Что такое судьба в литературе определение

Значение слова «судьба»

android bar znachenije

1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств (по суеверным представлениям — сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни). Покориться судьбе. Благодарить судьбу. Удары судьбы.[Самозванец:] Все за меня: и люди и судьба. Пушкин, Борис Годунов. — В молодости, Нивельзин, я предполагал быть ученым. Тоже, математиком, как вы. Судьба решила иначе, — и вот, в тридцать лет, я сделался драгунским офицером. Чернышевский, Пролог.

2. Участь, доля, жизненный путь. Жаловаться на свою судьбу. Связать свою судьбу с кем-л.От своей судьбы не уйдешь. Поговорка. В моей судьбе все переменилось, и все к лучшему переменилось. Достоевский, Бедные люди. Она рассказала ему свою судьбу, как она осиротела, как ее тетка взяла, как отдали в город. Л. Толстой, Алеша Горшок. || Дальнейшее существование, будущность кого-л. Устроить свою судьбу. □ Супруга Бибикова просила обеспечить судьбу одного из родственников ее мужа, служившего под его начальством. Пушкин, История Пугачева. Он дал ей почувствовать, что судьба ее детей в его руках и что без него она их не поместит на казенный счет. Герцен, Былое и думы.

3. обычно мн. ч. (су́дьбы, су́деб и устар. суде́б). История существования, развития чего-л. Исторические судьбы народных песен. Театральная судьба пьес Чехова.Вопрос о геологической судьбе Каспийского моря принадлежит к числу самых загадочных в науке. Чернышевский, Записки императорского Русского географического общества. || Дальнейшее существование, будущность. Судьбы человечества. Судьбы революции.[Михалевич] развивал свои воззрения на судьбы России. Тургенев, Дворянское гнездо. [Басов] уехал в Петербург, чтобы решить окончательно дальнейшую судьбу своих золотых приисков. Саянов, Лена.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В русском языке синонимом слова судьба является слово удел или суд Божий.

СУДЬБА’, ы́, мн. су́дьбы, су́де́б, су́дьба́м, ж. 1. Стечение обстоятельств (первонач., в мифологии и мистических представлениях, потусторонняя сила или воля божества, предопределяющая всё, что происходит в жизни). Опять увидеть их мне суждено судьбой. Грибоедов. Перетерпев суде́б удары, окрепла Русь. Пушкин. Судьба вчера свела случайно нас. Лермонтов. С детства судьба не взлюбила тебя. Некрасов. Пока я волновался и строил различные планы, судьба уже порадела обо мне. Тургенев. Вышел с честью из всех потасовок, которыми судьбе угодно было награждать его. Салтыков-Щедрин. 2. Участь, доля, жизненный путь. Моей судьбы не разделишь со мною. Пушкин. Пускай горька моя судьба — я буду ей верна. Некрасов. Нас всё соединяет: сходство жизненных судеб, одинаковость убеждений. Тургенев. Она выказала искреннее участие в судьбе брата. Тургенев. || преимущ. мн. Обстоятельства, условия дальнейшего существования, будущность. Нет нужды доказывать, что

успехи эти имеют величайшее значение для судеб нашей страны, для всего рабочего класса, как руководящей силы нашей страны, наконец, для самой партии.

Сталин (об успехах колхозного движения). — Война была величайшим переломом в жизни народов, в жизни международного рабочего класса. Она поставила на карту судьбы государств, судьбы народов, судьбы социалистического движения. История ВКП(б). ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

судьба́

1. удел, предопределённый или складывающийся независимо от воли человека ход его жизни; персонализованная или безличная сила, управляющая событиями жизни ◆ Зато судьба заботливо выручала его из отчаянных положений, оттаскивала за волосы, за шиворот от самого края… Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ)

2. жизненный путь, совокупность событий, обстоятельств жизни, существования кого-либо, чего-либо ◆ Я хочу доказать, что нотки архаизма в творчестве Бунина заведомо обусловили судьбу эмигранта. Сергей Довлатов, «Иная жизнь», 1984 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Окна нашей комнаты выходили как раз на монастырь, и мы были свидетелями его печальной судьбы. И. К. Архипова, «Музыка жизни», 1996 г. (цитата из НКРЯ)

3. дальнейшее существование, будущее кого-либо, чего-либо ◆ Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счёт ухудшения судьбы других. Стругацкие, «Трудно быть богом», 1963 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова волхв (существительное):

Источник

Судьба

В мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Идею С., абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект — аспект несвободы, следует четко отличать не только от научного представления о каузальной детерминации (Причинность), но и от религиозного представления о телеологической детерминации («провидение», Предопределение). Обусловленность следствия причиной может быть познана умом человека, и даже цели «провидения» предполагаются ясными, по крайней мере, для ума самого бога. Напротив, в понятие С. обычно входит не только непознаваемость для человеческого интеллекта — она «слепа» и «темна» сама по себе. В древнегреческой мифологии С. персонифицируется (триада женских образов — Мойры, у римлян — Парки) как бы на границе личного и безлично-родового; богини С. имеют личный произвол, но у них нет отчётливой «индивидуальности». Недаром верящие в С. всегда пытались лишь «угадывать» её в каждой отдельной ситуации, но не познать её; в ней принципиально нечего познавать.

Идея С. как противоположность идеи Свободы социальна и постольку исторична. Первобытное общество предполагает тождество свободы и несвободы для своих членов, не отделивших ещё своей личной сущности от родового бытия. Поэтому С. не отделяется здесь принципиально ни от естественной причинности, ни от воли духов. Лишь становление государства и цивилизации разводит эти понятия. Для ранней античности бытие человека органически определено его «долей» в полисном укладе (С. как «доля» — таково значение слова «мойра»). В античной жизни огромную роль играли различные способы гадания и предсказания С., связь которых с мировоззрением полисного мира подметил ещё Гегель (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 68—69). Концепция «мойры» не лишена этического смысла: С. понимается как слепая, тёмная, безличная справедливость, не заинтересованная в каком-либо частном бытии и спешащая растворить его во всеобщем, осуществляя «возмездие». Беспощадна античная С. даже к богам, что в конце концов утешительно, ибо подданные Зевса знают, что и для его произвола есть предел (среднюю трагедию Эсхила «Прометей Прикованный»). С кризисом полисного уклада вместо «мойры» на первый план выходит «тюхе», то есть С. как удача, случайность., В эпоху эллинизма человек ожидает получить не то, что ему «причитается» по законам традиционного уклада, но то, что ему «выпадает» по законам азартной игры: обстоятельства делают солдат царями, ставят жизнь народов в зависимость от случайных придворных событий. С торжеством Римской империи С. осмысливается как всеохватывающая и непреложная детерминация, отчуждённая от конкретного бытия человека, — фатум. От «фатума» так же невозможно уйти, как от администрации Рима, и так же мало, как власть цезарей, он считается с органичной жизнью человека или народа. Со времён Посидония (См. Посидоний) идея С. всё ещё связывается с теорией и практикой астрологии (См. Астрология); человеческая несвобода доходит уже не до рубежей империи, но до звёздных сфер. Христианство противопоставило идее С. веру в осмысленное действие «провидения». Поскольку, однако, иррациональность человеческих отношений и мистификация власти сохраняли свою силу, идея С, не умерла. Несмотря на все нападки теологов, в течение средневековья держался авторитет астрологии; интерес к ней сильно оживил Ренессанс со своим тяготением к натуралистическому магизму. В новое время развитие естественнонаучного мировоззрения оттесняет идею С. в сферу обывательских представлений. Своеобразное возрождение понятия С. происходит в конце 19 в, в философии жизни (См. Философия жизни). Слово «С.» начинает связываться с требованием иррациональной активности, что получило свою предельную вульгаризацию в идеологии нацизма, превратившего понятие С. в инструмент официозной пропаганды.

Значения в других словарях

Источник

Судьба в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Судьба в русской литературе.

Ни для кого не секрет, что русская литература имеет большую мировую ценность, а ее произведения отличаются от зарубежных. Шедевры русской классики – одни из наиболее популярных, актуальных и читаемых произведений и в нынешнее время. Чем же отличается русская литература от литературы иных народов?

Ответ простой: в каждом произведении отечественной литературы будь то книга, роман, поэма или рассказ – везде присутствует тема влияния судьбы на действия и восприятие героя. Именно исконно русская надежда на «судьбу», на счастливую случайность отличает все произведения русской литературы.

Вера в судьбу (или в рок) – это вера в фатальные события, которые предназначены человеку свыше, кем-то более сильным и знающим, и на которые сам человек не в силах повлиять.

Вера в случайность – вот что отличает русского персонажа от зарубежного. Какое бы произведения мы не взяли – везде присутствует эта вера не в собственные силы, прежде всего, а в нечто более высокое и справедливое.

Известно, что в каждой стране разное восприятие мира и взгляда на судьбу. Если брать большее количество писателей, то можно увидеть различия восприятия судьбы в произведениях литературы. Чем же отличается «судьба» в русской литературе? К подобным различиям можно отнести:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно прийти к выводу о том, что судьба в русской литературе может носить как случайный, независимый характер, так и являться одним из ключевых персонажей. В любом случае, судьбе отводится большая роль в русской литературе, что отличает восприятие мира русского человека, от противоположного, экзистенциального восприятия иностранца.

Значение судьбы в русской литературе

Как мы уже выяснили, судьба в русской литературе играет огромную роль. Как же судьба в русской литературе влияет на произведение, а также на восприятие самого проявления «судьбы» или вмешательства «рока» самим героем произведения? Какое же именно значение она оказывает на произведения русской литературы:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что судьба и ее проявления играют большую роль в русской литературе. Именно восприятие героем судьбы отличает произведения русской литературы от зарубежных. Судьба в произведениях русской литературы носит случайных характер и не подчиняется человеку, в отличии от зарубежных произведений, где герой имеет скорее экзистенциальное восприятие судьбы, то есть верит не в рок, а в себя и в свои собственные силы. Именно этим произведения русской литературы отличаются от других, в которых судьбе не придается настолько огромное и, зачастую, фатальное значение.

Итак, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу, что судьба имеет огромное значение и место в русской литературе. Проявления судьбы встречаются во всех произведениях. Они играют роль в формировании сюжета и восприятия произведения в целом. Именно тема судьбы в русской литературе делает ее отличной от других и неповторимой, выделяя русскую литературы из всех остальных.

Источник

Значение слова « Судьба »

В словаре Ожегова

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

судьбина, рок, удел, жребий, доля, участь, счастье, будущность, грядущее, предназначение, предопределение, провидение; кому суждено, дано, предопределено, на роду написано, выпало на долю, такая судьба выпала, досталась, рок судил что; улыбка счастья, рука судьбы, десница рока, карьера, линия, полоса, талант, планида, звезда, пути божии, чаша сия, гороскоп; фатум, фортуна; кисмет, колесо фортуны, парки, крест, перст божий, перст судьбы, колесо счастья, планета, недоля, жеребий, будущее, поприще, мойры, тюхе, перспектива

В словаре Энциклопедии

в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум). Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В кон. 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.

В словаре Синонимов 2

сущ1. судьбина, рок, фатум, фортуна2. участь, удел, судьбина, доля, жребий, планида

В словаре Синонимы 4

будущее, будущность, грядущее, доля, жеребий, жребий, кисмет, линия, мойра, парка, планида, поприще, предел, предназначение, предопределение, провидение, рок, судьбина, счастье, талан, тюхе, удел, участь, фатум, фортуна, чаша

Источник

Значение слова судьба

Словарь Ушакова

Словарь Ожегова

СУДЬБА, ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам, ж.

1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы.

2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных.

3. История существования кого-чегон. У этой рукописи интересная с.

4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.

5. в знач. сказ., кому с неопр., обычно с отриц. То же, что суждено (см. судить ). Видно, не с. с ним увидеться.

Какими судьбами?! (разг.) радостное восклицание при неожиданной встрече в знач. как получилось, что мы встретились?

Судьба индейка (разг. шутл.) о незадачливой доле, трудной судьбе.

Словарь Ефремовой

Энциклопедический словарь

в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум). Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В кон. 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.

Большая Советская Энциклопедия

в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Идею С., абсолютизирующую в явлении детерминации только один аспект ≈ аспект несвободы, следует четко отличать не только от научного представления о каузальной детерминации ( причинность ), но и от религиозного представления о телеологической детерминации («провидение», предопределение ). Обусловленность следствия причиной может быть познана умом человека, и даже цели «провидения» предполагаются ясными, по крайней мере, для ума самого бога. Напротив, в понятие С. обычно входит не только непознаваемость для человеческого интеллекта ≈ она «слепа» и «темна» сама по себе. В древнегреческой мифологии С. персонифицируется (триада женских образов ≈ Мойры, у римлян ≈ Парки) как бы на границе личного и безлично-родового; богини С. имеют личный произвол, но у них нет отчётливой «индивидуальности». Недаром верящие в С. всегда пытались лишь «угадывать» её в каждой отдельной ситуации, но не познать её; в ней принципиально нечего познавать.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— см. Доля, Мойры и Фатум.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: рок, фатум, доля, фортуна

Фразеологический словарь русского языка

Фразеологический словарь (Волкова)

Вы здесь? Какими судьбами? аршин.

Вправе ли он оставить его на произвол судьбы? Гончаров

Не судьба ему жить здесь.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека; рок.

* Удары судьбы. Судьба развела. *

* Узнать о судьбе отца. *

3. книжн. История существования чего-н.

* Книги имеют свою судьбу. *

* Забота о судьбах Родины. *

Гаспаров. Записи и выписки

♦ И. О.: «На Олимпе было решено, что греки и троянцы взаимоистребятся, но не было решено, кто кого; поэтому боги разделились в поддержках» итд. А Троя потом продолжала существовать незримо, как град Китеж.

♦ «В книгу вошли произведения более ста поэтов только с законченными судьбами» («Песнь любви», 1988).

Культурология. Словарь-справочник

в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (др.гр. Мойра), как удача и случайность (Тюхе), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум). Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.

☼ понятие-мифологема, выражающее идею детерминации как несвободы. От понятия С. следует отличать два другие понимания детерминации, оставляющие место свободе: научное, т. е. каузальную детерминацию (причинность), и теологическое, т. е. смысловую детерминацию (Провидение, предопределение). Каузальное понимание допускает возможность выйти за пределы необходимости, проникнуть в ее механизм и овладеть им. При теологическом понимании человеку предлагается увидеть бытие как бесконечную глубину смысла, как истину, что опять-таки связано с идеей свободы: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ии. 8:32). В обоих случаях содержание понятий «познание» и «свобода» весьма различно, но связь между ними очевидна. Напротив, С. не только скрыта от человеческого ума (как многие каузальные связи), не только непознаваема (как и Провидение) — она «слепа» и «темна» безотносительно к познающему субъекту, по самому своему бытию. С. не просто скрыта в некоей темноте, но сама есть темнота, не высветленная никаким смыслом, — и притом именно в качестве несвободы. У С. есть (в глазах верящего в нее) реальность, но нет никакой «истинности», а поэтому ее можно практически угадывать методами гадания, ведовства, мантики, но ее немыслимо «познать», ибо в ней принципиально нечего познавать.

Идея С. связана с двумя различными измерениями человеческого существования: биологическим и социальным. Первое дает переживание слепой неотвратимости жизненного цикла: бессознательный ритм крови и пола, принудительность инстинктов, подневольный путь к изнашиванию тела, одряхлению и смерти, только на исходе которого человек наконец оказывается «на своем месте», как говорит древнеегипетская погребальная песня арфиста (см. М. Э. Матъе, Древнеегипетские мифы, М.-Л., 1956, с. 78). Внеисторичность характерна для внешнего облика идеи С, поскольку история предполагает момент свободного человеческого действования, а С. отрицает его. Однако на более глубоком уровне идея С, т. е. несвободы, как и соотнесенная с ней идея свободы, насквозь социальна; мало того, природная несвобода в большой степени служит для человеческого сознания лишь символом социальной несвободы. Характерна этимология русского слова «судьба», находящая аналогии во многих языках: С. есть «суд», «приговор», но не в смысловом аспекте справедливости (как, скажем, Суд теистического Бога), а в иррациональном аспекте принуждения, суд, увиденный глазами человека, которого «засуживают» (срв. «Процесс» Кафки). В символике суда и приговора социальная природа идеи С. выступает с полной ясностью: С. — это вещно-ненроницаемое, неосмысленное и неотвратимое в отношениях между людьми. В силу своей социальности идея С. исторична и претерпевает изменения в связи с метаморфозами идеи свободы.

С кризисом полисного уклада идея С. претерпевает существенную метаморфозу. Вместо «Мойры» на первый план выходит «Тюхе» (Ти%Г|— букв, «попадание»), С. как удача, случайность. Человек эллинизма ожидает получить уже не то, что ему «причитается» по законам традиционного уклада, но то, что ему «выпадает» по законам азартной игры: обстоятельства делают солдат царями, ставят жизнь народов в зависимость от пустяковых придворных событий, переворачивают общественные отношения. Государство отчуждается от микросоциума полисной общины, власть уходит в руки чиновников, в мировые столицы; соответственно и «Тюхе» отчуждена от человека, не связана с его формой существования, не органична для него. Однако заманчивым утешением оказывается подвижность такой С, неисчерпаемость и незамкнутость содержащихся в ней возможностей. Поэтому Тюхе (у римлян — Фортуна) все же осмысляется как «Добрая Удача», как богиня, которую пытаются расположить в свою пользу — усерднее, чем старых полисных богов. Конец эллинизму кладет Римская империя. С торжеством ее и подчинением всего одному принципу С. осмысливается как всеохватывающая и неотменяемая детерминация, отчужденная от конкретного бытия индивида, но, в отличие от Тюхе, обретающая в самой себе последовательность и необходимость — «фатум». От «фатума» так же невозможно уйти, как от администрации мировой державы, и так же мало, как власть цезарей, он считается с внутренней формой существования человека или народа. Индивид оказывается расщепленным на то, что он есть внутри себя, и то, чем он принужден быть по воле С. Эта ситуация служит темой «Энеиды» Вергилия: Эней постоянно делает обратное тому, что для него естественно делать (герой, он покидает гибнущую родину; влюбленный, он бросает любящую и любимую женщину; миролюбец, он ведет нескончаемые войны), ибо он — исполнитель исторической миссии. По афоризму Сенеки, С. ведет послушного и силой влечет непокорного. Идея С. со времен Посидония приобретает космологические измерения и все чаще окрашивается в тона астрологии: человеческая несвобода доходит уже не до рубежей империи, но до звездных сфер. В то же время унифицированность и неотступная последовательность фатума придают ему черты как бы Провидения, ибо трудно представить себе, что столь логичное движение бессмысленно (здесь играла роль и официозная идеология цезарей, желавших представить весь мировой процесс как дорогу, ведущую к ним). Так в поздне-античную эпоху идея С. была доведена до предела и одновременно начала выявлять противоположные своей сути возможности.

Вызов культу С. был брошен иудейско-христианским теизмом. Библия представляет мировой процесс как открытый диалог Творца и творения, в котором нет места С. Талмуд многократно осуждает веру в С. (Т. J. Sab. VI, § 8, 1.8 15); по иудаистской легенде, гороскоп праотца иудеев Авраама гласил, что у него не будет детей, так что само рождение Исаака и происхождение «избранного народа» уже было прорывом роковой детерминации (Sab. 156a fin,). В этом же смысле ранние христиане верили, что вода крещения смывает полученную при рождении печать созвездий и освобождает из-под власти С. Там, где торжествовал теизм, С. должна была уйти из сферы мифа и философских умозрений в мир житейских понятий и народных суеверий. Христианская совесть противостоит языческой С. Все существенное в жизни человека христианской культуры происходит по ту сторону С, как это можно проиллюстрировать на примере гётевской Гретхен: безвольная вовлеченность в ряд преступлений есть С, но по-настоящему решающий момент в тюрьме, когда Гретхен отказывается бежать и выбирает казнь, уже не имеет никакого отношения к С.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector