Что такое структурализм в философии кратко определение

Структурализм и постструктурализм как философские направления

Структурализм и его основные характеристики

В начале XX в. одним из самых популярных и влиятельных направлений политической философии считается структурализм. Его формирование и развитие происходило под воздействием научных открытий в сфере антропологии и этнической психологии.

Структурализм – это широко известное и популярное течение в гуманитарной мысли прошлого века, которое базируется на определении и изучении структуры как совокупности многоуровневых отношений между частями целого, которые могут сохранять способность устойчиво реагировать на всяческие изменения.

Методологическая основа структурализма

Методология структурализма обязана своему появлению К. Леви-Строссу, Р. Барту, Ф. де Соссюру. Она оказывала серьёзное воздействие на формирование современной политической философии. Стремление выявить устойчивые связи и отношения – это основа структурной методологии. Связи и отношения используются в качестве нерушимого ядра, а ключевая роль надаётся природным свойствам составляющих элементов, которые эти связи и образуют.

Именно французский философ и антрополог К. Леви-Стросс применил структурную методологию ко многим видам коммуникативной деятельности относительно примитивных обществ.

К. Леви-Стросс является теоретиком структурализма, создателем концепции структурной антропологии. Он занимался изучение права и философии в Сорбонне, принимал участие в семинарах этнографов и социологов Марселя Мосса. Некоторое время был в числе профессорского состава университета Сан-Паулу, а также советником по вопросам культуры в США при французском посольстве. Позже занимал руководящую должность в Антропологическом музее в Париже. Являлся профессором Коллеж де Франс. Был членом Французской академии наук. Имел философское образование и находился под влиянием Ж.-Ж. Руссо, марксистских воззрений, психоанализа и социологии Э. Дюркгейма. Относительно собственной философской позиции он говорил – сверхрационализм, в который он изо всех сил пытался интегрировать чувственное. Его основными трудами можно считать «Печальные тропики», Структурная антропология», «Первобытное мышление», «Мифологики», «Структура мифов», «Колдун и его магия».

«Структурная антропология», «Мифологики», «Первобытное мышление» были посвящены сравнительному анализу лингвистической структуры языка и структуры кровного родства. Он доказал, что эти структуры не просто похожи, а идентичны. В системе кровного родства главным опосредующим фактором коммуникации является женщина, которая подобно словам в языковой системе так же циркулирует между кланами и родами в системе родства.

Относительно общности рассматриваемых систем, мыслитель высказал интересную гипотезу, которая заключалась в том, что обе системы – это продукт производства структур разума, поскольку лингвистическая структура языка и структура кровного родства существует только в человеческом сознании. Посредством сравнительного анализа первобытного мышления современного человека К. Леви-Стросс понял устройство структуры мифа. Далее занялся сравнительным анализом мифов и сделал вывод, что в мифах разных народов можно проследить одни и те же структурные единицы.

Структурный метод К. Леви-Стросса представлен в виде алгоритма:

Постструктурализм и его основные понятия

В современных исследованиях широко используются основные принципы философии структурализма. Это позволяет сделать некоторые сложные для понимания политические феномены более простыми. Однако современная форма структурализма – постструктурализм всё же основное внимание стал сосредотачивать на выявлении внутренних факторов. Делается акцент на отличия, интертекстуальность – цитат, аллюзий которые пронизывают многие века и эпохи. В этом виден и тотальный эстетизм постструктурализма.

Постструктурализм – это общее название нескольких подходов в социально-гуманитарном и философском познании, которое характерно для последней трети XX в. Он нашёл своё выражение в литературоведении, философии, социологии, истории, искусствоведении.

Общественным признаком наступления эпохи постструктурализма отмечен революционный кризис 1968 г. во Франции. Он стал свидетельством того, что произошли изменения духовного климата и социальной чувствительности. Постструктурализм не пытается объективно выяснять состояние дел, независимое от субъекта или читателя. Его главная задача заключается в раскрепощении желаний и поиске удовольствия в любом акте жизнедеятельности, не учитывая даже тот факт, что отстранённость любого предмета человеческих желаний делает невозможным реальное получение удовольствия от чего-либо.

Главным концептом и символом, который лежит в основе постструктурализма стало извлечение структуралистского «различия» из общей системы противопоставлений, которая даёт ему смысловое значение и абсолютизирует различия как такового.

Основными представителями постструктурализма являются мыслители М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр.

Источник

СТРУКТУРАЛИЗМ: кратко

О философии кратко и понятно: СТРУКТУРАЛИЗМ. Все основное, самое главное: очень кратко про СТРУКТУРАЛИЗМ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.

Структурализм как философское направление связан с применением структурных методов в области гуманитарных наук. В последующем структурализм обобщил структурные методы вместе с элементами систематизации, математизации знания, моделирования как метод познания как универсальную методологическую доктрину.

Первоначально структурные методы получили распространение в структурной лингвистике, затем распространились на литературоведение, этнографию, историю, логику.

Основными представителями структурализма были К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Дерида.

Основой структурного метода было выявление структуры как совокупности отношений, являющихся инвариантными при различных преобразованиях. Такая структура характеризует как бы «скелет» объекта, его основу. Структурные отношения характеризуют не только объектную данность какого-то одного предмета, но и их совокупности, способы операций с ними, позволяющие из одного объекта получать другой.

Выявление этих структурных преобразований, обобщенное в теории структурализма, дает объяснение разных системообразований и понятия системы объектов как таковой. Изучение структур объектов осуществляется под углом зрения способов преобразований структур, применяемых к объектам самой разной природы.

Основными процедурами структурного анализа можно назвать следующие:

1) выделение первичного множества объектов, в которых можно предполагать наличие одинаковой или сходных структур;

2) расчленение объектов на элементарные части (сегменты), в которых типичные, повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов;

3) раскрытие отношений преобразований между сегментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путем синтезирования, математического и логического моделирования;

4) выведение из структуры всех возможных теоретических следствий и проверка их на практике.

Структурализм, став продуктивным методом в гуманитарных науках, в конечном счете провозгласил себя как общую гуманитарную методологию. Это привело к развитию данной философской концепции в направлении изучения структур сознания, психики, структур языка, мышления, структур человеческих действий. Любой процесс или явление объяснялся прежде всего исходя из такой структуралистской методологии. Такому же объяснению подверглись человеческая культура, история, современное общество.

С точки зрения структурно-логического и структурно-семиотического подхода были выявлены глубинные структуры человеческой культуры, характеризующие уровни развития человеческой психики. Это так называемые ментальные структуры, архетипы, которые лежат в основе человека и его отношения к миру. В исследованиях в этой области структурализм многое раскрыл в исторических формах развития человеческого сознания, в частности в его мифологических формах.

Кратко и понятно о философии, философах, понятиях, сути философии, направлениях и школах. Шпаргалка для экзаменов, зачётов, рефератов, докладов. вся Философия в кратком изложении.

Источник

Структурализм: что это такое? Метод структурного анализа в философии

imgВ буквальном понимании термин «структурализм» означает «учение о структуре» и представляет собой совокупность возникших в середине двадцатого века холистических подходов. Понятие структуры первоначально применялось в гуманитарных науках (фонологии и лингвистике), а после распространилось и на другие дисциплины.

В промежутке между 1950 и 1970 годами возникло интеллектуальное движение, именуемое структурализмом, сторонники которого выступали за формалистский подход к литературе и провозглашали разрыв с ранее приобретённым знанием. Впоследствии структурализм получил звание собственной философии, главной целью которой стало выявление неизменной при разнообразных трансформациях структуры.

Иными словами, структурализм утверждает, что располагая правилами преобразований, можно свести имеющееся разнообразие к исходным структурам, или же, напротив, получить из исходной структуры огромное количество объектов.

Понятие структурализма

strukturalizmЭта философия зародилась в 20−50-е годы, и наибольшую популярность снискала во Франции, где оказалась единственно возможной заменой субъективистским и иррационалистическим учениям, отрицавшим объективное научное знание. Структурализм же выступал под лозунгом научной строгости, и воспринимался как философское учение, соответствующее технической и научной революции. Наиболее яркими представителями структурализма были Ролан Барт, Клод Леви-Стросс, Жак Лакан и Мишель Фуко.

По основным параметрам философия структурализма достаточно близка к неопозитивизму, хотя и в корне отличается от последнего: неопозитивизм воспринимает язык прежде всего в качестве изучаемого объекта, тогда как взгляды структурализма неизмеримо выше — он стремится подняться до глобальных обобщений, проявляет интерес к абстракциям, стремится выйти за рамки узкого эмпиризма и усиливает тенденцию к прогрессирующей теоретичности.

image

Стоит отметить, что структурализм как научный метод исследования сложился задолго до возникновения философии структурализма, и назывался методом структурного анализа. Согласно этому методу при исследовании отдельных элементов целого следует мысленно отвлекаться от содержательной (природной) их специфики, принимая во внимание только свойства, связывающие одни объекты с другими (так называемые реляционные свойства). В целом структурный анализ предполагает абстрагирование от взаимодействия различных элементов единой системы в различные промежутки времени (диахрония) и сосредоточение на внутренних взаимодействиях, происходящих в тот же период времени (синхрония).

В период становления философского структурализма французские адепты стали применять метод структурного анализа и на более сложных культурных феноменах. Клод Леви-Стросс утверждал, что любую культуру можно рассматривать как совокупность символических систем, к коим в первую очередь относятся искусство, наука, язык и религия.

Как развивался структурализм

В становлении метода структурного анализа принято выделять следующие этапы:

Метод структурного анализа

Структурный анализ объекта обычно происходит согласно следующему плану:

Структурализм в философии

Зарекомендовав себя весьма продуктивным в гуманитарных науках методом, структурализм в итоге стал популярной философской концепцией, которая применялась в исследовании структур мышления, языка, психики, познания и человеческих действий. Любое явление, включая историю, культуру и современное общество, стремились изучить исходя из данной философии. Благодаря структурализму были выявлены так называемые архетипы человека, то есть ментальные структуры, определяющие его отношение к миру и характеризующие уровень психического развития.

Существует мнение, согласно которому структурализм является не философией, а научной методикой с комплексом собственных мировоззренческих представлений. В западной философии метод структурного исследования имеет глубокие корни и прослеживается вплоть до трудов Аристотеля и Платона. Для этой концепции были характерны общность методологии и её ясность, остающиеся очевидными даже в период постструктурализма.

claude levi straussОснователем философии структурализма считается Клод Леви-Стросс, французский философ и социолог. В его работе «Структурная антропология» проводилось структурное социально-философское исследование типов общественного сознания и отношений между индивидами, и были заложены основы для новой концепции, изучающей структуры языка, речи и текстов. Труды Леви-Стросса отражают широкий диапазон его познаний в гуманитарных и естественных науках.

Леви-Стросс придавал немалое значение вероятности использования математического моделирования применительно к материалам антропологии и этнографии. Вместе с математиками учёный разработал модели, дающие представление о системах родства в первобытном обществе.

img12Учёный полагал, что язык может подвергаться научному исследованию, которое объясняет принцип его формирования и рассматривает направления дальнейшего развития. К примеру, Леви-Стросс подметил, что лингвистика позволила дать формулировку необходимых общественных связей и провести научное исследование феноменов человека. А фонология, избрав основой понятие системы и анализ между терминами, приблизилась к подсознательной инфраструктуре. При этом исследователь пытался продемонстрировать значимость для всей истории человечества (начиная с первобытно-общинного строя и заканчивая современным обществом) её искусства, культуры и социальных отношений.

В основу лингвистической структурной теории Леви-Стросса лёг психоанализ, главные постулаты которого были заимствованы из работ Юнга. При этом в своей теории учёный воспроизводил действие «коллективного бессознательного» по Юнгу и «подсознательного»/»бессознательного» по Фрейду. Для исследователя подсознание выглядит как некий персональный словарь, в который каждый заносит лексику собственной индивидуальности. А бессознательное этот словарь организует и трансформирует в язык, понятный нам самим и окружающим нас людям. Иными словами, бессознательное является матрицей для остальных структур.

По мнению Леви-Стросса, ни в истории, ни вне её нет сколько-нибудь выраженного смысла — по сути, в ней господствуют бессознательные структуры, а декларируемые цели являются просто-напросто иллюзией.

Согласно теории учёного, основное внимание должно привлекаться к способам, посредством которых биологическое кровное родство заменяется родством социального порядка. Брачные и родственные связи выглядят для Леви-Стросса чем-то вроде системы особенного языка, которая проистекает из действия определённых общих законов и обеспечивает общение между индивидами и их группами.

Теория смысла

Отталкиваясь от структурно-системного подхода, представители структурализма разработали так называемую теорию смысла — то есть отрицание первичности смысла, который, согласно структурализму, должен логично проистекать из системы, формы и структуры. Такой подход оказался весьма эффективен в исследовании мифов, религии, фольклора, языка и кровнородственных отношений, которые по природе своей имеют чёткую организацию и характеризуются преобладанием синхронии над диахронией.

slideСоссюр отмечал необыкновенную устойчивость языка к каким бы то ни было инновациям, делая вывод, что революцию в языке провести не представляется возможным. Якобсон замечал, что в фольклоре присутствуют самые стереотипные формы поэзии, которые годятся для структурного анализа.

А вот в музыке, кино и живописи выделение собственных устойчивых значений оказалось делом непростым, что дало основание У. Эко предположить, что «нелингвистический код коммуникации не должен с необходимостью строиться на модели языка». Именно таким подходом стали впоследствии руководствоваться современные структурно-семиотические исследования.

Источник

Тема 23. Структурализм

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Структурализм (от лат. ЛгисШга — строение, порядок, связь) воз­ник в серединеXX в. как научное направление в гуманитарных нау­ках и доминировал в основном во Франции. Структурализм — это такой философский метод, в основе которого лежит идея структуры как совокупности отношений и правил, касающихся ее элементов. Структурализм обращает внимание не на «бытие», а на «отношение». В первую очередь он пытается объяснить человека с позиции его от­ношений и взаимосвязей, его включенности в остальной мир.

По мнению последователей структурализма в основе бытия лежат некие базисные структуры, являющиеся реальностью, определяющей ход истории и человеческую судьбу. В этом смысле человеческая жизнь жестко детерминирована этими структурами. Человек не обла­дает свободой, его перспективы пессимистичны, а история не имеет никакого прогресса.

Видными представителями структурализма являются К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Ролан Барт (1915—1980); постструктурализма — М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар и др. Большинство этих мыслителей внесли также значительный вклад в разработку философской концепции постмодернизма.

Структурный метод Ф. де Соссюра. Первоначально структурный метод был разработан и применен в лингвистике швейцарским уче­ным Фердинандом де Соссюром (1857—1913). Основные идеи его работ, взятые позже на вооружение структуралистами и постмодер­нистами, заключаются в следующем:

• язык — упорядоченная система знаков, в которой можно выде­лять уровни разной степени сложности. Способность языка выражать те или иные смыслы заключается во взаимосвязи каждого его элемен­та с другими;

• язык как и любая знаковая система функционирует благодаря различиям между ее элементами, т.е. то или иное слово имеет кон­кретный смысл благодаря отличию от других слов;

• нет прямой взаимосвязи между звуковым или изобразительным выражением знака и тем смыслом, который он выражает. Например, в разных языках обозначение одних и тех же предметов звучит по-

Тема 23. Структурализм

разному: стол (русский яз.), 1пе 1аЫе (английский яз.). В языке жес­тов кивание головой у большинства европейских народов означает согласие, тогда как у болгар — отрицание.

Идеи, привнесенные в философию Соссюром, повлияли на ее развитие таким образом, что объявлялось об устранении извечного дуализма между идеализмом и материализмом за счет привнесения в мир нового элемента — знаковой структуры. Знаковые структуры, кроме языка, стали находить в политике, экономике, социальных от­ношениях, культуре и т.п.

Леви-Строс: антропологический структурализм. Клод Леви-Строс (р. 1908) — французский философ и антрополог. Изучая сначала от­ношения родства в той или иной культуре, а затем, используя те же методы для изучения более общих структур и понятий, он пришел к выводу, что тот или иной смысл возникает, когда определенные еди­ницы структуры — смысловые элементы — интегрируются в систему. Эта интеграция происходит по совершенно определенным, но не­осознаваемым мышлением законам. Например, он показал, что род­ственные связи у разных народов, в том числе самых примитивных и нецивилизованных, бессознательно формируются так, чтобы исклю­чить близкородственные браки. В примитивных культурах существу­ет даже обязательство обмениваться женщинами из разных кланов, что ведет к расширению родственных связей, к необходимости со­трудничества, большей социальной стабильности, особенно во время войн или голода.

Онтологическая сущность «человеческого духа». Леви-Строс для объ­яснения запрета на близкородственные браки исключал аргументы ге­нетического или морального порядка и основывался на проявлениях врожденных психических установок человечества. Запрет на браки с женщинами, которые находятся «рядом», и передача их мужчинам из других кланов ^— это модель расширяющейся группы. В подобных ус­тановках он видел выражение онтологической (основополагающей, бы-тийственной) сути «человеческого духа» вообще. Этот «человеческий дух» — не что иное как бессознательное, образованное категориями и выступающее в виде матрицы для всех иных структур. Именно эти бес­сознательные структуры рукбводят жизнью общества, направляют ис­торию, которая на самом деле лишена какой-либо цели или смысла.

640 1

«Мифы думают о людях без их ведома». Элементарные или глубинные структуры мышления Леви-Строс исследует, изучая мифологию и мышление «примитивных обществ». Он обнаружил, что первобытное мышление, как и мышление цивилизованных людей, имеет логичес­кую структуру. Это относится, в частности, к мифам, задача которых состоит в классификации и осмыслении тех или иных явлений жизни.

Раздел VII. Современная западная философия

Леви-Строс выделил в мифах ряд наиболее часто встречающихся оппо­зиционных пар, таких как «герой — жертва», «отец — мать», «друг — враг», «мягкое — жесткое» и показал, что они присущи всем мифам во­обще вне зависимости от места и времени их происхождения. Это дало ему основание заявить, что человеческий дух детерминирован мифи­ческими структурами, управляем ими и что «мифы думают о людях без их ведома». Поскольку обычаи и нравы народов, само поведение людей определяются внутренними бессознательными структурами, Леви-Строс делает вывод об иллюзорности человеческой свободы.

Жак Лакан: структурный психоанализ. Жак Лакан (1901—1981) — французский психоаналитик и философ, основатель «структурного психоанализа» ^ в своем творчестве обращался ко многим проблемам, которые в основном идейно связаны с психоанализом и лингвистикой. Призывая вернуться к идеям Зигмунда Фрейда, он считал, что осваи­вать их надо творчески. Следует заметить, что наряду с экзальтирован­ным почитанием многими поклонниками личности Лакана крупные ученые-психологи критически отнеслись к его идеям, он был даже ис­ключен из Международного психоаналитического общества.

Разрыв между «Я» и «Оно». По Лакану, бессознательное может сооб­щать массу информации, так как «Оно» постоянно «говорит*, следова­тельно, структурировано как язык и может изучаться с помощью струк­турной лингвистики. Задача психоанализа — восстановить разрыв между двумя частями нас самих — между «Я» и «Оно», которые говорят на разных языках, а потому не понимают и не знают друг друга.

«Стадия зеркала». Основой всей лакановской концепции является триада измерений человеческого существования «Реальное — Вооб­ражаемое — Символическое». Исходной для разработки этой кон­цепции стала идея стадии зеркала. Стадия зеркала проявляется у ре­бенка в возрасте от 6 до 18 месяцев и характеризуется способностью узнавать свое отражение в зеркале. Смысл этого события заключает­ся в прохождении человека через механизм самоидентификации. Лакан говорит не просто о стадиях узнавания ребенком себя в зерка­ле. Зеркало лишь образ, показывающий механизм освоения своего тела. Зеркальная стадия делится на три фазы: 1) ребенок восприни­мает зеркало как нечто реальное и пытается понять, что это такое;

2) затем приходит восприятие зеркала как нечто нереального; 3) при­знание зеркального образа как собственного отражения. В телесном выражении происходит осознание отдельных частей тела ребенка (ручки, ножки и т.д.) как некоего единого целого, относящегося к тому, кто его воспринимает и исследует (т.е. к себе самому).

Порядок «Реального». Стадия зеркала описывает вхождение чело­века в порядок «Воображаемого». Воображаемое — это компенсация

Тема 23. Структурализм

нехватки Реального, которое в свою очередь может быть обозначено как отсутствие какого-либо различия или нехватки. Реальное — это опыт абсолютной полноты, который младенец получил, пребывая в утробе матери. По Лакану, феномен человека возникает в тот мо­мент, когда у младенца рвется связь с Реальным. Это происходит, когда прекращается ощущение единства с телом матери и возникают те или иные потребности («нехватка»), ранее удовлетворяемые в ма­теринской утробе автоматически.

Эго как воображаемая идентичность. Рождаясь в мир, человек вы­брасывается в «неестественные» для него измерения существования, где нехватка Реального ведет к травматизму человеческого существо­вания и возведению этого травматизма в новое качество. Человек оказывается расколотым надвое: «Я» как бесформенный, фрагмен­тарный внутренний опыт и «мое Я» — идеальную внешнюю форму, в которую облекается этот опыт. Целостным, идентичным человек может быть только при совпадении этих двух частей личности, но «мое Я» всегда находится на неустранимой дистанции от «Я». Попыт­ка обрести реальную целостность приводит личность к воображаемой идентичности, которая, по Лакану, и является тем, что обычно назы­вают Эго. В лакановской теории оно выражает иллюзорный идеал, но в отличие от принятых в неофрейдизме концепций, приветствую­щих усиление Эго, он считает, что с усилением Эго увеличивается внутренний раскол и депрессивностъ личности.

«Символическое» как попытка удовлетворения желания. «Символи­ческое» — это способ отношения к миру, проявляющийся в попытке удовлетворить желание. Но желание в отличие от потребности не знает удовлетворений (так как будучи удовлетворенным, оно перестает быть желанием), поэтому Символическое сопряжено с запретом, который выражается, например, во фрейдистских Эдиповом комплексе и ком­плексе кастрации. Для Лакана Символическое — это не только запреты инцеста, развивающиеся через детские сексуальные комплексы, но и все, что в культуре встает между субъектом и объектом желания (обы­чаи, законы, нормы, правила и т.д.) и выражаемое языком.

Таким образом, после того, как Реальное исчезает вместе с само­идентификацией личности и заменяется Воображаемым, которое вступает в диалектику воображаемых отношений с Другим, язык ста­новится источником вторичной Символической идентификации личности. В лакановской триаде Символическое является той силой, которая доминирует и над Реальным, и над Воображаемым, а поня­тие языка в его концепции оказывается центральным не только для определения сущности Символического, но и для всего структурного психоанализа в целом.

Раздел VII. Современная западная философия

Мишель Фуко и постструктурализм. Мишель Фуко (1926— 1984) — французский философ, культуролог и историк, применив структуралистские идеи к истории, пришел к выводу, что в ней нет никакого прогресса, она не имеет никаких конечных целей и по большому счету бессмысленна. Культуру, по его мнению, формируют некие эпистемы, под которыми имеются в виду системы всех отно­шений, существующих в ту или иную историческую эпоху между раз­ными областями знания. Например, математика на определенном этапе человеческого развития стала использоваться для исследований в области физики, а теория эволюции явилась моделью для истори­ков, психологов и социологов. Эти «эпистемические структуры» дей­ствуют на бессознательном уровне и качественно определяют разные области знания. Кстати, известный швейцарский психолог Жан Пиаже (1896—1980) отметил фактическое сходство «эпистем» Фуко с «парадигмами» Томаса Куна.

Дискурс. Каждой культуре соответствует своя эпистемическая структура, образованная благодаря определенному набору знаков, ко­торую можно определить или выделить при помощи дискурсивной практики. Дискурс (от лат. сИзсигзпз — довод, аргумент) — это анализ совокупности высказываний, объективирующий содержание созна­ния. Дискурс может не подчиняться правилам науки и даже носить игровой характер. Фуко рассматривает дискурсы «как практики, ко­торые систематически образуют объекты, о которых они говорят».

Согласно Фуко все люди вовлечены в дискурсивные практики. Благодаря этому у личности формируется воля к желанию, знанию, власти, морали и эстетическим ценностям. Можно сказать, что чело­век становится таковым в активной практике дискурса, которая ведет к внутренней переоценке ценностей и правил. Эта практика под воз­действием внешнего окружения происходит в человеке постоянно, одни установки личности рассеиваются, заменяясь другими. Фуко называет этот процесс «субъективацией», так как с его помощью про­исходит постоянное конструирование субъекта, его уникальной ин­дивидуальности. Схожие процессы характерны и для общества. Если в нем не ведется постоянный дискурс, то начинается застой, появля­ются жесткие, малоизменяющиеся структуры, что в свою очередь ведет к появлению различных форм тоталитаризма, которые устраня­ются возвращением к дискурсивным практикам.

Возможности человеческой свободы. Фуко, говоря о целях своего творчества, писал: «Все мои исследования направлены против идеи всеобщих необходимостей в человеческом существовании. Они под­черкивают произвольный характер человеческих институтов и пока­зывают нам, каким пространством свободы мы еще располагаем и каковы те изменения, которые мы еще можем осуществить».

Вопросы для самопроверки

1. В чем выражаются особенности структурализма как философского ме­тода? Чем занимается структурная лингвистика?

2.’Перечислите основные идеи структурализма относительно мира, исто­рии, прогресса, человека, его свободы и судьбы.

3. Как вы понимаете идею структуралистов об устранении извечного ду­ализма между идеалистами и материалистами за счет введения в мир нового элемента — знаковой структуры?

4. Что в человеческом обществе согласно идеям Леви-Строса лежит в ос­нове запрета на близкородственные брачные союзы? Выразите в доказатель­ной форме свое отношение к этим идеям философа.

5. Как вы думаете, с точки зрения антропологического структурализма чье мышление более совершенно — современного или первобытного челове­ка? Свою точку зрения обоснуйте.

6. В одной из работ по анализу мифов Леви-Строс писал, что «мифы ду­мают о людях без их ведома», а также «мифы в определенном смысле обме­ниваются мыслями между собой». Попробуйте объяснить, что имел в виду исследователь.

7. Чем занимается структурный анализ? В чем его принципиальное отли­чие от классического психоанализа Фрейда?

8. В чем суть «зеркальной стадии» в развитии ребенка? Для объяснения каких механизмов Лакан привлекает образ зеркала?

9. Найдите то об&ее, что объединяет понятие «эпистемы» Фуко с поня­тием «парадигма» Куна. Есть ли, на ваш взгляд, различие в этих понятиях и в чем они проявляются?

10. Проанализируйте в свете концепции дискурса следующее выражение Мишеля Фуко: «До XIX века не было безумия — его создала психиатрия».

Литература

1. Барт Р. Избранные работы. М., 1994.

6истема вещей. М.,1995.

3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М. 1996.

4. Кохановскш В.П. Философия и методология науки: Учебник для выс­ших учебных заведений. Ростов н/Д, 1999.

5. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

6. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

7. Фуко М. Археология знания. Киев., 1996.

8. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

9. Чуешов В.И. Введение в современную философию. М., 1998.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector