- Суфражистки – как женщины боролись за свободу
- Движение суфражисток в США
- Женское движение суфражизм в истории Великобритании и России
- Кто такие суфражистки и как зарождалось движение женщин за свои права
- Панкхёрст в Петрограде или феминизм как удел богатой знати
- Символика цвета суфражисток и причём тут турнир Уимблдон
- Оправдались ли усилия суфражисток?
- Научная работа на тему : «Суфражизм»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Оглавление
- ВВЕДЕНИЕ
- I .1. «Феминизм» и «суфражизм» и основные особенности «первой волны»
- I .2. Первые объединения и первые мероприятия суфражисток в Европе и Америке
Суфражистки – как женщины боролись за свободу
Суфражистки пикетируют Белый дом.
Движение суфражисток подвергалось осмеянию в прессе. На суфражисток рисовали множество карикатур. Например, на этой вверху надпись: «И это та любовь, которая заставит мир перевернуться?»
Именно тогда, в начале ХХ века очень решительного вида дамы в шляпках с цветами и лайковых, а также в замшевых и грубых шерстяных перчатках (суфражистки из среднего класса отнюдь не чурались простых работниц, лишь бы они разделяли их идеи!) устраивали уличные скандалы и, презрев все нормы воспитания и христианской морали, отчаянно хулиганили с целью привлечь к себе внимание, лупили полисменов зонтиками, а те в ответ не стеснялись лупить самых настоящих леди своими деревянными дубинками. Они, оказавшись в тюрьмах по обвинению в нарушении общественной благопристойности и порядка, устраивали голодовки и все это ради гражданских свобод, которых женщины того времени были лишены. Трудно дать однозначную оценку их радикальной деятельности. Но бесспорно то, что результата движение суфражисток все же достигло и, хотя сегодняшняя молодежь даже слова такого не знает, в память о тех годах остался наш любимый весенний праздник, у истоков которого ведь как раз и стояли неутомимые и одержимые своими идеями суфражистки.
А началось, кстати говоря, все с того, что Эммелин Панкхерст (1858–1928) никак не могла позабыть слова своего отца, как-то сказанные им над ее кроватью: «Как жаль, что она не мальчик!» Бедный отец Эммелин тогда даже и не подозревал, что его дочь в этот момент задумается над тем, что если по Библии все люди равны, то почему же тогда «мальчики лучше девочек» и им позволительно все то, чего девочки лишены. Таким образом всего одной своей фразой он изменил не только всю жизнь своей дочери, но жизнь женщин Америки и Европы, не больше и не меньше!
Впрочем, обратившись к тем же романам Джейн Остин, мы можем увидеть, что виноваты в развитии женской эмансипации были… сами мужчины! Откроем роман «Гордость и предубеждение» и прочитаем, что мужчины требовали от юных леди, чтобы те были развиты духовно, а для этого умели музицировать, говорили по-французски и по-немецки, были начитаны, словом, «развивали свой ум». Но, начав с этого, женщинам не захотелось останавливаться, вот и выходит, что, требуя развитости от своих подруг, мужчины уже в начале 19 века сами же пилили тот сук, на котором сидели.
«Салун для эмансипированных женщин»
Ну, а получив начальное образование, женщины стали требовать и равных с мужчинами прав. Причем, кроме предоставления избирательного права, суфражистки также добивались права на собственность, получения высшего образования, права на развод и равную с мужчинами заработную плату. Уже в первом манифесте суфражисток, называвшимся «Декларация чувств», провозглашалось: «Все мужчины и женщины созданы равными». Все, в общем-то, по Библии не так ли? И вначале борьба женщин за гражданские свободы имела благопристойный характер. Но ни письма в газеты и депутатам парламента и конгресса, ни агитация на улицах, дебаты и выступления Гайд Парке никто из мужчин, а также лидеров правительства внимание не обращал. И тогда женщины поняли, что только силой можно добиться чего-то от такого «животного, как мужчина» и перешли к активной борьбе.
Винтажная почтовая открытка против движения суфражисток, содержащая намек на имевшее в то время бурное обсуждения «потерянного звена» между обезьяной и человеком, долженствующая вызвать негодование мужчин.
Среди политиков-мужчин, особо ненавидимых суфражистками, на первом месте находился Уинстон Черчилль, к которому они питали особую неприязнь. Причина этого заключалась в том, что, когда одна из суфражисток публично обозвала его пьяным мужланом, Черчилль сказал: «Я-то завтра протрезвею, а у вас ноги как были кривыми, так и останутся». Естественно, что такой ответ все дамы-суфражистки посчитали для себя оскорблением и решили за него с ним рассчитаться. В адрес Черчилля последовали угрозы, в него швыряли камни, пытались бить его палками и даже хлыстом. Хлыст в итоге у покушавшейся на Черчилля женщины отобрали, а он не придумал ничего лучше, как подарить своей жене в качестве победного трофея.
Эмили Дэвинсон. На груди – награда движения.
Мученичество Эмили Дэвинсон. Уникальное фото из Эпсома.
Впрочем, не только такими вот ужасными акциями суфражистки привлекали участие к проблеме эмансипации. Они очень умело привлекали внимание общественности очень зрелищными и по-настоящему красочными шествиями. Женщины шли по улицам в нарядных белых платьях с цепями из цветов, держа в руках флаги суфражистского движения. При этом они либо пели «Гимн республики», либо шли с леденящим душу плачем-завыванием под гром барабанов и вой духовых инструментов. Парады были массовыми и тщательно организованными. Естественно, что поглазеть на все это собирались толпы зевак.
Впрочем, не чурались суфражистки и столь же хорошо организованных действий насильственного характера, самым известным из которых в Лондоне стала так называемая «Хрустальная ночь». Тогда женщины, проносившие в муфтах камни и молотки, принялись бить витрины магазинов и окна в домах, а когда против них были брошены наряды полиции, то молотками досталось и полицейским! За особые достижения в деле движения у суфражисток были разработаны и учреждены специальные награды.
Еще одна открытка против суфражисток. Физиономии явно непривлекательные и даже больше…
Впрочем, и подавлялось движение суфражисток весьма жестоким образом. Женщин избивали дубинками, массово сажали в тюрьмы, и даже ссылали на каторгу.
«Женщины голосуют, а мужчины купают детей».
П.С. Теме женской эмансипации и происходящим в обществе переменам сегодня посвящен целый ряд замечательно снятых телесериалов, среди которых следует назвать «Дамское счастье» по роману Эмиля Золя (1996 г.) и «Аббатство Даунтон» (2010 г.). Ну и, конечно, как не вспомнить легендарные «Большие гонки» (1965 г.)
Движение суфражисток в США
На рубеже 19-20 веков проблема неравенства прав женщин и мужчин превратилась в одну из ведущих в американском обществе. В конце 19 века возникает суфражистское движение (французское suffragette происходит от suffrage — «избирательное право» и латинского suffragium — «поддержка, голосование в поддержку»).
В Великобритании матерью-основательницей движения за права женщин является Эммелин Панкхерст (кстати, для понимания и возможности погрузиться во времена протестов в Великобритании снят потрясающий фильм, который так и называется — «Суфражистка» режиссера Сары Гаврон, я очень-очень советую его посмотреть), в США — Элизабет Кэди Стэнтон (создательница «Декларации чувств», в которой инициировала появление движений за женское равноправие), Лукреция Мотт (в своих «Рассуждения о женщинах» Лукреция изложила запреты и ограничения, налагавшиеся на женщин в Штатах, до последних дней оставалась важной фигурой за равноправие) и Сьюзен Энтони.
Сьюзен Энтони и Элизабет Кэди Стэнтон
В отличие от европейских женщин (которые, требуя избирательного права, приковывали себя к воротам, били витрины магазинов, рисовали агитационные плакаты, проводили демонстрации, задерживали поезда, сидя на рельсах), американки стремились к мирным и цивилизационным формам защиты их интересов. Они проводили массовые демонстрации, публичные лекции, образовательные беседы среди населения, шествия, письменные обращения в редакции журналов и газет. Именно в это время женщины особенно сильно протестовали против общепринятого устоявшегося определения «слабого» пола, высказывая недовольство касаемо своего положения в обществе и требуя, в первую очередь, предоставления гражданских и политических прав женщинам и разрушения патриархальных стереотипов. Женщины среднего и высшего класса, находясь в довольно безопасном и привилегированном положении, пытались бороться не только за одобрение в доме, но и в обществе. Суфражистки требовали не только предоставления участия в выборах, но и возможности распоряжаться своим телом, наследством, деньгами, иметь равные с мужьями права на своих детей, оплату труда и образование.
Нью-Йорк, 1913
В 1869 году были созданы две организации: Национальная ассоциация женщин-суфражисток (NWSA), участницы которой боролись за право голоса через суды, и Американская женская ассоциация суфражисток (AWSA). В 1890 году две эти организации слились в одну — Национальную американскую ассоциацию за женское равноправие (NASWA). В 1916 году была создана радикальная Национальная женская партия (NWP) во главе с Элис Пол, которая избрала более агрессивную тактику, в том числе устраивая пикеты около Белого дома.
Пикет около Белого дома, 1917
Элис Пол
Активисткам суфражистского движения первой волны (1840-1920е) понадобилось более семи десятилетий борьбы, чтобы требуемое ими предоставление избирательного права стало реальностью. 18 августа 1920 года была принята Девятнадцатая поправка в Конституции США, написанная и внесенная в Конгресс Сьюзен Энтони и Элизабет Стентон еще в 1878 году, по которой вводилось избирательное право для женщин. И как гласит Конституция: «Право голоса граждан Соединённых Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединёнными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола».
Суфражистки празднуют победу после утверждения 19-й поправки в 1920 году
Женское движение суфражизм в истории Великобритании и России
Кто такие суфражистки и как зарождалось движение женщин за свои права
Первую революционную деятельность в борьбе за женские права развернула французская писательница Олимпия де Гуж в конце XVIII века – тогда её «Декларация прав женщины и гражданки» и идеи феминизма нашли отклик у аудитории разных стран. Следующая волна уже организованного движения женщин за свои права поднялась в середине XIX века и особенно ярко проявилась в Великобритании, где царила жёсткая классовая система. Массовые протесты набрали обороты после выступлений Джона Стюарта Милля, – члена Британского парламента и одного из самых влиятельных философов XIX века, – который отстаивал идею индивидуальной свободы и призывал дать женщинам избирательные права. В 1865 году вышло его знаменитое эссе «О подчинении женщин» ( The Subjection of Women ), в основу которого легли идеи одной из первых феминисток – его жены Гарриет Тейлор-Милль. Супруги высказали мнение, что принцип легального женского подчинения ложен и препятствует прогрессу человечества. Спустя четыре года книга была переведена на русский язык и опубликована в России.
Демонстрация суфражисток в Лондоне, 1912 год. Фото: Hulton Deutsch/Corbis via Getty Images
Эммелин Панкхёрст с дочерьми Кристабель и Сильвией. Фото: Wikimedia Commons
Панкхёрст в Петрограде или феминизм как удел богатой знати
Появление феминистского движения в России связано, в первую очередь, с отменой крепостного права в 1861 году. Некогда богатые дворянские семьи были близки к разорению, и женщины были вынуждены искать дополнительный заработок, получать образование и находить своё место в новом мире. Дамы из высшего общества становились врачами, медсёстрами, акушерками, журналистками и переводчицами – одной из самых ярких активисток была писательница и поборник женского образования Мария Трубникова. Многие переезжали в Петербург, ставший центром русского феминизма: дома большинства феминисток были расположены на Невском проспекте. В 1917 году Россия была охвачена хаосом революции и Первой мировой войны, и своей миссией Эммелин видела поддержку боевого духа русских женщин и триумфальное возвращение в Великобританию. 18 июня 1917 года Панкхёрст приехала в Петроград (переименованный в 1914 году Санкт-Петербург) и осталась в российской столице на три месяца, насыщенные встречами не только с женскими организациями, но и с представителями русской элиты и членами политических партий.
Эммелин Панкхёрст. Фото: PA Images/ТАСС
В дружеской и приятной обстановке прошли встречи Панкхёрст с лидером меньшевиков Ираклием Церетели, министром иностранных дел Временного правительства Павлом Милюковым и эксцентричным князем Феликсом Юсуповым. Суфражистка и журналистка Рита Дорр, которая наблюдала большинство встреч Эммелин, напишет: «Миссис Панкхёрст была очень хорошо принята в России. О ней написали в газетах, с ней встречались официальные лица, лучшие женщины Петрограда спешили с ней познакомиться». Однако ещё одна иностранная корреспондентка и противница суфражисток Флоренс Харпер высказала иное мнение. По её словам, миссия Панкхёрст не увенчалась успехом, так как, несмотря на всеобщее восхищение английской суфражисткой, в России феминизм оказался самодостаточным и не нуждался в помощи извне. Такого же мнения придерживался премьер-министр Александр Керенский, с которым Эммелин встретилась в августе – политик не поддержал идеи англичанки, посчитав их чуждыми российской действительности. В сентябре 1917 года Панкхёрст вернулась в Великобританию и начала читать лекции о России.
Символика цвета суфражисток и причём тут турнир Уимблдон
В журналах и газетах суфражисток часто изображали чудаковатыми старыми девами в неряшливой одежде и огромных очках. Подобные карикатуры рисовал художник Джон Тенниел – автор культовых иллюстраций к «Алисе в Стране чудес», и именно в таких образах активистки представали в воображении многих горожан. Однако в действительности суфражистки считали своим долгом выглядеть максимально элегантно, чтобы привлекать внимание к своим требованиям и вербовать новых участниц. У них даже были фирменные цвета: фиолетовый олицетворял достоинство, белый обозначал чистоту помыслов и свободу, а зелёный был символом надежды. Первые буквы складывались в особый шифр GWV ( Green – White – Violet ), который был аббревиатурой лозунга « Give Women Votes » («Даёшь женщинам право голоса»). Интересно, что официальными цветами Уимблдонского турнира являются как раз зелёный и фиолетовый, а игроки по традиции выступают в белой одежде.
В Лондоне были универмаги, дружественные суфражисткам – это Selfridges на Оксфорд-стрит и Liberty на Грэйт-Марлборо-стрит, где в изобилии продавали товары в знаменитом триколоре: ленты, заколки, ювелирные изделия, украшения, сумочки и шляпки. Любая женщина могла надеть трёхцветную брошь и тем самым продемонстрировать симпатию женскому движению. В наше время политические деятели продолжают использовать символику цвета: например, в 2015 году бывшая первая леди США Хилари Клинтон появилась на предвыборных дебатах в «оппозиционном» белоснежном брючном костюме, а её сторонники также были в белом. СМИ расценили это как дань памяти суфражисткам – ещё ни одна американка не была так близка к посту президента. Кстати, в британском сериале «Мистер Селфридж» ( Mr Selfridge ) прекрасно показано, с какой скоростью суфражизм набирал обороты в Лондоне. Феминистки обожали модный магазин Гарри Селфриджа, однако оставались верны своим идеалам – универмаг Selfridges также не избежал митинга с битьём витрин. Впрочем, есть версии, что на демонстрации в основном выходили специально нанятые женщины из рабочего класса, которые создавали массовку.
Оправдались ли усилия суфражисток?
Фрагмент постамента памятника Миллисент Фоссет на Парламентской площади. Фото: Mayor of London
Историки так и не пришли к единому мнению, насколько оправданы оказались радикальные меры, предпринятые Эммелин и её последовательницами, и ускорили ли они принятие акта о равноправии мужчин и женщин. После возвращения из России в 1917 году Панкхёрст так и не удалось поднять свой авторитет, и она переключилась на политическую карьеру в Канаде. Самая известная суфражистка скончалась в доме для престарелых в Хэмпстеде 14 июня 1928 года – в том же году в Великобритании был принят закон, предоставляющий всем женщинам старше 21 года избирательное право наравне с мужчинами. В России женщины получили право голоса на 10 лет раньше – в 1918 году. Однако стоит признать, что Эммелин действительно вдохновила огромное количество женщин, и о её влиянии на рабочий класс снят фильм «Суфражистка» ( Suffragette ) с Хеленой Бонем Картер и Мерил Стрип. Также Панкхёрст посвящено несколько памятников: статуя под названием Rise Up Women («Восстаньте, женщины») возвышается на площади St Peter ’ s Square в Манчестере, и ещё одна бронзовая фигура суфражистки стоит у входа в парк The Victoria Tower Gardens в Лондоне.
Научная работа на тему : «Суфражизм»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Студентки 4 курса ИФ
направления 46.03.01 – История,
профиль – История международных отношений
к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность многочисленных суфражистских групп на рубеже веков составила так называемую «первую волну» в истории феминизма, когда женщины впервые выступили как самостоятельная организованная политическая сила. Обращение к их теоретическому наследию и политическому опыту представляет значительный исследовательский интерес.
Актуальность темы обусловлена тем, что знание феминистской истории позволяет яснее представить направление её эволюции и оценить своеобразие этого политического движения, в том числе и активно развивающегося в последнее время женского движения в России.
Предметом исследования служит деятельность суфражистских обществ с целью получения женщинами избирательных прав.
В работе также использовались исследования общего характера по истории Европы рассматриваемого периода, дающие необходимое представление о социально-экономическом и политическом развитии Великобритании. Это «История Европы: В 8 т.» ( М.: «Наука», 2000. Т. 5), труды Дюверже М. «Политические партии»» (М. 2000), Ерофеев Н. А. «Очерки по истории Англии (1815 1917 гг.)» (М., 1959), «История политических и правовых учений, XIX в.» (М.: «Наука», 1993), Кертман Л. Е. «Джозеф Чемберлен и сыновья» (М., 1990) и др.
Таким образом, приведенный историографический обзор свидетельствует о том, что данная проблема все еще не получила достаточного освещения.
Цель курсовой работы заключается в анализе суфражистского движения в контексте политического развития Великобритании. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
проанализировать причины выдвижения суфражистского движения на главные позиции в женском движении Великобритании;
оценить роль движения за политическое равноправие в достижении конечного результата: наделении женщин правом голоса;
оценить масштабы и характер британского суфражистского движения.
Территориальные рамки работы охватывают весь европейский континент и, непосредственно, Великобританию, а также США, где осуществляли свою деятельность суфражистские организации.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
I .1. «Феминизм» и «суфражизм» и основные особенности «первой волны»
Основываясь на традициях Просвещения и прав личности, в середине XIX века феминизм возникает как социальное движение самих женщин за свои политические и гражданские права, так как ни одна революция не предоставила им таких прав, несмотря на активное их участие в революционных процессах. Период с 1840-х по 1920-е годы известен в современной литературе по истории женских движений как «первая волна» феминизма («вторая волна» поднимется в середине 60-х годов XX века, и это уже будут новые задачи, рассмотрение которых выходит за рамки этого обзора). В свои программы феминистки в разных странах включали требования предоставить право на образование, профессиональный труд, на занятие государственных должностей, право cамостоятельно заниматься торговлей, предпринимательской деятельностью.
I .2. Первые объединения и первые мероприятия суфражисток в Европе и Америке
Первые шаги в сторону утверждения избирательного права женщин были сделаны в конце XVIII века во Франции. В 1789 году лидерами Великой французской революции был принят документ под названием «Декларация прав человека и гражданина», основная идея которого заключалась в том, что все жители страны независимо от своего вероисповедания и социального статуса обладают равными правами по отношению к государству.
Правда, под словом «все» в декларации подразумевались только лица мужского пола. На этот, казалось бы, малозначительный факт обратила внимание известная писательница и идеолог революционного движения Олимпия де Гуж. В 1791 году она опубликовала «Декларацию прав женщины и гражданки», в которой призывала распространить «естественные и неотъемлемые» права человека, в том числе и на женщин.
Для либералов XIX века, приверженцев идеи равноправия полов, речь шла о формальном, юридическом равенстве, дающем человеку возможность отстаивать свои интересы. Обычное право Великобритании и США гласило: «юридически женщина не существует отдельно от своего отца или мужа, которые и голосуют от ее имени и во имя интересов семьи в целом»; без их согласия женщины не могут заключать договоры, не должны владеть собственностью, самостоятельно выступать в суде.
Одно из таких Обществ трезвости в Новой Зеландии возглавила Кейт Шеппард. Она убедила своих соратниц развернуть масштабную кампанию за предоставление женщинам избирательного права и вскоре стала лидером женского движения в стране.
Одно из самых массовых выступлений суфражисток в США состоялось за день до инаугурации президента Вильсона 3 марта 1913 года. Около 8 тысяч женщин, вооружившись плакатами с громкими лозунгами, маршем прошли по Пенсильвания-авеню, ведущей к Белому дому. Возле здания казначейства суфражистки устроили настоящее костюмированное шоу, напоминающее театральную постановку. Выступление поборниц избирательного права вызвало нешуточный ажиотаж среди рядовых жителей Вашингтона. Пятидесятитысячная толпа зевак пыталась преградить демонстрантам путь, разумеется, не обошлось без агрессии – многие из участниц парада получили травмы, на собственной шкуре испытав силу «зрительских симпатий». Реальный эффект от выступлений суфражисток не был мгновенным. Только 7 лет спустя, вступила в силу 19-я поправка к Конституции, запрещающая дискриминацию на выборах по половому признаку. К этому времени многих лидеров американского женского движения уже не было в живых.
Женщины разных стран осознавали общность своего жизненного опыта и проблем, что нашло воплощение в идее сестринства и организации интернациональных женских организаций. Так, в 1888 году феминистки разных стран объединились в «Международный совет женщин», а в 1904 году был образован «Международный женский суфражистский альянс», в который вошли суфражистки США, Канады, Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии и Швеции. Активистки организации ежегодно проводили тысячи митингов, миллионы листовок о бесправном положении женщин распространялись в самые отдаленные уголки земного шара.
Немногочисленные женские группы в Америке и Европе к началу ХХ века превращаются во влиятельные национальные коалиции и ассоциации. Всеми способами гражданской активности суфражистки пытаются добиться изменения законов, сделать все, чтобы их голос был услышан. Массовые демонстрации, петиции, обращения к партиям и политическим деятелям, митинги, демонстративные, даже провокационные, акции протеста были нацелены на привлечение общественного внимания, изменение политики и проведение реформ. В деятельности организаций и акциях протеста в то время в основном участвовали женщины из среднего класса (работницам фабрик и заводов было не до общественной активности). В защиту прав женщин выступили социалисты. На Международной социалистической конференции в Копенгагене в 1910 году Клара Цеткин предложила ежегодно проводить Международный женский день под лозунгами борьбы за политическое и социальное равноправие. Этим днем женской солидарности, который способствовал и привлечению к борьбе женщин-работниц, стало 8 марта.
Первой страной, предоставившей женщинам не только право голосовать, но и быть избранной, стала Финляндия (1906 г.). Впрочем, получив избирательное право, женщины не получили реальной власти. Некоторые исследователи полагают, что именно это привело к кризису и сходу на нет первой волны феминизма в ХХ веке.
В 20-е годы ХХ века в Европе и США феминистское движение первой волны, добившись, наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих женщинам учиться в университетах и работать вне дома, посчитало свои задачи выполненными, и активность женских организаций пошла на спад.
Таким образом, основными центрами организованного женского движение, возникшего в середине XIX века, оказались Англия и США. Участницами феминистского движения, как в Америке, так и в Европе, были в основном представительницы среднего класса, имевшие образование и возможность посвятить свое время общественно-политической деятельности.