Что такое структура учебной программы

Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и виды учебных программ

В настоящее время в соответствии с ФГОС приоритетным направлением развития системы образования является обеспечение качества образования. ФЗ «Об образовании» и ФГОС, разработаны и утверждены примерные учебные программы, на основании которых педагогами и методистами разрабатываются учебные программы начального и основного образования.

Примерная учебная программа направлена на ориентировку педагога при составлении рабочей учебной программы по предмету.

Рабочая учебная программа по предмету – это самостоятельно разработанная педагогом учебная программа на основании учебно-методических рекомендаций и требований, в соответствии с рабочим учебным планом и примерными учебными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.

Рабочая учебная программа включает в себя основные цели и задачи по изучению учебной дисциплины, пути их реализации и ожидаемые результаты.

Рабочая программа является нормативным документом, который определяет объем, порядок и содержание учебной дисциплины, а также порядок ее преподавания в соответствии с примерной программой по данному предмету.

Цель рабочей программы – осуществление планирования, организации и управления педагогическим процессом по конкретной учебной дисциплине.

Все педагоги-предметники должны обязательно иметь рабочую программу по своему учебному предмету. Может использоваться как уже готовая программа, если она отвечает всем требованиями ФГОС, так и разработанная педагогом самостоятельно. При составлении учебной программы самостоятельно, педагог учитывает возрастные особенности класса, возможности и потребности учащихся и т.д.

Методические требования к составлению учебной программы

Готовые работы на аналогичную тему

При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен:

Все указанные требования приводятся в примерной программе, изучив которую педагог будет иметь общее представление о требованиях к составлению авторской программы.

Педагог должен помнить, что учебная программа составляется не по учебной дисциплине в целом, а по конкретной серии учебников, по которым осуществляется работа.

Методические требования к программе:

Составление учебной программы требует учета:

Структура учебной программы

Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.

Структура учебной программы включает в себя:

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом «Об образовании», не определены строгие требования к форме текстового варианта учебной программы, ее каждый педагог выбирает самостоятельно. Одним из вариантов – это составление учебной программы по аналогии с примерной программой. То есть педагог при составлении собственной программы учитывает требования к типовой программе и оформляет ее аналогичным образом. При желании педагог может вносить изменения во все структурные части учебной программы. Корректировки чаще всего связаны с особенностями конкретного учебного класса (возраст учащихся, их возрастные возможности и потребности и т.д.). Например, педагог может вносить корректировку в порядок подачи учащимся нового учебного материала или в содержание изучаемой темы.

Несмотря на то, что внесение корректировок в учебные программы допустимо, на уровне одного образовательного учреждения педагоги соблюдают единые подходы к самостоятельной разработке и оформлению программ. Это необходимо для того чтобы избежать разночтений. Требования к содержанию и оформлению учебных программ закрепляются в Положении о рабочих программах педагогов, в каждом конкретном образовательном учреждении.

Таким образом, учебная программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Педагог представляет разработанную учебную программу для экспертизы и утверждения методическому объединению.

Источник

Учебный план образовательного учреждения

В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.

Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.

Структура учебного плана

Учебный план состоит из следующих частей:

Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.

Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.

Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.

Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.

При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.

Основные педагогические требования к учебному плану

Эффективный учебный план – это документ, который:

В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.

Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач:

Источник

Структура учебной программы

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Педагогика 231/1; 231/2

Задание: законспектировать материалы лекций в рабочие тетради.

Тема урока: Учебные планы.

Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Учебный план содержит: структуру и длительность учебных четвертей, учебного года и каникул; список изучаемых дисциплин; разделение перечня предметов по годам обучения; разделение учебных дисциплин на обязательные и дополнительные; недельное и годовое деление времени на прохождение учебных предметов в каждом классе. Учебный план составляется согласно Стандартам и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных учебных планов).

Виды учебных планов:

3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:

1) продолжительность обучения;

2) перечень предметов;

3) недельную нагрузку;

4) максимальную обязательную нагрузку;

5) нагрузку учителя;

6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;

2) обязательные предметы по выбору;

3) факультативные предметы;

4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Тема урока: Учебная программа.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:

1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;

2) логику и последовательность изучения тем;

3) общее количество времени на изучение определенных тем.

Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:

1) типовые программы;

2) рабочие программы;

3) авторские программы.

Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.

Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:

1) методические и технические возможности школы;

2) уровень подготовки учащихся;

3) национально-региональный компонент;

Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.

Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:

1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;

2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;

3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;

4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

В содержании учебной программы выделяют три части:

1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;

640 1

2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;

3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.

При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен: хорошо знать основное содержание учебного курса, фундаментальные знания по предмету, вне зависимости от того по какому учебнику он работает; знать требования, предъявляемые к результатам усвоение общеобразовательной программы по данной дисциплине; знать результаты, которые планируется получить по итогам изучения курса; владеть знаниями по программе формирования у учащихся универсальных учебных действий; владеть знаниями по программе воспитания и социализации учащихся.

Составление учебной программы требует учета: требований ФГОС; соответствия примерным программам; соблюдения обязательного минимума учебного содержания по предмету; соответствия объема учебного содержания возрасту и учебным возможностям учащихся; требований к уровню подготовки выпускников; соблюдения объема часовой нагрузки, определенной примерным учебным планом; особенностей психологического и физического развития учащихся; целей и задач образовательной программы школы; материальных, технических и методических возможностей школы.

Структура учебной программы

Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.

Структура учебной программы включает в себя:

2. Пояснительную записку.

3. Общую характеристику учебной дисциплины.

4. Описание места, которое занимает учебная дисциплина в учебном плане образовательного учреждения.

5. Результаты освоения учебной дисциплины: метапредметные, предметные и личностные.

6. Содержание учебной дисциплины.

7. Тематический план всего курса.

8. Ожидаемые результаты.

Описание и характеристика материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом «Об образовании», не определены строгие требования к форме текстового варианта учебной программы, ее каждый педагог выбирает самостоятельно. Одним из вариантов – это составление учебной программы по аналогии с примерной программой. То есть педагог при составлении собственной программы учитывает требования к типовой программе и оформляет ее аналогичным образом. При желании педагог может вносить изменения во все структурные части учебной программы. Корректировки чаще всего связаны с особенностями конкретного учебного класса (возраст учащихся, их возрастные возможности и потребности и т.д.). Например, педагог может вносить корректировку в порядок подачи учащимся нового учебного материала или в содержание изучаемой темы.

Источник

Учебные программы

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Учебная программанормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебная программа, таким образом, выполняет ряд основных функций. Первая может быть названа описательной, поскольку программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая — это идейно-мировоззренческая функция. Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников. Эту функцию учебная программа выполняет во взаимодействии с программами по другим предметам, что позволяет охватить содержание образования системно, в его действительной целостности, и создать общую в мировоззренческом отношении научную картину мира, формировать духовно-ценностное отношение к явлениям действительности. Третья функция учебной программы — регулирующая, или организационно-методическая. Она организует деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов и форм обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Ее создание — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.

В типовой учебной программе аккумулируется историко-педагогический опыт, отражаются требования достижений педагогической и психологической наук. По мере социального, научно-технического прогресса и развития педагогической науки и практики периодически возникает необходимость пересмотра учебных программ.

Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.

Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных). Исторически в построении учебных программ сложилось два способа:концентрический и линейный.

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Такой способ часто обосновывают тем, что тот или иной раздел учебного курса, имеющий принципиальное значение для последующего изложения, тем не менее в силу возрастных особенностей учащихся не может быть достаточно глубоко усвоен на данной ступени обучения. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» — в V и X классах.

640 1

При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах. Нужно отметить, что в новых учебных программах линейное расположение материала усилено за счет некоторого уменьшения концентризма.

Не следует механически разделять и противопоставлять эти два способа развертывания содержания образования, поскольку они взаимно дополняют друг друга, а оценка учебной программы по той или иной дисциплине, построенной концентрическим или линейным способом, зависит от ее места в учебном плане.

В реальной педагогической практике порядок развертывания содержания образования иногда ставится в зависимость от способностей и интересов самих учащихся. Это возможно, например, когда в рамках общеобразовательной школы создаются профильные классы с определенным набором учебных предметов (физико-математический, биологический, химический и т.д.). Иными словами, это происходит в том случае, если учитываются индивидуальные склонности и интересы учащихся, если в обучение вводится элективный принцип. Для этого утверждаются разные учебные программы обязательных и факультативных дисциплин для профильных классов.

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый — объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, по видам деятельности обусловливает вариативность программных структур. Так, структура программы по химии для IX класса включает тему, межпредметные связи, демонстрации, лабораторные работы, практические занятия, экранные пособия; по обществоведению в Х классе — тему, повторение, основные понятия, законы, межпредметные связи, опорные понятия; по технологии в VIII классе — тему, примерный перечень изделий, технико-технологические сведения, межпредметные связи, практические работы, демонстрации; по изобразительному искусству в III классе — практическую работу (композиционная деятельность, цвет, форма, пропорции, конструкции, пространство), восприятие (эстетическое восприятие действительности, восприятие искусства), основные требования к знаниям и умениям учащихся, демонстрации, межпредметные связи.

В системе общего среднего образования большое значение придается формированию общих учебных умений и навыков. Это вызвало необходимость создания специальной программы, в которой в динамике, с последовательным развитием и усложнением для каждого класса, рассматриваются четыре группы умений и навыков:

учебно-организационные умения и навыки предполагают овладение учеником способами выполнения каждого компонента учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки), а также способами самостоятельного перехода от одного компонента или этапа учебной работы к другому; способами внешней организации своей учебной работы (культурой рабочего места, рациональным порядком занятий, режимом дня и др.); способами передачи знаний своим товарищам по классу или младшим школьникам;

учебно-интеллектуальные умения и навыки включают в себя способы выполнения мыслительной деятельности, постановки и решения проблем, а также приемы логического мышления (на основе формальной и диалектической логики);

учебно-информационные умения и навыки заключаются в овладении методами и приемами самостоятельного приобретения знаний, новой, дополнительной информации, ее хранения;

учебно-коммуникативные умения и навыки состоят в овладении учеником способами построения устной и письменной речи в зависимости от целей и условий общения с другим человеком (учителем, сверстником) в ходе учебной работы.

Овладение этими умениями и навыками позволяет обеспечить эффективное усвоение учащимися учебного материала по всем предметам и создает условия для их самообразования в настоящем и непрерывного образования в будущем.

§ 5. Учебная литература

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования и науки Российской Федерации для всех школ страны.

Как средство обучения учебник выполняет следующие функции:

· информационную — обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

· трансформационную – материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

· систематизирующую – реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

· закрепления и осуществления самоконтроля – учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

· интегрирующую – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

· координирующую – способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

· развивающе-воспитательную – духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся, формирование в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

· обучающую – проявляется в том, что работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые вспомогательные компоненты. Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.

Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты. Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.

К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.

К внетекстовым компонентам учебника относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал (предметные и сюжетные материалы, документы, технически карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, графики, иллюстрации и др.); аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен в единстве отражать логику науки и программу учебного предмета; содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти; развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Язык изложения материала должен быть образный, увлекательный с элементами проблемного изложения. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector