- Суфражистское движение
- Полезное
- Смотреть что такое «Суфражистское движение» в других словарях:
- Суфражистки: кто это и чем они отличаются от феминисток
- Кто такие суфражистки и за что они боролись
- Суфражизм в Англии: славные вехи недолгой истории
- Как суфражистки добились своих целей
- Вместо заключения
- Суфражистки — «дуры-бабы» или женщины, опередившие время
- «Жаль, что не мальчик»
- «Курица — не птица, женщина — не человек»
- Женский радикализм
- Борьба с суфражистками
- Суфражистки
Суфражистское движение
Полезное
Смотреть что такое «Суфражистское движение» в других словарях:
Панкхёрст, Эммелин — Эммелин Панкхёрст Emmeline Pankhurst … Википедия
История США (1865–1918) — США в 1870 80 гг. Оранжевым цветом показаны штаты, голубым организованные, зеленым неорганизованные территории История США (1865 1918) включает перио … Википедия
Женская эмансипация — (womens liberation), радикальное движение, предшествовавшее второй волне фе минизма в 20 в. Его сторонники выступали за повышение статуса женщины в об ве, а в анализе социальных прав мужчин и женщин шли дальше предыдущих суфражистских требований… … Всемирная история
ФЕМИНИЗМ — (франц. feminisme от лат. femina женщина) движение в защиту прав и освобождения женщин, возникшее в эпоху бурж. революций во Франции, Англии и США. Имеется деление на старый и новый Ф. Для старого Ф., возникшего в XVIII в. и пережившего расцвет в … Российская социологическая энциклопедия
Холидэй, Генри — Генри Холидэй Имя при рождении: Henry Holiday Дата рождения: 17 апреля 1839(1839 04 17) Место рождения: Лондон … Википедия
Холидей, Генри — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Холидей. Генри Холидэй Имя при рождении: Henry Holiday Дата рождения: 17 июня 1839(1839 06 17) … Википедия
Аддамс Джейн — (Addams, Jane) (1860 1935), амер. обществ, деятельница и реформатор, основоположница новой науки социологии. Со своей подругой Эллен Грейте Старр открыла в 1889 г. в Чикаго Халл Ха ус первую общину для рабочих и иммигрантов по типу Тойнби Холла в … Всемирная история
Суфражистки: кто это и чем они отличаются от феминисток
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современное общество строится на принципах равноправия, пусть даже кое-где это происходит лишь формально.
Но еще в начале прошлого века женщину, посмевшую заикнуться о своих правах на участие в выборе правительства, просто поднимали на смех!
Движение сторонниц суфражизма – причина, по которой положение реально изменилось и правовая пропасть с мужчинами начала стремительно сокращаться.
Кто такие суфражистки и за что они боролись
Суфражизм – достаточно старое понятие, однако популярным стало только в 1906-м, когда один из ведущих журналистов Daily Mail попытался публично высмеять участниц движения за предоставление женщинам такого же избирательного права, какое было у мужчин.
При этом оригинальный французский термин «suffrage» объединяет в себе два практически идентичных значения:
Параллельно существовал термин «suffragist», используемый для обозначения любого человека из числа тех, кто борется за право участвовать в выборах. Благодаря своеобразному юмору политически активных мужчин появилась форма «suffragette», придающая слову оттенок кокетливости и указывающая на очередную «причудливую женскую моду».
В широком (общеупотребительном) смысле разница между ними исчезающе мала. Однако если первый эвфемизм использовался достаточно редко из-за откровенно уничижительной коннотации, то второй быстро стал практически синонимом борьбы за равенство прав.
Разница мала, но она таки существует. Главное отличие в понятиях феминизма и суфражизма заключается в одном нюансе: феминистки ратовали за всю полноту гражданских прав (то есть за полное равноправие с мужчинами), а суфражистки – только за предоставление женщинам права голоса.
Суфражизм в Англии: славные вехи недолгой истории
Движения первых феминисток начали формироваться в конце XIX века на территории США и Великобритании. Но если в США царили более свободные нравы, консервативная Британия регулярно оказывалась в центре скандалов, в основном из-за акций с участием суфражисток и показательных арестов в связи с нападениями на культурные объекты.
В Англии первое суфражистское ответвление из движения сторонниц феминизма сформировалось еще в 1865-м – тогда было зарегистрировано одно из первых в UK женских политических объединений под названием «Комитет женских избирательных прав».
К 1868 году это ответвление переросло в отдельное движение, объединившее несколько мелких организаций в одну крупную – «Национальную Федерацию Суфражистских Обществ». Помимо совершенствования конституционной составляющей своего движения, НФСО сосредоточилась на подаче петиций и лоббировании интересов женщин в парламенте, одновременно занимаясь и просветительской работой.
Тем не менее в период вплоть до начала XX века парламент Великобритании не рассмотрел ни единого законопроекта, облегчающего жизнь женщин. Недовольство усилилось, когда в 1893-м парламенты Новой Зеландии, а затем и Австралии наделили женщин правом голосовать, несмотря на то, что формально оставались частью Соединенного Королевства.
Это и стало причиной первого суфражистского бунта, связанного с деятельностью сформированной в 1903-м организации – Женского Социально-Политического Союза, более известного как WSPU.
Именно в его адрес впервые использовали этот термин, а основательница Союза Эммелин Панкхёрст с гордостью приняла звучное определение. Впоследствии слово активно употребляли, когда речь заходила об активных женщинах, не говоря уж про заголовки газет, издаваемых далеко за пределами Соединенного Королевства.
Поскольку женские союзы не могли добиться правовой поддержки на протяжении десятилетий, к 1906 году их руководители сочли, что настало время более содержательных акций мирного протеста, и тогда города захлестнули:
Однако в Лондоне, как и в большинстве значимых городов Британии, по-прежнему боролись с суфражистками, причем не только высмеивая их «нелепые стремления», но и устраивая гонения на самых активных участниц WSPU.
Ситуация накалилась, когда в 1910-м борьба перешла в острую фазу. Теперь уже суфражистки не гнушались более радикальными методами, как, например:
За весь период с начала века более двух тысяч суфражисток оказались в тюрьме. Многие – просто за вандализм, мелкие нарушения общественного порядка или отказ выплачивать штрафы, что они делали в надежде привлечь больше внимания к проблемам женщин.
Как суфражистки добились своих целей
Ряд принятых в Британии законов в сочетании с существующими практиками (например, насильственного кормления заключенных) все больше склоняли общественное мнение в пользу суфражисток.
Переломный момент наступил в 1914-м с началом военных действий. Отложив на время борьбу за избирательное право, женщины стали поддерживать государство, собирая средства на помощь армии. Это позволило движению примириться с политиками и усилило влияние суфражисток на обывателей.
Неудивительно, что уже к концу Первой Мировой появился «Акт о народном представительстве» (1918 г.), наделивший замужних женщин старше 30, пусть и со значительным имущественным цензом, ограниченным правом голоса.
И только спустя десятилетие, когда в 1928-м закон доработали, возрастной ценз был снижен до 21 года, а дополнительные критерии допуска на избирательные участки и вовсе устранили.
После этого львиная доля суфражистских организаций самораспустилась, а оставшиеся союзы и комитеты реорганизовались и продолжили борьбу в рядах феминисток, добивавшихся для женщин полного равноправия в политической сфере.
Вместо заключения
Феминистские настроения во второй половине XIX века были характерны для общества большинства развитых стран и постепенно распространялись практически по всему миру. И американки казались более прогрессивными по сравнению с женщинами из других уголков Земли.
Но именно жительницы Британии первыми приняли на себя малопочетный титул суфражисток и личным примером продемонстрировали нужность и эффективность борьбы за гражданские права. Их пример повлиял даже на Временное правительство, а впоследствии был взят на вооружение и в СССР. Так что во многом современное общество – наследие суфражистской борьбы.
Суфражистки — «дуры-бабы» или женщины, опередившие время
Они хотели только одного — добиться права голоса и возможности участия в политической жизни своей страны. Чтобы рухнули веками устоявшиеся порядки патриархата, им пришлось пойти на радикальные меры.
Это про них русский классик Лев Толстой сказал «бабы-дуры» в своём романе «Анна Каренина», это они лупили полицейских по причинным местам зонтами, приковывали себя к рельсам,
покушались на политиков и устраивали погромы лавок, магазинов, музеев и правительственных зданий. И всё это во имя реализации своего законного права — права голоса.
«Жаль, что не мальчик»
Легенда это или нет — однозначно сказать нельзя, но история возникновения движения суфражисток, движения в буквальном переводе за право голоса, ставшего предтечей феминизма, красивая. Маленькая девочка Эммелин Панкхёрст, будущий лидер волны суфражизма, сквозь сон услышала фразу, которую над ней, засыпающей в кроватке, сказал её отец: «Как жаль, что она не мальчик». И эта фраза изменила не только Эммелин, она изменила весь мир.
После Великой французской революции Олимпия де Гуж представила национальному собранию Франции «Декларацию прав женщины и гражданки», утверждавшую равноправие полов. За это Олимпия была отправлена на эшафот. Перед казнью она произнесла: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». И в справедливости этих слов сомневаться нельзя. Другая француженка Теруань де Мерикур, участвовавшая во взятии Бастилии и руководившая революционными отрядами женщин в Париже, тоже жестоко поплатилась за свою борьбу: раздетая донага идеологическими противницами, она была жестоко побита. Что ей пришлось вытерпеть и пережить — доподлинно неизвестно, но факт в том, что после произошедшего она лишилась рассудка и провела последующие 24 года своей жизни в психиатрической лечебнице.
«Курица — не птица, женщина — не человек»
Положение женщин в обществе не стало лучше, а лишь ухудшилось. Вслед за запрещением появляться в общественных местах и тем более на политических собраниях вышел указ императора Наполеона, согласно которому у женщины не осталось никаких гражданских прав. Практически повторилась история петровского указа: «Курица — не птица, женщина — не человек». Революция отгремела, но борьбу за свои права и свободы женщины оставлять не хотели. Лозунг «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» в принципе отражает цель движения: добиться свободного выбора профессий, равноправия в браке, права на получение образования и, конечно, избирательного права — «suffrage» по-французски.
Британские суфражистки на демонстрации, 1911 год
Благородная цель должна была достигаться благородными методами. Суфражистки выходили на мирные демонстрации, добивались диалога с властью в прессе, устраивали вечера, на которых декларировались идеи прогрессивных философов, однако всё это не имело абсолютно никакого влияния. Получалось так: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Суфражистки решили изменить стратегию и приправить рецепты получения свободы смесью радикализма и эпатажа: в руках суфражисток появились плакаты с лозунгами, отражающими суть требований, женщины пристёгивали себя к воротам и оградам, садились на трамвайные пути, расклеивали листовки. В 1910 году в Британии проводилась перепись населения, которую суфражистки бойкотировали, заявив, что если у женщин нет права голоса, то и пересчитывать их не нужно.
Женский радикализм
Движение суфражисток набирало обороты. Англиканская церковь, осуждавшая идеи женщин, борющихся за свои права, получила
«реверанс» в виде пылающих приходов. В ответ на осуждение со стороны монарших особ суфражистки разобрали мостовую, приковали себя цепями к воротам Букингемского дворца и устроили сплав по Темзе на лодках, выкрикивая в адрес правительства непристойные выражения.
«Я-то завтра протрезвею, а у вас ноги как были кривыми, так и останутся», — широко известная фраза Черчилля, которую он сказал суфражистке, назвавшей его «пьяным бездушным мужланом». Женщины его и так недолюбливали, а теперь политику была объявлена настоящая война с боевыми действиями: его пытались забрасывать камнями, кусками угля, а Тереза Гарнетт ударила Черчилля палкой со словами: «Грязная скотина! Английская женщина заслуживает уважения!» Премьер-министр даже завёл телохранителей, так как полиция доложила о намерении суфражисток похитить его ребёнка.
Дэвисон погибла трагически: она попала под копыта лошади на скачках, а через нескольких дней от полученных травм скончалась. Что она хотела сделать — неизвестно, по одной из версий, суфражистка пыталась прикрепить на хвост коня флаг женского движения.
Первые полосы газет первой декады XX века посвящены выходкам суфражисток, которые постоянно провоцировали скандалы. Широко известны события «Хрустально ночи», когда безумство женщин достигло апогея. Событие вызывало огромный резонанс, об этом написали даже в газете «Россия»:
Сообщаем подробности необычайного выступления лондонских суфражисток за свои права, сопровождавшегося битьём стёкол в магазинах и частных квартирах. План, похоже, был тщательно обдуман, и набег был произведён поразительно внезапно, хотя полицию предупреждали, что на днях состоится демонстрация.
Женщины оказались вооруженными камнями, палками, молотками и бутылками, завернутыми в бумагу. Подлежавшие битью стёкла на Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Бонд-стрит, Пикадилли-стрит, Геймаркете, Кокспур-стрит и на Странде были строго распределены между отдельными женщинами. Нанесённый ими убыток определяется в 40 тысяч рублей. На Даунинг-стрит, где помещаются Министерство иностранных дел и резиденция первого министра, суфражистки прибыли на автомобиле с завешанными стёклами и остановились у резиденции лорда Асквита. Из экипажа выскочили три женщины и немедленно приступили к метанию камней в стёкла. Таковых было разбито четыре — по два с каждой стороны подъезда. Подоспевшие полицейские арестовали женщин, из которых одна оказалась хорошо известной в Лондоне госпожой Панкхёрст. Когда её проводили мимо министерства, она освободила руку и бросила камнем в одно из окон. Её товарки выбили два окна в ведомстве местного управления. Почти одновременно начали действовать дамы и на других улицах. Менее чем в четверть часа сотни окон были превращены в осколки. Внезапность нападения ошеломила владельцев магазинов, ресторанов, контор и иных мест. Там совершенно не подготовились к нападению».
То есть в России о движении суфражисток знали, но, вероятно, не поддерживали: страна знала периоды, когда на троне оказывались женщины, да и в то время все понимали, кто по-настоящему управляет страной: супруга Николая II — императрица Александра Фёдоровна. Символично, что и февральская революция 1917 года начнётся с выступлений в Петрограде женщин, вышедших против голода и войны и добившихся в итоге получения избирательного права.
Борьба с суфражистками
Власть больше не могла проявлять снисхождения к суфражисткам: их судят по всей строгости закона, вплоть от отправки на каторгу. Эммелин Панкхёрст вместе с дочерьми не раз оказывалась за решёткой, где они практиковали голодовку. «Заражённых» этим примером приходилось кормить насильственно, они называли это «пытка насильственного кормления». Также был разработан закон, известный как «Кошки-мышки»: суфражисток могли отпустить по состоянию здоровья.
При всём при этом женщины-суфражистки желали оставаться женственными. Одеваться по последней моде, элегантно и утончённо, стало практически манифестом суфражисток. Эммелин Панкхёрст была разработана цветовая гамма для участниц движения: фиолетовый был символом преданности и достоинства, белый символизировал чистоту, а зелёный — надежду. Вещи, украшенные этим триколором, продавались в известных универмагах Selfridges и Liberty, одежду для суфражисток выпускали крупные дома моды. Так или иначе, это женское движение оставило свой глубокий след и в истории дизайна одежды и аксессуаров.
Движение суфражисток не прошло бесследно и бесславно. Методы, которыми достигались цели, можно осуждать, но, вероятно, такой радикальный подход был оправдан. Первыми в 1893 году избирательного права добились женщины Новой Зеландии, в 1902 году его получают жительницы Австралии. В Британии избирательным правом наделили состоятельных женщин старше 30 лет после Первой мировой войны, в 1928 году установилось полное равноправие.
Суфражистки
Минутка ретро на сплетнике.
«Женское движение – это не попытка присвоить прерогативы мужчин как пола; это даже не попытка утвердить привилегии женщин как пола; это всего лишь потребность, чтобы в жизни женщин, как и в жизни мужчин, находились место и свобода для чего-то большего, чем и мужское, и женское, – для человеческого». Джейн Эллен Харрисон.
ХХ век ознаменовался крупными политическими потрясения и научно-техническим прогрессом. Всего за несколько десятилетий мы пересели с лошадей на автомобили, еще через 50 лет слетали на Луну, немногим позже – изобрели средство связи, помещающееся в карман. В этом современном, быстро меняющемся мире произошла еще одна перемена – женщина получила право выбирать.
В посте использованы постеры, изданные в Британии на рубеже 19 и 20 века в качестве пропаганды против женского движения и суфражизма из коллекции британского профессора по истории гендера Кэтрин Палчевски и ее коллег.
Суфражистское движение возникло в Великобритании и США в конце XIX века благодаря женщинам из среднего и высшего классов, которые были неудовлетворены своим положением в обществе. Образованные и неотягощенные, благодаря своему надежному финансовому положению, семейными обязанностями, они желали утвердиться не только дома, но в и обществе. Впервые слово «суфражистка» (от латинского suffragium – избирательное право) по отношению к гражданам, выступавшим за предоставление женщинам права голоса, было использовано в издевательской статье лондонской газеты Daily Mail журналиста Чарльза Хендса. Однако объектам насмешки Хендса так понравилось название, что они использовали его для своего движения. В качестве методов борьбы суфражистки использовали ненасильственные акции – организовывали уличные протесты, писали обращения в парламент, объявляли голодовки, но были и радикально настроенные группы, устраивавшие взрывы и небольшие диверсии.
«Дикая роза требует бережного обращения».
«Моя мама суфражистка»
«Меня никто не любит, потому что я вырасту суфражисткой»
Широко распространенным явлением в Великобритании был мужской суфражизм: прогрессивно настроенные философы, юристы и политики нередко поддерживали женщин в их борьбе за гендерное равноправие. Среди известных мужчин-суфражистов были философ Джон Стюарт Милль, политик сэр Чарльз Дилк, экономист Генри Фосетт, юрист Ричард Панкхерст и другие. Требования суфражисток не ограничивались желанием участвовать в выборах. Они выступали за равную оплату труда и право на образование. Они хотели распоряжаться своим телом и иметь равные с мужьями права на своих детей. Суфражистки требовали права распоряжаться своим наследством или заработанными деньгами. Они также занимались образованием женщин, распространяя брошюры о женской гигиене и методах контрацепции, что было крайне важно для бедных слоев населения, которые не могли обеспечивать большую семью, но и не имели возможности контролировать рождаемость. В гендерной борьбе суфражисткам приходилось преодолевать заблуждения общества, насмешки ближайшего окружения, религиозные предрассудки, но прежде всего им предстояло убедить самих женщин в необходимости борьбы за равенство. Одной из крупнейших фигур суфражистского движения была Эммелин Панкхерст.
Эммелин Панкхерст, в девичестве Гульден, родилась 15 июля 1858 года в пригороде Манчестера. Позднее, вопреки записям в метрической книге, она утверждала, что появилась на свет днем раньше – 14 июля, в день взятия Бастилии. Несколько поколений семьи Гульденов играли активную роль в политической жизни Британии. Мать Эммелин, София Джейн Крейн, была мэнкой (коренной жительницей острова Мэн, расположенного в Ирландском море) а в 1881 году этот регион был первым в Великобритании, предоставившим женщинам право голоса на национальных выборах. Отец Эммелин, Роберт Гульден, родился в семье торговца. Мать Роберта была членом Лиги против хлебных законов (общества, выступающего против пошлин на хлеб и за свободную торговлю), отец участвовал в митинге за всеобщее избирательное право, вошедшем в историю как бойня при Петерлоо.
В 1878 году 20-летняя Эммелин познакомилась с 43-летним адвокатом Ричардом Панкхерстом, проводившим кампанию за предоставление женщинам права голоса и свободу слова. Девушка предложила возлюбленному избежать формальностей и жить в гражданском браке, однако Панкхерст посчитал, что это лишит ее положения в обществе, поскольку незамужние женщины в Великобритании пользовались меньшими гражданскими правами. Они поженились 18 декабря 1879 года.
За первые десять лет брака Панкхерст родила пятерых детей – дочерей Кристабель, Сильвию и Аделу, а также мальчиков Фрэнка и Генри. В возрасте четырех лет старший сын Фрэнк умер от дифтерии, а в 1910 году от воспаления спинного мозга скончался и второй сын Панкхерстов.
И Эммелин, и ее муж Ричард считали, что она не должна довольствоваться ролью матери и жены, и мистер Панкхерст всячески способствовал продвижению жены на общественной арене. В 1889 году Эммелин Панкхерст вместе с группой единомышленников основала Лигу за избирательные права женщин, которая выступала за предоставление всеобщего избирательного права и установление гендерного равноправия, в то время как другие, более уступчивые организации считали достаточным предоставление права голоса незамужним женщинам и вдовам.
«Как обращаться с суфражисткой»
«Эволюция суфражиски — от милой девочки до старой девы»
«Самый простой способ для суфражистки получить право голоса»
Тем временем политическая и адвокатская карьера Ричарда Панкхерста потерпела крах. Его взгляды – борьба за предоставление женщинам право голоса, бесплатное образование, независимость Индии и Ирландии, свободу слова – снискали ему дурную славу и отталкивали от него немногочисленных клиентов. В 1886 году он потерпел поражение на выборах в парламент и, чтобы содержать семью, открыл небольшой магазин тканей «Эмерсон и компания». Впрочем, бизнес не приносил прибыли, и в 1893 году Панкхерсты вынуждены были вернуться в Манчестер. Спустя пять лет Ричард Панкхерст внезапно скончался от язвы желудка. Эммелин узнала о смерти мужа из газетного некролога, когда возвращалась из Швейцарии, где гостила у своей подруги. Арендовав небольшой домик, куда она переселилась с детьми, Панкхерст устроилась на постоянную работу, чтобы погасить долги семьи.
В 1903 году Панкхерст основала Женский социально-политический союз (WSPU). WSPU была первой действительно заметной политической силой, требовавшей для женщин равные права с мужчинами. За годы правозащитной деятельности Эммелин Панкхерст убедилась, что мирными акциями протеста нельзя добиться нужных результатов: ни один из соответствующих законопроектов (а их было не меньше трех) в 1870-1890-х годах не был принят парламентом. Добиться своих требований WSPU планировала с помощью довольно агрессивных методов борьбы: на митингах участницы организации нередко дрались с полицейскими, расписывали стены государственных учреждений цитатами из Билля о правах, устраивали голодовки в тюрьмах и поджоги в общественных местах. Вскоре известность Панкхерст стала такой широкой, а ее аресты настолько частыми, что она совершала побег сразу же после очередного выступления, прибегая к переодеваниям и защите специально обученного отряда женщин. После очередного ареста Панкхерст заявила на суде: «Мы не хотим быть нарушителями законов, мы хотим быть их создателями». Агрессивный характер акций WSPU в конце концов привел к расколу в рядах его сторонников, и мирно настроенные суфражистки начали формировать собственные правозащитные организации.
«Суфражистка в полной комплектации»
С 1907 года Эммелин Панкхерст начала путешествовать по всей стране с публичными лекциями, нигде подолгу не задерживаясь. Ее выступления привлекали все больше слушателей. Так, например, на митинге за гражданские права в Гайд-парке в центре Лондона послушать Панкхерст собралось около полумиллиона человек.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, члены WSPU прекратили агрессивные акции протеста до тех пор, пока не прекратятся военные действия. Панкхерст направила свои силы на то, чтобы агитировать мужчин идти на фронт, а женщин – обеспечивать тыл. Чтобы вдохновить женщин своим примером, Панкхерст удочерила четырех девочек-сирот, чьи отцы погибли на фронте.
В 1918 году деятельность Эммелин Панкхерст стали приносить свои плоды. Актом о народном представительстве женщины, достигшие 30 лет, получали право голосовать. Через десять лет, Актом от 1928 года, возрастная планка была снижена до 21 года.
Эммелин Панкхерст скончалась 14 июня 1928 года. Несмотря на многочисленные разногласия между WSPU и другими суфражистскими организациями, на ее похороны собрались несколько тысяч людей, облаченных во флаги WSPU. Премьер-министр Великобритании Стэнли Болдуин, оценивая позднее деятельность Панкхерст, ставил ее в один ряд с Жан-Жаком Руссо и Мартином Лютером Кингом, так же много сделавших для социальных преобразований в обществе, как и Эммелин Панкхерст.
Среди пятерых детей Панкхерст выжили только девочки, и три дочери вольнолюбивой суфражистки Эммелен Панкхерст продолжили семейное дело.
«Принудительное кормление голодающей суфражистки»