Что такое суккот в иудаизме

Суккот — праздник шалашей

sukkot 1Итак, мы приблизились к самому последнему в году празднику из тех, называемых «шлоша регалим». Почему они так называются — «шлоша регалим»?

Сказал Святой благословен Он: … три раза в году еврейские мужчины должны приходить в Иерусалимский Храм на встречу с Б-гом.

В то время автомобилей не было, и евреи шли в Храм пешком, в лучшем случае — верхом на осле. Отсюда и слово «регалим» (пешком, ногами) в названии праздников. Какие же это праздники? Пейсах, Шавуот и Суккот, к которому мы с вами приблизились.

Так получилось название праздников «шлоша регалим». Чем же знаменателен этот праздник? Евреи отмечают его, сидя в шалашах. Отсюда и второе название праздника — праздник шалашей (Кущей) — Суккот. В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше. И в этом особая мицва праздника — всё время проводить в шалаше. Поэтому, каждый раз, садясь за стол, евреи говорят специальное благословение на то, что нам заповедано в этот праздник сидеть в суке. Звучит оно следующим образом:

Борух Ато А-дой-ной Э-ло-hейну Мелех hаойлам ашер кидшону бемицвойсов вэцивону лэйшэв бэсуко.

Благословен Ты, Г-сподь Всесильный наш Царь мира, который освятил (выделил) нас и поручил сидеть в суке.

Суку принято украшать различными текстами из Торы, рисунками, гирляндами и прочими украшениями.Если внимательно присмотреться к убранству суки, становится понятно, что именно народы мира взяли за образец при украшении новогодней елочки.

В Суккот также принято приобретать четыре вида растений (арба миним) для выполнения очередной мицвы праздника.

Среди этих растений: арава ערבה (всем известная ива), адас הדס (известен нам как мирт), лулав לולב, нераскрывшаяся ветка пальмы (той самой, на которой растут финики) и, наконец, самый главный плод — этрог אתרוג плод цитрусового дерева (внешне чем-то напоминает лимон).

Вышеперечисленные четыре вида растения олицетворяют собой четыре типа евреев, которых мы встречаем в нашей повседневной жизни.

Адас — имеет приятный запах, но у него нет вкуса. Он как тот еврей, который в своей жизни часто совершает хорошие поступки, но при этом совершенно не знает, что все это мицвоты, данные нашему народу у горы Синай. Незнание его оттого, что он не учит Тору (нет у него вкуса — духовного содержания).

Арава — у неё нет запаха и нет вкуса.Это как евреи, которые не совершают хороших поступков и не учат Тору.

Лулав — у его плодов (финики) нет запаха, но есть вкус. Это как евреи, которые не совершают хороших поступков, но учат Тору.

Этрог — (плод цитрусового дерева) — у него есть вкус и есть запах. Он подобен евреям, которые совершают хорошие поступки и учат Тору.

Но мы с вами знаем, что это сделать далеко не просто.

Не просто полюбить соседа, который с утра пораньше включил магнитофон и не дает мне выспаться. А другой сосед ни как не уберет собаку из под моих окон, и она лает целыми днями. Но нет безвыходных положений. И наша святая Тора учит нас, как выходить из любой ситуации и вместо врага приобрести друга. Только для этого нужно много и внимательно изучать её (Тору), и тогда мы заметим вокруг себя те самые изменения к лучшему, которые нам всем так нужны.

А для начала купим себе четыре вида растений, предварительно подробно выяснив у сведущего человека, как это делать (так как эти растения тоже могут быть некашерными), и в праздник пойдем в бейт-кнессет выполнять заповедь арба миним.

А затем, вернемся домой, войдем в наш шалаш, сядем за стол с родными, друзьями и соседями (мицва приглашать гостей, особенно тех, кто как та арава, еще очень далеки от нашей традиции) и поднимем бокалы, не забыв сказать над вином кидуш (он имеется во всех сидурах) и начнем праздничную трапезу. Только, пожалуйста, не забудем, что мы евреи и за столом будем вести еврейские разговоры, а не те, к которым мы привыкли в стране нашего исхода. Для этого тоже надо немного подготовиться, прочитать недельный раздел Торы с комментариями, полистать книги с еврейской тематикой, поговориь со знающими людьми (мы, евреи, любим советоваться с теми, кто знает больше нас и в этом нет ничего зазорного) и в итоге. можем проводить еврейскую трапезу. Ну, что ж начнем. Мазаль тов вам — евреи!

Немного о законах праздника.

Покрытие суки должно быть любого растительного происхождения, Однако, если Вы построили суку под ветвистым деревом, то она некашерна.

Вы уже заметили, что мы часто советуем консультироваться со знающим человеком.

Будьте осторожны! Чтоб не попасть впросак, Вы должны знать, что не каждый, у кого на голове черная кипа — считается знающим. И длинная борода не признак компетентности, также как и то, что этот человек целый день молится и носит шляпу с огромными полями. Доверять можно только тому, кто регулярно большую часть дня изучает Тору, в этом случае есть вероятность, что этот еврей даст Вам правильный (кашерный) совет, так как есть вероятность того, что он профессионал.

После окончания семи дней праздника Суккот, начинается праздник под названием Симхат Тора. Это самостоятельный праздник и его мы уже проводим в доме. Следует знать, что на этот праздник также зажигают свечи с брохой. Но самое главное, что перед зажиганием праздничных свечей мы должны зажечь свечи нер нешама за тех, кто ушел из этого мира в мир иной. Перед зажиганием нер нешама надо сказать следующие слова:

Лэ илуй нишмат затем имя умершего и имя его отца.

На следующее утро в сам праздник следует прочитать Изкор — поминальную молитву за умерших. Изкор Вы найдете в обычном сидуре.

За ушедших из этого мира людей мы зажигаем свечи пять раз в году. Вы спросите, какая связь между еврейскими праздниками и зажиганием свечей за умерших? А очень даже простая! Евреи в праздничные дни не забывают своих близких, которые ушли в мир иной. А поэтому не забывайте зажигать нер нешама…. в последний день праздника Пейсах, в праздник Шавуот, в праздник Йом Кипур (это тоже праздник, несмотря на пост), в праздник Симхат Тора и, наконец, в годовщину ухода нашего близкого (по еврейскому календарю).

И опять же, если Вы не знаете, как установить еврейскую дату, обратитесь, как Вы уже догадались, к знающему человеку и он решит Вашу проблему.

Источник

Праздник Суккот. Все, что хотели знать

от mystery man 50рав Реувен Куклин 17 Tishri 5779 – 26.09.2018, 21:24 3.5k Просмотры 1 Голоса

Что такое Суккот?

Суккот – большой еврейский осенний праздник, который продолжается 7 дней, можно сказать, это кульминация всех осенних праздников. На протяжении 7 дней Суккота Тора заповедует нам жить в специальных шалашах. Такие шалаши на иврите называются суккот (мн. число от сукка – шалаш), поэтому праздник так и назван – Суккот, то есть это «праздник шалашей» (в русской традиции встречается название «праздник кущей»).

С праздником Суккот связана заповедь о 4-х видах растений – на иврите арбаат а-миним, и каждый день, выполняя эту заповедь, мы должны говорить на эти растения благословение. Заповеди о сукке и арбаат а-миним вроде визитной карточки Суккота.

Когда празднуют Суккот?

Sukkots with wall from woodНачинается праздник 15-го числа месяца Тишрей и, как уже было сказано, продолжается целую неделю, а на 8-ой день наступает следующий праздник – Шмини Ацерет. В Шмини Ацерет уже нет заповеди жить в сукке и говорить благословение на 4 вида растений, это самостоятельный праздник. Хотя Талмуд утверждает, что в некоторых аспектах Шмини Ацерет все же как бы продолжает Суккот.

long goeurope

mob goeurope

Дни между первым днем праздника Суккот и до Шмини Ацерет – это полупраздничные дни, на иврите холь а-моэд.

7-ой день праздника Суккот – Ошана Раба (см. ниже).

В этом по григорианскому календарю 2018 году Суккот начинается в воскресенье вечером 23-го сентября с заходом солнца.

Названия праздника

Как уже говорилось, Тора называет Суккот «праздником шалашей», хаг а-суккот. Кроме того, еще называет праздником сбора урожая, хаг а-асиф, поскольку он приходится именно на это время.

Наши мудрецы зачастую называют Суккот просто «хаг» – «праздник». Это большой еврейский праздник и очень радостный!

Почему Суккот после Йом Кипура?

О том, почему праздник Суккот следует за Йом Кипуром, читайте тут.

Какие заповеди связаны с праздником Суккот?

Этот праздник изобилует заповедями. Вот некоторые из них.

Сукка

Согласно Торе, во время праздника Суккот основным жилищем еврея должна быть сукка, и ему надо жить в ней так же, как на протяжение всего года он живет в своем доме. Следует перенести в сукку красивые предметы быта, есть, пить и даже спать там.

Подобно тому, как человек обычно проводит основные трапезы у себя дома, он должен те же трапезы устраивать в сукке. А пищу, которую обычно не едят в качестве основной трапезы, можно есть и вне сукки.

А вот спать, даже несколько минут, вне сукки запрещено (конечно, речь в данном случае идет о теплом израильском климате).

Подробно о законах сукки читайте тут.

Четыре вида растений

1200px EtrogCТора заповедует каждому еврею в праздник Суккот взять в руки арбаат а-миним (четыре вида растений). Эти растения: этрог, лулав, адас, арава. Чтобы выполнить заповедь нетилат лулав, нужно взять вместе 1 этрог, 1 лулав, 2 ветки аравы (речная ива) и три ветки адаса (мирт). Все эти виды растений нужно соединить вместе. Если человек не соединяет их воедино или берет по одному, он не выполняет заповедь.

В соответствии с предписанием Торы, вне Храма заповедь нетилат лулав исполняется только в 1-й день, а в Храме на протяжении всех 7 дней. Однако наши мудрецы обязали нас выполнять эту заповедь на протяжении всех дней праздника Суккот, за исключением Шабата.

Подробно про заповедь о четырех видах растений читайте тут.

Радость

Конечно, заповедь радоваться связана со всеми нашими праздниками, однако в Суккот она особенно выделена. Это видно еще из того, что Тора, говоря про Суккот, упоминает о заповеди радоваться 3-жды:

И в молитве праздника мы называем Суккот «праздником нашей радости».

О том, почему в Суккот есть особенная заповедь радоваться, читайте тут.

Подробную статью о заповеди радоваться в праздники читайте тут.

Алель

В Суккот каждый день читают полный Алель. И это при том, что в Песах полный Алель мы читаем только в 1-й день праздника, а во все остальные лишь в сокращении.

О том, почему во все дни Суккот, в отличие от Песаха, мы читаем полный Алель, читайте тут.

«Ушпизин» — гости праздника Суккот

Согласно Каббале, в праздник Суккот каждого еврея посещают души 7 праведников: Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида. Каждый из них посещает нас в определенный день. Ушпизин надо призывать в сукку все 7 дней, когда входим в нее.

И вот что следует сказать:

«Войдите, высшие из гостей, святые,

войдите, отцы высшие и святые,

чтобы сидеть под сенью высшей веры».

Затем приглашают того из ушпизин, кто, согласно традиции, приходит в этот день, а вместе с ним и 6 остальных праведников.

Подробней про ушпизин читайте тут.

Ошана рабба

Ошана рабба – последний, седьмой, день праздника Суккот. Согласно каббале , Ошана рабба является судным днем. В этот день заканчивается Небесный суд, который был начат в Йом Киппур. И это – посредством передания окончательного приговора посланникам. Поскольку так, есть много различных обычай, которые отличают этот день и придают ему особый, праздничный характер судного дня.

Подробнее о дне Ошана рабба и о его обычаях читайте тут.

Суккот во время Храма

Паломничество в Храм

Суккот – один из трех праздников, в которые евреям во время Храма нужно было совершать паломничество в Иерусалим и приносить жертвы.

Нисух а-маим

Во времена Храма на протяжении всех дней праздника Суккот выполняли заповедь возлияния воды – нисух а-маим. Этот закон Моше получил на горе Синай, потом его передавали из поколения в поколение в устной форме. Вместе с возлиянием вина при ежедневном утреннем жертвоприношении отдельно на жертвенник возливали воду.

Воду для этой цели брали из источника Шилоах, который находился недалеко от Иерусалима, и возливали ее в специальное отверстие, которое было в одном из «рогов» жертвенника, с юго-западной его стороны.

Симхат бейт а-шоэва

Черпание воды и ее выливание на жертвенник сопровождалось великой радостью, песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Пока процессия двигалась туда и обратно, евреи ликовали. Причем начинали радоваться задолго до самой процессии.

В настоящее время в холь а-моэд Суккот во многих местах – в синагогах, ешивах, на центральных улицах, – принято танцевать под музыку в память о симхат бейт а-шоэва. Празднества обычно начинаются поздно вечером и могут продолжаться до глубокой ночи.

Подробнее о симхат бейт а-шоэва читайте тут.

Акель — публичное чтение свитка Торы царем

Во времена Храма в праздник Суккот раз в 7 лет, после окончания года шмиты, согласно заповеди Торы, царь должен был лично прочитать отрывки из свитка Торы всему народу, который стекался в Иерусалим на праздник Суккот, — мужчинам, женщинам и даже малым детям.

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Суккот

Источник: %D0%AD%D0%95%D0%AD
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Raphael
Дата создания: 01/05/2011
Суккот ивр. סוכות ‎
Суккот ивр. סוכות‎
Внутри праздничного шатра.
Тип Еврейский
иначе Праздник кущей
Значение Праздник сбора урожая
Установлен Тора
Отмечается евреями
в период с 15 тишрей
по 21 тишрей
Празднование синагога, семья
Традиции Молитва в синагоге, Галель.
Запрет работы в первый (а вне Израиля и во второй) день.
Сукка, Лулав
Связан с Симхат-Тора, Шмини Ацерет

Суккот (סֻכּוֹת, буквально `кущи`), семидневный праздник, начинающийся в 15-й день месяца тишрей (см. Календарь), в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта. Первый (в странах рассеяния также и второй) день — иом тов (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни — хол hа-моэд (дни, в которые работа разрешается); восьмой день после начала Суккот — иом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет (буквально `восьмого — праздничное собрание`), который в Эрец-Исраэль совпадает с праздником Симхат-Тора.

Содержание

Другие названия праздника

180px Etrog k prazdniku (%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2)

magnify clip

Особенности праздника

«Каждый [коренной] житель в Израиле должен жить в суках, дабы знали ваши поколения, что в суках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта». (Ваикра, Эмор:42-43) Это напоминает о блуждании евреев по Синайской пустыне (книга Шмот). Кущи также связываются со Скинией.

Шатры на балконе и перед домом

Шатёр на балконе израильской квартиры

200px %D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%B2 %D1%88%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5 (%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2)

magnify clip

Суккот в Торе

В Торе Суккот — «праздник собирания [плодов]» (Исх. 23:16; 34:22): «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор. 16:13, ср. Исх. 23:16; Лев. 23:39), праздновавшийся «в конце года» (Исх. 23:16, 34:22). Суккот — один из трех, наряду с Шавуот и Песах, израильских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом (Исх. 23:16, 34:22; Лев. 23:34–36, 39–43; Чис. 29:12–38; Втор. 16:13–15). С древнейших времен Суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников и потому назывался «праздник Господа» (Лев. 23:39; Суд. 21:19) или просто «праздник» (I Ц. 8:2, 65; 12:32 и др.).

Бытует мнение, что в своей основе Суккот — сельскохозяйственный праздник, заимствованный израильтянами у ханаанеев (праздник в честь сбора урожая был широко распространен у народов древнего Ближнего Востока), а его связь с исходом — позднейшего происхождения. Исследователи отмечают, что во время скитаний по пустыне израильтяне жили не в кущах, а в шатрах, однако предписание жить в течение семи дней в кущах объясняется памятью о времени исхода. Освящение Соломоном Иерусалимского храма было произведено в Суккот (I Ц. 8), и потому, согласно Втор. 31:10–11, каждый седьмой год на праздник Суккот следует читать Тору на общем собрании народа. Изначально, как и Песах, Суккот продолжался неделю; после пленения вавилонского был добавлен восьмой день.

Два особых предписания

В книге Левит (23:39–43) содержатся два особых предписания, связанные с Суккот, — «в кущах живите семь дней. чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». Законоучители назвали эти растения арбаа миним (буквально `четыре вида`) — этрог (вид цитрусовых), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба). Согласно мнению раввинов, библейский закон предписывает каждому мужчине держать арбаа миним в первый день праздника (ср. Лев. 23:40). После разрушения Второго храма Иоханан бен Заккай предписал, чтобы евреи, где бы они ни праздновали Суккот, брали арбаа миним в руки каждый день на протяжении всех семи дней праздника в память о Храме (Сук. 3:12). Арбаа миним нужно держать в руке во время произнесения Халлел (который произносится в Суккот полностью; Пс. 113–118 /в русской традиции 112–117/); следует плавно помахивать ими при начале Пс. 118 (117) и во время произнесения стиха 25 этого псалма (Сук. 3:4). Сначала следует помахать на восток, затем на юг, запад и север — вверх и вниз. В конце синагогальной литургии Сефер-Тора вынимают из синагогального ковчега (арон кодеш), и участники литургии обходят биму, держа в руках арбаа миним в память о процессиях вокруг храмового алтаря. В первый день каждый должен брать собственные арбаа миним, а в остальные дни разрешено одалживать их у других. Бенедикция, в которой арбаа миним называются по самому крупному из растений, лулаву, звучит следующим образом: «Благословен Ты. Который освятил нас Своими заветами и повелел нам взять в руки лулав» (Сук. 46).

Церемония «возлияния воды»

Раввинистические авторитеты упоминают особую церемонию «возлияния воды» в течение семи дней праздника (Сук. 4:9). Саддукеи отвергали эту церемонию. Обряд возлияния воды, сопровождавшийся игрой на свирели, осуществлялся только в хол hа-моэд и назывался симхат бет-hа-шоэва (буквально `веселье в месте, где черпают воду`). Обряд, по-видимому, основывается на стихе 12:3 из пророка Исайи: «И в радости будете черпать воду из источников спасения». В Талмуде говорится, что тот, кто никогда не видел симхат бет-hа-шоэва, никогда не видел подлинного веселья (Сук. 5:1).

В пятнадцатый день седьмого месяца – праздник Сукот, семь дней Господу. В первый день – священное собрание: не делайте никакой работы. Семь дней приносите огнепалимую жертву Гoсподу; в восьмой день да будет у вас священное собрание, приносите огнепалимую жертву Гoсподу; это – праздничное собрание, не делайте никакой работы ((Ваикра, Эмор (23): 34-37)) Это не Шабат: разрешается переносить огонь от зажженного до праздника источника, готовить еду (если, конечно, праздник не совпадает с Шабатом), выносить вещи за пределы дома.

Сукка

Правилам относительно сукки посвящен особый трактат Сукка в Талмуде. При строительстве сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены можно делать из любого подручного материала. Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта, так, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь. У сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом). Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен съесть в ней по меньшей мере кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в сукке. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов конгрегации, у которых нет своей сукки. Среди каббалистов (см. Каббала) в 16 в. возник обычай каждый день символически приглашать в сукку одного из семи библейских героев — Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иосифа и Давида. Эти «гости» (ушпизин) соответствуют семи из каббалистических сфирот.

Шмини ацерет

Шмини ацерет празднуется в соответствии с библейским предписанием «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание (ацерет); никакой работы не делайте» (Чис. 29:35). Законоучители рассматривают Шмини ацерет как отдельный праздник. В этот день перед чтением Мусафа (в странах рассеяния — во время чтения) читается Изкор, произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.

200px %D0%A1%D1%83%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D1%82 (%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2)

magnify clip

«У жителей Иерусалима было принято: человек выходит из дома – в его руке лулав. Он идет в синагогу и читает Шма Исраэль – лулав все время с ним. Он учит Тору и навещает больных тоже не расставаясь с лулавом. Войдя в бейт-мидраш, он передает лулав сыну или слуге. Все это должно напоминать нам, насколько старательно наши отцы исполняли заповеди» (трактат Сука)

«Ушпизин» (высокие гости)

В книге Зоhар написано: «Сыны Израиля, покидающие свои дома ради суки, удостаиваются присутствия Шхины, и все семь верных друзей Царя спускаются из Ган Эдена (рая), чтобы посетить их там, и пользуются их гостеприимством» Это Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аhарон и Давид (некоторые называют сначала Моше и Аhарона, а потом Йосефа).

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector