Что такое структура государственного управления

Содержание
  1. Структура государственного управления
  2. Общая характеристика структуры государственного управления
  3. Готовые работы на аналогичную тему
  4. Звенья структуры государственного управления
  5. Особенности организационной структуры государственного управления
  6. Организационные структуры государственного управления
  7. Общая характеристика, основные элементы
  8. Законодательные и исполнительные органы
  9. Особенности их взаимодействия
  10. Анализ структуры госуправления на примере города федерального значения
  11. Организационная структура государственного управления
  12. Понятие и значение организационной структуры государственного управления
  13. Готовые работы на аналогичную тему
  14. Характеристика элементов организационной структуры государственного управления
  15. Подсистемы организационной структуры государственного управления
  16. Структура государственного управления

Структура государственного управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика структуры государственного управления

Структура государственного управления – это совокупность соответствующих органов государственного управления, которые призваны действовать от имени государства в пределах той компетенции и тех полномочий, которые предоставлены им законом.

Государственное управление, как известно, может осуществлять на трех уровнях:

Каждый из них наделен различными органами власти.

Для осуществления государственного управления и руководства всевозможными процессами в обществе образуются специально уполномоченные государственные органы, которые расцениваются в качестве вспомогательных институтов государственной власти, проводников принимаемых ею решений, структур, которые занимаются реализацией властных полномочий.

Местное самоуправление не относится к государственному управлению, что означает невозможность отнесения органов управления в данной области к государственным. В этом случае органы управления носят характер муниципальных и формируются на основе решений органов государственной власти. Муниципальные органы управления представлены территориальными органами юстиции, финансовыми органами, органами, связанными со строительством и архитектурой, сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, культурой, земельными ресурсами, управлением имуществом, транспортом, торговлей, связью и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственное управление характеризуется повседневностью и оперативностью в своей деятельности. Оно должно осуществляться субъектами управления, которые специально уполномочены для этих целей, в необходимом порядке и объеме, указанном в законе. Эти субъекты реализуют свои функции по управлению государством во всех сферах деятельности, в том числе исполнительной, судебной, законодательной и прокурорской.

Звенья структуры государственного управления

Структура государственного управления состоит из определенных звеньев, которые включают в себя:

Все эти звенья, безусловно, важны при осуществлении государственно управления. Каждый из них обладает присущими только ему функциями и полномочиями, которые предоставляет для него действующее на сегодняшний день законодательство в сфере государственного управления. При этом стоит отметить тот факт, что государственное управление может осуществляться не только в области его реализации, но и в законодательной и судебной сфере. Так, свою лепту вносят Совет Федерации и Государственная дума, издавая законы, тогда как Правительство превращает их исполнение в жизнь, а Президент РФ контролирует весь этот процесс. Все остальные органы власти обязаны следить на беспрекословным исполнением всех действующих в стране законов.

Источник

Особенности организационной структуры государственного управления

Организационные структуры государственного управления

Государство регулирует все стороны жизни общества, поэтому для организации его деятельности потребовалась тщательнейшим образом спланированная оргструктура. Она и составила сущность государственного управления.

Понятие структуры государственного управления определяет взаимодействие определенных органов, которые действуют от лица государства в рамках полномочий, представленных законом.

К основным органам структуры государственного правления относятся следующие компоненты власти:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Законодательная власть базируется на разработке новых законов. Это находится преимущественно в прерогативе Федерального Собрания и законодательной системы субъектов РФ.

Сущность исполнительной власти заключается в обеспечении реализации разработанных законодательством программ и законов. К ним относятся Правительство, различного рода министерства и органы исполнения субъектов РФ.

Судебная власть базируется на решении спорных вопросов и предусматривает наказание за отказ исполнять предусмотренные властью законы. Главными органами данной системы являются Конституционный суд, Верховные суды, а также арбитражные и районные. Суды субъектов РФ делятся на Конституционные и мировые.

Общая характеристика, основные элементы

Управляют механизмом государственной власти определенные звенья структуры госвласти. К ним относятся:

Каждое звено имеет свои, свойственные только ему функции и свою подсистему. Государственное управление гораздо шире. Законы, например, разрабатываются и принимаются Советом Федерации и Государственной думой.

Роль правительства заключается в исполнении законов, разработанных Советом Федерации. Президент контролирует процесс принятия и исполнения законов. Остальные органы власти направлены на исполнение принятых законов на месте.

Поскольку Российская Федерация имеет большую территорию, для эффективного управления было предусмотрено 3-х уровневое строение государственной власти:

Каждый из представленных выше уровней власти наделен разными полномочиями. Объединяет их решение одних и тех же вопросов на разном уровне. Вопросы, связанные с экономикой, финансами и трудом как главным социально-экономическим ресурсом, являются приоритетными. Для их урегулирования на разных уровнях разработаны специальным образом уполномоченные госорганы. Они расцениваются как дополнительные институты госвласти.

В статье 71 Конституции Российской Федерации прописано положение об установленной системе федеральных органов, которые осуществляют законодательную и исполнительную, а также судебную власть. Кроме того, здесь же прописан порядок организации и деятельности упомянутых органов. Федеральная власть осуществляется Президентом России, Советом Федерации, Госдумой, Правительством РФ и судами.

Власть на региональном уровне представляет собой власть на уровне субъектов Федерации. Это республики, края, области, в том числе и автономные округи, а также города федерального значения. Система управления в данном случае и принятие отдельных решений указанными субъектами создается самостоятельно с опорой на Конституцию.

Несмотря на то, что местное самоуправление не является государственным управлением, оно наделено некой властью, имеющей муниципальный характер. При этом принятие всех решений происходит на основе решений органов любого уровня государственной власти.

Этот уровень представлен местными органами юстиции, культуры, промышленно-строительными и финансовыми органами, сельским хозяйством, а также транспортно-имущественным правлением, торговлей и связью.

Законодательные и исполнительные органы

Для жизненного строя общества существенное значение имеют законодательные и исполнительные органы. Без внедрения новых законов сложно представить приспособление к веяниям времени. В стремлении сделать жизнь лучше немаловажное значение имеет и исполнительная власть, поскольку именно она отслеживает исполнение принятых законов.

Законодательная и исполнительная власть так же, как и судебная, только на первый взгляд кажутся самостоятельными и независимыми. Но между ними имеется тесная взаимосвязь. Законодательная власть, к примеру, не только осуществляет разработку новых законов, но и осуществляет контроль за исполнительной властью.

Особенности их взаимодействия

Отличаются структуры в первую очередь своим формированием: для законодательной системы характерна выборность путем голосования, а для исполнительной власти – назначение.

Значимым звеном законодательного органа власти является Федеральное Собрание. Это двухпалатный парламент РФ, состоящий из Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является нижней палатой, а Совет Федерации – Верхняя палата.

Федеральное Собрание состоит из 450 депутатов, которые избираются населением на 4 года. В управлении Федеральным Собранием стоит 2 председателя: один от законодательной власти, а другой от исполнительной.

Во главе исполнительной власти стоит Правительство РФ. Оно признано высшим исполнительным органом.

Правительством осуществляется руководство важными сферами социально-экономической, социально-культурной и политико-административной жизни общества.

Председатель Правительства назначается президентом. Но прежде его кандидатура утверждается Государственной Думой.

Анализ структуры госуправления на примере города федерального значения

Одним из ключевых городов федерального значения является Москва. Особенность системы правления данного города заключается в том, что с одной стороны – это орган государственной власти, а с другой – орган местного управления.

Главным представительным органом здесь считается городская Дума. Высшим исполнительным органом является Правительство Москвы. Судебная власть осуществляется Уставным судом г. Москвы и мировыми судами.

Государственная власть Правительства регламентируется конституционными нормами. В отличие от других больших российских городов, органы местного правления в городе не формируются. Их роль выполняют органы государственного правления.

При этом город делится на более крупные административные округа. Их наименование обусловлено географическим расположением (например, Северо-западный административный округ). Данные округа – это не единицы местного самоуправления. Их появление обусловлено административным управлением конкретными территориями.

Формированием и упразднением административных округов занимается мэр города.

Главным законодательным органом г. Москвы является Городская Дума. Ее численность насчитывает 35 человек, которые курируют все значимые вопросы в пределах города.

Главным исполнительным органом Москвы является городское Правительство, возглавляемое мэром.

Судебная система города является частью судебной системы страны в целом. Но Уставные суды города, как мировые, не являются федеральными судами. Они признаны судами субъекта Федерации, то есть г. Москвы. Остальные суды (например, арбитражные) относятся к федеральным.

Источник

Организационная структура государственного управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Организационная структура государственного управления – это упорядоченная система элементов государственного механизма, связанных между собой в порядке субординации и координации для обеспечения решения задач публичного управления.

Понятие и значение организационной структуры государственного управления

Государственное управление может рассматриваться как:

Любое из указанных определений государственного управления предполагает упорядочение управленческих отношений внутри системы государственного управления для обеспечения эффективности управленческих процессов.

Указанное позволяет рассматривать организационную структуру государственного управления как систему упорядоченных элементов государственного механизм, которые связаны отношениями субординации и координации для эффективного решения задач публичного управления.

Системообразующим элементом в любой системе государственного управления выступает государственный орган, функционированием которого и обеспечивается управляющее воздействие на общественные отношения.

Итак, государственный орган или орган государственного управления представляет собой относительно обособленный, самостоятельный элемент организационной структуры государственного управления, который учреждается для реализации функций публичного управления на конкретной территории, в конкретной сфере и пр.

Здесь необходимо отметить, что государственный орган по своей природе отличается от государственных предприятий, учреждений, организаций:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, государственные организации, учреждения, предприятия в отличие от государственных органов не разрабатывают и не осуществляют управленческие решения, а предоставляют социально значимый продукт населению.

Характеристика элементов организационной структуры государственного управления

Итак, организационная структура государственного управления представляет собой систему взаимоотношений субъектов государственного управления для решения задач публичного управления. Все элементы организационной структуры государственного управления характеризуется рядом общих черт:

Подсистемы организационной структуры государственного управления

Элементы организационной структуры государственного управления, несмотря на свое разнообразие, могут быть объединены в подсистемы. Такие подсистемы характеризуются следующими специфическими чертами:

Организационная структура государственного управления включает подсистемы, выделяемые:

Важно подчеркнуть, что, как и всякая система, система государственного управления меняется, развивается и для оптимального распределения функций и задач между элементами организационной структуры государственного управления важно учитывать социальные запросы, специфику состояния объекта управления и пр. Именно поэтому система государственного управления реформируется для повышения эффективности.

Источник

Структура государственного управления

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Структура государственного управления включает в себя соответствующие органы управления. Каждый из уровней управления — федеральный, региональный и местный — обладает своими органами власти. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды, органы власти субъектов РФ.

Государство как организация публичной власти осуществляет ее, выполняя свои многообразные функции управления общественными процессами, с помощью образуемых в установленном порядке государственных органов. Они являются вспомогательными институтами государственной власти, проводниками ее решений, теми ее структурами, которые практически реализуют властные полномочия в соответствии с определенной им компетенцией.

Они закрепляются в издаваемых государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовых актах, а также находят свое отражение в конкретных действиях и предпринимаемых мерах. Во исполнение принятых решений государственные органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и государственного принуждения. Они совершают многие другие действия, имеющие юридическое значение, например, выдают документы, удостоверяют юридические факты, регистрируют общественные объединения лицензируют виды деятельности и т.д.

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3)[7]. Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под структурой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти.

При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации[8].

В Российской Федерации единство системы государственных органов обеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и сложенной работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим[9].

640 1

К ведению Российской Федерации п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит «установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти»[10]. По сути, в данной статье речь идет о системе федеральных органов, относящихся ко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии.

Конституция России (ч. 1 ст. 11) прямо называет федеральные органы, которые входят в эту единую систему. Согласно указанной норме государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. «г») Конституции РФ исходит из внутреннего органического единства системы федеральных органов государственной власти, закрепленного положением ч. 1 ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Те же положения нашли свое отражение в ч. 3 ст. 5, провозглашающей единство системы государственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации. Особенности же правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции РФ (гл. 4 «Президент Российской Федерации», гл. 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской федерации», гл. 7 «Судебная власть») и конкретизируются в ряде федеральных конституционных законов.

Таким образом, под структуройфедеральных органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеративная природа современной России[11].

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных, и исполнительных органов государственной власти.

Систему органов местного управления составляют государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории[13]. К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюда можно отнести налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометслужбы и т.п.

Под структурой государственного органа понимаются его внутреннее устройство, порядок расположения составляющих его звеньев, подразделений, их соотношение, подчиненные выполняемым функциям, объему полномочий и компетенции, исходящими из общей компетенции и предмета ведения данного органа. Организационная структура государственного органа может быть довольно простой (прокурор района) или весьма сложной (двухуровневая структура парламента). Чем выше положение органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура.

Она находит свое отражение в штатном расписании, где детализируется полное наименование структурных подразделений, учрежденных должностей с их классификацией и предусмотренным обеспечением. В состав каждого государственного органа входят лица, являющиеся непосредственными носителями и исполнителями государственно-властных полномочий, а также лица, обеспечивающие исполнение как полномочий таких лиц, так и полномочий собственно государственных органов. В составе государственных органов есть и технический аппарат (вспомогательно-обслуживающий персонал).

Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий[14].

Государственное управление является повседневным и оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector