- Русский сундук
- Скрыня
- Сундук
- Что такое сундук
- История
- Конструкция и разновидности
- Коробья
- Рундук
- Особенности сундука
- В современном мире
- Повернули — вот и шкаф
- Поставец
- «Дедушка» чемодана
- Скрыня
- Особые приметы
- Фотогалерея — сундук
- История русского сундука
- Холмогорский кованый сундук
- Великоустюжский кованый сундук
- Великоустюгский расписной сундук
- Невьянский сундук
- Нижнетагильский сундук
Русский сундук
СУНДУК — емкость для хранения одежды, тканей, предметов домашнего быта. Этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях, закрывающейся на внутренний или висячий замок. Сундуки могли достигать очень больших размеров: до 1,5 м в длину, 60—70 см в ширину, около 1 м в высоту, но могли быть и маленькими: длиной 20 см, шириной 15 см, высотой около 10 см. Для обозначения маленьких сундуков использовался термин сундучок или шкатулка.
Словами «сундук», «сундучок» русские люди часто называли также и другие виды емкостей для хранения одежды и ценностей: казенки, коровья, ларцы, подголовники, поставцы1, скрыни. Различные сундучные изделия на протяжении многих веков составляли важную часть интерьера всех русских жилищ: от царских и боярских хором до самой убогой крестьянской избы. Они стояли в горницах, светёлках, сенях, клетях и использовались не только для хранения одежды, тканей, утвари, ценностей, бумаг, книг, но и служили подставкой для подушки, скамьей, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Их покрывали специальными ткаными насундучниками или закрывали нарядными суконными чехлами.
Во многих домах сундуки разного размера выставляли в парадных помещениях в виде горки, т. е. ставили один на другой, иногда до самого потолка. Даже в XIX — первой четверти XX в., когда большая часть русского общества освоила европейский образ жизни, в домах дворян, чиновников, разночинцев, мещан, не говоря уж о крестьянах, сундук оставался неизменным предметом обстановки. В домах горожан, правда, его место было не столь почетным, как в старину. Зато в крестьянских избах и горницах он, как и прежде, выставлялся на видное место, свидетельствуя о богатстве семьи. Как и в старину, крестьяне хранили в сундуках наиболее ценные вещи, наполняли их девичьим приданым, заполняли свадебными подарками. В старинной свадебной песне невеста, обращаясь к подружкам, поет:
Положу ваши подарочки
Я к себе, да в окован сундук,
Увезу ваши подарочки
На чужую дальню сторону.
Заказчики предъявляли сундучным мастерам определенные художественные требования: сундуки должны были быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. В XVI — первой половине XVIII в. сундуки и сундучные изделия изготавливали в Холмогорах, Великом Устюге, Новгороде, в Выговской (Выгорецкой) пустыни — центре старообрядцев поморского согласия, в селах по рекам Онеге, Северной Двине, в мастерских Оружейной палаты Кремля. Самыми известными в сундучном производстве в XVI—XVII вв. были Холмогоры и Великий Устюг. Сундучные изделия, изготовленные там, очень ценились, их охотно покупали в торговых рядах Москвы, Архангельска, Вологды, Владимира и других русских городов.
Иностранец Кильбургер, посетивший Русский Север в XVII в., отмечал: «В городе Холмогоры, на Северной Двине. делаются сундуки различной величины, заслуживающие справедливую славу» (Курц 1915,114). Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки этого времени богато декорировались. Обычно их оковывали для прочности полосами железа, луженого или вороненого, или, в более позднее время, луженой жестью. Полосы железа могли быть гладкими, немного выпуклыми, или просечными, т.е. со сквозным узором растительного или геометрического характера. Они накладывались прямо на дерево или на специальную подкладку, обтягивавшую сундук, такую как цветная кожа, шкура нерпы, ткань, окрашенная бумага, слюда. Цветная подкладка виднелась сквозь просечные узоры железных полос, делая сундуки удивительно красивыми.
Сундуки часто расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке. Роспись располагали на внутренней и внешней стороне крышек, на наружных стенках сундуков. До нанесения росписи поверхность доски пропитывали олифой или покрывали грунтом, составленным из мела и рыбьего клея, чтобы уменьшить пористость дерева и убрать неровности. Перед нанесением узора поверхность стенок и крышки расчерчивали черной краской на прямоугольники. Каждый из них служил своеобразной рамой для картины, содержание которой хорошо прочитывалось современниками. Любимыми мотивами росписи сундуков, подголовников, ларцов были жанровые сценки, богатыри, различные мифологические существа: грифоны, птицы-сирин, алконосты, стратим- птицы, единороги, а также экзотические для русских людей львы и попугаи.
Героями жанровых сценок были молодцы и девицы: молодцы изображались подбоченившимися, с заломленной на сторону шапкой, девицы — в скромных позах, с платком-ширинкой в руках. На них обычно надеты костюмы XVII или начала XVIII в., в руках, поднятых вверх, чарки или кубки. Вероятно, это сцены праздника или свадебного пира. Жанровые сценки иногда были иллюстрациями к популярным в XVII—XVIII вв. литературным произведениям, таким как «Повесть о Бове Королевиче» или «Повесть об Еруслане Лазаревиче», «Александрия, или Повесть сиречь история о великом и храбром царе Македонском». Среди фантастических существ любимым образом русских живописцев был Полкан (Китоврас, Кентавр) — полуконь-получеловек.
Обычно его изображали сражающимся с богатырем или с невидимым врагом. Кентавр наделялся всеми качествами, присущими богатырю, — мужеством, силой, быстротой: «всякий скок его по семи верст», в сражениях он побивает десятитысяч- ное войско. На сундучных изделиях очень часто можно было встретить изображение льва с пышной гривой, открытой пастью, готового к прыжку; грифона — крылатого зверя с поджарым туловищем на четырех когтистых лапах и головой орла.
Львы и грифоны счита- лись зверями сильными, мужественными, хорошими защитника- ми нажитого человеком добра, и именно поэтому их образы на- носили на сундуки, в которых хранились ценности. В росписи лев нередко изображался вместе с единорогом (инрогом, индри- ком) — существом, похожим на коня, но с длинным рогом на лбу. Единорог стоит напротив льва, направив на него свой рог. Борьба льва и единорога рассматривалась как борьба светлого начала, представленного единорогом, и темного начала, олицетворявшегося в данном случае в образе льва. Об этом противостоянии в народной песне говорилось так:
Кабы два зверя собиралися,
Кабы два лютые собегалися,
Промежду собой дрались, билися,
Один одного одолеть хочет.
Это не два зверя собиралися,
Не два лютые собегалися,
Это кривда с правдою соходилися,
Промежду собой бились, дралися.
Девицы и молодцы, богатыри, фантастические и реальные животные и птицы — все они были окружены пышными травами, листьями, цветами, плодами. Картины на сундуках рассказывали о неведомом красивом мире, в котором, как говорилось в созданном в XVII в. «Сказании о роскошном житии и веселии», «изобилны по лугам травы зеленящия, и разноцветущи, цветов сличных (красивых) прекрасных и благовонных несказанно. По лесам древес — кедров, кипарисов, виноградов, яблонь и груш и вишень и всякого плодного масличья — зело много; и толико премного и плодовито, что яко само древесие человеческому нраву самохотне служит, преклоняя свои вершины и розвевая свои ветви, пресладкие свои плоды объявляя. В садех же и дубровах птиц преисполнено и украшено — пернатых и краснопеснивых сиринов и попугаев, и струфокамилов, и иных птах, служащих на снедь человеческому роду» (Изборник 1969,591).
В конце XVIII в. старинные центры сундучного производства — Холмогоры, Великий Устюг, Вологда, мастерские Выпиской пустыни — перестали существовать. Сундучное производство начало развиваться в других регионах России. Самым крупным его центром стал Муромский уезд Владимирской губернии, где ремесленники изготавливали в конце XIX в. до 50 000 сундуков в год. Кроме того, сундуки производились кустарями Вятской, Пермской, Оренбургской губерний, а также ремесленниками некоторых сел среднерусских и южнорусских губерний.
Сундучные изделия ремесленников XIX в. отличались от изделий XVI — начала XVIII в.: сократился их ассортимент, изменился декор. Кустари прекратили изготовление ларцов, скрынь, подголовников, пользовавшихся спросом в XVII в. В продажу стали поступать только собственно сундуки, т. е. ящики из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях. Их покрывали полосами жести с тисненым узором, которые накладывали на окрашенное в красный, зеленый, синий цвета дерево, или полностью обшивали жестью. Применялась жесть желтоватого цвета, имитировавшая золото. Кроме того, большой популярностью пользовались сундуки «с морозом». Их поверхность имела перламутровый блеск, а узор, хорошо читавшийся на ней, напоминал орнамент, появлявшийся в морозные зимы на окнах деревенских изб.
Подобный эффект достигался путем протравливания жести серной кислотой. Такие сундуки впервые стали изготавливаться во второй половине XVIII в. в Великом Устюге. Наряду с крашеными и обитыми жестью сундуками в России XIX — начала XX в. изготавливали и сундуки с росписью. Ими славились сундучники Вятской, Нижегородской, Пермской губерний. Стенки и крышку сундуков окрашивали в оранжевый, синий, коричневато-красный цвета и расписывали крупным, ярким растительным орнаментом свободными мазками кисти. На сундуках выписывали вазоны с цветами, букеты. Иногда поверхность сундука покрывали полосками, горошинами, ромбиками. Сундуки в XIX — начале XX в. изготавливались мастерами для продажи на ярмарках, реже на заказ.
Скрыня
Емкость для хранения мелких домашних вещей, украшений, разновидность сундука. Представляла собой прямоугольный глубокий ящик с откидной крышкой на петлях и двумя дверными створками на передней стороне. Крышка была четырехскатной, с плоским завершением, похожей на крышку ларца. На боковых сторонах скрыни крепились ручки-скобы, а на передней стороне крышки — кольцо. Внутри скрыня имела два яруса. Верхний ярус был поделен тонкими досками на прямоугольные ячейки, в которые вещи укладывались сверху, после подъема крышки. Нижний ярус заполнялся выдвижными ящичками и закрывался дверцами с внутренним замком. Скрыню изготавливали из дубовых досок, оклеивали цветной кожей, шкурой нерпы, сукном, бархатом, окрашенной бумагой, слюдой и оковывали металлическими полосами. Полосы делали из кованого железа, луженого, вороненого, иногда золоченого.
С середины XVIII в. кованое железо на скрынях заменяется луженой жестью. Железные полосы могли быть сплошными, слегка выпуклыми, и просечными, т. е. с ажурным геометрическим или стилизованным растительным узором. Полосы располагались на скрыне вертикально, на равном расстоянии друг от друга или плотно прилегая друг к другу, создавая сплошное металлическое покрытие стенок и крышки изделия. В первом случае между полосами набивали металлические накладки — розетки, которые сверху и снизу украшали цветком граната. Скрыни изготавливали на Русском Севере: в Холмогорах, Великом Устюге, а также в ремесленных мастерских Москвы. Они бытовали в XVI—XVII вв. в домах бояр, купцов, посадских людей, богатых крестьян. В XVIII—XIX вв. они сохранялись лишь в деревнях Северной и Центральной России, а также в небольших провинциальных уездных городах, таких как Сольвычегодск, Лальск, Чердынь и др.
Сундук
Сундук с росписью, Русский север, Царицинский музей
Все его знают, хотя уже практически не используют, но считают прообразом шкафа
Скрыня — укр. сундук
Что такое сундук
Сундук считается корпусной мебелью. Как правило это большой ящик с откидной или съёмной верхней крышкой. Используется он как ёмкость для хранения предметов обихода — одежды, ценных вещей, продуктов. Сундук исстари использовался самыми разными народами. Его и сейчас можно встретить в домах, но чаще всё же в музеях.
История
Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции.
В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.
Сундук, домовая роспись, Ярославская область
В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Он служил столом, стулом, на нём спали. Но основная его роль — хранилище.
Сундуки делались настолько добротно, что многие дошли до наших дней в отличной сохранности.
Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой.
В XVI — XVII вв. самыми известными городами, где были хорошие мастера-сундучники, были Великий Устюг и Холмогоры.
Самыми красивыми можно считать расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр.
Сундук из коллекции «Музея утюга»
Конструкция и разновидности
Считается, что образцом первого русского сундука является вместилище, называемое «кубло». Это бондарное изделие, которое имело плотную крышку и закрывалось на ключ. Само слово означает — дом, жилище, хозяйство.
В них хранили приданое и другие вещи.
К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник.
В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.
Сундук из крестьянского дома Ярославской губернии
Коробья
До появления пильных мельниц в конце 18 в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ — стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка.
Коробья с городецкой росписью, Царицинский музей
Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными — «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей.
В древнем Новгороде кробья была хлебной мерой, равная 2 четвертям (7 пудов ржи). Она становится известной с XV века, но существовала ранее, ибо в акте 1437 г. упомянута «старая коробья».
Рундук
Различные ящики на морских и речных судах называются рундука́ми и предназначаются для хранения флагов, лотов, лагов, личных вещей и т. п. Так же на пассажирских поездах называются короба под нижней полкой для хранения багажа. Переносной матросский ящик для личных вещей — рундучо́к. На современном флотском жаргоне рундуком также называют вещмешок.
Особенности сундука
Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: плотников, столяров, кузнецов, художников. Печатники и чеканщики украшали листы узорами.
Сундуки делали из тонких просушенных досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку. Часто грани украшали чеканными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым стенкам прикрепляли скобы – ручки.
Самый главный критерий, по которому выбирали сундук — это его прочность. Поэтому сундуки, в первую очередь, делали из прочного и долговечного дерева.
Сундук, фабрика городецкой росписи, авторская работа
Доски тщательно обрабатывали, при сборке подгоняли друг к другу, стараясь не оставлять щелей. Сундуки и их разновидности служили, в том числе, местом хранения ценных вещей. Поэтому их прочность усиливали, оковывая металлом и встраивая замки.
В цене были сундуки герметичные. Это позволяло сохранить одежду или ценные бумаги, если владелец в путешествии попадал под дождь или в морской шторм.
Поскольку сундуки служили предметом интерьера, в русских деревнях их расписывали традиционными для местности росписями. Росписям не редко придавали обереговое значение.
Сундук, окованый железом в «Музее утюга»
Кроме деревянных, сундуки могут быть плетёными из лозы, их делают из луба и бересты, иногда сундук может быть полностью выкован из металла.
Чаше всего использовали сосну, но могли быть и другие породы деревьев. Важно, чтобы дерево было прочным, долговечным и не очень тяжёлым.
Сундуки могут быть украшены резьбой, инкрустацией или совсем не украшены ничем.
В современном мире
В наше время сундуки снова становятся популярными. Их используют в интерьерах рестоанов, в загородных домах и в городских квартирах. Снова появился спрос на мастеров, умеющих делать такую мебель или реставрировать.
Повернули — вот и шкаф
Сундук является предшественником и прообразом шкафа. Однажды его просто поставили вертикально, добавили полки и ящики, получилось очень удобно.
В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками — «кассапанка».
Поставец
Поставе́ц — разновидность невысокого шкафа с полками для посуды и других хозяйственных принадлежностей. так же называли подсобный столик, на который ставились принесенные из кухни кушанья до подачи их к столу.
«Дедушка» чемодана
Скорее всего сундук-короб стал прототипом так популярного в наши дни чемодана. Действительно, изменили чуть конструкцию, сделали более плоским, расположили ручку на боковом ребре.
Чемоданы постоянно совершенствуются. Теперь есть чемоданы с выдвижной ручкой и на колёсиках, что согласитесь, очень удобно.
Скрыня
На Украине сундук — «скрыня» считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое.
Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине.
На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, в Центральной и Восточной Украине и на Волыни — растительным.
Особые приметы
Сундук был не просто предметом мебели, к нему было особое отношение. О сундуках до сих пор сохранились приметы и поверья с ними связанные. Например, такие:
Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
Фотогалерея — сундук
Сундук, «мороз по жести».
Сундук (Россия, XVIII век)
Сундук с разноцветными вставками, музей в Переславле Залееском
Сундук с росписью, Русский север, Царицинский музей
Сундук с мезенской росписью. Участники фестиваля
Сундук с росписью, коллекция ВДПНИ
Сундук с яркими цветами
Окованный сундук, с замком
Белый сундук с росписью, в музее Переславля Залесского
История русского сундука
Сундучное ремесло стало развиваться в России еще в средние века, но наивысшего расцвета промысел достиг в XVI— XVIII веках. Были известны несколько крупных центров сундучного ремесла, изделия каждого из которых отличались своей узнаваемой особенностью. Например, нарядные вятские сундуки имели покатую крышку и контрастный точечный рисунок по яркому «полю», образующий четкие геометрические формы, а нижегородские «коробьи» из луба украшались городецкой сюжетной росписью. Однако самыми известными городами, где изготавливали сундуки были Великий Устюг и Холмогоры. Здесь сформировалась традиция изготовления «кованых» сундуков— деревянных сундуков с декоративной оплеткой из просечных металлических полос.
Холмогорский кованый сундук
Характерная особенность холмогорских сундуков— оплетка просечными полосами или комбинацией просечных и прямых полос по дубовой основе. Просечки делались скобообразным фигурным долотом, особым под каждый элемент. Иногда основу обтягивали кожей или оклеивали цветной бумагой. Под просечные полосы для придания декоративности подкладывали нерпичью кожу или слюду поверх цветной бумаги. Кроме распространенных конструкций сундуков встречались сундуки-скрыни с потайными ящиками и складными передними дверками.
В XVIII веке из Европы пришла мода на изделия из кости, и в Холмогорах сложилась своя школа резьбы и гравировки по кости, которая существует и поныне.
Холмогорский сундук. Резьба и гравировка по кости.
Из кости моржа и мамонта делали пластины, которыми также облицовывали деревянные основы ларцов и шкатулок. Искусные мастера-косторезы из Холмогор работали по заказам из столицы и создавали необыкновенной красоты вещи входившего в моду европейского стиля. Примеры этих работ есть в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Стоили произведения холмогорских мастеров дорого и были привилегией знати. Их дарили послам и вельможам, закупали для царского двора. еликоустюжский кованый сундук.
В XVII— XVIII веке в Великом Устюге, расположенном ниже по течению Северной Двины, в месте слияния ее с реками Юг и Сухона, также стал активно развиваться крупный сундучный промысел.
Великоустюжский кованый сундук
Для внешнего декоративного оформления устюжских сундуков характерна сплошная оплетка ажурным кружевом из просечного металла, а для росписи— растительные мотивы.
Особые приемы устюгской росписи растительными орнаментами назывались «травное дело». Мастеров-травников из Великого Устюга привлекали к росписи царских покоев Коломенского дворца в Москве.
Великоустюгский расписной сундук
В приемах устюжской росписи читается влияние иконографии и книжной графики. Для росписи сундуков использовались те же материалы, что и для написания икон— яичная темпера и олифа. Корьбьи из луба расписывались по всей внешней поверхности, части орнамента при этом отделялись вертикальными черными полосами. У кованых сундуков расписывали внутреннюю сторону крышки, где создавались целые сюжетные композиции на темы христианства, народного эпоса или господской жизни. Но основным мотивом устюжской росписи были «тюльпаны». Сначала расписчик рисовал тонкий черный контур, а затем заполнял его цветной краской, поверху делалась «оживка»— белые блики. У росписи были свои каноны, которых мастера строго держались. Приемы росписи, трафареты и образцы бережно хранились в семье и передавались мастерами из поколения в поколение.
Во второй половине XVIII века сундучный промысел начал формироваться и в районах горнозаводского Урала. Наличие местных ресурсов— дерева и железа, а также богатых традиций металлообработки послужило бурному расцвету этого промысла.
Здесь сложилось своеобразное разделение труда,— в Петрокаменском поселке делались заготовки-короба из досок, а фурнитуру изготовляли мастера Быньговского завода. Особым спросом пользовались местные «замки со звоном», механизм которых при отпирании играл мелодию. Сборку же производили в мастерских Невьянска, где сундуки красили, лачили, ставили фурнитуру и оковывали железом. Сначала сундуки изготовлялись кустарным способом, потом в Невьянске начали возникать производства.
Невьянский сундук
Визитной карточкой невьянских сундуков стала сложная техника обработки металла, украшавшего сундуки— трафаретная печать, чеканка, «морозка»— воссоздание на металле рисунка морозного окна или зеркальная шлифовка, а также причудливые замки. Металл зачастую полностью покрывал поверхность сундука, создавая затейливые комбинации цветов, решетчатых орнаментов и фактур.
Нижнетагильский сундук
Но наиболее декоративными были нижнетагильские сундуки, которые за свою популярность среди покупателей из Средней Азии, получили название «бухарских». Промысел в Нижнем Тагиле сформировался на предприятиях Демидовых, которые всячески поощряли продвижение металла собственного производства и использовали для этих целей изделия народных промыслов. Особенность нижнетагильских сундуков в том что деревянные основы обивались расписанными листами жести.
Нижнетагильский сундук. Фрагмент росписи.
Вначале сундуки расписывали сюжетными композициями, срисованными с западноевропейских гравюр, позже на смену сложным композициям пришли цветочные мотивы в свободно-кистевой (южно-уральской) манере. Промысел нижнетагильской лаковой росписи по металлу сохранился до наших дней, воплотившись в предметах кухонного обихода и Нижнетагильских подносах.
На крупных российских ярмарках— Холмогорской, Нижегородской, Ишимской сундуки продавались в основном наборами по 5— 7 штук. Сундуки вкладывались один в другой по принципу «матрешки»и в таком виде разъезжались по всему свету.
В конце XIX века с развитием железных дорог и появлением недорогой фабричной мебели, сундуки вытесняются из домов горожан и остаются атрибутами, в большей степени, деревенского быта.
А в XX веке на смену кустарному производству пришло производство фабричное, которое просуществовало в России вплоть до середины прошлого века.
Их брутальная самобытная эстетика и многофункциональность находят новое звучание в современных интерьерах, в актуальных стилях лофт, хюгге и фьюжн.
Поскольку не все хотят превращать свой дом в музей и пользоваться в быту старинными сундуками, появился спрос на деревянные сундуки ручной работы.
сундук деревянный сундук интерьер дома интерьер загородного дома сундук для дома русский сундук сундук ручной работы