Что такое структура ткани

Свойства тканей

Оглавление книги открыть закрыть

1rightarrow— Предмет и содержание товароведения
1rightarrow— Ассортимент товара, его свойства и показатели
1rightarrow— Классификация ассортимента
1rightarrow— Качественная и количественная характеристики товаров
1rightarrow— Методы товароведения
1rightarrow— Факторы качества товаров
1rightarrow— Формы и виды товарной информации
1rightarrow— Строение и свойства полимеров и пластических масс
1rightarrow— Классификация пластических масс
1rightarrow— Основные свойства полимеров и пластмасс
1rightarrow— Качество товаров из пластмасс
1rightarrow— Состав и материалы для производства силикатных товаров
1rightarrow— Производство стеклянных изделий
1rightarrow— Декорирование стеклоизделий
1rightarrow— Классификация изделий из стекла
1rightarrow— Свойства изделий из стекла
1rightarrow— Качество изделий из стекла
1rightarrow— Состав и структура керамики. Керамические материалы и их виды
1rightarrow— Производство керамических изделий
1rightarrow— Классификация керамики и керамических изделий
1rightarrow— Свойства изделий из керамики
1rightarrow— Качество изделий из керамики
1rightarrow— Строение и виды волокон и нитей
1rightarrow— Структура и свойства тканей
1rightarrow— Классификация и ассортимент тканей
1rightarrow— Качество, маркировка, хранение тканей
1rightarrow— Нетканые материалы
1rightarrow— Искусственный мех и его товароведные характеристики
1rightarrow— Ковры и их товароведные характеристики. Производство и качество ковров

10.11.2010/отчет по практике

Общая характеристика предприятия, его структура и специфика работы. Организация складского хозяйства. Функции службы маркетинга компании, оценка системы формирования портфеля заказов и рекламной деятельности. Анализ потребителей электробытовой техники.

Понятие независимой товарной экспертизы. Проверка соответствия потупившей партии условиям контракта. Виды товароведческой экспертизы и ее основные элементы. Сравнительный анализ и оценка качества товара. Структура и содержание заключения эксперта.

Источники и этапы подготовки к выступлению. Отбор и систематизация материала. Средства динамического и графического представления информации. Структура и содержание слайдов перезентации. Основные правила успешного и эффективного проведения презентации.

Источник

Структура поверхности ткани

В зависимости от структуры лицевой стороны ткани делятся на гладкие, ворсовые, ворсистые (ворсово-начесные) и валяные. Гладкими называются ткани, имеющие четкий рисунок переплетения (бязь, ситец, сатин). В процессе отделки гладкие ткани с лицевой стороны обычно опаливаются. Ворсовыми называются ткани ворсового переплетения, имеющие на лицевой стороне разрезной вертикально стоящий ворс (бархат, плюш, велюр, вельвет). Разновидностью ворсовых тканей можно считать ткани петельных переплетений, имеющие на лицевой стороне ворс в виде петель, как у махровых тканей. Ворсистыми называются ткани, имеющие на лицевой стороне ворс (начес), полученный в результате ворсования, т. е. вычесывания на поверхность ткани кончиков волокон уточных нитей (драпы, вельветы, бумазея). Валяными называются ткани, прошедшие в процессе отделки валку и имеющие на лице вой стороне войлокообразный застил (сукна, некоторые пальто вые ткани).

Поверхность ткани, образованная наиболее выступающими участками, представляет собой опорную поверхность, т. е. площадь фактического контакта ткани с плоскостью предметов. В зависимости от вида переплетения, плотности, степени изогнутости основы и утка на поверхности ткани могут преобладать основные или уточные нити. В уточноопорных тканях на лице вой стороне преобладают уточные перекрытия, в основоопорных — основные перекрытия. Равноопорные ткани имеют на лицевой стороне одинаковую площадь основных и уточных перекрытий. В гладких тканях опорная поверхность образована выступающими гребнями волн нитей. В ворсовых, ворсистых и валяных тканях она состоит из отдельных возвышающихся над поверхностью ткани волокон, и от всей площади ткани ее опорная поверхность составляет 5—20%. Переплетение существенно влияет на площадь опорной поверхности ткани: чем длиннее перекрытия, тем больше площадь опорной поверхности. При истирании ткани в первую очередь разрушается ее опорная поверхность. Ткань с большей площадью опорной поверхности медленнее разрушается от истирания.

В зависимости от отделки ткани и вида ее лицевой и изнаночной сторон ткани делятся на равно- и разносторонние. Равносторонними называют ткани, имеющие одинаковый вид с лицевой и изнаночной стороны. Это ткани, прошедшие двустороннюю печать, и большинство пестротканей полотняного переплетения. Разносторонние ткани делятся на двухлицевые и однолицевые.

Двухлицевыми называются ткани, имеющие различный вид лицевой и изнаночной сторон, но пригодные для использования на ту и на другую сторону. Однолицевыми называются ткани, которые оформляются только с лицевой стороны и не используются с изнаночной.

В швейном производстве перед раскроем возникает необходимость выявить лицевую и изнаночную стороны ткани, а также определить направление нитей основы. Лицевую и изнаночную стороны ткани можно определить по следующим признакам:

ткацкие пороки (узелки, петельки) выводятся на изнаночную сторону;

печатные рисунки в тканях, имеющих одностороннюю отделку, на лицевой стороне более яркие и четкие;

если ткацкое переплетение с двух сторон одинаковое, то на лицевой стороне рисунок переплетения более четкий;

в тканях саржевых и диагоналевых переплетений рубчик на лицевой стороне идет снизу вверх слева направо (исключение составляют так называемые обратные саржи);

более дорогие нити выводятся на лицевую сторону: в полушерстяных тканях на лицевой стороне преобладает шерстяная пряжа, в полушелковых тканях — шелковые нити;

в ворсово-начесных шерстяных тканях на лицевой стороне ворс располагается упорядоченно, изнаночная сторона обычно имеет войлокообразный застил;

если гладкую ткань рассматривать, подняв ее до уровня глаз, можно заметить, что лицевая сторона менее пушистая, так как в процессе отделки она опаливается.

Для определения направления нитей основы в ткани руководствуются следующими признаками:

основа идет вдоль кромки;

начесный ворс располагается в направлении основы;

при рассмотрении малоплотной ткани на просвет можно заметить, что основа располагается более равномерно и прямолинейно, чем уток;

в полушерстяных и полульняных тканях основа обычно хлопчатобумажная;

в полушелковых тканях основа шелковая, направление основы в костюмных тканях совпадает с направлением полос и просновок (нитей основы, отличающихся по толщине или цвету);

в шерстяных и хлопчатобумажных тканях, имеющих одну систему крученую, а вторую однониточную, основа обычно крученая;

в шелковых тканях, выработанных из шелка-сырца и шелка-крепа, в основе всегда шелк-сырец; плотность основы в большинстве тканей больше, чем плотность утка.

image012Рис. 1. Ткацкие переплетения

image013image014

Рис. 2. Полотняное переплетение Рис. 3.Саржа уточная

image015image016

Рис. 4. Саржа основная Рис. 5. Сатин 5/2

image017 image018image019

Рис.6. Атлас 8/3 Рис.8. Репс уточный Рис.7. Репс основный

image020 image021image022

Рис. 9. Рогожка Рис. 10. Усиленная саржа Рис. 11. Сложная или

image023 image024image025

Рис.12. Ломаная саржа Рис. 13. Обратная саржа Рис. 14. Усиленный сатин

image026image027

Рис. 15. Продольнополосатое переплетение Рис. 16. Креповое переплетение,

полученное удлинением перекрытий

image028image029

Рис. 17. Креповое переплетение, полученное Рис. 18. Вафельное переплетение

наложением сатинового переплетения на сложную саржу

image030image031

Рис. 19. Диагональное переплетение, Рис. 20. Рубчиковое переплетение

полученное исключением четных (ложное пике)

основных нитей из сложной саржи

image032image033

Рис. 21. Просвечивающее переплетение Рис. 22. Двухлицевое

image034

Рис. 23. Разрез ткани двухслойного переплетения с разными способами связи полотен:

а – нижняя основа под верхним утком;

б – верхняя основа под нижним утком;

в – связь полотен с помощью прижимной основы

image035

Рис. 24. Разрез ткани переплетения пике

image036

Рис. 25. Разрез ткани ворсовых переплетений:

а – уточноворсовое переплетение до и после разрезания уточных нитей;

б – основоворсовое переплетение, полученное по прутковому способу, до и после разрезания ворса

СВОЙСТВА ТКАНЕЙ

1. Геометрические свойства

2. Механические свойства

3. Физические свойства

4. Технологические свойства

Ткани, выработанные из нитей и пряжи различного волокнистого состава, разнообразных переплетений и отделки, существенно отличаются друг от друга по своим свойствам. Под свойства ми ткани понимают ее особенности — толщину, прочность и т. Д. Каждое свойство выражается одной, двумя или несколькими характеристиками. Так, прочность материала выражается разрывной нагрузкой и разрывным удлинением. Числовое выражение характеристики называют показателем. Все многообразие свойств тканей делится на основные группы: геометрические, механические, физические, усадка и формовочная способность при влажно-, тепловой обработке, износоустойчивость.

Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 4761 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

2. Строение тканей

Под строением ткани понимается взаимное расположение нитей основы и утка и связь их между собой.

Основными показателями (факторами) строения тканей являются: структура пряжи (нитей); переплетение нитей; плотность и заполнение тканей; структура лицевой и изнаночной сторон.

Совокупность факторов строения тканей определяет их основные свойства: механические (прочность, удлинение, стойкость к истиранию, драпируемость и др.), физические (воздухопроницаемость, теплопроводность, пылеемкость и др.) и технологические (раздвигаемость нитей, скольжение, повреждение тканей иглой и др.).

Пряжа может иметь различную структуру в зависимости от вида волокон, входящих в нее, и способа прядения.

Толстая, рыхлая и пушистая пряжа образуется из коротких волокон по аппаратной системе прядения. Средней толщины, более плотная и менее пушистая пряжа получается из волокон средней длины по кардной системе прядения. Тонкую, плотную и гладкую пряжу изготовляют из длинных волокон по гребенной системе прядения.

Пряжа может быть однониточной, крученой и фасонной. Ткани, выработанные из пряжи того или иного строения, существенно отличаются по структуре. Структура тканей может быть также различной в зависимости от строения и крутки нитей (муслин, креп, москреп и др.).

Имеет значение и направление крутки пряжи и нитей. Например, в шелковых тканях, таких как крепдешин, чередованием в утке двух нитей правой и двух нитей левой крутки получают хорошо выраженную мелкозернистую поверхность; в хлопчатобумажных тканях типа саржи используют основу и уток разного направления крутки, что дает рельефно выраженные саржевые полосы.

Для большинства кардных тканей применяют однониточную пряжу. Однако при выработке многих платьевых и костюмных тканей крученую пряжу используют в основе и в утке или только в основе. Благодаря применению крученой пряжи повышается прочность и упругость тканей и улучшается их драпируемость.

При анализе строения ткани и для характеристики ее свойств необходимо уметь определять направление основных и уточных нитей.

Переплетение нитей в ткани является одной из главнейших характеристик строения ткани.

Все ткацкие переплетения делятся на четыре класса:

Ниже приводится характеристика основных видов переплетений, которыми вырабатываются ткани для изделий массового потребления.

s99862088

Полотняное (гарнитуровое) переплетение (рис. 22, а) характеризуется частым переплетением нитей основы и утка, наличием на поверхности равного количества основных и уточных перекрытий, расположенных в шахматном порядке, благодаря чему лицевая и изнаночная стороны ткани одинаковы. Раппорт переплетения по основе равен двум нитям. Таким переплетением могут быть выработаны наиболее тонкие, легкие и наименее плотные ткани типа шифона, батиста. Это переплетение создает ровную поверхность ткани, дающую четкий рисунок при печатании.

При значительной разнице в линейной плотности нитей основы и утка на ткани образуются поперечные (чаще) или продольные рубчики, создающие репсовый эффект (ложный репс). Это так называемые рубчиковые ткани: трувиль, поплин, зефир и др. Такие ткани выпускаются преимущественно в гладкокрашеном виде. Ткани этого переплетения имеют более высокий предел прочности при растяжении, чем ткани другого переплетения (при одинаковом количестве нитей одной линейной плотности на единицу площади), и наиболее жесткую структуру. Это переплетение не вызывает затруднений при раскрое всех тканей, кроме рубчиковых. Полотняным переплетением вырабатывают: полотно, бязь, ситец, батист, маркизет, майю, вольту, бортовку, сукна, креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин и др.

Обычно диагонали идут под углом 45′, но в случае увеличенной плотности основы или утка диагонали будут идти более круто или более полого.

Саржевым переплетением вырабатывают ткани более плотные, толстые и тяжелые, чем полотняным. Ткани саржевого переплетения несколько уступают по прочности тканям полотняного переплетения, но благодаря удлиненным перекрытиям по основе или по утку они более гладкие и более стойкие к истиранию, поэтому часто используются в качестве подкладки. Ткани саржевого переплетения характеризуются большей мягкостью, эластичностью, растяжимостью, особенно по диагонали, и драпируемостью.

С увеличением раппорта саржевого переплетения уменьшается предел прочности ткани при растяжении, увеличивается стойкость при истирании, мягкость, эластичность, растяжимость, лучше выявляется рельефность диагоналей.

Раскрой тканей саржевых переплетений несколько усложняется. Ткани этих переплетений легко растягиваются и требуют большого внимания при настиле во избежание перекоса.

Саржевым переплетением вырабатывают подкладочные и платьевые ткани (саржа, кашемир).

К недостаткам этих переплетений относится то, что они придают тканям, особенно шелковым, осыпаемость и скольжение.

Сатиновым переплетением вырабатываются хлопчатобумажные сатины и некоторые драпы.

Атласным переплетением вырабатывают хлопчатобумажные (ластики), льняные (коломенок) и шелковые (атлас, креп-сатин, сатин подкладочный) ткани.

Ткани репсового переплетения вследствие более редкого переплетения нитей, чем у тканей полотняного переплетения, обладают большой мягкостью, а вследствие большей плотности имеют больший предел прочности при растяжении.

Раскраивать ткани репсового переплетения нужно так, чтобы рубчики на деталях одежды имели строго определенное направление.

Репсовым переплетением вырабатывают репс, файдешин, креп-фай. Репсовым переплетением можно выработать также ткань с ровной поверхностью, без рубчиков, если использовать пряжу разной линейной плотности: например, в уточном репсе уток линейной плотностью 50 текс перекрывает две нити основы линейной плотностью 25 текс.

Усиленная саржа (рис. 22, ж) в отличие от простой не имеет одиночных перекрытий. Она может быть основной с раппортом по основе 3/2, 4/2 и т. д., уточной с Rо = 2/3, 2/4 и равносторонней с Rо = 2/2, 3/3 и т. д. Ткани таких переплетений характеризуются наличием широких рельефных диагоналей. Свойства их аналогичны свойствам тканей простых саржевых переплетений. Этими переплетениями вырабатывают костюмные (шевиот, бостон, трико), платьевые (шотландка, кашемир, фланель), пальтовые (коверкот, фуле, трико «Этуаль» и др.) и подкладочные (саржа хлопчатобумажная и саржа шелковая) ткани.

Сложная саржа (рис. 22, з) характеризуется наличием в одном раппорте нескольких диагоналей различной ширины: например, 3/2 х 1/2, 3/1 х 2/1 х 1/3 и т. д. Это переплетение также может быть основным, уточным и равносторонним. Ткани переплетения сложная саржа имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений. Вырабатывают этими переплетениями некоторые платьевые и костюмные ткани.

Ломаная саржа (рис. 22, и) образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки. Благодаря различному отражению света диагоналями, идущими в разных направлениях, на поверхности ткани наблюдаются продольные полоски из чередующихся основных и уточных перекрытий. Особенно выразителен эффект елочки при пестротканом способе выработки ткани. Переплетением ломаная саржа вырабатывают хлопчатобумажные и шерстяные костюмные ткани типа трико, а также некоторые пальтовые ткани.

Обратная саржа (рис. 22, к) отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, так что против диагоналей из основных перекрытий располагаются диагонали из уточных перекрытий.

Этим переплетением вырабатывают костюмные (трико), пальтовые (драпы), бельевые (гринсбон) ткани.

Переплетением усиленный сатин вырабатывают хлопчатобумажные ткани молескин (Rо =8/2), сукно. Переплетение усиленный атлас используется при выработке габардина (Rо = 5/3) и некоторых двухслойных тканей для подкладочного слоя.

Креповые переплетения (рис. 22, л) образуются видоизменением полотняного переплетения путем добавления отдельных основных перекрытий, в результате чего получаются удлиненные перекрытия, разбросанные по поверхности ткани.

Креповые переплетения могут быть получены также на основе рогожки путем исключения и добавления основных перекрытий в определенных участках ткани и путем совмещения, например, раппорта сатинового переплетения с раппортом сложного саржевого переплетения, в результате чего получается мелкофигурный рисунок, создающий мелкозернистую поверхность ткани.

Креповые переплетения весьма разнообразны. Они позволяют имитировать креповый эффект тканей, выработанных из нитей креповой крутки. Благодаря беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани лучше сопротивляются смятию и не вызывают затруднений при раскрое. Креповые переплетения широко используются для выработки платьевых тканей (шерстянка, плетенка, крепы «Весна» и «Вуалин», эпонж и др.).

Диагоналевые переплетения образуются обычно на базе сложных саржевых переплетений путем увеличения сдвига раппорта или путем сложения двух раппортов разных саржевых переплетений.

Наиболее часто диагоналевые переплетения образуются по первому способу. В этом случае получаются более рельефные и крутые диагонали, чем при саржевом переплетении.

Диагоналевыми переплетениями вырабатывают преимущественно плотные, тяжелые, жесткие, малорастяжимые, средней толщины ткани типа хлопчатобумажных и шерстяных диагоналей, габардинов, коверкотов.

Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.

На рис. 22, м представлена схема двухуточного разреженного переплетения, часто используемого для выработки облегченных драпов. Как видно из схемы переплетения, лицевой уток выходит на лицевую сторону ткани через нить подкладочного утка, причем на лицевой стороне ткани преобладают нити лицевого утка. Одиночные выходы подкладочного утка на лицевую сторону оказываются незаметными, потому что они попадают между двумя лицевыми уточными нитями, которые при уплотнении полностью их закрывают. При этом закрываются и основные перекрытия по подкладочному утку и на лицевой стороне и изнанке ткани образуется ткацкий рисунок в виде уточной саржи 1/3. Этим переплетением можно выработать равностороннюю ткань из хлопчатобумажной основы и шерстяного лицевого и подкладочного утка с двусторонним начесом.

Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью. Этим переплетением могут быть выработаны ткани с подкладочным утком невысокого качества, ибо прочность утка не имеет большого значения.

Аналогичным образом могут быть выработаны двухлицевые ткани из двух систем основы (лицевой и подкладочной) и одной системы утка.

Двухлицевыми переплетениями вырабатывают тонкосуконные пальтовые (драпы велюр, деми, флаконэ и др.), шелковые (креп-фай, креп «Экстра») и хлопчатобумажные (байка) ткани.

Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка (рис. 22, н). Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.

Этими переплетениями вырабатывают наиболее толстые, плотные и тяжелые ткани, в которых подкладочные основные и уточные нити могут быть более низкого качества, более дешевыми, в результате чего при значительном увеличении поверхностной плотности ткани стоимость ее увеличивается незначительно.

Двухслойными переплетениями вырабатывают высокоизносостойкие и теплозащитные тонкосуконные пальтовые ткани (драпы «Эра», «Ленинградский», «Север», «Одесский» и др.), а также некоторые шелковые костюмно-платьевые ткани.

Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс, состоящий из густо выступающих кончиков волокон. Ворсовая поверхность может быть образована нитями утка (уточно-ворсовые переплетения) или основы (основоворсовые переплетения).

Уточно-ворсовое переплетение (рис. 22, о) образуется из трех систем нитей: основы и утка, образующих грунт ткани чаще всего полотняного переплетения, и ворсового утка, образующего удлиненные перекрытия по утку, которые затем в процессе отделки разрезаются и образуют ворсовую поверхность. Таким переплетением вырабатывают хлопчатобумажные ткани с ворсом высотой около 1 мм, равномерно расположенными по всей поверхности ткани (полубархат) и в виде рубчиков различной ширины (вельвет-корд, вельвет-рубчик).

Благодаря ворсовому переплетению можно получить ткани красивого внешнего вида, износостойкие; ведь ворс стоек к истиранию и хорошо предохраняет ткань от износа. Такие ткани характеризуются повышенными теплозащитными свойствами.

Ткани, у которых на поверхности ворс расположен в виде рубчиков, необходимо раскраивать так, чтобы рубчик на всех деталях одежды имел одно направление.

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Узоры, образуемые на ткани этими переплетениями, многообразны по форме и сложности: различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др. Эти переплетения могут быть подразделены на две группы: простые и сложные.

Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Различают двухлицевые (ткань костюмная фасонная), двухслойные (гобелен) и ворсовые (велюр-бархат) крупноузорчатые переплетения.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector