Что такое суффикс слова 3 класс

Содержание
  1. Русский язык. 3 класс
  2. Русский язык. 3 класс
  3. Конспект и презентация урока по русскому языку для 3 класса на тему «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
  4. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  5. Выберите документ из архива для просмотра:
  6. Суффиксы в русском языке
  7. Виды суффиксов
  8. Суффиксы имен существительных
  9. Суффиксы имен прилагательных
  10. Глагольные суффиксы
  11. Наречные суффиксы
  12. Причастные и деепричастные суффиксы
  13. Различия причастий и деепричастий
  14. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской
  15. Суффиксы для обозначения процессов и абстракций
  16. Суффиксы для обозначения людей
  17. Суффиксы для обозначения растений
  18. Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Что такое суффикс? УМК «Школа России»
  19. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  20. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  21. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  22. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  23. Оставьте свой комментарий
  24. Подарочные сертификаты

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Значение суффиксов.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?

73269099 e832 46e8 920b ebc2196ae44c

На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:

В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.

Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.

Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?

Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.

Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.

Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.

Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.

Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.

Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Укажите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Трусишка, мёд, медовый, лесной, перебежка, тракторист.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Банщик, текстильщик, вратарь, аптекарь, печник.

Указывают на профессию.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Белизна, голубизна, красота, краснота, терпимость.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

a6e98ded 373f 483f 8035 b9ac7eec2836

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

Укажите, как найти суффикс в слове.

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Источник

Конспект и презентация урока по русскому языку для 3 класса на тему «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.doc

Тема урока : Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока : Изучение нового материала.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

— закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

— организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

— отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;

— способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму

— образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.

Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

Регулятивные : опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

— осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

— овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

Оборудование : учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация к уроку.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»

Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

— А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.

евиз нашего урока «Если не лениться – можно многого добиться»

— Посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите цепочку

Бап ваф…..(парные согласные)

(части слова – корень, окончание, приставка,)

-Спишите, соблюдая правила каллиграфии.

На прогулке гусёнок встретил большую гусеницу.

— Разберите предложение по членам и частям речи.

В слове гусёнок найдите корень

— Как вы его находили?

Жили у бабуси Два весёлых гуся,

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!

-слова гуси и гуся однокоренные?

(нет. Это форма одного и того же слова)

-Вылишите эти два слова и разберите по составу.

-Что такое окончание?

( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).

( На доске параллельно оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «ОКОНЧАНИЕ»)

-прочита йте предложение.

— Найдите слово с приставкой, обозначьте её.

— Что такое приставка?

(Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)

— Как найти приставку в слове?

(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой). ( На доске параллельно оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «Приставка»)

6. Самоопределение к деятельности

_-Соберём нашу гусиную семейку и запишем слова.

-Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).

— Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).

— Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)

— Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)

После корня он стоит

Другое слово получу

-О какой части слова мы сегодня будем говорить?

— Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? Как найти его в слове?»)

Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.

-Какая это часть слова? ( значимая, )

-После чего стоит? (после корня).

— Перед чем стоит? (перед окончанием)

— Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?

— Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.

8.Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте группы слов.

— Что вы можете сказать про эти слова?

— Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

9.Продолжение работы по теме урока

— Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.

— По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.

— Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?

Прочитайте сведения о языке на стр. 90

Ответить на вопросы и создать эталон.

— Для чего служит суффикс?

Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :

Выбранный для просмотра документ презентация.ppt

Источник

Суффиксы в русском языке

suffiksy v russkom yazyke

Некоторые люди, даже окончив школу, не знают, что такое суффикс. Это печально, поскольку материал действительно очень легкий и в будущем несомненно где-либо встретится. Потому старайтесь проходить все вовремя, а если же не получается, то нагоняйте самостоятельно!

Так все-таки что такое суффикс? Суффиксом считается одна из наиболее важных частей слова, следующая за корнем. Но также встречаются и вариации, когда суффикс располагается позади окончания, такое тоже возможно. В таком случае, это будет уже не суффикс, а постфикс. Запомните это и не допускайте ошибки.

Основной функцией является образование новых слов. Стоит также отметить, что все суффиксы в русском языке имеют свое, определенное значение. Какие-то отвечают за создание уменьшительно-ласкательной формы. Какие-то за грамматическую составляющую. А какие-то за передачу более негативного отношения, например: «человечишка».

Виды суффиксов

Суффиксы имен существительных

Суффиксы существительных также подразделяются на группы.

1. Суффиксы, которые могут образовываться не только от имен существительных, но также и от имен прилагательных, и даже глаголов. Например: «конь-кон юх «.

2. Суффиксы, образующие существительные от существительных. В этом случае слово также получает особую эмоциональную окраску: грубость, любовь, доброта, дружелюбие. Например: «гном-гном ик «.

Образованные от имени существительного все суффиксы в русском языке таблица:

Суффиксы Условия написания Примеры
— оньк — после твердых согласных лег оньк о
— еньк — после мягких согласных

Суффиксы имен прилагательных

Правописание суффиксов имен прилагательных зависит от некоторых правил. Для того, чтобы понимать данный материал было проще, они были квалифицированны на под категории. Также суффиксы прилагательных способствуют более детальному обозначению оттенков.

Слова с суффиксом «ов» способствуют выражению привязанности к предмету(отцовский), а также слова с суффиксом «ов» заостраяют наше внимание на том, что данный объект был кем-то сделан(облицованный).

Видео: суффиксы имен прилагательных

Глагольные суффиксы

Суффиксы глаголов играют крайне важную роль в слове. Наделены рычагом регулирования формообразования и словообразования. Потому на их разбор следует уделить как можно больше внимания. Именно в данных правил дети, а иногда даже взрослые допускают больше всего ошибок. Но не стоит пугаться. Суффиксы глаголов не такие страшные, какими кажутся на первый взгляд. Их достаточно лишь разок хорошенько выучить, а лучше всего просто понять и отложить в памяти.

Суффиксы Вопросы для проверки Примеры
-ова-

вздраг ива ю-вздраг ива ть

-а-

— е —

необходимо поставить гл. в форму инфинитива или же н.ф и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени — л — дыш а ть-дыша л

развид е ть-развиде л

Наречные суффиксы

Правописание суффиксов целиком и полностью зависит от двух составляющих: приставка и ударение в слове. Потому прежде чем делать поспешные выводы, посмотрите, на какой слог падает ударение и есть ли у слова такие-то приставки.

Суффиксы наречий видео урок:

Причастные и деепричастные суффиксы

Правописание суффиксов причастий и деепричастий очень часто путают, так как людям бывает сложно различить две данные части речи. Поэтому прежде чем приступать к тому, чтобы рассмотреть суффиксы деепричастий, следует разобрать тему этих частей речи.

Различия причастий и деепричастий

Наверное, самый простой признак, по которому их можно различить — вопросы, на которые отвечают данные части речи. Причастие отвечает на вопросы имени прилагательного, например: «Какое?». Деепричастие же отвечает на вопросы, связанные с деятельностью, то есть: «Что сделав?», «Что делая». Также, чтобы различить их можно попробовать изменить по падежам. Причастие легко поддается этому приему, деепричастие же остается неизменным. Ну, и последним довольно легким способ является — посмотреть на роль в предложении. В данном случае, причастие будет определением, деепричастие — обстоятельством.

Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской

Слова с суффиксом подобного формата являются попросту незаменимыми в русском языке. Они помогают людям выражать эмоции, как позитивные, так и негативные. Также они способствуют выражению мнения, отношения к тому или иному человеку или объекту. Мама может назвать дочку «Маш еньк а», таким образом, показав свою любовь этому человеку. Ей необязательно расписывать в предложения, что она чувствует к своему ребенку. Одно слово иногда способно заменить тысячу.

Также такие суффиксы помогают обозначить возраст людей. Например, если мальчик шестнадцати лет скажет, что у него есть сестренка. Значит, скорее всего, речь будет идти именно о маленькой девочке. Получается, ему не нужно будет прибегать к цифрам, достаточно использовать только одно слово.

Даже если приводить пример из литературных произведение, становится понятно, что такое правописание суффиксов играет огромную роль, а особенно значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы. Иногда автору бывает трудно передать истинные эмоции своих героев, поскольку читатель может понять это только из слов. Он не видит картинки, не слышит голосов. А подобные, нежные слова очень выручают в таких ситуациях. К примеру «Лисенок казался ему таким беззащитным»- писатель мог бы использовать слово «лис», но тогда бы и ласка из этих слов почти испарилась.

Суффиксы для обозначения процессов и абстракций

В большинстве случаев, людям не приходится слушать о таком ответвлении. Тем не менее, подобное правописание суффиксов существует. Наиболее часто данные виды встречаются в исторических произведениях, описаниях, классической литературе. В качестве примеров можно привести слова, образованные с помощью подобных суффиксов, такие как: обломов щин а, глуб ин а, смолен щин а.

Разумеется, встречаются они нередко, если вы любите проводить время в компании книжек. Но немногие знают, что такие слова относятся к данным разрядам.

Суффиксы для обозначения людей

Здесь нередко допускаются глупые ошибки, потому будьте внимательны, решая, как написать суффикс. Если перед ним располагаются такие согласные, как: з, д, т, ж, с, то ставится «чик». В случае остальных — «щик».

Суффиксы для обозначения растений

Одним из последних последних направлений суффиксов являются — растения. Иногда люди путают, думая, что названия большинства растений представляют один сплошной корень. Но это абсолютно неверная информация. В названиях кустарников, злаков, плодов точно также есть суффиксы, которые как раз таки помогают нам не путаться в бесчисленном множестве интересных названий.

Самыми популярными суффиксами считаются «иц» и «ниц». Из примеров можно привести: чечев иц а, листвен ниц а и многие другие.

Средний рейтинг 4.8 / 5. Количество оценок: 81

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Источник

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Что такое суффикс? УМК «Школа России»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Тема: Что такое суффикс?

Цель: формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

образовательные: познакомить с понятием, тренировать в умении с понятием, повторить состав слова: приставка, корень, окончание

развивающие: понимать учебно-воспитательную задачу, умение анализировать, моделировать, умение работать с информацией, умение наблюдать, сорудничать, высказывать.

воспитательные: воспитать интерес к изучению нового.

1. Организационный момента

Прозвенел и смолк звонок

Все друг другу повернитесь

А теперь все улыбнитесь

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам!

2. Минутка чистописания

— Начнем мы наш урок как обычно с минутки чистописания.

— Прописываем строчку соединений букв Сс сл.

— А теперь внимательно прочитайте предложение на доске, как его можно назвать? Какие опасные места встретились нам в этой пословице? Запишите пословицу красиво, аккуратно: Сам погибай, а товарища выручай!

— А как вы поняли смысл этой пословицы?

3. Актуализация знаний
— Над какой большой темой мы с вами работаем на уроках русского языка?
— С какими частями слова вы уже познакомились?

— Что такое корень, кто мне даст определение?

— Какая часть слова нам ещё знакома?

— Давайте вспомним, что такое окончание?

— А ещё какая часть слова нам известна?

(Я прикрепляю на доске названия этих частей).

— Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили?

— Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня?

4.Постановка учебно-познавательной задачи

— Ребята, прочитайте внимательно слова на доске.

Слони, столик, лётчик.

-Объясните значение каждого слова

-Спишите эти слова. Выделите известные вам части слова.

-Какие возникли затруднения?

-Почему вы её никак не обозначили?

-Чтобы узнать, как называется часть

слова после корня, нужно разгадать кроссворд.

5.Наблюдение над языком с целью решени познавательной задачи

— Ребята, чтобы узнать, как называется эта часть слова,вам нужно разгадать кроссворд.

hello html m7b3643ed

-Какое слово получилось?

-Записываем эту группу слов

— Давайте разберем слово по частям.

— Как называются эти слова? Выделаем корень

-Какое у этих слов окончание?

— Ребята,посмотрите какая часть слова не выделена?

— Как она называется?

-Посмотрите,ребята, на шапочку гномика. Какая у нее форма?

hello html 427d26c5

-Вот так и суффиксы выделяются уголком. Выделите, пожалуйста, суффикс в слове гномик.

-Итак, ребята с какой новой частью слова мы познакомились?

-Так что же такое суффикс? Кто может дать определение? Давайте проверим по учебнику, верны были наши рассуждения и выводы.

6.Работа над формулировкой учебника

-Открываем страничку 89 и находим правило.Читаем.

-Подтвердились ли наши высказывания?

1.Значимая часть слова

2.Стоит после корня
3. Служит для образования новых слов

— Ребята, а вы любите, когда вас

называют ласковыми именами? Как вас

зовут дома самые близкие люди? А при помощи чего это им удавалось? С помощью суффиксов.

7.Закрепление и тренировка

-Прочитайте группы слов.

-Сравните слова в каждой группе.

-Чем они похожи и чем отличаются?

-Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новое слово?

-Давайте теперь спишим все слова и выделим все части слова.

-Прочитайте текст. О каком городе говорится?

-Кого называют словом Тверечи? Чем они славились?

-Выполняем письменное задание.

У доски работает ученик, остальные работаю самостоятельно

— С каким новым понятие мы сегодня познакомились?

— Какая это часть речи?

-Для чего она служит?

— Ребята, у вас на столе есть два квадратика. Один красный, другой синий.

-Если вам на уроке было все понятно, поднимите красный квадратик

-Если вы испытывали затруднения и вам еще нужно потренироваться, поднимите красный квадратик.

От слов машина, береза, рыба образовать однокоренные слова с помощью суффиксов. Разберите слова по составу.

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Номер материала: ДБ-1280714

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

placeholder

Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

placeholder

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

placeholder

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

placeholder

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector