Что такое субъекты социальной работы

Содержание
  1. Объект и субъект социальной работы
  2. Определение социальной работы как научной дисциплины, ее возникновение, становление и развитие. Классификация объектов и субъектов социальной работы, которые формируются под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином обществе.
  3. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  4. Субъекты социальной работы
  5. Субъекты социальной работы: сущность, многообразие, уровни.
  6. Сущность и классификация субъектов социальной работы
  7. Определение и характеристика понятия социальной работы, как общественно-необходимой деятельности по оказанию социальной помощи и улучшению качества социальной жизни людей. Исследование и анализ особенностей современных благотворительных организаций.
  8. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Объект и субъект социальной работы

Определение социальной работы как научной дисциплины, ее возникновение, становление и развитие. Классификация объектов и субъектов социальной работы, которые формируются под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином обществе.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2012
Размер файла 16,6 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Определение социальной работы

2. Объекты и субъекты социальной работы

Список использованной литературы

социальная работа общество

Сложная, нестабильная социально-политическая, экономическая обстановка в России в начале перестроечного периода, падение жизненного уровня, вооружённые национальные конфликты, развал производства, рост безработицы и преступности и т. п. послужили предпосылкой к появлению деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней.

Социальный работник оказывает помощь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию. Помощь может быть разноплановой, т. е. психологической, социальной, медицинской и т. д.

Социальная работа осуществляется через функционирование целого ряда государственных и общественных организаций. Как форма деятельности направлена на поддержку и развитие личности, реабилитацию индивидуальной социальной субъектности человека, оказание помощи в устранении проблем личного, социального, экологического, духовного характера и обеспечение социальной защиты для реализации собственных возможностей каждого человека гармоничной и полноценной жизнедеятельности.

Целью данной работы является определение объектов и субъектов социальной работы, но для начала определим социальную работу в целом.

1. Определение социальной работы

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Социальная работа является интегративным видом деятельности, объединяя в себе экономическую, политическую, правовую, культурную, психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды деятельности, и поэтому её называют особым видом деятельности.

Почему её следует относить к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиоприёмник, чтобы устранить неисправность в его работе. Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но

в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это субъект, содержание, управление, объект и связывающие их вединое целое средства, функции и цели.

Схематически это будет выглядеть так:

Функции Социальная работа в вопросах и ответах под ред. Е. П. Агапова 2009

Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Социальная работа как наука находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики и других. В число ее проблем входят специфические исследования связанные с отношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а так же с ответственностью общества за адекватное развитие личности.

Изначально, социальная работа возникла как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, но, с течением времени, данная дисциплина все чаще становится объектом специальных научных исследований.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнедеятельности личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное состоит в том, что социальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабых слоев и групп. Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности и др.

2. Объекты и субъекты социальной работы

Цели и задачи социальной работы обусловливают её субъектно-объектное поле. Социальная работа предполагает наличие множества объектов и субъектов, постоянную динамику и взаимодействие, разнообразие методологических подходов к их осмыслению. Субъекты и объекты социальной работы являются важнейшими компонентами её теории и практики, и в условиях становления социальной работы как фундаментального теоретического знания о человеке, попавшем в сложную жизненную ситуацию, способах улучшения его социального бытия, необходима классификация по целому ряду критериев:

принадлежности к определённой области (профессиональная деятельность, наука, учебная дисциплина);

проблемам, требующим своего разрешения (состояние здоровья, формы поведения, возрастные особенности, кризисные ситуации, трудовая деятельность и т. д.).

Источник

Субъекты социальной работы

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах. Профессиональных работников не так много. В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.

Классификация субъектов социальной работы выглядит следующим образом:

1. Организации, учреждения, социальные институты общества; к ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций; во-вторых, различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.; в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д. Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др. Сегодня в России благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в, частности установление налоговых льгот.

640 1

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи социальной работы: научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики. В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям

Источник

Субъекты социальной работы: сущность, многообразие, уровни.

Субъекты социальной работы, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные ре­шать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие пе­ред объектами социальной работы, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части соци­альной работы: практическую деятельность, науку и учебный про­цесс (учебные дисциплины в области социальной работы).

Субъектами социальной работы являются:

1) прежде всего организации, учреждения, социальные институ­ты общества:

• государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и соци­альной защиты, а также исполнительные органы управ­ления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты областей), городов, местных администраций;

• различные социальные службы (организации): территориальные центры социального обслуживания населения; центры социального обслуживания семьи и детей; социально-педагогические центры и детские социальные приюты для детей, оставшихся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей-инвалидов и молодых инвалидов, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; центры психолого-педагогической помощи населению; центры эк­стренной психологической помощи по телефону и др.

Статус социальной организации, т. е. принадлежность ее к тому или иному сектору, не является для нее существен­ной характеристикой. В одних странах (например, в Анг­лии) она может быть преимущественно государственной, тогда как в других (например, в США) – негосударственной. Что касается Беларуси, то социальная работа в ней считается, преж­де всего, делом государства, а негосударственные социальные организации являются скорее исключением, чем правилом;

• администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда «Мы – Детям», общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Ведущая роль в осуществлении социальной работы при­надлежит не государству и не организациям, за­нимающимся профессиональной помощью нуждающимся, а социальным работникам, поскольку именно на них лежит непосредственная работа с людьми, которые нужда­ются в помощи.

Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. Социальные работники – это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.

Являясь представителями одной профессии, понимае­мой как помощь людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работники могут иметь различные специальности. Нали­чие этих специальностей, т. е. видов занятий в рамках од­ной профессии, отражает многообразие проблем, с которы­ми они имеют дело на практике. В числе таких специальностей следующие: специа­лист по социальной работе, социальный педагог, педагог-организатор, соци­альный работник и др. Различаясь должностными обязаннос­тями и квалификационными требованиями, эти специаль­ности образуют иерархию, высшее положение в которой занимает специалист по социальной работе, а низшее – социальный работник.

4)преподаватели, а также те, кто способствует закреплению зна­ний, навыков, умений: руководители студенческой практики, на­ставники, практические социальные работники и другие работни­ки, способствующие прохождению практики студентов (слушате­лей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях со­циальной сферы;

5) исследователи социальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные ме­тоды, разрабатывают научные программы, фиксируют существую­щие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют науч­ные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов стра­ны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области соци­альной проблематики.

В сложной, иерархизированной системе социальной работы принято выделять различные системные уровни, характеризующие ее субъектов.

1. Национальный уровень составляют учреждения, организа-
государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. В современной Беларуси он представлен подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежными программами в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.

2. Региональный уровень определяется спецификой региона,
природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы. Органами социальной защиты на региональном уровне являются службы занятости, инспекции труда и службы социальной защиты.

Система служб занятости включает: Управление областными службами занятости; Минский городской центр занятости; городские и районные центры занятости населения; центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных; центры профессиональной ориентации молодежи.

Система инспекций по труду включает областные и Минское городское управления инспекций труда; межрайонные инспекции труда, областные и Минскую городскую экспертизы условий труда.

Система служб социальной защиты состоит из: Комитетов по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома; городских, районных управлений и отделов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов (см. схему ниже); областных и Минского городского Фонда социальной защиты населения; Центров по начислению и выплате пенсий и пособий.

3. Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику
разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

Региональный, муниципальный и локальный уровни системы социальной работы характеризуются большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.

Источник

Сущность и классификация субъектов социальной работы

Определение и характеристика понятия социальной работы, как общественно-необходимой деятельности по оказанию социальной помощи и улучшению качества социальной жизни людей. Исследование и анализ особенностей современных благотворительных организаций.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 30.07.2017
Размер файла 347,3 K

ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Процессы, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на формирование социальной политики. Изменяются ее социальные функции и содержание. Идет поиск современных эффективных средств социальной защиты населения.

Стало актуальным внедрение новых моделей социальной работы, формирование механизмов ее реализации, направленной на активизацию потенциала человека.

Социальная работа, как универсальный вид деятельности, направлена на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

В современном российском обществе происходит переход от однополюсности в осуществлении социальной политики по схеме «государство-личность» к многополюсности. Общественные организации совместно с государством берут на себя функции по осуществлению социальной политики. В связи с этим актуально определение их места и роли в становлении и развитии социальной работы в современной России.

В области сущности и содержания социальной работы широко известны и получили признание работы С.И.Григорьева, А.Я.Некрасова, В.Никитина, М.В.Фирсова, Т.Шанина. Труды этих и других авторов внесли весомый вклад в становление профессии и разработку теории социальной работы. В них освещается история становления социальной работы в России, соответствующие теории и методики.

Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека.

Цель исследования: изучить сущность и привести классификацию субъектов социальной работы.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач.

— определить понятие социальной работы, субъектов социальной работы;

— определить проблемы некоторых субъектов социальной работы;

— изучить особенности современных благотворительных организаций.

Предметом исследования является степень активности российских общественных организаций как субъекта социальной работы.

В настоящее время в нашей стране широко проводятся исследования в области теории и практики социальной работы.

Так, например, существенные общенаучные проблемы теории социальной работы рассмотрены в работах Павленок П.Д., Козлова А.А., Холостов Е.И. и других исследователей. Исторические аспекты социальной работы рассмотрены в работах Фирсова М.В., Циткилова П.Я. и других.

Вместе с тем, несмотря на большое количество публикаций, вопросы субъектов социальной работы до настоящего времени рассматривались в нашей стране недостаточно полно.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

1. Сущность субъектов социальной работы

Несмотря на большое внимание к изучению социальной работы, проявленное в современной научной литературе и выразившееся в издании целого ряда монографий, следует согласиться с мнением Г.П.Отюцкого, считающего, что «до сих пор не сложилось единого понимания содержания и структуры этой частнофилософской теории». Анализ современной научной литературы позволяет выделить следующие наиболее дискуссионные проблемы, связанные с пониманием сущности социальной работы: определение предметного поля, сферы действия социальной работы; раскрытие ее функций в обществе; выяснение соотношения понятий «социальная работа», «социальная деятельность», «социальная активность», «социальная помощь», «социальная защита», «социальное обеспечение», «социализация». Рассмотрим некоторые из перечисленных проблем и сформулируем наши подходы к их возможному решению.

Проблема определения предметного поля, сферы действия социальной работы непосредственно связана с пониманием сущности данного социального феномена.

Сфера действия социальной работы постоянно расширяется, ее объект по своему объему практически приближается ко всему населению конкретной страны, а сама социальная работа приобретает значение глобального базового процесса организации жизни человеческого общества в начале XXI века. Подобная ситуация породила многочисленные интерпретации сферы действия социальной работы.

В широком смысле в сферу действия социальной работы включаются все общественные отношения. В более узком смысле социальная работа трактуется как общественно-необходимая деятельность по оказанию социальной помощи и улучшению качества социальной жизни людей.

Она направлена на социальную защищенность личности, прав человека и является гарантом политической и социальной стабильности общества, поскольку призвана препятствовать росту маргинальных слоев населения.

Подобная интерпретация социальной работы доминирует в законодательной, организационной и практической сферах ее реализации в современной России. В соответствии с подобной интерпретацией в область действия социальной работы входят:

адаптация людей в обществе;

создание условий для самоутверждения представителей социально незащищенных групп населения; диагностика социальных и личностных проблем; социальная профилактика; социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся;

консультирование клиентов в социальных службах; социальная реабилитация и терапия; социальный надзор и социальное попечительство; социальное проектирование и экспертиза социальных проектов;

посредничество по определенному кругу вопросов между клиентами и различными организациями; инновационная деятельность в области социальной работы. социальный общественный благотворительный

Главным объектом социальной работы выступает, прежде всего, человек, в системе его социальных связей и отношений.

Именно на него направлено соответствующее социальное действие, и он выступает «клиентом» социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

Социальная работа проделала большой исторический путь от личной или коллективной благотворительности, часто основанной на религиозных взглядах, к научной или организованной филантропии, а затем и к признанию ответственности общества за социальное благополучие своих граждан и за эффективность работы специальных профессиональных социальных служб, от добровольной помощи, основанной на здравом смысле, жизненном опыте и интуиции, к профессиональной деятельности. Можно констатировать наличие в обществе тенденции постоянного расширения предметного поля и сферы действия социальной работы, происходящего по мере развития данного общества.

Функции социальной работы в обществе менялись по мере изменения предмета, на который она направлена. Рассмотрение генезиса социальной работы в его исторической динамике позволяет выделить ряд функций (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Функции социальной работы

Рассмотрим указанные функции более подробно.

1) Социально-политическая функция.

Современное понимание основ общественного развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Нарушение подобной доминанты государственной политики, характерной для любого нормального, цивилизованного общества, ведет к появлению и обострению социальных противоречий, способных оказать деструктивное воздействие на существующую политическую систему.

2) Социализирующая функция. Социальная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы слабо защищенные слои населения могли существовать в обществе, включиться в систему общественных отношений, что достигается путем создания условий, при которых субъект, несмотря на тяжелые социальные, физические и душевные проблемы, может жить, сохраняя ощущение собственной полноценности и уважение к себе других социальных субъектов.

3) Воспитательная функция. Социальная работа обеспечивает возможности активизации потенциала лиц, имеющих определенные жизненные проблемы. В процессе совместной со специалистом деятельности по решению конкретной проблемы клиент должен иметь возможность раскрыть свою индивидуальность и реализовать свои способности, получить возможность самостоятельно контролировать собственную жизнедеятельность.

В процессе социальной работы у клиентов формируется умение осознавать и объективно оценивать сложившуюся социальную ситуацию, осуществлять адекватный выбор вариантов поведения и действий, увеличивать степень их самостоятельности, способности разрешать возникающие проблемы и контролировать свою жизнь.

4) Защитно-посредническая функция.

С аспектом защиты непосредственно связан аспект посредничества, характерный для социальной работы в обществе, позволяющий рассматривать данную функцию в единстве указанных аспектов, то есть как защитно-посредническую. Реализация аспекта посредничества происходит благодаря институтам гражданского общества, обеспечивающего согласование всеобщего (государственного, общественного) и частного (личного) интересов, в результате чего реализуется принцип социальной справедливости.

Важно отметить, что социальная работа требует проведения ответственной социальной политики, основанной на представлениях о правах человека и ориентирующейся, в первую очередь, на поддержку социальных субъектов в ней нуждающихся. Для достижения этой цели социальные работники часто оказываются в роли критиков сложившегося социального порядка, наступившего в результате проведения государством соответствующих политических действий.

Подобное положение сближает социальных работников с представителями других профессий, ориентирующихся в своей деятельности на нравственные ценности. Эти ценности нашли свое непосредственное выражение в принципах профессиональной этики социального работника.

5) Предупредительная функция. Поскольку социальная сфера охватывает все пространство жизнедеятельности человека, особое значение в социальной работе получает упреждающий характер деятельности. Это обусловлено тем, что гораздо проще предупредить определенные социальные проблемы и противоречия, чем устранять их последствия. В социальной работе очень важно заранее обнаружить нарушение равновесия в системах человек-группа и человек-общество.

Для достижения этого в каждой сфере жизнедеятельности людей в социальном пространстве необходимо заботиться о создании для них нормальных условий труда, отдыха, быта, медицинской помощи и т. д., обеспечивая позитивную направленность их социализации.

Перечисленные функции представляют собой целостную систему, направленную на достижение взаимосвязанных и взаимодетерминирующих друг друга целей. Так, например, реализация социально-политической функции невозможна без применения социализирующей, воспитательной и защитительно-посреднической функций и т.д. Следует отметить, что в данной системе социальных функций одну из важнейших ролей играет воспитательная функция. Она является не только одной из целей социальной работы, но и значимым средством реализации всех других функций.

Важнейшими средствами осуществления социальной работы выступают социальная помощь, социальная защита и социальное обеспечение. В процессе социализации они также могут применяться при необходимых условиях, но не являются обязательными для него. Необходимым и достаточным средством процесса социализации является педагогическая деятельность.

Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.

Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид; группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.

В современной теории социальной работы проблема субъекта и объекта социальной работы рассматривается во взаимосвязи, поэтому субъект и объект социальной работы могут быть лишь условно представлены в ее системе на различных уровнях (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Субъекты и объекты социальной работы

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector