- Суфражизм
- Смотреть что такое «Суфражизм» в других словарях:
- Суфражистки – как женщины боролись за свободу
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- «Быть женщиной можно по разному». История суфражизма.
- Эммелина Панкхерст. Лидер английских суфражисток 1913 г.
- Суфражистки: кто это и чем они отличаются от феминисток
- Кто такие суфражистки и за что они боролись
- Суфражизм в Англии: славные вехи недолгой истории
- Как суфражистки добились своих целей
- Вместо заключения
Суфражизм
Смотреть что такое «Суфражизм» в других словарях:
суфражизм — а, м. suffrage m. <англ. Буржуазное женское движение второй половины 19 начала 20 в., требовавшее предоставления женщинам избирательных прав. БАС 1. Феминизм, суфражизм все это, милый мой, выдумки нищих духом. Горький Жизнь Клима Самгина. Лекс … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СУФРАЖИЗМ — СУФРАЖИЗМ, суфражизма, мн. нет, муж. (от франц. suffrage голос, право голоса) (полит.). Женское буржуазное движение в Англии начала 20 в. за предоставление женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
суфражизм — сущ., кол во синонимов: 1 • эмансипация (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СУФРАЖИЗМ — (от англ. suffrage избирательное право) англ. su/ra gism; нем. Soufragismus. Женское движение за предоставление женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав. С. возник в Англии во 2 й половине XIX в. см. ФЕМИНИЗМ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Суфражизм — (англ. suffragism, от suffrage право голоса) женское движение за предоставление женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав; С. возник в Великобритании во второй половине XIX в … Энциклопедия права
Суфражизм — м. Женское движение второй половины XIX начала XX вв., требовавшее предоставления женщинам избирательных прав наравне с мужчинами. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
суфражизм — суфражизм, суфражизмы, суфражизма, суфражизмов, суфражизму, суфражизмам, суфражизм, суфражизмы, суфражизмом, суфражизмами, суфражизме, суфражизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Суфражизм — см. Либеральный феминизм … Термины гендерных исследований
суфражизм — суфраж изм, а … Русский орфографический словарь
Суфражистки – как женщины боролись за свободу
Суфражистки пикетируют Белый дом.
Движение суфражисток подвергалось осмеянию в прессе. На суфражисток рисовали множество карикатур. Например, на этой вверху надпись: «И это та любовь, которая заставит мир перевернуться?»
Именно тогда, в начале ХХ века очень решительного вида дамы в шляпках с цветами и лайковых, а также в замшевых и грубых шерстяных перчатках (суфражистки из среднего класса отнюдь не чурались простых работниц, лишь бы они разделяли их идеи!) устраивали уличные скандалы и, презрев все нормы воспитания и христианской морали, отчаянно хулиганили с целью привлечь к себе внимание, лупили полисменов зонтиками, а те в ответ не стеснялись лупить самых настоящих леди своими деревянными дубинками. Они, оказавшись в тюрьмах по обвинению в нарушении общественной благопристойности и порядка, устраивали голодовки и все это ради гражданских свобод, которых женщины того времени были лишены. Трудно дать однозначную оценку их радикальной деятельности. Но бесспорно то, что результата движение суфражисток все же достигло и, хотя сегодняшняя молодежь даже слова такого не знает, в память о тех годах остался наш любимый весенний праздник, у истоков которого ведь как раз и стояли неутомимые и одержимые своими идеями суфражистки.
А началось, кстати говоря, все с того, что Эммелин Панкхерст (1858–1928) никак не могла позабыть слова своего отца, как-то сказанные им над ее кроватью: «Как жаль, что она не мальчик!» Бедный отец Эммелин тогда даже и не подозревал, что его дочь в этот момент задумается над тем, что если по Библии все люди равны, то почему же тогда «мальчики лучше девочек» и им позволительно все то, чего девочки лишены. Таким образом всего одной своей фразой он изменил не только всю жизнь своей дочери, но жизнь женщин Америки и Европы, не больше и не меньше!
Впрочем, обратившись к тем же романам Джейн Остин, мы можем увидеть, что виноваты в развитии женской эмансипации были… сами мужчины! Откроем роман «Гордость и предубеждение» и прочитаем, что мужчины требовали от юных леди, чтобы те были развиты духовно, а для этого умели музицировать, говорили по-французски и по-немецки, были начитаны, словом, «развивали свой ум». Но, начав с этого, женщинам не захотелось останавливаться, вот и выходит, что, требуя развитости от своих подруг, мужчины уже в начале 19 века сами же пилили тот сук, на котором сидели.
«Салун для эмансипированных женщин»
Ну, а получив начальное образование, женщины стали требовать и равных с мужчинами прав. Причем, кроме предоставления избирательного права, суфражистки также добивались права на собственность, получения высшего образования, права на развод и равную с мужчинами заработную плату. Уже в первом манифесте суфражисток, называвшимся «Декларация чувств», провозглашалось: «Все мужчины и женщины созданы равными». Все, в общем-то, по Библии не так ли? И вначале борьба женщин за гражданские свободы имела благопристойный характер. Но ни письма в газеты и депутатам парламента и конгресса, ни агитация на улицах, дебаты и выступления Гайд Парке никто из мужчин, а также лидеров правительства внимание не обращал. И тогда женщины поняли, что только силой можно добиться чего-то от такого «животного, как мужчина» и перешли к активной борьбе.
Винтажная почтовая открытка против движения суфражисток, содержащая намек на имевшее в то время бурное обсуждения «потерянного звена» между обезьяной и человеком, долженствующая вызвать негодование мужчин.
Среди политиков-мужчин, особо ненавидимых суфражистками, на первом месте находился Уинстон Черчилль, к которому они питали особую неприязнь. Причина этого заключалась в том, что, когда одна из суфражисток публично обозвала его пьяным мужланом, Черчилль сказал: «Я-то завтра протрезвею, а у вас ноги как были кривыми, так и останутся». Естественно, что такой ответ все дамы-суфражистки посчитали для себя оскорблением и решили за него с ним рассчитаться. В адрес Черчилля последовали угрозы, в него швыряли камни, пытались бить его палками и даже хлыстом. Хлыст в итоге у покушавшейся на Черчилля женщины отобрали, а он не придумал ничего лучше, как подарить своей жене в качестве победного трофея.
Эмили Дэвинсон. На груди – награда движения.
Мученичество Эмили Дэвинсон. Уникальное фото из Эпсома.
Впрочем, не только такими вот ужасными акциями суфражистки привлекали участие к проблеме эмансипации. Они очень умело привлекали внимание общественности очень зрелищными и по-настоящему красочными шествиями. Женщины шли по улицам в нарядных белых платьях с цепями из цветов, держа в руках флаги суфражистского движения. При этом они либо пели «Гимн республики», либо шли с леденящим душу плачем-завыванием под гром барабанов и вой духовых инструментов. Парады были массовыми и тщательно организованными. Естественно, что поглазеть на все это собирались толпы зевак.
Впрочем, не чурались суфражистки и столь же хорошо организованных действий насильственного характера, самым известным из которых в Лондоне стала так называемая «Хрустальная ночь». Тогда женщины, проносившие в муфтах камни и молотки, принялись бить витрины магазинов и окна в домах, а когда против них были брошены наряды полиции, то молотками досталось и полицейским! За особые достижения в деле движения у суфражисток были разработаны и учреждены специальные награды.
Еще одна открытка против суфражисток. Физиономии явно непривлекательные и даже больше…
Впрочем, и подавлялось движение суфражисток весьма жестоким образом. Женщин избивали дубинками, массово сажали в тюрьмы, и даже ссылали на каторгу.
«Женщины голосуют, а мужчины купают детей».
П.С. Теме женской эмансипации и происходящим в обществе переменам сегодня посвящен целый ряд замечательно снятых телесериалов, среди которых следует назвать «Дамское счастье» по роману Эмиля Золя (1996 г.) и «Аббатство Даунтон» (2010 г.). Ну и, конечно, как не вспомнить легендарные «Большие гонки» (1965 г.)
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Быть женщиной можно по разному». История суфражизма.
«Оказывается, быть женщиной можно по-разному. Например, как мама — с ее младенцами, домашними хлопотами и грубоватыми ласками. Или как работницы со снарядного завода: с папильотками, губной помадой, свиданиями за углом, подальше от глаз хозяйки пансиона. Или как суфражистки»
Как пояснила автор: «Название книги — дань уважения пособию «301 дело, на которое способна умница», изданному в 1914 году и рассказывающему сообразительным девушкам, в числе прочих вещей, как изготовить театральные декорации, светокопировальный стол или кремировать себя заживо в качестве рождественского развлечения. Надеюсь, ее авторы одобрили бы то, чем были заняты мои умницы»
Начало организованного движения женщин за равноправие принято отсчитывать с XIX века. Особенно ярко оно проявилось в Великобритании, стране с жёсткой классовой системой. Здесь суфражизм (от англ. suffrage — «право голоса») стал ещё одним ответвлением борьбы за демократизацию прав.
К началу ХХ суфражизм раскололся на два направления: «радикальное» и «умеренное». Самыми заметными деятелями «радикального» толка стала семья Пэнкхёрст: Эммелин и две её дочери — Кристабель и Сильвия. В 1905 году они основали Женский социально-политический союз (WSPU).
Эммелина Панкхерст. Лидер английских суфражисток 1913 г.
Суфражистки сделали своими основными цветами фиолетовый (обозначал преданность и достоинство), белый (чистота) и зелёный (надежда). Они активно использовались во всей суфражисткой «продукции»: лентах, сумках, украшениях, значках всех видов, шляпах, одежде, обуви и даже нижнем белье. Опрятный внешний вид активисток и простая комбинация цветов помогли шире распространять идеи суфражисток — любая женщина могла продемонстрировать симпатию движению, надев трёхцветную брошь или ленту.
Примеры суфражистских сувениров
Художник-колорист Том Маршалл раскрасил редкие снимки суфражисток начала 20-го века. Серия колоризированных фото знаменует собой столетие завоевания британскими женщинами избирательного права 6 февраля 1918 года. Суфражистки выступали за предоставление женщинам избирательных прав, а также против дискриминации женщин в политической и экономической жизни. Само движение получило распространение в конце XIX — начале XX веков в Великобритании и США.
Арест Эммелины Панкхерст, лидера английских суфражисток, на демонстрации, устроенной у Букингемского дворца, 1914 год. Группа суфражисток стояла у ворот дворца и требовала у короля Георга V предоставления избирательного права.
Суфражистка Мейбл Каппер в Лондоне, 1912 год. За шесть лет участия в WSPU, Каппер была заключена в тюрьму шесть раз, объявляла голодовку, а также стала одной из первых суфражисток, подвергшихся принудительному кормлению.
Семья: Эммелина Панкхерст (слева) с дочерьми Кристабель и Сильвией, 1911 год. Эммелина была соучредителем WSPU с Кристабель, но Сильвия была исключена в 1914 году после того, как у нее начались разногласия с группой.
«Совсем крошкой, пяти или шести лет, Мэй старательно наклеивала марки на конверты в помощь делу суфражисток, подолгу просиживая в помещении Международного альянса за избирательные права женщин. Ее семилетнюю, в белом батистовом платьице и с плакатом «За домашний очаг», сфотографировали возле Букингемского дворца. В возрасте десяти лет она познакомилась с Гербертом Уэллсом, пожала ему руку и с живым интересом спросила, действительно ли он считает, что на Марсе есть люди».
«А сейчас миссис Торнтон продолжала читать письмо и хмуриться.
— Дорогая, тебе очень хочется побывать сегодня вечером у Альберт-холла? — спросила она. — Потому что я бы лучше послушала Сильвию Панкхёрст. Что скажешь? Ты не против?
Мэй удивленно отвлеклась от своего завтрака. Они с матерью принадлежали к суфражисткам, но не воинствующим, добивались права голоса, но не прибегали ради этой цели к насильственным методам. Воинствующие суфражистки, или «суфражетки», как их называли, били камнями окна, резали картины в Национальной галерее, взрывали бутылки с зажигательной смесью в пустых домах. Миссис Торнтон считала, что подобные действия вредят кампании в целом — кому захочется, чтобы его причисляли к этим буйнопомешанным особам? Она предпочитала действовать такими мирными средствами, как петиции, марши и статьи в прессе. Суфражетки презрительно относились к таким женщинам, как миссис Торнтон, указывая, что все эти методы почти безуспешно применялись в течение сорока лет, пока в борьбу не включилась Эммелин Панкхёрст. Сильвия Панкхёрст, дочь Эммелин, была социалисткой. Она жила неподалеку от дома Торнтонов и руководила суфражистским движением женщин Ист-Энда».
«Мисс Сильвия Панкхёрст выступала в общественных купальнях Бау. Событие было далеко не рядовое. Неделей раньше мисс Панкхёрст выпустили из тюрьмы, чтобы она оправилась от последствий голодовки. Срок ее временного освобождения уже истек, арестовать ее могли в любой момент, и это придавало всему предприятию особую дерзость.
Купальни Бау были переполнены. Обнародовали список суфражистских ораторов, в толпе распространялись слухи о мисс Панкхёрст. Придет ли она? Снаружи у купален дежурила конная полиция, наблюдая за всеми участницами. Если она и вправду придет, ее арестуют снова.
Аудиторию составили в основном женщины — преимущественно представительницы рабочего класса из Ист-Энда. Другая девочка застеснялась бы, но Мэй излишней застенчивостью не страдала. Ощутимо пахло потом и человеческим телом. Повсюду перешептывались слушательницы:
— Так она придет?
— Не придет. Ее только на прошлой неделе выпустили.
— Все равно придет. Как всегда.
— А она здесь, вы не знаете?
— Если здесь, мы наготове.
Все и впрямь были наготове. Женщина, которая произнесла эти слова, многозначительно стукнула своей тростью об пол, и Мэй с изумлением вдруг поняла, что это не просто трость, а крепкая деревянная дубинка. И у стоящей позади нее женщины была такая же. В сердце Мэй шевельнулось что-то отдаленно похожее на страх, но потом она поняла, что душевление. Она толкнула мать и указала на трости.
— Кто там был? — допытывалась Кезия, не выпуская из рук значка. Бунтарская метка! — Миссис Панкхёрст была?
— Вполне могла быть, — ответил Тедди. — Там же собрались сотни человек.
— Одни женщины?
— Нет, и мужчины тоже. Но ораторами были только женщины. Выступала одна леди — ну, пожалуй, на самом деле не леди, — которая работала на фабрике, и она рассказывала, как это тяжело и как все фабричные девушки хотят голосовать. Было ужасно интересно. Была еще другая, из Вайоминга, — ну, в Америке, где уже есть избирательное право, — и она объясняла, что это им дает.
— А что такое «избирательное право»? — спросила Хетти.
— Когда можно голосовать, глупая, — сказала Кезия. — А ты записала свое имя, чтобы тебя посадили в тюрьму?
— Некуда было, — задумчиво объяснила Ивлин. — «Тюремный список» не вывесили. Но мы подписали петицию. А еще я выписала газету «Голоса женщинам», только приносить ее будут не к нам, а к Тедди, потому что скандалы мне не нужны».
«На следующий день Нелл, зажав в руке объявление, отправилась к суфражисткам на Роумен-роуд и рассказала женщинам о матери. Слушательниц было двое: одна из «благородных», другая — с виду простая женщина из Ист-Энда, как мать Нелл. Они расспросили Нелл и сказали, что будут приводить ее случай в пример, проводя кампанию против каторжного труда.
— Но нельзя же совсем запретить «потогонки », — возразила Нелл. — Или можно.
— Конечно, можно, — решительно заявила суфражистка. — Вот увидишь.
И она протянула Нелл листовку со сведениями про местные митинги и адресом клуба юных суфражисток.
Неделю спустя к ним домой пришла женщина с заказом на пошив для социалистической организации. Миссис Суонкотт расплакалась, мистер Суонкотт пожал гостье руку и заявил, что всегда считал: женщины способны управлять страной получше мистера Асквита. Права голоса не имел и сам мистер Суонкотт: для этого ему требовалось владеть землей стоимостью не меньше десяти фунтов стерлингов или вносить десять фунтов арендной платы в год. Мисс Панкхёрст нашла в его лице большого поклонника.
— Чертовски хорошую работу вы делаете, леди! — воскликнул он, уговорил гостью выпить чашку чаю и открыл для нее жестянку со сгущенным молоком.
На следующей неделе Нелл появилась в клубе юных суфражисток и провела потрясающий вечер, слушая доводы в пользу избирательного права для женщин и делая плакаты из старых простыней. Через неделю она уже помогала раздавать листовки, пока леди с суфражисткой розеткой, стоя на ящике из-под мыла, убеждала прохожих в том, что женщинам должны платить за труд столько же, сколько и мужчинам. Все происходящее казалось Нелл замечательным. С тех пор она стала суфражисткой».
«Местный суфражистский кружок, в который входила Ивлин, проводил собрания каждый вечер четверга. Ивлин побывала всего на одном из них и сочла кружок унылым; как на самом нудном из заседаний какого-нибудь дамского комитета, мелкие подробности и организационные моменты, а также распределение скучной работы вроде продажи газет, обязанностей в штабе и раздачи листовок интересовали участников гораздо больше, чем порча картин в Национальной галерее и взрывание бутылок с зажигательной смесью. Ивлин надеялась ощутить революционерский дух, а попала словно, к несказанному облегчению Тедди, в оргкомитет христианского Союза матерей.
Однако она согласилась взять на себя продажу «Суфражистки».
Салли Николс — родилась в Англии и с детства мечт ала стать писательницей. После школы она отправилась путешествовать: работала в «Красном кресте» в Японии, побывала в Австралии и Новой Зеландии. А после возвращения в Англию получила степень в области философии и литературы, а затем окончила магистратуру по писательскому мастерству. Сейчас Салли Николс живет в Оксфорде и посвящает всё своё время написанию романов.
Суфражистки: кто это и чем они отличаются от феминисток
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современное общество строится на принципах равноправия, пусть даже кое-где это происходит лишь формально.
Но еще в начале прошлого века женщину, посмевшую заикнуться о своих правах на участие в выборе правительства, просто поднимали на смех!
Движение сторонниц суфражизма – причина, по которой положение реально изменилось и правовая пропасть с мужчинами начала стремительно сокращаться.
Кто такие суфражистки и за что они боролись
Суфражизм – достаточно старое понятие, однако популярным стало только в 1906-м, когда один из ведущих журналистов Daily Mail попытался публично высмеять участниц движения за предоставление женщинам такого же избирательного права, какое было у мужчин.
При этом оригинальный французский термин «suffrage» объединяет в себе два практически идентичных значения:
Параллельно существовал термин «suffragist», используемый для обозначения любого человека из числа тех, кто борется за право участвовать в выборах. Благодаря своеобразному юмору политически активных мужчин появилась форма «suffragette», придающая слову оттенок кокетливости и указывающая на очередную «причудливую женскую моду».
В широком (общеупотребительном) смысле разница между ними исчезающе мала. Однако если первый эвфемизм использовался достаточно редко из-за откровенно уничижительной коннотации, то второй быстро стал практически синонимом борьбы за равенство прав.
Разница мала, но она таки существует. Главное отличие в понятиях феминизма и суфражизма заключается в одном нюансе: феминистки ратовали за всю полноту гражданских прав (то есть за полное равноправие с мужчинами), а суфражистки – только за предоставление женщинам права голоса.
Суфражизм в Англии: славные вехи недолгой истории
Движения первых феминисток начали формироваться в конце XIX века на территории США и Великобритании. Но если в США царили более свободные нравы, консервативная Британия регулярно оказывалась в центре скандалов, в основном из-за акций с участием суфражисток и показательных арестов в связи с нападениями на культурные объекты.
В Англии первое суфражистское ответвление из движения сторонниц феминизма сформировалось еще в 1865-м – тогда было зарегистрировано одно из первых в UK женских политических объединений под названием «Комитет женских избирательных прав».
К 1868 году это ответвление переросло в отдельное движение, объединившее несколько мелких организаций в одну крупную – «Национальную Федерацию Суфражистских Обществ». Помимо совершенствования конституционной составляющей своего движения, НФСО сосредоточилась на подаче петиций и лоббировании интересов женщин в парламенте, одновременно занимаясь и просветительской работой.
Тем не менее в период вплоть до начала XX века парламент Великобритании не рассмотрел ни единого законопроекта, облегчающего жизнь женщин. Недовольство усилилось, когда в 1893-м парламенты Новой Зеландии, а затем и Австралии наделили женщин правом голосовать, несмотря на то, что формально оставались частью Соединенного Королевства.
Это и стало причиной первого суфражистского бунта, связанного с деятельностью сформированной в 1903-м организации – Женского Социально-Политического Союза, более известного как WSPU.
Именно в его адрес впервые использовали этот термин, а основательница Союза Эммелин Панкхёрст с гордостью приняла звучное определение. Впоследствии слово активно употребляли, когда речь заходила об активных женщинах, не говоря уж про заголовки газет, издаваемых далеко за пределами Соединенного Королевства.
Поскольку женские союзы не могли добиться правовой поддержки на протяжении десятилетий, к 1906 году их руководители сочли, что настало время более содержательных акций мирного протеста, и тогда города захлестнули:
Однако в Лондоне, как и в большинстве значимых городов Британии, по-прежнему боролись с суфражистками, причем не только высмеивая их «нелепые стремления», но и устраивая гонения на самых активных участниц WSPU.
Ситуация накалилась, когда в 1910-м борьба перешла в острую фазу. Теперь уже суфражистки не гнушались более радикальными методами, как, например:
За весь период с начала века более двух тысяч суфражисток оказались в тюрьме. Многие – просто за вандализм, мелкие нарушения общественного порядка или отказ выплачивать штрафы, что они делали в надежде привлечь больше внимания к проблемам женщин.
Как суфражистки добились своих целей
Ряд принятых в Британии законов в сочетании с существующими практиками (например, насильственного кормления заключенных) все больше склоняли общественное мнение в пользу суфражисток.
Переломный момент наступил в 1914-м с началом военных действий. Отложив на время борьбу за избирательное право, женщины стали поддерживать государство, собирая средства на помощь армии. Это позволило движению примириться с политиками и усилило влияние суфражисток на обывателей.
Неудивительно, что уже к концу Первой Мировой появился «Акт о народном представительстве» (1918 г.), наделивший замужних женщин старше 30, пусть и со значительным имущественным цензом, ограниченным правом голоса.
И только спустя десятилетие, когда в 1928-м закон доработали, возрастной ценз был снижен до 21 года, а дополнительные критерии допуска на избирательные участки и вовсе устранили.
После этого львиная доля суфражистских организаций самораспустилась, а оставшиеся союзы и комитеты реорганизовались и продолжили борьбу в рядах феминисток, добивавшихся для женщин полного равноправия в политической сфере.
Вместо заключения
Феминистские настроения во второй половине XIX века были характерны для общества большинства развитых стран и постепенно распространялись практически по всему миру. И американки казались более прогрессивными по сравнению с женщинами из других уголков Земли.
Но именно жительницы Британии первыми приняли на себя малопочетный титул суфражисток и личным примером продемонстрировали нужность и эффективность борьбы за гражданские права. Их пример повлиял даже на Временное правительство, а впоследствии был взят на вооружение и в СССР. Так что во многом современное общество – наследие суфражистской борьбы.