Что такое субъекты малого и среднего предпринимательства

Содержание
  1. Что такое субъекты малого и среднего предпринимательства
  2. О реестре
  3. Разделы
  4. Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
  5. О реестре
  6. Разделы
  7. Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
  8. Субъекты МСП: исчерпывающий ликбез
  9. Критерии отнесения ИП и юрлиц к субъектам малого и среднего предпринимательства. Инструкция по включению в реестр МСП. Льготы для МСП.
  10. I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства
  11. II. Процедура включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
  12. Когда формируется реестр?
  13. Почему в реестре отсутствуют сведения о юридическом лице или ИП, которые формально соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП?
  14. III. Что делать, если компания подпадает под критерии, но в реестре ее нет
  15. IV. Льготы для организаций и ИП, включенных в реестр субъектов МСП
  16. IV.I. Специальные льготы, предоставляемые субъектам МСП.
  17. IV.II. Льготы, введенные для поддержки субъектов МСП в связи с распространением коронавирусной инфекции.
  18. IV.III. Льготы, введенные для поддержки субъектов МСП, входящих в список наиболее пострадавших отраслей в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Что такое субъекты малого и среднего предпринимательства

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «ж» введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

С 01.01.2022 ч. 1.1 ст. 4 дополняется п. 2.2 (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

Источник

О реестре

Разделы

Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

1 для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:

3 доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источник

О реестре

Разделы

Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

1 для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:

3 доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источник

Субъекты МСП: исчерпывающий ликбез

Критерии отнесения ИП и юрлиц к субъектам малого и среднего предпринимательства. Инструкция по включению в реестр МСП. Льготы для МСП.

vetluzskih 177 264

I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

не распространяется на:

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

3. Предельные значения дохода [1], полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий включению в реестр календарный год (суммарно по всем осуществляемым видам деятельности, по всем налоговым режимам):

I.II. Чтобы производственный, потребительский кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство или ИП были отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, они должны соответствовать только критериям численности работников и размера дохода. Иные условия в расчет не берутся.

I.III. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства как для организаций, так и для ИП определяется в соответствии с наибольшим по значению критерием численности работников или размера дохода.

При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП в течение первого года своей деятельности относятся к категории микропредприятий (критерии численности работников и размера дохода не учитываются); ИП, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

II. Процедура включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Информационная база реестра субъектов МСП формируется автоматически. ФНС вносит и исключает из единого реестра субъектов МСП сведения об организациях и ИП, в частности, на основании:

― сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

― представленных сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

― сведений о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;

― сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;

― сведений, представленных до 5 июля текущего календарного года (по состоянию на 1 июля текущего календарного года):

Таким образом, представление каких-либо дополнительных документов для включения в реестр субъектом МСП не требуется.

Когда формируется реестр?

Основную часть сведений в реестр малых предприятий ФНС вносит самостоятельно 10 августа каждого календарного года на основе сведений, которые имеются у налогового органа по состоянию на 1 июля соответствующего года.

Применительно к вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным ИП сведения в реестр субъектов МСП ФНС вносит 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ о создании организации и ЕГРИП о государственной регистрации ИП.

Категория субъекта МСП может измениться, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть если, к примеру, выручка за 2016-2019 гг. будет превышать 800 млн рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2020 году.

Почему в реестре отсутствуют сведения о юридическом лице или ИП, которые формально соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП?

III. Что делать, если компания подпадает под критерии, но в реестре ее нет

Узнать, относится ваша организация к субъектам малого или среднего предпринимательства можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Шаг 1. При отсутствии в Едином реестре сведений о юридических лицах или об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, необходимо направить заявление в ФНС России посредством заполнения соответствующей формы на сайте ФНС.

Шаг 2. После заполнения всех необходимых полей заявление считается сформированным, ему присваивается уникальный номер. При этом отправка документа произойдет только после подтверждения адреса электронной почты, указанного в заявлении (необходимо будет просто перейти по ссылке из письма).

Если был указан ошибочный адрес электронной почты, то новое заявление (по той же организации/ИП) можно будет создать через 6 часов с момента формирования предыдущего заявления.

Шаг 3. Заявление рассматривается в течение 15 рабочих дней с момента отправки.

Автоматически сформированное уведомление о включении (или не включении) организации/ИП в единый реестр субъектов МСП по результатам рассмотрения соответствующего заявления также приходит электронную почту.

Субъект малого или среднего предпринимательства также может самостоятельно внести в реестр субъектов МСП дополнительные сведения о себе, которые помогут найти его крупнейшим заказчикам, например:

Для передачи вышеуказанных сведений следует осуществить вход в сервис передачи информации. После прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую форму.

Обновление сведений в реестре произойдет 10 числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующих данных ФНС.

IV. Льготы для организаций и ИП, включенных в реестр субъектов МСП

IV.I. Специальные льготы, предоставляемые субъектам МСП.

1. Кадровый учет

Главой 48.1 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работодатели-микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).

При этом вопросы, которые должны регулироваться соответствующими локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, которая в настоящее время утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 №858 (актуальная редакция от 15.11.2019).

Как только микропредприятие переходит в категорию малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае необходимо будет в течение четырех месяцев утвердить все необходимые кадровые документы.

2. Учет и отчетность

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

3. Закупки

3.1. По Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

a. Правила обеспечения контракта для закупок среди субъектов малого предпринимательства.

При закупках у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не начальной (максимальной цены контракта). При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Федерального закона №44).

b. Победитель может вовсе не предоставлять обеспечение.

Субъекты малого предпринимательства, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона №44, могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если у них есть опыт исполнения госконтрактов, который подразумевает, что:

c. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 Федерального закона №44).

3.2. По Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

a. Правила об обеспечении [2]. Если в документации о закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование:

b. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего предпринимательств составляет 15 рабочих дней со дня подписания акта-приемки [3]. При условии, если

4. Упрощенный порядок ведения кассовых операций [4]

Индивидуальные предприниматели, а также субъекты, отнесенные к малым предприятиям и микропредприятиям, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

5. Имущественная поддержка субъектов МСП

5.1. Предоставление имущества, находящегося в публичной собственности, во владение/пользование.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, органы исполнительной власти (и федерации, и субъектов), а также органы местного самоуправления утверждают перечни (а также до 1 ноября текущего года дополняют перечни) государственного имущества и муниципального имущества, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП.

5.2. Приобретение арендуемого публичного имущества [5].

По общему правилу, арендатор публичной собственности из числа субъектов МСП может без торгов выкупить это имущество, если:

Более подробно об особенностях выкупа арендуемого публичного имущества читайте в материале Романа Речкина, старшего партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Разрешение споров».

5.3. Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество [6].

Оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами МСП при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты при этом составляет не менее пяти лет.

Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) принадлежит субъекту МСП.

Толкование данных правил, содержащееся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. №2468/10, подразумевает, что они не содержат положений о порядке внесения платежей при выборе субъектом МСП такого порядка оплаты приобретаемого арендуемого имущества, как рассрочка, в этом случае подлежат применению положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которым порядок оплаты имущества, находящегося в муниципальной собственности, касающийся внесения платежей, устанавливается органами местного самоуправления.

IV.II. Льготы, введенные для поддержки субъектов МСП в связи с распространением коронавирусной инфекции.

1. Снижены ставки по страховым взносам [7] в период с 01.04.2020 года до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов – организаций и ИП, включенных в реестр субъектов:

Пониженные ставки коснулись только выплат в пользу физического лица, которые определяются по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ (федеральный МРОТ на начало года –
12 130 руб.).

2. Льготное кредитование [8]:

3. Снижение надзорной нагрузки [9]: с 01.04.2020 до 31.12.2020 года действует мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП.

К исключениям относятся проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также об указанных выше мерах поддержки субъектов МСП, введенных в связи с распространения COVID-19, читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».

4. Отсрочка внесения арендных платежей за федеральное имущество [10].

Организации и ИП, включенные в единый реестр субъектов МСП, арендующие федеральное имущество, вправе воспользоваться правом на отсрочку уплаты арендных платежей за апрель – июнь 2020 года на срок не позднее 31 декабря 2021 года.

Некоторые категории арендаторов могут быть и вовсе освобождены от внесения арендных платежей за апрель – июнь 2020 года при соблюдении дополнительных условий:

a) осуществление деятельности в сфере:

b) договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);

c) наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности).

Аналогичные меры правительство рекомендовало реализовать по договорам аренды муниципального и регионального имущества.

5. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 [11].

До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

IV.III. Льготы, введенные для поддержки субъектов МСП, входящих в список наиболее пострадавших отраслей в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 (последняя редакция – от 18.04.2020) был утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в пострадавшей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Для бизнеса в этих отраслях предусмотрены дополнительные меры поддержки.

1. Продлены сроки уплаты налогов [12]:

a. На шесть месяцев продлен срок уплаты налога на прибыль организаций, УСН, ЕСХН за 2019 год.

b. Срок уплаты налогов (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) (авансовых платежей) за отчетные периоды, приходящиеся:

c. Срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, приходящийся на 2 квартал 2020 года, продлен на четыре месяца.

d. Срок уплаты НДФЛ за 2019 год, уплачиваемый ИП в соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ (срок уплаты до 15 июля 2020 года), продлен на три месяца.

e. Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу перенесены:

2. Продлены сроки уплаты страховых взносов [13]:

Также о продлении сроков уплаты налогов и страховых взносов читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».

3. Кредитные каникулы [14].

3 апреля 2020 года вступил в силу закон о кредитных каникулах, в соответствии с которым субъекты МСП вправе по заявлению получить льготный период по заключенным с ними до 03.04.2020 кредитным договорам. Льготный период подразумевает под собой, что:

a) на срок до 6 месяцев не допускается:

b) Если на момент обращения с требованием о предоставлении кредитных каникул обязательства по кредитному договору просрочены и кредитором были начислены проценты, неустойка (штраф, пени), то их сумма фиксируется на день установления льготного периода и подлежит погашению по истечении льготного периода.

По окончании льготного периода проценты, которые не были уплачены в льготный период, будут включены в сумму основного долга.

В случае если заемщик на время льготного периода требовал не приостановления исполнения обязательств, а уплаты платежей в меньшем размере, то сумма обязательств по процентам, включаемая в сумму обязательств заемщика по основному долгу, уменьшается на размер обязательств по процентам, исполненных за счет платежей, уплаченных заемщиком в течение льготного периода.

Более подробно о кредитных каникулах для бизнеса читайте в материале Андрея Тишковского, руководителя группы практик «Гражданское судопроизводство и исполнение судебных решений» юридической фирмы INTELLECT, и Анны Скоровой, юриста INTELLECT.

4. Беспроцентное кредитование на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости [15].

Актуальный перечень банков, которые выдают кредиты по госпрограмме, размещен на сайте Минэкономразвития.

Заемщиком может стать субъект:

Цель: выплата заработной платы сотрудникам компании со всеми начислениями и налогами на нее.

Срок кредитования: до 12 месяцев.

Ставка: в течение первых 6 месяцев – 0% годовых; на оставшийся период – не выше ставки, полученной кредитными организациями по программам льготного рефинансирования ЦБ РФ.

Сумма кредита. При расчете суммы займа учитывается количество сотрудников. Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма МРОТ с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды.

5. Государственные субсидии [16].

Условия получения субсидии (помимо того, что организация/ИП на 01.03.2020 были включены в единый реестр субъектов МСП, а также помимо отнесения организации/ИП к субъектам, функционирующим в «наиболее пострадавших отраслях»):

Размер субсидии:

Материал подготовлен специально для сайта INTELLECT

[1] Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

[2] п.п. 23, 25 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352).

[3] Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. №1205 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема».

[4] Указание Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 №32404).

[5] Статья 3 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.07.2008 №159-ФЗ.

[6] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[7] Статья 6 Федерального закона от 01.04.2020 №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[8] Информационное сообщение Банка России от 20.03.2020 «Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса».

[9] Федеральный закон от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

[10] Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2020 г. №670-р «Об отсрочке арендных платежей по договорам аренды федерального имущества для субъектов МСП».

[11] Статья 11 Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

[12] [13] Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №409 (актуальная редакция от 24.04.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

[14] Федеральный закон от 03.04.2020 №106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа».

[15] Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. №422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости».

[16] Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 №576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector