- Намазы-суннат (желательные, дополнительные намазы)
- Достоинства намазов-суннат в общих чертах
- 17 суннатов в намазе
- 1. Поднятие рук.
- 2. Такбир вместе с имамом.
- 3. Складывание рук после такбира.
- 4. Чтение зикра в начале молитвы.
- 5. Исти’аза и басмала.
- 6. Аминь после «аль-Фатихи».
- 7. Что следует произносить вслух, а что про себя.
- 8. Такбиры.
- 9. Зикры при вставании из поясного поклона.
- 10. Порядок совершения поясного поклона.
- 11. Зикры во время поклонов.
- 12. Сначала колени, а потом – руки.
- 13. Пальцы направлены в сторону киблы.
- 14. Руки ставятся на бедра во время сидения.
- 15. Чтение салавата.
- 16. Дуа до выхода из молитвы.
- 17. Поворот головы.
- Блог Академии Корана
- Намаз – сокровище мусульманина
- Время намаза
- Обязательные намазы
- Суннат намазы
- Нафиль намазы
- Положения намаза
- Условия намаза
- Обязательные составляющие
- Порядок выполнения
- Виды намазов
- Суннат намазы
- Нафиль намазы
- Маснун намазы:
- Мандуб намазы:
- Суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов
Намазы-суннат (желательные, дополнительные намазы)
Хвала Всевышнему Аллаху, который создал этот чудный, удивительно красивый мир и тем самым проявил Себя, Свое величие и всемогущество, одарил людей Своими несметными богатствами, милостями и сделал следование Сунне (пути) любимого Пророка (мир ему и благословение) одной из самых главных милостей.
Самое совершенное благословение Аллаха и Его салам любимому пророку Мухаммаду, следование и повиновение которому является проявлением покорности Самому Все-вышнему Аллаху, и следование Сунне которого является признаком любви к Аллаху.
Благословение и салам Аллаха потомкам и сподвижникам Пророка (мир ему и благословение), которые старались довести Сунну Пророка до людей, не жалея ни жизни, ни средств, ни сил, и даже отказываясь от Родины.
Кого можно считать самым совершенным, самым счастливым и самым близким в Судный день к Пророку (мир ему и благословение) человеком? Конечно же, того, кто скрупулезно следует Сунне Пророка и кто во всех делах старается вести себя как он, того, кто унаследовал черты его характера.
Намазы-суннат (желательные, дополнитель¬ные намазы) занимали большое место в жизни Пророка (мир ему и благословение).
Достоинства намазов-суннат в общих чертах
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Из всех деяний, совершать которые позволил мусульманам Всевышний Аллах, самым лучшим является двух-или более ракаатный намаз. Пока раб Божий находится в намазе, его покрывает милость и благословение Аллаха». Этот хадис от Абу-Уммата приводят имам Ахмад и Тирмизи.
В достоверном хадисе от Савбани и Абу-Дардаа, приведённом имамом Ахмадом, Муслимом, Тирмизи и другими, говорится: “Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты усердно совершай земные поклоны (суджда). Каждый раз, когда ты совершаешь земной поклон, Всевышний Аллах возвышает твои достоинства и прощает твои грехи». («Канзуль-’уммал», т.7, стр.770).
Намазы-суннат подразделяются на два вида: 1) приуроченные к определённому времени или месту или обусловленные определённой причиной; 2) намазы-мутлак, т.е. те, которые можно совершать без всякой причины в любое время, за исключением периодов, когда нежелательно (карахат) совершать намазы. Намазы-мутлак мусульманин имеет право совершать и днем, и ночью, сколько он хочет. Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение намаза является карахатом, то есть нежелательным. Мы остановимся на намазах-суннат, приуроченных к определённому времени, месту или совершаемых по определенной причине. К ним относятся: ратибаты — намазы, совершаемые до и (или) после обязательного (фарз) намаза; истихараты — намазы, совершаемые для выбора решения; намазы, совершаемые для исполнения желания и другие.
Такие намазы в свою очередь также подразделяются на два вида: совершаемые коллективно (джамаатом) и индивидуально.
Следуя имамам, мы сначала, иншааллах (если Аллах даст), расскажем о намазах, совершаемых коллективно, то есть джамаатом.
Джамаатом лучше совершать:
заупокойные намазы (салату-ль-джаназати);
намазы, совершаемые во время затмения солнца или луны (салату-ль-хусуфи или салату-ль-кусуфи);
намазы-таравих, совершаемые в месяце Рамазан (са-лату-т-таравихи).
Эти намазы-суннат ценнее совершаемых индивидуально, даже если мы совершим их в одиночестве. Однако намаз-витр и ратибаты ценнее намаза-таравих.
Из намазов-суннат, совершаемых индивидуально, самым ценным является витр, за ним следует утренний ратибат, затем другие ратибаты и намаз, совершаемый после восхода солнца (салату-з-зуха). Далее следуют намаз, совершённый после тавафа (обхода Каабы), начала Хаджа, приветствия мечети — дома Аллаха (салату-т-тахиййати), а также намаз, совершаемый после омовения (салату-л-вуду’).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
17 суннатов в намазе
Сунна – дополнительные деяния. Совершающий эти деяния получает вознаграждения, а не исполняющий их в Судный день будет лишен заступничества пророка Мухаммада (с.а.с.). Бывают различные виды суннатов. К ним относятся муаккада – те суннаты, которые Пророк (с.а.с.) старался не пропускать, и гайру муаккада – суннаты, которые посланник Аллаха иногда совершал, а иногда оставлял.
В этой статье мы поговорим о 17 суннатах, число которых имамы ханафитского мазхаба всегда определяют по-разному.
1. Поднятие рук.
Одним из первых суннатов молитвы является поднятие рук во время первого (начального) такбира. Мужчины поднимают руки так, чтобы их большие пальцы достигали уровня мочек ушей. Женщины поднимают руки до груди так, чтобы кончики пальцев достигали плеч, а ладони в это время должны быть направлены в сторону киблы. Подняв руки, следует сказать: «Аллаху акбар» (Аллах велик).
Анас ибн Малик (р.а.) говорил: «Я был свидетелем того, как Пророк, начав молитву, произнес слова такбира и поднял большие пальцы на уровень своих ушей» (Ибн Маджа).
2. Такбир вместе с имамом.
Пророк (с.а.с.) изрек: «Поистине, имам для того, чтобы следовали за ним, посему не противоречьте ему. Если он произнесет такбир (сказав: «Аллаху Акбар»), то и вы произнесите его. Если он совершит руку’, то и вы совершите» (аль-Бухари, Муслим).
Молящимся людям, стоящим за имамом, следует произносить слова такбира сразу после имама, но не перед ним.
3. Складывание рук после такбира.
Следующим суннатом в молитве является складывание рук. Мужчины складывают свои руки под пупком, а женщины – на груди. Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Следует в намазе складывать руки под пупком, ставя правую руку на левую» (Абу Дауд).
Кабиса ибн Хульб (р.а.) рассказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) руководил нашими молитвами, при этом он держал свою левую руку правой» (аль-Бухари).
4. Чтение зикра в начале молитвы.
Данный зикр называется «ас-Сана» (зикр восхваления). Его нужно читать после складывания рук. Итак, молящийся должен сказать:
سُبحانَكَ اللَّهمَّ وبحمدِكَ تبارَكَ اسمُكَ وتَعالى جدُّكَ ولا إلَهَ غيرُكَ
Транслитерация: «Субханяка-л-лахумма ва бихамдика, ва табарака-с-мука, ва тава та’аля джаддука, ва ля иляха гайрука»
Перевод: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе! Благословенно имя Твое, превыше всего величие Твое и нет бога, кроме Тебя!»
5. Исти’аза и басмала.
Еще одним дополнительным действием в намазе является чтение исти’азы (а’узу билляхи мина-ш-шайтани-р-раджим) и басмалы (бисми-л-ляхи-р-рахмани-р-рахим)до суры «аль-Фатиха» в первом ракаате. Во всех последующих ракаатах следует читать только басмалу – исти’азу не нужно.
6. Аминь после «аль-Фатихи».
7. Что следует произносить вслух, а что про себя.
Нужно, чтобы имам произносил вслух все такбиры, слова «Самиа’ллаху лиман хамидах» при вставании после поясного поклона и слова приветствия (таслим). Тем же, кто совершает молитву за имамом, следует произносить все упомянутое про себя. Однако им при вставании с поясного поклона нужно говорить: «Раббана ляка-ль-хамду».
Следует учесть, что совершающий молитву в одиночку при вставании с поясного поклона говорит оба зикра, о которых мы писали выше.
8. Такбиры.
Произнесение слов «Аллаху акбар» перед и после поясных и земных поклонов являются суннатами. В ханафитском мазхабе первый такбир (такбират аль-ихрам) является обязательным, а все последующие такбиры – дополнительными.
Абдуллах ибн Мас’уд (р.а.) рассказал: «Я слышал, как посланник Аллаха произносил такбир, когда делал поклоны и вставал из них».
9. Зикры при вставании из поясного поклона.
При поднятии с поясного поклона следует говорить: «Сами’аллаху лиман хамидах» (да услышит Аллах тех, кто Его восхваляет), а после него произносить: «Раббана ляка-ль-хамд» (Господи наш! Хвала Тебе!)
10. Порядок совершения поясного поклона.
Во время поясного поклона необходимо положить руки на колени, растопырив пальцы, и не сгибать ноги. Женщинам пальцы растопыривать не надо. Спина и голова у мужчин должны быть прямыми так, будто они составляют прямую линию. Женщинам же следует слегка согнуть колени и спину.
11. Зикры во время поклонов.
Зикры во время поясного и земного поклонов являются дополнительными в намазе. Во время поясного поклона следует трижды говорить: «Субхана рабийа-ль-‘азым» (Пречист мой Великий Господь). Что касается земного поклона, то во время него молящийся трижды говорит: «Субхана рабийа-ль-а’ля» (Пречист мой Высочайший Господь).
Примечательно, что в маликитском мазхабе не существует определенного числа для произносимых зикров.
12. Сначала колени, а потом – руки.
При совершении земного поклона сперва нужно опуститься на колени, и лишь потом опереться руками на пол. После этого нужно прикоснуться лицом пола (лбом и носом). Вставая, нужно поднимать упомянутые части тела в обратном порядке.
Ваиль ибн Худжр (р.а.) говорил: «Посланник Аллаха, склоняясь в земном поклоне, сначала ставил на землю колени, и лишь потом – руки. Когда он вставал с земного поклона, то сначала отрывал от земли руки, а потом – колени» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи).
13. Пальцы направлены в сторону киблы.
Во время сидения между земными поклонами или при ташаххуде следует сидеть на левой стопе. При этом правая стопа должна быть поднято вертикально, а ее пальцы должны быть направлены в сторону киблы. В хадисах указывается, что Пророк (с.а.с.) сидел именно таким образом (ат-Тирмизи и другие).
14. Руки ставятся на бедра во время сидения.
Во время сидения следует ставить ладони на бедра так, чтобы пальцы были приближены к коленям и немного растопырены. Нежелательно пальцами обхватывать коленные чашечки.
15. Чтение салавата.
Дополнительным действием в последнем ракаате молитвы является чтение салавата:
للّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـى إبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد
Транслитерация: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, иннака Хамидун, Маджидун. Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!»
Перевод: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!»
16. Дуа до выхода из молитвы.
После чтения салавата следует обратиться к Аллаху с мольбами, которые приводятся в Коране или в сунне Пророка (с.а.с.).
17. Поворот головы.
Совершавший молитву за Пророком (с.а.с.) Са’д ибн Абу Ваккас (р.а.), рассказал: «При выходе из молитвы Пророк поворачивал голову направо и налево так, что я видел белизну его щек» (Абу Дауд, ан-Насаи).
(Внимание! Использованные в статье фотографии не служат детальной инструкцией по выполнению намаза).
Блог Академии Корана
Намаз – сокровище мусульманина
Намаз является одним из пяти столпов, на которых зиждется Ислам. Первое, что отличает мусульманина от остальных людей, после произнесения свидетельства единобожия, – это чтение молитвы. В достоверном хадисе говорится: «Намаз – самое важное дело и опора ислама» (передан Ахмадом, Ат-Тирмизи и др.). В некоторых мусульманских странах по человеку, который не молился при жизни, не совершается погребальная молитва. Это свидетельствует о трепетном, ответственном отношении уммы – общины мусульман – к данному обряду поклонения. Именно поэтому, как только пришло время, мусульмане спешат совершить молитву без промедления.
В истории описаны случаи, когда верующим приходилось делать операции без анестезии, и они, чтобы преодолеть боль во время хирургического вмешательства, совершали намаз. Эти люди настолько предавались диалогу с Аллахом, что у них притуплялось даже ощущение боли.
Каждому мусульманину нужно знать, как правильно делать намаз, какие у него бывают разновидности, что за слова в нем читаются. Рассмотрим положения молитвы подробнее.
Время намаза
Как пришло в Коране, у любого салята есть предназначенное ему время. Мусульманин обязательно молится пять раз в день. Временные промежутки молитв подробно описываются в книгах по исламскому праву со ссылками на слова и действия Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Знание об особенностях и условиях намаза было передано Пророку через ангела Джибриля.
Пять намазов называются следующим образом:
Салят не читается при восходе и заходе солнца, а также во время зенита.
Если человек пропустил намаз, он восполняет его сразу, как только придет в сознание, проснется или вспомнит.
Важно совершать все молитвы вовремя, иначе есть риск, что они не будут приняты Всевышним. О халатном отношении ко времени, положениям солята Аллах предостерегает в Коране, упомянув пренебрежение к намазу наряду с лицемерием:
Горе молящимся, небрежным к своим молитвам, которые лицемерят (107: 4-6).
Каждый мусульманин боится быть похожим на лицемеров, ведь для них уготовлены худшие мучения. Поэтому верующие стремятся искоренить в себе присущие грешникам характеристики, стараясь совершать молитву как полагается и оберегая ее.
Обязательные намазы
Обязательные молитвы (фард) – это те, совершив которые человек получает награду, а за их оставление ему записывается грех. Рассмотрим подробнее, какие молитвы относятся к обязательным в Исламе.
Как было упомянуто ранее, мусульмане ежедневно совершают 5 молитв: утреннюю (состоит из двух ракяатов), полуденную (четыре ракяата), послеполуденную (четыре ракяата), вечернюю (три ракяата) и ночную (четыре ракяата).
Помимо ежедневных молитв, мусульмане должны выполнять следующие намазы:
Чтение перечисленных трех намазов осуществляется совместно – джамаатом. Во время намаза мусульмане выстраиваются в ряды за имамом и совершают все действия за ним. Порядок выстроившихся людей таков: сначала стоят мужчины, затем – дети. В дальней части зала молятся женщины-мусульманки. Смешивать мужские и женские ряды категорически запрещается, это противоречит целомудрию и скромности.
Для мужчины лучшим местом совершения коллективной молитвы считается первый ряд среди молящихся, худшим рядом является последний. Поэтому мужчины спешат на совместный намаз и остерегаются опоздания на него. Для женщин же, наоборот, предпочтительными являются последние ряды – там, где они находятся подальше от мужчин и поближе к выходу, что позволяет уйти незамеченными.
Суннат намазы
Помимо обязательных молитв, существуют желательные – суннат намазы. За их выполнение записывается награда, но за пропуск не будет греха. Суннат намазы, которые читаются до или после фард-намазов, называют «рауатиб». Их время соответствует времени выполнения обязательных молитв. К ним относятся:
Хотя за пропуск салята рауатиб не будет греха, мусульмане стараются не пропускать их, потому что в Сунне пришло предупреждение относительно высокой степени и мудрости выполнения желательных молитв.
Дьявол – шайтан всеми способами стремится остановить верующего от совершения поклонения Всевышнему, и делает все возможное, чтобы мусульманин пропустил салят, или вовсе перестал молиться. Однако шайтану сложно заставить человека оставить сразу все намазы, поэтому он начинает с малого.
Когда мусульманин читает обязательные и дополнительные молитвы, то сатана побуждает его оставить сначала желательные. Если верующий поддается его наущениям, оставив рауатиб, он не заработает греха. Когда иман (вера) мусульманина повысится, он непременно возвращается к совершению суннат намазов.
Верующего, не читающего рауатиб, шайтан наущает сразу на пропуски фард-намазов, а оставление фард-намазов является куфром.
Таким образом, желательные молитвы – своеобразная защита для обязательных намазов, защита, которую сатане не удается быстро пробить. Поэтому первые мусульмане трепетно относились не только к фардам, но и суннатам: в истории передается, как они переживали, если по той или иной причине им приходилось пропустить желательные молитвы.
Ученые разошлись во мнениях относительно положения намаза Витр. Большинство посчитало этот намаз желательным – сунной, в то время как ученые ханафитского мазхаба назвали молитву Витр ваджибом.
Ваджиб, в соответствии с определением ханафитов, в обязательности ниже фарда, но выше сунны. Совершающий ваджиб мусульманин получает награду, оставляющий его – достоин наказания.
В переводе с арабского Витр звучит как «нечетный». Эта молитва состоит из нечетного количества ракяатов (в самой распространенной форме их три), в последнем читается дуа (молитва) Кунут. Витр-намаз совершают по прочтении молитвы Иша (после Витра до фаджра намазы уже не читают).
Нафиль намазы
По своему усмотрению мусульманин в течение дня может выполнять нафиль (дополнительные) молитвы. В Сунне приходят многочисленные примеры дополнительных салятов. Рассмотрим некоторые из них:
Положения намаза
Чтобы намаз был действительным, нужно знать определенные правила – как его читать, каковы условия. Рассмотрим некоторые положения, выполнение которых обязательно для принятия этого вида поклонения.
Кому обязательно читать намаз:
Условия намаза
Для действительности поклонения, перед намазом необходимо выполнить следующие условия:
Обязательные составляющие
Сам намаз состоит из действий, которые необходимо совершать в определенном порядке. В саляте должны быть следующие составляющие:
Порядок выполнения
Чтобы научиться читать любой намаз, достаточно узнать, как совершается двухракяатное поклонение.
На этом стояние в первом ракаяте завершается.
На этом первый ракяат закончен.
Трех- и четырехракяатный салят разнятся тем, что при их совершении не нужно читать Салават и дуа после второго ракяата: произнеся ат-Тахият, нужно встать на третий ракяат. В третьем и четвертом ракяате читается только сура Аль-Фатиха. Завершив четвертый ракяат, нужно совершить последнее сидение, которое описано выше.
После намаза желательно произносить тасбих (слова поминания Аллаха).
Как видно, совершение молитвы – дело несложное, однако великое по значимости и обещанной награде. Для чтения салята не нужно много времени, а необходимость его совершения держит мусульманина в тонусе, в состоянии чистоты – духовной и телесной.
Во время совершения молитвы читается Коран – лекарство для сердец. Сегодня доступно множество записей чтения сур для намаза, слушать которые можно совершенно бесплатно. Также для наглядности есть возможность скачать видео о намазе – и все становится еще проще.
Перед истинно верующим человеком не будет преград для осуществления дел, которые повелел Всевышний и которые Он любит. Нужно только начать, а Аллах не оставит без помощи верующих.
Виды намазов
По мазхабу Абу Ханифы намазы делятся на четыре категории: два вида фард намазов, ваджиб намазы, нафиль намазы.
Суннат намазы
Сунна намазы – это необязательные намазы, которые совершал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Для таких намазов используются также термины нафиль намазы и намазы татаввуъ. Все три термина в данном случае являются синонимами.
Нафиль намазы
Нафиль намазы – это дополнительные молитвы кроме обязательных с помощью которых раб может приблизиться к Аллаху. Их не совершение не является грехом и соответственно не влечет наказание, а за их совершение человек получит огромную награду.
Нафиль намазы делятся на два вида – маснун и мандуб. Маснун – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) постоянно совершал и только редко оставлял, чтобы показать, что они не обязательные. Мандуб – это молитвы, которые Пророк (с.а.с.) иногда совершал, а иногда оставлял.
Маснун намазы:
Мандуб намазы:
«رَحِمَ اللهُ امْرَءًا صَلَّى أَرْبَعًا قَبْلَ الْعَصْرِ» – «Да помилует Аллах того, кто молится четыре ракаата перед аср намазом»;
«مَنْ صَلَّى بَعْدَ الْمَغْرِبِ سِتَّ رَكَعَاتٍ غُفِرَتْ لَهُ ذُنُوبُهُ وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبحْرِ» – «Кто совершит после магриб намаза шесть ракаатов, ему простят его грехи, даже если они будут подобны пене морской». Хадис передал ат-Табарани.
«مَا مِنْ أحدٍ يَتَوَضَّأُ فيحسنُ الْوُضوءَ ثُمَّ يَقُوم فيُصَلِّي رَكْعتَيْنِ يُقبِلُ عَلَيْهِمَا بِقَلْبِهِ إِلا وَجَبَتْ لَهُ الجنَّةُ»- «Нет ни одного кто сделал бы малое омовение, сделав его красиво (как подобает), затем совершив два ракаата от чистого сердца, кроме как для него будет обязательным Рай». Передали Муслим, Абу Дауд.
Суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов
Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai
Исламский информационно-образовательный портал
Вопрос: Сколько ракаатов суннат-намазов совершается перед обязательными намазами зухр, ‘аср и ‘иша — два или четыре ракаата?
Скачать таблицу в хорошем качестве.
А Аллах Тааля знает лучше.
[1] بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع 1/284
الهداية في شرح بداية المبتدي 1/67
» السنة ركعتان قبل الفجر وأربع قبل الظهر وبعدها ركعتان وأربع قبل العصر وإن شاء ركعتين وركعتان بعد المغرب وأربع قبل العشاء وأربع بعدها وإن شاء ركعتين» والأصل فيه قوله عليه الصلاة والسلام » من ثابر على ثنتي عشرة ركعة في اليوم والليلة بنى الله له بيتا في الجنة » وفسر على نحو ما ذكر في الكتاب غير أنه لم يذكر الأربع قبل العصر فلهذا سماه في الأصل حسنا وخير لاختلاف الآثار والأفضل هو الأربع
ولم يذكر الأربع قبل العشاء فلهذا كان مستحبا لعدم المواظبة وذكر فيه ركعتين بعد العشاء وفي غيره ذكر الأربع فلهذا خير إلا أن الأربع أفضل خصوصا عند أبي حنيفة على ما عرف من مذهبه والأربع قبل الظهر بتسليمة واحدة عندنا كذا قاله رسول الله صلى الله عليه وسلم وفيه خلاف للشافعي.
البحر الرائق شرح كنز الدقائق 4/232
( قَوْلُهُ وَالسُّنَّةُ قَبْلَ الْفَجْرِ وَبَعْدَ الظُّهْرِ وَالْمَغْرِبِ وَالْعِشَاءِ رَكْعَتَانِ وَقَبْلَ الظُّهْرِ وَالْجُمُعَةِ وَبَعْدَهَا أَرْبَعٌ ) شَرَعَ فِي بَيَانِ النَّوَافِلِ بَعْدَ ذِكْرِ الْوَاجِبِ فَذَكَرَ أَنَّهَا نَوْعَانِ سُنَّةٌ وَمَنْدُوبٌ فَالْأَوَّلُ فِي كُلِّ يَوْمٍ مَا عَدَا الْجُمُعَةِ ثَنَتَا عَشْرَةَ رَكْعَةً وَفِي يَوْمِ الْجُمُعَةِ أَرْبَعَ عَشْرَةَ رَكْعَةً وَالْأَصْلُ فِيهِ مَا رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَغَيْرُهُ عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ