Значение слова «сунна»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
После смерти Мухаммада сунна позволяла решать многие практические вопросы жизни общины и Халифата. Её значение сразу же было очень большим, а с IX—X вв. её начинают почитать едва ли не наравне с Кораном. Проблема соотношения Корана и сунны занимает важное место в трактатах по основам религии (усуль ад-дин). Иногда понятие сунны включает в себя сунну Аллаха (Коран), сунну пророка Мухаммада и сунну двух первых Праведных халифов. Сунна также может означать просто желательные, соответствующие сунне поступки. В некоторых мусульманских странах слово сунна (суннет) используется в значении обряда обрезания (хитан).
СУ’ННА, ы, ж. [араб. sunnät]. Собрание преданий о деятельности Магомета и дополнений к корану с толкованиями его.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
су́нна
1. религ. мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина ◆ Так, помимо пяти обязательных (фард) ежедневных ритуальных молитв, есть рекомендуемые молитвы (сунна), дополнительные, праздничные, молитвы-ду’а. Шамиль Аляутдинов, «Метафизика исламской молитвы», 1997-1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мусульманские юристы придерживаются совпадающих взглядов на исходные начала правосудия, закрепленные такими ведущими источниками мусульманского права, как Коран и сунна, под которой понимается нормативная практика пророка Мухаммеда, зафиксированная преданиями (хадисами). Леонид Сюкияйнен, «Шариатское правосудие», 2003 г. // «Отечественные записки» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова умирить (глагол), умири:
Сунна
Слово «сунна» в переводе с арабского языка на русский означает «пример» или «обыкновение». Так называют священное предание в исламе, в котором излагаются примеры из жизни и деятельности Посланника Аллаха Пророка Мухаммада ﷺ. Эти примеры из жизни Пророка Мухаммада ﷺ являются примером как для мусульман, так и для всей мусульманской уммы или общины.
Понятие «сунна» или «исламские сунны» может включать как собственно Сунну Всевышнего Аллаха, так и Сунну Пророка ﷺ, а также первых четырех халифов из числа Праведных халифов.
Понятие «сунна» может означать также те действия и поступки, которые желательны для мусульманина и соответствуют жизни Пророка ﷺ.
Слово «сунна» или «суннет» может применяться в некоторых исламских странах для обозначения обряда хитана или обрезания.
Чем сунна Пророка ﷺ отличается от Корана?
После Священной Книги Коран Сунна Мухаммеда ﷺ – это второй по важности источник, на котором основывается исламское право или фикх. Сунна Пророка ﷺ связана с Кораном и дополняет его, поясняя ту информацию, которая приведена в Коране.
Традиционалисты считают, что мусульманин в своей жизни должен следовать сунне Посланника Аллаха ﷺ, и это является основной целью жизни человека в исламе. Обучение сунне – важная часть религиозного образования, получаемого мусульманами. Исламские правоведы или факихи только тогда являются авторитетами в исламском праве, когда обладают достаточными для этого знаниями Сунны Пророка ﷺ.
Из чего состоит сунна?
Рассказы о поступках и высказывания Пророка Мухаммада ﷺ дошли до современности посредством рассказов сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ или асхабов после того, как эти рассказы были зафиксированы в преданиях, которые называются хадисами. Хадисы были оформлены в период восьмого-девятого веков. Хадис включает в себя иснад и матн, которые являются его составными частями:
Хадисы исламской сунны подразделяются на пророческие хадисы, исторические, священные хадисы, в которых то, что говорит Посланник Аллаха ﷺ, сказано им от лица Всевышнего, а также хадисы, в которых сказано про достоинства арабских племен.
Сунна Пророка ﷺ подразделяется на кауль, такрир и фи‘ль:
Три категории сунны
Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ предполагает три категории:
Значение сунны для мусульман
Что значит сунна в жизни мусульманина? В исламской религии сунна является после Священной Книги Коран вторым по значению источником, поэтому все мусульмане обязаны следовать ее положениям.
С помощью Сунны Мухаммеда ﷺ мусульманам удавалось решать многие проблемы бытового характера, с которыми сталкивалась мусульманская умма после кончины Пророка Мухаммада ﷺ, и Сунна Мухаммада ﷺ имеет очень важное значение и весьма почитаема среди мусульман.
Трактаты, посвященные основам религии, обозначающиеся понятием «усуль ад-дин», уделяют большое внимание соотношению Сунны Мухаммеда ﷺ и Корана.
Во многих аятах Священной Книги Коран, а также в ряде хадисов сказано о том, что мусульманам необходимо следовать Сунне. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит о Пророке Мухаммаде ﷺ: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21). В Коране также много сказано о том, что «кто повинуется Посланнику Аллаха, тот повинуется и Самому Всевышнему Аллаху» (4:80).
Значение Сунны в исламе и для каждого мусульманина исключительное:
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Сунна. Что такое Сунна? Виды Сунны.
Сунна является вторым после Корана источником знаний об исламской религии, следование положениям которой является обязанностью для всех мусульман.
Лингвистическое определение
Слово «сунна» означает «путь», «манера», «метод», «обычай» или «образ жизни», он бывает хорошим или плохим, похвальным или порицаемым.
В сборнике «Сахих» имама Муслима приводятся слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду за тех, кто станет придерживаться этого обычая после него вплоть до Судного дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до самого Судного дня». («Сахих» Муслима, №1017)
Терминологическое определение
Слово «сунна» среди учёных имеет несколько различных терминологических значений. Причиной тому служит различие целей в предмете исследований, основанной на разнице в специализации.
Определение слова «сунна» у хадисоведов:
«Сунна – это слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его действия, молчаливое одобрение, описание его внешности и нрава, а также все его высказывания как до пророческой миссии, так и после её начала».
Определение слова «сунна» у факихов:
«Сунна – это путь, по которому следуют в религии, не относящийся к обязательным видам поклонения»
Определение слова «сунна» у учёных науки «Усуль аль-Фикх»:
«Сунна – это слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его действия, невысказанные одобрения, которые могут служить аргументом при доказательстве положений шариата».
Имам Джалялюддин аль-Махалли (791 – 864 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «Бадрут-Тали’» (1/100): «Мандуб, мустахабб, татаву’ и сунна являются синонимами, то есть словами с одним значением. И, как было ранее упомянуто, этот термин означает действие, которое требуется совершить не в обязательном порядке.
Это мнение расходится с мнением некоторых учёных шафиитского мазхаба, например, Кады Хусейна аль-Марвази и других (прим. Абу Исхака ш-Ширази, Абу Я’ля аль-Джурджани), которые отрицают синонимичность этих слов, говоря:
“Действие, которое постоянно выполнял Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – это сунна.
Действие, которое не выполнялось постоянно, например, один или два раза – мустахабб.
Действие, которое не выполнялось Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), но которое человек желает выбрать для себя в качестве задания для дальнейшего выполнения (вирд) – это татаву’ (добровольный поступок)”».
ВИДЫ СУННЫ
Понятие сунны делится на три вида:
1. суннат уль-каулия – сунна высказываний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Например, со слов Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести» («Сахих» аль-Бухари);
2. суннат уль-фи’лия – сунна поступков Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Например, сообщается, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пробуждался ото сна, то чистил свой рот сиваком» («Сахих» аль-Бухари);
3. суннат ут-такририя – сунна невысказанных одобрений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если он молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это указывает на дозволенность такого действия. Например, сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал:
«Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся (в Медину) после битвы у рва, он сказал нам: “Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только у (жилищ) Бану Курайза!”. Некоторых из них время послеполуденной молитвы застало в пути, и тогда одни сказали: “Мы не будем молиться, пока не придём туда”, другие же сказали так: “Нет, помолимся (здесь), ибо не этого он хотел от нас!”. А потом об этом рассказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он не высказал порицания никому из них». («Сахих» аль-Бухари).
НЕОБХОДИМОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СЛЕДОВАНИЯ СУННЕ
О необходимости следования сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) говорится во многих аятах Корана:
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милостивый”» (сура Аль-Имран, аят 31);
«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (сура Ан-Ниса, аят 80);
«Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример – для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (сура Аль-Ахзаб, аят 21).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все члены моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется». Люди спросили: «Кто же откажется, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Кто покорен мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушивается меня, тот отказался». («Сахих» аль-Бухари).
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто будет придерживаться моей Сунны во времена разногласий среди членов моей уммы, подобен тому, кто держит в руках раскалённый уголёк». (аль-Хаким, ат-Тирмизи).
Сподвижник аль-‘Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!”.
Он сказал: “Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, идущих прямым путём. Держитесь за неё коренными зубами и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”». (Ат-Тирмизи, Абу Дауд).
ОСТАВЛЕНИЕ СЛЕДОВАНИЯ СУННЕ
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) порицал оставление сунны, и это порицали учёные.
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет отношения ко мне». (аль-Бухари, Муслим)
Хафиз Ибн Касир (701 – 774 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, прокомментировал следующий аят: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной…”»:
«Этот великий аят является судьёй для каждого, кто заявляет о своей любви к Аллаху и в то же время не следует пути Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Поистине, такой человек лжёт в своём заявлении – до тех пор, пока не последует шариату Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его религии во всех своих словах и делах!». («Тафсир Ибн Касир», 2/32).
ОТКАЗ ОТ СУННЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ЗАРОЖДЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ
Сподвижник Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Если вы откажетесь от Сунны вашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то обязательно впадёте в заблуждение!». (Муслим).
Шейх-уль-Ислам ан-Навави (631 – 676 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Аль-Маджму» (3/525): «Свидетельство того, кто постоянно подвергает забвению суннат-ратибат намазы, чтение тасбиха во время поясного и земного поклона, отвергается по причине пренебрежительного отношения к религии».
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в другой своей книге – «Аль-Азкар» – пишет: «Знай, что тому, до кого дошёл хадис по поводу праведных дел, необходимо последовать этому хадису хотя бы один раз, чтобы войти в число практикующих этот хадис. И ему нельзя предавать полному забвению этот хадис, наоборот, он должен практиковать его настолько часто, насколько может. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в достоверном хадисе: “Когда я вам прикажу что-то, то сделайте это, по мере своих возможностей”».
ОСТАВЛЕНИЕ СУННЫ, КОТОРАЯ СТАЛА ПРИЗНАКОМ НОВОВВЕДЕНЦЕВ
У выдающегося учёного, имама Иззуддина ибн Абдуссаляма аш-Шафии (570 – 660 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, спросили: «Когда установлена Сунна от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дозволяется ли не выполнять её из-за того, что её практикуют сторонники дурных новшеств?».
Ответ: «Не разрешается оставлять Сунну из-за того, что её практикуют сторонники дурных новшеств, так как не оставляют истину из-за лжи (батыль). Учёные и праведники всегда соблюдали Сунну, в то же время зная, что с ними в ней соучаствуют сторонники дурных новшеств, и если истину не оставляют из-за лжи, то как же можно оставить истину [только] из-за соучастия в ней [нововведенцев]. Если дозволять это, то следует забросить и азан, и икамат, и ратибаты, и праздничный намаз, и посещение больного, и салам, и садака, и все прочие желательные деяния. А Аллах знает лучше». («Фатава», стр. 37)
СОХРАНЕНИЕ СУННЫ
Правление повелителя правоверных Умара ибн Абдуль-Азиза (да будет доволен ими Аллах) ознаменовалось официальной фиксацией хадисов по указанию и при поддержке государства. Увидев, как знатоки хадисов и хафизы умирают, не оставляя после себя хадисов, а также заметив, что распространяются заблуждения, Умар ибн Абдуль-Азиз повелел своим помощникам – учёным в различных странах – записывать хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Первым собрал хадисы в одну книгу Ибн Шихаб аз-Зухри аль-Мадани – один из величайших имамов и учёных Хиджаза и Шама. Имам Малик составил в Медине сборник хадисов «Аль-Муватта» и выделил в нём хадисы, на которые опираются жители Хиджаза. Имам аль-Ауза`и составил сборник в Шаме. Когда имам аль-Бухари увидел, что некоторые сборники содержали хадисы степени хасан, сахих и да`иф (слабые), у него появилось желание собрать только достоверные хадисы.
Имам аль-Бухари является первым, кто составил сборник только достоверных хадисов, об этом пишет имам ас-Суюти (849 – 911 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в труде «Альфия»: «Первый кто собрал хадисы и асары – ибн Шихаб, сделал он это по повелению Умара. Те, кто составил хадисы по главам – группы учёных, которые по времени жили ближе к [имаму аз-Зухри].
Ибн Джурейдж, Хушайм, Малик, Ма`мар и Ибн аль-Мубарак.
Первый, кто собрал хадисы, ограничиваясь только достоверными – аль-Бухари, а после него Муслим.
А по достоверности отдают предпочтение сборнику хадисов аль-Бухари».
Сборники по хадисам
У каждого хадисоведа был свой метод составления сборника по хадисам:
— были те, кто устанавливал условия, по которым определял достоверность хадисов, такие как имам аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма;
— были те, кто добавлял в свой сборник достоверные и ниже по уровню хадисы, но не был строг в отношении памяти передатчиков, это имам ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи;
— были те, кто добавлял в свой сборник все хадисы, дошедшие до них по цепочке передатчиков от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и при этом не исследовал уровень достоверности хадиса, это имам Абдур-Раззак ас-Сан’ани, Ибн Маджа.
Сборники «Джами’» جامع – сборники, в которые входят хадисы по вопросам вероубеждения (акыды), поклонения, взаимоотношения (муамалят), толкования Корана, истории, личностным достоинствам. К таким сборникам относятся:
— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам аль-Бухари (ум. в 256 г. х.). И, как пишут учёные, она считается самой достоверной книгой после Священного Корана;
— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам Муслим (ум. в 261 г. х.);
— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам ат-Тирмизи (ум. в 279 г. х.);
— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам Ибн Хузейма (ум. в 311 г. х.).
Сборники «Сунан» سنن – это сборники, разбитые на главы, каждая из которых посвящена вопросам фикха (мусульманского права). К таким сборникам относятся:
— «Сунан Аби Дауд», имам Абу Дауд Сулейман ибн Аш’ас ас-Сиджистани (ум. в 275 г. х.);
— «Сунан ан-Насаи», имам Абу Абдур-Рахман Ахмад ибн Шуайб ан-Насаи (ум. в 303 г. х.);
— «Сунан ад-Дарими», имам Абдуллах ибн Абдур-Рахман ад-Дарими (ум. в 255 г. х.);
— «Сунан Ибн Маджа», имам Мухаммад ибн Язид ибн Маджа аль-Кизвини (ум. в 273 г. х.).
Сборники «Муснад» مسند – это сборники, в которых хадисы, независимо от темы, рассортированы по сподвижникам в алфавитном порядке. К таким сборникам относятся:
— «Муснад», имам Ахмад (ум. в 241 г. х.);
— «Муснад», имам аль-Хумейди (ум. в 219 г. х.);
— «Муснад», имам ат-Таялиси (ум. в 204 г. х.);
— «Муснад», имам Абу Я’ля (ум. в 307 г. х.).
Сборники «Мусаннаф» مصنف – это сборники, которые разбиты по главам, посвящённым вопросам фикха, и сочетают в себе слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), сподвижников, табиинов и иногда табиу-табиинов. К таким сборникам относятся:
— «Аль-Мусаннаф», имам ас-Сан’ани (ум. в 211 г. х.);
— «Аль-Мусаннаф», имам Ибн Аби Шейба (ум. в 235 г. х.).
Сунна Пророка – как она была записана
После переселения мусульман из Мекки в Медину, и после того, как в Медине зажили мусульмане, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел людям, чтобы они обучались чтению и письму в мечети своего квартала. Во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине функционировали девять мечетей.
В первое время писари Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были заняты записыванием Корана, и это занимало большую часть их времени. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил в первое время писать его хадисы, чтобы они не смешались с Кораном, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) комментировал многие аяты, и высказывался в отношении многих происшествий. Асхабы передавали и рассказывали друг другу слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в устной форме. Потом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил некоторым сподвижникам писать хадисы (большая часть того, что было написано из хадисов, было написано в последние годы жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)). Из самых известных записей, сделанных во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это книга под названием «Ас сахифату садикьа», которая включила в себя 1000 хадисов. Автором этой книги был Абдуллах ибну Амр ибну Ас, а также книга Абдуллаха ибну Аббаса, который написал многое из Сунны и жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на досках, которые он носил с собой на маджлисы знаний.
Во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Коран был собран из сердец хафизов и того, что было написано на шкурах и камнях в единую Книгу, а во время правления халифа Усмана он повелел, чтобы Коран, который был собран по указу Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) и который хранился у него, потом у халифа Умара, переписать семь экземпляров и отправил их: один – в Мекку, один оставил в Медине, один отправил в Шам, один – в Йемен, один – в Бусру, один – в Куфу, один – в Бахрейн, чтобы объединить людей, после того, как он услышал о разногласиях чтецов. Во время праведных халифов не записывались хадисы и так продолжалось до тех пор, пока не пришёл к власти Умар бин Абдулазиз. Он был из потомков праведного халифа Умара бин Хаттаба (да будет доволен им Аллах).
Умар Асхаб (да будет доволен им Аллах) выходил по ночам и смотрел, как живут люди в его государстве. И в одну из ночей он услышал разговор одной женщины и её дочери, женщина смешивала молоко с водой, а её дочь сказала ей: «Если бы тебя видел халиф Умар. », а мать ответила, что Умар Асхаб (да будет доволен им Аллах) не видит их, на что дочь сказала: «Господь Умара видит то, что ты делаешь». Тогда халиф Умар (да будет доволен им Аллах), ничего не сказав им, вернулся домой, позвал своих сыновей и спросил их, кто хочет из них жениться. Один из его сыновей выразил желание, и Умар Асхаб (да будет доволен им Аллах) женил его на этой богобоязненной девушке. И из этого потомства был Умар бин Абдулазиз. Он правил два года с 99 года по хиджре по 101 год. Во время своего правления Умар бин Абдулазиз издал указ, чтобы собирали и записывали Сунну, хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и этот указ он отправил наместникам. Он издал этот указ, потому что он боялся ухода знающих людей и распространения некоторых недостоверных хадисов.
Что такое хадис
Хадис – это то, что сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сделал или подтвердил. Благодаря хадисам сохранилась Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не исчезла. Именно хадис учит и распространяет Сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Занятие этим видом науки – очень ценное и вознаграждаемое дело. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « Да осветит Аллах лицо человека, который услышал от нас что-либо и довёл его в том виде, как услышал. Может быть тот, до кого довели, запомнит лучше, чем слышавший». Таким образом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обособил своей мольбой тех, кто передаёт его хадисы. Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, смилуйся над моими наместниками». Сподвижники спросили: «Кто твои наместники, о Посланник Аллаха»? Он ответил: «Те, которые передают мои хадисы и обучают им людей».
Имамы науки хадисоведения и их книги
Подобно тому, как праведные халифы сохранили Коран, собрав его в единую Книгу, чтобы со смертью тех, кто знал его наизусть, он не исчез, так и имамы хадисоведения начали записывать достоверные хадисы, чтобы они не исчезли и не распространились ложные хадисы.
Имам Малик ибну Анас родился в 93 году хиджры и умер в 179 году хиджры, являющийся основателем Маликитского мазхаба, написал одну из первых и одну из самых известных книг хадисов, книгу «Муватта», которую он составлял на протяжении 40 лет. Валиюллах Аддагьлави сказал: «Книги хадисов делятся на много уровней, и они по достоверности и известности делятся на четыре уровня: первый уровень ограничен в трёх книгах (Муватта, Сахихуль Бухари, Сахихуль Муслим)». Имам Шафии сказал: «Нет на земле книги после Корана достовернее, чем книга имама Малика». Имам Малик родился в 93 году хиджры и умер в 179 году хиджры.
Книга «Муснад» имама Ахмада ибну Ханбала является одной из первых и основных книг хадисов. Имам Ахмад родился в 164 году хиджры в Багдаде в месяце рабиул аваль, умер 241 году хиджры.
Имам Бухари, его имя – Мухаммад сын Исмаила сын Ибрахима. Он родился в Бухаре в пятницу 13-го числа месяца Шавваль 194 года по хиджре, умер в ночь вторника в 256 году хиджры, его возраст был 62 года. Имам Бухари написал книгу «Джамиу сахих», которая известна как «Сахихуль Бухари». Учёные Ислама сказали о ней: поистине, эта книга самая достоверная после Книги Аллаха (Корана).
Имам Муслим сын Хаджаджа родился в Найсабуре в 206 году хиджры, умер в возрасте 55 лет, в 261 году. Имам Муслим составлял в течение 15 лет книгу «Джамиу сахих», известная во всём мире «Сахихуль Муслим» и собрал в этой книге 12 000 хадисов, которые он выбрал из 300 000 хадисов. Имамы Бухари и Муслим являются предводителями в науке хадисоведения.
Абу Дауд, его имя Сулейман сын Ашаса сын Исхака, родился в 202 году хиджры, умер в 275 году в городе Басре. Он написал книгу «Сунан Абу Дауд». Он собрал в этой книге 4 300 хадисов.
Имам Тирмизи, его имя Абу Иса Мухаммад сын Исы, он родился в 209 году хиджры, умер в 279 году. Он написал книгу «Джамиу Тирмизи» и благодаря этой книге он стал имамом в науке хадисоведения.
Ан-Насаи, его имя Абу Абдурахман Ахмад сын Шуайба сын ан-Насаи, родился в 225 году, умер в Мекке 303 году и похоронен там. Имам ан-Насаи написал известную книгу «Сунану ан-Насаи». Учёные сказали: уровень достоверности этой книги идёт после сборников Бухари и Муслима.
Имам мухаддис Абу Абдуллах Мухаммад сын Язида сын Маджаха известен во всём мире как ибну Маджах. Родился в Кизвине в 208 году, умер в 275 году хиджры. Он написал книгу «Сунан».
Эти имамы – авторы самых известных книг, составленных в науке хадисов. Эти книги: «Муватта»; «Муснад» имама Ахмада»; «Сахихуль Бухари»; «Сахихуль Муслим»; «Сунан Абу Дауда»; «Джамиу Тирмизи»; «Сунан Насаи»; «Сунан ибну Маджах».
Передатчики не ограничивались сбором хадисов у людей своего города или сбором их только из пресветлой Медины. Они выходили в длительные путешествия в далёкие города в поисках достоверных хадисов. Передатчики хадисов путешествовали несколько дней, чтобы изучить один хадис. Среди них были такие, которые проводили в путешествиях несколько лет, доходило даже до 10 лет.
В 6-м веке по хиджре Нуруддин Занки построил первый «Даруль хадис» – это учебное заведение, в котором изучают хадисоведение и хадисы. Нуруддин Занки родился в 511 году, умер в 569 году хиджры. Его прозвищем было – справедливый царь. Он придавал большое значение строительству медресе и открыл их в большом количестве. Потом Насруддин аль Аюбий построил в Каире в 626 году хиджры Даруль хадис. Таким образом, нужда в поездках для изучения хадисов уменьшилась. Но вопреки этому, многие изучающие хадисы предпочитали путешествия по городам в поисках хадисов.
Да увеличит Аллах в наших сердцах любовь к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и дарует нам следование его Сунне. Аминь!