- Стена Плача
- Стена Плача
- Сэкономь на путешествии!
- Видео: Стена Плача в Иерусалиме
- История и происхождение названия
- Традиции и обычаи
- Записки в Стене Плача
- Туннель Западной стены
- Сведения для туристов
- Стена плача в Израиле (Иерусалим)
- История возникновения Стены Плача в Иерусалиме
- Происхождение названия Стены Плача
- Святость Западной стены в Иерусалиме
- Молитва около стены
- Молитвенные записки
- Стена Плача
- Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
- Что такое Стена Плача и почему она так называется
- Некоторые факты о Западной Стене
- Западная Стена Храма — Котель Маарави
- Стена, которую построил Шем?
- Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии
- Недельная глава Трума
- Почему святыня иудаизма так называется?
- Можно ли подниматься на Храмовую гору?
- Храма нет. Только Стена.
- Пустыней станет вся земля
- О чем можно просить Всевышнего, когда молишься у Стены Плача?
- Стена Плача в Иерусалиме
- Записки в Стене Плача
- Почему «стена плача»
- Где находится
- Тоннель Западной стены
- История
- Правила посещения
- Как добраться до Стены Плача
Стена Плача
Стена Плача
Стена Плача (Western Wall) является остатками укрепляющих конструкций, которые были возведены Иродом Великим рядом с Храмовой Горой в Иерусалиме. Здесь располагался Второй Иерусалимский Храм – в 70 году н.э. его разрушили римляне. Стена Плача не была частью Храма, однако она достаточно близка к ней, поэтому превратилась в самую значимую святыню для еврейского народа. Многие столетия здесь собирается большое количество верующих, это место служит центром паломничества и молитв. Наиболее ранний источник, который связывает иудеев со Стеной, относится к IV веку. Длина сооружения составляет 57 м, высота – 19 м.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Стена Плача в Иерусалиме
История и происхождение названия
Стена Плача имеет 45 рядов кладки, 28 из них находятся над землей, остальные – снизу. Сооружение возводилось постепенно – во времена правления Ирода, Омейядов и Османской империи. Для обеспечения прочности все ряды каменных блоков устанавливались с некоторым углублением внутрь конструкции, при этом Стена создавалась без применения специального раствора.
При строительстве укрепления Ирод Великий разработал хитрый план, чтобы получить одобрение Рима. Правитель послал в Рим гонца и в то время, пока тот добирался, начал возводить Стену. Ирод знал, что поездка в Рим будет длиться долго – когда гонец вернулся оттуда, строительство уже завершилось. Ответное письмо было лаконичным, в нем Октавиан Август говорил, что сооружение не стоит возводить, но если работы уже завершены, можно оставить его.
Свое название Стена получила из-за того, что здесь оплакиваются Первый и Второй Храмы, которые были разрушены в один день, но в разные годы. Священные писания содержат сведения о том, что эти события не являлись случайностью – евреев наказали за создание идолов и постоянное кровопролитие.
Сооружение также называют Западной стеной – так звучит его название на иврите. Фрагмент защитного укрепления Храмовой Горы находился именно в западной части, поэтому его так стали именовать. Арабы же, увидев, что евреи приходят сюда молиться Богу и сожалеть о разрушении Храма, прозвали остатки укрепления «Стеной Плача». Это название стало популярно в других странах и сейчас данная достопримечательность имеет два наименования.
Молящиеся Разделение Стены Плача на две зоны
Традиции и обычаи
В современном мире Стена Плача является особенным местом для всех иудеев. Сооружение также привлекает путешественников со всех уголков планеты. Сейчас Стена разделена на две части – левая предназначена для мужчин, а к правой подходят женщины. Существует традиция оставлять записки с заветными желаниями между её камней. Так люди имеют возможность обратиться к Всевышнему.
На площади перед Стеной Плача проводятся торжественные мероприятия во время государственных праздников Израиля. Здесь принято отмечать значимые события в жизни верующих, например, достижение возраста религиозного совершеннолетия. Площадь является местом приношения присяги военнослужащими армии обороны страны. В дни поста иудеи сидят на земле около Стены, молясь и напевая печальные мелодии.
Записки в Стене Плача
Традиция помещения кусочков бумаги с написанными на них желаниями в щели Стены Плача зародилась несколько сотен лет назад. На данный момент здесь находится более миллиона записок от верующих и путешественников. Данный обычай обрел популярность среди знаменитостей, приезжающих в Израиль.
Записки в расщелинах стены Солдаты израильской армии пишут записку
Текст пожелания пишется на любом из языков, а длина сообщения варьируется от пары слов до целых посланий. Достаточно часто в записках цитируют отрывки из Библии. Люди просят у Господа здоровья, достатка, спасения и удачи. Можно использовать любую бумагу – её размер и цвет не имеют никакого значения. Важна лишь искренность желания и его понятное изложение, поэтому стоит продумать текст обращения заранее. После помещения записки между камней принято отдавать немного денег на благотворительность. Можно поделиться едой с нищим или помочь немощному. Если человек хочет обрести то, о чем просил, ему стоит продемонстрировать готовность меняться в лучшую сторону.
Согласно иудейским верованиям, молитвенные записки Стены Плача нельзя выбрасывать или сжигать. Несколько раз в год их собирают и хоронят на еврейском кладбище на Масличной горе. Традиция оставлять послания Богу положительно воспринимается представителями различных вероисповеданий, поэтому записку имеет возможность оставить каждый желающий.
Туннель Западной стены
Туннель пролегает под землей вдоль Стены Плача и находится перед её центральной частью и рядом с северным участком. В подземном комплексе можно увидеть дополнительные 485 м стены, которые недоступны, если смотреть на сооружение сверху. В ходе раскопок археологи обнаружили тут многочисленные находки, относящиеся к разным периодам истории Израиля. В северной части Западной стены нашли остатки водного канала, при помощи которого на Храмовую Гору подавалась вода. Самый крупный камень сооружения весит несколько сотен тонн – это один из тяжелейших объектов, поднятых человеком без применения специальной техники. Посетители имеют возможность войти в туннель с южной стороны и выйти из его северной части.
Сведения для туристов
К Стене Плача можно пройти в любое время года, она доступна для посещения круглые сутки. Добираться рекомендуется автобусом, поскольку места для личных транспортных средств на стоянке обычно заняты. На каждом из трех входов на площадь осуществляется контроль; скромная одежда обязательна. Женщины должны прикрыть плечи и ноги ниже колен, а мужчинам, желающим подойти к стене, выдаются бумажные ермолки (молитвенные шапочки). В субботу и еврейские праздники здесь нельзя курить, фотографироваться и говорить по мобильному телефону. Категорически запрещается приходить сюда с домашними питомцами.
Стоимость визита составляет 25 шекелей для взрослых и 15 шекелей – для детей. Во время праздников оплачивать посещение достопримечательности не нужно.
Вход в туннель Стены Плача разрешается только туристам с гидами по предварительной договоренности. Экскурсии на иврите и английском проводятся с группами до 30 человек. Туристы пребывают внизу в течение полутора часов, посещение доступно с 7 утра до 11 вечера, в пятницу – до обеда. Экскурсии не проводятся в субботу и праздничные дни.
Стена плача в Израиле (Иерусалим)
Скорее всего, в мире вряд ли найдется человек, который не слышал бы о городе Иерусалиме. В переводе с иврита Иерушалаим означает «Город Мира». Он является колыбелью всего монотеизма и трех главнейших и самых распространенных религий мира, таких как Иудаизм, Христианство и Мусульманство.
Иерусалим один из самых древнейших городов на Ближнем Востоке.
На сегодняшний день очень хорошо сохранилась старая часть города, на которой располагаются святые места ключевой важности.
История возникновения Стены Плача в Иерусалиме
Сам же храм и его Святыня находились за этой стеной, на западном склоне Храмовой горы.
После падения Иерусалима и разрушения храма Иудея перестала существовать как государство, и евреи потеряли не только независимость, но и символ духовной веры. Иерусалим был полностью разрушен и сравнен с землей. Полководец Тит Флавий решил оставить лишь одну стену этого одного из величайших сооружений того времени. Дабы увековечить победу римской империи над Иудеей.
По сути, сама внешняя стена храма не являлась святым местом для евреев, но она приобрела этот статус после падения Иудеи, как символ об Иерусалимском храме и его значении для евреев после его разрушения.
Видимая часть древней стены это 57 метровый фрагмент, расположенный на склоне Храмовой горы, в центре старого еврейского квартала. На самом же деле «Западная стена» составляет 488 метров в длину, и в большинстве своем скрыта за постройками которые были возведены после разрушения храма.
Сохранился так же 80-метровый фрагмент южной стены, а так же короткий 7-метровый фрагмент стены на западном склоне, который расположен в мусульманской части Старого города около Железных Ворот.
Высота Стены Плача над землей составляет 19 метров, но общая высота стены имеет 32 метра. Она состоит из 45 слоев обтесанного камня, 28 слоев находятся над землей и 17 под ней.
Все подземные слои, а так же семь слоев над землей датируются 1 веком до н.э.
Остальные же каменные слои были достроены позже во времена правления Византийцев, а затем крестоносцев.
Происхождение названия Стены Плача
Стена Плача в Израиле в течение уже многих столетий для многих поколений евреев является символом надежды и веры, местом их молитв и паломничества. С началом зарождения движения сионистов в начале 20 столетия Стена стала одним из оснований для трений между еврейскими религиозными лидерами и мусульманскими сообществами.
Святость Западной стены в Иерусалиме
Ещё со времен составления вавилонского талмуда и по сей день между еврейскими раввинами и кодификаторами священного писания, ведется множество споров относительного того является ли Западная стена святыней. Одни кабалистические авторитеты полагают, что сама стена, как и Храмовая гора, считается священной. Другие мудрецы полагают иначе, мотивируя это тем, что сама Западная стена находится за пределами описанных границ Иерусалимского Храма.
В прошлом паломники, следуя различным текстам из Святого Писания, забивали гвозди в расщелины стены, и писали свои смена на иврите. Но со временем эта практика была полностью прекращена, после того как раввинский суд единогласно постановил что такие действия являются кощунством и компрометируют святость всей восточной стены в глазах нееврейского окружения.
Существовала и другая практика, которая состояла в том, что еврейские паломники из-за рубежа, часто выламывали в качестве талисмана кусочек камня из Стены плача, либо собирали песок, который находился в расщелинах между камнями. Но в 1898 году раввинский суд Иерусалима запретил подобные действия, указывая на то, что таким образом со временем стена может деформироваться, а то и полностью разрушится.
В древности существовала традиция, перед молитвой около стены плача снимать обувь, так же в 17 веке был составлен сборник молитв, которые следует произносить около этой святыни.
Молитва около стены
Сегодня возле стены плача можно найти молящихся в разное время суток. Эта святыня притягивает многих евреев, как в самом Израиле, так и туристов из стран диаспоры.
Религиозные евреи всего мира обязаны, молится на восток – в сторону Храмовой горы.
Существует такое каббалистическое поверье, что «любой человек, который молится в Иерусалиме, на этом святом месте как будто молится перед Престолом Славы Всевышнего, так как здесь находятся врата рая, которые открыты для всех молитв»
На сегодняшний день площадь вблизи Стены плача имеет статус святыни, и по еврейскому закону к этому месту следует относиться с уважением. Как и в синагогах, на этом месте мужчины и женщины молятся отдельно друг от друга, мужчины обязаны быть с покрытой головой, а женщины в скромной одежде.
По традиции требуется чтобы, молящийся уходящий от Стены, отходил от неё лицом не поворачиваясь к ней спиной. По субботам (в Шаббат) у стены плача, запрещено находится с электронными приборами, такими как фотокамеры и мобильные телефоны так как они могут нарушить святость Шаббата.
Молитвенные записки
Люди приходящие чтобы помолится возле Стены Плача часто помещают в ее щели и трещины листки бумаги, на которых пишут молитвы и просьбы к Всевышнему. Так начали делать более 300 лет назад. Самое ранее упоминание об этом в начале 18 века было отмечено в книге Сефер Таамеи га-минхагим У’мекореи га-диним автором, которой является Ребе Мункачер. В рукописи рассказывается о том, что к великому еврейскому мудрецу и знатоку Каббалы Рабби Хаиму бен Атарому (Ор аХаим) пришел некий человек, который был очень обеспокоен, так как очень сильно обнищал и не мог уже покупать еду для себя и своей семьи. Рабби написал для него письмо на пергаменте и повелел поместить его в щель между камнями стены. В другой известной книге «Падэ Авраам» описывается еще одна история, связанная с учеником Рабби Хаима бен Атарома, который хотел из Марокко переехать в Иерусалим. Ор аХаим повелел ему по приезду положить записку в Западную Стену, в которой было написано «Бог Всемогущий, пожалуйста, дай возможность моему ученику по имени Азулай обрести в Израиле успех». Позже став великим мудрецом ученик Ор аХаима связывал свой успех с молитвенной запиской.
Сейчас в расщелины между камнями Стены Плача ежегодно помещается более миллиона писем и записок. Это стало традицией и для туристов, которые приезжают со всего мира, и для знаменитостей мирового масштаба, посещающих Израиль из-за границы. Записки пишутся практически на всех языках и в различных форматах. Для этого используются разнообразные чернила и самая разная бумага. Иногда, например это могут быть тетрадные листки, цветная бумага или даже обёртки от конфет и жевательной резинки.
Длина писем варьирует. Могут быть записки, состоящие буквально из нескольких слов. Также бывают очень длинные обращения. Обычно записки содержат просьбы ко Всевышнему о здоровье, спасение, богатстве и процветании. Также они могут включать в себя цитаты и стихи из Библии.
Ежегодно миллионы туристов и паломников со всего мира отправляются в святой город Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Желаний в Израиле, помолится возле нее и оставить письмо с просьбой к Богу.
Рабби Шмуэль Рабинович является главным раввином синагоги в еврейском квартале Старого города. Он получает сотни писем, которые адресованы «в Иерусалим, Всевышнему». Рабби Шмуэль все эти записки вкладывает в Стену.
Сейчас существуют онлайновые сервисы, которые предлагают просителям сайта отправить свои молитвенные письма, предназначенные для Западной Стены с помощью факса, электронной почты, текстовых сообщений. Отправленное таким образом письмо распечатывается и размещается в Стене. Такая служба была организована Израильской телефонной компанией, а также большим количеством благотворительных веб-сайтов.
Еврейский закон запрещает чтение чужих писем. Этот запрет был введен мудрецом Рабейну Гершомом. Поэтому категорически запрещается читать записки, вложенные в Западную Стену. Также их запрещено выбрасывать.
Существует несколько мнений относительно того, как поступать с записками, оставленными в Стене, стоит ли их хоронить или сжигать. Согласно мнению раввина Шмуэля Рабиновича, который является автором книги «Обычаи и законы Западной стены», сжигание является «чистым» способом обращения с письмами, но всё же хоронить их считается более почётно.
Два раза в год Рав Шмуэль Рабинович со своими помощниками собирают записки, которые были оставлены в Стене, и хоронят их на еврейском кладбище, расположенном на Масличной горе.
Стена Плача
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма.
По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача… Западная Стена Храма — Котэль Маарави. Обычаи, факты и даты.
Что такое Стена Плача и почему она так называется
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше [устном предании], который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена.
В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Раба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие).
На иврите она не называется «стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — Тне Western Wall. Её называют так, т.к. это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.
Некоторые факты о Западной Стене
Никогда Шехина не отходит от Западной Стены (Мидраш на стих 2, 9 из Песни Песней: «…вот он стоит за стеной»).
Существуют разные мнения по вопросу о том, частью какого здания была Стена: храмового двора — азары (например, так считает Радбаз) или самого Храма (большинство мудрецов последних поколений).
Традиция молиться у Стены сорок дней без перерыва восходит к раби Шломке из Звиля.
Рав Моше Альберштам, благословенна память праведника, передавал от имени р. Давида из Лелова, что накануне каждой субботы после полудня души святых праотцев и праматерей спускаются к Западной Стене.
Рав Й.-Х. Зоненфельд не ходил к Стене больше одного раза в месяц, чтобы не угасла возвышенность молитвы (Алеф кэ-тав).
Рав Хаим Каневский учил, что лучше молиться у той части стены, где есть кровля, чем у открытой части.
Когда-то существовал обычай втыкать колышки и гвозди в Стену перед тем, как отправиться в дальний путь — это должно было защитить путника. Позже обычай отменили, т. к. подобные действия по отношению к Стене выглядели непочтительно (респонс Исмах Лев).
Площадь, примыкающая к Стене, не считается «палатами», если речь идёт о переносе вещей в субботу, потому что она предназначена для молитвы, а не для торговли.
Длина Западной Стены — около полукилометра (488 м).
Длина видимой части Стены составляет только девятую часть от её настоящей длины (57 м.)
Высота видимой части Стены — 19 м., а высота Стены полностью — 40 м., т. е. высота подземной части — 21 метр.
Стена как бы наклонена вовнутрь, каждый последующий ряд кладки несколько отступает от предыдущего вглубь, поэтому некоторые люди не подходят вплотную к камням, боясь «ступить» на те камни, которые находятся под землёй.
«Туннель» в мужской части был застроен мусульманами около 4400 (640) года, чтобы скрыть Стену, и был очищен лишь недавно. Он был открыт в 5745 (1985) году.
Тысячу лет назад, в 4793 (1033) году, произошло сильное землетрясение, которое разрушило многие строения, ещё сохранявшиеся к тому времени на Храмовой горе.
После разрушения Храма Адриан построил на Храмовой горе языческое святилище.
Затем византийцы построили христианскую церковь.
В 4398 (638) году мусульмане завоевали Иерусалим и построили «Купол над скалой» — Кипат а-Сэла (4451—691) и мечеть Аль-Акса (4473—713).
В 4859 (1099) году крестоносцы завоевали Иерусалим, убивали евреев, но не тронули Храмовую гору.
Позже Салах-ад-Дин, лидер мусульман, завоевал Иерусалим и изгнал христиан.
В результате шестого крестового похода Храмовая гора оказалась в руках христиан на сорок пять лет (с 5059—1299 по 5104—1344 год).
Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года.
Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев.
Начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, и евреи не могли приходить к Стене вплоть до освобождения Старого города в 5727 (1967) году (во время Шестидневной войны).
Сегодня к Стене в среднем приходят более двух миллионов человек в год.
Западная Стена Храма — Котель Маарави
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача. Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Стена, которую построил Шем?
Рав Овадья Климовский
Что сделал Ирод ради примирения с евреями?
Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии
Массовое благословение коэнов у Стены плача стало доброй иерусалимской традицией. Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов — храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость. »
Недельная глава Трума
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Трума
Почему святыня иудаизма так называется?
Сама стена как таковая не является святыней…
Можно ли подниматься на Храмовую гору?
Рав Бенцион Зильбер
Почему вокруг этого столько шумихи?
Храма нет. Только Стена.
Пустыней станет вся земля
Лекция рава Ицхака Зильбера
О чем можно просить Всевышнего, когда молишься у Стены Плача?
Рав Мендель Агранович
Какую молитву читать, чтобы Всевышний помог жениться или выйти замуж?
Стена Плача в Иерусалиме
В иудаизме Стена Плача, или Западная Стена, на протяжении многих столетий считается Величайшей святыней, расположенной за территорией Храмовой горы. Первые упоминания о ней, связанные с верующими евреями, датируются IV столетием. В начале ХХ века древняя стена стала причиной раздора между религиозными конфессиями иудеев и мусульман.
Ха-Котель ха-Маарави (название святыни на иврите) символизирует веру и надежду целых поколений еврейских семей, а также возрождение народа на своей исторической родине. Сегодня Стена Плача превратилась в место массового паломничества и молитв, а площадь перед ней стала территорией для проведения важных государственных мероприятий, богослужений, собраний и дней памяти жертв Холокоста. Здесь принимают военную присягу и отдают дань павшим солдатам, сюда традиционно приезжают молодожены и приходят выпускники учебных заведений. Достопримечательность доступна не только верующим, но и обычным туристам. До 1967 года приблизиться к ней было невозможно.
Записки в Стене Плача
К теплым древним камням приходят помолиться или молча постоять, прикоснувшись к святыне. Стало традицией писать на небольших листочках записки с заветными просьбами и вставлять их в Стену. Первая из них появилась в расщелине в начале XVIII века. О том, кто был инициатором или вдохновителем идеи, ходит немало легенд.
В наше время записки пишут обычные туристы и знаменитости, израильтяне и жители других стран. Каких-либо правил и образцов не существует. Люди просят о помощи, здоровье и достатке. Они цитируют библию, обращаются к Богу в стихах и прозе. Значения не имеют ни язык, ни цвет или размер бумаги, ни чернила. Главное, чтобы написанные слова исходили из души и были осознанными.
Записки можно оставлять в видимой части Стены Плача и в тоннеле. Два раза в год главный раввин Западной стены и его помощники собирают людские послания и хоронят их на Масленичной горе.
Современные технологии позволяют отправить записку через интернет. Достаточно написать просьбу на официальном сайте, и волонтеры, распечатав текст на листке, вложат его в святые камни. Конфиденциальность гарантируется.
Почему «стена плача»
Традиционное арабское название стены el-Mabka переводится как «Стена Плача» или «Место Стенаний». Определение относится к еврейской традиции оплакивать разрушение Второго Иерусалимского храма римлянами в 70 году и сокрушаться о судьбе своего народа. Этот единственный видимый фрагмент стены, сохранившийся до наших дней, является тем, что осталось от главной святыни иудеев, находившейся когда-то на Храмовой горе.
Где находится
Стена Плача расположена в Еврейском квартале, занимающем южную часть Старого города Иерусалима — столицы Израиля. На площадь перед Стеной ведут две дороги:
Несмотря на то, что стена находится в восточной части квартала, ее называют Западной. Это связано с тем, что она примыкает к западному склону Храмовой горы.
Бо́льшая часть древней стены скрыта за возведенными вдоль нее строениями. Существует еще два открытых фрагмента — 80-метровый с южной стороны Храмовой горы и восьмиметровый, называемый Маленькой Западной стеной, — в Мусульманском квартале.
Тоннель Западной стены
Подземная часть доступна по всей длине Стены плача. Тоннель начинается от площади Еврейского квартала, проходит под домами Мусульманского квартала, выходит к античным каналам системы водоснабжения и заканчивается у бассейна Скрутион — большой крытой цистерны эпохи императора Адриана, служившей для сбора дождевой воды в целях обеспечения нужд города.
Первые раскопки проводились британскими исследователями во второй половине XIX столетия. Им удалось получить разрешение от османских властей с условием не приближаться к Храмовой горе ближе чем на 15 метров. Тогда удалось сделать ряд археологических открытий, в том числе обнаружить древнюю арку, предположительно поддерживавшую мост, соединявший когда-то город с Храмовой горой.
Масштабные раскопки с целью обнаружения невидимой части Западной стены начались после Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль получил доступ к Стене Плача. Работы были сложными и трудоемкими, поэтому продолжались почти два десятка лет. Трудности вызывали существующие постройки над тоннелем, которым требовалось сохранить стабильность. Кроме того, нельзя было повредить множественные исторические артефакты, находящиеся под землей.
В тоннеле Западной стены была найдена пещера, сотни лет использовавшаяся по разрешению мусульман в качестве синагоги. Иудеи считают, что это самая близкая к Краеугольному камню точка для молитвы. В ходе раскопок был обнаружен самый огромный и массивный блок Западной стены, оголены фрагменты древних улиц и строений, подтверждены факты реконструкции стены в разные периоды мусульманского правления.
Изначально вход в тоннель Западной стены одновременно являлся его выходом, что затрудняло перемещение по подземному коридору. Долгие переговоры израильских властей с мусульманской стороной и представителями монастыря Сестер Сиона о разрешении строительства выхода со стороны бассейна Скрутион, сопровождающиеся спорами и скандалами, результатов не принесли.
Тоннель Стены Плача на Google-maps
Несмотря на несогласия, премьер-министр Израиля Биньямин Нтаньяху в 1996 г. лично распорядился соорудить выход из тоннеля под медресе (мусульманское учебное заведение) в сторону виа Долороза — улицу, по которой пролегал последний путь Иисуса Христа. Тогда в ходе многодневных протестных стычек было убито 80 человек, что не помешало сделать выход. Теперь туристы могут проходить по коридору, не возвращаясь в первоначальную точку.
Попасть в тоннель можно только в сопровождении лицензированного гида. Стоимость экскурсии составляет 35 шекелей для взрослых, 19 шекелей для детей 5–18 лет, солдат и студентов, 17,5 шекелей для пенсионеров. Кроме того, гостям Стены Плача предлагается посетить несколько программ в сопровождении гида — совершить виртуальный тур в прошлое, спуститься к раскопкам и побывать в уникальном центре «Цепь поколений». Ознакомиться со всеми предложениями можно на официальном сайте.
История
По преданию, почти половину стены, с учетом подземной кладки, возвел царь Иудеи Ирод I Великий в конце первого столетия до н. э. Семь древних слоев огромных известняковых камней, уложенных без скрепляющего раствора, сегодня можно увидеть со стороны площади перед Стеной Плача. Предположительно, глыбы добывали из каменоломен, расположенных под нынешней территорией Мусульманского квартала, или привозили из карьеров, находящихся в четырех километрах от Храмовой горы. Вес большинства камней достигал 2,5–6 тонн. Их средняя высота находилась в пределах 1–1,2 м, а средняя длина доходила до 1,5–3 метров.
В нижнем, скрытом уровне Западной стены был обнаружен монолитный каменный блок длиной более 13,5 м, высотой 3 м и предположительной толщиной 3,5–4,5 м. По подсчетам, его масса может достигать 520 тонн. Западный камень можно увидеть в тоннеле под Стеной Плача. Он считается одним из самых огромных монолитов, обработанных и перемещенных древними людьми. Достоверной информации, когда и каким образом Западный камень доставлялся к месту установки, нет. Известно лишь, что он находится в рядах, относящихся к периоду строительства стены Иродом I Великим. Исследователи высказывают предположение, что в качестве нижнего слоя кладки могли использоваться массивные блоки, установленные задолго до иродианского периода.
Ряды начали наращивать лишь спустя шесть веков после разрушения Второго храма войсками римского императора Тита, произошедшего в 70 году. В VII веке было добавлено четыре слоя, в оттоманский период — еще четырнадцать, а последние три ряда появились до 1967 года.
В истории Западной стены были периоды, когда евреям запрещали приближаться к ней и когда вновь разрешали совершать молитвы. Все зависело от правителей Иерусалима. На протяжении XIX века иудеи несколько раз пытались купить участок земли у Стены Плача, в том числе для устройства синагог, но сделки срывались по разным причинам.
Шестидневная война 1967 года решила дальнейшую судьбу Западной стены и прилегающей к ней территории. Площадь перед святыней расчистили — бульдозерами снесли марокканские дома, разрушили мечеть и исламскую школу медресе. Тогда 4-метровая зона для молитв площадью 140 кв. м, вмещавшая максимум 12 тысяч человек в день, расширилась до 20 тысяч кв. м. Сегодня она может принимать до 400 тысяч человек в день.
Правила посещения
Приближаться к Стене Плача следует со всем уважением к святости места. Мужчины и замужние женщины должны надевать соответствующие головные уборы. Отдаляться от Стены нужно спиной вперед.
Когда-то требовалось снимать обувь, но сегодня эта традиция потеряла свое значение. Нельзя откалывать фрагменты камней и собирать песок, скопившийся между щелями, так как это считается осквернением святыни. Не допускается царапать поверхности, рисовать на них или вбивать в расщелины гвозди и колья. Для амулетов можно брать лишь частички растений, произрастающих в стене.
Многие религиозные и светские евреи приходят к Стене Плача регулярно. Однако есть и те, кто воздерживается от ее посещения по причине превращения святого места в туристический объект. Ультраортодоксы считают, что это унижает истинно верующих иудеев.
Стена Плача: google-панорама
Как добраться до Стены Плача
До Дунгских (Мусорных) ворот можно доехать автобусами — № 1, 3, 51, 83, 276. Остановка «Dung gate».
До Яффских ворот следуют автобусы — № 3, 51, 124, 125, 231, 232, 234, 298. Остановка «Yaffo Gate».
Остановки и схемы движения представлены на официальном сайте компании-перевозчика Egged.
Между Первым железнодорожным вокзалом Иерусалима и Еврейским кварталом Старого города курсирует бесплатный шаттл. Отправление — каждые 20 минут ежедневно, кроме субботы:
От Яффских и Дунгских ворот до Стены Плача можно дойти пешком или доехать на туристическом поезде. Он отправляется каждые полчаса ежедневно, кроме субботы:
В пятницу и предпраздничные дни поезд курсирует с 10:00 до 14:00. Дети и евреи пользуются правом бесплатного проезда.
В Иерусалиме функционируют мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.