Что такое структура науки

Наука, её цели, структура и функции

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Наука и научное познание.

Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.

Научное сознание состоит из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностных ориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и их систематизации.

Наука как социальный институт имеет свою организацию и принципыфункционирования, координационные и субординационные, связи, формы контроля и отчётности, способы взаимодействия с различными видами практики.

Наука рациональна, так как её способ познания и сами знания связаны преимущественно с абстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, с открытием сущностных характеристик и закономерностей объекта познания.

Наука системна, общезначима, универсальна, критична. Её знания обладают высокой достоверностью, так как их можно проверить. Но научные знания и сами исследования могут содержать и заблуждения, а также ложные знания.

Наука отличается от философии тем, что не изучает бытиё в целом, а только его конкретные виды и формы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают в себе сущностные характеристики объектов философского познания и проверяемы.

Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.

От искусства, которое отражает действительность в основном эмоционально, на основе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди.

Они не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.

Структура совокупной науки может быть представлена по разным основаниям. В зависимости от основных сфер исследования науки разделяют на естественные (о природе), гуманитарные или общественные (о человеке как личности и об обществе), и технические (о технике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика, философия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себя большое количество конкретных наук, процесс дифференциации которых продолжается. Считается, что сегодня насчитывается более 15 тысяч относительно самостоятельных научных дисциплин, обосновавших свой предмет и область исследований, имеющих категориальный аппарат, кадры и материально-техническую базу.

640 1

По характеру знаний совокупная наука может быть разделена на фундаментальные и прикладные науки. Релятивистская физика, квантовая механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, антропология, генетика и другие науки исследуют сложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких наук гипотетичны, основаны на допущениях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемы. Знания механики, агрохимии, географии, многие технологические знания легко проверяемы и используются непосредственно на практике.

Внутренняя структуракаждой отдельной науки включают ряд необходимых элементов: понятийный аппарат, совокупность теоретических концепций и учений; методологию исследования, научные кадры и их подготовку, учреждения науки, материально-техническую и финансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, систему информации, научные отношения. Значимость того или иного элемента структуры в каждой конкретной науке может быть различна.

Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже XX-XXI веков. Но отношение к науке сложилось двоякое. Сциентистское направление выражает доверие к науке. Она признаётся одной из главных ценностей общества и доминантным фактором развития человечества. Сторонники антисциентизма критикуют науку за ошибки, видят её главной причиной кризисных явлений, экологических и социальных глобальных проблем. Они считают, что наука ограничена в своих возможностях решать главные и острые проблемы социального развития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру.

Корни сциентизма и антисциентизма имеют объективную основу, так как наука противоречива и оказывает воздействие на человека и общество как положительное, так и отрицательное. К этим основам добавляются субъективно-идеологические и политизированные интерпретации роли науки в обществе. Поэтому и сегодня наука воспринимается в обществе неоднозначно: и с доверием, и с недоверием, с надеждой и отчаянием, с оптимизмом и пессимизмом. Но очевидно, что без нации обществу и в XXI веке не обойтись.

Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление её одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Функциями науки являются: мировоззренческая, методологическая, познавательная, аксиологическая, коммуникативная, информационная, критическая и прогностическая и др.

Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина мира (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.

На основе достаточно пёстрой и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Изменённые таким образом знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция науки.

Источник

Общая структура науки. Подсистемы науки

Рассматривая объективное бытие с точки зрения философии, в нем можно выделить связь природы, общества и самого человека. В науке выделяют три сферы знания согласно трем названым элементам объективного бытия. Это содержательный аспект науки.

Существует три направления научного знания, появившиеся в зависимости от сферы бытия: естествознание, предполагает знания о природе, обществознание включает знания о различных видах и формах общественной жизни, а также знания о человеке как мыслящем существе.

Данные сферы не должны рассматриваться как единое целое, они лишь соседствуют друг с другом. Граница между этими сферами относительна.

В общую структуру науки входят наиболее общие аспекты и подсистемы науки как деятельности по производству нового знания (рис. 1.1.).

3

Рис. 1.1. Общая структура науки с позиций классической философии науки

Наука, являясь системой научного знания, удовлетворяет такие критерии как:

Научные методы получения и обоснования знания регулируют науку как особую познавательную деятельность. К таким методам относятся дедукция, индукция, анализ, синтез, верификация.

Наука как особый социальный институт

Как особый социальный институт, наука выступает в виде социальной системы. Члены социальной системы взаимодействуют, а их взаимоотношения регулируются особыми нормами научного этоса (коллективизм, научная честность, объективность, социальная неангажированность, преданность истине, критический дух).

Эти подсистемы образуют целое и оказывают взаимовлияние.

4

Рис. 1.2. Общая структура науки с точки зрения современной философии науки

Наука как система знания

Наука является сверхсложной системой знаний. Она включает в себя качественно различные элементы. Ее составляющими являются:

Все элементы научного знания имеют связь между собой. Они соединены сложной сетью логических и операциональных отношений и взаимосвязей.

Наука как познавательная деятельность

Наука характеризуется наличием сверхсложной системой познавательной деятельности по производству и применению научного знания. Она включает:

Являясь познавательной деятельностью, наука, характеризуется рефлективностью. Она осуществляется через применение различных методов и методик. Методы и методики направлены на получение и обоснование максимально объективного, истинного и полезного знания.

Все элементы научно-познавательной деятельности имеют внутреннюю связь между собой, они замыкают друг на друга, и направлены на реализацию практически задач.

Наука как социальный институт

Рассматривая науку как социальный институт, ее можно охарактеризовать как:

Правовые нормы и эстетические научные ценности регулируют функционирование науки как социального института.

Наука как подсистема культуры

Наука также является особой подсистемой культуры. Являясь данной категорией, наука реализует присущий ей инвариантный набор культурных ценностей (свобода, истинность, объективность, рациональность, практические инновации, демократия, духовный и социальный прогресс).

Другие подсистемы культуры также вступают во взаимодействие с наукой. К таким подсистемам культуры могут относится общество, государство, искусство, религия, экономика, политика, право, философия. При этом со стороны этих культурных подсистем оказывается влияние на науку.

Смена культурно-исторических типов науки (античная наука, древняя наука, наука Средних веков, классическая наука Европы, неклассическая наука, постнеклассическая наука) выражается в развитии науки как подсистемы культуры.
Общие и специфические законы развития культуры общества определяют смену культурно-исторических типов науки.

Наука как основа инновационной системы общества

Наука является ведущим и исходным пунктом развития современной наукоемкой (инновационной) экономики. Она также стала признаком технической и технологической мощи современного общества. Наука является способом удовлетворения разнообразных потребностей человека, а также, средством создания новых товаров и услуг.

Наука занимает значимое место в звене инновационной системы современного общества. Это отражается в создании промышленного сектора науки и ее непосредственном замыкании на потребности практики.

Развитие науки как инновационной подсистемы общества в решающей степени определяется экономическими и социальными законами и потребностями.

Наука как особая форма жизни

Наука выступает как форма жизни большого числа людей, которые заняты в научной сфере и сфере научного обслуживания. Ряд факторов определяет ее специфическое содержание:

Система отношений внутри научного сообщества, оценка научного вклада каждого ученого со стороны коллег и общества, стимуляция научного и нравственного выбора ученых регулируют науку как форму жизни.

Процесс функционирования развития науки как целого происходит с учетом взаимного влияния всех шести подсистем наук.

Источник

СТРУКТУРА НАУКИ

1) множество ее фундаментальных аспектов: наука как знание, как познавательная деятельность, как социальный институт, как инновационная деятельность, как социокультурная подсистема;

2) множество единиц, видов и уровней научного знания: факт, научный закон, теория, метатеория, дисциплина, область знания, тип знания, эмпирический и теоретический уровни, исторические и социокультурные таксоны науки и т. п.;

3) множество социально-институциональных и организационных форм осуществления научной деятельности: лаборатория, кафедра, институт, академия, проблемная группа, дисциплинарное научное общество, «невидимый колледж», национальное сообщество, государственный сектор науки, гражданский сектор науки, научный парк, технополис, международное научное сообщество и т. п.;

4) множество научных инноваций: проблема, идея, теория, проект, модель, полезная модель, разработка, прибор, система единиц и стандартов, технология и т. п.;

5) множество социокультурных функций: информационная, мировоззренческая, проективная, прогнозная, оценочная, практическая и др. (См. наука, научная деятельность)

Полезное

Смотреть что такое «СТРУКТУРА НАУКИ» в других словарях:

СТРУКТУРА — 1. Организованная, оформленная, относительно устойчивая конфигурация. Этот термин, конечно, один из наиболее свободно используемых во всей психологии, и он употребляется относительно чисто физических (структура стимула), биологических (мозговая… … Толковый словарь по психологии

Структура — (лат. structura) – 1. свободное значение – определённая конфигурация составных частей чего либо (предмета, органа, группы, высказывания, выразительного акта и др.). Приблизительные синонимы: Гештальт, система, организация; 2. любая сложная… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Структура федеральных органов исполнительной власти России (1994—2000) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ — книга амер. философа и историка науки Т. Куна, опубликованная в 1962 и оказавшая глубокое влияние на философию науки втор. пол. 20 в. До кон. 1950 х гг. в философии науки господствовало представление о науке и ее развитии, выработанное логическим … Философская энциклопедия

Структура научных революций — «СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» («The Structure of Scientific Revolutions») книга амер. историка науки Т. Куна, вышедшая в 1962 г. и сразу ставшая предметом оживленных дискуссий между философами, историками, социологами науки. Идеи,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ — ’СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ’ (‘The Structure of Scientific Revolutions’, 1962) основная работа Куна, ставшая значительной вехой в оформлении постпозитивистской философии науки. ‘С.Н.Р.’ впервые была опубликована Чикагским университетом (США),… … История Философии: Энциклопедия

Структура федеральных органов исполнительной власти России (с 2008) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

Структура федеральных органов исполнительной власти России (2008—2012) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

Структура федеральных органов исполнительной власти России (2012) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти с 21 мая 2012 г. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению… … Википедия

Источник

Структура и классификация науки

Вариант 1

Содержание и функции науки.

Итак, наука выступает как:

-специфическая форма общественного сознания, основой которой является система знаний;

-процесс познания закономерностей объективного мира

-определенный вид общественного разделения труда;

— процесс производства знаний и их использования.

2. Объекты и предметы науки.

Объектом науки выступают природа и формы движения материи, человеческое общество в его развитии, человек и его деятельность.

Предметом науки является связанные между собой формы движения материи или особенности их отражения в сознании людей. Именно материальные объекты природы определяют существование многих отраслей знаний. Достоверность научных знаний определяется не только логикой а прежде всего обязательной проверкой их на практике и ведь именно наука является основной формой познания и возведения в определенную систему знаний об окружающем мире и использование их в практической деятельности людей.

Структура и классификация науки.

Структура(система) науки может быть представлена по-разному в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Так, В.П. Кохановский по одному из оснований деления различает: а) науку, которая на-ряду с истинным включает неистинные результаты(религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы, личные пристрастия, антипатии, ошибки и т.д.); б) твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знаний; в) историю науки; г) социологию науки.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.

Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:

1) объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, объектом (предметом) теории государства и права являются основные закономерности возникновения и развития государства и права, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности правового сознания;

2) субъект– конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация;

3) научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе– естественные;

2) об обществе– гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании– логика, гносеология, эпистемология и др.

В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами– отделениями

УМО по направлениям образования выделены:

1) естественные науки и математика(механика, физика, химия, биоло-гия, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки( культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура,коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.)

В Украине действует следующая классификация:

Источник

Структура и функции науки

Наука и ее роль в культуре

Предметом изучения курса «Концепции современного естествознания» является комплекс знаний о природе, который выступает в контексте человеческой культуры.

Исторически сложились два основных типа культуры: естественнонаучная и гуманитарная. К гуманитарной культуре относятся: средства бытия человека и общества, социальные отношения, система эстетических и духовных ценностей. Естественнонаучная культура включает комплекс знаний человека о природе.

Специфическим компонентом культуры является наука.

Наука— это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии.

Структура и функции науки

Понятие бытия включает в себя природу, человека и общество. В зависимости от этих трех сфер бытия выделяются три основных направления научного знания: естествознание, человекознание и обществознание.

Человекознание представляет собой многоаспектный цикл наук о человеке, его мышлении, деятельности. Оно включает психологию, гуманитарные науки.

Обществознание изучает социальную форму движения материи. К нему относятся социология, экономика, право.

Выделяются следующие функции науки:

Однако, за всю историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний различного характера. В связи с этим весьма актуален вопрос о критериях научности знания.

Критерии науки

Выделяют 6 критериев научности знаний:

Знания, накопленные людьми, имеют три уровня: обыденный, эмпирический (опытный) и теоретический (уровень научного знания). Результатом научной деятельности являются научные знания, которые в зависимости от содержания и применения подразделяются на:

Формами научного знания являются: научные понятия, программы, типологии, классификации, гипотезы, теории.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений. Научное предположение, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности, называется гипотезой. Это не достоверное, а вероятное знание. Истинность или ложность такого знания нуждается в проверке. Процесс установления истинности гипотезы называется верификацией. Гипотеза, подтвержденная экспериментально, называется теорией.

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 4982 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector