Что такое субъективная оценка

Содержание
  1. Как отличить объективное мнение от субъективного
  2. Содержание статьи
  3. Субъективное мышление человека
  4. Объективность и объективное мнение
  5. Противоречия и абсолютная истина
  6. Что такое оценочное суждение?
  7. Зачем нужна оценка?
  8. Определения понятия
  9. Какие бывают суждения?
  10. Научный опыт
  11. Виды оценочного мнения
  12. Какие бывают высказывания?
  13. Воспитательный процесс
  14. Примеры
  15. Концепция субъективной экспертной оценки
  16. Экспертная оценка – это… Что такое экспертная оценка: этапы, методы и виды
  17. Виды экспертных оценок
  18. Методы экспертных оценок
  19. Этапы экспертного оценивания
  20. Постановка цели исследования
  21. Выбор формы исследования, определение бюджета проекта
  22. Подбор экспертов
  23. Проведение экспертизы
  24. Подходы к экспертным оценкам
  25. Экспертные ошибки
  26. Повторная экспертная оценка
  27. Применимость метода экспертных оценок
  28. Методы экспертных оценок
  29. Субъективная оценка как компонент коннотации диминутивных дериватов в русском и немецком языке
  30. Библиографическое описание:
  31. Похожие статьи
  32. Способы выражения оценки в современном немецком языке
  33. Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов.
  34. Связь оценки с другими категориями языка | Статья в сборнике.
  35. Оценка как языковой концепт | Статья в сборнике международной.
  36. Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний.
  37. Структурно—семантический и прагматический аспекты категории.
  38. Лексико-семантический портрет понятия «оценка» в английском.
  39. Особенности коннотативного компонента значения лексических.
  40. Психолингвистические стратегии диффамации в современной.
  41. Похожие статьи
  42. Способы выражения оценки в современном немецком языке
  43. Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов.
  44. Связь оценки с другими категориями языка | Статья в сборнике.
  45. Оценка как языковой концепт | Статья в сборнике международной.
  46. Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний.
  47. Структурно—семантический и прагматический аспекты категории.
  48. Лексико-семантический портрет понятия «оценка» в английском.
  49. Особенности коннотативного компонента значения лексических.
  50. Психолингвистические стратегии диффамации в современной.

Как отличить объективное мнение от субъективного

Содержание статьи

1 535df5d581bb6535df5d581bf1

Субъективное мышление человека

Любой человек мыслит и делает свои умозаключения через призму своих знаний и чувств. Чувства, как известно, сугубо индивидуальны. Даже понимание такого простого чувства как счастье у разных людей расходится, что отражается не только в быту, но и в философии.

Таким образом, точка зрения человека и его мировосприятие основывается на пережитом опыте. Несмотря на то, что опыт может быть одинаковым, его интерпретация окажется для отдельного человека своей, отличной от множества других – она будет субъективной.

Получается, что каждый человек обладает своим субъективным мнением и, практически, каждый день сталкивается с другими субъективными мнениями друзей, знакомых и т.д. На основе этого между людьми возникают споры и дискуссии, развивается наука и движется прогресс.

Субъективное мнение – это то, что присуще одному человеку, индивидуально представление окружающего по средствам собственных эмоций и мыслей.

Объективность и объективное мнение

Объективное мышление не свойственно ни одному человеку. Хоть и считается, что чем кругозор человека шире, тем больше объективности в его мнении, само понятие «объективность» гораздо шире.

Объективность – это независимое от человека, его желаний и мнений, свойство предмета. Поэтому такого понятие, как «объективное мнение» в прямом значении существовать не может.

Что же тогда подразумевают люди, когда употребляют это выражение? Чаще звание человека, имеющего объективное мнение, получает тот, кто не участвуют в какой-либо ситуации, и, находясь за ее пределами, может оценить происходящее «со стороны». Но даже этот человек рассматривает мир через призму своих личных представлений.

Также к объективному мнению можно отнести совокупность субъективных мнений. Но здесь тоже есть свои подводные камни. Если собрать все мнения воедино, получится огромный клубок противоречий, из которого невозможно вывести истину.

Противоречия и абсолютная истина

Наука стремится к объективности. Законы физики, математики, биологии и других научных сфер существуют вне зависимости от человеческих знаний и опыта. Но кто открывает эти законы? Конечно, ученые. А ученые – это обыкновенные люди, с большим запасом научных знаний, основанных на опыте других ученых и т.д.

Получается, что понимание всех открытых законов Вселенной, это обыкновенное скопление субъективных мнений. В философии существует понятие объективности, как сумма всех возможных субъективных вариантов. Но сколько бы ни существовало этих вариантов – собрать их воедино невозможно.

Таким образом, зародилось понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это исчерпывающее понимание существующего, самая «объективная объективность» и достичь такого понимания, как говорят философы, невозможно.

Поэтому, услышав высказывание «с объективной точки зрения», относитесь к следующим словам критично и не забывайте, что на любое «объективное мнение» при желании можно найти еще десяток объективных возражений.

Источник

Что такое оценочное суждение?

66508

Абсолютно любой человек – это часть той среды, в которой он обитает. Это предполагает нежелание выделяться из общества. Теперь можно сделать вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений.

Зачем нужна оценка?

Основная задача оценки – самоконтроль и самоуправление вкупе с отождествлением себя с обществом. Мы начинаем говорить об оценочном суждении, когда речь заходит о таких понятиях, как защита чести и достоинства. Но чаще всего данное понятие используется именно в научной сфере для того, чтобы дать определение тем или иным фактам и теориям.

66514

Определения понятия

66509

Какие бывают суждения?

Разделяют оценочные суждения обычно по их направленности. Мы можем говорить о трех типах:

66515

Научный опыт

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление – это конкретное событие, а теория – схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.

66510

Виды оценочного мнения

Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями. Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий. Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели. Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему. Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность. Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков.

66511

Какие бывают высказывания?

Суждение – это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:

Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.

66512

Воспитательный процесс

Немаловажное значение имеет оценочное суждение в образовательном процессе. Фактически на оценку и направлена деятельность педагога. Оценки – это своего рода индикаторы достижения определенных результатов учениками, которые воздействуют на учащихся как побуждение к действию. И если с психологией все понятно, то в педагогике существует своя классификация оценочных суждений.

Как мы видим, в образовательном процессе оценочные суждения играют одну из главных ролей.

66513

Примеры

Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.

Источник

Дать однозначное определение того, что такое субъективная оценка человеком окружающего мира – невозможно. Можно попытаться понять, как она возникает и насколько это мешает или помогает жить, однако поскольку каждый человек – индивидуален, то любая точка зрения, отличающаяся от его собственной, будет казаться ему субъективной.

Пути формирования
Казалось бы, откуда само субъективное восприятие окружающего мира может взяться, если все мы видим одно и то же, на протяжении всей нашей жизни? Однако можно проследить интересную тенденцию: в последние годы различия в восприятии того, что находится вокруг нас, среди разных людей становятся все более заметными. Многие объясняют это тем, что на сегодняшний день существует намного больше источников информации, чем, скажем, несколько десятков лет назад, причем часто эти источники противоречат друг другу. И вот в попытке найти истину часто и рождается субъективная оценка, ведь каждый человек интуитивно пытается воспринять и привнести в свою жизнь то, что ему выгодно, следовательно – изначально отказаться от объективности. 1anita foto

Таким образом, в те времена, когда детьми были нынешние взрослые женщины и мужчины, единственным источником информации для них было старшее поколение – родители, учителя и т.п. Вот и получалось, что у всех формировались примерно одинаковые представления, и случаи, когда чье-то мнение отличалось от другого, встречались крайне редко. А вот насколько это плохо или хорошо – это уже совершенно другой разговор.

Плюсы и минусы субъективного восприятия мира
Существует мнение, что объективного восприятия как такового невозможно достичь никогда и никому. Даже те вещи, которые, казалось бы, абсолютно реальны и просто обязаны быть объективно понятыми, пройдя через призму индивидуальности человека, приобретает абсолютно другие черты, которые сам индивидуум считает объективными, а все окружающие – субъективными. Не правда ли, слишком тонкая грань для того, чтобы правильно все оценить?

На самом деле, в той ситуации, когда у человека присутствует субъективная оценка, это позволяет ему избежать массы неприятных событий и впечатлений. Более того – именно наличие способности субъективно воспринимать поступающую в сознание информацию можно считать тем двигателем, который способствует личностному росту и развитию человека, ведь он будет пытаться исправить то, что ему кажется неправильным, вне зависимости от реального положения вещей.

Впрочем, в субъективном восприятии можно найти и не меньше минусов. Во-первых, наличие данного факта часто становится причиной конфликтов нескольких человек, ведь каждый из них воспринимает ситуацию по-своему, и при этом каждый уверен, что прав-то именно он! В этом случае для улаживания конфликта требуется масса усилий! Во-вторых, такой способ понимания окружающего мира может негативно сказаться и на самом человеке, ведь те вещи, которые он будет считать правильными и достойными 1352217934 krasivye foto nashey zemli 59своего внимания, могут либо не являться таковыми, либо же окружающие не смогут смириться с таким выбором.

Что делать?
К сожалению, ответа на этот вопрос вам не даст никто. Поскольку объективная оценка окружающего мира невозможна, а субъективных оценок будет столько же, сколько людей на него смотрят – остается только постараться принять тот факт, что наше мнение, каким бы правильным нам не казалось, может не убедить другого человека, а только спровоцировать всплеск эмоций. Значит, нужно заранее принять мысль о том, что объективно мы можем оценивать только собственный внутренний мир.

Источник

Концепция субъективной экспертной оценки

Экспертная оценка – это… Что такое экспертная оценка: этапы, методы и виды

Koncepciya subektivnoy ekspertnoy ocenki 1

Добавлено в закладки: 0

Что такое экспертная оценка? Описание и определение понятия.

Экспертная оценка – это оценка параметров процессов или предметов, которые невозможно непосредственно измерить, либо применить любые точные науки,поэтому оценка проводится на основании профессионального опыта специалиста, как одного, тогда экспертная оценка будет индивидуальной, так и нескольких, тогда экспертная оценка будет коллективной. Экспертная оценка может быть описательная, качественная, приблизительная, количественная и так далее. Помимо констатирования существующих фактов экспертная оценка может содержать прогноз дальнейшего развития или изменения ситуации, процесса, предмета.

Экспертная оценка – это диагностический метод измерения, процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения(выбора).

Виды экспертных оценок

Выделяют две группы экспертных оценок:

Совместное (коллективное) мнение, безусловно, обладает наибольшей точностью, по сравнению с индивидуальным мнением каждого отдельного специалиста.

Этот метод применяется для получения количественных оценок и качественных характеристик и свойств.

Методы экспертных оценок

Существует несколько методов экспертных оценок:

Этапы экспертного оценивания

Выделяют несколько этапов:

Постановка цели исследования

Перед тем как начать экспертное исследование, очень важно четко определить его цель (или проблему) и сформулировать соответствующий вопрос для экспертов.

Выбор формы исследования, определение бюджета проекта

Существующие виды экспертных оценок можно классифицировать по разным признакам:

Перечислим наиболее известные методы экспертных оценок:

У каждого метода существуют свои сроки проведения, а также потребность в экспертах. После того, как был выбран метод экспертного оценивания можно уже определять затраты на процедуру экспертной оценки – сюда включается оплата услуг экспертов, аренда помещения, приобретение канцтоваров, оплату специалиста по проведению и анализу результатов экспертизы и так далее, тому подобное.

Эксперты перед вынесением суждения должны тщательно и с разных сторон рассмотреть представленную проблему. Для этого необходимо подготовить информационные материалы с описанием проблемы, уже имеющиеся статистические данные, справочные материалы, бланки анкет, а также инвентарь.

Стоит избегать следующих ошибок: упоминать разработчиков материалов, каким-то образом выделять тот или иной вариант решения или намекать на него, выражать (прямо или косвенно) отношение руководства к ожидаемым результатам.

Данные должны быть разносторонние, а мнения и суждения экспертов непредвзятые и нейтральные. Необходимо заранее разработать бланки анкет для экспертов.

В зависимости от метода они могут быть с открытыми и закрытыми вопросами, ответ может даваться в виде суждения, парного сравнения, ранжированного ряда, в баллах или же в виде абсолютной оценки.

Саму процедуру проводит независимый модератор процедуры, который обязательно контролирует соблюдение регламента, раздает необходимые материалы и анкеты, но сам своё мнение не высказывает.

Подбор экспертов

Эксперты должны быть компетентными в данных вопросах, а также должны обладать определенным опытом в областях, соответствующих решаемым задачам. Приподборе экспертов желательно учитывать момент личной заинтересованности, который может стать очень существенным препятствием для получения объективного суждения.

С этой целью, например, применяют методы Шара, когда один эксперт, наиболее уважаемый специалист, рекомендует ряд других и далее по цепочке, пока не будет подобран весь необходимый коллектив. При решении задачи формирования экспертной группы необходимо выявить и стабилизировать работоспособную сеть экспертов.

Эксперт должен обладать соответствующим профессиональным опытом и развитой на его основе интуицией.

Обычно к эксперту предъявляются такие требования:

Проведение экспертизы

Проведение экспертизы может отличаться от случая к случаю в зависимости от того, какой метод был выбран для использования. Общие рекомендации по этому вопросу следующие:

Основные этапы обработки экспертных оценок:

Подходы к экспертным оценкам

Основное содержание метода экспертных оценок заключается в рациональной организации работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных.

Методы экспертных оценок основаны на использовании экспертной информации. Они помогают установить степень сложности и актуальности проблемы, определить основные цели и критерии, выявить важные факторы и взаимосвязи между ними, выбрать наиболее предпочтительные альтернативы.

Прогнозные экспертные оценки – они отражают индивидуальность суждения каждого из специалистов относительно эффективности, безопасности, расхода ресурсов, а также перспектив развития объекта. Основаны прогнозные экспертные оценки как правило на мобилизации профессионального опыта и интуиции экспертов.

Интуитивные (или экспертные) методы исследований используются для анализа и диагностики состояния, для последующего прогнозирования вариантов развития объектов (особенно в тех случаях, где обьект не поддается предметному описанию или математической формализации;

Также интуитивные методы используются когда нет достаточной и достоверной статистики по характеристикам исследуемого объекта, или в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, например,рыночной среды или в экстремальных ситуациях.

Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями.

Кроме того, известны два подхода к использованию экспертов: индивидуальные оценки и групповые.

Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения проблемы, которая решается.

Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основываются на том, что сначала получают предварительную информацию от экспертов, которых опрашивают независимо друг от друга, а потом полученные данные обрабатываются.

Индивидуальные мнения экспертов состоят в том, что каждый из них дает оценку независимо от других, а затем с помощью какого-либо приема эти оценки объединяются в одну общую оценку. Представляются индивидуальные экспертные оценки в виде оценок типа интервью или в виде аналитических записок.

Коллективные методы экспертизы основываются на групповой работе экспертов и получении суммарной оценки от всей группы специалистов в целом. Среди коллективных методов самым распространенным является метод мозговой атаки (это метод коллективной генерации идей или же метод группового рассмотрения с отнесенной оценкой), а также и метод Дельфи.

Следует заметить, что основной задачей экспертной оценки является максимальное приближение к истине. Экспертное оценивание становится способом получения недостоверной информации только в тех случаях, когда плохо подобраны специалисты и некачественно организована их работа.

После того, как эксперты выносят свою оценку, исследователь проверяет индивидуальные суждения экспертов, анализирует совокупности мнений экспертов с целью установления степени согласованности их между собой, а в случае наличия существенных расхождений в оценках выявляет причины разных мнений и определяет влияние компетентности экспертов на содержание их оценок и обоснований.

Экспертные ошибки

Реальность такова, что экспертные ошибки встречаются довольно часто. Но все же стоит помнить, что экспертные ошибки — это результат добросовестного заблуждения эксперта.

Причины экспертных ошибок могут быть объективными, то есть не зависящими от эксперта как субъекта экспертного исследования, и субъективными, то есть коренящимися в образе мышления и (или) действиях самого эксперта.

Ошибки могут быть обнаружены самим экспертом в ходе работы, комиссией экспертов при обсуждении результатов исследования или руководителем экспертного учреждения.

Характеризуя экспертов, стоит учитывать, что в результате выработки оценок могут иметь место ошибки двух видов:

Повторная экспертная оценка

Если возникает потребность в проведении повторной экспертизы, то стоит учесть некоторые моменты. Например, при повторной экспертизе решаются те же самыевопросы и исследуются те же самые объекты, что и при первичной, но уже другими экспертами. Оценка заключения повторной экспертизы проходит те же этапы, что и оценка первичной экспертной оценки.

Причем как само заключение, так и выводы повторной экспертизы не имеют абсолютно никаких преимуществ по отношению к первичной, несмотря на возможные расхождения как в применяемых методах, средствах, методиках, так и в полученных результатах и в сформулированных выводах.

И то, и другое заключения должны быть все также оценены с позиций относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Применимость метода экспертных оценок

Экспертные оценки применяются на любом этапе исследования: в определении цели и задачи самого исследования, в построении и проверке гипотез, при выявлении проблемных ситуаций, в ходе интерпретации какиех-либо процессов, событий или фактов, для обоснования адекватности используемого инструментария, в процессе выработки рекомендаций и т.д. Экспертные методы оценки применяют в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов.

Мы коротко рассмотрели экспертная оценка, ее этапы, методы и виды, а также ошибки

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Методы экспертных оценок

Koncepciya subektivnoy ekspertnoy ocenki 2

Министерство образования и науки России

Марийский Государственный технический университет

Кафедра контроля и производства радиоаппаратуры

Источник

Субъективная оценка как компонент коннотации диминутивных дериватов в русском и немецком языке

e98a13d1ede30d3431c790f6ab51fc5d

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Статья просмотрена: 755 раз

Библиографическое описание:

Канашина, Н. Н. Субъективная оценка как компонент коннотации диминутивных дериватов в русском и немецком языке / Н. Н. Канашина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/24/831/ (дата обращения: 30.12.2021).

Отражение действительности и создание физической картины мира в сознании человека происходит в процессе его познания. Однако при этом человек не только накапливает объективно-логические знания, но и формирует свое отношение к ним. То есть параллельно с формированием объективной картины мира происходит создание определенной системы ценностей, основанной на оценке действительности. Таким образом, оценка как экстралингвистическое явление представляет собой мыслительный акт, в котором субъект устанавливает свое отношение к объекту. Такой подход к проблеме оценки наблюдается в работах Г.В. Колшанского, где он определяет оценочный момент как «не что иное, как произведенная операция над предметом высказывания» [6, с. 121]. Иными словами, ученым признается оценочность любого познавательного (мыслительного) акта.

В отличие от «оценки», «оценочность» является сугубо лингвистическим понятием. Резюмируя мнения языковедов, Е.А. Чернявская в своем диссертационном исследовании определяет оценочность как «компонент в семантической структуре языковой единицы, оценку, выраженную средствами языка, или заложенную в семантике единицы информация о положительной или отрицательной характеристике объекта, об одобрительном/неодобрительном отношении к объекту» [7, с. 14]. Итак, оценочность является способом сознательного выражения ценностного отношения человека к действительности средствами языка. Однако следует заметить, что оценка способна выражать более широкий спектр отношений субъекта к объекту действительности, чем простое соотношение с одобрительностью или неодобрительностью. Е.М. Фольф говорит в своей монографии, что «оценка может даваться по самым разным признакам (истинность/ложность и т.д.). Однако основная сфера значений, которые обычно относят к оценочным, связана с признаком хорошо/плохо» [3, с. 12]. Разделяя оценки на общие и частные, Н.Д. Арутюнова также выделяет несколько категорий частных оценок, которые образуют три группы:

– сенсорные оценки, то есть оценки связанные с ощущениями, чувственным опытом – физическим и психическим;

– сублимированные оценки, к ним относятся эстетические и этические оценки;

– рационалистические оценки, связанные с практической деятельностью, практическими интересами и повседневным опытом человека [1, с. 181].

Логически оценка включает следующие основные структурные элементы: объект, подвергаемый сравнению; объект, с которым производится сравнение; основание сравнения – общее свойство, относительно которого производится оценка, ее критерий; субъект оценки, т.е. индивид, часть социума, с точки зрения которого дается оценка [5, с. 10]. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что диминутивность, по своей сути, вдвойне оценочна. Во-первых, это рациональная размерно-количественная (квантитативная) оценка, то есть собственная уменьшительность. И, во-вторых, это субъективная оценка по шкале «хорошо – плохо». Необходимо сразу же сделать оговорку о том, что количественных оценок в логике не существует, так как они не выражают ценностных отношений. Но в работе «Основание логики оценок» А.А. Ивин называет их «оценками в более широком смысле, в смысле сопоставления нескольких предметов между собой в определенном отношении или сопоставлении некоторого предмета с избранным образцом» [10, с. 25].

Оценочный компонент, однако, не всегда легко выделить семантической структуре языковой единицы, так как на оценочность могут наслаиваться такие языковые явления как эмоциональность и экспрессивность. Связь данных категорий носит онтологический характер, так как оценка практически всегда вызывает эмоции и может проявляться через них. С другой стороны, оценочной высказывание, в большинстве случаев, обладает особым воздействием на адресата. Поэтому в семантическую структуру многих языковых единиц, в том числе и диминутивов, могут входить наряду с оценочным компонентом также и эмоциональный и экспрессивный компонент. Тем не менее, следует различать данные явления. Е.А. Чернявская определяет основное различие эмоционального, оценочного и экспрессивного суждения в том, что в оценочном сообщении содержится информация о ценностной значимости какого-то объекта для говорящего, в то время как экспрессивное сообщение, прежде всего, нацелено на воздействие на реципиента, эмоциональная же сема выражает конкретное чувство, вызванное у говорящего денотатом [7, с. 27]. Вопрос о соотношении эмоциональности и оценочности остается в лингвистике открытым. Мы придерживаемся разделения данных явлений, потому как оценка и эмоции могут существовать отдельно друг от друга. Так рациональная оценка может и не предполагать эмоций, а эмоции могут выражаться средствами, как, например, эмфаза, междометия, интонация, не передающими оценочного суждения. Однако, несмотря на принципиальную разницу эмотивного, экспрессивного и оценочного компонентов семантики, не следует забывать, что зачастую слово в речи может обладать и эмотивностью, и экспрессивностью и оценочностью, как например, практически любая диминутивная номинация. При этом разделение всех вышеназванных компонентов будет носить исключительно формальных характер, потому как данная номинация особым образом воздействует на адресата, выражает эмоции говорящего и содержит его оценочное суждение.

Анализ функционирования диминутивов в речи позволяет нам сделать вывод о том, что оценочность и эмоциональность присуща большинству диминутивных номинаций. Непосредственную связь диминутивности с субъективной оценкой признается многими лингвистами, как Я. Гримом, Р. Тилем, А.А. Потебней, А.А. Шахматовым, В.И Шаховским и др. В.В. Виноградов признавал уменьшительные суффиксы исключительно формами субъективной оценки [2, с. 103].

Однако, как показывает практика, данная маркировка не может считаться универсальной, потому как истинная оценочность слова может проявиться лишь в контексте (узком или широком), при этом контекст может варьировать оценочность одной и той же лексемы от положительной до противоположно отрицательной. На следующих примерах мы можем рассмотреть, как диминутивные дериваты, образованные от неодушевленных имен существительных, могут выражать противополжную оценку в зависимости от окружающего контекста:

Куцую шпаженку почтительно обернул шелком и положил на шифоньер… [11, с. 116] (В целом, небольшая шпага отмечена как неприметная и малозначительная).

Наряду с этим, подобные обращения могут свидетельствовать о фамильярности, неодобрительном отношении к ситуации или адресату, как это происходит, например, в следующих случаях:

То, как контекст влияет на оценочную семантику диминутива, можно проследить в следующем примере:

“ Schatzi ”, sagte Christine, als sie kam. Sie beiden nannten sich immer Schatzi, Hasi, Mausi [16, S. 86].

В последнем предложении проскальзывает явная отрицательная оценка автора по отношению к ситуации формального обращения между возлюбленными.

В русском языке диминутивные дериваты, образованные от одушевленных имен существительных, также могут служить средствами выражения негативной оценки, вызванной незрелостью, несамостоятельностью, малозначительностью, жалостью называемого лица. Например,

Однако, как правило, диминутив в русском языке употребляется для сглаживания негативного подконтекста ситуации, то есть мы можем отметить превалирование мелиоративной окраски диминутивов над пейоративной, сравним: дурачок (дурак), дурочка (дура), дурашка, глупышка. Сглаживание негативной ситуации происходит и в следующем примере. Игрок российской сборной по футболу А. Аршавин заявил в своем выступлении: « Свой сезон я оцениваю на троечку». Несомненно, все его высказывание свидетельствует об отрицательной оценке своей игре. Но диминутивом «троечка» игрок, как бы оправдываясь, сглаживает ситуацию и пытается подчеркнуть то, что в целом его игру была удовлетворительной.

Исходя из анализа лексического материала, мы можем сделать вывод о том, что субъективная оценка, в большинстве случаев, является постоянным компонентом коннотации диминутивных дериватов в русском и немецком языке, определяющим фактором которой выступает контекстная ситуация.

Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. – 896 с.

Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове : учеб. пособие для вузов / В.В. Виноградов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1986. – 640 с.

Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. – М.: Наука, 1985. – 256 с.

Ивин, A.A. Основания логики оценок / А.А. Ивин. – М.: Из-во МГУ, 1970. – 230 с.

Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. Серия «Лингвистическое наследие ХХ века» / Г.В. Колшанский. – Изд. 2-е. – М.: Наука, 2005. – 232 с.

Thil, R. Die Diminuierung im Deutschen / R. Thil // Sprachpflege. – 1978. № 6. – S. 116-117.

Акунин, Б. Левиафан: Роман. – М.: Захаров, 2008. – 304 с.

Акунин, Б. Особые поручения: Роман. – М.: Захаров, 2008. – 350 с.

Hauptmann G. Suche impotenten Mann für Leben: Roman. – München: Piper Verlag, 1995 – S. 331.

Hornby, N. About a boy: Roman. – München: Dörmerische Verlagsanstalt, 2003 – 536 S.

Lebert B. der Vogel ist ein Rabe: Novelle. – Köln: Verlag Kiepenheuer und Witsch, 2003 – 124 S.

Schmidt E. Monsieur Ibrahim und die Blumen des Koran: Roman. – Frankfurt-am-Main : Fischer Taschenbuch Verlag, 2004 – 316 S.

Похожие статьи

Способы выражения оценки в современном немецком языке

оценка, субъективная оценка, немецкий язык, отношение, семантическая структура, русский язык, оценочный компонент, мелиоративная окраска, негативная оценка, неодобрительное отношение.

Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов.

оценка, субъективная оценка, немецкий язык, отношение, семантическая структура, русский язык, оценочный компонент, мелиоративная окраска, негативная оценка, неодобрительное отношение.

Связь оценки с другими категориями языка | Статья в сборнике.

оценка, субъективная модальность, категория оценки, категория эмоциональности, экспрессивность, явление, оценочное высказывание, оценочный компонент, эмоциональная оценка, друг друга.

Оценка как языковой концепт | Статья в сборнике международной.

Оценка – категория логико-семантическая.

Оценочная шкала располагается в диапазоне между знаками оценки (+) и (-). Оценочные стереотипы обладают стандартными наборами

Оценочная мотивировка находится за пределами языка в традиционном его понимании[7, с. 36].

Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний.

оценка, немецкий язык, положительная оценка, объективная модальность, оценочное значение, общая оценка, содержание высказывания, субъект оценки, субъективная модальность, ценностное отношение.

Структурносемантический и прагматический аспекты категории.

оценка, субъективная оценка, немецкий язык, отношение, семантическая структура, русский язык, оценочный компонент.

Субъективная оценка как компонент коннотации диминутивных. В русском языке диминутивные дериваты, образованные от одушевленных.

Лексико-семантический портрет понятия «оценка» в английском.

Основные термины (генерируются автоматически): Русский язык, оценка, норма, лексема

Оценка – категория логико-семантическая. Она всегда связана с мнением говорящего.

4. Яхина А. М. Оценочность как компонент значения фразеологических единиц в русском.

Особенности коннотативного компонента значения лексических.

Таким образом, оценочный компонент значения лексической единицы — это одобрительная или неодобрительная оценка, заключенная в значении слова.

Субъективная оценка как компонент коннотации диминутивных.

Психолингвистические стратегии диффамации в современной.

Для первой (эксплицитной) характерно употребление номинаций с негативной окраской, оценочных эпитетов с отрицательным компонентом значения, ярлыков, метафор с негативной оценкой. Для второй (имплицитной) используются средства.

Похожие статьи

Способы выражения оценки в современном немецком языке

оценка, субъективная оценка, немецкий язык, отношение, семантическая структура, русский язык, оценочный компонент, мелиоративная окраска, негативная оценка, неодобрительное отношение.

Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов.

оценка, субъективная оценка, немецкий язык, отношение, семантическая структура, русский язык, оценочный компонент, мелиоративная окраска, негативная оценка, неодобрительное отношение.

Связь оценки с другими категориями языка | Статья в сборнике.

оценка, субъективная модальность, категория оценки, категория эмоциональности, экспрессивность, явление, оценочное высказывание, оценочный компонент, эмоциональная оценка, друг друга.

Оценка как языковой концепт | Статья в сборнике международной.

Оценка – категория логико-семантическая.

Оценочная шкала располагается в диапазоне между знаками оценки (+) и (-). Оценочные стереотипы обладают стандартными наборами

Оценочная мотивировка находится за пределами языка в традиционном его понимании[7, с. 36].

Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний.

оценка, немецкий язык, положительная оценка, объективная модальность, оценочное значение, общая оценка, содержание высказывания, субъект оценки, субъективная модальность, ценностное отношение.

Структурносемантический и прагматический аспекты категории.

оценка, субъективная оценка, немецкий язык, отношение, семантическая структура, русский язык, оценочный компонент.

Субъективная оценка как компонент коннотации диминутивных. В русском языке диминутивные дериваты, образованные от одушевленных.

Лексико-семантический портрет понятия «оценка» в английском.

Основные термины (генерируются автоматически): Русский язык, оценка, норма, лексема

Оценка – категория логико-семантическая. Она всегда связана с мнением говорящего.

4. Яхина А. М. Оценочность как компонент значения фразеологических единиц в русском.

Особенности коннотативного компонента значения лексических.

Таким образом, оценочный компонент значения лексической единицы — это одобрительная или неодобрительная оценка, заключенная в значении слова.

Субъективная оценка как компонент коннотации диминутивных.

Психолингвистические стратегии диффамации в современной.

Для первой (эксплицитной) характерно употребление номинаций с негативной окраской, оценочных эпитетов с отрицательным компонентом значения, ярлыков, метафор с негативной оценкой. Для второй (имплицитной) используются средства.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector