Что такое сугубая молитва за болящего

Русская Православная Церковь Московский Патриархат Крутицкая и Коломенская Митрополия Сергиево-Посадская и Дмитровская Епархия Клинское Благочиние Храм Воскресения Христова

Клин, Московская область

cropped 2b6336ec2d2e

Сугубые прошения и молебны: особенности и отличия

Что такое сугубые прошения и молебны?

«Чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22)

– говорит Господь и Бог наш Иисус Христос со страниц Евангелия. С древних времен у христиан сложилась практика приглашать к совместной молитве священнослужителей. Сегодня мы расскажем Вам о разновидностях молитвенных прошений и их важности в жизни верующего человека.

Сугубое прошение

Так называется особая молитва к Богу во время Божественной Литургии о нуждах конкретного человека. Например, Ваш близкий сильно заболел или отправился в дальнюю поездку. Вы подаете в храм записку с именем на «сугубое прошение» с просьбой помолиться о болящем или путешествующем. Записка передается в алтарь, где священник читает ее на проскомидии во время молитвы. Позже дьякон выходит к Царским вратам на сугубую ектенью и приглашает всех верующих в храме присоединиться к молитве о следующих прошениях. Сугубое прошение имеет огромную силу, ведь вместе молится вся Православная Церковь: и святые, и живущие в наши дни христиане.

Слово «сугубая» означает «удвоенная», а ектенья – это общее название прошений священника к Богу от имени всех прихожан храма.

В сугубых прошениях молятся о духовных и житейских нуждах.

Подать записку на Литургию с сугубым прошением можно в церковной лавке православного храма. Записку можно подавать только за крещеных людей. О некрещеных, инославных, иноверных и атеистах Церковь молится особым образом вне Литургии.

Молебен

Но кроме сугубых прошений на Литургии существуют и частные богослужения. В православной традиции они получили название молебнов и совершаются по просьбе верующих священником. У человека есть возможность попросить Бога о помощи в житейских вопросах, возможно, не касающихся спасения души.

Обычно молебен служится утром после Литургии или днем, между богослужениями. Священник выходит на середину храма к аналою с иконой и начинает читать вступительные молитвы. Ему может помогать в совершении молебна хор, также батюшка может служить один. После вступительных молитв совершается чтение канона, посвященного Богу, Пресвятой Богородице, святым или значимому христианскому событию. В завершении чтения священник зачитывает записки с именами, поданными на молебен и окропляет всех молящихся святой водой.

И тут есть одна очень важная деталь. Молитвенно призывая святых, мы просим помочь не их. Мы просим, чтобы они помолились Богу о нас, и Он по их молитвам помогает нам. Мы не просим: «Святой врач Пантелеимон, исцели нас». Мы обращаемся к нему с другими словами. «Моли Бога о нас» – так звучат слова молебнов и акафистов, обращенных к святым. Обратите внимание, что не «спаси нас», а «моли Бога о нас». И Господь по молитвам того или иного святого помогает нам.

Чаще всего люди молятся об исцелении, поиске работы, успехах в учебе и делах, решении судебных споров или о прояснении непростой жизненной ситуации. Молебен можно считать дополнительной молитвой, но совсем не второстепенной. Христианин призван непрестанно молиться, и это касается и его насущных просьб.

Чудеса веры

Искреннее прошение с верой исполняется быстро и действует вопреки всем законам человеческой логики. Известны случаи, когда люди выздоравливали от тяжелой болезни или же их жизнь кардинально менялась.

Чудесная история произошла с киевлянкой Ниной несколько лет назад. Женщина заболела раком и проходила тяжелое лечение с применением химиотерапии. Ей приходилось пить гормоны. Нина начала посещать богослужения в Киево-Печерской Лавре. Многие священники прониклись горем больной и каждые вторник и четверг на молебнах поминали женщину. Нина начала жить церковной жизнью и участвовать в таинствах. Спустя три года после болезненного лечения врачи с удивлением поставили диагноз: полностью здорова. С тех пор Нина стала постоянной прихожанкой Лавры. Она убеждена, что здоровье ей вернул Господь.

Михаил (имя изменено) провел в тюрьмах не один срок. Страдал недугом пьянства. Брак Михаила распался. В тюрьме он пришел к вере и, выйдя на свободу, уговорил жену с дочерью вместе с ним провести несколько недель в монастыре. Мужчина посещал все богослужения, а на молебнах Богородице просил устроить его непутевую жизнь. Обстоятельства менялись на глазах: пропала тяга к спиртному и сигаретам, а с семьей мужчина воссоединился. Сегодня Михаил отец уже 4 детей и примерный семьянин-трезвенник.

Молиться Богу можно о любой доброй просьбе. Вот некоторые из них:

— об этом люди просят, когда возникают проблемы в семье или трудности с выбором спутника жизни. Обычно о любви и успешном браке молятся Богородице, Матроне Московской, Николаю Чудотворцу, Петру и Февронии.

— обычно перед иконой Богородицы «Прибавление ума», к Сергию Радонежскому и Татиане Римской родители молятся о хорошей учебе детей, о благополучной сдаче вступительных испытаний и о поступлении в ВУЗ.

— заказывать молебны можно и в ситуациях, когда начались проблемы с доходом или человек вовсе потерял работу и не может найти новую. В таких случаях молятся Господу, Николаю Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому.

— подобные молебны верующие заказывают, когда у детей или внуков начинаются проблемы в жизни. Родители обращаются к Господу, Богородице и Матроне Московской.

— медицина не называет аборт детоубийством и не предупреждает о печальных его духовных и физических последствиях для женщины. Раскаявшиеся в содеянном люди могут просить у Бога прощения и молиться Господу, Богородице и Ксении Петербургской.

— обычно верующие просят у Бога помощи перед началом нового дела, большого проекта и в решении текущих вопросов, когда появляются сложности или препятствия. В таких случаях молебны заказывают Матроне Московской, Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому.

— чаще всего о Боге человек вспоминает во время болезни и обращается к Нему за помощью в выздоровлении. Исцеления от недугов – наиболее распространённые чудеса Господа, исполненные по молитвам верующих. Во время болезней люди молятся Богородице, Матроне Московской, Луке (Войно-Ясенецкому) и целителю Пантелеимону.

— с точки зрения Церкви сложно провести разделительную грань между психическим расстройством и одержимостью. В ситуациях, когда возникает подозрение, что близкий человек находится под воздействием потусторонних сил, а не болезни, люди обращаются к Богу с просьбами о помощи. В подобных случаях обычно молятся Господу, Богородице, архангелу Михаилу, Луке (Войно-Ясенецкому), человеку Божьему Алексию.

Источник

Сугубые (особые) прошения на литургии

Помимо обычных треб «о здравии и спасении души» живущих православных христиан, на Божественной литургии возносятся ко Господу и так называемые «сугубые прошения». Это усиленные обращения ко Спасителю с прибавлением нужд и обстоятельств. Например, если человек тяжело болен, за него подают записочку «сугубое прошение о болящем». Если мы хотим поблагодарить Господа, подаём «сугубое прошение О благодарении». О тех, кто в пути или собирается в дорогу — «сугубое прошение о путешествующих». В записках на прошения, как и во всех требах, принимаемых в Церкви, упоминаются имена православных христиан.

​Список принимаемых в храме сугубых прошений.

Ваша записка будет передана в алтарь, где во время совершения проскомидии её прочитает священник и вынет частичку из просфоры, которая после совершения Евхаристии будет опущена в Чашу с Кровью Христовой. На литургии во время произнесения Сугубой ектении перед Царскими вратами Ваше прошение будет зачитано диаконом «велегласно», тем самым предлагая всем молящимся в храме присоединиться к соборной молитве за тех людей, которых Вы указали в своём прошении.

%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 27.09.14 1

IMG 3304

%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9 2013 7

DSC00516

Что такое «христианская любовь?»

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 5, 1995

Мы так привыкли к словосочетанию «христианская любовь», мы столько раз слышали проповеди о ней и призывы к ней, что нам трудно бывает постичь вечную новизну, необычность того, что заключено в этих словах. На новизну эту указывает Сам Господь в Своей прощальной беседе с учениками: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди – о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее – мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь. И новую заповедь, возвещенную в Евангелии, мы поэтому все время подменяем старой – любовью к тем, кого мы уже и так по-человечески любим, любовью к родным, к друзьям, к единомышленникам. Но мы забываем при этом, что про эту – только природную, человеческую любовь в Евангелии сказано: «кто любит отца или мать сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37) и «кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26). А если придти ко Христу и означает исполнение Его заповедей, то, очевидно, христианская любовь не только есть простое усиление, распространение и «увенчание» любви природной, но коренным образом от нее отличается и даже противопоставляется ей. Она есть действительно новая любовь, подобной которой нет в этом мире.

Но как же возможно исполнение этой заповеди? Как полюбить тех, кого не любишь – не только врагов в прямом смысле слова, но и просто чужих, далеких, «не имеющих к нам отношения» людей, всех тех, с кем ежечасно нас сталкивает жизнь?

Ответить можно только одно. Да, эта заповедь была бы чудовищной и невозможной, если бы христианство состояло только в заповеди о любви. Но христианство есть не заповедь только, но и Откровение и дар любви. И только потому любовь и заповедана, что она – до заповеди – дарована нам. Только «Бог есть любовь».

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать – Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причащения Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас ибо без Меня не можете делать ничего пребудьте в любви Моей» (Ин 15:4-5,9).

Пребыть во Христе – это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, – ибо все остальные объемлющий – признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). В любви – святость Церкви, потому что она «излилась в сердца наши Духом Святым». В любви – апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть все тот же единый апостольский союз – «союзом любви связуемый». И «если я говорю языками человеческими и ангельскими Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:1-3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви – святости, единству и апостольству сообщает действительность и значимость.

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе – это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем «каждого из братьев сих меньших». В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить «любовью Иисуса Христа» (Флп 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем «мы многие – одно тело».

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

Не забудем, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие Литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо Литургия есть таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века.

«Достигайте любви» – говорит Апостол (1 Кор 14:1). И где достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви.

Источник

Что такое «Сугубая ектения»?

o alexandr iljashenko

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Сначала определим значения слов «ектения» и «молебен».

Ектения (от греч. “усердие”, “протяжение”) – ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Начинается ектения с призыва к молитве, за которым следуют различные прошения и завершается возгласом, прославляющим Бога (произносится священником). После каждого прошения в зависимости от его содержания хор поет “Господи, помилуй”, “подай, Господи” или “Тебе, Господи”.
По содержанию и числу прошений в русской церковной практике различают великую, малую, сугубую и просительную.

Сугубая ектения (от слав. “сугубити” – “усиливать, удваивать”) – начинается словами “рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (“рцем” означает “будем говорить”). Название этой ектении указывает на усиленное моление (поэтому ее называют “ектенией прилежного моления”). Содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих. На каждое прошение, произносимое диаконом или священником, хор отвечает троекратным “Господи, помилуй”.

Молебен – один из видов частного богослужения. Отличается краткостью и имеет просительный либо благодарственный характер. Молящиеся просят Господа, Богородицу или святого о ниспослании милости либо благодарят за получение благ.
Различаются молебны общественные и частные. Первые совершаются, как правило, в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д. Частные молебны совершаются по просьбам отдельных лиц: например, на благословение дома, на освящение и благословение пищи, о ниспослании духовного и телесного здоровья. В разных храмах существуют определенные дни для совершения таких молебнов.

Таким образом, сугубая ектения не является молебном, но может входить в последование молебна. В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Источник

«Я должен, я справлюсь, я смогу»

Близкие тяжелобольных людей стараются помочь им изо всех сил, забывая об отдыхе и своих потребностях. Постоянное напряжение в условиях болезни близкого постепенно приводит к синдрому эмоционального выгорания.

В 1970-е годы психологи обратили внимание на то, что люди «помогающих» профессий, таких как врач, педагог, психолог, сталкиваются с состоянием эмоционального, умственного, физического утомления и истощения – с синдромом эмоционального выгорания. Сначала человек сильно замотивирован, ему нравится его работа, он многим помогает, но спустя время у него накапливается ощущение хронического стресса, появляется раздражительность, цинизм и усталость. Когда психологи стали изучать это явление, то пришли к выводу, что синдрому эмоционального выгорания подвержены не только люди определенных профессий, но и родители детей, а также родственники, ухаживающие за тяжелобольных людьми.

Синдром эмоционального выгорания возникает тогда, когда наше желание помочь другому становится важнее наших личных интересов и потребностей. Синдром развивается незаметно и вначале напоминает хандру. Человек чувствует, что не может справиться со всеми делами, которые выполнял раньше, теряет к ним интерес. Выгорание происходит по нарастающей и в итоге приводит либо к эмоциональному срыву, либо к клинической депрессии.

Ухаживающие за больным пытаются подавить свои эмоции и симптомы выгорания, не обращать на них внимания, и, как это ни парадоксально, стараются делать еще больше для больного, чтобы подобных чувств и мыслей не возникало. Но если они появились, нужно обязательно подумать, что происходит с организмом.

Риски

Риск эмоционального выгорания возрастает у людей с определенными личностными чертами. В первую очередь это касается «максималистов», которые всегда пытаются сделать все на высшем уровне. Другая особенность, которая может привести к выгоранию, – это «гиперфункция», желание человека все контролировать и брать всю ответственность на себя. Такие люди часто отказываются от помощи внутри семьи, потому что они уверены, что лучше них никто с задачей не справится. Ко всему прочему, ухаживающий человек может находиться в постоянном поиске ситуаций, в которых он что-то недосмотрел, которые вовремя не заметил. Это может быть сама болезнь близкого.

В группу риска входят люди с неадекватной самооценкой, которые либо чрезмерно критично к себе относятся, либо, наоборот, оценивают себя слишком высоко, но при столкновении с реальностью понимают, что переоценили свои силы. Самооценка может быть и лабильной: человек чувствует себя хорошим, если его сегодня похвалили, если поругали – плохим. Не имеет особого значения, сделал это близкий человек или прохожий на улице.

К выгоранию может приводить образ жизни: интенсивный, напряженный ритм или «день сурка», когда каждый день проходит по одному сценарию. Также усугубляет положение постоянное недооценивание своего труда и ощущение ненужности, чрезмерная критика себя.

Обесценить то, что мы сделали, гораздо проще, чем увидеть в своем поступке что-то хорошее. Сверхтребовательность к себе и другим негативно влияет на качество жизни и приводит к истощению.

Возрастает риск эмоционального выгорания и у людей, регулярно испытывающих чувство тревоги. Если кто-то из близких заболевает, тревожность возрастает в разы, поскольку тревога отнимает много сил, человек истощается.

Следующее, о чем важно сказать, – это наличие травмирующих событий и неблагоприятная семейная ситуация. Реакция семьи на болезнь родственника связана с семейной историей и событиями, которые происходили незадолго до болезни. Если совсем недавно члены семьи пережили горе, то это тоже может привести к эмоциональному выгоранию. Ко всему прочему, близкие не всегда понимают, как оказать поддержку друг другу, и что именно для каждого человека воспринимается как помощь.

Не всегда семьи в ответ на травмирующую ситуацию сближаются, вместе решают проблемы и распределяют обязанности. Сложная ситуация в семье, напротив, может увеличить дистанцию, даже если ранее люди общались тесно.

Если каждый из членов семьи переживает травмирующую ситуацию в изоляции, это увеличивает риск выгорания, так как обычно начинается поиск виновного. Это не только вызывает конфликты в семье, но и уводит людей от осознания, что близкому нужна помощь. Люди все больше сосредотачиваются на поиске того, что они или другие члены семьи сделали неправильно, но это не помогает исправить ситуацию.

Еще один фактор, увеличивающий риск выгорания, – это нарушение социальных связей. Люди отказывают себе в общении с другими, особенно если болезнь длительная. Иногда ухаживающим людям приходится уйти с работы, сменить круг общения. В итоге меняются все сферы жизни человека, что приводит к изоляции. Иногда человек говорит: «Я не могу иначе». К сожалению, это часто бывает правдой. Тем не менее, уход в изоляцию – это тоже не выход, так как одиночество истощает человека. Нужно найти время, чтобы по-прежнему общаться с коллегами и друзьями, поддерживать социальные связи.

Неблагоприятное течение болезни увеличивает риск выгорания. Особенно если человек ставил себе нереалистичные цели в отношении родственника, который неизлечимо болен. При столкновении с реальностью, когда человек понимает, что его планы неосуществимы, происходит истощение.

Увеличивает риски и неизвестность прогноза, ведь за ней стоит страх. Когда мы чего-то не знаем, мы начинаем бояться, опасаться, тревожиться. Знание реальной картины, информации о прогнозе, течении заболевания и осложнениях больного помогут примириться с ситуацией. Не нужно строить иллюзий, нужно адаптироваться к ситуации.

Казалось бы, недостаток средств на лечения не связан ни с психологией, ни с эмоциональным состоянием. Однако этот фактор тоже может увеличить риск выгорания у родственников. Если человеку не хватает средств на лечение, он чувствует безысходность, не понимает, что ему делать, чтобы исправить ситуацию.

Таким образом, риск выгорания у родственников, ухаживающих за тяжелобольным, очень высок, потому что сама болезнь для всех членов семьи становится травмирующим событием, а уровень стресса в семье резко возрастает. Кроме того, адаптация к новой ситуации требует от близких эмоциональных вложений. По мере времени, проводимого в стрессе, постепенно развивается истощение. У человека накапливается усталость и раздражительность, что в итоге приводит к эмоциональному выгоранию.

Стадии

Первая стадия выгорания обычно сопровождается словами «я должен/должна». Человек ощущает эмоциональное перенапряжение, потерю интереса к делам, которые раньше были для него важны, но говорит себе о том, что раскисать нельзя – нужно собраться с силами. Почему? Потому что думает, что близкому хуже, чем ему. Организм начинает требовать отдыха. Однако родственники, которые ухаживают за больными, часто не позволяют себе отдыхать и даже не допускают мысли об этом.

Ухаживающий человек постоянно мотивирует себя словами: «Я должен, я справлюсь, я смогу». Это выглядит так, как будто он идет в гору с тяжелой сумкой и думает: «Я не буду делать перерыв, иначе я не успею дойти на вершину горы». Поэтому он идет без остановок, хотя уже стер ноги и совершенно устал. На самом деле перерыв помогает идти быстрее. Отдыхать надо достаточно регулярно, одним днем с усталостью не справиться.

Помимо отдыха, ухаживающие люди игнорируют положительные эмоции. Часто они думают: «Как я могу веселиться? Это предательство». Они отказывают себе пойти в кино или на прогулку, встретиться с друзьями, потому что близкому плохо. Из благих побуждений они пытаются быть максимально ближе к больному. Однако, игнорируя свое состояние, человек истощается и иначе реагирует на просьбы и жалобы больного.

Потребность в участии и помощи абсолютно естественна для каждого. Часто я спрашиваю людей, как бы они поступили: надели в самолете маску сначала на себя или на ребенка. Обычно люди говорят: «Конечно, на ребенка!». Это естественное желание – чтобы близкому было хорошо. Но правда в том, что маску сначала нужно надеть на себя.

Эмоциональное выгорание происходит не за один раз, синдром развивается медленно и постепенно. Один из первых признаков: человек перестает испытывать и негативные, и положительные эмоции, как будто произошла их заморозка. Однако возможен и второй вариант: человек перестает радоваться жизни и испытывает только негативные эмоции.

Чтобы справиться с первой стадией, необходимо научиться чередовать свою деятельность, разнообразить будни, найти время для отдыха. И если после этого вам стало легче, вы стали бодрее разговаривать, улыбаться и усталость отошла, то это хороший знак. Это не значит, что вы справились с выгоранием полностью. Дело в том, что ситуация болезни сопровождается не только стрессами средней интенсивности, но и эмоциональными качелями.

Если прогноз для больного хороший, у родственников появляется надежда, но как только человеку становится плохо, тревога возрастает. Так что если вам удалось отдохнуть и стало легче, нужно помнить о том, что в стрессовой ситуации выгорание может вернуться снова.

Вторая стадия эмоционального выгорания – это деперсонализация. Перенапряжение начинает влиять не только напрямую на ухаживающего человека, но и на его отношения с семьей и с больным. Если организм долго испытывает перенапряжение, то в какой-то момент он говорит: «Я больше не могу». Появляется раздражение, обидчивость, гнев. Родственник может излишне эмоционально говорить с больным или кричать на него. Раздражение сменяется чувством вины, ухаживающий начинает обвинять себя в происходящем. Чувство вины может появиться и у больного. Возможно, в следующий раз больной будет вести себя осторожнее, чтобы не сказать лишнего, и это будет влиять на ухудшение отношений, люди в семье будут вести себя иначе.

Разумеется, человеку требуется отдых, но также на этой стадии необходима психологическая поддержка. Как правило, если человек ухаживает за больным, ему сложно найти время, чтобы обратиться к психологу. Но можно позвонить на круглосуточную горячую линию паллиативной помощи и рассказать о своей проблеме, обсудить свое состояние и способы восстановления ресурсов. Это важно не только для вас, но и для всех членов семьи, особенно для больного, за которым вы ухаживаете.

Третья стадия характеризуется принижением личных достижений. Если на первых двух стадиях человек говорит себе: «Я буду заботиться о близком изо всех сил» и игнорирует усталость и ухудшение отношений с близкими, то на третьей стадии он начинает обвинять себя в том, что он не может помочь близкому, насколько хотел бы, критикует свои действия и других родственников.

Человек может быть недоволен абсолютно всем, при этом, как правило, он уверен, что проблема в окружающих, а не в нем самом. Он чувствует себя плохо, но думает, что на самом деле все в порядке и ничего страшного не происходит – просто близкие почему-то начали вести себя иначе.

С родственником, ухаживающим за больным, происходит деформация. Эмоциональное выгорание влияет не только на его эмоции, но и на когнитивную сферу. Он не может сосредоточиться, часто делает ошибки, у него нарушается память, страдает сон. Либо человек засыпает вечером, но утром он все равно чувствует себя усталым, либо не может заснуть, потому что прокручивает события за день у себя в голове, не может перестать об этом думать.

Помимо сна могут быть и другие физические симптомы, такие как потеря аппетита или наоборот, переедание. Например, человек может есть очень много сладкого, чтобы хоть как-то «растопить печку» и начать двигаться. Также могут обостряться хронические заболевания. Проявление этих симптомов говорит о попытке нашего организма справиться с тем, что происходит. Их игнорирование может привести к тяжелым последствиям.

Если вы заподозрили у себя первую стадию эмоционального выгорания, вам необходимо больше отдыхать и заботиться о себе. Вторая и третья стадия требует помощи психолога. На последней стадии эмоционального выгорания, когда человек теряет интерес к жизни и не может встать с кровати, уже необходима медико-психологическая помощь.

Профилактика

Синдром эмоционального выгорания – это крик нашего организма о помощи. Важно, чтобы профилактика была комплексной, а у вас было время на то, чтобы восстановиться и расслабиться.

Забота о себе и регулярный отдых – важнейшие факторы, которые позволяют избежать перенапряжения и истощения. Проводите выходные дни с удовольствием, не забывайте про ваши увлечения, ведь они нужны, чтобы у вас оставались ресурсы, и вы испытывали положительные эмоции. Помните о том, что забота о себе – это не эгоизм, а ваша базовая потребность.

Постарайтесь избегать эмоциональных качелей или хотя бы уменьшите их амплитуду. Постарайтесь сосредоточиться на настоящем моменте и не строить нереалистичных планов. Если вы будете думать о том, что невозможно реализовать, это может привести к эмоциональному выгоранию.

Также важно научиться понимать и распознавать свои эмоции. В этом вам может помочь психолог. Это позволит повысить стрессоустойчивость, легче справляться с трудностями и восстанавливаться после них.

Принимайте поддержку от других членов семьи. Договоритесь с родственниками о том, как вы можете поддерживать друг друга. Это необходимо не только вам, но и больному человеку, ведь, когда вы ухаживаете в одиночку, вы лишаете его общения с другими людьми.

Научитесь распределять и рассчитывать свои нагрузки обдуманно, учитывая ваши возможности. Чередуйте разные виды деятельности в течение одного дня и наблюдайте за своим состоянием. А также помните о том, что вы не можете быть лучшим во всем, у вас могут быть ошибки. Допустите в своей жизни маленький беспорядок и постарайтесь не критиковать себя за то, что вы сделали что-то не идеально.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector