Что такое субъективное отражение

Содержание
  1. Психическое отражение
  2. Уровни психического отражения
  3. Формы психического отражения
  4. Саморегуляция
  5. Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое?
  6. Понятие реальности и её видов
  7. Субъективное отражение реальности
  8. Каков механизм восприятия сознанием реальности?
  9. Сознание – зеркало
  10. LiveInternetLiveInternet
  11. —Рубрики
  12. —Музыка
  13. —Поиск по дневнику
  14. —Подписка по e-mail
  15. —Постоянные читатели
  16. —Сообщества
  17. —Статистика
  18. Субъективное отражение объективной реальности
  19. Понятия «объективного мира» и «субъективного образа» — Смысл утверждения «материя первична»
  20. Смысл утверждения «материя первична»
  21. Сознание как свойство материи
  22. Идеальность
  23. Творческое мышление
  24. Идеальное как свойство психических образов
  25. Понимание природы сознания
  26. Теория психофизического параллелизма
  27. Современный материализм
  28. Рефлекс
  29. Реальность
  30. Идеальное как субъективного отражения объективной реальности

Психическое отражение

9

Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.

Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».

Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:

Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.

Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:

Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.

Уровни психического отражения

Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:

Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.

Формы психического отражения

Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.

Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем саморегуляцию, с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.

Саморегуляция

Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.

Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:

Если человек обладает развитой силой воли, он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:

Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:

Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.

Источник

Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое?

subektivnost vospriyatiyaВ психологии есть такое понятие — субъективность чувствоенного отражения реальности. Давайте разберемся, о чем речь. Но для того чтобы понять, что означает субъективное чувственное отражение реальности, необходимо ввести определение реальности в целом. Этот термин имеет множество значений.

Понятие реальности и её видов

Так, реальность представляет собой:

В связи с тем, что человек – это сознательное существо, которое воспринимает существующий мир через призму собственных ощущений, реальность подразделяется на объективную и субъективную. Объективная реальность есть вся совокупность предметов и явлений окружающего мира, существующая вне сознания человека. Иными словами, это все то, что существует независимо от нас и в независящем от нас проявлении.

Субъективное отражение реальности

Субъективность в целом означает выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания.

Субъективная же реальность – это совокупность предметов и явлений окружающего мира, которая существует в сознании человека. Все, что мы видим, слышим, ощущаем из окружающей нас среды, воспринимается нами сугубо индивидуально, сквозь призму наших органов чувств и результат этого взаимодействия с миром у каждого человека исключительно свой.

Бесчисленное множество предметов и явлений действительности ежеминутно воздействуют его органы чувств человека и отражаются его мозгом в виде:

Это приводят к совершению человеком тех или иных действий в виде некой реакции. Это отражение действительности нашим мозгом посредством всевозможных психических явлений составляет субъективный мир человека, который представляет собой образ объективного мира, существующего вовне и автономно от нашего сознания.

Сознание есть отражение различных сфер объективной реальности, в большей своей части оно характерно живой природе, однако, высочайший уровень развития и организации сознания принадлежит человеку.

Человеческое сознание представляет собой высшую форму отражения. Пропуская окружающую действительность через собственную призму восприятия, сознание отражает её через понимание полученного опыта. Формируя различные идеи и концепции, сознание трансформирует реальность человека путём превращения материи в идею. Затем сознание воплощает эту идею в новых видах материи, которые порождают, в свою очередь, новые идеи. Процесс этой трансформации бесконечен, так как сознание отражает то, что самопроизвольно создаёт.

obrazy vosprinyatogo obektaМежду материей и сознанием не существует чёткой границы, и то и другое является разными состояниями единой субстанции. Процесс преобразования материи в сознании и наоборот можно сравнить с процессом превращения льда в воду при нагревании, а воды – в пар. Также и сознание, уплотняясь, преобразуется в вещество, а утончаясь – в дух.

Перейдя на более высокий уровень организации, материя способна обрести новое качество – вид и свойства энергии, но суть у них идентична, одно неотделимо от другого. Следует отметить, что именно тело человека, являясь одной из сложнейших форм организации материи, представляет собой очень яркий пример трансформации материи в сознание, а сознания – в материю, через процесс их взаимного отражения.

Каков механизм восприятия сознанием реальности?

Между сознанием и телом существует неразрывная связь, а человеческий мозг, являясь неотделимой частью тела, – это не что иное, как физиологический инструмент для того, чтобы каждый из нас воспринимал, анализировал и трансформировал объективно существующую реальность. Говоря на языке биологии, эта система восприятия мозгом человека окружающего мира состоит предположительно из 100 миллиардов нейронов.

Иными словами, различные сведения из объективной реальности через каналы восприятия проходят через анализаторы и преобразуются в сигналы. Затем возникают соответствующие зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые стимулы, порождающие различные биологические процессы в теле и реакции на такие процессы.

Например, механизм сознания под названием «Стимул – Реакция» представляет собой vospriyatie realnostiработу нейронов мозга, при синхронном взаимодействии разных отделов мозга, в процессе которой создаётся настолько сильное электрическое напряжение нейронов, что достигая максимума своего заряда, они разряжаются и передают электрохимический сигнал в другие клетки. Этот сигнал и приводит в исполнение первоначальный импульс, полученный мозгом человека.

Если тот или иной стимул повторяется довольно часто, связь между нейронами укрепляется, и, наоборот, ослабевает, когда его повторение редко. Этот процесс именуется нейропластичностью. Частотность повторения конкретного стимула приводит к тому, что между группами нейронов формируются устойчивые соединения, именуемые своеобразными шаблонами мышления (то есть некими автоматическими реакциями как ответная реакция на подобные стимулы). В результате этого процесса наш мозг стремится распознать очередной стимул на очень примитивном уровне и подбирает к нему подходящую реакцию, что приводит к полной потере человеком осознанности и абстрактности мышления.

Сознание – зеркало

Однако существует иной, более тонкий и совершенный механизм сознания, обнаруженный итальянскими учёными. На основании исследований в этой сфере, они сделали вывод о наличии особой группы нервных клеток, находящихся в лобной и теменной долях головного мозга, именуемых зеркальными нейронами. Эти нейроны начинают работать ещё до того момента, когда срабатывает механизм «Стимул – Реакция».

Зеркальные нейроны создают реакцию напрямую от чувственной стимуляции, нервный импульс передаётся ещё при виде выполняемого действия также, как если бы это действие уже выполнялось наблюдающим субъектом. Таким образом, наблюдение за действием уже формирует в нашем мозге моторный план его выполнения через активацию нейронов, передачу ими электрического заряда именно по той линии, которая соответствует прямому осуществлению этого действия. С помощью зеркальных нейронов восприятие и действие образует единый мозговой процесс, целиком воспроизводящий воспринятое на уровне нейронов.

svoistva vospriyatiyaСознание – есть не что иное, как отражение объективной реальности, и оно происходит с помощью зеркальных нейронов. Такие нейроны имеют важнейшую функцию – идеомоторную, суть которой сводится к тому, что исходным причинным фактором, приводящим их в действие, является не чувственное раздражение, не стимул, а мотивация, то есть – намерение.

Нейронное зеркальное воспроизведение возникает не от самого действия, а от образа того, что должно быть посредством его достигнуто. Если этому образу не противоречит какая-либо идея из уже существующих убеждений, образовавшихся до его возникновения, образ, сообразный намерению, способен инициировать само действие.

Через зеркальные нейроны мы можем почувствовать переживания другого человека на уровне своих эмоций. Это происходит потому, что при виде человека, выражающего какие-либо эмоции, зеркальные нейроны имеют свойство разряжаться, а наше распознание состояния другого человека активизируется. Этот процесс распознавания называется эмпатия – способность сопереживать и чувствовать других так же, как себя.

Пожалуй, самым уникальным свойством зеркальных нейронов является отсутствие реакции на восприятие стимула и их разрядки, этот процесс полностью относится к внутренней активности мозга, что положено в основу осознавания.

Суть зеркальных нейронов проявляется в информационном считывании, которое даёт возможность через имитацию активности нейронов определять и выводить полученную информацию на уровень сознания ещё до момента срабатывания рефлекса в качестве отражения. Это позволяет нам проводить самоанализ, что обусловлено активацией мозговых областей саморегуляции, учиться контролировать собственные мысли, своё поведение и чувства. Отсюда мы можем наблюдать рост нашей эмоциональной стабильности.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Субъективное отражение объективной реальности

Субъективное отражение объективной реальности

131282397 reflection kopiya

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания.

Сознание – это отражение объективной реальности в ее различных проявлениях, в значительной степени оно присуще живой природе, но самый высокий уровень развития и организации сознания имеет человек.

Человеческое сознание это высшая форма отражения, пропуская через себя материальную действительность, сознание отражает ее через осмысление полученного опыта. Создавая идеи и концепции, сознание видоизменяет реальность, преобразуя материю в идею, сознание воплощает ее в новых видах материи, которые рождают новые идеи, и этот процесс бесконечен, сознание отражает то, что само создает.

Между материей и сознанием нет, и не может быть четкой границы, это не более чем разные состояния единой субстанции. Подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода – в пар, так и сознание, сгущаясь, становится веществом, а утончаясь – духом.

На более высоком уровне организации, материя переходит в другое качество, обретая вид и свойства энергии, но по своей сути, они тождественны, одно неотделимо от другого. Человеческое тело, как одна из самых сложных форм организации материи, выступает очень наглядным примером преобразования материи в сознание, а сознания в материю в процессе их взаимного отражения.

Механизмы сознания.
Сознание неразрывно связано с телом, а его материальным инструментом для восприятия, отражения и трансформации реальности является человеческий мозг. Это сеть, состоящая из примерно 100 миллиардов нейронов. Сенсорная система органов чувств постоянно собирает информацию об условиях внешней среды и передает ее для обработки в соответствующие отделы головного мозга.

В общем виде процесс информационного обмена с окружающим миром можно описать следующим образом: информация через каналы восприятия поступает к анализаторам, после преобразования сигналов, возникают соответствующие зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые стимулы, вызывая различные биохимические процессы в теле и ответные реакции на них.

Синхронная работа разных отделов мозга происходит посредством передачи электрических импульсов, каждый нейрон обладает электрическим зарядом, когда напряжение достигает определенного уровня, нейрон разряжается и, передавая по цепочке электрохимический сигнал в другие клетки, приводит его в исполнение, этот механизм называется «Стимул – Реакция».

В зависимости от частоты повторения стимула, связи между нейронами могут укрепляться, либо ослабевать, это называется нейропластичностью, чем сильнее стимул, тем быстрее происходит ответная реакция на него, часто повторяющиеся ситуации формируют устойчивые соединения между группами нейронов. Устойчивые нейрохимические связи группируются в паттерны мышления, своеобразные шаблоны передачи нервного импульса между нейронами, которые выражаются в автоматических, стереотипных реакциях в ответ на похожие стимулы. В результате этого работа нашего мозга сводится к простому распознаванию стимула, для того чтобы подобрать соответствующую ему реакцию, этот режим автоматического реагирования характеризуется полным отсутствием осознанности.

Тонкий механизм.
Но существует другой механизм, более тонкий и совершенный, итальянские ученые обнаружили наличие особой группы нервных клеток, расположенных в лобной и теменной долях головного мозга, так называемых зеркальных нейронов. Они работают по совершенно другому механизму, который происходит еще до того, как срабатывает механизм «Стимул-Реакция».

Реакция зеркальных нейронов происходит непосредственно во время сенсорной стимуляции, передача нервного импульса и разрядка нейрона, начинается еще при виде выполняемого действия, так же, как если бы оно на самом деле выполнялось в этот момент. Пока мы просто смотрим на какое-то действие, в нашем мозге формируется моторный план его выполнения, нейроны активизируются и передают электрический заряд по траектории, соответствующей непосредственному выполнению этого действия. Зеркальные нейроны объединяют восприятие и действие в единый мозговой процесс, полностью имитирующий увиденное на нейронном уровне.

Декодер намерения.
Мозговые клетки, которые активируются при реализации наших собственных намерений, активируются и в том случае, когда мы распознаем намерения, соотносимые с действиями других людей, начальным действием активируется цепь зеркальных нейронов, в результате чего эти клетки симулируют целую последовательность действий, связанную с конечным результатом. Эта группа зеркальных нейронов получила название «логически связующие», они не просто кодируют действия, а соотносят их логически с предшествующими ему событиями.

Например, если мы смотрим на человека, берущего в руку чашку, наши зеркальные нейроны кодируют его последующие действия, в зависимости от окружающей обстановки. То есть, если мы смотрим на человека, который берет чашку в начале завтрака, то вероятнее всего, он делает это для того, чтобы выпить, то, что в ней находится. В этот момент между нашими нейронами пройдет цепочка нервных импульсов, соответствующая процессу глотания жидкости и возможно нам тоже захочется чего-то выпить. Если же мы увидим, как человек берет чашку в конце завтрака, то логически это соотносится с намерением убрать ее со стола или вымыть и подобные действия будут сымитированы на уровне нашей собственной нейронной активности. То есть мы проделаем это же действие в своем уме, на уровне сознания мы с абсолютной точностью отзеркалим то, что увидели.

Базовое свойство зеркальных нейронов, срабатывать и при действии и при его наблюдении, говорит о том, что они участвуют в очень точном распознавании поведения других людей. Причем характер выполняемого действия не имеет значения, важна его цель, то есть намерение, на которое собственно и срабатывают зеркальные нейроны. Через отражение тонкого внутреннего состояния других людей, мы имитируем эти состояния на нейронном уровне у себя в мозге, тем самым распознавая мотивацию, стоящую за действием.

Для нейронного зеркального воспроизведения необходимо не само действие, а образ того, что должно быть с его помощью достигнуто. Если с этим образом не вступает в конфликт любая противоречащая ему идея из системы убеждений личности, сформированных ранее, образ соответствующий намерению способен напрямую активизировать само действие.

Кроме того, зеркальные нейроны срабатывают во время нашего восприятия движений не только скелетных, но и мимических мышц. Наблюдая выражение лица других людей, происходит особая форма коммуникации, зеркальное нейронное копирование, которое очень быстро и точно передает невербальные сообщения о психоэмоциональном состоянии человека, с которым происходит контакт.

Но самое уникальное в работе зеркальных нейронов то, что после восприятия стимула и их разрядки не происходит реакции, этот процесс полностью является внутренней активностью мозга, и именно он лежит в основе осознавания.

Работа зеркальных нейронов выражается в информационном считывании, которое позволяет через имитацию нейронной активности распознать и вывести на сознательный уровень полученную информацию прежде, чем последует рефлекторное действие в ответ на нее. Это в свою очередь дает нам возможность самоанализа, самоанализ очень сильно влияет на то, как в дальнейшем поведет себя мозг. Когда мы осознаем то, что происходит, активизируются мозговые области саморегуляции, они позволяют нам четко контролировать собственные мысли, чувства и поведение, если вместо рефлекторного реагирования присутствует контроль, наша эмоциональная стабильность возрастает.

Источник

Понятия «объективного мира» и «субъективного образа» — Смысл утверждения «материя первична»

Одним из принципов диалектико-материалистической трактовки мира является утверждение примата объективной реальности и зависимости от нее субъективной реальности. В этом случае субъективная реальность рассматривается как отражение, воспроизведение того, что существует объективно, вне сознания. Формула «сознание есть субъективный образ объективного мира» призвана прояснить не только значение термина «объективный мир», но и терминов «субъективный» и «образ». В философии образ понимается как копия, дубликат, воспроизведение и тиражирование явления, которое выступает в качестве оригинала. Сознание, которое является образом мира, воспроизводит его, повторяет его только по содержанию, но не по форме или способу существования. В отличие от способа существования вещей, явлений (способ существования вещей — это, как мы уже говорили, их существование вне сознания; другими словами, вещи существуют объективно), существование образов субъективно. Существовать субъективно — значит существовать только в субъекте, точнее, в сознании людей. Наши восприятия, мысли, настроения существуют только в нашем сознании и нигде больше.

Образ субъективен в том смысле, что он отражает или показывает особенности существования субъекта (индивида, социальной группы, конкретного общества): его потребности, желания, намерения, цели. Это означает, что образы одного и того же явления, сформированные двумя разными субъектами, не будут совпадать, потому что эти субъекты смотрят на вещи «разными глазами», что приводит к тому, что «сытый голодного не разумеет». Изображение субъективно, потому что копия, воспроизводящая оригинал, всегда уступает ему, страдая от некоторой неполноты. Наконец, субъективность изображения проявляется в том, что изображающий его субъект может сознательно искажать изображение; в этом случае изображение страдает от субъективизма — от сознательного искажения реальности.

Недостаточно сказать, что сознание — это нечто подчиненное материи. Необходимо показать, какая связь существует между сознанием и материей. Во-первых, проблема их соотношения является центральной проблемой философии, которая проходит через всю ее историю. Во-вторых, решение этой проблемы (также называемой психофизиологической проблемой) и сегодня очень далеко от завершения.

image 91527

lfirmal 3

Смысл утверждения «материя первична»

Поскольку мы считаем вопрос о соотношении сознания и материи главным вопросом философии, мы придерживаемся здесь того мнения, что мир, вещи, материя рассматриваются как первичные, а сознание, субъективные образы — как вторичные, зависимые от вещей. Три обстоятельства иллюстрируют смысл утверждения «материя первична».

Во-первых, материя, мир существует вечно, никогда не возникает, а сознание возникает как свойство определенных вещей при определенных условиях;

Во-вторых, вещи, обладающие сознанием как свойством, являются результатом эволюции вещей, не обладающих этим свойством;

В-третьих, вещь первична по отношению к сознанию (своему образу), так же как оригинал первичен по отношению к своей копии.

Отношения между материей и сознанием характеризуются как единство тождества и различия: они различны и в то же время тождественны. Разница между ними заключается, во-первых, в том, что материя может существовать независимо от сознания, а сознание не может существовать независимо от материи. Материя, обладающая бесчисленными свойствами, имеет в качестве одного из них свойство сознания. Эти свойства не существуют без их носителей; носители вполне могут не обладать некоторыми свойствами (есть, однако, свойства, без которых вещь не существует; они называются атрибутами. Атрибуты вещей — это такие свойства, как движение, существование в пространстве и времени, нахождение во всеобщем контексте вещей и т.д. Отражение также является атрибутом вещей, а сознание — лишь частный случай (форма) отражения). Между сознанием (образ) и материей (вещь) одно и то же — они более или менее совпадают по содержанию, что является условием существования сознания-сущности среди явлений действительности.

Сознание как свойство материи

Можно задать вопрос: «Сознание как свойство материи материально или нет?». В конце концов, в истории философии были высказывания о том, что сознание по своей природе не отличается от таких явлений, как желудочный сок, вырабатываемый в желудке, то есть является чисто материальным продуктом деятельности мозга. Так считали, например, некоторые материалисты XIX века (так называемые «вульгарные материалисты» Бюхнер, Фогт, Молешотт). С другой стороны, приверженцы идеалистической философии утверждают, что сознание, разум — это сущность, совершенно независимая от материи, вещей, которая действует по отношению к материи как своей первооснове. Материализм всегда считал материю первоосновой мира (субстанцией), а сознание — лишь одним из бесчисленных свойств материи.

Однозначный ответ типа «сознание материально» или «сознание не материально» не может быть дан в принципе. В некоторых отношениях сознание материально, в некоторых — не материально. В конце концов, сознание — это субъективное отражение объективного мира: нематериальное отражение материального мира.

Сознание, таким образом, является свойством определенной группы вещей; этой группой вещей являются люди — социальные существа. Сознание, как их свойство, в свою очередь функционирует как феномен, обладающий рядом свойств. Идеальность рассматривается как одно из свойств ментальных образов. Первое свойство ментальных образов — их отражательная природа; второе свойство — они невидимы, неосязаемы и недоступны для чувственного восприятия. Хирург не видит ни мыслей, ни ощущений в коре головного мозга, а только серое вещество, то есть перед ним анатомические структуры и физиологические процессы. При этом он теряет из виду, так сказать, психическое (как если бы, не зная иностранного языка, мы слышали только звук произнесенного слова; его смысл остается для нас недоступным). Невозможность чувственного восприятия мысленного образа объясняется его идеальностью.

Идеальность

Идеальное — в отличие от объективно-реального — это то, что существует не как вещь среди других вещей, а только в восприятии, в представлении, в воображении, в мысли. В этом смысле идеальное принципиально отличается от материального и противостоит ему. «Ничто не может быть более убедительным, чем тот факт, что если я просто думаю или представляю себе что-то, оно не становится тем самым реальным: ничто не может быть более ясным, чем мысль о том, что идея или даже понятие недостаточны, чтобы придать бытие своему содержанию» (Гегель). Кант выразился еще яснее: тридцать талеров в моей голове — это не то же самое, что тридцать талеров в моем кармане.

Материальное имеет абсолютно самостоятельное бытие (т.е. независимое от сознания); бытие идеального имеет лишь относительно самостоятельный характер («относительный» здесь означает прежде всего то, что нечто, оформленное в идеальную форму, существует не само по себе, а в тесной связи и зависимости от объекта и субъекта отражения).

(Терминологическое пояснение: термин «идеал» имеет и другие значения. Оно используется как характеристика совершенного, соответствующего идеалу, того, что находится на своем уровне вне конкуренции с другими подобными вещами. Также используется для обозначения результата идеализации (создания так называемого абстрактного объекта, например, твердого тела, черного тела, математической точки и т.д.).

Идеальное — это свойство психического отражения материального. Поскольку не всякое отражение является психическим, идеал не характеризует все отражения или даже все психики. Зеркальная поверхность отражает лучи света. Все эти физические или химические формы отражения, однако, не содержат ничего идеального: они не являются субъективными образами, поскольку в таких случаях объект отражается не в субъекте, а в другом объекте. Не являются идеальными и такие психические качества человека, как характер, темперамент и т.д. Идеальное — это предметное содержание тех нейрофизиологических процессов мозга, которые порождают образы, представляющие субъекту данный объект и позволяющие свободно оперировать ими.

Творческое мышление

Благодаря свободно воспроизводимым образам сознание (или человек с помощью своего сознания) может свободно перемещаться вперед и назад из точки настоящего с помощью силы воображения. Отсюда творческое мышление с его конструктивными решениями новых проблем и созданием сложных схем, уход в царство нереального, мир мечты и фантазии, отсюда сказочные, идеалистические и религиозные фантазии. Но все это возможно потому, что человек может отделить идеальные образы от себя, овеществить их и иметь с ними дело как с внешними объектами, обращенными к нему, особенно в форме символов (о символах и их роли в сознании мы будем подробно говорить, когда перейдем к вопросу о связи сознания с языком).

В более чем двух с половиной тысячелетней истории философии существует множество концепций идеала, но все они тяготеют к двум полюсам: Идеализм и материализм. Идеализм трактует идеальное как субстанцию, стоящую выше материального мира. Это означает, что, по мнению идеалистов, сознание и его свойство, идеальное, не может быть выведено из материи или объяснено в терминах материи. Идеальное предстает там либо как непосредственно данное индивидуальному сознанию (субъективный идеализм), либо как исходная сущность особого царства чистых идей (идеализм платоновского типа), либо как продукт деятельности мирового разума (идеализм гегелевского типа), либо как особого рода ценность и смысл (критический реализм и феноменология ХХ века); дуализм Декарта решает проблему идеального идеалистическим «способом»: Декарт объявил сознание одной из двух субстанций (хотя и вместе со второй субстанцией — материей). Старый, метафизический материализм понимал идеал как продукт пассивного созерцания. В диалектическом материализме понятие идеального возникло как результат и способ социально-исторической деятельности человека. В русской философии второй половины XX века существует несколько точек зрения на природу идеального; наиболее влиятельными являются две концепции, существенно отличающиеся друг от друга, но основанные на знаменитом положении Маркса: «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней…». Речь идет о позициях Д.И. Дубровского и Е.В. Ильенков.

Идеальное как свойство психических образов

Для Дубровского идеал — это исключительно субъективная реальность, которая возникает и существует только в сознании человека, это то, что не выходит за его пределы, но связано с внешними воздействиями, с внешним миром, с активной деятельностью человека как социального существа. «Категория идеального обозначает отражение и действие, свойственное человеческой психике в субъективном плане, в отличие от объективных действий, производящих изменения в материальных объектах; эта категория обозначает то качество нашей мозговой деятельности, благодаря которому содержание объекта дано непосредственно индивиду, динамическую модель объекта, свободную от всех реальных физических свойств объекта. Идеал — это информация, актуализированная мозгом для человека; это способность человека иметь информацию в чистом виде и работать с ней….. Понятие идеального выражает лишь одно специфическое свойство психических явлений. За пределами психического, идеал не существует…». Дубровский отличает идеальное как свойство психических образов от различных элементов культуры, в которых зафиксирована та информация, которая раньше «поступала» в мозг человека, та информация, с помощью которой человек создавал эти элементы культуры. Последние, по мнению Дубровского, в отличие от природных явлений (которые также хранят некоторую информацию, но не имеют отношения к идеальному), имеют только отношение к идеальному и при этом остаются исключительно материальными сущностями. Существовавший ранее идеал объективируется в них и там же исчезает. Эти явления станут одним из условий возникновения будущих идеальных образований.

С точки зрения Ильенкова, идеал существует не только в субъективной реальности. Это «мир коллективно декларируемых представлений, то есть весь социально организованный мир духовной культуры…». Идеал, таким образом, является особым видом объективной реальности, которая, однако, отличается от объективной реальности чувственно воспринимаемых вещей. Вторая особенность позиции Ильенкова заключается в том, что, называя определенный круг явлений идеальным, он считает недопустимым применять это понятие к каждому известному нам явлению. Это означает, что не все, что отражается сознанием, может быть подведено под категорию идеального. Идеальными являются, например, математические истины, логические категории, моральные требования, идеи правосознания. Идеальными являются книги, статуи, иконы, рисунки, золотые монеты, королевские короны, знамена, театральные зрелища. Под идеальным, настаивает Ильенков, материализм должен понимать «…отношение между двумя (как минимум) материальными объектами (вещами, событиями, процессами, состояниями), в рамках которого материальный объект, оставаясь самим собой, выступает как представитель другого объекта, точнее, всеобщей природы этого объекта», который следует рассматривать как социальную человеческую деятельность. Суть понимания Ильенковым категории идеального заключается в его положении о том, что идеальное существует только в единстве двух форм своего существования: 1) в форме деятельности и 2) в форме вещи, в постоянном процессе превращения одного в другое. Отделение одного от другого, отождествление идеального с одним из них (например, утверждение, что книга, монета, статуя идеальны сами по себе) приводит к исчезновению идеального: ни в книге как таковой, ни в мозгу писателя нет идеального. «Только во взаимном движении двух противоположных «метаморфоз», деятельности-формы и вещи-формы, в их диалектически противоречивом преобразовании, существует идеал».

Понимание природы сознания

Представленные выше две концепции идеального, существующие в современном материализме, различаются настолько, что первая (точка зрения Дубровского) допускает существование идеального не только в психике человека, но и в психике животных; точка зрения Ильенкова видит существование идеального только в деятельности социального человека.

Понимание природы сознания облегчается знакомством с так называемой психофизиологической проблемой.

Долгое время в науке преобладал дуалистический взгляд на сознание и мозг. Сознание рассматривалось как нечто выше физического, лежащее над мозгом, как туман над поверхностью земли. Для некоторых душа — это «артист, управляющий инструментом, то есть мозгом, но как артист может играть только при наличии инструмента, так и душа может действовать на тело только при наличии мозга».

Теория психофизического параллелизма

И хотя кора головного мозга — это область, где «встречаются мозг и душа», духовное, как считали сторонники такого взгляда, не возникает из материального; оно изначальное и только пробуждается. Считалось, что между материей и сознанием существует пропасть, которую невозможно пересечь (то есть, якобы существование и функционирование сознания не может быть удовлетворительно объяснено с материалистической точки зрения). Вот два примера аргументации на эту тему:

Теория психофизического параллелизма утверждает радикальный дуализм психического и физиологического. Он видит четкое соответствие между этими процессами: течение одного из них всегда так или иначе сопровождается другими. Согласно этой концепции, физиологические процессы в организме, включая внешнее поведение, образуют последовательный ряд материальных процессов, каждый из которых определяется исключительно физиологическими причинами. Этот процесс протекает по тем же физическим и химическим законам, что и в тщательно сконструированной машине. «… Если бы мы прекрасно знали нервную систему Шекспира и абсолютно все условия его окружения, мы могли бы показать, почему его рука в определенный период его жизни неразборчиво нацарапала черными буквами определенное количество листов, которые мы для краткости называем рукописью «Гамлета». Мы могли бы объяснить причину каждого промаха и изменения: Мы бы поняли все это, не предполагая никакого сознания в голове Шекспира. Таким образом, мы будем рассматривать слова и фразы не как знаки известных идей, а просто как чисто внешние факты. Таким же образом… Мы могли бы написать самую подробную биографию этой 200-фунтовой тепловатой массы организованной материи под названием Мартин Лютер, не утверждая, что он когда-либо что-то чувствовал. Но, с другой стороны, ничто не помешает нам дать столь же подробный отчет об умственной жизни Лютера или Шекспира, отчет, в котором найдется место каждому проблеску их мыслей и чувств. Тогда психическая жизнь человека будет казаться нам протекающей бок о бок с физической жизнью, и каждый момент одной будет соответствовать определенному моменту другой, но не будет никакого взаимодействия между одной и другой. Как мелодия, льющаяся со струн арфы, не замедляет и не ускоряет колебания последней, так и тень пешехода сопровождает его, не влияя на скорость его шагов» (У. Джеймс).

Теория психофизического взаимодействия пытается учесть влияние физиологических процессов на формирование психики и наоборот, но в этой концепции сфера психики представляется загадочной, она относится к тайнам природы, которые всегда останутся неразрешимыми для человеческого разума. По поводу того, что некоторые нервные процессы сопровождаются субъективными процессами, Э. Шредингер утверждал, что «природа этого параллелизма находится вне области естественных наук и, весьма вероятно, вне всякого человеческого понимания».

Теоретическая мысль, однако, не оставила попыток понять реальную связь между физиологическим и психическим. Эти попытки привели к появлению ряда мнений относительно природы этой связи:

Современный материализм

Ряд естествоиспытателей, как видно из приведенного списка, рассматривают физиологические процессы как причину и сущность психического. Они считают, что изучение сознания может быть исчерпано анализом физиологической стороны проблемы. В истории науки неоднократно предпринимались попытки полностью устранить категорию идеального. Если идея неотделима от мыслящей материи и является ее «продуктом», то, возможно, она является лишь разновидностью материи? Так утверждали «вульгарные материалисты», склонные видеть в психике лишь физиологический механизм. Они серьезно пытались искать внутреннюю связь между составом пищи и духовной жизнью человека. Человек, сказал Дж. Молешотт, «есть то, что он ест». Мозг, утверждал П. Кабанис, в некотором смысле переваривает впечатления и «органически выделяет мысли». Каждый естествоиспытатель, считал К. Фогт, должен прийти к выводу, что «все способности, известные под названием умственной деятельности, являются лишь функциями мозга, или, грубо говоря, что мысль находится почти в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени». Одной из разновидностей «вульгарного материализма» является взгляд на психическое как на особо тонкую энергию, плавающую во Вселенной (К. Штумпф). Более того, некоторые считали, что вся энергия имеет психическую природу. «Психический мир с его субъективной формой нашего «я» есть лишь простой вариант единственной мировой энергии» (Н.В. Каринский). Именно в этом плане делается попытка объяснить до сих пор загадочные явления телепатии и телекинеза («передача мысли на расстояние» и «перемещение предметов силой мысли и воли»). Согласно этой точке зрения, ранее неизвестные особые поля, называемые психической энергией, передают информацию между мозгом датчика и приемника в виде зрительных образов, мыслей, эмоциональных состояний и намерений.

В середине 20-го века эксперименты по прямой передаче мыслей привлекли внимание общественности в разных странах и в России. Существуют противоречивые оценки таких экспериментов: отрицание и признание их достоверности. Этот вопрос слишком мало изучен наукой. В принципе, однако, можно сказать, что мысли сами по себе не могут быть переданы «голыми» в пространстве. Мысль не может существовать вне материального субстрата мозга, так же как и информация не может существовать, не будучи «упакованной» в материальный носитель. Если эти эксперименты и литературные ссылки, свидетельствующие о влиянии на мысли и чувства на расстоянии, достоверны, то следует предположить, что это влияние происходит с помощью материального носителя.

Рефлекс

Некоторые представители современного материализма склонны рассматривать мысль, психическое, как форму движения материи, как материальный процесс. В этом случае утверждается, что наши восприятия и мысли — это не что иное, как рефлексы. И.П. Павлов был убежден, что придерживается такой позиции. Однако рефлекс — это физиологическое, а не психологическое явление. Рефлекс — это метод или нервный механизм, обеспечивающий проявления разума. Существует точка зрения, которая рассматривает физиологические и психологические явления как идентичные феномены, отличающиеся только отношениями, в которых они изучаются. Таким образом, проблема взаимосвязи физиологического и психологического трансформируется в проблему взаимосвязи различных признаков, свойств одного и того же явления — рефлекторной, рефлекторной деятельности мозга.

Существует мнение, что необходимо пересмотреть подход к вопросу о соотношении идеального и психики, исключив понятие идеального из характеристики психических явлений, поскольку категория идеального при анализе психики как деятельности мозга якобы «не работает», ничего не дает. Реально, считают сторонники этой точки зрения, «работает» только категория материала. Можно возразить, что категория идеального — это жалкий пережиток анимистической, религиозно-идеалистической концепции нашего сознания. Продолжение этого аргумента приводит к такой интерпретации функционирования мозга, в которой фактору сознания не отводится практически никакого места; сознание рассматривается подобно понятиям эфира или флогистона, к которым наука не имеет никакого отношения.

Сведение идеального к материи иногда рассматривается как показатель последовательного материализма. В действительности это лишь повторение утверждения «человек есть то, что он ест».

Реальность

Мысль, сознание — это реальность. Однако это не объективная, а субъективная реальность. Существует ли определенная связь между физиологическими процессами в мозге и взглядами, убеждениями и интересами людей? Основываясь на структуре мозга и характере физиологических процессов, можем ли мы сказать, что думают люди, какие мысли возникают в их сознании, кого они любят и кого ненавидят? Исходя из структуры и физиологии мозга, невозможно объяснить, почему племенное общество мыслило иначе, чем во времена греческих классиков или в средние века, и почему сегодня оно мыслит иначе, чем в позапрошлом веке. Сколько бы мы ни изучали физиологические процессы мозга, мы не можем ответить на вопрос, почему мозг религиозного человека производит определенные образы, идеи и чувства, а мозг неверующего — прямо противоположные.

Разница между материальным и идеальным заключается главным образом в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физических, химических, физиологических процессов, которые происходят в мозге и составляют материальную основу сознания. Она всегда связана с нервно-физиологическими процессами и не существует вне их. Но они не составляют сущности сознания; несомненно, когда-нибудь мы экспериментально «сведем» мысль к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве на этом сущность мысли исчерпывается? (Энгельс). Нельзя согласиться с тем, что сознание — это материальный процесс. Материальные процессы имеют объективный характер существования, их бытие — бытие вне сознания. Напротив, сознание не имеет независимого бытия или онтологии. Оно существует как функция мозга только в его отношении к объекту. Особенность сознания в том, что оно есть нечто субъективное, идеальное, не имеющее самостоятельного существования вне своего материального субстрата (мозга) и объекта отражения. Природа идеала не субстанциональная, а функциональная. Способ, с помощью которого объективное содержание материальных процессов становится содержанием мышления, — это отражение, вне которого сущность идеального не может быть понята. Поэтому утверждение о том, что идеальное возникает и существует «без головы» и «с помощью головы» в реальной субъективной деятельности человека, нельзя признать верным. Правильнее было бы сказать, что идеал возникает и существует именно в голове в ходе и с помощью изобразительно-чувственной деятельности человека. Под этим подразумевается, что по отношению к мозгу, его физиологическим процессам, идеальному, образ функционирует как их информационное содержание. Сознание — это не особая сверхтонкая форма материи-движения, не вид материи, а субъективный образ объективного мира.

К сфере сознания, идеального относятся не только непосредственно переживаемые этим же субъектом образы, но и объективированные идеальные явления — восприятия, мысли и чувства, зафиксированные в языке, произведения искусства — словом, весь мир культуры, рассматриваемый со стороны его идеального содержания; относятся, но не являются образами сознания, идеальными образами.

Идеальное как субъективного отражения объективной реальности

Мысли, объективированные в системе языковых знаков, чувства и ощущения, объективированные в каком-либо материале (краска, мрамор и т.д.), приобретают относительно самостоятельный характер по отношению к индивиду (субъекту) и «циркулируют», так сказать, через личностные формы сознания, которые являются элементами ментальной и художественной культуры общества. Настоящим местом обитания мыслей является голова, хотя, образно говоря, подобно птицам, они постоянно летают в атмосфере социального взаимодействия людей. Эти мысли, идеи, чувства, волеизъявления, «вышедшие» из головы субъекта, идеальны только по отношению к субъекту, который расшифровывает их смысл. Сами предметы, которые в некоторых ситуациях играют роль знаков, не несут в себе идеального содержания, но вызывают его в сознании человека, если он знает «ключ» к их расшифровке, то есть смысл этих знаков.

Сверхличный, объективный способ существования явлений духовного мира является вторичным, производным способом существования идеала; прежде чем этот вторичный способ существования будет достигнут, идеал возникает в мозгу человека как субъективный образ реальных вещей.

При определении идеального как субъективного отражения объективной реальности обычно подчеркивается, что идеальное — это не индивидуально-психологический и тем более не физиологический феномен, а продукт и форма общественно-исторического психического производства. Такая характеристика идеала смешивает правильное и неправильное: Невозможно противопоставить социально-историческое и индивидуально-психическое, поскольку последнее является индивидуальным выражением социально-исторического. Индивидуальная психика, в той мере, в какой она является отражением мира, является идеальной.

Возможно, неточно определять идеал просто как субъективный образ. Идеал — это только одно из свойств изображения, копия, копия, а не само изображение, копия, копия. Идеал и образ не являются синонимами, а относятся друг к другу как свойство и его носитель (помимо идеальности, образ обладает такими свойствами, как адекватность, полнота воспроизведения, жизненная регулятивная функция и т.д.).

Образ объекта — это идеальная форма существования объекта в сознании человека. Например, когда мы видим дерево, в мозгу не возникает физического отпечатка. Опытный образ дерева — это нечто идеальное. Его нельзя свести ни к самому дереву, которое находится вне человека-наблюдателя, ни к физиологическим процессам, происходящим в мозгу и обеспечивающим формирование этого образа. Можно ли считать объективные физиологические процессы, обеспечивающие создание субъективных образов, самими образами? Конечно, нет. Сами по себе они не являются идеальными копиями представленного объекта. Физиологические процессы являются материальными носителями субъективного образа.

Идеал можно описать как такую данность объекта для субъекта, что образ объекта является для него столь же непосредственным, как если бы он был «чистым», оторванным от своего материального субстрата (объекта и носителя информации). Другими словами, нам непосредственно даны не физиологические состояния нашего мозга, а то, что производится ими в виде субъективных образов объекта. На человека воздействуют вещи, вызывающие бурю электрохимических реакций, о которых он даже не подозревает, но именно эти вещи позволяют субъекту воспринимать все это вне его. Это наделение субъекта объектом посредством мозговых процессов и есть образ, обладающий свойством идеальности и субъективности. Человек переживает мысль о предмете, а не нейрофизиологические явления, способствующие его созданию. Нейрофизиологические процессы оказываются закрытыми для субъекта, не воспринимаются им, он просто не знает о них. В свое время Декарт сказал по этому поводу: «Я знаю себя как мысль и не знаю себя как мозг». Только таким образом становится возможным провести различие между психическими и лежащими в их основе физиологическими процессами.

«Отделение» идеального от материального субстрата имеет кардинальный жизненный смысл: роль управления предметной деятельностью играют не сами физиологические процессы, а образы, которые они несут. Внешние действия планируются, программируются с помощью идеальных психических явлений. Это создает иллюзию, что мысль действует как сила, которая сама по себе может влиять на соответствующие органы тела и приводить их в движение. Мысль, правда, имеет целеполагающую и регулирующую функцию, но она реализует себя в ней только как единый психофизиологический процесс, как идеальное в единстве с материальным, физиологическим. Когда человек действует, движимый своими желаниями, мыслями и волей, действие происходит не под влиянием чисто духовного и не самого материального, а объективного нейрофизиологического процесса в мозгу, который субъективно проявляется как мысль, желание и воля. Идеал в подлинном смысле слова — это реальное «пламя разума» в данный момент — те образы, мысли, переживания, которые связывают человека с миром в тот момент, когда он думает и чувствует.

Физиологические процессы как таковые (включая нейрофизиологические процессы) не несут в себе идеала, поскольку не имеют объектной референции. Между физиологическими процессами и внешними воздействиями, вызывающими их, существует не связь образа и оригинала, а связь следствия и причины. Физиологические процессы мозга предстают как носители идеального содержания только тогда, когда их результат соотносится человеком с объектом наблюдения. Именно отношение мозговых процессов к объективному миру делает эти процессы ментальными, идеальными.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

lfirmal 3

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector