Что такое структура государства

Структура государства

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Данным ему функций в строго определенных формах. Которые и представляют собой различные виды государственной деятельности. Эти формы связаны с таким понятием, как структура государства.

Структура государства – это система государственных институтов и организаций, все элементы структуры государства тесно взаимосвязаны и выполняют свои функции.

1. Соподчиненность друг другу образующих государственных формирований.

2. Наличие определенных действий и полномочий у каждого государственного формирования

3. Вооруженность организационными и материальными средствами

Структуру государства составляют:

1. Аппараты – совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями и необходимыми средствами для их осуществления.

2. Учреждения – организация, которая осуществляет непосредственную и практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной культурной и других. Часто высказывается мнение, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

3. Фабрики и предприятия – определяют различные товары и услуги, удовлетворяющие нужды и потребности общества.

Центральное место в вышеуказанной структуре государства отводится государственному аппарату, так как его органы осуществляют государственную власть. На его состав и принципы влияют исторические, экономические, социокультурные и другие факторы.

Государственные органы – структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающиеся на силу государство. Стоит заметить, что любой государственный орган определяются и формируется по воле государства. Ряд факторов определяют его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими органами, которые в свою очередь являются чем-то.

Государственный орган обычно наделен определенными материальными средствами и имеют право издавать соответствующие нормативные акты.

Организация и деятельность государственных органов и всего государственного аппарата строится в соответствии с принципами законности, сочетанием единоначалия и коллегиальности, гласности, демократии и подотчетности. Все органы государства при этом делятся на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и контрольно-надзорные органы. Глава государства существует при всех формах правления. В условиях монархии это наследственный император, князь, король, султан или царь. В республиках либо коллегиальный орган (в Швейцарии – Федеральный Совет), либо президент. Речь идет о должностном лице или органе, обеспечивающем порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее руководство и представительство в международных отношениях.

Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране индивидуально в зависимости от политических условий и исторических традиций.

Верховным законодательным органом государства является структура палат. Верхняя палата нередко служит своеобразным отражением, обычно более демократичным.

Органом исполнительной власти является структура, которая непосредственно управляет страной. Она обычно состоит из главы правительства (канцлер. Премьер-министр). Отделение центральных ведомств от государственных управлений (министерство, департамент). Существуют министры, секретари и статс-секретари. Все правительства могут быть однопартийными и коалиционными. В первом случае все являются выходцами из одной фракции, а во втором – двух или нескольких партий.

Судебные органы образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных и конституционных. Во главе находятся верховный и конституционный суды. В странах где существуют судебные претенденты, они участвуют даже в правотворчестве.

В настоящее время ведется дискуссия еще об одной подсистеме государственных органов – органы надзорной и контрольной власти. Об особом статусе данного вида власти складывается из хрен пойми чего. Недобросовестность, нецелесообразность и неэтическая деятельность со стороны государственных служащих, следовательно, доклад или обращение в суд.

640 1

В некоторых странах, каких как Вьетнам, Китай, Россия надзор осуществляют правоохранительные органы. Но во многих странах их задачи ограничиваются в расследовании определенного рода несоответствий и правонарушений, и возбуждение обвинений. Общими тенденциями деятельности объединены соответствующие органы во всех странах.

В аппарате каждого государства есть орган, осуществляющий деятельность по охране (правоохранительные). В самом общем виде функции этого органа: обеспечение соблюдения всех норм соответствующими субъектами, а также специализированная деятельность по охране общественных отношений.

Источник

Структура государства.

Организационная структура государства (или государственный механизм) включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся:

— представительные органы государственной власти. Они подразделяются на высшие, обладающие законодательной власти (парламент), и местные органы властью и самоуправления;

— исполнительно–распорядительные (органы государственного управления), состоящие из высших (правительство), центральных (главки, министерства, ведомства) и местных исполнительных органов;

— органы судебной власти и прокуратуры;

— органы государственного контроля;

— органы охраны общественного порядка;

— органы государственной безопасности;

Как правило, государство не может нормально функционировать без вышеназванных структур власти. Однако, ряд элементов государственного механизма (например, армия, органы государственного контроля) может отсутствовать в отдельных странах.

Государственность структурируется по многим линиям. Основные из них суть следующие. Во-первых, происходит структурирование в зависимости от территориального деления страны. Складывается иерархическая структура, начиная от учреждений центральной власти и кончая учреждениями власти минимальных территориальных единиц. Между ними устанавливаются различные отношения, включая подчинение низших уровней высшим и распределение власти, т.е. некоторую автономность низших уровней по отношению к высшим. Территориальные власти в той или иной мере копируют власть более высоких уровней (принцип стандартизации).

Самым крупным разделением властей по третьей линии является разделение на законодательную и исполнительную власти. Иногда к этим подразделениям присоединяется отделение судебной власти (так в США).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Структура и формы государства

В структуре государства выделяют три ветви государственной власти и соответственно три вида органов власти:

В системе управления можно выделить также институт главы государства (институт президентства или институт монархии), контрольно-надзорные органы, которые осуществляют контроль за выполнением норм права и привлечения виновных к ответственности (прокуратура, специальные контролирующие органы), органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти.

Дальнейший анализ государства связан с выделением возможных форм государства.

При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточена вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и отстраняет правительство, руководит высшим судом.

Конституционная парламентская монархия характеризуется такими особенностями:

В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это определенный общенациональный символ, в котором актуализируется историческая память народа.

В дуалістичній монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широкие в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархии имеет тенденцию к перерастанию в конституционную монархию или в республику.

В современных государствах преобладают две основные разновидности республиканской формы правления:

Западные политологи М.С.Шугарт и Дж.М.Кері выделили три возможные модели:

Премьер-президентская модель (Франция в условиях Пятой республики, Финляндия) предусматривает такую модель разделения властей:

Объем полномочий президента может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от того, принадлежит ли парламентское большинство к той же партии, что и президент.

Президентской-парламентская (Россия, Украина, Эквадор, Перу) модель предусматривает:

Асамблейно-независимая модель сложилась в Швейцарии. Хотя парламент выбирает правительство (Федеральный совет), но не может его отозвать, выразив вотум недоверия. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Федеральный Совет осуществляет функции «коллективного президента». Ежегодно с его состав выбирается президент, который осуществляет чисто представительские функции.

2. Формы государственного устройства. Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти.

Главными формами государственного территориального устройства унитарное государство, федерация и конфедерация.

Федерации создаются по разным признакам:

Сложность федеративной построения России проявляется также в том, что один субъект федерации (автономия) может входить в состав другого субъекта (область, край). Подобный принцип «два в одном» порождает комплекс экономических административных проблем в сложно составленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.). На волне суверенизации 90-х гг. XX в. резко обострилась проблема децентрализации подобных регионов, что выразилось в желании автономий стать полностью самостоятельными и независимыми от областной (краевой) власти. В первую очередь, эти проблемы касались тех сложно составленных субъектов Российской Федерации, где наблюдается большой разрыв между субрегіонами из основных показателей экономического развития и уровню жизни, вместе с тем, мировой опыт, в том числе и история последних лет существования СССР показывает, что чрезмерная экономическая гетерогенность часто провоцирует сепаратизм более «богатых» (с точки зрения экономического потенциала регионов).

Некоторые ученые выделяют симметричные і асимметричные федерации. Первая означает полное равноправие всех субъектов, вторая предусматривает через определенные причины (например, с целью погасить тенденцию к сепаратизму), предоставление отдельным субъектам более широких прав в сфере налоговой политики, в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п. В подобных государств относят Бельгию, Испанию, Индию, Пакистан, Малайзию и Россию.

В историческом прошлом встречалась такая специфическая форма государственного устройства, как империя (например, Французская, Британская, Русский). Империи имели огромную территориальную основу, разнообразный этнический состав населения и строились на основе господства и подчинения между центром и периферией, метрополией и колонией.

Источник

Структура государства

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Структура государства

Деятельность государства по осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми явля­ются правотворчество, исполнительно-распорядительная и пра­воохранительная деятельность. А они в свою очередь связаны с таким понятием, как структура, или механизм государства. Без него нет и государства. Механизм раскрывает материаль­ную субстанцию государства как элементов различного свой­ства: регулирующих, охранительных, карательных и обосновы­вает сущность государства второго порядка.

Механизм государства— это система государственных институтов и организаций.

Сущность государства определяет его механизм. Это связь причины и следствия, опосредованная влиянием формы госу­дарства. Именно в механизме воплощается материальная сила власти. Государственный механизм существует в определенной форме, обеспечивающей реальность его силы.

Механизм государства испытывает влияние со стороны об­щества в лице его экономических и политических структур. Сюда же надо добавить цели, задачи и функции государства, всоот­ветствии скоторыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.

Основными чертами механизма государства являются:

а) иерархическая соподчиненность друг с другом образую­щих его государственных образований;

б) наличие определенных полномочий укаждого государ­ственного образования;

в) вооруженность организационными и материальными сред­ствами.

Структуру, или механизм государства составляют государ­ственный аппарат, государственные учреждения и государствен­ные предприятия.

Государственный аппарат — это совокупность государствен­ных органов, которые наделены властными полномочиями.

Государственные учреждения— это государственные инсти­туты и организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государ­ства в различных сферах: экономической, социальной, куль­турной и т. п.

Государственные предприятия представляют собой органи­зации, созданные для осуществления хозяйственной деятельно­сти в целях производства продукции, либо обеспечения, выпол­нения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Центральное место в механизме государства принадлежит государственному аппарату. Он осуществляет государственную власть, и на его структуру и принципы формирования влияют экономические, политические, социокультурные, исторические факторы.

Структура государственного аппарата обычно представляет­ся тремя основными блоками органов:

а) органы законодательной власти;

б) органы исполнительной власти;

в) судебные и правоохранительные органы.

Государственный орган — это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, на­деленная соответствующей компетенцией и опирающаяся в про­цессе реализации своих функций на организационную матери­альную и принудительную силу государства.

Государственный орган формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции. Он выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности. Его организационная структура, компетенция, территориальный масштаб деятельности, специальное положе­ние, определяющее его место и роль в государственном аппара­те, а также порядок его взаимоотношений с другими государ­ственными органами являются юридически закрепленными. Го­сударственный орган обычно наделен определенными матери­альными средствами и полномочиями государственно-властно­го характера, состоящими в праве издавать правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Таким образом, государственный орган — это социальный институт, представляющий собой совокупность лиц, снабжен­ных определенными материальными средствами и осуществля­ющих конкретную социальную функцию. По своему содержа­нию государственный орган как институт — это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

640 1

В условиях развитых демократических государств организа­ция и деятельность государственных органов и всего государ­ственного аппарата строятся в соответствии с принципами за­конности, подотчетности, сочетания коллегиальности и едино­началия, гласности и демократизма.

Все органы государства подразделяются на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполни­тельной власти, судебные и правоохранительные органы.

Орган главы государства существует при всех формах прав­ления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испы­тывает потребность в существовании должностного лица, обес­печивающего порядок, устойчивость и преемственность меха­низма власти, а также высшее представительство в междуна­родных отношениях. Это и есть глава государства.

Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависи­мости от политических условий и исторических традиций.

Верховным законодательным органомгосударства являет­ся парламент. Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палат. Однопалатные парламенты существуют в неболь­ших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко слу­жит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

Органом исполнительной властиявляется правительство, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, пред­седателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т. д.), его заместителей и членов правительства, ко­торые возглавляют отдельные центральные ведомства государ­ственного управления (министерства, департаменты) и имену­ются министрами, секретарями, статс-секретарями.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором — двух или нескольких.

Судебные органы образуют довольно сложную систему, со­стоящую из гражданских, уголовных, административных, транс­портных и иных судов. Как правило, возглавляют эту систему верховные и конституционные суды. Судебные органы реализу­ют правосудие посредством регулируемого процессуальным пра­вом судопроизводства. В странах, где существует судебный пре­цедент, они участвуют в правотворчестве.

В аппарате каждого государства есть система органов, осу­ществляющих правоохранительную деятельность. В самом об­щем виде под правоохранительной деятельностью понимается функция государства и одновременно форма осуществления функций государства, содержание которых составляют охрана и защита от нарушений, контроль за соблюдением правовых предписаний всеми адресатами. При этом выделяется специа­лизированная деятельность по правовой охране общественных отношений и органы, ее осуществляющие, так как любой орган государства решает те или иные вопросы права путем издания и исполнения правовых актов.

В систему специализированных правоохранительных орга­нов принято включать наряду с судами органы юстиции, нота­риата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, внешней разведки, раскрытия и расследования преступлений, налоговой инспекции и адвокатуру.

Они имеют общие функции:

а) обеспечение безопасности личности, обще­ства и государства;

б) защиты и охраны прав, свобод и закон­ных интересов личности;

в) создание условий для осуществле­ния личностью своих прав и обязанностей;

г) охраны и защиты политической, экономической, социальной и духовно-культур­ной основ общества.

Их отличают властные полномочия (кроме адвокатуры), правовая опосредованность и другие свойства. Именно через эти органы государство использует свое исключи­тельное право применения насилия. И в то же время именно эти органы оказывают населению правовые услуги.

Источник

Что такое структура государства

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.

В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:

— это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

— характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;

-между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;

-механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает:

· Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

Механизм государства – это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, которая осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области). Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector