- Что такое суффикс в русском языке?
- Словообразовательные суффиксы
- Значения суффиксов
- Один или два суффикса?
- Суффиксы частей речи
- Формообразующие суффиксы
- Как найти суффикс в слове?
- Образец рассуждений
- Видеоурок
- Конспект и презентация урока по русскому языку для 3 класса на тему «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Выберите документ из архива для просмотра:
- Русский язык. 3 класс
- Русский язык. 3 класс
- Значения суффиксов
Что такое суффикс в русском языке?
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень — кот —
Суффикс в слове «котёнок» — — ёнок — (стоит между корнем — кот — и нулевым окончанием).
Видеоурок
Конспект и презентация урока по русскому языку для 3 класса на тему «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ конспект.doc
Тема урока : Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Тип урока : Изучение нового материала.
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
— познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
— составить алгоритм нахождения суффикса в словах;
— закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;
— организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;
— отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;
— способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.
— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму
— образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.
Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
Регулятивные : опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
— осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
— овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.
Оборудование : учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация к уроку.
• Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»
Я тетрадочку открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.
— А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.
-Д евиз нашего урока «Если не лениться – можно многого добиться»
— Посмотрите на доску. Найдите закономерность и продолжите цепочку
Бап ваф…..(парные согласные)
(части слова – корень, окончание, приставка,)
-Спишите, соблюдая правила каллиграфии.
На прогулке гусёнок встретил большую гусеницу.
— Разберите предложение по членам и частям речи.
В слове гусёнок найдите корень
— Как вы его находили?
Жили у бабуси Два весёлых гуся,
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!
-слова гуси и гуся однокоренные?
(нет. Это форма одного и того же слова)
-Вылишите эти два слова и разберите по составу.
-Что такое окончание?
( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).
( На доске параллельно оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «ОКОНЧАНИЕ»)
-прочита йте предложение.
— Найдите слово с приставкой, обозначьте её.
— Что такое приставка?
(Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)
— Как найти приставку в слове?
(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой). ( На доске параллельно оформляется кластер на тему «Состав слова».Появляется слово «Приставка»)
6. Самоопределение к деятельности
_-Соберём нашу гусиную семейку и запишем слова.
-Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).
— Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).
— Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)
— Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)
После корня он стоит
Другое слово получу
-О какой части слова мы сегодня будем говорить?
— Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? Как найти его в слове?»)
Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.
-Какая это часть слова? ( значимая, )
-После чего стоит? (после корня).
— Перед чем стоит? (перед окончанием)
— Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?
— Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.
8.Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте группы слов.
— Что вы можете сказать про эти слова?
— Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
9.Продолжение работы по теме урока
— Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.
— По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.
— Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?
Прочитайте сведения о языке на стр. 90
Ответить на вопросы и создать эталон.
— Для чего служит суффикс?
Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :
Выбранный для просмотра документ презентация.ppt
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Тема. Значение суффиксов.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?
На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:
В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.
Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.
Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?
Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.
Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.
Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.
Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.
Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.
Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Укажите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Трусишка, мёд, медовый, лесной, перебежка, тракторист.
Укажите значение данных суффиксов в словах:
Банщик, текстильщик, вратарь, аптекарь, печник.
Указывают на профессию.
Укажите значение данных суффиксов в словах:
Белизна, голубизна, красота, краснота, терпимость.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?
На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.
В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.
Михаил Васильевич улыбнулся.
— Нельзя, говорите, а почему?
— Человек, человечишко не может гордо шагать.
Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.
Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.
Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.
Укажите, как найти суффикс в слове.
Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
Укажите слово с суффиксом.
Укажите все слова с суффиксами.
Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.
Значения суффиксов
Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.
Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.
Основные суффиксы имен существительных
Основные суффиксы имён прилагательных
относящийся к чему-либо,
состоящий из чего-либо,
Основные суффиксы глаголов
значение действия | -а- | пис а ть, чит а ть |
-е- | смотр е ть, красн е ть | |
-и- | приход и ть, свет и ть | |
значение длительного, повторяющегося действия | -ива- (-ыва-) | проговар ива ть, дочит ыва ть |
значение однократного, законченного действия | -ну- | свер ну ть, прыг ну ть |
-ова- (-ева-) | торг ова ть, танц ева ть |
Основные суффиксы наречий
Поделись с друзьями в социальных сетях: