Что такое сунна пророка

Понятие Сунны

ponyatie sunni

Сунна (ихсан) как знание и метод искреннего поклонения Аллаху

Всевышний Аллах послал любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в качестве милости для всех миров и сделал его для человечества и джиннов образцом для подражания во всем, что связано с дольним миром, миром вечным и с религией. В священном Коране Всевышний Аллах говорит (смысл): «Поистине, в Посланнике Аллаха прекрасный пример для тех, кто верит и боится Аллаха и Судного дня, и надеется на милость Аллаха и на блага вечной жизни, и много поминает Аллаха» (Коран, сура «Аль-Ахзаб», аят 21).

Ученый-богослов Ибн Касир в своем комментарии (тафсир) к Корану пишет: «Этот благородный аят является основой для следования Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). В чем же следовать ему?! Следовать ему в его словах, деяниях и состояниях. Все это вместе взятое является Сунной.

То есть Сунна – это все, что сказал, совершил и одобрил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и все, что связано с его состояниями (кроме некоторых вопросов, касающихся только его одного)».

Сунна – это путь, указанный Пророком (мир ему и благословение), его поступки, все решения и заключения, которые он прояснил народу, будь то связанные с вероубеждением или поведением, обязательные или желательные для исполнения. Убежденность в запретности или нежелательности того, что Пророк (мир ему и благословение) посчитал запретным (харам) или нежелательным (караха) соответственно, отдаление от того, что он запретил, также является следованием Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Коран и хадисы неоднократно призывают: «Вы следуйте за Пророком (мир ему и благословение), повинуйтесь Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), для вас в Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) прекрасный, образцовый пример». Цель этих слов заключается в том, чтобы верующие следовали пути, указанному Пророком (мир ему и благословение), подражали всему, что пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В этом состоит общий смысл слова «Сунна».

Шариатские ученые придают понятию «Сунна» еще одно отдельное значение. И в этом значении оно употребляется тогда, когда упоминается наряду с фарзом (обязательным деянием). К примеру, когда мы говорим, что данное деяние является не обязательным (фарз), а желательным (сунна). В этом случае слово «сунна», согласно Шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в Шариате нет конкретного строгого повеления: за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не подвергают каре. К таким деяниям относятся, например, произнесение перед приемом пищи «Бисмиллях», а после еды – «Аль-хамду лиллях» и т.п. Это все также пришло к нам от Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Однако, согласно Шариату, того, кто постоянно из лени не соблюдает Сунну, не принимают в качестве свидетеля. Но тот, кто не принимает Сунну всерьез, к примеру, говоря, зачем ее соблюдать, ведь ничего плохого не будет, если не выполнять ее, или позволяет себе другие подобные выражения с целью унизить Сунну, то он впадает в неверие. Да убережет нас Аллах от этого!

Имам аль-Газали, да будет доволен им Аллах, пишет: «Ты не будь из числа тех ученых, которые только и знают про Сунну, что ее можно и не соблюдать.

Имам Аш-Ша‘арани также пишет, что за каждую сунну в Раю предназначен отдельный уровень. Тому, кто, считая Сунну необязательной для соблюдения, не выполнял ее, в Раю (если он попадет туда) покажут степень, которую бы он получил за следование Сунне, и потом скажут: теперь эту степень можно и не давать тебе».

Непросто соблюдать все сунны, которые мы получили от Пророка (мир ему и благословение). Но из-за того, что не удается соблюдать их все, нельзя ими пренебрегать. Необходимо по мере своих возможностей стараться следовать Сунне любимого Пророка (мир ему и благословение).

Насколько ты стараешься соблюдать Сунну, настолько ты и любишь Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), ибо это является признаком твоей любви к ним. И настолько же Всевышний и Его Пророк (мир ему и благословение) любят тебя, настолько ты приблизишься к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в Судный день, и, наконец, настолько же ты обретешь счастье в обоих мирах.

Сунна – это путь Пророка (мир ему и благословение). Поэтому исполнение того, что он велел делать, будь то обязательное (фарз) или желательное (сунна), и отдаление от того, что он запретил, будь то греховное (харам) или неодобряемое (караха), — все входит в понятие «Сунна». Ибо все, что Пророк (мир ему и благословение) велит нам, направлено на благо человечества.

Если мы будем следовать Сунне во всех наших делах, мы будем защищены от падения на дно бедствий и несчастий этого и того света и нам будет обеспечено восхождение на вершину счастья обоих миров. В тафсире «Рух аль-баян» также сказано: «Следование Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) является обязанностью каждого верующего».

Что бы ни сказал или сделал Пророк (мир ему и благословение), мы должны следовать ему во всем, даже не задавая вопросов: почему, зачем и т.п. Не может быть в Сунне такого, что не имеет определенного разумного смысла, мудрости и пользы. Причины некоторых поступков Пророка (мир ему и благословение) нам понятны, другие его действия могут объяснить только ученые-алимы, бывают и такие, которых не понимают алимы явных, шариатских наук, но понимают ‘арифуны (познавшие Аллаха), есть и такие, которые постиг только сам любимый наш Пророк (мир ему и благословение).

Но независимо от того, понимаем мы или нет, нам необходимо не мешкая исполнять его Сунну. Так велит нам Всевышний Аллах. В священном Коране говорится (смысл): «Держитесь того, что принес вам Посланник Аллаха, и сторонитесь, отдаляйтесь от того, что воспретил он вам!» (Сура «Аль-Хашр», аят 7). Поэтому мы должны безоговорочно принять то, что мы получили от него, и следовать ему. Он ничего не сказал и не велел ради прихотей своего тела. В священном Коране говорится (смысл): «И речь ведет он не по прихоти своей, его речь лишь откровение (вахью) Аллаха, внушенное ему» (Сура «Ан-Наджм», аят 3). Поэтому тот, кто следует Сунне нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), будет счастлив и в личной, и в общественной жизни.

Мухаммад Гаджиев аль-инчхи

zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Сунна. Что такое Сунна? Виды Сунны.

%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0

Сунна является вторым после Корана источником знаний об исламской религии, следование положениям которой является обязанностью для всех мусульман.

Лингвистическое определение

Слово «сунна» означает «путь», «манера», «метод», «обычай» или «образ жизни», он бывает хорошим или плохим, похвальным или порицаемым.

В сборнике «Сахих» имама Муслима приводятся слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду за тех, кто станет придерживаться этого обычая после него вплоть до Судного дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до самого Судного дня». («Сахих» Муслима, №1017)

Терминологическое определение

Слово «сунна» среди учёных имеет несколько различных терминологических значений. Причиной тому служит различие целей в предмете исследований, основанной на разнице в специализации.

Определение слова «сунна» у хадисоведов:

«Сунна – это слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его действия, молчаливое одобрение, описание его внешности и нрава, а также все его высказывания как до пророческой миссии, так и после её начала».

Определение слова «сунна» у факихов:

«Сунна – это путь, по которому следуют в религии, не относящийся к обязательным видам поклонения»

Определение слова «сунна» у учёных науки «Усуль аль-Фикх»:

«Сунна – это слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его действия, невысказанные одобрения, которые могут служить аргументом при доказательстве положений шариата».

Имам Джалялюддин аль-Махалли (791 – 864 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «Бадрут-Тали’» (1/100): «Мандуб, мустахабб, татаву’ и сунна являются синонимами, то есть словами с одним значением. И, как было ранее упомянуто, этот термин означает действие, которое требуется совершить не в обязательном порядке.

Это мнение расходится с мнением некоторых учёных шафиитского мазхаба, например, Кады Хусейна аль-Марвази и других (прим. Абу Исхака ш-Ширази, Абу Я’ля аль-Джурджани), которые отрицают синонимичность этих слов, говоря:
“Действие, которое постоянно выполнял Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – это сунна.

Действие, которое не выполнялось постоянно, например, один или два раза – мустахабб.

Действие, которое не выполнялось Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), но которое человек желает выбрать для себя в качестве задания для дальнейшего выполнения (вирд) – это татаву’ (добровольный поступок)”».

ВИДЫ СУННЫ

Понятие сунны делится на три вида:

1. суннат уль-каулия – сунна высказываний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Например, со слов Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести» («Сахих» аль-Бухари);

2. суннат уль-филия – сунна поступков Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Например, сообщается, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пробуждался ото сна, то чистил свой рот сиваком» («Сахих» аль-Бухари);

3. суннат ут-такририя – сунна невысказанных одобрений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если он молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это указывает на дозволенность такого действия. Например, сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) сказал:

«Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся (в Медину) после битвы у рва, он сказал нам: “Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только у (жилищ) Бану Курайза!”. Некоторых из них время послеполуденной молитвы застало в пути, и тогда одни сказали: “Мы не будем молиться, пока не придём туда”, другие же сказали так: “Нет, помолимся (здесь), ибо не этого он хотел от нас!”. А потом об этом рассказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он не высказал порицания никому из них». («Сахих» аль-Бухари).

НЕОБХОДИМОСТЬ И ВАЖНОСТЬ СЛЕДОВАНИЯ СУННЕ

О необходимости следования сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) говорится во многих аятах Корана:

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милостивый”» (сура Аль-Имран, аят 31);

«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (сура Ан-Ниса, аят 80);

«Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример – для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (сура Аль-Ахзаб, аят 21).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все члены моей общины войдут в Рай, кроме тех, кто откажется». Люди спросили: «Кто же откажется, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Кто покорен мне, тот войдёт в Рай, а кто ослушивается меня, тот отказался». («Сахих» аль-Бухари).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто будет придерживаться моей Сунны во времена разногласий среди членов моей уммы, подобен тому, кто держит в руках раскалённый уголёк». (аль-Хаким, ат-Тирмизи).

Сподвижник аль-‘Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!”.

Он сказал: “Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, идущих прямым путём. Держитесь за неё коренными зубами и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!”». (Ат-Тирмизи, Абу Дауд).

ОСТАВЛЕНИЕ СЛЕДОВАНИЯ СУННЕ

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) порицал оставление сунны, и это порицали учёные.

Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет отношения ко мне». (аль-Бухари, Муслим)

Хафиз Ибн Касир (701 – 774 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, прокомментировал следующий аят: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной…”»:

«Этот великий аят является судьёй для каждого, кто заявляет о своей любви к Аллаху и в то же время не следует пути Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Поистине, такой человек лжёт в своём заявлении – до тех пор, пока не последует шариату Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его религии во всех своих словах и делах!». («Тафсир Ибн Касир», 2/32).

ОТКАЗ ОТ СУННЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ЗАРОЖДЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ

Сподвижник Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил:

«Если вы откажетесь от Сунны вашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то обязательно впадёте в заблуждение!». (Муслим).

Шейх-уль-Ислам ан-Навави (631 – 676 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, пишет в «Аль-Маджму» (3/525): «Свидетельство того, кто постоянно подвергает забвению суннат-ратибат намазы, чтение тасбиха во время поясного и земного поклона, отвергается по причине пренебрежительного отношения к религии».

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в другой своей книге – «Аль-Азкар» – пишет: «Знай, что тому, до кого дошёл хадис по поводу праведных дел, необходимо последовать этому хадису хотя бы один раз, чтобы войти в число практикующих этот хадис. И ему нельзя предавать полному забвению этот хадис, наоборот, он должен практиковать его настолько часто, насколько может. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в достоверном хадисе: “Когда я вам прикажу что-то, то сделайте это, по мере своих возможностей”».

ОСТАВЛЕНИЕ СУННЫ, КОТОРАЯ СТАЛА ПРИЗНАКОМ НОВОВВЕДЕНЦЕВ

У выдающегося учёного, имама Иззуддина ибн Абдуссаляма аш-Шафии (570 – 660 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, спросили: «Когда установлена Сунна от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дозволяется ли не выполнять её из-за того, что её практикуют сторонники дурных новшеств?».

Ответ: «Не разрешается оставлять Сунну из-за того, что её практикуют сторонники дурных новшеств, так как не оставляют истину из-за лжи (батыль). Учёные и праведники всегда соблюдали Сунну, в то же время зная, что с ними в ней соучаствуют сторонники дурных новшеств, и если истину не оставляют из-за лжи, то как же можно оставить истину [только] из-за соучастия в ней [нововведенцев]. Если дозволять это, то следует забросить и азан, и икамат, и ратибаты, и праздничный намаз, и посещение больного, и салам, и садака, и все прочие желательные деяния. А Аллах знает лучше». («Фатава», стр. 37)

СОХРАНЕНИЕ СУННЫ

Правление повелителя правоверных Умара ибн Абдуль-Азиза (да будет доволен ими Аллах) ознаменовалось официальной фиксацией хадисов по указанию и при поддержке государства. Увидев, как знатоки хадисов и хафизы умирают, не оставляя после себя хадисов, а также заметив, что распространяются заблуждения, Умар ибн Абдуль-Азиз повелел своим помощникам – учёным в различных странах – записывать хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Первым собрал хадисы в одну книгу Ибн Шихаб аз-Зухри аль-Мадани – один из величайших имамов и учёных Хиджаза и Шама. Имам Малик составил в Медине сборник хадисов «Аль-Муватта» и выделил в нём хадисы, на которые опираются жители Хиджаза. Имам аль-Ауза`и составил сборник в Шаме. Когда имам аль-Бухари увидел, что некоторые сборники содержали хадисы степени хасан, сахих и да`иф (слабые), у него появилось желание собрать только достоверные хадисы.

Имам аль-Бухари является первым, кто составил сборник только достоверных хадисов, об этом пишет имам ас-Суюти (849 – 911 гг. х.), да смилуется над ним Аллах, в труде «Альфия»: «Первый кто собрал хадисы и асары – ибн Шихаб, сделал он это по повелению Умара. Те, кто составил хадисы по главам – группы учёных, которые по времени жили ближе к [имаму аз-Зухри].
Ибн Джурейдж, Хушайм, Малик, Ма`мар и Ибн аль-Мубарак.
Первый, кто собрал хадисы, ограничиваясь только достоверными – аль-Бухари, а после него Муслим.
А по достоверности отдают предпочтение сборнику хадисов аль-Бухари
».

Сборники по хадисам

У каждого хадисоведа был свой метод составления сборника по хадисам:
— были те, кто устанавливал условия, по которым определял достоверность хадисов, такие как имам аль-Бухари, Муслим и Ибн Хузейма;
— были те, кто добавлял в свой сборник достоверные и ниже по уровню хадисы, но не был строг в отношении памяти передатчиков, это имам ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи;
— были те, кто добавлял в свой сборник все хадисы, дошедшие до них по цепочке передатчиков от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и при этом не исследовал уровень достоверности хадиса, это имам Абдур-Раззак ас-Сан’ани, Ибн Маджа.

Сборники «Джами’» جامع – сборники, в которые входят хадисы по вопросам вероубеждения (акыды), поклонения, взаимоотношения (муамалят), толкования Корана, истории, личностным достоинствам. К таким сборникам относятся:

— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам аль-Бухари (ум. в 256 г. х.). И, как пишут учёные, она считается самой достоверной книгой после Священного Корана;

— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам Муслим (ум. в 261 г. х.);

— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам ат-Тирмизи (ум. в 279 г. х.);

— «Аль-Джами’у с-Сахих», имам Ибн Хузейма (ум. в 311 г. х.).

Сборники «Сунан» سنن – это сборники, разбитые на главы, каждая из которых посвящена вопросам фикха (мусульманского права). К таким сборникам относятся:

— «Сунан Аби Дауд», имам Абу Дауд Сулейман ибн Аш’ас ас-Сиджистани (ум. в 275 г. х.);
— «Сунан ан-Насаи», имам Абу Абдур-Рахман Ахмад ибн Шуайб ан-Насаи (ум. в 303 г. х.);
— «Сунан ад-Дарими», имам Абдуллах ибн Абдур-Рахман ад-Дарими (ум. в 255 г. х.);
— «Сунан Ибн Маджа», имам Мухаммад ибн Язид ибн Маджа аль-Кизвини (ум. в 273 г. х.).

Сборники «Муснад» مسند – это сборники, в которых хадисы, независимо от темы, рассортированы по сподвижникам в алфавитном порядке. К таким сборникам относятся:

— «Муснад», имам Ахмад (ум. в 241 г. х.);
— «Муснад», имам аль-Хумейди (ум. в 219 г. х.);
— «Муснад», имам ат-Таялиси (ум. в 204 г. х.);
— «Муснад», имам Абу Я’ля (ум. в 307 г. х.).

Сборники «Мусаннаф» مصنف – это сборники, которые разбиты по главам, посвящённым вопросам фикха, и сочетают в себе слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), сподвижников, табиинов и иногда табиу-табиинов. К таким сборникам относятся:

— «Аль-Мусаннаф», имам ас-Сан’ани (ум. в 211 г. х.);
— «Аль-Мусаннаф», имам Ибн Аби Шейба (ум. в 235 г. х.).

Источник

12 простых, но очень важных сунн Пророка Мухаммада (мир ему)

403575 INNERRESIZED600 600 139

Сунны Пророка Мухаммада (мир ему)

Слово «сунна» используется для описания образа жизни и наставлений Посланника Аллаха (мир ему). Сунна, наряду с Кораном, является руководством для ведения продуктивной успешной жизни мусульман во все времена.

Однако иногда мы пренебрегаем сунной и ищем советы для улучшения своих личностных качеств «на стороне», игнорируя те советы, которые оставил нам Пророк (мир ему). Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто оживил мою Сунну, тот полюбил меня. А кто полюбил меня, тот будет со мной в Раю». (Тирмизи)

Не только ради нашей личной выгоды, но и из любви к нашему любимому Пророку (мир ему), мы должны стараться наполнять свою жизнь его сунной как можно больше. Верующим следует активно изучать жизнь Посланника Аллаха – Милости ко всему мирозданию.

Изучая его жизнь и нрав, в сердце верующего будет крепнуть любовь к Посланнику Аллаха (мир ему). Тем более, что его жизнь полна невероятных историй, в которых проявлялся характер Пророка Мухаммада (мир ему), его высочайший нрав и личностные качества. Если верующий применит в своей жизни даже несколько из них – его жизнь изменится качественно, и это изменение послужит причиной радости в День Суда.

В этой статье мы осветим 12 сунн Пророка (мир ему), которые мы должны стремиться возродить в надежде на повышение нашей продуктивности и в надежде оказаться в Раю рядом с величайшей, без сомнения, личностью в истории человечества.

1. Ранний отход ко сну и раннее пробуждение.

Распорядок дня играет большую роль в нашей способности эффективно действовать в течение суток. Мусульмане знают, что утренние часы после предрассветного намаза благословлены Всевышним Аллахом. Начиная свой день с намаза, вы задаете позитивный настрой всей вашей последующей активности. Однако ранний подъем потребует от вас раннего отхода ко сну, чтобы вы успевали отдохнуть и восстановится за ночь.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила об отдыхе Посланника Аллаха (мир ему):

«Он обычно ложился спать рано и поднимался в последнюю часть ночи, чтобы совершить помолиться, а затем продолжал спать» (Бухари).

Когда у вас скапливается много дел, легко можно сбить свой распорядок поздним отходом ко сну и поздним пробуждением. Эта практика опасна тем, что в итоге вы будете пропускать большое количество времени, идеально подходящего для решения актуальных задач, а если, все-таки, попытаетесь вставать рано при позднем отходе ко сну, то заработаете себе много неприятностей, связанных со здоровьем. Ложитесь спать рано и вставайте рано – это ключ к успеху и продуктивности.

2. Улыбайтесь часто и от души.

Про посланника Аллаха (мир ему) говорили, что не видели другого такого человека, кто так часто улыбался.

Учеными давно доказано, что уровень серотонина – гормона счастья – напрямую связано с улыбкой. Часто улыбающиеся люди чувствуют себя намного счастливее угрюмых. По правде говоря, мы недооцениваем значение простой улыбки для себя и окружающих.

Позитивное мышление и отношение к жизни необходимое условие для достижения поставленных целей. Так давайте же следовать этой простой, но важной сунне. Понаблюдайте за собой: какое выражение вашего лица для вас считается обычным – счастливое или угрюмое?

Выработать в себе привычку часто улыбаться и сменить хмурое выражение лица довольно просто, а благоприятные последствия этого лично для вас и для общества велики.

3. Использование сивака.

В этом хадисе посланник Аллаха (мир ему) четко обозначил свое отношение к этой важной сунне. Сивак (мисвак, мисуак) используется мусульманами для очистки зубов и освежения дыхания. Сивак, изготавливается из корней и ветвей сальвадоры персидской, известной большинству мусульман под арабским названием «аль-арак» или просто «арак».

Это примечательное растение, имеющее большое значение в повседневной жизни каждого мусульманина, в диком виде встречается в пустынях Африки, Аравийского полуострова, Западной и Южной Азии.

Сивак желательно использовать даже тем, у кого нет зубов, поскольку это действие укрепляет десны, оказывает лечебное воздействие на весь организм и, помимо всего, является Сунной. Сивак содержит природные вещества, оказывающие разнообразное воздействие на организм человека.

Наиболее важными из них считают те, которые обладают антибактериальным действием, одинаково хорошо подавляя размножение болезнетворных микробов в полости рта и желудочно-кишечном тракте. Другая, не менее важная группа дубильных веществ предотвращает кровоточивость десен.

Природные вещества, содержащиеся в ветвях и корнях дерева, оказывают эффективное воздействие на полость рта, предотвращая развитие пародонта, гингивита, кариеса и образование зубного камня.

Посланник Аллаха говорил: «Сивак – это чистота полости рта и довольство Всевышнего». (Бухари, Насаи)

4. Нанесение масла на волосы.

Джабир ибн Сумра (да будет им Аллах) рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему) умащал голову маслом, не было заметно ни одного седого волоска. Но когда он не умащал, были видны несколько седых волосков».

Посланник Аллаха (мир ему) советовал своей умме: «Тот, у кого есть волосы, пусть ухаживает за ними», подразумевая под «ухаживанием» мытье, расчесывание и смазывание волос маслами. Сам Он иногда наносил маску оливковым маслом, после чего обматывал волосы тонким мягким материалом, который служила пропиткой для излишка масла. Масло же питало кожу головы необходимыми витаминами и микроорганизмами, защищая от образования перхоти и выпадения волос.

В наше время люди тратят огромные деньги на средства для ухода за волосами и кожей головы, но забывают о таком доступном и относительно недорогом средстве, являющимся, к тому же, сунной.

5. Умеренность в еде.

Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственный желудок! Достаточно человеку нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для воздуха» (Ибн Маджа).

Факт, что пища оказывает огромное влияние на работу нашего тела и ума, общеизвестен. Этот хадис ясно показывает, что переедание – это достойное осуждения качество, от которого мы должны держаться подальше. Однако важно помнить, что недоедание также вредно для человека.

Для того, чтобы функционировать, мы должны выработать сбалансированный подход к еде. Уровень потребления пищи не должен вызывать у нас чувство усталости или переедания, так как это состояние ведет к лени, которая, в свою очередь, является пороком. Да убережет нас Аллах от этого пагубного пристрастия.

6. Говорить благое, либо молчать.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» (Бухари, Муслим).

Мы часто говорим о вещах, которые не имеют к нам прямого отношения. Мы проводим много времени в разговорах, от которых нет пользы для нашего нрава, наших знаний или религиозности. Вместо бесполезных разговоров и сплетен, верующим следует говорить только о том, что является благом.

Это непросто, потому что необходимо тщательно взвешивать свои слова и думать наперед, чтобы они не принесли никому вред, а только пользу. Поэтому Досточтимый Пророк советовал хранить молчание, если от наших слов нет пользы. Следуя этому замечательному совету, мы бережем огромное количество времени и сил для совершения действительно полезных дел.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector