слова о технологии малой заметности, зато есть 92 ссылки на источники. Книга доступна всем, кто захочет ее скачать, почитать и удостовериться.
Работа Петра Яковлевича касается математического аппарата для расчетов взаимодействия радиоволн и поверхностей разной формы. Безусловно, полезный труд, но ничего нового, чего бы до этого не знали в США или в СССР в нем нет. Эта информация была использована в США для создания алгоритма расчета рассеивания радиолокационных волн под названием ECHO 1.
Если бы не Уфимцев, такая разработка заняла бы больше времени, но считать, что он «изобрел» технологию стелс нельзя. Создатель F-117 (а также U-2 и SR-71) Бэн Рич работал над снижением радиолокационной заметности в проектах «Радуга» и «Архангел» еще в 1954-1959 годах. Научная работа советского ученого ни авиации вообще, ни снижения заметности для радара напрямую не касалась, нельзя говорить, что он «придумал стелс»!
Ни о какой спецоперации речи быть не может. Так же, как и о бесперспективности технологии стелс. Если бы это было так, то стали бы заниматься понижением заметности в стольких странах и конструкторских бюро (включая, кстати, Россию)?
Конечно, труд аспиранта (в то время) изданный тиражом 6 500 экземпляров и являющийся сборником методик расчета, вряд ли мог бы быть замечен и оценен в СССР, ведь там никто специально не работал над такой темой, в отличие от США. Вот и вся загадка, американцы просто искали материалы, которые могли облегчить работу для них, и нашли.
Слишком дорого
Вот это уже не миф, это единственная правда о стелс технологиях. Малая заметность, это и правда не дешево. Если проектировать военную технику с максимальным использованием всех методов снижения радиолокационной и инфракрасной заметности, цена будет очень высока. Знаменитый стратегический бомбардировщик B-2 получил прозвище «золотой самолет». Его разработка обошлась в 44 миллиарда долларов, а сам бомбардировщик (которых было построено всего два десятка) стоил бюджету 2,13 миллиарда долларов за штуку.
В компании дорогих… B-2 и F-22 полноценные «невидимки»
Действительно, ради комплекса мер по снижению радиолокационной заметности нужно сильно раскошелиться. Ведь для этого используются и недешевые материалы и сложные инженерные решения. Но, если хорошенько посчитать, в случае реальной военной операции, небольшие потери дорогих самолетов и кораблей выгоднее, чем большие потери дешевых.
Особенно, если принимать во внимание жизни экипажей. Ведь, в отличие от Первой и Второй мировой войны быстро восполнить потери уже не получится. Современных военных специалистов готовят долгие годы, их нужно беречь.
Французский палубный истребитель Rafale M. Здесь применяется stealth элементы
В заключение нужно еще раз напомнить, что малая заметность, это не невидимость. Это именно то, как оно и называется. Применяя стелс технологии, инженеры просто увеличивают шансы военной техники оставаться незамеченной дольше. Сама собой напрашивается аналогия с камуфляжем, ведь танк или самолет, покрашенные в зеленый цвет не становятся невидимыми на фоне травы, их просто сложнее заметить. В случае радаров и инфракрасных датчиков та же история, лучше быть незаметным, чем не быть.
К тому же, современные стелсы чаще всего летают с линзами Люнеберга, которые увеличивают их ЭПР в несколько раз. Делается это для того, чтобы потенциальны противник не смог определить реальную сигнатуру цели. Поэтому все новости вроде «невидимку засекли и условно сбили» не означают ничего конкретного.
Шведский Gripen тоже «с элементами малой заметности»
Не зря весь мир так или иначе использует эти методы на новой и модернизированной технике. Если бы стелс был неэффективен, от него бы давно отказались.
Бесполезный стелс: как российская ПВО борется с «невидимками»
Гордость ВМС США, новая подлодка-невидимка «Колорадо» оказалась в центре скандала. В Сети появились фотографии, на которых видно, что в защитной обшивке субмарины зияют бреши. Так называемое стелс-покрытие, которое делает судно невидимым для радаров, разрушилось во время первого же похода «Колорадо» к Северному полярному кругу. Теперь американских судостроителей обвиняют в халатности.
Мало кто знает, что технологию «невидимой» военной техники разработали в Советском Союзе, и только потом она появилась в США. Почему американские самолеты-невидимки были заметны на российских радарах? Как работает технология стелс? На что способны современные образцы «невидимой» техники? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!
Камуфляж-невидимка
Плащ-невидимка – больше не фантастика. По крайней мере, так утверждают канадские инженеры, которые разработали ткань под названием «квантовый Стелс». Она преломляет свет и электромагнитные волны и позволяет объекту сливаться с местностью. Из ткани-невидимки планируют шить камуфляж для солдат.
Впрочем, эффективность такой маскировки вызывает сомнение. Военный эксперт Алексей Леонков уверен: «Боец все равно будет двигаться в такой экипировке, и все равно какое-то излучение от него будет исходить. С помощью электронно-оптических приборов, работающих в ультрафиолетовом диапазоне, его будет видно достаточно хорошо».
Стелс-самолет увидел старый советский радар
Самый дорогой истребитель-бомбардировщик в мире – F-35 пятого поколения. Его разработка обошлась налогоплательщикам США почти в 1,5 триллиона долларов. Самолет должен был стать незаметным для радаров, но выяснилось, что российские системы ПВО С-400 и С-300В4 без особых проблем видят так называемый «истребитель-невидимку».
Подобная ситуация уже была. Первый малозаметный самолет, созданный по технологии стелс, появился в США в 1981 году. F-117 «Ночной ястреб» должен был скрытно преодолевать систему противовоздушной обороны противника и атаковать стратегические объекты. Однако во время боевых действий в Югославии самолет-невидимку без труда засекали даже устаревшие советские ПВО.
После этого появилась версия о том, что брешь в технологии стелс – не что иное как диверсия советских спецслужб.
По работам советских ученых
Американский конструктор самолетов-невидимок Бен Рич признавал, что разрабатывал летательные аппараты на основе трудов советского физика Петра Уфимцева. Его работа под названием «Метод краевых волн в физической теории дифракции» была опубликована в 1962 году. Автор описал теорию отражения радиоволн от плоских поверхностей. Однако в СССР производство самолетов-невидимок сочли разорительным и разработки свернули. Книга Петра Уфимцева была издана тиражом 65 тысяч экземпляров и пылилась в советских библиотеках.
Зато эта революционная научная работа заинтересовала американских разведчиков, которые привезли книгу в США и передали ученым.
Капризное покрытие
В 1990 году Петра Уфимцева пригласили в США. Ученый принял участие в разработке самолетов-невидимок, истребителя F-22 «Раптор» и стратегического бомбардировщика B-2 «Спирит». Советский физик предложил идею использования революционных материалов, которые смогут поглощать радиоволны от поисковых локаторов. Именно они легли в основу американской технологии стелс. Однако позже выяснилось, что радиопоглощающее покрытие весьма ненадежно и очень капризно.
Через несколько лет на конференции в Париже Петр Уфимцев представил идею радаров, которые при необходимости смогут определять самолеты-невидимки, и произвел фурор в западном научном сообществе. Однако технология, которую физик пытался выдать за свою, на самом деле была разработана отцом советской радиолокации Павлом Ощепковым еще в 1934 году и широко применялась в СССР. По одной из версий, Уфимцев действовал по заданию спецслужб и намеренно ввел западных инженеров в заблуждение. Именно поэтому в Югославии советские ПВО впоследствии легко засекали американский истребитель-невидимку F-117 «Ночной ястреб».
Ракет хватит всего на две атаки
Пожалуй, главный минус всех самолетов-невидимок в том, что они неспособны нести на борту достаточный боекомплект.
Но США не оставляют надежды создать эффективную маскировку для кораблей, танков и самолетов. Сотрудники Гарварда разрабатывают чехлы-невидимки, которые будут скрывать технику от приборов, работающих в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах, но пока опытные образцы не выдерживают критики.