- Презентация по русскому языку на тему «Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы» (4 класс)
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Различение суффиксов. Значения суффиксов.
- Просмотр содержимого документа «Различение суффиксов. Значения суффиксов.»
- Что такое суффиксы омонимы 4 класс
- Презентация с комментариями. Урок русского языка в 4 классе «Суффиксы- омонимы и суффиксы-синонимы
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
- Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Омонимы: виды, отличия и 40 примеров
- Виды омонимов
- Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?
- Омонимы и многозначные слова
- Примеры омонимов
- Что такое омонимы в русском языке? Примеры
- Омонимы и их разновидности
- Примеры омонимов
- Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы
- Примеры омографов
- Видеоурок «Омонимы. Омографы. Омофоны. Омоформы» (5 класс)
- Словарь омонимов
Презентация по русскому языку на тему «Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы» (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Перспективная начальная школа» 4 класс
Одиннадцатое сентября. Классная работа.
Правило Суффиксы по-разному ……………. но имеют …………………… значение – это суффиксы-……….. звучат одинаковое синонимы
Работа с учебником с.19 упр.12
Тренажёр к диктанту Грибная пора
Загадка «Тихая охота» Назовите правила сбора грибов
н..ступила наступила приставка на
гр..бная гриб безударная гласная
д..ждя дождь безударная гласная
сер..це сердечко непроизносимая согласная
радос..но радости непроизносимая согласная
выстр..ились строй безударная гласная
м..ё мой безударная гласная
ря.. ряды парная согласная
(не)ср..зай не режь не с глаголами пишется отдельно безударная гласная
Грибная пора Вот и н(а,о)ступила гр(е,и)бная п(а,о)ра! С корзинами, лукошками люди устремились в лес. По гр(и,е)бы я вышел после д(о,а)ждя. Медленно спускался я по склону оврага. Сер(т,д)це м(о,а)ё радос(т)но з(а,о)билось. Вдоль руч(ъ,ь)я по обе ст(а,о)роны выстр(о,а)ились в ря(т,д) маленькие гри(п,б)ки. Ты видел такое ч(ю,у)до? (Не)ср(е,и)зай мал(и,е)нькие гри(б,п)ки, пусть п(а,о)драстут!
источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Интернет – ресурсы: http://www.look.com.ua/pic/201209/1024×768/look.com.ua-13886.jpg
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-687440
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Различение суффиксов. Значения суффиксов.
Конспект урока по УМК «Перспективная начальная школа». Создать условия для формирования умения различать суффиксы- синонимы и суффиксы- омонимы.
Просмотр содержимого документа
«Различение суффиксов. Значения суффиксов.»
Этап урока и его цели
Цель: подготовить учащихся к работе.
— Ребята, я желаю вам удачи на уроке.
— Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа». СЛАЙД 1
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Цель. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызывая интерес к изучаемой теме.
1.- Прочитайте пословицу
Урок – это замочек, к которому нужно подобрать свой ключ. СЛАЙД 2
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Как называются слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению?
2.Словарная работа СЛАЙД 3
—На доске записаны словарные слова. В чем будет состоять ваша задача?
— Назовите, что общего в этих словах?
— На какие группы можно разбить эти слова?
— Что такое синонимы?
— Подберите синоним к словам:
— Запишите слова в тетрадь и вставьте пропущенные буквы.
3. Постановка учебной проблемы.
— Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:
«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и три».
— С какой частью слова будем сегодня работать?
— Исходя из этого, о чем пойдет речь на уроке?
— Омонимы (на доске- карточка)
— Вставить пропущенные буквы.
ВСЕ: им. сущ., нарицательные, ед. ч., словарные слова.
Машина, дорога – сущ. 1 скл.
Автомобиль, вокзал, шофер – сущ. 2 скл.
— Слова состоящие из 2 и 3 слогов;
— слова с ударением на 2 слог и на 3 (автомобиль);
— слова, которые начинаются с гласного звука (автомобиль);
— слова, которые начинаются с согласного звука (дорога, машина, шофер, вокзал);
— слова синонимы ( машина, автомобиль).
— Синонимы, слова, имеющие разное звучание, но близкие по смыслу.
Взаимопроверка (по образцу)
Самооценка по таблице
Постановка учебной задачи.
Цель. Сформировать и согласовать тему и цель урока.
— Составьте ряд вопросов, на которые вы с уверенностью можете дать ответ.
— Откройте содержание учебника. Прочитайте тему урока.
— Сформулируем учебную задачу. На какие вопросы нам нужно будет ответить в конце урока? Затемнение
Какое место в слове занимает суффикс?
Как обозначается суффикс?
Для чего служит суффикс?
Различение суффиксов. Значение суффиксов.
Имеет ли значение суффикс?
Какие бывают суффиксы по значению?
Чем различаются суффиксы?
Этап открытия новых знаний.
Цель. Апробация способа действия, направленного на выход проблемной ситуации.
Работа по учебнику
-Для того, чтобы узнать о значении суффиксов, откройте учебник на странице15 и прочитайте задание к упр. 9.
— Сравните слова в двух столбиках.
— К какому выводу мы пришли?
— Можно ли сказать, что суффиксы-синонимы?
— Являются ли слова на цветном фоне родственными?
— Запишите их так, чтобы корни находились один под другим.
— Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.
— Разберите слова по составу. (Один ученик у доски)
— Правда ли, ли что в одном из этих слов два суффикса?
— Какая орфограмма есть в слове КЛАДОВЩИК?
Сравнивая слова в двух столбиках, ребята убеждаются в том, что суффиксы «-чик-» и «-щик-» выполняют одинаковую работу: указывают на профессию или вид деятельности человека.
Взаимопроверка (по образцу)
Самооценка по таблице
Цель. Снятие утомления через физические упражнения.
— Прежде чем выполнить задание немного отдохнем.
В нашем классе любят шутки,
Ты налево посмотри и соседу подмигни,
Ты направо посмотри и соседке подмигни.
Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.
Посмотри на потолок, а потом на свой носок.
Закрываем все глаза,
Отдохнуть ведь им пора.
И опять работать стали.
Первичное усвоение новых знаний.
Цель. Организовать решение учащимися практических заданий в паре.
-1. Работа по учебнику (стр.16, №10)
— Прочитайте предложения и объясните значения слов.
— Каким словарем можно воспользоваться?
— Работа с толковым словарем (эксперты зачитывают значение слов)
— Сравните пары слов.
-Являются ли слова в парах родственными?
— А в последней паре?
— Докажите, что в последней паре разные корни?
— Суффиксы (-щик- и –чик-) во всех парах слов выполняют одинаковую работу или разную?
-Какой из этих суффиксов указывает на вид занятий человека?
— А какой суффикс обладает уменьшительно- ласкательным значением?
Оцените свою работу в паре
На столе у вас карточка
-Произносятся одинаково, но обозначают совершенно разное.
Загонщик – тот, кто загоняет зверя в определённое место.
Погонщик – тот, кто гонит скот в каком – то направлении.
Наборщик – тот, кто набирает текст.
Трактирщик – хозяин трактира.
Подведение итогов работы в паре.
Мы обсудили и пришли к такому мнению:
Что все слова в парах являются родственными, кроме последней пары.
-В последней паре (погонщик- погончик) первое слово образовано от основы глагола (погонять), а второе — от основы существительного (погон).
— Суффикс «-щик-» указывает на род деятельности, а суффикс «-чик-» имеет уменьшительное ласкательное значение.
Самооценка по таблице !
1. Суффикс –чик указывают на профессию или вид деятельности
2.Суффикс –чик имеет уменьшительно- ласкательное значение
Вывод. Суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение.
Цель. Формирование умения применять полученные знания на практике.
— Прочитайте задание к упр. 11.
-Какое действие будете выполнять сначала?
-Кто желает выполнить первую часть?
-Кто желает вторую? Третью?
— Сравните значения суффиксов в словах в трёх столбиках.
— Какие два суффикса являются суффиксами – синонимами?
— Какие два суффикса являются суффиксами-омонимами?
Самооценка СЛАЙД 1
Самопроверка по образцу
(род деятельности) (ум.-ласк.) (ум.-ласк.)
пулеметчик альбомчик куличик
газетчик диванчик мячик
ракетчик кирпичик ключик
-Суффиксы «-чик-» и «-ик-» во втором и третьем столбиках – суффиксы синонимы.
-Суффиксы «чик» и «чик» в 1-м и 2-м столбиках – суффиксы омонимы
Самооценка ученика по алгоритму:
1.Что надо было сделать?
2.Справился с заданием или нет?
3.Выполнил задание самостоятельно или нет?
4.Где была допущена ошибка?
Рефлексия учебной деятельности.
Цель. Зафиксировать новое содержание. Изученное на уроке. Соотнести поставленную цель и результат. Способствовать формированию самооценки.
Сегодня на уроке вы проделали большую работу. Трудились дружно.
— Подведём итог урока.
-Какую задачу мы ставили в начале урока?
— Получили ответ на поставленные нами вопросы?
— Какую работу выполняют суффиксы?
Имеет ли значение суффикс?
Какие бывают суффиксы по значению?
Чем различаются суффиксы?
Вывод. Суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение.
Тетрадь на печатной основе – упр. 5
Урок русского языка в 4 классе, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема. Различение суффиксов. Значения суффиксов.
Предмет: русский язык, усвоение новых знаний. На усвоение данного материала отводится 1 час.
2. Активизировать развитие познавательного интереса, развивать умение обобщать, сопоставлять, анализировать учебный материал
3. Побуждать познавательный интерес к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь
— Способность принять учебную задачу на основании того, что уже усвоено, и того, что еще не известно
— Способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий
— Способность сличать способ действия и его результата с эталоном
— Способность исправлять результаты своих действий
— Способность осознать уровень усвоения
-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
— Осознание и построение речевого высказывания в устной форме
— Извлечение необходимой информации из учебников
— Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
— Построение логической цепи рассуждения
— Сотрудничество в поиске и сборе информации
— Умение полно и точно выражать свои мысли
— Умение принимать решение
Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Технологии: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь
Что такое суффиксы омонимы 4 класс
Презентация с комментариями. Урок русского языка в 4 классе «Суффиксы- омонимы и суффиксы-синонимы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Суффиксы синонимы Суффиксы омонимы
Что такое суффикс? Вспомни! Суффикс – это часть слова, которая стоит после коня и служит для образования новых (родственных) слов. Кот – котИК Дом — домАШНий
Суффиксы — синонимы Суффикс вносит различные изменения в значение слова Дом – домик (уменьшительное) Рука – ручище (увеличительное) Соль – солонка (вместилище) Цирк – циркач (профессия) Нога – ножка (уменьшительное) Суффикс – ИК и суффикс –К служат для образования слов с уменьшительным значением! Имеют одно значение, но пишутся по-разному, значит, это суффиксы — СИНОНИМЫ
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-1227758
- 24.06.2020 0
- 24.06.2020 0
- 24.06.2020 0
- 24.06.2020 0
- 24.06.2020 0
- 24.06.2020 0
- 24.06.2020 0
- 24.06.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России выбрали лучшего педагога-психолога
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
СПЧ направил в правительство предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
С кем чаще работают школьные психологи
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Омонимы: виды, отличия и 40 примеров
Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи. Например, лук на огороде, лук для стрельбы и модный лук.
Рассказываем, чем отличаются омонимы от синонимов, антонимов и паронимов, какими они бывают, и приводим список для школьников.
Виды омонимов
Частичные омонимы — это омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (нежность) не совпадают в форме родительного падежа множественного числа: ласок — ласк.
Омофоны — это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся; например, кот и код, порог — порок — парок.
Сказала Алла:
– Это ж – утка.
А Ян услышал:
– Это – жутко!
А я услышал:
– Это – шутка…
Я лечу в Париж.
А ты за мной
На облаке паришь…(С. Белорусец)
Омографы — это слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся (различие обычно бывает в ударении): зАмок и замОк, бЕлки и белкИ.
Ко́сит косец, а зайчишка коси́т,
Тру́сит трусишка, а ослик труси́т.
Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет муко́й?
Нет, лучше му́кой!
Омоформы — это слова, которые одинаково пишутся только в каких-то определенных формах, однако они могут быть даже словами разных частей речи; например, стекло (оконное) и стекло (что-то вниз); мой (собственный) и мой (посуду).
Намного позже
Петухов
Встаёт Серёжа
Петухов.
Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?
Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
— Лисички! (Я.А. Козловский)
Сев в такси, cпросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель: «Денег с такс
вот так-с». (Я.А. Козловский)
Синонимы имеют схожее или тождественное значение (например, томат — помидор).
Антонимы — это слова с противоположным значением (например, добрый — злой; больше примеров тут).
С омонимами не стоит путать паронимы. Это слова, которые звучат и пишутся похоже, но не одинаково, а также сходны по смыслу. Их часто путают, совершая смысловые ошибки. Например, экономический и экономичный, невежа и невежда.
Омонимы и многозначные слова
Многозначные слова — это слова, у которых несколько значений. Например, кисть — ‘часть руки’, ‘украшение из ниток’, ‘приспособление для рисования’, ‘ветка с цветами или ягодами’.
Как определить, что перед нами: омонимы или два значения многозначного слова? На самом деле, это не так уж и просто: часто грань довольно тонкая. Но основной критерий такой: нужно поискать общий элемент значения. Например, для многозначного слова кисть такой элемент — ‘несколько длинных предметов, скрепленных в одной точке’. Омонимы же никак не связаны по смыслу, или связь давно утрачена.
Примеры омонимов
Боксёр – спортсмен, занимающийся боксом;
Боксёр – порода собаки.
Бор – зубоврачебный инструмент.
Брак – семейный союз;
Брак – некачественное изделие.
Валить – заставлять падать;
Валить – двигаться толпой; уходить.
Венец – житель города Вены.
Гранат – плодовое растение;
Гранат – драгоценный камень.
Гусеница – личинка насекомого;
Гусеница – деталь гусеничного транспорта.
Дача – действие по значению глагола давать (дача показаний);
Дача – загородный дом.
Дипломат – специалист по международным отношениям;
Дипломат – небольшой чемодан.
Дворник – работник, поддерживающий чистоту;
Дисциплина – подчинение правилам;
Дисциплина – отрасль научных знаний.
Заставлять – ставя что-либо, занимать поверхность.
Каток — площадка для катания на коньках;
Каток – машина для выравнивания дороги.
Ключ – приспособление для открывания замка.
Кол – заострённая толстая палка;
Кол – низшая школьная оценка.
Коса – инструмент для срезания травы;
Коса – протяжённая речная отмель.
Лавка – скамейка;
Лавка – магазин.
Лама – копытное животное;
Лама – учитель буддизма.
Ласка – проявление нежности;
Ласка – хищное животное.
Лук – огородное растение;
Мат – проигрышная ситуация в шахматной партии;
Мат – мягкая подстилка;
Мат – отсутствие блеска.
Мир – земной шар;
Мир – отсутствие войны.
Мотив – мелодия;
Мотив – повод для действия.
Мушка – небольшая муха;
Мушка – деталь прицела.
Мышь – небольшой грызун;
Мышь – компьютерное устройство.
Норка – небольшая нора;
Норка – хищный пушной зверек.
Оклад – размер заработной платы;
Оклад – украшение иконы.
Предлог – вымышленная причина.
Предлог – служебная часть речи.
Предложение – то, на что предлагается согласиться;
Предложение – грамматически оформленное слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.
Роман – литературное повествование;
Роман – любовные отношения.
Свет – источник освещения;
Свет – высшее общество.
Скат – ровная наклонная поверхность;
Скат – рыба с плоским телом.
Следствие – результат, вывод;
Собачка – маленькая собака;
Собачка – деталь замка или застежки.
Союз – объединение;
Союз – служебное слово.
Что такое омонимы в русском языке? Примеры
Омонимы — это слова, одинаковые по написании или произношению, но различные по значению (дробь — шарики для стрельбы, дробь — число).
Узнаем, что такое омонимы в русском языке, приведем примеры и составим словарь омонимов.
В нашей речи часто встречаются слова, которые звучат одинаково, но не имеют ничего общего в лексическом значении. Такие лексемы называются омонимами. Что такое омонимы, можно понять, если обратиться к происхождению этого лингвистического термина.
Греческий термин «омоним» (homos — одинаковый, onyma — имя) буквально значит «одинаковое имя». Омонимами являются слова, совпадающие в звучании и написании, но имеющие разное значение:
Вот какое определение, что такое омонимы, приводится в Википедии:
Омонимы и их разновидности
В лексике русского языка различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но имеющие разное лексическое значение.
Примеры омонимов
Многозначное слово отличает несколько значений, которые помещаются друг за другом в одной словарной статье:
1)стремительно текущая вода;
2) поточное производство (конвейер);
3) группа учащихся с которой проводят занятия в такой же последовательности, как и с подобными группами.
Омонимы помещаются в разные словарные статьи как самостоятельные лексемы.
платформа² — программа действия.
Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы
В русском языке существуют неполные омонимы, к которым отнесем омографы, омофоны и омоформы.
Неполные омонимы совпадают в звучании не во всех грамматических формах.
Примеры омографов
Разновидностью омонимов являются омофоны.
Омофоны (греч. homos «одинаковый» + phone «голос, звук») — это одинаково звучащие слова, но имеющие разное написание и значение. Омофонами могут быть слова разных частей речи, которые совпадают при произношении, но пишутся по-разному:
Употребление омофонов не препятствует пониманию речи. Используя определенный контекст, говорящий знает, о чем в нём сообщается.
Неожиданное звуковое сближение омофонов используют поэты для написания стихотворных шуток — каламбуров.
И легко пишу стихи я ;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки ;
Даже к финским скалам бурым