Что такое сундук в русской избе

Русский сундук

СУНДУК — емкость для хранения одежды, тканей, предметов домашнего быта. Этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях, закрывающейся на внутренний или висячий замок. Сундуки могли достигать очень больших размеров: до 1,5 м в длину, 60—70 см в ширину, около 1 м в высоту, но могли быть и маленькими: длиной 20 см, шириной 15 см, высотой около 10 см. Для обозначения маленьких сундуков использовался термин сундучок или шкатулка.

Словами «сундук», «сундучок» русские люди часто называли также и другие виды емкостей для хранения одежды и ценностей: казенки, коровья, ларцы, подголовники, поставцы1, скрыни. Различные сундучные изделия на протяжении многих веков составляли важную часть интерьера всех русских жилищ: от царских и боярских хором до самой убогой крестьянской избы. Они стояли в горницах, светёлках, сенях, клетях и использовались не только для хранения одежды, тканей, утвари, ценностей, бумаг, книг, но и служили подставкой для подушки, скамьей, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Их покрывали специальными ткаными насундучниками или закрывали нарядными суконными чехлами.

Во многих домах сундуки разного размера выставляли в парадных помещениях в виде горки, т. е. ставили один на другой, иногда до самого потолка. Даже в XIX — первой четверти XX в., когда большая часть русского общества освоила европейский образ жизни, в домах дворян, чиновников, разночинцев, мещан, не говоря уж о крестьянах, сундук оставался неизменным предметом обстановки. В домах горожан, правда, его место было не столь почетным, как в старину. Зато в крестьянских избах и горницах он, как и прежде, выставлялся на видное место, свидетельствуя о богатстве семьи. Как и в старину, крестьяне хранили в сундуках наиболее ценные вещи, наполняли их девичьим приданым, заполняли свадебными подарками. В старинной свадебной песне невеста, обращаясь к подружкам, поет:

Положу ваши подарочки
Я к себе, да в окован сундук,
Увезу ваши подарочки
На чужую дальню сторону.

Заказчики предъявляли сундучным мастерам определенные художественные требования: сундуки должны были быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. В XVI — первой половине XVIII в. сундуки и сундучные изделия изготавливали в Холмогорах, Великом Устюге, Новгороде, в Выговской (Выгорецкой) пустыни — центре старообрядцев поморского согласия, в селах по рекам Онеге, Северной Двине, в мастерских Оружейной палаты Кремля. Самыми известными в сундучном производстве в XVI—XVII вв. были Холмогоры и Великий Устюг. Сундучные изделия, изготовленные там, очень ценились, их охотно покупали в торговых рядах Москвы, Архангельска, Вологды, Владимира и других русских городов.

Иностранец Кильбургер, посетивший Русский Север в XVII в., отмечал: «В городе Холмогоры, на Северной Двине. делаются сундуки различной величины, заслуживающие справедливую славу» (Курц 1915,114). Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки этого времени богато декорировались. Обычно их оковывали для прочности полосами железа, луженого или вороненого, или, в более позднее время, луженой жестью. Полосы железа могли быть гладкими, немного выпуклыми, или просечными, т.е. со сквозным узором растительного или геометрического характера. Они накладывались прямо на дерево или на специальную подкладку, обтягивавшую сундук, такую как цветная кожа, шкура нерпы, ткань, окрашенная бумага, слюда. Цветная подкладка виднелась сквозь просечные узоры железных полос, делая сундуки удивительно красивыми.

Сундуки часто расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке. Роспись располагали на внутренней и внешней стороне крышек, на наружных стенках сундуков. До нанесения росписи поверхность доски пропитывали олифой или покрывали грунтом, составленным из мела и рыбьего клея, чтобы уменьшить пористость дерева и убрать неровности. Перед нанесением узора поверхность стенок и крышки расчерчивали черной краской на прямоугольники. Каждый из них служил своеобразной рамой для картины, содержание которой хорошо прочитывалось современниками. Любимыми мотивами росписи сундуков, подголовников, ларцов были жанровые сценки, богатыри, различные мифологические существа: грифоны, птицы-сирин, алконосты, стратим- птицы, единороги, а также экзотические для русских людей львы и попугаи.

Героями жанровых сценок были молодцы и девицы: молодцы изображались подбоченившимися, с заломленной на сторону шапкой, девицы — в скромных позах, с платком-ширинкой в руках. На них обычно надеты костюмы XVII или начала XVIII в., в руках, поднятых вверх, чарки или кубки. Вероятно, это сцены праздника или свадебного пира. Жанровые сценки иногда были иллюстрациями к популярным в XVII—XVIII вв. литературным произведениям, таким как «Повесть о Бове Королевиче» или «Повесть об Еруслане Лазаревиче», «Александрия, или Повесть сиречь история о великом и храбром царе Македонском». Среди фантастических существ любимым образом русских живописцев был Полкан (Китоврас, Кентавр) — полуконь-получеловек.

Обычно его изображали сражающимся с богатырем или с невидимым врагом. Кентавр наделялся всеми качествами, присущими богатырю, — мужеством, силой, быстротой: «всякий скок его по семи верст», в сражениях он побивает десятитысяч- ное войско. На сундучных изделиях очень часто можно было встретить изображение льва с пышной гривой, открытой пастью, готового к прыжку; грифона — крылатого зверя с поджарым туловищем на четырех когтистых лапах и головой орла.

Львы и грифоны счита- лись зверями сильными, мужественными, хорошими защитника- ми нажитого человеком добра, и именно поэтому их образы на- носили на сундуки, в которых хранились ценности. В росписи лев нередко изображался вместе с единорогом (инрогом, индри- ком) — существом, похожим на коня, но с длинным рогом на лбу. Единорог стоит напротив льва, направив на него свой рог. Борьба льва и единорога рассматривалась как борьба светлого начала, представленного единорогом, и темного начала, олицетворявшегося в данном случае в образе льва. Об этом противостоянии в народной песне говорилось так:

Кабы два зверя собиралися,
Кабы два лютые собегалися,
Промежду собой дрались, билися,
Один одного одолеть хочет.
Это не два зверя собиралися,
Не два лютые собегалися,
Это кривда с правдою соходилися,
Промежду собой бились, дралися.

Девицы и молодцы, богатыри, фантастические и реальные животные и птицы — все они были окружены пышными травами, листьями, цветами, плодами. Картины на сундуках рассказывали о неведомом красивом мире, в котором, как говорилось в созданном в XVII в. «Сказании о роскошном житии и веселии», «изобилны по лугам травы зеленящия, и разноцветущи, цветов сличных (красивых) прекрасных и благовонных несказанно. По лесам древес — кедров, кипарисов, виноградов, яблонь и груш и вишень и всякого плодного масличья — зело много; и толико премного и плодовито, что яко само древесие человеческому нраву самохотне служит, преклоняя свои вершины и розвевая свои ветви, пресладкие свои плоды объявляя. В садех же и дубровах птиц преисполнено и украшено — пернатых и краснопеснивых сиринов и попугаев, и струфокамилов, и иных птах, служащих на снедь человеческому роду» (Изборник 1969,591).

В конце XVIII в. старинные центры сундучного производства — Холмогоры, Великий Устюг, Вологда, мастерские Выпиской пустыни — перестали существовать. Сундучное производство начало развиваться в других регионах России. Самым крупным его центром стал Муромский уезд Владимирской губернии, где ремесленники изготавливали в конце XIX в. до 50 000 сундуков в год. Кроме того, сундуки производились кустарями Вятской, Пермской, Оренбургской губерний, а также ремесленниками некоторых сел среднерусских и южнорусских губерний.

Сундучные изделия ремесленников XIX в. отличались от изделий XVI — начала XVIII в.: сократился их ассортимент, изменился декор. Кустари прекратили изготовление ларцов, скрынь, подголовников, пользовавшихся спросом в XVII в. В продажу стали поступать только собственно сундуки, т. е. ящики из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях. Их покрывали полосами жести с тисненым узором, которые накладывали на окрашенное в красный, зеленый, синий цвета дерево, или полностью обшивали жестью. Применялась жесть желтоватого цвета, имитировавшая золото. Кроме того, большой популярностью пользовались сундуки «с морозом». Их поверхность имела перламутровый блеск, а узор, хорошо читавшийся на ней, напоминал орнамент, появлявшийся в морозные зимы на окнах деревенских изб.

Подобный эффект достигался путем протравливания жести серной кислотой. Такие сундуки впервые стали изготавливаться во второй половине XVIII в. в Великом Устюге. Наряду с крашеными и обитыми жестью сундуками в России XIX — начала XX в. изготавливали и сундуки с росписью. Ими славились сундучники Вятской, Нижегородской, Пермской губерний. Стенки и крышку сундуков окрашивали в оранжевый, синий, коричневато-красный цвета и расписывали крупным, ярким растительным орнаментом свободными мазками кисти. На сундуках выписывали вазоны с цветами, букеты. Иногда поверхность сундука покрывали полосками, горошинами, ромбиками. Сундуки в XIX — начале XX в. изготавливались мастерами для продажи на ярмарках, реже на заказ.

Скрыня

Емкость для хранения мелких домашних вещей, украшений, разновидность сундука. Представляла собой прямоугольный глубокий ящик с откидной крышкой на петлях и двумя дверными створками на передней стороне. Крышка была четырехскатной, с плоским завершением, похожей на крышку ларца. На боковых сторонах скрыни крепились ручки-скобы, а на передней стороне крышки — кольцо. Внутри скрыня имела два яруса. Верхний ярус был поделен тонкими досками на прямоугольные ячейки, в которые вещи укладывались сверху, после подъема крышки. Нижний ярус заполнялся выдвижными ящичками и закрывался дверцами с внутренним замком. Скрыню изготавливали из дубовых досок, оклеивали цветной кожей, шкурой нерпы, сукном, бархатом, окрашенной бумагой, слюдой и оковывали металлическими полосами. Полосы делали из кованого железа, луженого, вороненого, иногда золоченого.

С середины XVIII в. кованое железо на скрынях заменяется луженой жестью. Железные полосы могли быть сплошными, слегка выпуклыми, и просечными, т. е. с ажурным геометрическим или стилизованным растительным узором. Полосы располагались на скрыне вертикально, на равном расстоянии друг от друга или плотно прилегая друг к другу, создавая сплошное металлическое покрытие стенок и крышки изделия. В первом случае между полосами набивали металлические накладки — розетки, которые сверху и снизу украшали цветком граната. Скрыни изготавливали на Русском Севере: в Холмогорах, Великом Устюге, а также в ремесленных мастерских Москвы. Они бытовали в XVI—XVII вв. в домах бояр, купцов, посадских людей, богатых крестьян. В XVIII—XIX вв. они сохранялись лишь в деревнях Северной и Центральной России, а также в небольших провинциальных уездных городах, таких как Сольвычегодск, Лальск, Чердынь и др.

Источник

Сундук

Сундук с росписью, Русский север, Царицинский музей

Все его знают, хотя уже практически не используют, но считают прообразом шкафа

Скрыня — укр. сундук

Что такое сундук

Сундук считается корпусной мебелью. Как правило это большой ящик с откидной или съёмной верхней крышкой. Используется он как ёмкость для хранения предметов обихода — одежды, ценных вещей, продуктов. Сундук исстари использовался самыми разными народами. Его и сейчас можно встретить в домах, но чаще всё же в музеях.

История

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции.

В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.

b58d1 66486 img 0224Сундук, домовая роспись, Ярославская область

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Он служил столом, стулом, на нём спали. Но основная его роль — хранилище.

Сундуки делались настолько добротно, что многие дошли до наших дней в отличной сохранности.

Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой.

В XVI — XVII вв. самыми известными городами, где были хорошие мастера-сундучники, были Великий Устюг и Холмогоры.

Самыми красивыми можно считать расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр.

a8f56 66485 img 0230Сундук из коллекции «Музея утюга»

Конструкция и разновидности

Считается, что образцом первого русского сундука является вместилище, называемое «кубло». Это бондарное изделие, которое имело плотную крышку и закрывалось на ключ. Само слово означает — дом, жилище, хозяйство.

В них хранили приданое и другие вещи.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

1b2de 66484 img 0209Сундук из крестьянского дома Ярославской губернии

Коробья

До появления пильных мельниц в конце 18 в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ — стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка.

c3d79 66545 dsc3335Коробья с городецкой росписью, Царицинский музей

Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными — «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей.

В древнем Новгороде кробья была хлебной мерой, равная 2 четвертям (7 пудов ржи). Она становится известной с XV века, но существовала ранее, ибо в акте 1437 г. упомянута «старая коробья».

Рундук

Различные ящики на морских и речных судах называются рундука́ми и предназначаются для хранения флагов, лотов, лагов, личных вещей и т. п. Так же на пассажирских поездах называются короба под нижней полкой для хранения багажа. Переносной матросский ящик для личных вещей — рундучо́к. На современном флотском жаргоне рундуком также называют вещмешок.

Особенности сундука

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: плотников, столяров, кузнецов, художников. Печатники и чеканщики украшали листы узорами.

Сундуки делали из тонких просушенных досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку. Часто грани украшали чеканными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым стенкам прикрепляли скобы – ручки.

Самый главный критерий, по которому выбирали сундук — это его прочность. Поэтому сундуки, в первую очередь, делали из прочного и долговечного дерева.

b8290 66481 dsc 1075Сундук, фабрика городецкой росписи, авторская работа

Доски тщательно обрабатывали, при сборке подгоняли друг к другу, стараясь не оставлять щелей. Сундуки и их разновидности служили, в том числе, местом хранения ценных вещей. Поэтому их прочность усиливали, оковывая металлом и встраивая замки.

В цене были сундуки герметичные. Это позволяло сохранить одежду или ценные бумаги, если владелец в путешествии попадал под дождь или в морской шторм.

Поскольку сундуки служили предметом интерьера, в русских деревнях их расписывали традиционными для местности росписями. Росписям не редко придавали обереговое значение.

71ce2 66483 img 0210Сундук, окованый железом в «Музее утюга»

Кроме деревянных, сундуки могут быть плетёными из лозы, их делают из луба и бересты, иногда сундук может быть полностью выкован из металла.

Чаше всего использовали сосну, но могли быть и другие породы деревьев. Важно, чтобы дерево было прочным, долговечным и не очень тяжёлым.

Сундуки могут быть украшены резьбой, инкрустацией или совсем не украшены ничем.

В современном мире

В наше время сундуки снова становятся популярными. Их используют в интерьерах рестоанов, в загородных домах и в городских квартирах. Снова появился спрос на мастеров, умеющих делать такую мебель или реставрировать.

Повернули — вот и шкаф

Сундук является предшественником и прообразом шкафа. Однажды его просто поставили вертикально, добавили полки и ящики, получилось очень удобно.

В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками — «кассапанка».

Поставец

Поставе́ц — разновидность невысокого шкафа с полками для посуды и других хозяйственных принадлежностей. так же называли подсобный столик, на который ставились принесенные из кухни кушанья до подачи их к столу.

«Дедушка» чемодана

Скорее всего сундук-короб стал прототипом так популярного в наши дни чемодана. Действительно, изменили чуть конструкцию, сделали более плоским, расположили ручку на боковом ребре.

Чемоданы постоянно совершенствуются. Теперь есть чемоданы с выдвижной ручкой и на колёсиках, что согласитесь, очень удобно.

Скрыня

На Украине сундук — «скрыня» считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое.

Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине.

На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, в Центральной и Восточной Украине и на Волыни — растительным.

Особые приметы

Сундук был не просто предметом мебели, к нему было особое отношение. О сундуках до сих пор сохранились приметы и поверья с ними связанные. Например, такие:

Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.

Фотогалерея — сундук

Сундук, «мороз по жести».

Сундук (Россия, XVIII век)

Сундук с разноцветными вставками, музей в Переславле Залееском

Сундук с росписью, Русский север, Царицинский музей

Сундук с мезенской росписью. Участники фестиваля

Сундук с росписью, коллекция ВДПНИ

Сундук с яркими цветами

Окованный сундук, с замком

Белый сундук с росписью, в музее Переславля Залесского

Источник

Определение и история возникновения сундука на Руси

Любой язык на планете уникален. Каждое слово возникает неслучайно. Оно является отдельным важным кирпичиком речи, имеет лексическое значение, определяет мысль, предмет, действие. При произношении слова возникает полное понимание образа. Смысл, толкование можно уточнить в словаре. Лексическое определение слова «сундук» можно найти в нескольких толковых словарях.

Что такое сундук

Есть несколько значений:

Все определения имеют некоторые сходства и различия.

В любые времена корпусная мебель служила людям для обихода. Именно к такой мебели относится сундук. Особенностью является откидная крышка, иногда — съемная. В деревнях он использовался вместо шкафа для белья. Но встречаются сундуки, которые предназначены для ценностей, продуктов. Из-за громоздкости сейчас сундуки не в моде. Увидеть их можно в этнографических музеях.

istoriia sunduka na rusi vidy obriady 2

Артефакты показывают, что древние образцы этой мебели служили еще древним египтянам, грекам. В Европу сундуки попали лишь в Средних веках.

Средневековые жители России полюбили удобный вместительный ящик, который мог служить посадочным местом, спальным.

Добротность исполнения мебели была настолько высока, что многие находки почти не изменились, дожив до наших дней. Мастера того времени славились своим умением. Особенным спросом пользовались сундучники из Великого Устюга, Холмогор. Расписные ящики из Нижнего Тагила умещали на своих стенах гравюры, сюжетные картины.

Конструкция и разновидности

Кубло является родоначальником сундука. В переводе слово обозначает — обиталище, дом, помещение. Делались они бондарями, закрывались под крышку на замок. Предназначены были для приданного.

Еще одной модификацией является теремок. Он выглядел в качестве надстройки для ценностей.

Подголовник — сундук меньшего размера, крышка, которого находится в двух плоскостях. В откос помещалась подушка, таким образом, спящий становился охранником своих ценных вещей.

istoriia sunduka na rusi vidy obriady 7

Ларь. Грубое подобие сундука. Отсутствие украшений, простота объяснялись целью использования. В ларях хранили зерновые, съестные запасы.

Коробья. Сундук изготавливался из дерева, был дорогостоящей мебелью. Передавался от матери к дочери. У простолюдинов не было средств, поэтому в ход шел луб и дерево. Лубяные стенки могли быть красиво украшены, могли быть белесые. Днище делалось их дерева.

Рундук. Суда оснащались специальной мебелью для лотов, флагов, другой утвари. Для этого использовались рундуки. Личные вещи моряков переносили в небольших рундучках, сейчас-вещмешках.

Обряды и традиции

Традиция сохранять сундук живет и сейчас в деревнях, селах. Его стараются не выкинуть в каком бы он состоянии не был.

istoriia sunduka na rusi vidy obriady 4

Интересные факты

Судьба в сундуке

Все события в семье отражались на крышке сундука. Можно было прочитать даты рождения и смерти, чуть ли не до пятого колена. Когда кого крестили, женили, отпевали. Церковные даты и праздники. Наклеивались обертки от заморских угощений, чая. Красивые открытки украшали стенки и крышку сундука.

istoriia sunduka na rusi vidy obriady 3

С детства и до смерти

Рождение ребенка в семье всегда радость. Это событие отмечалось, в том числе приобретением сундука, если рождалась дочь. Пока она росла сундук наполнялся приданным: одеяло, подушки, платья, отрезы на одежду.

В семьях обычно было не по одной дочке, поэтому сундуки стояли по всем комнатам. Они были закрыты на ключ, который хранился у хозяйки.

istoriia sunduka na rusi vidy obriady 8

Мужская часть семьи в сундуки не лазала. Считалось, что если муж лезет к жене в сундук, то он пропащий человек.

Старинные сундуки из массива дерева

Старинные сундуки делались на совесть. Воздух туда не попадал. Если человека закрывали там, то не более чем на пятнадцать минут.

В наше время многие коллекционеры с уважением относятся к этому старинному предмету. Винтажное направление моды все больше охватывает население. Сундуки могут быть использованы не по прямому назначению, а в качестве декора.

Журнальный столик, тахта, кухонное сидение у стола — вот некоторые направления, рассматриваемые дизайнерами.

Сундуки под старину: как выбрать и купить

Профессия столяра по изготовлению мебели уже не так востребована, как раньше. В моде плетеная мебель, пластиковая, сделанная на станках. Однако встречаются еще мастера, которые способны изготовить настоящий сундук. Разумеется, это не будет старинная вещь, но методы состаривания дерева вполне могут воссоздать образ старины.

istoriia sunduka na rusi vidy obriady 6

На что надо обратить внимание при покупке новодела? Во-первых, он должен состоять из массива. Другие материалы быстро придут в негодность. Во-вторых, важно купить качественную вещь: хорошо закрывающаяся крышка, работающая фурнитура, подогнанные грани.

Третьим пунктом стоит учитывать габариты изделия. При небольшой жилой площади есть риск, занять сундуком большую часть территории. Также, учитываем момент громоздкости. Визуально, он будет уменьшать пространство.

И наконец, дизайн. Чтобы сундук не выглядел одиноко и не смотрелся, как динозавр — дизайнерское решение помещения должно соответствовать.

istoriia sunduka na rusi vidy obriady 5

Если посчастливилось приобрести сундук с историей, то стоит откинуть в сторону предрассудки. По возможности сохранить старинную вещь при минимальной реставрации, создать комфортное существование.

Антикварные вещи из дерева боятся влажности. Научиться правильно ухаживать за сундуком, чтобы еще не одно поколение могло прикоснуться к истории.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector