Что такое суффиксы синонимы и антонимы

Содержание
  1. Что такое суффиксы синонимы и суффиксы омонимы
  2. Омонимы: виды, отличия и 40 примеров
  3. Виды омонимов
  4. Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?
  5. Омонимы и многозначные слова
  6. Примеры омонимов
  7. Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы
  8. ОМОНИМЫ — это… 50 примеров омонимов
  9. Омонимы и их разновидности
  10. Примеры омонимов
  11. Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы
  12. Примеры омографов
  13. Видеоурок «Омонимы. Омографы. Омофоны. Омоформы» (5 класс)
  14. Словарь омонимов
  15. Суффиксы синонимы и антонимы 4 класс
  16. Русский язык. 4 класс
  17. Конспект урока в 4 классе «Синонимы, антонимы, омонимы»
  18. Ход урока
  19. Разработка урока по русскому языку на тему «Суффиксы»
  20. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  21. Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
  22. Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
  23. Оставьте свой комментарий
  24. Подарочные сертификаты

Что такое суффиксы синонимы и суффиксы омонимы

4f5cc00d77472ccb42aa1e62bebfa942cbf13d3fОмонимы: виды, отличия и 40 примеров

Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи. Например, лук на огороде, лук для стрельбы и модный лук.

Рассказываем, чем отличаются омонимы от синонимов, антонимов и паронимов, какими они бывают, и приводим список для школьников.

Виды омонимов

Частичные омонимы — это омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (нежность) не совпадают в форме родительного падежа множественного числа: ласок — ласк.

Омофоны — это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся; например, кот и код, порог — порок — парок.

Сказала Алла:
– Это ж – утка.
А Ян услышал:
– Это – жутко!
А я услышал:
– Это – шутка

На самолёте
Я лечу в Париж.
А ты за мной
На облаке паришь…(С. Белорусец)

Омографы — это слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся (различие обычно бывает в ударении): зАмок и замОк, бЕлки и белкИ.

Ко́сит косец, а зайчишка коси́т,
Тру́сит трусишка, а ослик труси́т.

Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет муко́й?
Нет, лучше му́кой!

Омоформы — это слова, которые одинаково пишутся только в каких-то определенных формах, однако они могут быть даже словами разных частей речи; например, стекло (оконное) и стекло (что-то вниз); мой (собственный) и мой (посуду).

Намного позже
Петухов
Встаёт Серёжа

Петухов.

Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?

Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу.

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички!
— Что вы ели там?
Лисички! (Я.А. Козловский)

Сев в такси, cпросила такса:

– За проезд какая такса?

А водитель: «Денег с такс

вот так-с». (Я.А. Козловский)

Синонимы имеют схожее или тождественное значение (например, томат — помидор).

Антонимы — это слова с противоположным значением (например, добрыйзлой; больше примеров тут).

С омонимами не стоит путать паронимы. Это слова, которые звучат и пишутся похоже, но не одинаково, а также сходны по смыслу. Их часто путают, совершая смысловые ошибки. Например, экономический и экономичный, невежа и невежда.

Омонимы и многозначные слова

Многозначные слова — это слова, у которых несколько значений. Например, кисть — ‘часть руки’, ‘украшение из ниток’, ‘приспособление для рисования’, ‘ветка с цветами или ягодами’.

Как определить, что перед нами: омонимы или два значения многозначного слова? На самом деле, это не так уж и просто: часто грань довольно тонкая. Но основной критерий такой: нужно поискать общий элемент значения. Например, для многозначного слова кисть такой элемент — ‘несколько длинных предметов, скрепленных в одной точке’. Омонимы же никак не связаны по смыслу, или связь давно утрачена.

Примеры омонимов

Боксёр – спортсмен, занимающийся боксом;

Боксёр – порода собаки.

Бор – зубоврачебный инструмент.

Брак – семейный союз;

Брак – некачественное изделие.

Валить – заставлять падать;

Валить – двигаться толпой; уходить.

Венец – житель города Вены.

Гранат – плодовое растение;

Гранат – драгоценный камень.

Гусеница – личинка насекомого;

Гусеница – деталь гусеничного транспорта.

Дача – действие по значению глагола давать (дача показаний);

Дача – загородный дом.

Дипломат – специалист по международным отношениям;

Дипломат – небольшой чемодан.

Дворник – работник, поддерживающий чистоту;

Дисциплина – подчинение правилам;

Дисциплина – отрасль научных знаний.

Заставлять – ставя что-либо, занимать поверхность.

Каток — площадка для катания на коньках;

Каток – машина для выравнивания дороги.

Ключ – приспособление для открывания замка.

Кол – заострённая толстая палка;

Кол – низшая школьная оценка.

Коса – инструмент для срезания травы;

Коса – протяжённая речная отмель.

Лавка – скамейка;
Лавка – магазин.

Лама – копытное животное;
Лама – учитель буддизма.

Ласка – проявление нежности;

Ласка – хищное животное.

Лук – огородное растение;

Мат – проигрышная ситуация в шахматной партии;

Мат – мягкая подстилка;

Мат – отсутствие блеска.

Мир – земной шар;
Мир – отсутствие войны.

Мотив – мелодия;
Мотив – повод для действия.

Мушка – небольшая муха;

Мушка – деталь прицела.

Мышь – небольшой грызун;

Мышь – компьютерное устройство.

Норка – небольшая нора;
Норка – хищный пушной зверек.

Оклад – размер заработной платы;

Оклад – украшение иконы.

Предлог – вымышленная причина.
Предлог – служебная часть речи.

Предложение – то, на что предлагается согласиться;

Предложение – грамматически оформленное слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.

Роман – литературное повествование;
Роман – любовные отношения.

Свет – источник освещения;

Свет – высшее общество.

Скат – ровная наклонная поверхность;

Скат – рыба с плоским телом.

Следствие – результат, вывод;

Собачка – маленькая собака;

Собачка – деталь замка или застежки.

Союз – объединение;
Союз – служебное слово.

Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

ОМОНИМЫ — это… 50 примеров омонимов

Омонимы — это сло­ва, оди­на­ко­вые по напи­са­нии или про­из­но­ше­нию, но раз­лич­ные по зна­че­нию (дробь — шари­ки для стрель­бы, дробь — чис­ло).

Узнаем, что такое омо­ни­мы в рус­ском язы­ке, при­ве­дем при­ме­ры и соста­вим сло­варь омо­ни­мов.

В нашей речи часто встре­ча­ют­ся сло­ва, кото­рые зву­чат оди­на­ко­во, но не име­ют ниче­го обще­го в лек­си­че­ском зна­че­нии. Такие лек­се­мы назы­ва­ют­ся омо­ни­ма­ми. Что такое омо­ни­мы, мож­но понять, если обра­тить­ся к про­ис­хож­де­нию это­го линг­ви­сти­че­ско­го тер­ми­на.

Греческий тер­мин «омо­ним» (homos — оди­на­ко­вый, onyma — имя) бук­валь­но зна­чит «оди­на­ко­вое имя». Омонимами явля­ют­ся сло­ва, сов­па­да­ю­щие в зву­ча­нии и напи­са­нии, но име­ю­щие раз­ное зна­че­ние:

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое омо­ни­мы, при­во­дит­ся в Википедии:

Омо́нимы — это сло­ва оди­на­ко­вые по напи­са­нию, но раз­ные по зна­че­нию мор­фе­мы и дру­гие еди­ни­цы язы­ка. Термин вве­дён Аристотелем. Не сле­ду­ет путать омо­ни­мы с омо­фо­на­ми, омо­гра­фа­ми, омо­фор­ма­ми и паро­ни­ма­ми.

Омонимы и их разновидности

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют пол­ные и непол­ные омо­ни­мы. Полными омо­ни­ма­ми явля­ют­ся сло­ва одной части речи, сов­па­да­ю­щие в напи­са­нии и зву­ча­нии, но име­ю­щие раз­ное лек­си­че­ское зна­че­ние.

Примеры омонимов

Часто омо­ни­мы пута­ют с мно­го­знач­ны­ми сло­ва­ми. Узнаем, чем отли­ча­ют­ся омо­ни­мы от мно­го­знач­ных слов.

Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непол­ные омо­ни­мы, к кото­рым отне­сем омо­гра­фы, омо­фо­ны и омо­фор­мы.

Неполные омо­ни­мы сов­па­да­ют в зву­ча­нии не во всех грам­ма­ти­че­ских фор­мах.

Прочтите об омо­фор­мах, или мор­фо­ло­ги­че­ских омо­ни­мах.

67de0b54338f62f98719af5b4e2efd60

Примеры омографов

Разновидностью омо­ни­мов явля­ют­ся омо­фо­ны.

Омофоны (греч. homos «оди­на­ко­вый» + phone «голос, звук») — это оди­на­ко­во зву­ча­щие сло­ва, но име­ю­щие раз­ное напи­са­ние и зна­че­ние. Омофонами могут быть сло­ва раз­ных частей речи, кото­рые сов­па­да­ют при про­из­но­ше­нии, но пишут­ся по-разному:

Употребление омо­фо­нов не пре­пят­ству­ет пони­ма­нию речи. Используя опре­де­лен­ный кон­текст, гово­ря­щий зна­ет, о чем в нём сооб­ща­ет­ся.

Неожиданное зву­ко­вое сбли­же­ние омо­фо­нов исполь­зу­ют поэты для напи­са­ния сти­хо­твор­ных шуток — калам­бу­ров.

И лег­ко пишу сти­хи я ;

Без раз­ду­мья, без отсроч­ки

Я бегу к стро­ке от строч­ки ;

Даже к фин­ским ска­лам бурым

Видеоурок «Омонимы. Омографы. Омофоны. Омоформы» (5 класс)

Словарь омонимов

Источник

Суффиксы синонимы и антонимы 4 класс

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Тема: Синонимы и антонимы

Раздел «Слово в языке и речи»

Я вспомню понятия синонимы и антонимы.

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.

Использовать в речи синонимы и антонимы.

Словарные слова: библиотека, багаж, горизонт, прекрасный, шофёр.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Электронные ресурсы по теме урока:

1. Посмотрите видеофрагмент из мультфильма.

Видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Как называется сказка, по которой снят этот мультфильм и кто её автор? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,Александра Сергеевича Пушкина)

Найдите и назовите слова, близкие по смыслу.

Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился,

Села ждать его одна.

— Как называются слова, близкие по смыслу? (Синонимы)

70688bc9 9354 4d93 86e9 07f13301c14e

2. Прочитай стихи Олеси Емельяновой.

Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

— Найди слова, противоположные по смыслу. (Весёлый – грустный, добрый – злой)

— Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

Сформулируй тему и цели урока.

Тема: Синонимы и антонимы.

Я вспомню понятия синонимы и антонимы.

Распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Объяснять их лексическое значение.

Находить синонимы и антонимы в словарях синонимов и антонимов. Подбирать к словам синонимы и антонимы.

Использовать в речи синонимы и антонимы.

24a49d9b 0fa8 4c3b b238 d5a256e7984e8e8726d6 e9a5 42eb ba03 d66c9993b92d

— Рассмотри рисунки. Назови по рисункам слова – синонимы, слова – антонимы.

Ты можешь воспользоваться словарями синонимов и антонимов в учебнике стр. 154 – 155 или в интернете по данным ссылкам:

http://ru-antonym.ru/ — ссылка на словарь антонимов

http://ru-synonym.ru/ — ссылка на словарь синонимов

— Какие слова синонимы вы подобрали? (Болельщики, зрители, поклонники, почитатели, фанаты)

— Какие слова – антонимы вы подобрали? (Высокий – низкий, белый – чёрный, толстый – худой, большие – маленькие)

Составьте предложение по любому рисунку запишите его.

2. Работа с правилом.

Что такое синонимы?

Что такое антонимы?

— Проверьте свой вывод.

Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Антонимы– слова, которые имеют противоположное значение

– Совпадает наш вывод с правилом? (Да.)

4. Прочитайте текст.

У нас в доме живёт кошка Ника. У кошки пушистая шёрстка, гибкое тело. Кошка звонко мурлычет и ловко ловит мышей. Я люблю свою кошку. Кошек одомашнили ещё первобытные люди. В древности у некоторых народов кошки считались священными животными. Люди, проявляйте заботу о своих кошках!

— Какое слово повторяется? Что необходимо сделать, чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов. (Заменить повторяющиеся слова – синонимами.)

— Отредактируй текст (замени повторяющиеся слова синонимами) и спиши его.

— Выпиши из текста предложение, в котором однородные члены предложения соединены союзом. Разбери его по членам предложения. (Задание в формате ВПР).

— Для чего в языке нужны синонимы и антонимы? (Ответы детей)

— Синонимы помогают связывать части текста, позволяют избегать повторов одного и того же слова, помогают более точно и ярко выразить свою мысль.

— Употребление антонимов, как и синонимов делают нашу речь более выразительной, богатой, яркой.

5. Словарная работа.

— Узнайте слова по их лексическому значению и запишите. Поставьте в словах ударение и подчеркните орфограммы.

— Где разъясняются лексические значения слов? (Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях)

1) Это слово имеет греческое происхождение и обозначает хранилище для книг. (библиотека)

2) Упакованные в дорогу вещи. (багаж)

3) Видимая граница неба и земной или водной поверхности. (горизонт)

4) Отличающийся необыкновенной красотой, очень красивый. (прекрасный)

— Подбери синоним к слову багаж. (вещи, груз, ноша, кладь, поклажа)

— Подбери антоним к слову прекрасный. (ужасный)

Руки вместе, руки врозь.

Глаза прямо, глаза вкось.

Ноги здесь, и ноги там.

Что за шум и что за гам.

— Назовите антонимы и синонимы в физкультминутке. (Антонимы: вместе – врозь, прямо – вкось, здесь – там. Синонимы: шум, гам.)

4. Тренировочный модуль.

Закрепление изученного материала.

чёрный сладкий трудиться вежливый сзади

врозь горький болезнь болтать здесь

белый бездельничать там здоровье молчать вместе

быстро медленно грубый впереди

Нестись, буря, увлекательный, белоснежный, небосвод, вихрь, небосклон, размышлять, ураган, мчаться, молочный, мыслить, занимательный.

Друг – товарищ; добро – зло; лёгкий – тяжёлый; метель – вьюга; находить – терять; смелость – храбрость; густой – редкий; грустить – печалиться.

4..Укажи правильный вариант ответа.

А. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

B. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

C. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

5.Укажи правильный вариант ответа.

А. Слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

B. Слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

C. Слова, одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение

1. Работа со схемой.

Задание: Рассмотреть схему и соотнести определения.

Произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение.

Имеют противоположное значение

При выполнении данного задания занеси ответы на предложенные вопросы в пустые ячейки кроссворда. Ввод ответов осуществляй с помощью подстановки букв, расположенных под кроссвордом.

Конспект урока в 4 классе «Синонимы, антонимы, омонимы»

4e67e5aee6d15eb7b59f2f8a6f970ae3Скачкова Инна Владимировна
Конспект урока в 4 классе «Синонимы, антонимы, омонимы»

МБОУ «Кривопорожская СОШ»

Конспект урокапо русскому языку по теме :

«Синонимы, антонимы, омонимы».

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

Тип: повторение изученного материала

Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

— определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

— различать синонимы, антонимы, омонимы

— подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы

— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока

— высказывать и обосновывать свое мнение

— осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками

— сличать способ действия и его результат с эталоном

— уважительно относиться к русскому слову

Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса)

Ресурсы урока: учебник Канакина «Русский язык»

Ход урока

I. Организационный момент.

У. — Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем друг другу удачи. (пальчиковая гимнастика). Займите свои места. Проверьте готовность к уроку. Откройте рабочие тетради и запишите сегод. дату.

II. Актуализация знаний

— Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные. (слайд 5)

1) Поток воздуха. (Ветер)

2) Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

3) Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

4) Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

— К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)

— выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

— Составьте с любым из слов предложение.

— Запись на оценку с комментированием предложения:

С севера подул холодный ветер.

Синтаксический разбор предложения.

VI. Самоопределение к деятельности (слайд 6)

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Стынет на солнышке

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

— Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

— К какой части речи они относятся? (Глагол)

— Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

(Это дятел. Враг – друг)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

— Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

— Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

— Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

— Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

— Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

— Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 70 (с. 47) Помогите Незнайки (слайд 7-8)

(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

— При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

— Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Упр. 69 (с. 47) – устно (слайд 9-10)

(Работа в парах. Коллективная проверка)

— Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

— Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)

— Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

— Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот,в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

• храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный (слайд11-13)

Определить синонимический ряд (знаком +)

1. Бездушный, чёрствый, отзывчивый

2. Смелый, храбрый, мужественный

3. Добрый, жадный, щедрый

4. Вечный, бессмертный, временный

5. Глупый, неумный, недалёкий

Гимнастика для глаз слайд 14

Подбери к словам антонимы и синонимы:

2. Заполните пропуски в таблице Красной Шапочки «От синонимов к антонимам» (слайд 15-16)

Слово Синоним Антоним

Графический диктант слайд (17-18)

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают,какие слова там употреблены: с – синонимы, а — антонимы, о – омонимы.)

1. Жди горе от моря, а беды от воды.

2. Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

3. Солнце на ели, а мы еще не ели.

4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

5. В глаза хвалит, а за глаза бранит.

— Оцените специальным знаком свою работу на уроке.

VII.Закрепление изученного материала

1)Раскрыть цветок для Дюймовочки (слайд 19-21)

Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Какой получился цветок? Подберите синонимы (красивый, чудесный, прекрасный, живописный).

Игра «Топайте – хлопайте»

— Если я называю пару синонимов — вы топаете, если услышите антонимы — хлопаете…

Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

2) Работа в группах (слайд 22)

Прочитать стихотворение и найти в нём слова- омонимы и записать их.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

3) Дети получают карточки со словами. Дети должны их распределить по домикам. (слайд 23-24)

Самостоятельная работа, один человек работает на откидной доске. Коллективная проверка.

IX. Подведение итога

Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.

X. Домашнее задание (слайд 26)

1 уровень — выполнить задание по странице учебника;

2 уровень – во 2 и 3 предложении подчеркнуть орфограммы в словах на изученные правила, уметь объяснить;

3 уровень – подчеркнуть орфограммы во всем упражнении, уметь объяснить.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.

Конспект урока математики в 3 классе с использованием ИКТ Я рада приветствовать вас. Меня зовут Анастасия Александровна, и я проведу у вас сегодня урок математики. Садитесь, пожалуйста. Повернитесь.

Конспект урока математики в 3 классе «Римские цифры» Цель: формирование познавательного интереса обучающихся к совместной деятельности по ознакомлению с понятием «Римские цифры». Учащиеся научатся:.

Конспект урока во 2 классе «Вокальный ансамбль» Конспект урока Предмет: «Вокальный ансамбль» 2 класс Тема урока: «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле» Учебная программа: Рабочая.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме «Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы» Урок русского языка во 2 классе по развивающей системе Л. В. Занкова. Синонимичность в словах, пословицах, произведениях искусства. Урок русского.

Проект «Синонимы и антонимы в лексической теме «Дикие и домашние животные» Информационная карта проекта Проект:Антонимы и синонимы в лексической теме «Дикие и домашние животные». Автор проекта:учитель-логопед Борисенко.

Конспект урока физкультуры в четвертом классе Конспект урока физической культуры Ф. И. О. педагога _Строзенко Марина Николаевна___ Класс: 4 Программа:.

Конспект урока естествознания в 1 классе «Свет» естествознание 1 класс Сквозная тема: Еда и напитки Школа: ШГ № 7 Дата: «9» декабря 2017г. ФИО учителя: Бабак Е. В. Класс: 1 «Г» класс.

Разработка урока по русскому языку на тему «Суффиксы»

Учитель : Устюгова Евгения Дмитриевна

Предмет Русский язык

Программа: Перспективная начальная школа

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний ( по типологии Р.Г. Чураковой)

Различение суффиксов. Значения суффиксов

Познакомить с работой суффиксов – чик — и –щик-

Деятельностная : формирование универсальных учебных действий:

— Способность принять учебную задачу на основании того, что уже усвоено, и того, что еще не известно

— Способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий

— Способность сличать способ действия и его результата с эталоном

— Способность исправлять результаты своих действий

— Способность осознать уровень усвоения

-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

— Осознание и построение речевого высказывания в устной форме

— Извлечение необходимой информации из учебников

— Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

— Построение логической цепи рассуждения

— Сотрудничество в поиске и сборе информации

— Умение полно и точно выражать свои мысли

— Умение принимать решение

1. Учить различать суффиксы – синонимы и суффиксы – омонимы на примере суффиксов – чик — и –щик-

2. Активизировать развитие познавательного интереса, развивать умение обобщать, сопоставлять, анализировать учебный материал

3. Побуждать познавательный интерес к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь

Суффиксы- омонимы, суффиксы- синонимы

Основные: Учебник русского языка 4 класс Учебник в трех частях. Часть 1

.Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова

Технология проблемного обучения

Технология развивающего обучения

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I . Мотивация к учебной деятельности

— Формирование положительного отношения к изучаемому предмету, уверенность в своих силах

Настрой на урок в стихотворной форме:

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

— Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит стать настоящими исследователями. Я желаю вам быть внимательными, вдумчивыми, сосредоточенными, тогда у вас все получится.

приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности

II . Актуализация знаний (2мин).

— Повторить знания о суффиксе

— Что знаете о суффиксе?

— Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

— Что такое синонимы?

— Синонимы, слова, имеющие разное звучание, но близкие по смыслу.

-Омонимы — это слова, которые звучат одинаково, но не имеют ничего общего в своем значении.

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

— осознание того, что уже усвоено, способность осознать уровень усвоения

III . Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) ( 2 мин).

— Определить, над какой частью слова будем работать, с какими понятиями встретимся.

— С какой частью слова будем сегодня работать?

— Какие ещё понятия нам встретятся на уроке?

Откройте учебник на стр. 15. Прочитайте тему урока.

— Различение суффиксов. Значения суффиксов.

Учебник русского языка, 4 класс, 1 часть (авторы: М.Л.Каленчук, Н.А. Чуракова)

— осознание того, что уже усвоено, и того, что еще нужно усвоить.

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV . Открытие нового знания

— В результате совместной исследовательской деятельности узнать о работе суффиксов

Организация наблюдения (упр.9)

— Сравните слова в двух столбиках

— Одинаковую ли работу выполняют суффиксы – щик- и – чик- в этих словах? Что же они обозначают?

( Сравнивая слова в двух столбиках, обучающиеся убеждаются в том, что суффиксы – чик- и – щик- выполняют одинаковую работу)

— Можно ли сказать, что в данных словах это суффиксы-синонимы

— Да, потому что они указывают на профессию или вид деятельности человека.

Продолжаем наблюдение. Выполняем упражнение 10.

— Объясните значение слов, выделенных жирным шрифтом.

(Обучающиеся, опираясь на контекст, а также на значения слов, родственных незнакомым словам и понимание значения суффикса –щик-, объясняют смысл слов)

загонщик— тот, кто загоняет зверя в определенное место;

погонщик – тот, кто гонит скот в определенном направлении;

наборщик – тот, кто набирает текст;

трактирщик – хозяин трактира.

Задание: сравнить пары слов. Являются ли слова в парах родственными словами?

Сравнивая пары слов, обучающиеся убеждаются, что слова во всех парах, кроме последней, родственные.

-Почему слова последней пары не являются родственными?

— Слово погонщик произошло от основы глагола погонять, а слово погончик – от основы существительного погон.

Суффиксы – чик- и –щик- во всех парах слов выполняют одинаковую работу или разную?

— Можно ли сказать, что суффикс –чик- в словах из предыдущего упражнения и суффикс –чик- в словах из этого упражнения – это суффиксы-омонимы?

— Да, Это суффиксы-омонимы, поскольку они звучат одинаково, а обозначают разное.

— Когда суффиксы –щик- и чик- являются суффиксами-синонимами?

— Когда они имеют одинаковое значение

— Сварщик, грузчик. Суффиксы–щик- и чик- указывают на профессию человека

— Когда суффиксы –чик- и чик- являются суффиксами-омонимами?

— Когда эти суффиксы имеют разное значение.

— Например, грузчик, барабанчик. В первом слове суффикс –чик- указывает на профессию человека, а во втором слове – чик- имеет уменьшительно-ласкательное значение.

— Сравним наш вывод с выводом Летучей Мыши

(Чтение вывода на стр.18.)

ФИЗМИНУТКА ( для глаз)

— способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий при решении учебных задач

— способность сличать способа действия и его результата с заданными эталонами

— способность к саморегуляции.

— Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

— осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

-извлечение необходимой информации из учебника; определение основоной и второстепенной информации

— рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса усвоения;

Оцените, как поняли, какую работу выполняют суффиксы (геометрические фигуры

Прямоугольник – понял, смогу объяснить соседу

Квадрат – сомневаюсь, что понял

— анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

-синтез- составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, возможные ошибки;

— способность осознать, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения

— сотрудничество в поиске и сборе информации

Оцените свою работу в парах (оценивается активность работы в паре; обозначается цветовыми кругами

Красный – работал активно,

Зеленый – работал не всегда активно)

V . Формулирование темы, задач урока

Формировать способность принимать учебную задачу на основании того, что уже известно, и того, что ещё не известно.

— Сформулируйте тему урока

-Какую задачу поставим перед собой?

— Учиться различать суффиксы-омонимы и суффиксы-синонимы.

— способность принять учебную задачу на основании того, что уже усвоено и известно, итого, что еще не известно

— способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий при решении учебных задач

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VI . Применение нового знания

— учить применять полученные знания на практике

Цель упражнения- проверить, насколько хорошо обучающиеся представляют разницу значений суффиксов-омонимов, сходство значений суффиксов-синонимов.

В 1-й столбик выпишут слова: пулеметчик, газетчик, автоматчик, ракетчик.

Оставшиеся слова поделят еще на 2 группы

2) альбомчик, диванчик, стаканчик, мотивчик

3) куличик, кирпичик, мячик, ключик.

— Чем являются суффиксы – чик- и –ик во 2 и 3 столбиках?

— Суффиксами-синонимами, потому что имеют уменьшительно-ласкательное значение

— В каких столбиках записаны слова с суффиксами- омонимами? Почему?

— рефлексия способов действия, контроль и оценка результата усвоения

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени.

Оцените свою работу ( «Шкала успеха»)

VII . Домашнее задание ( 3мин).

Закрепить полученные знания

Повторить вывод Летучей Мыши на стр. 18

1 уровень – стр. 19, упр. 12.

2 уровень – придумать 5 пар слов, с суффиксами-синонимами и 5 пар слов с суффиксами — антонимами.

VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.).

Обобщить, систематизировать полученные знания

— Какая тема нашего урока?

-Какую задачу ставили перед собой?

— Учиться различать суффиксы-омонимы и суффиксы-синонимы.

Слайд 6(вернуться к нему)

Оцените свою работу на уроке ( «Шкала успеха»)

placeholder

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

placeholder

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

a loader

Номер материала: ДA-054270

    20.09.2015 767
    20.09.2015 702
    20.09.2015 488
    20.09.2015 3964
    20.09.2015 7626
    20.09.2015 3188

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector