Что такое струги и кочи

Струг

250px 1987. %D0%9F%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%82 XVIII %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0. %D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B3 XVI XVII %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2

magnify clip

Струг (от «строгать») — русское плоскодонное парусно-гребное судно XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.

Использовалось на реках и озёрах. Было оборудовано съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре. Струги имели длину от 20 до 45 метров и ширину от 4 до 10 метров.

В XVI—XVII веках использовались для защиты речных торговых путей от разбойников, для чего оборудовались несколькими небольшими пушками.

Иногда корабли завоевателя Сибири Ермака называют стругами. Однако ширина реки Чусовая вряд ли позволяла пройти кораблям в 20 метров длины и 4 ширины. Вероятно, строились струги и меньшего размера.

Использование стругов в России

250px %D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0 %D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8 %D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B0 %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8

magnify clip

При подготовке второго азовского похода зимой 1696 в Воронеже и Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Построенные в Преображенском галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, там собирались и спускались на воду. В Воронеже и Воронежском уезде было подготовлено к спуску 522 струга, 42 мореходных лодки, 134 плота.

Закончилось строительство стругов при Петре I, указом от 28.12.1715 г.: «По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих ладьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) даётся им сроку на старых ходить только два года». Суда иностранных образцов были больше приспособлены к установке морской артиллерии. [1]

См. также

Примечания

48px Question book 4.svg

Полезное

Смотреть что такое «Струг» в других словарях:

струг — струг, а, мн. ч. и, ов и и, ов … Русский орфографический словарь

СТРУГ — (Strook) плоскодонное гребное и парусное судно, приспособленное для перевозки грузов по рекам. С назывались также в старое время суда, служившие для поездок знатных лиц ( плывут, выплывают три снарядные стружечка ). Строили такие С. с чердаками,… … Морской словарь

СТРУГ — (1) СТРУГ (1) струга, м. 1. Общее название инструментов для строгания: медведки, рубанка, фуганка, шерхебеля и т.д. (спец.). 2. То же, что медведка в 4 знач. (наиболее грубый из строгальных инструментов; спец.). 3. Машина для выравнивания полотна … Толковый словарь Ушакова

струг — СТРУГ, а, мн. и, ов и и, ов, муж. (спец.). 1. Ручной инструмент для грубой обработки древесины строганием. 2. Землеройная машина для срезания и перемещения грунта. | прил. струговой, ая, ое (к 1 знач.) и струговый, ая, ое (ко 2 знач.). II. СТРУГ … Толковый словарь Ожегова

струг — рубанок; планет, стружок, скобель Словарь русских синонимов. струг сущ. • скобель Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

струг — 1 іменник чоловічого роду інструмент струг 2 іменник чоловічого роду судно струг 3 іменник чоловічого роду, істота форель … Орфографічний словник української мови

СТРУГ 1 — СТРУГ 1, а, мн. и, ов и и, ов, м. (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СТРУГ 2 — СТРУГ 2, а, мн. и, ов и и, ов, м. Старинное речное деревянное плоскодонное судно. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Струг — Андрей (Andrzej Strug, pseud. Tadeusza Galeckiego (псевдоним Тадеуша Галецкого), 1878 1937) польский писатель. Юношей примкнул к революционному движению. После революции 1905 жил за границей до войны 1914. Первый сборник его рассказов «Люди… … Литературная энциклопедия

струг — СТРУГ, арх. истор. – Вид речного судна, лодка с острыми концами (Даль; см. Фасмер 3. 782). Ертаульные струги быстро бегут вперед кочей, возвертываются обратно с нерадостными вестями (1. 84). Самотик Словарь Чмыхало 207: струг (ист.) «то же». Ср.… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

Источник

Коч, шняка и другие суда поморов: как они были устроены и зачем нужны

Уже в XII веке Поморье (побережье Белого и Баренцева морей) стало центром русского судостроения. Кандалакша и Княжая Губа, Ковда и Кемь, Кереть и Окладникова Слобода, Подпорожье, Пустозерск и, конечно, Усть-Кола на Мурмане — все это места, где поморы исстари создавали свои удивительные, крепкие и ловкие корабли и лодки, способные ходить по студеным морям и озерам, преодолевать сотни километров под пронизывающими арктическими ветрами, выбираться невредимыми из смертельного ледяного плена, переволакиваться через торосы и мели, выживать в жестоких штормах… Во многом именно из поморских кочей, лодей, шняк и карбасов вышел спустя века русский флот.

Коч

Это название, скорее, собирательное — кочами называли в разных местах разные типы судов, на которых поморы ходили по северным морям. Допустим, на «малом коче» грузоподъемностью до семи тонн можно было дойти до Мангазеи, легендарного сибирского торгового города в устье реки Таз. Малый коч, имея небольшую осадку, легко преодолевал отмели, но все равно его нередко приходилось переволакивать — и по льду, и по земле, для чего днище коча делали плоским и снабжали продольными брусьями.

Для дальних морских плаваний поморы строили «большие морские кочи». На них северные мореходы ходили вдоль кромки полярных льдов и к Новой Земле (поморы раньше называли ее Матка), и на Шпицберген (по-поморски — Грумант). Это суда длиной до 25 метров, способные перевозить грузы до 40 тонн. На большом коче устанавливали одну или две мачты, а чтобы откачивать воду из трюма, на палубе ставили поршневые насосы — «боты».

Еще одна, наиболее древняя разновидность коча — ладья (в северных говорах — лóдья) или гукор. Это большое торговое двух-трехмачтовое грузовое судно с объемными трюмами. Поморские гукоры ходили в Скандинавию, Англию и другие страны Северной Европы. Когда-то ладьи выдалбливали из толстых стволов, и они представляли собой скорее челны. Позже борта стали надстраивать досками, и ладьи стали «надставными». Наконец, их конструкция усложнилась и у лодей появились киль, шпангоуты, обшивка из досок встык (у скандинавских драккаров венцы досок накрывали предыдущие, а у наших поверхность корпуса делалась гладкой, что было важно во время плавания во льдах).

Ладья была кораблем палубным, с высокой кормой, оснащенной навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека, в которые входили через люки на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика. Там же хранились мореходные инструменты, корабельная казна и запасные паруса. В носовом отсеке размещалась команда из 25-30 человек. Здесь же ставили кирпичную печь для приготовления пищи, сушки одежды и обогрева всех внутренних помещений корабля.

Были кочи «средние» — длиной 16-17 метров, шириной примерно четыре метра, осадкой 1–1,5 м. Такие суда могли входить в устья рек и летом, и зимой, брать на борт до 30 т груза и до 50 человек.

Кочи были прочные, маневренные и быстроходные, чтобы в сложнейших арктических условиях преодолеть за короткое лето большие расстояния. При попутном ветре коч мог проходить в сутки 130–150 км, а самые умелые мореплаватели преодолевали даже до 220 км. Для сравнения: английские торговые суда, заходившие в Архангельск, в сутки преодолевали не более 80–100 км, голландские фрегаты — 65–75 км.

Деревянные лодки строились без металлического крепежа. Доски сшивали с помощью специально завитого длинного тонкого корня или побега деревьев — вицы.

Хождение по северным морям опасно попаданием в ледяной плен. Лед способен не только «облепить» корпус судна, но и сжать его так, что деревянные борта попросту лопнут. Чтобы этого избежать, кочи имели округлые обводы, защищавшие борта. Помогала избежать ледовых тисков и яйцевидная или ложковидная форма коча: когда льды начинали сжиматься вокруг судна, они «выдавливали» его вверх, коч «выскакивал» на лед, не повреждая борта. Такую форму оценил знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен (1861–1930). Свой корабль «Фрам» он построил по типу поморского коча. Сейчас легендарное судно, которое выдержало испытания ледовой стихией, сохраняется в музее города Осло.

Шняка

Традиционная поморская лодка. Со шняк ловили треску в бассейне Белого и на Мурманском берегу Баренцева моря с XV до начала ХХ века. Самые древние шняки имели днище в виде расширенной осиновой долбленки, которую по бортам наращивали набоями (досками обшивки), пришитыми вицей. В XIX веке шняки достигали в длину 14 метров, имели водоизмещение 8–10 тонн и две мачты.

shnjaka

В морском музее в Осло хранится экземпляр шняки около 1905 года постройки. Она была изготовлена на Мурмане, близ Колы. Вот ее технические характеристики: длина — 11,38 м, ширина — 2,65 м, осадка — 0,845 м. На шняке — пять набоев (поясов обшивки), доски широкие — до 45 см. Сшита из сосны и ели. Сохранившиеся стежки выполнены пеньковой бечевой.

Вот описание более ранней шняки, изложенное К.К. Случевским в «Очерках по северо-западу России» (1884-1885 гг.): «Это судно в 6–7 саженей длины (1 сажень равна 2,16 м.Прим. ред.) и только сажень с вершком ширины (1 вершок равен 4,45 см. — Прим. ред.); оно может поднять никак не более 200 пудов (1 пуд равен 16,38 кг. — Прим. ред.), совершенно открыто и очень легко заливается океанской волной. На нем две мачты, и когда поставлены все весьма широкие паруса, то шняка имеет вид даже довольно прочный и скользит по морю с великой самоуверенностью… Суденышко имеет свои отделения: чердак, гребло, клад; в одном лежат рыболовные снасти, в другом — наживка, в третьем — уловленная рыба и т. д.».

Экипаж шняки состоял из четырех покручников: кормщика, тяглеца, который выбрасывал в море и собирал снасти, весельщика, который сидел на веслах, а в свободное время помогал остальным, и наживочника — молодого артельщика, который наживлял крючки. Покручников хозяин кормил, содержал и расплачивался с ними за работу одной третью улова.

Другие суда поморов

Раньшина — Однопалубное судно морского и речного плавания. Имела две мачты. Парусное вооружение прямое, но в XVIII веке на передней мачте поморы стали ставить треугольный парус. По большей части это судно было исследовательское или торговое. Имела на днище особые полозья, и на ней ходили весной, перетаскивая через льдины.

Карбас — парусно-гребные суда поморов и русских промышленников-первопроходцев. Приспособлены к плаванию под парусами или на веслах. В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались поморский, холмогорский, весновальный, приморский и облас. Размеры карбаса: длина до 12 м, ширина до 2 м, высота корпуса до 1,5 м, осадка до 0,7 м. Груза поднимали до 500 пудов и более. Материалом для строительства служили сосновый и частично еловый лес.

Лодка-осиновка — небольшая лодка длиной до 5 м, шириной до 1 м, осадкой до 0,5 м, высота борта 0,5–0,8. Грузоподъемность — 350 кг.

Сойма — эту лодку древние новгородцы использовали в качестве грузового судна. У соймы шитый вицей корпус и заваленные назад штевни (штевень — толстый вертикальный брус, который составлял основание кормы или носа корабля). Это было нужно для устойчивости: на мелководных озерах образуется крутая волна, а рыбацкие соймы во время завода неводов находились очень близко друг к другу. Заваленный назад штевень не давал лодкам зацепиться друг за друга при навале одного судна на другое. Длиной соймы бывали от 6 до 12 м. Самые крупные имели палубу и садок для живой рыбы. Быстрые на ходу под парусами, легкие на веслах, хорошо лавировавшие и способные двигаться круто к ветру, соймы ходили из Новгорода к Белому морю за «рыбьим зубом», преодолевали речные пороги и высокие волны, легко переволакивались через водоразделы.

Шитик — плоскодонное парусно-гребное транспортное судно поморов, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10–15 м, ширина до 4 м, грузоподъемность 15–24 тонн. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме — кубрик для команды.

Среди поморских судов называют еще лодки-корели, лодки-двинянки, шебеки, кочмары, ушкуи и другие.

Источник

Гребные суда родом из прошлого. Струга – это.

Небольшой прямоугольный парус, съемная мачта, плоское дно – это все о стругах. Если бы вы жили на Руси в XI веке, то путешествие по рекам и озерам совершали только на этих гребных судах. Однако такая роскошь была бы доступна вам, будь вы служивым человеком, придворным царя или казаком.

ee79e51e652643300bf0a7bed5c33ccd

История слова

Впервые слово «струг» было замечено в сборнике правовых норм Киевской Руси, носившем название «Русская правда», в середине XI века.

350e0e4735a2816852b1826f5a677ddd Вам будет интересно: Что такое «бьюти»? Значение и синонимы

Существует мнение, что слово «струга» – это синоним современному «судно» и означает оно «скользящий по волнам». Однако в некоторых источниках лингвисты склоняются к глаголу «строгать» как к «прародителю».

Струги пользовались популярностью как для военных походов, так и для гражданских целей. Они были легкие, что позволяло проходить на них по мелководью, а в случае необходимости – вытаскивать на берег. Такие плавсредства были маневренными за счет небольшого веса.

Установлено, что сам Александр Невский со своей командой добрался до места встречи со Шведами именно на быстроходных стругах. Это судьбоносное побоище на Ладоге, кстати, произошло в 1240 году.

918f32379f9e63b05f237027e041c6fc

Какие бывают струги

На стругах плавали как по озерам и рекам, так и по морям. Их использовали как для гражданских, так и для военных целей.

Отличительные особенности (виды стругов):

Судно приводилось в движение мускульной силой и парусом. По разным источникам, весла достигали в длину от 3 до 5 метров. Каждым из них управляли по 2 гребца.

Экипаж струга – это, в среднем, 150 человек. Для сравнения, штатная численность моряков на самой большой в мире подводной лодке «Дмитрий Донской» – 164 человека.

В числе гребцов был, говоря современным языком, кок. Его каюта располагалась в корме, а печь для приготовления пищи – на носу.

Исходя из размеров можно понять, что струга – это большое судно. Тот самый «Дмитрий Донской» в длину – 172 метра. А это значит, что он равен примерно 5 стругам.

Судна, на которых Ермак покорял Сибирь, кстати, также называют стругами. Однако река Чусовая не позволила бы проплыть судну шириной 4 метра. Поэтому историки считают, что строили и более мелкие струги.

b23c9402228040314f8ca4fa2f2b25d7

С чего начинается флот

В 1659 году царь Алексей Михайлович начинает активную подготовку к морскому походу 1660 года на Азов. Однако, как мы знаем, капитулировал оплот крымско-татарского ханства чуть позже, при Петре I. Но сейчас не об этом…

Алексей Михайлович закладывает верфь на территории города Мичуринска (так он называется сейчас, а тогда это происходило в 12 верстах ниже города Козлова), чтобы строить парусно-гребные суда. Тарбеевскую верфь можно по праву считать первым военно-морским заводом России. Место было выбрано не случайно – регион славится своими лесами, которые прекрасно подходят для строительства флота.

Меньше чем за год было построено около 400 стругов.

31 мая 1660 года боярин Хитров с командой взял курс на Азов. Однако добраться до пункта назначения у них получилось только в октябре. К тому времени «крымчане» уже успели подготовиться к нападению и успешно отразили атаку.

9e5ad5db2fbe2d6e9212ae7bb1a0c3ca

Дни сегодняшние и струги

Не стоит думать, что «струговое» дело кануло в лету. И сегодня заядлые мореманы продолжают воссоздавать по историческим чертежам эти гребные суда. В основном они используются для участия в речных регатах. Однако есть и те, кто реконструирует морские походы. К примеру, начальник управления по физической культуре, спорту и туризму администрации Тамбовской области Михаил Викторович Белоусов. При поддержке генерального директора ОАО «Мичуринский завод «Прогресс»» Владимира Дмитриева и его друзей им удалось воссоздать шестивесельнй струг.

Несмотря на базирование отряда в Тамбовской области, строительство плавсредства происходило в Карелии. Необычное гребенное судно родом из прошлого даже получило регистрационный номер в Государственной инспекции.

Кстати, не так давно струг XVII века был найден в районе Старого Тарбеева – села в Мичуринском районе Тамбовской области. Находка была полностью затянута илом, поэтому идентифицировать ее удалось не сразу.

Источник

Струг

«Это плоскодонное парусно-гребное судно восточных славян VI–XIII вв., промежуточное по размерам между челном и ладьей. Струги вмещали до 10–12 человек и использовались для перевозки людей и грузов по рекам и озерам. Имели весла и съемную мачту с небольшим прямым парусом, который ставили при попутном ветре, и приспособления для транспортировки волоком. Строились по той же технологии, что и челны. Позднее стругами стали называть крупные речные грузовые суда типа барок, имеющие полную наборную конструкцию корпуса, оснащенные мачтой с парусом и 10–12 парами весел. Их длина составляла 20–45 м, ширина — 4—10 м. Для защиты груза от непогоды иногда устанавливалась лубяная кровля, а для защиты знатных пассажиров — каюты (чердаки). В XVII в. небольшие струги использовались для защиты речных торговых караванов от разбоя, вооружались легкими пушками (басами) и вмещали 60–80 стрельцов.

423578 36 i 066

423578 36 i 067

Струг на Волге, идущий бечевой

В конце XVII в. струги широко использовались Петром I для перевозки войск, техники и провианта при осаде крепостей Нарва (около 600 единиц) и Азов (около 1200 единиц). Известны следующие типы стругов: палубный, светличный, подъемный, мыльный, морской, чердачный, адмиральский, дворцовый (последние два были украшены богатой резьбой и предназначались для речных путешествий высокопоставленных особ)» [84].

Источник

Значение слова «струг»

android bar znachenije

1. Ручной инструмент, служащий для грубой обработки древесины строганием, а также общее название различных столярных инструментов для строгания.

2. Землеройная машина для срезания грунта слоями при строительстве каналов, планировочных работах и т. д. || Рабочий орган машины для подземной добычи полезного ископаемого. Угольный струг.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Использовалось на реках, озёрах и морях, в гражданских и военных целях. В каждой стороне (регионе) Руси судно имело различную конструкцию. В общем было оборудовано съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре, некоторые струги имели прерывистую палубу, чердак (каюту). Мог быть с одинаково острым носом и кормой. Струги имели длину от 20 до 45 метров, ширину от 4 до 10 метров и вёсла от 6 до 20 штук.

В XVI — XVII веках использовались для защиты речных торговых путей от разбойников, для чего оборудовались несколькими небольшими пушками.

Иногда корабли покорителя Сибири Ермака называют стругами. Однако ширина реки Чусовая вряд ли позволяла пройти кораблям в 20 метров длины и 4 ширины. Вероятно, строились струги и меньшего размера.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector