Что такое субъективный портрет в криминалистике

Субъективный портрет

Материал из CrimLib.info

share save 171 16

%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82

Субъективные портреты бывают рисованными, композиционно-рисованными, композиционно-фотографическими, комплексными.

Рисованный чаще всего изготавливается обычным рисованием.

Фотокомпозиционный (фоторобот) представляет собой композицию изображения внешности человека (как правило, его лица) из имеющихся фрагментов и составляются на основе показаний очевидцев. При создании такого портрета очевидцу предлагается описать внешность человека с выделением наиболее точно запомнившихся элементов и их признаков. Для наиболее точного определения этих и других элементов и их признаков очевидцу показывают имеющиеся изображения. С помощью отобранных изображений создается субъективный портрет, который доводится до полного соответствия мысленному образу очевидца. Как правило, субъективный портрет дополняется словесным описанием внешности.

Композиционно-рисованные портреты создаются из заранее заготовленных стандартных рисунков элементов лица по поврежденному лицу умершего, черепу человека. При этом могут применяться средства, аналогичные используемым при работе над фотороботом.

Комплексные или «живые» портреты изготавливаются следующим образом: по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, который затем фотографируется или снимается на видеопленку.

Субъективные портреты не являются фотографиями. Они создаются на основе мысленного образа, по памяти очевидцев и потому в меньшей степени соответствуют оригиналу. Однако в целом они адекватно и достаточно полно отражают признаки внешности и успешно используются в установлении лиц, совершивших преступление. Субъективные портреты могут быть нарисованы художником или составлены с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот» или компьютерной графики. Имеются картотеки субъективных портретов неустановленных преступников. По этим картотекам с помощью информационно-поисковой системы возможна проверка фотоснимков и субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске либо состоящих на оперативно-профилактическом учете.

Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности.

Для изготовления субъективных портретов применяются различные технические средства. При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы. Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация – «Портрет». Для изготовления субъективных портретов все чаще используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления.

Этапы изготовления субъективного портрета

В рамках подготовительного этапа изучаются личностные характеристики очевидца, условия восприятия, создаются по возможности комфортные условия для работы, фиксируется произвольное описание внешности разыскиваемого, осуществляется техническая подготовка к изготовлению.

Этап собственно изготовления субъективного портрета складывается из подготовки первоначального варианта портрета, уточнения и «доводки» его деталей, получения второго варианта портрета и, наконец, утверждения его очевидцем.

На заключительном, оформительском, этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы.

Значение субъективных портретов велико, поскольку они позволяют составить целостное представление о внешнем облике человека и по сути дела заменяют фотоснимки.

Источник

Конспекты юриста

Субъективные портреты: понятие, виды и методика их изготовления

Описание заключается в указании признаков внешнего облика человека. Оно может быть: произвольным (дается в словах и выражениях, используемых в обыденной речи); систематизированным (упорядоченным). Это описание по методу словесного портрета.

Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами).

Для изготовления рисованно-композиционных и фотокомпозиционных портретов в настоящее время применяются специально разработанные компьютерные программы, использующие в качестве баз данных идентификационный комплект рисунков или комплекты фрагментов фотоснимков различных лиц.

При изготовлении всех видов субъективных портретов пользуются общей методикой. Прежде всего, при собеседовании или допросе изучаются все субъективные и объективные факторы возникновения, формирования и сохранения мысленного образа у очевидца, который привлечен к созданию портрета: его психофизические данные, условия наблюдения лица, портрет которого создается, и т.д. Затем очевидец описывает внешний облик чело¬века с использованием вспомогательных материалов: рисунков, фрагментов фотоснимков с различными вариантами элементов внешности, среди которых он находит наиболее подходящие. Окончательный вариант портрета удостоверяется очевидцем. При наличии нескольких очевидцев с каждым из них отдельно составляется несколько портретов, из которых впоследствии отбирается наиболее сходный с оригиналом.

Источник

Криминалистическая габитоскопия

Понятие и общие положения криминалистической габитоскопии

В ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений постоянно требуется установление личности преступников, потерпевших и свидетелей. Важная роль в этом отношении принадлежит использованию внешних признаков человека, которые индивидуальны и относительно устойчивы. Сведения о внешнем облике различных лиц следователь получает в ходе допросов при составлении субъективных портретов, исследовании фотографий, кино- и видео отображений и другим путем. Данные о внешности используется при розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, пропавших без вести, при установлении личности трупа неизвестного человека и т.д. Все эти вопросы решаются с применением достижений криминалистической габитоскопии.

Основными предпосылками использования признаков внешности в практической деятельности являются индивидуальность внешнего облика человека, относительная устойчивость имеющихся признаков и рефлекторность, т.е. способность отражаться в мысленных образах, на фотоснимках, видеозаписях, в описаниях. В связи с этим, в криминалистике принято выделять субъективные и объективные способы отображения и фиксации признаков внешности человека. Субъективные способы основаны на том, что признаки внешности сначала отображаются в памяти человека, а затем преобразовываются либо в словесное описание (словесный портрет), либо в графическое воспроизведение образа (композиционный, комбинированный, синтетический, рисованный портрет, фоторобот и т.п.). Объективными способами фиксации являются фотографирование, кино- и видеосъемка, изготовление гипсовых или иных копий элементов внешности, воспроизведение признаков внешности погибшего человека по черепу его трупа.

Для наиболее полного отображения, фиксации, изучения и использования данных о внешности человека немаловажное значение имеет правильное понимание терминов «элементы» и «признаки» внешности. Под элементом внешности понимается любая, выделенная для изучения или наблюдения часть, деталь тела человека, любое проявление функций его организма, либо имеющаяся на человеке одежда, иные предметы, носимые им при себе. Это могут быть как отдельные анатомические части тела (лоб, рот), так и проявления динамики (жестикуляция, походка). Под признаками внешности понимают характеристики, особенности наблюдаемых элементов, либо внешнего облика человека в целом, которые выражаются через форму, величину, цвет, темп движения и другие показатели. Таким образом, элементы характеризуются, описываются признаками.

Решение задач установления личности человека по внешнему облику в большой степени зависит от правильной классификации элементов и признаков внешности. Данная классификация, проводимая по различным основаниям, кроме теоретического значения, призвана служить решению практических задач, стоящих перед следователем, оперативным работником, специалистом или экспертом.

Классификация должна обеспечивать четкий порядок при описании и исследовании элементов внешности и их признаков. В связи с этим, элементы и признаки внешности подразделяются по объему на общие и частные. Общие элементы, в большинстве своем, комплексные (лицо в целом, телосложение и др.) – состоящие из нескольких отдельных деталей – частных элементов (глаза, брови, рот, спина, конечности и т.п.). Данная классификация условна, поскольку один и тот же элемент может быть общим в одном отношении и частным – в другом. Так, например, нос является частным элементом по отношению к лицу в целом и общим по отношению к деталям носа (спинке, крыльям, кончику). Частные элементы, в основном, характеризуются формой, размерами, цветом, величиной, общие – взаимным расположением деталей, относительными размерами, относительным количеством.

Деление элементов и признаков внешности на общие и частные следует отличать от классификации по идентификационной значимости на групповые и индивидуализирующие. Групповые признаки свойственны группе людей (например, рассово-национальные признаки), индивидуализирующие – конкретным людям. Данная классификация имеет особое значение при идентификации человека по признакам внешности, поскольку при этом определяющее значение имеет степень индивидуальности идентификационных признаков.

По природе различают признаки и элементы внешности человека статические (анатомические, морфологические) – особенности строения тела человека, динамические (функциональные) – особенности движения тела человека (походки, мимики, жестикуляции), его голоса и речи, а также сопутствующие – элементы и признаки оформления внешности (косметика, украшения, одежда, очки и другие предметы).

Из числа элементов и признаков внешности выделяют редко встречаемые, особые признаки (приметы). Они могут быть, как врожденные (родимые пятна, аномалии тела), так и приобретенные (татуировка, шрам). Среди особых примет выделяются «броские» признаки, т.е. признаки которые легко запоминаются, яркие, «бросаются в глаза» человеку, наблюдавшему то, или иное лицо.

В зависимости от происхождения различают собственные и привнесенные элементы и признаки внешности. Собственные элементы и их признаки присущи человеку от природы. К собственным элементам и признакам внешности относятся: анатомические (морфологические) признаки наружного строения тела человека, его частей, покрова и функциональные, характеризующие человека в движении (жестикуляция, походка, осанка).

Для определения идентификационной значимости признака внешности человека существенное значение имеет деление на постоянные – присущие человеку в течении его жизни; и временные – которые могут появляться и исчезать; необходимые – наблюдающиеся у всех представителей; случайные – наличие которых необязательно; естественные – закономерно присущие человеку с рождения или появляющиеся с возрастом; искусственные – изменяющие внешность вследствие вмешательства извне и патологические – возникшие вследствие заболевания.

В габитоскопии большинство элементов характеризуются следующими признаками:

Функциональные (динамические) признаки характеризуются первичным описательным положением, характером движений:

Методика составления словесного портрета и его использование в следственной, оперативно-розыскной и экспертной деятельности

Метод словесного портрета – это систематизированное описание внешности человека при помощи специальной терминологии, по определенной методике, с соблюдением определенных правил. Использование данного метода вызвано необходимостью обеспечения единообразного понимания, последующего воспроизведения и сопоставления, описываемых признаков внешности.

В настоящее время метод словесного портрета широко используется:

Подробность описания элементов и признаков внешности, полнота их отображения зависят от различных объективных и субъективных факторов (целей наблюдения, обстановки, условий, времени суток, освещения, длительности наблюдения, правового положения лица – следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист, потерпевший, свидетель, от способа восприятия – непосредственное наблюдение, фотоснимок, со слов других лиц).

Упорядоченное описание проводится по соответствующим правилам. Вначале указываются общефизические, затем анатомические, сопутствующие и функциональные элементы и их признаки.

Описание общефизических признаков производится в следующем порядке:

Этноантропологический тип (центральные, северные, южные, среднеазиатские европеоиды, центральносибирские, северовосточные, среднеазиатские монголоиды, уральско-поволжский тип).

Возраст (новорожденный; грудной, младенческий, раннего детства, первый период детства, дошкольный возраст; второй период детства, подростковый, юношеский период, молодой средний, пожилой, старческий возраст, долгожитель).

Рост (очень высокий, высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, очень низкий).

Телосложение (среднее, плотное, коренастое, атлетическое, слабое, худощавое) и его особенности (очень плотное, очень слабое, очень худое).

Порядок описания частных элементов внешности можно представить в виде следующей таблицы:

Анатомические элементы и признаки описываются применительно к двум ракурсам (вид спереди, вид сбоку), положение головы должно быть ровным, мышцы лица в спокойном состоянии, волосы зачесаны назад и за ушные раковины, головной убор и очки – сняты. Описание проводится от «общего к частному» и «сверху – вниз», сначала описывают фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, затем – отдельные элементы лица (волосяной покров, лоб, брови, глаза, скулы, нос, рот, губы, подбородок, ушные раковины), кожа, шея, плечи, грудь, спина, руки, ноги.

При описании элементов внешности – указывается их форма (контур), величина, положение, цвет, количество, степень симметрии (в парных элементах), выраженность.

В сопутствующих элементах указывается: вид, размер, материя, назначение, особенности производства, признаки и характер износа одежды, ухода за одеждой, ремонта, следы посторонних веществ, особенности, выделяющие данные вещи.

Из функциональных элементов и их признаков описываются:

Особые приметы (броские) описываются как можно подробнее, определяется их точное месторасположение, степень выраженности, размеры, цвет, направление, форма.

Использование субъективных портретов и результатов фотопортретной экспертизы в следственной и оперативно-розыскной практике

Наиболее часто положения криминалистической габитоскопии в следственной и оперативно-розыскной практике используются в рамках составления субъективных графических портретов и фотопортретной экспертизы.

Субъективный графический портрет – это изображение внешних признаков человека, созданное по памяти участников уголовного процесса на основе их мысленного образа. Такой портрет может изготавливаться, как самим наблюдавшим лицом (при наличии навыков рисования), так и следователем, оперативным работником, экспертом-криминалистом, художником (по показаниям очевидцев).

Можно выделить следующие виды субъективных графических портретов:

– рисованный портрет, к которым можно отнести созданные художником на основе мысленного образа рисунки человека (как лица и фигуры, так и отдельных элементов внешности); – композиционные портреты (иногда называют составленными или синтетическими). Композиционно-рисованные или композиционнофотографические, те к которым относятся составленные на основе мысленного образа с помощью фрагментов изображений лиц (рисованных и фотографий) портреты разыскиваемых людей. Современное состояние технических средств дает возможность наиболее эффективно использовать компьютерные системы («фоторобот», «портрет») для составления композиционнорисованных и композиционно-фотографических портретов, так и комплексных с возможностью дорисовки различных элементов. Значительно реже стал использоваться ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация «портрет» для изготовления композиционно-рисованных портретов и полипроекторы для изготовления композиционно-фотографических портретов; – в практике очень редко применяется «живой» портрет, составленный на основе мысленного образа с помощью грима по показаниям свидетеля, потерпевшего.

При составлении субъективного портрета должны изучаться и учитываться факторы как субъективного характера (личностные особенности очевидца, его память, образное мышление, состояние в момент восприятия), так и объективного содержания (условия восприятия, время суток, освещенность, время в течение которого наблюдалось лицо). Затем сотрудник, работающий с очевидцем, потерпевшим фиксирует произвольное их описание внешности лица, портрет которого создается и изготавливает рисованный, композиционный или комплексный портреты (уточняет, дорисовывает, доделывает отдельные элементы на основе показаний). Фиксация действий состоит в составлении справки с приложением в виде фототаблицы.

Важная роль в идентификации личности принадлежит фотопортретной экспертизе. Это один из наиболее сложных видов экспертного исследования. Его объектами являются фотоснимки живых лиц и трупов, черепа неизвестных лиц, посмертные маски, рентгеновские снимки головы или отдельных ее частей, киноленты, видеозаписи. Перед экспертом ставятся вопросы идентификационного характера:

1. Одно или разные лица изображены на представленных фотоснимках (кино-, видео кадрах)?

2. Одно или разные лица изображены на фотоснимках живого лица и трупа?

3. Не принадлежал ли череп неопознанного трупа лицу, чьи фотоснимки (рентгенограммы) представлены на экспертизу?

Портретная экспертиза проводится в ходе раскрытия и расследования преступлений при задержании лица, сходного с разыскиваемым, при установлении личности неопознанного трупа, для определения конкретного лица на представленных фотоснимках и др.

Эксперту необходимо представить (по возможности) большее количество фотографий, из которых он отбирает наиболее пригодные для дальнейшего исследования.

Данное экспертное исследование имеет несколько стадий.

При предварительном исследовании выясняются все влияющие на фотоснимок факторы. Могут быть запрошены дополнительные сведения и объекты.

При раздельном исследовании выявляются и описываются элементы и признаки внешности.

При сравнительном исследовании устанавливается совпадение и различие элементов и признаков внешности, выявленных выше, путем сопоставления (простое, с помощью разметки, координатных сеток, композиции), совмещения частей снимка и другого изображения, наложения (изображение лица на прозрачных фотоснимках накладывается на другой снимок).

На стадии оценки результатов формируются выводы о выявленных совпадающих или различающихся признаках. Они могут быть категорическими или предположительными, положительными либо отрицательными.

Сравнительное исследование фотопортретов может производиться следующими методами:

Методика экспертного исследования по установлению личности погибшего по его черепу предполагает совмещение диапозитива с фотографии разыскиваемого лица и фотографии черепа в одинаковом масштабе и ракурсе.

Иногда при раскрытии и расследовании преступлений прибегают к пластической реконструкции (скульптурному изображению) лица умершего по методу профессора М.М. Герасимова, по которому учитываются особенности морфологии костей черепа, их взаимозависимости с мягкими тканями черепа. Применяются методы реконструкции пластической (скульптурной) и графической реконструкции. Реконструкция лица по черепу позволяет воссоздать изображение человека лишь в достаточно приближенном к действительности виде, необходимом для установления и опознания личности. Реконструкция является объектом, производным по отношению к черепу, она имеет не только объективные, но субъективные данные, привносимые скульптором. Поэтому экспертное отождествление личности по результатам пластической реконструкции лица по черепу невозможно. Полученный портрет можно использовать только в целях узнавания разыскиваемого лица.

Таким образом, криминалистическая габитоскопия позволяет решать важнейшие задачи, возникающие в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, связанные с отождествлением человека по его субъективным и объективным отображениям. Дальнейшее развитие криминалистической габитоскопии будет идти по пути всё более активного использования современных компьютерных технологий.

Источник

Тема 9. Криминалистическая габитология

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности

Идентификация человека возможна не только по папиллярным узорам рук, составу волос, крови, слюны, спермы, ногтям, костным останкам, запаховым веществам, следам губ, зубов, обуви, ног, но и по признакам внешности человека, т.е. по совокупности зрительно воспринимаемых внешних данных. В криминалистике также используются термины «габитология» и «габитоскопия», которые отражают понятия науки и описания внешнего облика человека.

Для организации розыска скрывшегося преступника, а также для опознания неизвестного лица либо трупа, необходимо собрать и возможно более полно и точно зафиксировать криминалистически значимые признаки его внешности.

Научной основой использования описания внешнего облика человека для его идентификации, в первую очередь, явилось установленное и доказанное положение о том, что при достижении определенного возраста (около 25 лет) костно-хрящевая основа и внешний облик человека стабилизируются. Научной криминалистической основой является специально разработанная система описания человека, для его идентификации, розыска, постановки на криминалистический учет. Признаки внешности обладают следующими свойствами: неповторимостью, устойчивостью, наглядностью. Эти признаки подразделяются на две основные группы: анатомические (статические), характеризующие наружное строение тела человека, его частей и покров, и функциональные (динамические), выражающиеся в привычных, автоматизированных движениях, положении тела человека (поза, походка, жестикуляция, мимика, навыки, умения, привычки). Существенное значение для отождествления по признакам внешности имеет характеристика общефизических элементов, составляющих физический тип человека (пол, возраст, расово-этнический и конституционный тип).

«Словестный» портрет, порядок составления, криминалистическое значение

В настоящее время в МВД принята следующая система словесного портрета:

1. Пол (мужской, женский).

4. Телосложение по скелету и мускулатуре (слабое, среднее, коренастое, атлетическое); по жировому отложению (худощавое, средней упитанности, полное, тучное);

8. Глаза: по положению глазной щели (горизонтальные, косонаружные, косовнутренние); по степени раскрытия глазной щели (треугольные, щелевидные, миндалевидные); по степени выпуклости глазных яблок (выпуклые, впалые, нормальные); по цвету (голубые, серые, зеленоватые, карие и т.д.); по величине (большие, средние, малые); по форме (округлые, овальные); по внутренним углам глаз (округлые, заостренные); по особенностям (косоглазие, бельмо, протез); по аномалиям (разноцветность, наличие в радужине пятен иного цвета или сероватой каймы).

9. Hoc: по длине (длинный, средний, короткий); по высоте (длинный, средний, короткий); по глубине и ширине переносья (большой, средний, малый); по ширине (широкий, средний, узкий); по выступанию (большое, среднее); по положению основания носа (горизонтальное, опущенное, приподнятое); по форме кончика носа (округлая, заостренна); по положению крыльев носа (приподнятое, опущенное, среднее), по контуру ноздрей (овальный, треугольный, щелевидный); по величине ноздрей (большая средняя, малая); по особенностям (очень узкий (широкий), чрезмерное выступание, врожденное искривление, оттенок носа (красноватый, синеватый и т.д.);

10. Губы: по толщине (толстые, средние, тонкие); по положению (выступающие, втянутые (одна верхняя, одна нижняя), выступание отсутствует); по ширине каймы губ (большая, средняя, малая); по контуру каймы верхней губы (прямой, извилистый, овальный); по особенностям (наличие «заячьей губы», вывороченность верхней губы, потрескавшиеся); по оттенкам губ (синеватые, бледные, красные и т.д.);

11. Рот; по величине (большой, средний, малый); по положению углов рта (горизонтальное, приподнятое опущенное); по особенностям (рот приоткрытый, запавший, асимметрия углов рта и т.д.);

14. Окраска кожи лица (розовая, серая, синеватая и т.д.);

15. Морщины (количество, положение, направление, форма);

16. Волосы на голове: по длине (короткие, средней длины, длинный); по форме (волнистые, кудрявые, курчавые); по густоте (густые, средней густоты, редкие); по цвету (черные, темно-русые, русые, светло-русые, рыжие); по контуру линии роста (прямая, дугообразная, извилистая, ломаная); по характеру прически (стрижка низкая, высокая, зачес (назад, направо, налево), расположение пробора (прямой, слева, справа); по степени и локализации облысения (общее, на темени, на затылке, висках и т.д.); наличие усов, бороды, бакенбард (форма, размеры, цвет, фасон стрижки);

18. Шея: высота, толщина, особенности;

19. Плечи: ширина, наклон;

20. Туловище: ширина груди, контур спины;

21. Руки: общая длина и ширина; Кисть: длина и ширина; Пальцы: длина, толщина, особенности;

22. Ноги: общая длина и ширина; Ступня: длина, ширина, особенности;

23. Накожные приметы (рубцы, родимые пятна, опухоли, татуировки, мозоли, профессиональное окрашивание отдельных участков кожи): положение, форма, размер, цвет;

Функциональные (динамические) признаки:

24. Осанка (привычное положение): туловища, головы, рук;

25. Походка: темп движения, постановка ног при движении, длина шага, угол шага, особенности;

26. Способ выполнения определенных действий;

30. Речь: темп, эмоциональное выражение чувств, внятность, дефекты произношения, акцент, словарный состав;

31. Одежда: наименование, материал, цвет, фасон, отделка, размер, марка, степень изношенности, повреждения, соответствие размера росту человека, привычка ношения.

Подготовка материалов для экспертного отождествления лица по фотоснимкам

Криминалистическая фотопортретная экспертиза проводится в целях идентификации человека по признакам внешности, запечатленным на фотоснимках. Успех экспертного установления личности по фотоснимкам в значительной мере зависит от тщательности подготовки материала, представленного на исследование. Для экспертизы необходимы высококачественные снимки лиц, сфотографированных с небольшим разрывом во времени и примерно в одних и тех же условиях (поза человека, освещение, состояние отдельных элементов внешности), т.е. сравниваемые снимки должны быть сопоставимы.

На разрешение фотопортретной экспертизы ставится обычно вопрос; одно и то же или разные лица изображены на фотоснимках.

Фотопортретная экспертиза проводится с помощью следующих методов.

1. Сравнительный метод (сопоставление, совмещение, наложение),

Вопросы для подготовки к текущему контролю по теме

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector