Что такое структура бытия

Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

О сущем бытия

Вопросы для самопроверки и повторения

1. Как кратко можно определить отношение философии к человеку и человека к философии?

2. Английский ученый и философ Б. Рассел писал: «Все точное знание…принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергавшаяся атакам с обеих сторон…» Объясните, что имел в виду Рассел?

3. Русский философ Л. Шестов считал: «Философия должна бросить попытки отыскания вечных истин. Ее задача – научить человека жить в неизвестности – того человека, который больше всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догмами. Короче: задача философии не успокаивать, а смущать людей». О какой особенности философии пишет философ?

4. Почему современную философию не относят к науке? Прокомментируйте в связи с этим высказывание российского ученого М.К. Петрова: «научное знание научно постольку, поскольку в нем нет человека, его эмоций, стремлений, потребностей. Человек неустраним из предмета философии, и знание выглядит философским ровно настолько, насколько оно включает человека».

5. Немецкий философ М.Хайдеггер спрашивал: «Как обстоит дело в философии?» И отвечал: «Она шагает на месте, осмысливая всегда то же самое». Что имел в виду мыслитель? Попытайтесь ответить.

6. Что такое: «Путь духовного обновления». Стоит ли такая проблема перед современным поколением? Что может сделать здесь философия, чем помочь?

Раздел II. Онтология: учение о бытии,

Онтология – первая, важнейшая часть философского знания. Философия, собственно, начиналась с постановки онтологических вопросов: поиск первоначал бытия, системность бытия, способы существования бытия, место человека в бытии – изначальные вопросы, которые волновали уже первых мыслителей, так называемых натурфилософов. Античные натурфилософы, в основном «досократики» (Пифагор, Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Парменид и др.), опираясь на существующие к тому времени знания, старались заглянуть дальше, – не просто описать видимые стороны реальности, а помыслить: что же такое «бытие вообще», поэтому одной из первых проблем онтологии был вопрос об определении понятия «бытие», а также поиск организующих принципов и начал бытия.

Понятие «бытие» – одно из самых общих, наиболее емких, объемных и поэтому трудно определяемых философских понятий. Следует иметь в виду, что необходимо различать «бытие» как понятие и «бытие» как реальную структуру. Анализ бытия как наиболее общего философского понятия связывают с деятельностью античной школы элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс). Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей предельно общие понятия: бытие, небытие, движение, целое, делимость, неделимость. В итоге они отождествили понятие бытия с самим бытием. Считая, что «все есть бытие, а небытия нет», они тем самым отвергли изменчивость, подвижность бытия в целом. Зенон в своих знаменитых апориях (парадоксах) пытался логически подтвердить и доказать, что движение и делимость только мнение, наша иллюзия. За данную концепцию элеаты подверглись критике со стороны Платона, Аристотеля, Секста Эмпирика др., но они первыми поставили вопрос о бытии как таковом, о его целостности, о совпадении мысли о бытии с ним самим.

В это же самое время (V в. до н.э.) существовали и прямо противоположные точки зрения на бытие: широко была известна позиция Гераклита Эфесского о всеобщей изменчивости, текучести и непостоянстве бытия. Следовательно, уже в самой изначальной онтологии не было единого взгляда на бытие и его понимания.

В самом первоначальном приближении под бытием понимается все существующие, все, что живет, что есть, что «бытует». В этом отношении понятие «бытие» совпадает с понятием «реальность». Реальное – значит существующие в наличии. Иногда понятие «бытие» заменяют понятиями «мир», «вселенная», «универсум», «сущее» и др., хотя полного совпадения между ними нет. Бытие – это, прежде всего, действительно философская категория, обозначающая все реально существующее, все сущее в действительности и в возможности, весь мир в его изменении и движении; все, что когда-либо, в каких-либо формах себя обозначало; то, что является объективностью, независимой от сознания, а также человек с его сознанием и духовностью. Экзистенция (существование) и эссенция (сущность) – латинские термины, характеристики, главные атрибуты любого бытия.

640 1

Бытие как реальность многогранно, чрезвычайно сложно по структуре. В зависимости от оснований выделяют различные сферы, уровни и градации бытия.

Например, можно рассматривать бытие как единство таких сфер:

Можно структурировать бытие по различию способов функционирования и форм отражения: неживая, живая природа и социум или литосфера, биосфера и ноосфера. По формам движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (классификация Ф.Энгельса). По системности взаимодействий: мегамир, макромир, микромир (вселенная, галактики, звездные системы, планеты, предметы, вещество, молекулы, атомы, ядра, элементарные частицы, поля и т.д.).

С философской точки зрения в структуре бытия можно выделить еще несколько градаций:

— » Бытие само по себе « (объективное бытие), безотносительное к нашему сознанию, базовое, а значит, первичное. «Бытие для нас» (субъективное бытие). Это то бытие, которое мы сами конструируем, картина мира, в которой мы существуем и с которой, собственно, и взаимодействуем. «Бытие само по себе» соотносится с понятием вечности, а «бытие для нас» – с понятием временности, конечности, ограниченности в пространстве и во времени.

— Бытие истинное (смысловое, сущностное) – «мир идей» у Платона, Бог в религиозной онтологии, Абсолютная Идея у Гегеля и пр. и бытие неистинное (кажущееся, видимое) – бытие по мнению, бытие, не имеющее смысла.

Но между ними есть свои различия:

а) В некоторых философских системах понятие «сущее» действительно употребляется для обозначения бытия в целом, служит синонимом бытия;

б) В других – под сущим понимают проявление некоторых отдельных форм бытия. Здесь сущее – обозначение части бытия;

в) Наконец, сущее выступает как основа бытия, как его абсолютное, неизменное начало, как субстанция, как его сущность.

Бытие и небытие. Интересными моментами являются некоторые точки зрения на соотношение бытия и небытия. Здесь небытие не отрицается как в учении элеатов. Наоборот, этой сфере придается основополагающая онтологическая роль и значение.

Небытие рассматривается:

— как отрицательное бытие: бытие как полное отсутствие чего-либо вообще, бытие как равное ничто;

— как позитивное превосходство небытия над бытием (как, например, постулирование абсолютной свободы в философии Н.Бердяева);

— небытие – как лишь другая форма бытия: что-то было, но потеряло свою определенность, перестало быть тем, чем было, но совсем не исчезло, а превратилось во что-то другое («стали мы и землей, и травой» – поется, например, в одной песне о войне). Вместе бытие и небытие и составляют вечность.

В данном понимании диалектика бытия и небытия может быть представлена в следующей интерпретации:

— небытие первично и абсолютно; небытие беспредельно во всех отношениях;

— небытие небытия есть бытие;

— бытие вторично и относительно, абсолютного бытия нет;

— выражением неустойчивости бытия является время, т.к. все существующее существует во времени, все возникает и погибает, переходит в небытие;

— возникновение и гибель не равномощны: все возникает на время, а погибает навечно;

— главной характеристикой бытия, его свидетельством (атрибутом) является его абсолютная гибельность.

— бытие первично, а осознание бытия – вторично. Основа осознания – память. Благодаря памяти сознание получает статус субстанции (видимость некоей постоянной).

— осознаная гибельность бытия является страданием.

Страдание заставляет сознание измысливать наличие Бога, наличие вечности, абсолюта. Так возникает религиозное в своей сущности сознание, которое и придает бытию вечность в форме Абсолюта, Бога. Но материалистическая философия утверждает, что Бога нет. Поэтому возникает сознание небытия. Оно усиливает страдания и перерастает в ужас перед бытием. Здесь и должна вступать в свои права философия. Этому ужасу сознания она призвана противопоставить «мужество небытия».

Последнее обозначает – мужество быть, существовать несмотря ни на что. Знать, что все проходит, и в то же время не впасть в ужас перед небытием – этому должна учить подлинная философия. Небытие окружает нас со всех сторон, оно знает, что мы – его добыча, и что нам от него никуда не уйти. Небытие невидимо, оно прячется за спину бытия, но оно крадется за нами попятам и убивает нас руками бытия. Каждое мгновение бытия немедленно становится прошлым, а значит небытием.

Бытие же стремится вперед, не разбирая пути (все более высокие скорости, все дальше прогресс). Стремительный бег бытия характеризует желаемое убегание от небытия. Но как бы бытие не стремилось к этой цели, конечная цель – все равно неизбежное небытие. При таком пессимистическом, но вполне реальном раскладе еще более актуальной становится задача: прожить жизнь содержательно, со смыслом, как можно более полно утвердить себя в бытии, сделать свою жизнь счастливой, приятной и радостной. Философия берет на себя смелость помочь человеку осознать самого себя, выбрать тот путь и ту жизнь, которую он считает правильной и возможной.

Источник

Структура бытия. Бытие и картина мира.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Современная философия, рассматривая проблему бытия, выделяет и исследует его виды и основные формы, которые не сводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны между собой.

Прежде всего, бытие включает два вида: материальное и идеальное (нематериальное) бытие. Как отмечалось, это не всегда «равноправные» и соотносимые элементы. В различных мировоззренческих решениях их координация и субординация рассматривается весьма вариативно.

Структуру материального бытия можно представить единством трех элементов: микромир, макромир и мегамир. Микромир – это «элементарные» частицы, атомы и молекулы. К макромиру относятся достаточно крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементы культуры общества – явления макромира. Мегамир характеризует объекты космоса.

Структуру материального бытия составляет также единство конкретных его форм (подвидов) существенно отличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества.

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонятны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятельности природные условия и ресурсы. Природопользование приобретает все чаще хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.

Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотношению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре. Ему присущи все основные, типические для природы, признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в основных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. Человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. Благодаря сознанию и мировоззрению человек в обществе социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении материальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, социальными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, активно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы, осуществляет предвидение.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство материального и идеального (духовного), биологического и социального, физического и психического. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, высшей нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Человек осознает и переоценивает содержание своей жизни, ее цели и идеалы, принципы и нормы. Он чувствует и понимает смысл жизни, соотношение жизни и смерти, сознательно регулирует свою жизнедеятельность. Своими признаками и содержанием жизни человек уникален.

Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию – социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных (общественных) отношений. В обществе как обособившейся части природного бытия действуют не только всеобщие, но и общесоциологические законы, а также законы более конкретного характера. В обществе достаточно наглядно проявляется прогрессивное и регрессивное развитие.

640 1

Главным фактором поступательного продвижения общества вперед и способом жизни субъектов выступает человеческая деятельность. Деятельностный подход к познанию исторического процесса позволяет найти главные мотивы и движущиеся силы социального развития, определить роль и место различных субъектов в создании и использовании благ, в преобразовании самой жизни.

Бытие общества осуществляется также способом культуры, цивилизационным и формационным развитием. Оно осуществляется от прошлого через настоящее к будущему. Возникновение, развитие и смена периодов, стадий, эпох, событий и социальных процессов, культурных и иных состояний образуют действительную историю общества. Исторический подход к изучению общества является и сегодня ведущим, главным. Важным признаком социального бытия являются общественные отношения. Они действуют как отношения общения, отношения поведения и отношения деятельности. Общественные отношения чрезвычайно многообразны. Основные виды отношений в обществе – экологические, экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, художественно-эстетические, отношения свободы совести, информационные, научные, семейные и другие.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществляется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активности, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Бытие сознания представляет субъективно-идеальную форму бытия. Сознание индивида как особый элемент его психики и свойство головного мозга (высшей нервной деятельности) идеально. Оно проявляется через опредмечивание и распредмечивание. Возникающие в сознании идеальные образы на основе отражения и познания материального мира составляют процесс распредмечивания сознания. Воплощение на практике идеальных образов означает объективацию или опредмечивание сознания. Благодаря сознанию, индивид может осуществлять осознаваемую, то есть чувственно воспроизводимую в сознании и понимаемую мыслительную и практическую деятельность, управлять собой, другими людьми, процессами, осуществлять иные действия. С помощью сознания осуществляется выбор вариантов поведения и общения, ценностных ориентаций и видов деятельности, ставятся цели и определяются задачи, намечаются планы, выбираются средства и способы их осуществления. Обладание сознанием наделяет человека способностью осуществлять созидательно-творческую деятельность, создавать «вторую природу» как главный элемент культуры.

Сознание социальных групп и общностей обобщенно обозначается терминами «общественное сознание» или «сознание общества». При всей условности данного обозначения, оно позволяет соотнести общественное сознание с индивидуальным сознанием, выявить общие признаки и отличия. Общественное сознание проявляется как совокупно-духовное свойство индивидов в социальных общностях. Оно не имеет материального носителя – общественного мозга. Сознание как свойство мозга человека всегда индивидуально. Но люди выявляют общие идеи, знания, идеалы, совместно разрабатывают различные планы, осуществляют на основе их конкретные типовые действия. Общее в сознании многих людей, выраженное с той или иной степенью полноты и глубины, и образует общественное сознание.

Бытие индивидуального и общественного сознания осуществляется также через функционирование его главного содержания – мировоззрения. Бытие мировоззрения связано с формированием и реализацией картины мира, а также позиций субъекта по отношению к себе, другим людям, к окружающей действительности.

Картина мира как информационная основа мировоззрения исторически изменялась и постоянно пополняется. Примитивно-обыденное восприятие бытия, существовавшее на заре человечества, дополнялось религиозно-мифологическим и абстрактно-логическим элементами. Постепенно доминантность приобретали теоретические, а в них – научные знания. Современная картина мира включает естественнонаучную, научно-техническую и социально-гуманитарную составляющие, а также соответствующие обыденные знания и верования. В ней сосуществуют религиозно-философский и светско-научный элементы. Она сопряжена с осмыслением глобальных, региональных и национально-государственных проблем.

Таким образом, бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку. Сам человек – элемент бытия, обладающий важной особенностью – сознанием (душой). Структура бытия характеризуется соотношением материального и идеального бытия, бытия потенциального и актуального, бытия природы, человека и общества. Материальный мир может быть структурно представлен единством микро,- макро,- и мегамира. Проблема бытия – одна из важнейших мировоззренческих и методологических проблем теории всеобщего.

С помощью категории «бытие» интегрируются основные идеи, на базе которых выстраивается фундамент философской картины мира.

1. Бытие объективного и субъективного, материального и идеального есть беспредельная и непреходящая целостность.

2. Природное и общественное, индивидуальное и социальное бытие существуют равнозначно, хотя в различных формах и разными способами.

Исследование основных форм бытия, выявление специфики и характера их сотношения расширяют наши представления о сущности и содержании мира, месте человека в нем.

Источник

Бытие, его структура, формы и способы существования

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

В разговорном языке термин «бытие» име­ет три основных значения.

1.Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность.

2.Слово «бытие» используется для обобщения условий матери­альной жизни людей и общества.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно и представ­ляет важную мировоззренческую проблему.

Категория бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество РАВНО су­ществуют, хотя и в разных формах;

3) их различное по форме существование — предпосылка единства мира;

4) мир развивается по своей объективной логике, он создаетреальность, которая существует прежде сознания, его людей.

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бы­тие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотво­ренных человеком;

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на инди­видуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества

Как исходная категория философии «бытие» является предпо­сылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий:

— обоснование его видов и свойств;

— проблемы единственности и единства бытия;

— соотношение вечности и неуничтожимости бытия в целом и конечности, уничтожимости его конкретных элементов;

— соотно­шение единства и целостности бытия с многообразием и относительной самостоятельностью элементов содержания;

— проблема независимости бытия от человека и объективная включенность человека в бытие и др.

К проблеме бытия обращаются многие науки, которые изучают разные стороны бытия, его признаки, структуру, форму.

Фундаментальная физика и химия выступают базовыми науками, на основе которых формируется естественно – научная картина мира.

Математика развивает и обосновывает свою модель бытия. Биология разрабатывает концепцию бытия всего живого. Философия решает проблему бытия в основном с мировоззренческих позиций, дополняя объяснения конкретных наук (естественных, технических и общественных).

Рассмотрение проблемы бытия дает возможность выделить элементы его содержания, взаимосвязи координации и субординации между ними. Бытие включает в себя два вида: материальное и идеальное (не­материальное) бытие.

Структуру материального бытия можно представить как единство трех элементов:

Формы (подвиды) материального бытия:

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонят­ны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятель­ности природные условия и ресурсы. Иногда природопользование при­обретает хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.

640 1

— бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотно­шению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Ему присущи все основные, типические для природы при­знаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Пере­мещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в ос­новных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. В этом плане человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) приро­дой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. В обществе человек социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Благодаря им, он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении мате­риальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, соци­альными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, ак­тивно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство биологи­ческого, психического и социального. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Единством физического и психического, телесного и духовного, биологического и социального бытие человека неповторимо, оно не наблюдается ни в ка­ких иных предметах и явлениях бытия.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществля­ется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активнос­ти, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Таким образом, рассмотренные выше проблемы и категории составляют содержа­ние онтологии — раздела философии, предметом которого явля­ется бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свой­ства (греч. «онтос» — сущее, «логос» — учение, слово). Онтоло­гия — важная часть философии, ее проблемы, категории, прин­ципы являются основой постановки и решения проблем гносео­логии, социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания.

Одной из онтологических проблем является проблема единст­ва бытия.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector