Что такое суеверие простым языком

Суеверия

Суеве́рие – пред­рас­су­док, сует­ная, ложная вера, кото­рой про­ти­во­по­став­ля­ется вера истин­ная; явля­ется одной из форм идо­ло­по­клон­ства.

Как пра­вило, внеш­ним обра­зом суе­ве­рие про­яв­ляет себя на пове­ден­че­ском уровне в упро­щен­ных обря­до­вых формах: исполь­зо­ва­нии талис­ма­нов, маги­че­ских жестах и прочих вещах, свя­зан­ных с апо­тро­пией (т. е. маги­че­ским риту­а­лом, пред­на­зна­чен­ным для обе­ре­га­ния от зла). Особое место в суе­ве­рии зани­мают при­меты: опре­де­лен­ным собы­тиям при­пи­сы­ва­ется про­гно­сти­че­ское зна­че­ние.

Суе­ве­рие осуж­да­ется Словом Божиим ( Втор. 18:10-14 ; 1Тим. 4:7 ). Запо­ведь «не делай себе кумира» ( Исх.20.4 ) воз­ла­гает на чело­века ответ­ствен­ность за то, чтобы рели­ги­оз­ное покло­не­ние не ста­но­ви­лось суе­вер­ным, чтобы оно совер­ша­лось в духе истины. К сожа­ле­нию, в исто­рии рели­гий нередки под­мены веры суе­ве­рием. «Суе­вер­ные при­меты в мир­ских людях сопро­тив­ля­ются вере в Про­мысл Божий; а в нас, мона­хах, – духов­ному разуму», пишет прп. Иоанн Лествич­ник.

Осно­ва­ние суе­ве­рия заклю­ча­ется в духов­ном неве­же­стве – недо­статке пра­виль­ных рели­ги­оз­ных позна­ний, в лег­ко­мыс­лен­но­сти, а глав­ное – в сла­бо­сти или отсут­ствии истин­ной веры.

В чем сущ­ность суе­ве­рия?

Сущ­ность суе­ве­рия заклю­ча­ется в том, что суе­вер­ный чело­век при­над­ле­жа­щее только Богу при­пи­сы­вает тво­ре­нию и, вместо того, чтобы наде­яться на Бога, воз­ла­гает свои упо­ва­ния на тварей.

Откуда берутся суе­ве­рия?

Одна из наи­бо­лее частых причин воз­ник­но­ве­ния суе­ве­рий – малая воцер­ко­в­лен­ность. Как пра­вило, суе­вер­ные люди довольно редко ходят в храм, а если и ходят, то не раз­ви­ва­ются пра­вильно в духов­ном отно­ше­нии: редко молятся, редко читают духов­ную лите­ра­туру, редко испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Таин. Или вовсе этого не делают. Можно ска­зать, что они будто бы «зазем­ли­лись», зацик­ли­лись на мате­ри­аль­ном. Но и они в своих невзго­дах и неуря­ди­цах ищут спа­се­ния, как они это пони­мают. Таким якорем спа­се­ния для них явля­ются мате­ри­аль­ные вещи, кото­рым при­да­ется таин­ствен­ное мисти­че­ское зна­че­ние. Про­ис­хо­дит страш­ное и воис­тину сата­нин­ское дело: чело­век (образ и подо­бие Божье) начи­нает покло­няться мате­ри­аль­ным вещам, судьба кото­рых: обра­титься в прах. Так рож­да­ется суе­ве­рие – вера всуе, то есть напрас­ная сует­ли­вая вера, не при­но­ся­щая ника­кого духов­ного плода. Так раз­ви­ва­ется совре­мен­ное неоязы­че­ство. Можно ска­зать, суе­ве­рие подобно кри­вому стеклу, иска­жа­ю­щему наш взгляд.

Какие бывают суе­ве­рия?

Все суе­ве­рия делятся на несколько групп. К наи­бо­лее зна­чи­тель­ной группе при­над­ле­жат язы­че­ские суе­ве­рия. Эти суе­ве­рия напря­мую свя­заны с анти­хри­сти­ан­ским язы­че­ским миро­со­зер­ца­нием. Они имеют свои истоки в поли­те­и­сти­че­ских рели­гиях, кото­рые отри­цают бытие Еди­ного и Един­ствен­ного Бога, отвер­гают Его как Един­ствен­ного Творца мира. Вместо Бога они обо­жеств­ляют создан­ные Богом явле­ния твар­ного мира, наде­ляя их свой­ствами Боже­ства. Так воз­ни­кает масса мелких «божков», кото­рые будто бы обла­дают атри­бу­тами все­ве­де­ния, вез­де­су­щия, все­мо­гу­ще­ства, спо­соб­но­стью созда­вать мир и др., но в то же время явля­ются частью самого пре­хо­дя­щего и измен­чи­вого мира.

Напри­мер, аст­ро­ло­гия обо­жеств­ляет без­лич­ные кос­ми­че­ские объ­екты, наде­ляя их спо­соб­но­стью влиять на жизнь людей, кон­тро­ли­ро­вать и опре­де­лять чело­ве­че­ские судьбы. Но такой спо­соб­но­стью в полной мере может обла­дать лишь Созда­тель чело­века, Кото­рый знает его жизнь от момента зача­тия до смерти.

Оккуль­тизм учит о «скры­тых силах», спо­соб­ных влиять на чело­ве­че­скую жизнь, обо­жеств­ляет их, кате­го­ри­че­ски отри­цая бла­го­дат­ную силу Самого Творца Все­лен­ной.

Не объ­яс­няя вра­зу­ми­тельно при­роду скры­тых сил, оккуль­тизм оправ­ды­вает сомни­тель­ную прак­тику цели­тель­ства, якобы избав­ля­ю­щую чело­века от всех плохих жиз­нен­ных ситу­а­ций. Причем избав­ле­ние про­ис­хо­дит вне вся­кого обра­ще­ния к Богу, создав­шему чело­века и всегда спо­соб­ного прийти ему на помощь.

К наи­бо­лее модным оккульт­ным док­три­нам можно отне­сти фэн-шуй, кото­рый с помо­щью скры­тых сил помо­гает чело­веку обу­стро­ить свой дом вплоть до опре­де­ле­ния даты покупки мебели и мате­ри­ала инте­рьера.

К язы­че­ским суе­ве­риям несо­мненно при­над­ле­жит и уфо­ло­гия, смы­ка­ю­ща­яся с оккуль­тиз­мом. Она раз­вер­ты­вает сомни­тель­ное учение о тво­ре­нии чело­века неве­до­мыми при­шель­цами. Послед­ние, согласно док­три­нам уфо­ло­гов, уже давно пре­вра­ти­лись в скры­тые оккульт­ные силы, мани­пу­ли­ру­ю­щие чело­ве­ком и даже кос­мо­сом, что поз­во­ляет рас­смат­ри­вать их как язы­че­ских богов, создав­ших чело­века и управ­ля­ю­щих миром.

Менее зна­чи­тель­ные суе­ве­рия – это суе­ве­рия, рас­про­стра­нен­ные в народе. От язы­че­ских их отли­чает то, что они не пред­став­ляют целост­ного язы­че­ского миро­со­зер­ца­ния, а суще­ствуют отры­вочно и обособ­ленно, не вклю­ча­ясь в какую-либо целост­ную систему миро­по­ни­ма­ния.

Для удоб­ства их лучше назвать народ­ными, поскольку их пере­дача осу­ществ­ля­ется не от неко­его «экс­перта» язы­че­ских знаний (цели­теля, кол­дуна, оккуль­ти­ста, экс­тра­сенса или уфо­лога), а от про­стого, неосве­дом­лен­ного в рели­гии чело­века к такому же чело­веку.

Вместе с тем эти суе­ве­рия, несо­мненно, свя­заны с язы­че­ством. Их можно оха­рак­те­ри­зо­вать как неосо­знан­ное язы­че­ство, а неко­то­рые как фети­шизм, поскольку без­от­чет­ный страх чело­века перед чис­лами, датами, поступ­ками, пред­ме­тами пред­став­ляет собой тот или иной аспект язы­че­ского миро­воз­зре­ния, язы­че­ское или фети­шист­ское отно­ше­ние к миру. Так, вера в завя­зан­ные узелки, пла­точки, счаст­ли­вые или несчаст­ли­вые дни пред­по­ла­гает веру во все­мо­гу­ще­ство вещей и чисел, а значит, ведет к их обо­жеств­ле­нию.

Язы­че­ские суе­ве­рия всегда стре­ми­лись про­ник­нуть в Цер­ковь. Но Цер­ковь твердо про­ти­во­стоит им своим дог­ма­ти­че­ским уче­нием, утвер­жда­ю­щим пер­во­при­чину мира только во все­мо­гу­щем Боге. Тем не менее, для язы­че­ского созна­ния оста­ется воз­мож­ность исполь­зо­вать рели­ги­оз­ную прак­тику Церкви для своих нехри­сти­ан­ских целей. Такое исполь­зо­ва­ние Церкви не по назна­че­нию рож­дает око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия.

Напри­мер, исполь­зо­ва­ние бого­слу­жеб­ной прак­тики с нехри­сти­ан­скими (неду­ше­спа­си­тель­ными) целями ведет к обря­до­ве­рию. Здесь уже нет места Бого­по­зна­нию и Бого­по­чи­та­нию, поскольку бого­слу­же­ние исполь­зу­ется для дости­же­ния сию­ми­нут­ных выгод, а не для настав­ле­ния души и стя­жа­ния Боже­ствен­ной бла­го­дати. Око­ло­цер­ков­ные суе­ве­рия – всегда псевдо­хри­сти­ан­ство. Они не имеют ничего общего с хри­сти­ан­ской рели­гией, а только при­кры­вают цер­ков­ной прак­ти­кой не пре­одо­лен­ное язы­че­ское миро­воз­зре­ние.

Неко­то­рые «цер­ков­ные» суе­ве­рия:

Неко­то­рые «мир­ские» суе­ве­рия:

Суе­ве­рия вокруг «пре­сло­ву­той» кошки:

Изре­че­ния афон­ских святых и стар­цев о суе­ве­риях

прп. Паисий Свя­то­го­рец:
«Чело­веку невни­ма­тель­ному и веду­щему рас­се­ян­ный образ жизни пред­став­ля­ется, что все течет своим чере­дом. Все собы­тия явля­ются резуль­та­том слу­чай­ного сте­че­ния обсто­я­тельств… Такие люди обычно бывают в то же время суе­вер­ными. Боль­шое зна­че­ние при­дают вли­я­нию звезд на чело­ве­че­скую жизнь, следят за вся­кими глу­пыми пред­ме­тами, напри­мер: чтобы кошка не пере­бе­жала дорогу, чтобы не рас­сы­пать соль на столе, не здо­ро­ваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. У неко­то­рых суе­вер­ных людей коли­че­ство таких примет дости­гает огром­ного числа. Но напрасно эти люди только услож­няют свою жизнь. Если на все эти глупые суе­вер­ные при­меты не обра­щать вни­ма­ния, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каж­дого чело­века, в част­но­сти, управ­ляет Бог».
«…чтобы диавол не пре­льстил нас с помо­щью фан­та­зий, вооб­ра­же­ния. Вооб­ра­же­ние — вещь хоро­шая, и если она исполь­зу­ется с толком, то обла­дает вели­кой силой. Люди, под­вер­жен­ные пре­ле­сти, вооб­ра­жают уви­ден­ное или про­чи­тан­ное ими так, как им хочется. А потом верят, что кар­тина, нари­со­ван­ная их вооб­ра­же­нием, явля­ется дей­стви­тель­ной. Для того чтобы эти несчаст­ные полу­чили помощь, им сле­дует нахо­диться под посто­ян­ным [духов­ным] наблю­де­нием, потому что диавол посто­янно обво­дит их вокруг пальца».

прп. Иосиф Исих­аст:
«Чело­век ста­но­вится посме­я­нием для бесов. И тогда они изде­ва­ются над ним с помо­щью картин и виде­ний, явле­ний и откро­ве­ний, сим­во­лов и чисел, пред­рас­суд­ков и гада­ний и целой кучи суе­ве­рий. Бог да сохра­нит от такого извра­ще­ния!».
«Итак, ум — это эконом души, кото­рый при­но­сит пищу — то, что дашь ему ты. Итак, когда он мирен и ты даешь ему что-то хоро­шее, что ему нужно, он пере­но­сит это в сердце. Сна­чала он очи­ща­ется от всех пред­рас­суд­ков, в плену кото­рых нахо­дился в миру».

прп. Нико­дим Свя­то­го­рец:
«Многие живот­ные ока­зы­ва­ются мудрее и умнее вас, ибо они, не изучая аст­ро­но­мию и не иссле­дуя дви­же­ние звезд, по своей при­роде от рож­де­ния спо­собны пред­ви­деть буду­щее …».

архи­манд­рит Фило­фей, игумен мона­стыря Кара­кал, ученик старца Ефрема Фило­фей­ского:
«Лука­вый водит людей за нос. Он стре­мится заста­вить чело­века боятся соб­ствен­ной тени, чтобы он пере­стал чув­ство­ваться себя сво­бод­ным. Вместо того, чтобы пойти в цер­ковь, он начи­нает метаться по кол­ду­нам, экс­тра­сен­сам, гадал­кам и меди­у­мам, тем самым губя свою душу».
«Сатана делает людей посме­ши­щем. Зачем нам зави­сеть от каких-то сме­хо­твор­ных «примет»? Мы должны оста­ваться такими как нас сотво­рил Бог – сво­бод­ными. Гос­подь наш Иисус Хри­стос осво­бо­дил нас от тира­нии диа­вола и смерти. Когда мы нако­нец это поймём?».
«Мы не должны бояться того, чего нам не стоит бояться. Очень печально, когда люди (порой, обра­зо­ван­ные и учёные мужи) имеют такие фобии и пси­хо­ло­ги­че­ские зави­си­мо­сти».

старец Иосиф Вато­пед­ский:
«Труд­нее отречься от страст­ных пред­став­ле­ний, жела­ний и «пред­рас­суд­ков», как назы­вают отцы дей­ствен­ные грехи, кото­рые суще­ствуют как при­вычки и вос­по­ми­на­ния в разум­ной части нашего суще­ства, а глав­ным обра­зом, в самом нашем сердце».

cвт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов):
Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в святую Истину, когда она – вера, при­не­сен­ная на землю воче­ло­ве­чив­шейся Боже­ствен­ной Исти­ной, Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суе­ве­рие. Плоды суе­ве­рия – поги­бель. Такая вера осуж­дена Богом: ею веруют идо­ло­по­клон­ники в своих куми­ров, мусуль­мане в лже­про­рока Маго­мета и Коран, ере­тики в свои бого­хуль­ные дог­маты и в своих ере­си­ар­хов, раци­о­на­ли­сты в падший разум чело­ве­че­ский. Ею будут веро­вать в анти­хри­ста его после­до­ва­тели.

Источник

Значение слова «суеверие»

android bar znachenije

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СУЕВЕ’РИЕ, я, ср. Религиозный предрассудок, представляющий явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. С. возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах природы. Вера в приметы — одно из характерных проявлений суеверия.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

суеве́рие

1. предрассудок, в силу которого происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего ◆ В 1722 году, за распространение всякого нового суеверия или вымышленного чуда, государь велел ссылать в вечную каторжную работу, с вырыванием ноздрей. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск шестой: XVIII столетие», 1862–1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Суеверия в нём не замечалось; он издевался над приметами, глазом и прочей «нескладицей», однако не любил, когда заяц ему перебегал дорогу — и встреча с попом была ему не совсем приятна. И. С. Тургенев, «Отрывки из воспоминаний своих и чужих», 1881 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Даже так называемая цивилизация, хотя бы в современную нам эпоху, представляет ту же чудовищную на вид смесь древнего варварства с новейшими успехами ума, смесь суеверий с философским сомнением, аскетизма с безверием, хищного эгоизма с ханжествующей филантропией. Ф. И. Буслаев, «Русский богатырский эпос», 1887 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Ты не ложно сказала, Бубаста: я действительно знаю и свою правую веру, и все суеверия чужие, и всех богов суеверных. Н. С. Лесков, «Гора», 1888 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова водотрубный (прилагательное):

Источник

СУЕВЕРИЕ

Смотреть что такое «СУЕВЕРИЕ» в других словарях:

суеверие — суеверие … Орфографический словарь-справочник

СУЕВЕРИЕ — религия слабых умов. Эдмунд Берк Суеверия это поэзия жизни. Иоганн Вольфганг Гёте Суеверие превращает все в чудеса. Жозеф Жубер Суеверие есть злоупотребление верой. Альфонс де Ламартин Даже от атеиста можно ожидать обращения в веру но не от… … Сводная энциклопедия афоризмов

Суеверие — Суеверие ♦ Superstition Стремление наделять смыслом то, что смысла не имеет. Например, черную кошку, сон, солнечное затмение. Понятие суеверия спорно, а значит, относительно: мы всегда верим (всуе) кому то, кто полагает себя единственным… … Философский словарь Спонвиля

СУЕВЕРИЕ — (ложная вера) неполноценная, превратная вера. Суеверие есть вера в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Суеверие принимает за реальность… … Философская энциклопедия

суеверие — Предрассудок, поверие, предубеждение. См … Словарь синонимов

СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, суеверия, ср. Религиозный предрассудок, представляющий явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. Суеверие возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах… … Толковый словарь Ушакова

суеверие — предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс.… … Большая психологическая энциклопедия

СУЕВЕРИЕ — (буквенное суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления … Современная энциклопедия

СУЕВЕРИЕ — (букв. суетное тщетное, т. е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления … Большой Энциклопедический словарь

Суеверие — см. Вера см. Заклинание мертвых см. Предсказание, прорицательство, гадание см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы … Библейская энциклопедия Брокгауза

Источник

«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»

Беседа с профессором А.И. Осиповым

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

230366.p

– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

230364.p

Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector