Что такое структура учебника

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Учебник можно рассматривать как систему. Всякая система состоит из взаимосвязанных элементов, неразложимых в ее пределах. Все остальное, приложенное к системе, представляется аксессуарами, предназначенными восполнить недостатки системы. Если учитывать, что учебник предназначен объединять в единое целое цели, принципы, содержание и методы обучения, то можно считать, что учебник есть материализованная система обучения, система обучения, единицами которой является организованные учебные действия учащихся, ограниченные по времени, учебным целям и учебному материалу, т.е. упражнения. Следовательно, неразложимыми в пределах учебника элементами системы выступают упражнения, которые и должны использоваться в качестве «строительного материала» учебника, в качестве единицы его содержания.

Содержание учебника можно представить как соответствующим образом организованный учебный материал, средства-субституты и иллюстрации. Под содержанием можно понимать и градуированную систему доз языкового материала, выражающего заданное предметное содержание, и систему учебных действий по формированию речевых навыков и умений, воплощенную в систему упражнений, предназначенную для становления того или иного ВРД.

Взаимосвязанные упражнения, составляющие единую систему, не могут реализовывать все функции учебника. Отсюда необходимость дополнить содержание учебника справочным материалом. Кроме того, стимулирующая функция учебника обычно подкрепляется иллюстрированным материалом. Таким образом, есть все основания говорить, что в понятие содержания учебника входят упражнения, справочный материал и иллюстрированный материал (Миньяр-Белоручев: 1990; 59).

Структура современного учебника состоит из двух слагаемых: тексты и вне текстовые компоненты. В учебниках по различным предметам различают несколько видов текстов: основные, дополнительные, пояснительные.

Основные тексты играют ведущую роль в учебниках. Это может быть текст литературного произведения, или изложения конкретных исторических событий. Это то, что ребенку надо знать, запомнить, выучить.

Для того, чтобы материал был убедительным, доказательным, лучше запомнился, авторы учебников прибегают дополнительным текстам. Это документы, хрестоматийные материалы, ссылки на ярлыке, примеры, материалы для необязательного изучения.

Внетекстовые компоненты – это аппарат организации усвоения, то есть все то, что призвано помочь учащимся в усвоении обязательного объема знаний : вопросы, задания, памятки, таблицы, подписи под иллюстрациями и т.д.

ГЛАВА II. «Сравнительный анализ отечественных УМК : «L`oiseau bleu-3» авторов Н.А.Селивановой, А.Ю.Шашуриной и учебника «Le francais –4» авторов А.П.Шапко и В.А.Слободчикова.

2.1. Содержание учебника «L`oiseau bleu-3».

Обучение французскому языку в общеобразовательной школе на среднем этапе (7-8 классы) представлены УМК «L`oiseau bleu-3″авторы Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина и УМК «Le francais –4″авторы А.П.Шапко и В.А.Слободчиков.

640 1

В УМК «L`oiseau bleu-3» входит :

q Книга для учащихся (Livre de l`eleve);

q Книга для учителя (Guide pedagogique);

q Сборник упражнений (Exercices de grammaire et de vocabulaire);

В изучении грамматики основной акцент сделан на глагольную систему языка. Основой глагольной системы французского языка является категория времени. Повторяя изученное,учащиеся знакомятся с такими новыми для них глагольными временами, как Plus – que – parfait,Futur simple, Passe simple, Conditionel present, Futur dans le passe, а также с понятиями одновременности, предшествования и следования, не только по отношению к настоящему моменту, но и к прошедшему.

1. Введение грамматического явления до чтения основного текста.

2. Актуализация грамматического явления в процессе чтения.

3. Активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических компонентов.

Это не исключает коммуникативного подхода к обучению грамматике, когда каждое грамматическое явление рассматривается прежде всего, как неотъемлемая часть письменной и устной речи и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма. Именно этому подходу отдают предпочтение авторы учебника.

Распределение лексического материала по урокам.

Лексические страницы в учебнике предназначены для семантизации незнакомой лексики (при помощи рисунков, типовых контекстов, определений) и нацелены на снятие трудностей понимания текста.

В обучении лексике доминирующим является принцип ситуативности: все лексические и грамматические явления включаются в какую-то ситуацию. Для того, чтобы умения устной речи были действительно разговорными умениями, то есть позволяли выражать мысли и эмоции в форме адекватной ситуации непосредственного общения, по мнению авторов учебника, необходимо соблюдение двух условий:

1. Четко формулировать коммуникативное задание: какую информацию учащиеся должны собрать или сообщить, какова должна быть их реакция на полученную информацию (согласие, восторг, удивление, отказ и так далее), чего они хотят добиться от собеседника ;

2.2. Схема учебника «L`oiseau bleu – 3 «

В разделах Lecture 1, Lecture 2 заложены элементы обучения технологии пересказа: упражнения, направленные на перефразирование, сокращение, восстановление внутренней логической связи предложения или текста. Некоторые тексты упражнений представляют собой сокращенный вариант прочитанной истории и тем самым служат образцом краткого пересказа. Наиболее интересный раздел представляют страницы учебника, которые иллюстрируют основную тематику соответствующих блоков.

2.3. Содержание УМК «Le francais»

УМК включает следующие компоненты :

1. Книга для учителя ;

3. Комплект грампластинок ;

4. Комплект учебно-наглядных пособий ;

5. Комплект диафильмов ;

6. Комплект грамматических таблиц ;

Во-первых на обложке, где раньше было спряжение глаголов, теперь красочные картинки с достопримечательностями Парижа, карта Франции. Но все же, сам учебник, как и предыдущий (1989 года издания) содержит все еще черно-белые иллюстрации. УМК рассчитан на 70 уроков, которые разделены на 4 учебные четверти, в конце каждой есть урок – повторение.

Общая программа устных тем («Ученик и его ближайшее окружение», «Страна изучаемого языка», «Наша страна») более расширена благодаря появлению новых более интересных тем, текстов и диалогов.Учащимся предлагаются следующие темы :

Каждый урок построен по одинаковой технологии. Не выделяется одной большой темы, учебник разделен только на уроки (Lecon 1,2,…), которые имеют одинаковые этапы:

q Выделение новой лексики с примерами употребления в речи;

q Тренировка употребления лексических единиц в речи при ответах на вопросы учебника ;

q Чтение текста с выделением главной идеи ;

q Выполнение заданий по тексту (устных и письменных упражнений);

В учебнике мало уделяется внимания грамматическому материалу. Предлагается текст или предложения с употреблением нового грамматического материала, а образование того или иного времени, и других аспектов грамматики содержится в конце учебника, таким образом, ученику приходится пользоваться справочником в конце учебника. Количество письменных и устных упражнений на закрепление грамматического материала ограничено.

Объем словаря расширен, но все же нет фраз–клише, часто употребляемых в разговорной речи, то есть в живом французском языке.

ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ.

Распределение грамматического и лексического

РАНЕЕ УСВОЕННЫЙ НОВЫЙ

Лексический материал 8-го класса, подлежащий активному усвоению составляет

850 лексических единиц. Словарь, подлежащий активному усвоению в устной речи и чтении, состоит из наиболее частотных слов французской речи. Отбор Л.Е. обусловлен структурными особенностями усваиваемых модельных фраз, тематикой устной речи и коммуникативной направленностью обучения. Л.Е. активного словаря отрабатываются в речевых образцах сначала устно и только через 1 – 2 занятия появляются в чтении и на письме. Ознакомление с лексикой, необходимой лишь для понимания данного текста, происходит при самостоятельном выполнении учащимися упражнения типа Lisez et devinez le sens des mots mises en italique.

Активной отработке не подлежат некоторые слова из текстов для аудирования, а также слова, которые учащиеся отыскивают в алфавитном словаре учебника при чтении текста со словарем.

ВЫВОД: В изучении грамматике основной акцент сделан на глагольную систему французского языка. Надо заметить, что материал очень обширен, повторяя уже изученные времена, учащиеся знакомятся с новыми Conditionel present, Subjonctif present, последнее даже не рассматривается в «L`oiseau bleu – 3», где новый грамматический материал (НГМ) представлен в УМК «Le francais » как ранее уже изученный. Также в УМК «Le francais » представлен материал об образовании слов, что затем отрабатывается в письменных упражнениях. В учебнике нет специальных грамматических страниц как в «L`oiseau bleu–3», он содержит только грамматический справочник, где изложено образование того или иного времени. Здесь нет коммуникативного подхода к обучению грамматике, где на первый план выдвигается смысл высказывания, и каждое грамматическое явление рассматривается как неотъемлемая часть письменной и устной речи («L`oiseau bleu–3»). Автор учебника ставит целью – усвоение формы, то есть образование того или иного аспекта грамматики, поэтому в учебнике нет заданий, нацеленных на активизацию НГМ в устной речи, НГМ отрабатывается в письменных упражнениях, где акцент сделан на правильное употребление формы глагола. Я считаю – это затруднит усвоение ГМ, учащиеся иногда даже не понимают зачем, когда, при каких условиях надо употреблять то или иное время. Учащиеся почти не закрепляют НГМ в устной речи, поэтому со временем он забывается. В учебнике очень мало диалогов и в основном, они вводят новые лексические единицы, а не новый грамматический материал, поэтому учащиеся видят употребление времени только в тексте, а не в устной речи.

Формирование лексического навыка как и в «L`oiseau bleu –3» осуществляется путем обеспечения частого употребления новых и ранее пройденных ЛЕ в неречевых и в речевых упражнениях на основе и в связи с текстом.

2.4. Обучение основным видам речевой деятельности (ВРД) в учебнике «Le francais».

Источник

Структура школьного учебника

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Учебник – основное пособие для обучения, содержащие системное изложение материала по истории, подлежащие обязательному усвоению.

С середины XIX до начала XX века учебник был основным источником знаний, содержащим материал, обязательный для заучивания дома. Наряду с учебниками продавались конспекты учебником, написанные старшими гимназистами, студентами, профессорами.

В советской школе в 1923 – 1933 годах произошел отказ от учебников старого образца и началось распространение «рабочих книг по истории». Учебник в это время является инструментом для организации практических работ учащихся.

С конца 60-х годов XX века и до настоящего времени наблюдается тенденция определения двуединой функции учебника: учебник должен быть основным источником знаний и средством для организации обучения.

Требования к школьному учебнику: 1) научность (содержанием и способом изложения материала учебник должен соответствовать основам современной науки); 2) соблюдение психолого-педагогических требований (доступность, соответствие уровню познавательных возможностей учащихся); 3) преемственность; 4) материал должен распределятся систематически.

Основы систематизации исторического материала. В СССР это проходило по формационному принципу (общественно-экономических фармаций). Отсюда вытекала жесткая заданность учебников и предопределённость законов общественного развития. Помимо формационного принципа существуют цивилизационный и культурологический, но учебников по этим теориям практически нет (переиздание старых учебников).

Логический стиль учебника. С тачки зрения методологии происходит выбор одного из методов логики: индукции (много описаний фактов) или дедукции (конспектная форма изложения).

Индукция: факты >>>понятия >>> теория.

Дедукция: теория >>> понятия >>> факты.

За индуктивную основу (XIX век) выступали Виппер, Шульгин, Трочевский, Нечкина.

За дедуктивную основу (XIX век) выступали Кареев, Виноградов.

16 мая 1934 года – постановление ЦК ВКП(б) «О преподавании истории». По этому постановлению учебная литература показывать общее черты исторического процесса.

Индуктивная основа. Историю нельзя давать без конкретных примеров, т.к. для учащихся 5-8 класса свойственен интерес к факту.

С середины 80-х годов наблюдается тенденция развития дедуктивной основы.

70-е – 90-е годы – развитие способности учащихся к абстрактному мышлению.

Принципы группировки материала.

1. Принцип монографичности (ИО), т.е. изучение истории одной страны от начала и до конца. Это позволяет изучить приимущества истории отдельных стран, но при этом страдает закономерность.

2. ИСВ, ННВ – основана на принципе синхронности, т.е. история ряда стран изучается в рамках определённого периода (параллельно).

3. Тематический принцип, т.е. объединение фактов в однородные по содержанию комплексы.

4. Эпизодический принцип, т.е. изучение материала строится на образе, в котором явления описываются в статичном состоянии.

Критерий оценки – последовательность автора в проведении принципа.

Текстовые компоненты: основной (авторский) текст, дополнительный текст (фрагменты художественной и научной литературы, документа и др.), пояснительный текс (объяснение терминов, исторических названий).

Внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения (таблицы, вопросы и задания, специальные вставки к тексту, подписи к иллюстрациям), аппарат ориентировки (оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, библиография, колонтитулы), иллюстративный материал.

Таблицы: 1) систематизация материала (хронологические, синхронистические, тематические); 2) образец для работы.

Вопросы: 1) репродуктивные (оперирование материала); 2) творческие (продуктивные); 3) задания на проверку умений и навыков; 4) нравственная оценка.

Лекция №3. Методы и приёмы объяснительно-иилюствативного типа обучения

1. Понятие «метод обучения».

Источник

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

17. Характеристика учебной программы, учебника

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Учебная программа –нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:

– перечень тем изучаемого материала;

– рекомендации по количеству времени на каждую тему;

– распределение их по годам обучения;

– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:

– рабочие школьные программы;

– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.

Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

– объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;

– содержательная часть, включающая перечень тем, распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

– методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Основным видом учебной литературы является учебник — важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.

В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.

Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами.

При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы.

Источник

Структура учебника

Учебники и учебные пособия

Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.

Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К нетекстовым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.

Значительным дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, исторические и географические карты, фонохрестоматии, книги для внеклассного чтения и др. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с ними, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения, и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы (см. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций, 1993. С. 389-391).

Таким образом, учебники и учебные пособия — это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Лекция 13. Школьный учебник и его компоненты

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Учебник истории выполняет следующие функции: координирующую (ядро обучения); информативную (источник информации); систематизирующую (дает систему знаний по предмету); интегрирующую (интеграция знаний и умений школьников); контро­лирующую (проверка знаний и умений); трансформационную (носитель содержания про­граммного материала); самообразования (средство самостоятельного изучения истории): воспитательную (средство эффективного воздействия на формирование и развитие лично­сти).

Учебник истории имеет определенную структуру. Содержание учебника можно ус­ловно представить в двух компонентах: текстовом и внетекстовом. Весь текст учебника по своему объему и назначению делят на основной, дополнительный и пояснительный текст. Основной текст можно охарактеризовать как вводный, информационный и заключитель­ный. Информационный текст, составляющий большую часть основного, по приемам изложе­ния делится на описательный, повествовательный, объяснительный и проблемный. Допол­нительный текст представлен в учебниках документами и отрывками из научно-популярной и художественной литературы. Пояснительный текст необходим для объясне­ния непонятных школьникам слов, употребляемых в основном тексте, для комментариев к иллюстрациям. Наиболее эффективно потенциал пояснительного текста используется тогда, когда он состоит из сведений о названии и авторе изображения, месте его создания или на­ходки, характере, сюжете, идее изображения. Важной для изучения истории является ин­формация о представленных в учебнике документах и их авторах.

Среди внетекстовых компонентов первыми притягивают внимание иллюстративные материалы. Страницы по истории оживают в рисунках современных авторов, созданных на сюжеты параграфов, в репродукциях художественных произведений на исторические темы, в документальных изображениях. Условно-графическая наглядность в виде карт, схем, планов, чертежей, таблиц и т.д. помогает школьникам проникнуть в суть изучаемых фактов, осознать теоретические выводы.

Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации используются только в сочетании с работой над текстом. Не­зависимые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для работы и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, есть какая-то загадка, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существо­вать без текста, поэтому работа с ними может идти только параллельно. Дополнительные же иллюстрации можно использовать, а можно не использовать.

Школьные учебники истории невозможно представить без методического аппарата. Основную его часть составляют вопросы и задания. Они по характеру предполагаемой дея­тельности делятся на воспроизводящие, преобразующие, творческие образные и проблем­ные. Помимо вопросов и заданий в методический аппарат учебника входят текстовые табли­цы, опорные схемы, плана-схемы, памятки-алгоритмы, тесты самоконтроля и т.п.

Аппарат ориентировки обеспечивает четкую и слаженную работу всех элементов учебника. Оглавление учебника знакомит с содержанием курса, помогает быстро найти нуж­ные параграфы и материалы. Ускоряют ориентировку рубрикации и тематические символы. Колонтитулы облегчают поиск интересующих тем, а шмуцтитулы подсказывают ученику, что он переходит к изучению нового периода исторического прошлого. Разные шрифты уси­ливают эмоциональность и выразительность текста, дифференцируют учебную информацию. Превращению школьного учебника из книги в практическое пособие содействуют различные справочные службы: указатели дат, понятий, имен, словари, индексы, глоссарии, списки ре­комендуемой литературы и другие полезные сведения.

640 1

К учебникам истории нового поколения относятся книги, изданные под влиянием ре­формы образования в 90-е гг. и соответствующие современным требования исторического образования. Наряду с позитивными изменениями многие проблемы школьного учебника остаются не решенными. Среди них проблемы: создания учебных комплексов по истории на единой методологической основе, теоретически и концептуально непротиворечивых, со­вместимых по вертикали обучения; снижения воспитательного потенциала курсов истории; определения допустимости границы свободы авторских высказываний в школьных учебни­ках; создания гуманистического учебника; изменения приемов работы с учебником истории; соотношения теоретического и фактического материала в учебнике; перегруженности учеб­ника второстепенными фактами и т.д.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector