Что такое сунна муаккада

Какая разница между муаккада и гайр-муаккада суннат-намазами?

Вопрос:

Известно, что некоторые суннат-намазы (к примеру, два ракаата перед фаджр-намазом или четыре ракаата перед зухр-намазом) относятся к суннатам-муаккада (сильно желательной сунне). А другие – такие как суннат-намаз перед аср-намазом или два ракаата после иша-намаза – относятся к гайр-муаккада суннат-намазам (более умеренной сунне). Какая между этими намазами разница?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Между муаккада и гайр-муаккада суннат-намазами нет никакой разницы в их совершении или форме. Разница лишь в их шариатском статусе и она выглядит следующим образом:

1. Суннат-намазы муаккада по своему статусу близки к ваджиб (обязательным) намазам: если человек регулярно их пропускает без уважительной причины, на нем будет грех. Само слово «суннат-муаккада» переводится как «сильно желательная» сунна.

2. Суннат гайри-муаккада – что буквально переводится как «не сильно желательная» сунна – не имеют такого статуса, так что если даже человек регулярно их пропускает, на нем не будет греха.

(Раддуль Мухтар, с. 12, т. 2, Раддуль Мухтар, с. 103, т. 1, изд-во HM Saīd)

Однако, это не значит, что нам следует пренебрегать суннат-намазами гайри-муаккада только потому, что Пророк (мир ему и благословение) не постоянствовал в их совершении и не делал такой упор на них.

А Аллах знает лучше.

Мухаммад Синдхи, студент Даруль-Ифтаа,

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

Источник

Сунна. Роль хадисов в жизни мусульман

Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).

Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.

О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры «Женщины» гласит:

О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)! (4:59)

В 80 аяте этой же суры сказано:

Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем (4:80)

В суре «Собрание» говорится следующее:

Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании (59:7)

Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне – обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.

По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:

1. Сунна муаккада

Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан.

2. Сунна гайри муаккада

Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).

3. Сунна заваид

К этой категории относятся действия, которые совершал Пророк (с.г.в.) и которые присущи многим людям. Сюда можно отнести прием пищи или ношение одежды.

Место хадисов в исламе

Основной единицей сунны является хадис. Хадис – это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.

Хадис состоит из двух составляющих: санад – цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн – текст самого хадиса.

По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:

1. Достоверные хадисы (сахих)

Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:

а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;

б) абсолютная точность при передаче хадиса;

В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.

Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.

В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».

Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.

2. Хорошие хадисы (хасан)

Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.

3. Слабые хадисы (мадруд)

Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.

4. Выдуманные хадисы (мавдуа)

К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаляму алейкум. Есть сильные хадисы, есть слабые, для этого и учёными первых поколений были созданы правовые школы «мазхабы», они изучали все это, записывали, и выводили решения, поэтому если кто следует мазхабу, тот следует Корану и Сунне.

Насколько известно из Корана, во время Уразы нельзя не только целовать, но даже приближаться к женщине, так как это может вызвать нежелательное влечение.

Вот интересно. Ели два достоверных или хороших хадиса имеют противоречия, который их них считается верным? Мне кажется, что простые люди больше полагаются на хадисы, чем на Коран. Хадисы переданы более доступным языком.

Мехман, В случае если вы натолкнулись на то, что два хадиса противоречат друг другу и оба они являются точно достоверными, то в таких ситуациях необходимо подробно изучить предысторию и основной смысл такого хадиса. Рассмотрим на конкретном примере. К Пророку Мухаммаду да благословит Его Аллах и приветствует! разные люди обращались по тем или иным вопросам. И однажды к нему обратилось два человека с вопросом о том, портит ли пост поцелуй. И двум разным людям он ответил по-разному. Казалось бы противоречие. Одному он ответил, что не портит, так как тот человек был стариком и если он поцелует свою жену, то это не сможет привести к половому акту в связи с возрастом. Другому же он ответил, что портит, так как он был молодым и если он поцелует свою жену, то может появиться соблазн и угроза совершения полового акта, который испортит пост.

А как определить какой хадис слабый и сильный? Где это написано?

Вот эта тема сунны перед аср намазом для меня так и остается не понятной. Почему Пророк с.г.в. не всегда совершал именно эту сунну? В целом же нигде не совершают сунну. хотя я заметил. что в некоторых мечетях аср намаз не сразу читают, а примерно минут 10 после азана. Получается, оставляют время для сунны?

Источник

Суннат (дополнительные) намазы

141656 INNERRESIZED600 600 shaving pubic hair1

Сунна му’аккада

Это суннат фаджра, и из сунны – читать в 1 рака’ате после «Фатихи» «Кафирун», во 2 рака’ате – «Ихлас». Сказал Мухаммад салляллаху алейхи ва саллям, что суннат фаджра лучше этого мира и всего, что в нём. Если человек проспал фаджр, то после восхода читает сначала сунну, затем фарз, а в других случаях (намазах) сунна не возмещается.

Айша радыяллаху анха рассказывает, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Два рака’ата сунны фаджра лучше, чем этот мир и все, что в нем есть». (Муслим)

4 рака’ата перед фарзом-зухр и 2 рака’ата после зухра.

В джум’а – 4 рака’ата перед фарзом и 4 после.

Абдуллах ибн Мас’уд радыяллаху анху рассказывает: «Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям читал четыре рака’ата перед джум’а намазом и четыре рака’ата после». (Тирмизи)

2 рака’ата после фарза-магриба.

2 рака’ата после фарза-‘иша.

Умму Хабиба радыяллаху анхарассказывает, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Кто совершал двенадцать рака’атов в течение дня и ночи, для него будет построен дом в раю, это четыре рака’ата перед зухр намазом и два рака’ата после зухра, два рака’ата после магриба, два рака’ата после ‘иша намаза и два рака’ата перед фаджром». (Тирмизи)

Сунна гайри муаккада

Приводится от Уммы Хабибы радыяллаху анха, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям читал четыре рака’ата после зухр намаза. (Тирмизи; Абу Дауд)

Передается от Ибн Умара радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Пусть смилуется Аллах над прочитавшим четыре рака’ата перед ‘асром». (Тирмизи; Абу Дауд)

Айша радыяллаху анха рассказывает: «Когда Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям после совершения ‘иша намаза приходил ко мне, то читал четыре или шесть рака’атов». (Абу Дауд)

После фарза читаются сунна намазы, а после сунны – совершаются тасбихи.

(По нормам ханафитского мазхаба)

Илдус хазрат Файзов, специально для Islam-Today.ru

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Источник

Все сунна намазы Пророка Мухаммада(ﷺ)

Сунна молитвы делятся на две категории: муаккада и гайру муаккада.

Муаккада молитвами называются те молитвы, которые Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) старался никогда не пропускать.

Всего их 12:

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) о достоинстве этих молитв сказал:

«Если раб Аллаха мусульманин, помолится Аллаху двенадцать ракаатов желательной, не обязательной молитвы, то Аллах непременно построит ему дом в Раю» (Муслим).

Также к намазам сунна муаккада относится молитва таравих, так как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижники каждый месяц рамадан совершали ее после ночного намаза. Желательно совершать ее в коллективе.

Что касается молитв сунна гайру муаккада, то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) иногда совершал, а иногда оставлял их. Список молитв гайру муккада выглядит следующим образом.

1. Четыре ракаата до аср намаза.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в достоверном хадисе изрек: «Да помилует Аллах того, кто совершит четыре ракаата молитвы до намаза аср» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).

2. Два ракаата после зухр намаза.
3. Два ракаата до магриб намаза.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел:

«Совершайте два ракаата намаза до закатной моливты».

Анас ибн Малик рассказал: «В Медине, когда провозглашали азан на магриб намаз, люди вставали и совершали два ракаата молитвы. Совершающих эту молитву было так много, что если бы кто-нибудь из приезжих зашел и увидел их, то он подумал бы, что люди уже совершили фарз и теперь совершают сунну».

4. Четыре ракаата до ночного намаза (иша).

Доводом этого является хадис, переданной Аишей (радыяллаху ‘анха), в котором она сказала: «Пророк до ночной молитвы совершал четыре ракаата дополнительной молитвы, после чего сразу вставал на ночную молитву. Затем он совершал еще четыре ракаата сунна молитвы и ложился спать».

Источник

Намаз таравих – сунна муаккада (утвердившаяся сунна)

84affc8db5859d3d9c16ab7ac8dcabb2

Согласно всеобщему мнению богословов, намаз таравих является сильной сунной, как для мужчин, так и для женщин. Этот намаз практиковали праведные халифы (из толкования текста книги Танвируль-абсар Шейхуль – ислама Мухаммада бин Абдуллы Тимурташи).

Разъяснение текста Ибн-Абидином

Таравих – это форма множественного числа слова тарвиха, что переводится как отдых. Так как после совершения каждого четвертого ракаата данного намаза предусмотрен отдых, эта молитва называется таравих (Хазаин).

Автор книги «Танвируль-абсар» привел главу о таравихе после главы о дополнительных намазах, так как это обширная тема, а также потому что таравих отличается от других добровольных молитв тем, что совершается коллективно и в связи с наличием других определенных положений шариата относительно этого намаза. По этой причине имам Хусамуддин написал отдельный труд, посвященный положениям шариата относительно таравиха. Его примеру последовал Аллама Касим. Утверждение о том, что таравих является сильной сунной подтверждено автором книги «Хидая». В книге «Ихтияр» приводится, что однажды, Абу Юсуф, ученик Абу Ханифы, спросил своего наставника о таравихе и о действии Умара (да будет доволен им Аллах). Абу Ханифа сказал: «Таравих является сунной муаккада (утвердившейся сунной). Умар радияллаху анху ввел это не по своей выдумке, он никогда не был из приверженцев нововведений. Если он повелевал мусульманам что-либо, то повелевал то, на что у него была основа, опираясь на знания, дошедшие до него от Посланника Аллаха, мир ему».

В книге «Мухтасар аль-Кудури» сказано: «Является мустахабом людям в месяц рамадан собираться после иша намаза и совершает с ними имам пять тарвихов…» (Книга молитвы, 36 стр.). Данные слова нисколько не противоречат утверждению автора «Хидая», так как в Кудури говорится о мустахабе собрания людей. Там нет утверждения о том, что сам намаз является мустахабом. О том, что таравих является сунной сообщается в книгах «Фатху бабиль-инайа» и «Мунъятуль-мусалли».

Под праведными халифами в тексте «Танвируль – абсар» подразумеваются не все четыре халифа, а их большинство, так как положение о коллективном совершении таравиха было принято Умаром (да будет доволен им Аллах). Все сподвижники последовали в этом вопросе за Умаром. Последующие поколения вплоть до наших дней также продолжают практиковать коллективное совершение таравиха, не проявляя никакого возражения по этому вопросу. Как же они могут не следовать примеру Умара, когда сам Посланник Аллаха сказал: «Так придерживайтесь же моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Держитесь за это коренными зубами…» Этот хадис передал Абу Дауд (Бахр).

«Согласно всеобщему мнению богословов, намаз таравих является сильной сунной, как для мужчин, так и для женщин». Этими словами автор толкования «Танвируль-абсар» опроверг мнение рафидитов, которые считают, что совершение данного намаза является сунной только для мужчин. Об этом их утверждении говорится в книгах «ад-Дурар» и «аль-Кафи».

Как сообщается в книге «Хашияту Нух», рафидиты, вообще не считают таравих сунной. Это потому что они приверженцы нововведения, они следуют за своими страстями и не опираются на Коран и сунну Посланника Аллаха, мир ему. Они отрицают достоверные хадисы.

(Ибн Абидин, Раддуль – мухтар аля-ддурриль-мухтар, том 2, стр. 393).

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector