Что такое суггестивность и герметичность в поэзии символизма

Суггестия (от лат. suggestio — внушение; намек)

Суггестия (от лат. suggestio — внушение; намек)

Одна из существенных категорий эстетики символизма (особенно в его западноевропейской редакции). Ш. Бодлер определял «чистое искусство» как «продукт суггестивной магии, объединяющей объект и субъект, мир внешний художнику и самого художника». Один из теоретиков символизма Ш. Морис считал С. более важным принципом символистского искусства, чем выразительность. Он дал развернутое определение суггестии: «это язык соответствий, сродства души и природы. Она не стремится передать образ предмета, она проникает внутрь его естества, становится его голосом. Суггестия не может быть бесстрастной, она всегда нова, поскольку в ней заключается сокровенное, неизъяснимое, невыразимая суть вещей, к которым она прикасается». Она одновременно является голосом предмета, о котором идет речь, и голосом души, к которой обращено произведение. Она не описывает и не называет предмет, но передает глубинное ощущение его, концентрированно являет «изначальную взаимосвязь всего со всем»; заставляет по-новому звучать банальные и вроде бы давно знакомые стершиеся слова. Она пользуется языком не рабски, как обыденная речь, но творчески; «суггестия обратилась к первоисточнику любого языка — закону соответствия звука и цвета слов идеям», то есть интуитивно опирается на законы языковой синестезии.

Бельгийский поэт-символист и критик А. Мокель, подчеркнув» что суггестию «в восторженных выражениях восславил Шопенгауэр», усматривает ее главный смысл в том, что искусство не до конца описывает объект изображения, но только рядом тропов намекает на него, заставляя читателя доработать, завершить образ в своем воображении. Именно намек и недосказанность вызывают у читателя «трепет перед бездонностью произведения». Символический образ как бы исподволь внушается (suggйrй) субъекту восприятия системой художественных средств, неясных намеков, туманных ассоциаций, полисемией смысловых ходов. Э. Верхарн утверждал, что символ «не демонстративен, а суггестивен; он — враг всякой случайности, готового факта или детали; символ — наиболее высокое и самое духовное выражение в искусстве». Непосредственно с С. связана повышенная синестезичность символических образов и метафор, когда аромат мысли, цвет музыкальной фразы, звучание цвета или запаха становятся предметами особого внимания поэзии, восходящими к знаменитому сонету А. Рембо «Гласные»:

А — черный, белый — Е, И — красный, У — зеленый,

О — голубой — цвета причудливой загадки:

А — черный полог мух, которым в полдень сладки

Миазмы трупные и воздух воспаленный.

В 1891 г. эти идеи развивал Р. Гиль; опираясь на опыты Гельмголь-ца, он размышлял о «цветном слухе, то есть о цвете Звуков».

Читайте также

Намек теще

Намек теще Пришел как-то Малахим к теще в гости. А нужно сказать, что у тещи была привычка держать окна открытыми. А Малахим не мог переносить сквозняков – тут же простужался. Хотел он сказать, чтобы теща окна закрыла, но все никак не решался. Мало ли, на смех поднимет,

ВНУШЕНИЕ

ВНУШЕНИЕ Не правда ли здорово, что следом за «влиянием» сразу идет «внушение»? Слова, которые мы нередко используем вместе.Правда, слово «внушение» – в отличие от «влияния» – без сомнения, имеет некоторый мистический налет. Оно, вроде бы, и понятно. Ведь внушение – это

Инспирация (лат. inspiratio — вдохновение, внушение)

Инспирация (лат. inspiratio — вдохновение, внушение) Одна из значимых категорий классической эстетики, означающая чаще всего внешний, более высокий духовный источник творческой деятельности, чем земная эмпирия; обычно — прямое воздействие на художника духовных сил (ангелов,

Источник

Вопрос. Эстетика символизма

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Символизм как литературное направление складывается во Франции в 1870-е годы и существует до конца 1890-х годов. Во Франции наиболее видными представителями символизма были Поль Верлен, Артюр Рембо и Стефан Малларме.

В основе эстетики символизма лежит идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь реальный мир – вторичен, он является лишь тенью, отражением истинного мира – мира идей. Существующий вне пространства и времени мир идей является подлинным, вечным. Основную задачу искусства символисты видели не в изображении действительности, а в постижении и изображении мира идей, в выражении высшего духовного смысла, сути мира. Поэт-символист должен «исследовать незримое, слышать неслыханное» (А. Рембо).

Одна из основ эстетики символизма – теория символа. Смысл ее в том, что познание и выражение мира идей возможно с помощью символа – многозначного художественного образа, который обладает способностью условно обозначать сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. С помощью символа поэт пытается передать отголоски высшего духовного мира. Символ становится своеобразным окном в мир высшей духовной реальности.

С теорией символа тесно связана теория соответствий, согласно которой все явления природы (цвета, звуки, запахи) – это символы, отголоски идеального мира, его проекции, тесно связанные друг с другом. В символистском произведении эти явления становятся многозначными образами, с их помощью поэт ассоциативно познает и отражает высшую духовную реальность.

Важный принцип символистской поэзии – музыкальность. Символисты стремились к слиянию поэзии с музыкой, добиваясь музыкальности звучания стиха. Они считали, что музыка – самый глубоко действующий вид искусства, способный выразить невыразимое, высшую духовную реальность. Музыкальность приводит к расширению смыслового пространства художественного произведения.

Большое значение в эстетике символизма имеет понятие суггестивности. Суггестивность – это особое свойство некоторых поэтических произведений, состоящее в их способности воздействовать на подсознание, воображение, чувства читателя посредством ассоциаций. Суть суггестивности не в назывании предметов, а во внушении эмоций, в ослаблении основного и усилении дополнительного смыслового оттенка слова.

С разработкой основных принципов символизма связано новаторство в области стихосложения. Символисты разрушили традиционный для французской поэзии классический 12-сложный александрийский стих, строгие рамки которого не отвечали задачам символистской поэзии. П. Верлен использовал так называемый освобожденный стих, который сохраняет ритмические контуры стиха, но нарушает рифму, заменяя ее созвучиями, ассонансами. А. Рембо ввел «свободный стих» (верлибр), который отвергает рифму и предполагает многообразную и гибкую ритмику. Ш. Бодлер, А. Рембо и С. Малларме разработали одну из самых распространенных форм в символистской поэзии – стихотворения в прозе.

Источник

Одна из существенных категорий эстетики символизма (особенно в его западноевропейской редакции). Ш.Бодлер определял «чистое искусство» как «продукт суггестивной магии, объединяющей объект и субъект, мир внешний художнику и самого художника». Один из теоретиков символизма Ш.Морис считал С. более важным принципом символистского искусства, чем выразительность. Он дал развернутое определение суггестии: «это язык соответствий, сродства души и природы. Она не стремится передать образ предмета, она проникает внутрь его естества, становится его голосом. Суггестия не может быть бесстрастной, она всегда нова, поскольку в ней заключается сокровенное, неизъяснимое, невыразимая суть вещей, к которым она прикасается». Она одновременно является голосом предмета, о котором идет речь, и голосом души, к которой обращено произведение. Она не описывает и не называет предмет, но передает глубинное ощущение его, концентрированно являет «изначальную взаимосвязь всего со всем»; заставляет по-новому звучать банальные и вроде бы давно знакомые стершиеся слова. Она пользуется языком не рабски, как обыденная речь, но творчески; «суггестия обратилась к первоисточнику любого языка — закону соответствия звука и цвета слов идеям», то есть интуитивно опирается на законы языковой синестезии.

Бельгийский поэт-символист и критик А.Мокель, подчеркнув» что суггестию «в восторженных выражениях восславил Шопенгауэр», усматривает ее главный смысл в том, что искусство не до конца описывает объект изображения, но только рядом тропов намекает на него, заставляя читателя доработать, завершить образ в своем воображении. Именно намек и недосказанность вызывают у читателя «трепет перед бездонностью произведения». Символический образ как бы исподволь внушается (suggéré) субъекту восприятия системой художественных средств, неясных намеков, туманных ассоциаций, полисемией смысловых ходов. Э.Верхарн утверждал, что символ «не демонстративен, а суггестивен; он — враг всякой случайности, готового факта или детали; символ — наиболее высокое и самое духовное выражение в искусстве». Непосредственно с С. связана повышенная синестезичность символических образов и метафор, когда аромат мысли, цвет музыкальной фразы, звучание цвета или запаха становятся предметами особого внимания поэзии, восходящими к знаменитому сонету А. Рембо «Гласные»: «А — черный, белый — Е, И — красный, У — зеленый, // О — голубой — цвета причудливой загадки: // А — черный полог мух, которым в полдень сладки // Миазмы трупные и воздух воспаленный». В 1891 г. эти идеи развивал Р. Гиль; опираясь на опыты Гельмголь-ца, он размышлял о «цветном слухе, то есть о цвете Звуков».

Источник

Что такое суггестивность и герметичность в поэзии символизма

СУГГЕСТИ́ВНАЯ ПОЭ́ЗИЯ, суггестивная лирика, точнее — суггестия поэтическая (от лат. suggestio — внушение, намек, подсказывание) — лирич. поэзия, осн. не столько на предметно-понятийных связях, сколько на ассоциативном сочетании дополнит. смысловых и интонац. оттенков. С. п. способна передать смутные, неуловимые душевные состояния, к-рые трудно выразить средствами реалистич. образности или логически оформленной мысли; она обладает свойством очаровывать, завораживать читателя «пленительной неясностью» (М. Рыльский).

Черты лирич. «внушения» в известной мере присущи любому проникновенному поэтич. произв. Напр., «простое» и «ясное» стих. А. С. Пушкина «Зимний вечер» несет в себе «чару», некую таинств. невысказанность. Однако к собственно суггестивным точнее будет отнести те лирич. стихи, в к-рых нечеткие, мерцающие образы, косвенные намеки, зыбкие интонационно-речевые конструкции, поддержанные внушающей силой ритма, выдвинуты на первый план. Лучшим определением поэтич. суггестии могут служить знаменитые строки М. Ю. Лермонтова: «Есть речи — значенье/ Темно иль ничтожно, /Но им без волненья/ Внимать невозможно». По внутр. форме суггестивная лирика

стоит на грани тончайших импроссионистич. и даже алогичных построений, непосредственно «подключающихся» к эмоцион. сфере читателя, к его подсознанию (не случайно здесь часто встречаются образы ночи, сна, звука, снежной стихии — устойчивые и опознаваемые без размышлений эмблемы «ночной» стороны сознания).

Образцы С. п. можно найти среди народных песен, например:

Как со вечера цепочка горит,
Со полуночи серебряная,
Горит, горит, перегаривает,
Молодушку переманивает.

С. п. вообще тесно связана со стихией напевности и музыкальности, но с другой стороны она нередко включает углубленную философичность медитативной лирики, намекая на «вечные» вопросы. Так, в песнях Офелии («Гамлет» У. Шекспира) или в стихах раннего Г. Гейне преобладает суггестия «напева» (см. Напевный стих); известное стих. В. В. Маяковского «Послушайте. » обладает, напротив, выраженной формой медитации (риторич. фигуры), сохраняя при этом суггестивные черты — гипнотизирующую силу «немотивированных» образов. Суггестия проникает в разные жанры, напр. в повествоват. форму баллады («Ворон» Э. По, «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева), но в этих случаях фантастич. сюжет как бы растворен в потоке мерцающих смыслов и сложных эмоций.

Благодарная почва для С. п. — романтич. умонастроение; яркий пример романтич. С. п. — «Певица» («Уноси моё сердце в звенящую даль. ») А. Фета. Сложнее отношение суггестии к поэтич. символизму; многосмысловая определённость символа в какой-то мере противоречит предельной неуловимости суггестивного образа (характерно, что суггестивные стихи встречаются у А. А. Блока, уже продвинувшегося от строгого символизма к неоромантизму, — «Поздней осенью из гавани. »). Вместе с тем в стих. Б. Пастернака «Зимняя ночь» импрессионистич. «наплывы» суггестивных деталей становятся основой для символически обобщенного образа. В качестве др. примеров суггестивной лирики в рус. поэзии 20 в. можно назвать стих. Н. Заболоцкого «Можжевеловый куст», лирич. поэму Л. Мартынова «Река Тишина» и др. Суггестивный лиризм мало изучен; опрометчиво закреплять его за к.-л. одним направлением.

Источник

СУГГЕСТИВНАЯ ПОЭЗИЯ

СУГГЕСТИ́ВНАЯ ПОЭ́ЗИЯ, суггестия поэтическая (от лат. suggestio — намёк, внушение), поэзия, преимущественно лирическая, которая опирается не столько на логически оформленные связи, сколько на ассоциации (см. Ассоциативный образ), на дополнительные смысловые и интонационные оттенки. С. п. способна передавать смутные, прихотливые душевные состояния, завораживая «пленительной неясностью» (М. Ф. Рыльский); ср. знаменитые строки М. Ю. Лермонтова: «Есть речи — значенье / Темно иль ничтожно, / Но им без волненья / Внимать невозможно» — своего рода поэтическая декларация и «оправдание» С. п. В С. п. на первый план выдвинуты нечеткие, мерцающие образы, зыбкие речевые конструкции, поддержанные внушающей силой ритма. Ее «неуловимость» противостоит как трезвости классического и реалистического стиля, так и многозначной определенности поэтических символов. Благодатная почва для С. п. — романтическое умонастроение, однако нет оснований закреплять суггестивный лиризм за каким-либо одним литературным направлением. Суггестивная поэтическая речь подключена непосредственно к эмоциональной сфере читателя-слушателя, к «ночной» стороне его сознания; не случайно здесь часто встречаются образы сна, звука, снежной стихии, ночи, в т. ч. и в народной поэзии: «Как со вечера цепочка горит, / Со полуночи серебряная, / Горит, горит, перегаривает, / Молодушку переманивает». Для С. п. характерны напевность и музыкальность (например, стихотворение А. А. Фета «Певице»), однако она порой не исключает философских и декламационных интонаций, свойственных медитативной лирике (стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте! »). Огромное многообразие поэтической суггестии заключено в лирике А. А. Блока. Другие примеры в русской поэзии XX в.: «Зимняя ночь» Б. Л. Пастернака, «Можжевеловый куст» Н. А. Заболоцкого, «Река Тишина» Л. Н. Мартынова.

А. П. Квятковский, И. Б. Роднянская.

Полезное

Смотреть что такое «СУГГЕСТИВНАЯ ПОЭЗИЯ» в других словарях:

ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь

Экспрессионизм (литература) — Первое издание романа Кафки «Замок» Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений в рамках европейского … Википедия

Мертвец (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мертвец. Мертвец Dead Man … Википедия

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector