Что такое субъекты стандартизации на каких уровнях они организуются

Что такое субъекты стандартизации на каких уровнях они организуются

О стандартизации в Российской Федерации

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050060) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 296-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040067);

Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 523-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2020, N 0001202012300063).

Принят
Государственной Думой
19 июня 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
24 июня 2015 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

(Пункт дополнительно включен с 29 июня 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 523-ФЗ)

(Пункт дополнительно включен с 29 июня 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 523-ФЗ)

(Пункт дополнительно включен с 29 июня 2021 года Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 523-ФЗ)

Статья 3. Цели и задачи стандартизации

1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:

1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;

2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

3) улучшение качества жизни населения страны;

4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

5) техническое перевооружение промышленности;

6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.

2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:

1) разработка и внедрение передовых технологий, в том числе информационных технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;

2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;

4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;

7) обеспечение рационального использования ресурсов;

8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Статья 4. Принципы стандартизации

Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;

3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;

7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

9) непротиворечивость документов национальной системы стандартизации и сводов правил, отсутствие в них дублирующих положений;

10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

Источник

Принципы стандартизации

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Субъекты стандартизации

В зависимости от сферы распространения и статуса различают уровни и подуровни субъектов (табл. 2).

Таблица 2 – Уровни и подуровни субъектов стандартизации

image011

Рис. 5. – Принципы стандартизации и их взаимосвязь:

1 – правовые принципы, регламентируемые ФЗ;

2 – принципы, определенные дополнительно ГОСТ Р 1.0-04 (п.4)

Правовые принципы устанавливаются в ФЗ (ст. 12).

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

1) добровольного применения стандартов;

3) приоритета применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и/или технологическим особенностям либо по иным основаниям или РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта либо отдельного его положения;

4) единообразия применения стандартов;

5) недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 ФЗ;

6) недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Добровольность применения стандартов основывается на установлении в них требований только на добровольной основе. Обязательные требования в соответствии с упомянутым ФЗ устанавливаются техническими регламентами.

Однако соблюдение требований на добровольной основе может стать обязательным при следующих условиях:

640 1

— если при заключении договоров поставки (или купли-продажи) в них указывается, на основании каких документов будет осуществляться приемка товаров по качеству (или требованиям каких документов должен соответствовать товар);

— при указании на маркировке сведений о ГОСТ Р, ГОСТ, ТУ и других НДах.

В данном случае такая информация необходима для создания потребительских предпочтений, а также уверенности получателя в том, что он приобретет на основании заключенного договора товары надлежащих уровней качества и конкурентоспособности.

Взаимовыгодность состоит в максимальном учете при разработке стандартов законных интересов всех лиц, обеспечивающих проектирование, производство и товародвижение объектов до конечного потребителя. Именно этот принцип обусловливает достижение эффективности результатов стандартизации, экономии ресурсов, применимости стандартов. В то же время на данном принципе базируются другие принципы: комплексность, совместимость, проверяемость требований.

Примером взаимовыгодности может служить ограничение допускаемых отклонений минимальным уровнем, не влияющим существенно на качество. Регламентация таких отклонений учитывает интересы и возможности производителей, не ущемляя при этом интересов потребителей. Например, технологические возможности производства не позволяют предотвратить механическое разрушение и полную отбраковку битых ядер у гречневой, рисовой и других видов круп. Допуск их в пределах минимально допустимых норм не ухудшает значительно качество каш из таких круп.

Приоритет применения международного стандарта как основы для разработки национального стандарта обусловлен необходимостью гармонизации стандартов разных уровней для облегчения товарообмена и взаимопонимания. Этот принцип имеет определенные ограничения: невозможность применения международных стандартов вследствие национальных, климатических, географических, технологических или иных особенностей России. Указанный принцип не распространяется на стандарты организаций.

Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции и иных объектов заключается в том, что требования стандартов не должны затруднять производственную, коммерческую и иную деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления любых ограничений, кроме обязательных или отсутствие которых ухудшает качество объекта стандартизации. Например, не обоснованы ограничения выпуска и реализации продукции, если у производителя или продавца имеются все необходимые для этого условия.

Недопустимость противоречий требований стандартов требованиям технических регламентов означает, что требования на добровольной основе не должны создавать ситуацию, когда их выполнение приводит к утрате безопасности и других обязательных требований. Например, регламентацию таких условий и сроков хранения, при соблюдении которых происходит порча скоропортящихся продуктов питания.

Указанные правовые принципы, регламентируемые ФЗ, в ГОСТ Р1.0-04 дополнены рядом таких научных и организационных принципов, как достижение консенсуса, обеспечение объективности контроля, комплексности, доступности представления информации по стандартам. Вместе с тем определяемые ранее действовавшей Государственной системой стандартизации научные и организационные принципы не утратили своей актуальности (например, динамичность, эффективность, опережаемость, совместимость, взаимозаменяемость, применимость), поэтому они также отражены на рис. (структура субъектов метрологии) и рассмотрены по тексту.

К научным относятся принципы эффективности, динамичности, комплексности, перспективности, опережаемости, предпочтительности.

Принцип эффективности заключается в том, что разработка правил и характеристик стандартов осуществляется с целью достижения максимально возможного социального, технического и экономического эффекта при условии соблюдения установленных требований. Например, установление в стандартах определенных допусков и различий в значениях показателей качества имеет социальный и экономический эффект, так как позволяет устанавливать разные цены и учитывать запросы потребителей, в том числе и к уровню цен. Регламентация в стандартах на методы хранения оптимальных режимов обеспечивает минимизацию потерь, а также затрат на хранение, что в конечном счете повышает эффективность этого этапа товародвижения.

Комплексность стандартизации обусловлена разработкой правил и характеристик взаимосвязанных объектов, включая метрологическое обеспечение, путем согласования требований к этим объектам и увязкой сроков введения НДов по стандартизации. Так, разработке стандартов на продукцию должна предшествовать или сопутствовать разработка стандартов на термины, сырье, процессы упаковки и маркировки.

Перспективность заключается в установлении требований в стандартах, соответствующих достижениям науки, техники и технологии с учетом имеющихся ограничений по их реализации. Особенностью этого принципа является достижимость таких требований на момент их разработки.

Опережаемость состоит в том, что в НДах устанавливается определенная часть завышенных требований, что стимулирует совершенствование технологий с целью обеспечения этих завышенных требований.

Принцип предпочтительности. Обычно типоразмеры деталей и типовых соединений, ряды допусков, посадок и др. параметры стандартизируют одновременно для многих отраслей промышленности, поэтому такие стандарты охватывают большой диапазон значений параметров. Чтобы повысить уровень взаимозаменяемости и уменьшить номенклатуру изделий и типоразмеров заготовок, размерного режущего инструмента, оснастки, скорость и т.д., используемых в той или иной отрасли промышленности, а также, чтобы создать условия для эффективной специализации и кооперирования заводов, удешевления продукции, при унификации и разработке стандартов применяют принцип предпочтительности.

Принцип предпочтительности является теоретической базой современной стандартизации. Согласно этому принципу устанавливают несколько рядов значений стандартизируемых параметров с тем, чтобы при их выборе первый ряд предпочесть второму, второй – третьему.

В соответствии с этим ряды предпочтительных чисел должны удовлетворять следующим требованиям:

— представлять рациональную систему градаций, отвечающую потребностям производства и эксплуатации;

— быть бесконечными в уменьшении и увеличении числе;

— включать все последовательные десятикратные или дробные значения каждого числа ряда;

— быть простыми и легко запоминающимися.

Организационные принципы включают такие принципы, как управление многообразием, совместимость, взаимозаменяемость, применимость, доступность предоставления информации, исключение дублирования и др.

Управление многообразием обеспечивается за счет достижения оптимальной степени упорядочения в различных областях народного хозяйства посредством установления положений для всеобщего и многократного применения. Например, требования стандартов, устанавливаемые для многократного применения, позволяют производить и реализовать продукцию аналогичного качества от разных организаций-изготовителей и независимо от их местонахождения.

Реализация этого принципа в значительной мере определяется эффективностью, динамичностью и комплексностью стандартизации.

Принцип совместимости неразрывно связан с научным принципом комплексности. Реализация этих принципов на практике обусловливает возможность сборки готового изделия из комплектующих изделий, запасных деталей, сохранности разных видов продукции при соблюдении условий хранения с учетом совместимости. Кроме того, при поломке каких-то деталей их можно заменить аналогичными, совместимыми деталями. Совместимость важна и для упаковки с угiаковываемым товаров.

При нарушении этого принципа происходит порча товара за счет перехода в него отдельных веществ упаковки или утрата части товара (например, впитывание жира при упаковывании жиросодержащих продуктов в оберточную бумагу или полиэтиленовую пленку).

Применимость заключается в том, что НДы по стандартизации, разрабатываемые на основе взаимного стремления всех заинтересованных сторон к достижению согласия, должны быть пригодны для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Применимость обусловлена целесообразностью разработки стандартов с позиций их социальной, технической и экономической значимости, необходимости и возможности применения. Применимость НДов по стандартизации во многом определяется их взавмовыгодностью и перспективностью: Например, установление завышенных требований, не обеспеченных материальными и технологическими ресурсами, приводит к тому, что эти требования оказываются недостижимыми.

Четкость и ясность изложения стандартов для обеспечения однозначности понимания их требований достигается за счет доступной формулировки требований НДов по стандартизации. Недопустима вольная трактовка таких требований с учетом интересов отдельных сторон, приводящая к нарушению принципа взаимовыгодности. Кроме того, реализация этого принципа обеспечивается применением стандартизированных и/или общепринятых терминов.

Доступность представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев, достигается представлением официальной информации о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах. Заинтересованные лица могут приобретать утвержденные стандарты за определенную плату или ознакомиться с ними в Информационном фонде стандартов, в библиотеке и на сайте Ростехрегулирования.

Стандарты организаций (СТО) являются их интеллектуальной собственностью, и если они не составляют предмет коммерческой тайны, то по разрешению их владельцев с ними можно ознакомиться. Кроме того, получатель товаров, качество которых регламентируется СТО, может включить в договор поставки требование предоставления или возможности ознакомления с этим документом.

Закрытой является информация, не только составляющая коммерческую, но и государственную тайну (например, требования национальных военных стандартов).

Исключение дублирования разработки стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты. Данный принцип предусматривает, что не должны разрабатываться национальные стандарты и стандарты организаций на близкие по назначению объекты, даже если в них не будет противоречия, поскольку один из аналогичных стандартов на близкие объекты может содержать заниженные требования. Это создает возможность изготовителю выбирать наиболее удобные для него НДы, ущемляя тем самым интересы потребителей.

Обеспечение возможности объективного контроля предполагает включение в стандарты номенклатуры таких показателей, по которым возможно получение достоверных и объективных значений. Объективность контроля обеспечивается разработкой и применением методов контроля, позволяющих получать достоверные и воспроизводимые результаты. для этих целей в стандарты на методы испытаний иногда вводят арбитражные методы.

В ст. 5 проекта закона о стандартизации указанные ранее принципы дополнены следующими:

— соответствия стандартов законодательству;

— открытости процессов разработки стандартов;

— обеспечения права участия всех заинтересованных сторон в разработке стандартов;

— организации и проведение работ по стандартизации через технические комитеты по стандартизации;

— гармонизации требований национальных стандартов с международными, региональными и межгосударственными стандартами;

— доступности представления информации о стандартах всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. На рис. 6 представлены широко применяемые в работах по стандартизации методы.

Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации.

Упорядочение объектов стандартизации

image012

Рис.6. Методы стандартизации

Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации. Примером результата работы по систематизации продукции может служить общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который систематизирует всю товарную продукцию (прежде всего по отраслевой принадлежности) в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.

Процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно. Им предшествуют классификация и ранжирование объектов и специальный анализ перспективности и сопоставления объектов с будущими потребностями. Так, при разработке первого ГОСТа на алюминиевую штампованную посуду были классифицированы по вместимости выпускаемой в тот период кастрюли. Их оказалось 50 типоразмеров. Анализ показал, что номенклатуру можно сократить до 22 типоразмеров, исключив дублирующие емкости. Были исключены емкости 0,9; 1,3; 1,7 л, которые оказались лишними при наличии в номенклатуре посуды вместимостью 1,0 и 1,5 л.

Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также значений всех других показателей качества и экономичности.

В отличие от работ по селекции и симплификации, базирующихся на несложных методах оценки и обоснования принимаемых решений, например экспертных методах, оптимизацию объектов стандартизации осуществляют путем применения специальных экономико-математических методов и моделей оптимизации. Целью оптимизации является достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию.

Параметрическая стандартизация.

Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования:

1) размерные параметры (размер одежды и обуви, вместимость посуды);

2) весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря);

3) параметры, характеризующие производительность машин и приборов (производительность вентиляторов и полотеров, скорость движения транспортных средств);

4) энергетические параметры (мощность двигателя и пр.).

При создании, например, размерных рядов одежды и обуви производятся антропометрические измерения большого числа мужчин и женщин разных возрастов, проживающих в различных районах страны. Полученные данные обрабатывают методами математической статистики.

Введение современной системы предпочтительных рядов чисел, основанных на геометрической прогрессии, связано с именем французского инженера Шарля Ренара, который разработал спецификацию на диаметры хлопчатобумажных канатов для аэростатов с таким расчетом, чтобы их могли изготовлять заранее, независимо от места эксплуатации. ГОСТ 8032 предусматривает 4 основных ряда предпочтительных чисел (табл. 3).

Условное обозначение ряда Знаменатель прогрессии Количество членов в десятичном интервале
R5 image014 5
R10 image016 10
R20 image018 20
R40 image020 40

В области радиоэлектроники в качестве руководящего документа Международной электротехнической комиссией принята Публикация 63 «Ряды предпочтительных величин для резисторов и конденсаторов», предусматривающая систему предпочтительных чисел в виде рядов Е3, Е6, Е12, Е24, Е48, Е96, Е192. Принцип построения указанных рядов аналогичен принципу, положенному в основу построения рядов Ренара.

Унификация продукции.

Унификация базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции.

Основными направлениями унификации являются:

1) разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;

2) разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;

3) разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции межотраслевого применения;

4) ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.

Т.е. к основным направлениям работ по унификации не относится разработка принципиально новых изделий.

Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.

В зависимости от области проведения унификация изделий может быть межотраслевой (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности), отраслевой и заводской (унификация изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием).

В зависимости от методических принципов осуществления унификация может быть внутривидовой (семейств однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).

При этом в общее число деталей (кроме оригинальных) входят стандартные, унифицированные и покупные детали, а также детали общемашиностроительного, межотраслевого и отраслевого применения.

Коэффициент применяемости можно рассчитывать применительно к унификации деталей общемашиностроительного (ОМП), межотраслевого (МП) и отраслевого (ОП) применения.

В планах повышения уровня унификации машиностроительной продукции предусматривается снижение доли оригинальных изделий и соответственно повышение доли изделий (деталей, узлов) ОМП, МП, ОП:

Коэффициенты применяемости могут быть рассчитаны: для одного изделия; для группы изделий, составляющих типоразмерный (параметрический) ряд; для конструктивно-унифицированного ряда.

Агрегатирование — это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости. Другое определение – создание изделий из унифицированных элементов путем их установки в различном числе и различных сочетаниях.

Например, применение в мебельном производстве щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при разли4ной комбинации этих элементов 52 вида мебели.

Комплексная стандартизация.

В связи с резким сокращением финансирования работ по стандартизации в последнее десятилетие работы по комплексной стандартизации выполняются в очень ограниченном объеме, в основном в рамках федеральных целевых программ, которые содержат раздел по нормативному обеспечению качества и безопасности работ и услуг

В настоящее время реализуется программа комплексной стандартизации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». В разработке стандартов для указанной программы принимает участие около 60 организаций.

Опережающая стандартизация.

Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Примером могут служить разработанные в США в конце 60-х гг. стандарты на предельно допустимое содержание основных токсичных компонентов отработанных газов, обязательное для вновь выпускаемых легковых автомобилей. Эти стандарты предусматривали обязательное ежегодное (начиная с 1970 г.) снижение содержания в продуктах сгорания токсичных компонентов, в результате к 1975 г. они были сведены к реально достижимому минимуму.

К опережающей стандартизации можно отнести применение в стандартах отраслей (стандартах предприятия, стандартах общественных организаций) прогрессивных международных стандартов и стандартов отдельных зарубежных стран до их принятия в России в качестве национальных.

За рубежом существует категория «предварительных стандартов», в которых оперативно закрепляются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector