- Супер-Эго
- Супер-Эго в соционике
- См. также
- Литература
- Полезное
- Смотреть что такое «Супер-Эго» в других словарях:
- Ид, эго, супер-эго — теория Фрейда в психоанализе
- Структурная модель психики З. Фрейда
- Бессознательное, или «оно»
- «Эго» — «Я»
- «Сверх-Я», или «супер-эго»
- Взаимодействие трех уровней психики
- Эго, Суперэго и Ид в психоанализе
- Супер-Эго
- Эго, Суперэго и Ид в психоанализе
- Суперэго
- Часть 4. Супер-Эго и невроз
- Супер-Эго с точки зрения классического и современного психоанализа
- Супер-Эго как причина невроза
- Сильный Эдипов комплекс
- Вытеснение (гибель) Эдипова комплекса
- Строгое Супер-Эго
- Внутрипсихический конфликт и невроз
- Нормальное Супер-Эго
- Идентификация с агрессором
- Авторитарность и авторитетность
- Интеграция Супер-Эго
- Причина невроза с точки зрения современного психоанализа
Супер-Эго
Супер-Эго (Сверх-Я) — в психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Супер-Эго.
Супер-Эго в соционике
В соционике данный термин используется в рамках модели А. Используется в несколько ином смысле, чем в психоанализе: в модели А он обозначает блок из двух психических функций (3-й и 4-й), противоположных по содержанию наиболее сильным психологическим функциям индивида, образующим блок Эго (1-я и 2-я функции в модели А). Из-за внутреннего конфликта, ввиду невозможности одновременно реализовать свои сильные функции и функции Супер-Эго, индивид, согласно соционическим представлениям, испытывает стыд или раздражение, получая дополнительную информацию по функциям своего Супер-Эго, он не в состоянии быстро и адекватно отреагировать на такую информацию, поэтому у него низка психологическая совместимость с теми, чьи сильные психологические функции соответствуют функциям его Супер-Эго.
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Супер-Эго» в других словарях:
СУПЕР-ЭГО — [лат. super ego Словарь иностранных слов русского языка
СУПЕР-ЭГО — см. СВЕРХ Я. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
супер-эго — см. сверх Я. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Супер-Эго — – в классическом психоанализе – гипотетическая инстанция личности, связанная с этическим и моральным поведением, рефлексией и самооценкой. Предполагается, что супер Эго образуют интернализованные социальные требования, в особенности родительские… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СУПЕР-ЭГО — (Super ego; Uber Ich) психоаналитический термин, обозначающий ту часть эго, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлективной деятельности. Юнг редко пользовался этим термином, что можно объяснить и тем, что он… … Словарь по аналитической психологии
СУПЕР-ЭГО — (superego) (в психоанализе) в схеме построения личности обозначение наивысшей инстанции, выполняющей функции цензора, отвергающего подсознательные влечения и желания или допускающего их в сознание. Кроме того, в ней происходит формирование… … Толковый словарь по медицине
супер-эго — (супер + лат. ego я) принятое в психоаналитической умозрительной схеме построения личности обозначение наивысшей инстанции, выполняющей функции цензора, отвергающего подсознательные влечения и желания или допускающего их в сознание в измененном… … Большой медицинский словарь
Супер-Эго — (superego). Согласно Фрейду, компонент личности, в котором заключается совесть человека, набор его моральных правил и его Эго идеал … Психология развития. Словарь по книге
Супер-Эго (Superego) — (в психоанализе) в схеме построения личности обозначение наивысшей инстанции, выполняющей функции цензора, отвергающего подсознательные влечения и желания или допускающего их в сознание. Кроме того, в ней происходит формирование идеалов для эго.… … Медицинские термины
Супер-Эго искажение — – относится к попытке снизить интенсивность чувства вины путём совращения или развращения какого то лица, идентифицируемого со своим супер Эго, то есть к попытке уменьшить собственное чувство малоценности посредством низведения этого лица до… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Ид, эго, супер-эго — теория Фрейда в психоанализе
Представления о том, что внутренний мир человека имеет сложную структуру, существуют давно. Еще философы эпохи Античности и раннего христианства выделяли три сферы: дух, душу и ум или разум. В настоящее время самой популярной и одновременно самой разработанной структурой психики является модель З. Фрейда. Она включает в себя три уровня – сознание, бессознательное и сверхсознание – и является основой теории и практики психоанализа.
Структурная модель психики З. Фрейда
Современный психоанализ во многом отличается от классического учения Фрейда и не является единым образованием, а включает в себя ряд направлений. Однако между ними есть общее. И прежде всего это такие понятия, как «бессознательное» («ид», «оно»), «сознание» («Я», «эго») и «сверхсознание» («сверх-Я», «супер-эго»). Взаимодействие этих уровней дает представление о процессах, происходящих в психике человека, и об их влиянии на его жизнь.
Ядром психоанализа можно считать представление о бессознательном. Разрабатывая теорию этой сферы, З. Фрейд совершил настоящую революцию в психологии. Однако, он не был первооткрывателем самого понятия. Еще в XVII веке Г. Лейбниц писал о бессознательных явлениях в психике людей. Правда, с точки зрения современной науки, его теория выглядит довольно примитивной. Она сводится к утверждению, что душа человека воспринимает много такого, чего разум осмыслить не в состоянии.
Взяв за основу эту идею, Фрейд не только подробно описал функции сознания и бессознательного, но и выделил еще один уровень, стоящий над сознанием и формирующийся под влиянием социума. Это «сверх-Я» или сверхсознание. В упрощенном виде его можно охарактеризовать как совесть или комплекс социальных установок, влияющих на поведение человека и ограничивающих проявление животных инстинктов и желаний.
Каждый из этих трех уровней или сфер выполняет свои функции в психике людей.
Бессознательное, или «оно»
З. Фрейд назвал этот уровень id, что с латыни можно перевести и как «это», и как «что-то», а в отечественной психологии чаще употребляется понятие «оно». Основатель психоанализа считал бессознательное важнейшей сферой психики. Оно имеет врожденный характер и подчиняется биологическим, а не социальным законам, потому что значительную роль в этой сфере играют инстинкты и естественные, главным образом сексуальные потребности.
Во многом содержание «оно» определяется наследственными факторами. Кстати, один из последователей Фрейда К. Юнг считал, что уровень бессознательного также связан с родовой памятью этноса, и там хранятся архетипы коллективного бессознательного – древнейшие первообразы, которые достались нам от наших далеких предков.
Содержание бессознательного довольно разнообразно, и на этом уровне находятся не только архетипы, но и многие другие психические образования:
С точки зрения психоанализа, именно «оно» во многом управляет поведением человека. Во всяком случае, большинство поведенческих проблем и затруднений в общении, которые мы испытываем, связаны с этим уровнем. Все дело в том, что бессознательное как бы ориентировано на получение удовольствия любой ценой, а социум вносит в этот процесс свои, часто довольно жесткие ограничения.
«Эго» — «Я»
Для обозначения уровня сознания в психоанализе используется латинское понятие ego – «Я». Если «ид» — животное начало, то «эго» — разумная часть психики. Это все то, что мы осознаем, чем можем управлять и осмысленно регулировать. Как это ни странно покажется на первый взгляд, объем «эго» не слишком велик по сравнению с «ид», сфера осознанного значительно меньше области бессознательного.
Хоть анализу этого уровня сам З. Фрейд уделял меньше внимания, его функции определить несложно. К ним относятся следующие:
По сути дела, «Я» является посредником в борьбе «оно» и «сверх-Я». Этот уровень психики постоянно ищет компромисс между естественными потребностями и требованиями общества.
«Сверх-Я», или «супер-эго»
Superego – это своеобразная надстройка над сознанием, которая формируется при жизни человека под влиянием социальных норм, требований, запретов – табу. С одной стороны, «супер-эго» позволяет нам различать добро и зло, хорошее и плохое, осознавать нравственные принципы и идеалы. Но с другой стороны, по мнению Фрейда, «сверх-Я» ограничивает свободу человека, загоняя его в рамки общепринятых норм. Моральные запреты препятствуют удовлетворению естественных потребностей и проявлению столь же естественной агрессивности. Это приводит к различным проблемам психического характера, например, неврозам.
Чтобы избежать критической ситуации, сознание человека, его «Я» изобретает различные способы компенсации или сублимации – преобразования энергии запретных желаний во что-то более приемлемое для социума.
Взаимодействие трех уровней психики
Несмотря на кажущуюся противоречивость «целей» бессознательного и «сверх-Я», наша психика – единое образование. И в норме все три уровня действуют согласованно и сбалансированно. Если же эта согласованность нарушается, то происходит отклонение от нормы, то есть возникают серьезные внутриличностные конфликты, или развивается психическое заболевание.
Механизм взаимодействия трех уровней психики довольно прост и состоит из трех этапов:
Сублимация – это очень важный процесс с точки зрения психоанализа, так как она позволяет избежать внутренних конфликтов и примирить человека и подавляющее его свободу общество. Например, сексуальные желания чаще всего сублимируются в таких социально значимых сферах, как творчество, политика, общественная деятельность.
Однако даже успешная сублимация не может полностью избавить человека от чувства неудовлетворенности и влияния запретных желаний. Они прорываются на уровень сознания в виде сновидений, оговорок, опечаток, склонности к нецензурной лексике и т. д.
Чувство неудовлетворенности может иметь серьезные негативные последствия и стать источником таких психических проблем:
Чтобы избежать этих неприятных последствий, человек часто использует различные способы психологической защиты, которые помогают ему, правда временно, снять негативные ощущения от нереализованных желаний, переживаемых им страхов или комплексов.
Но, с другой стороны, чувство неудовлетворенности может также стать источником социальной активности, подтолкнуть человека к реализации собственных амбиций, способствовать успеху в бизнесе и карьерному росту.
Эго, Суперэго и Ид в психоанализе
Оглядываясь назад – в прошлое психологической науки, можно прийти к смелому, но уверенному выводу, что одним из основоположников её идей является знаменитый австрийский учёный Зигмунд Фрейд – создатель психоанализа. Можно часто услышать, как именно его называют «отцом» психологии. Изначально, когда Фрейд только начинал изучать феномен человеческой личности, одной из главенствующих его идей была концепция о неосознаваемых психических процессах. Но по мере работы известный учёный несколько пересмотрел свою концепцию и ввёл в исследование личности три новых термина: Ид, Эго и Супер-Эго. Эти понятия стали центральными в теории психоанализа. И именно им посвящена статья, с которой мы и предлагаем вам ознакомиться – здесь мы рассмотрим вышеназванные три термина в подробностях и разберёмся в том, что означает каждый из них, а также какова их роль в психоанализе.
Ид представляет собой исходную структуру человеческой психики и служит первичным принципом всей жизни человека – немедленным выплеском психической энергии, которая производится посредством биологически обусловленных побуждений, среди которых преобладают агрессивные и сексуальные. Этот немедленный выплеск называется принципом удовольствия. И Ид, исходя из этого принципа, выражается в импульсивной манере, где ставит во главу угла самое себя, невзирая ни на какие последствия своих действий для окружающих, и даже не задумываясь о самосохранении. Выражаясь образно, Ид – это слепой правитель, заставляющий подчиняться себе своим авторитетом и властью, но опирающийся для реализации своих замыслов на своих подчинённых.
Зигмундом Фрейдом были описаны два механизма, при помощи которых Ид избавляет личность человека от напряжения – речь идёт о рефлекторных действиях и первичных процессах. Говоря о рефлекторных действиях, можно сказать, что Ид автоматически отвечает на импульсы возбуждения, реагируя таким образом на вызываемое раздражителем напряжение. В качестве примера здесь отлично подойдёт слёзоотделение при попадании в глаз соринки или кашель как реакция на раздражение верхних дыхательных путей. Но здесь следует отметить, что снять уровень напряжения или раздражения рефлекторные действия могут далеко не всегда. Например, ни одно рефлекторное движение не способно накормить голодного ребёнка. И в том случае, если рефлекторное движение не способно эффективно выполнить свою функцию, в силу вступает второй механизм – первичный процесс представления, где Ид составляет психический образ объекта, который был первоначально связан с удовлетворением потребности. Если взять представленный выше пример с голодным ребёнком, то первичный процесс может воссоздать образ бутылочки с молоком или материнской груди. Многие другие примеры первичного процесса, следуя положениям психоанализа, могут быть обнаружены в психозах, галлюцинациях, сновидениях.
Здесь же необходимо сделать небольшую заметку о том, что вообще такое первичные процессы.
Первичными процессами называют иррациональный, нелогичный и даже фантазийный образ представлений человека, который характеризуется неспособностью к подавлению импульсов и различию реального от нереального, истинного себя от «не-себя». Сложности поведения в связи с первичными процессами заключаются в том, что человек не способен отличить актуальный объект, который может удовлетворить его потребность, от его образа. Сравните хотя бы воду и мираж этой воды, вызванный жаждой у человека, что идёт по пустыне. По этой причине родоначальник психоанализа утверждал, что младенец не способен отложить удовлетворение своей привычной потребности. Способность откладывать это удовлетворение впервые проявляется у человека, когда он начинает понимать, что кроме его собственных желаний и потребностей существует ещё и внешний мир. И это знание служит триггером для возникновения второй структуры личности, называемой Эго.
Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго стремится к выражению и удовлетворению желаний Ид, но уже в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.
Структура и функция Эго произрастают из Ид. Эго происходит и эволюционирует из Ид, а также берёт у него часть энергии для своих потребностей, чтобы отвечать условиям социальной реальности. Так получается, что Эго обеспечивает сохранение и безопасность организма. К примеру, человеку, который хочет есть, необходимо различать образ пищи, имеющийся в представлении, от реального образа пищи. Другими словами, человеку нужно уметь доставать пищу и потреблять её до того, как напряжение снизится. Данное стремление побуждает человека к обучению, размышлениям, рассуждениям, восприятию, принятию решений, запоминанию и т.п. Следует вывод, что Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид. Однако если природа Ид находит выражение в поиске удовольствия, то природа Эго подчинена принципу реальности, целью которого является сохранить целостность организма через отсрочку удовлетворения инстинктов до тех пор, пока не будет найдена возможность разрядки и снятия напряжения наиболее подходящим способом или пока внешняя среда не будет отвечать соответствующим требованиям.
Супер-Эго
Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».
Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.
Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.
Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.
Таковы роли и значение Ид, Эго и Супер-Эго в психоанализе Фрейда. Заключая, можно лишь сказать, что всю сознательную жизнь человека Эго ищет компромиссные решения, которые могут удовлетворить находящиеся в постоянной конфронтации друг с другом Ид и Супер-Эго.
Эго, Суперэго и Ид в психоанализе
Психологическая наука существует достаточно давно и одним из ее основателей является Зигмун Фрейд. Его, пожалуй, можно назвать «отцом» психоанализа, так как именно Фрейд начал изучать феномены, происходящие с простой на первый взгляд личностью человека. Зигмунд Фрейд также создал 3 понятия в психологии, которые и на сегодняшний день находятся у многих специалистов на слуху.
Понятие слова «Ид», согласно учениям Фрейда, является чем-то бессознательным и врожденным. Ид тесно связан с основными ежедневными человеческими потребностями. К ним можно отнести потребность в еде, во сне и прочее. Ид не подчиняется никакому контролю на протяжении всей человеческой жизни.
Ид можно рассматривать как нечто, что заставляет человека выплескивать наружу весь свой негатив и сексуальные желания. Этот принцип отвечает за импульсивное поведение, где он находится во главе, не обращая внимания на последствия.
Кроме того, стоит отметить, что избавиться от негатива можно при помощи 2-х механизмов. Рефлекторный направлен на ответ личности, интуитивно реагируя на то, что вызвало раздражение. Например, это может быть кашель, когда дыхательные пути пребывают в раздражении.
Первичный механизм направлен на подавление импульсов, а также различие между реальным и нереальным. Например, когда человек очень хочет пить и ему посреди пустыни мерещится родник.
«Эго» в переводе означает «я», оно стремится к тому, чтобы утолить все внутренние желания личности. Благодаря Эго происходит сохранение организма и пребывание его в безопасности. Так, стоит отметить, что голодный человек, сможет отличить реальную пищу от воображаемой. Во время голода человек испытывает некое напряжение, и его задачей будет достать пищу и утолить голод. Испытывая голод, человек начинает искать пути решения данной проблемы, что позволяет ему провести анализ, поразмышлять и порассуждать.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что Эго отличается от Ид переплетением с реальностью, благодаря чему сохраняется безопасность человека в поисках удовлетворения потребностей до тех пор, пока не будет найдена возможность снять напряжение. Ид, в данном случае, заключается в принципе поиска удовольствия.
Суперэго
Понятие «суперэго» используется в психоанализе и отвечает за поведение человека в социуме. Для нормального существования в обществе каждая личность обязана обладать какими-либо правилами этики, системами ценностей и прочего, при этом они должны быть максимально совместимы с видением социума. А наладить общение с любым человеком в любых обстоятельствах поможет курс «Эффективное общение». В переводе с латыни «супер» означает «сверх», что в совокупности переводиться как «супер я».
Таким образом суперэго занимает последнюю ступень в этом списке и его формирование идет на протяжении жизни. Фрейд утверждает, что новорожденный не обладает суперэго, а оно обретается в процессе взросления и взаимодействия с окружающим миром.
Кроме того, суперэго можно поделить на такие подкатегории, как:
Первая подгруппа приобретается при помощи воспитания со стороны родителей, когда после их наказания ребенок начинает ощущать за что-то стыд или чувство вины. Эго-идеал же возникает в тот момент, когда человек получает похвалу от значимых людей, что вызывает у него гордость и чувство значимости. Суперэго считается завершенным лишь тогда, когда человек не подвергается контролю родителей, а на это место приходит самоконтроль.
Часть 4. Супер-Эго и невроз
Наиболее полное описание структуры внутрипсихического конфликта дал, пожалуй, только Чарльз Бреннер в своей статье Роль психического конфликта в душевной жизни. Из предыдущих статей мы узнали, что внутрипсихический конфликт возникает из желания, которое наталкивается на непреодолимое препятствие – фрустрацию. Если родители что-то запрещают ребенку, не одобряют или порицают, т.е. фрустрируют его желания или потребности – в результате возникает злость и/или стыд, которые в свою очередь могут порождать депрессивное переживание, тревогу и чувство вины. Повторяющиеся фрустрации запечатлеваются в памяти (эффект Зейгарник) и интернализируются, формируя интроект. В результате взаимодействия с родителями такие интроекты множатся и создают комплекс, названный Фрейдом Супер-Эго – новую инстанцию в психике.
Супер-Эго – четвертый компонент внутрипсихического конфликта. Чарльз Бреннер его рассматривает последним, потому что в классическом психоанализе считается, что Супер-Эго формируется в результате разрушения Эдипова комплекса только к 5-6 годам.
Супер-Эго с точки зрения классического и современного психоанализа
Чарльз Бреннер очень емко и точно отразил взгляд классического психоанализа на процесс формирования Супер-Эго:
«Супер-Эго является в основном одним из важных результатов эдиповой фазы развития, и это неоспоримо. Чтобы понять процесс его формирования, необходимо поставить себя на место 5-6-летнего ребенка.
Для ребенка этого возраста морально правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. С моральной точки зрения, неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Пяти- или шестилетнему ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным, и есть правильное. То, что они называют неправильным, есть неправильное. И должен добавить, у них нет необходимости говорить об этом. Достаточно, что ребенок в этом убежден, основано ли его убеждение на факте или на фантазии.»
Чарльз Бреннер считал, что Супер-Эго – аспект психического функционирования, связанный с моралью, с представлениями о том, что правильно, а что нет в моральном смысле. Такой взгляд основан на концепции Фрейда о возникновении Супер-Эго на руинах Эдипова комплекса. Это весьма сужает роль Супер-Эго.
Вот, например, одному послушному мальчику тревожная мать запрещала есть мороженое, потому что, как она считала, он может простудиться. Однажды он пошёл гулять со своим двоюродным дядей, который не знал о таком запрете. Дядя купил мальчику мороженое – любимое лакомство любого ребенка. Но этот мальчик, сказав спасибо, взял мороженое и шел с ним, ни разу не откусив. Дядя удивлялся, почему он не ест, но мальчик не знал что сказать, потому что взрослым перечить нельзя, но и мороженное тоже есть нельзя. Мы видим яркий пример ограничительной функции Супер-Эго, но это никак не связано с моралью. Послушание – является проявлением раннего Супер-Эго, когда запреты родителей интернализируются, и теперь ребенок подчиняется воле родителей, даже если их нет рядом.
Фрейд считал, что у мальчика Супер-Эго является наследником разрушенного Эдипова комплекса, что должно в норме произойти к пяти-шести годам:
«…Эдипов комплекс у мальчика не просто вытесняется, он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»
По мнению Фрейда, основной причиной гибели Эдипова комплекса у мальчика является страх кастрации, который не обязательно появляется вследствие соответствующих угроз, а обусловлен филогенетически:
«Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, – совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде.»
Из этого предположения черпает свое убеждение Чарльз Бреннер, утверждая, что неважно, основываются ли убеждения ребенка на факте или на фантазии. Фантазия (фантазм) – центральное понятие в классическом психоанализе и многих его современных направлениях, благодаря чему значение родителей в формировании невроза минимизируется, фактически превращая ребенка в изолированную от реальности монаду.
Для девочки, лишенной пениса, угроза кастрацией не может являться причиной гибели Эдипова комплекса. Поэтому для девочки, по мнению Фрейда, значение играет только внешнее запугивание и угрозы утраты родительской любви (“Гибель Эдипова комплекса”).
«В этих условиях должно пострадать образование Супер-Эго, оно не сможет достичь той силы и независимости, которые и придают ему культурное значение.»
Однако известно, что Супер-Эго у женщин нередко бывает более строгим, чем у мужчин, большинство женщин являются заботливыми матерями и женами, оказываются ответственными сотрудниками и больше мужчин придают значение тому, что подумают люди. Такой сексизм Фрейда сегодня замалчивается психоаналитиками.
Фрейд разделяет мальчиков и девочек так, будто мальчики не подвергаются в процессе воспитания внешним запугиваниям и угрозам утраты родительской любви.
Читайте подробнее о взгляде Фрейда на формирование Супер-Эго у мальчиков и у девочек.
Мелани Кляйн одна из первых заговорила о раннем Супер-Эго, образованным гораздо раньше 5-6 лет, и в современном психоанализе уже нет сомнений, что Супер-Эго начинает формироваться сразу вслед за формированием Эго.
Супер-Эго следует считать зародившимся, когда ребенок может следовать запретам родителей, даже если их нет рядом. Ведь очень маленькие дети уже могут интроецировать директивы родителей и быть вследствие этого послушными, все зависит от строгости и настойчивости родителей. Фрейд очень ограничивал понятие Супер-Эго, сводя его только к интернализованным запретам эдипального характера, а именно, запрета на инцест и убийство соперника, что и составляет суть мрачного понятия Эдипова комплекса по Фрейду.
Учитывая сделанные выше замечания, мы можем переформулировать определение Супер-Эго, сделанное Бреннером:
Супер-Эго является одним из важных результатов воспитания.
Для ребенка правильно то, что приятно его родителям, что заслуживает их одобрения. Неправильно то, что будет им неприятно, что вызовет их гнев и неодобрение. Ребенку родители представляются очень могущественными, если не всемогущими высшими арбитрами. Что они называют правильным – и есть правильное. То, что они называют неправильным – есть неправильное.
Это определение Супер-Эго напрямую соответствует одному из определений, сделанных самим Фрейдом:
«Супер-Эго – репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
Супер-Эго как причина невроза
Фрейд впервые использует термин Супер-Эго в работе “Я и Оно”, которая была написана в 1923 г. В этой работе Фрейд утверждает, что Супер-Эго является наследником Эдипова комплекса, но он еще не уверен, появляется ли Супер-Эго в результате гибели или разрушения Эдипова комплекса, или только в результате его вытеснения. Через 3 года в работе “Некоторые психические следствия анатомического различия полов” Фрейд категорично заявляет: Эдипов комплекс у мальчика не просто вытесняется, он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации (что думал Фрейд о формировании Супер-Эго у девочек мы уже писали выше).
В “Я и Оно” Фрейд пишет:
«Супер-Эго сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже Супер-Эго будет позже царить над Эго как совесть, может быть, как бессознательное чувство вины.
В конце концов, мы приходим к убеждению, что корень [неврозов] надо искать, так сказать, в «моральном» факторе – в чувстве вины, которое находит удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий.
Более того, – может быть, именно этот фактор – поведение Супер-Эго, решающим образом определяет степень невротического заболевания.»
Фрейд, как и современные психоаналитики, считает, что отец делает бо́льший вклад в формировании Супер-Эго, как у мальчиков, так и у девочек. Но если в семье царит матриархат, то Супер-Эго сохранит характер матери (Фенихель).
Из этих цитат Фрейда в классическом психоанализе родилась теория формирования неврозов, которая очень популярна и сегодня. Суть ее такова – причиной невроза является строгое Супер-Эго и, в частности, бессознательное чувство вины.
Фрейд указывает две причины формирования строго Супер-Эго: (1) сильный Эдипов комплекс, (2) быстрое вытеснение Эдипова комплекса.
Сильный Эдипов комплекс
В классическом психоанализе считается, что сила эдипального конфликта связана с конституциональными особенностями индивида, или говоря иначе, – это врожденная предрасположенность, связанная с сильными инстинктами. В классическом психоанализе мало интересуются особенностями реальных взаимоотношений пациента с его родителями в детстве; считается, что все, что ни говорит пациент – все это его фантазии, что психоанализ имеет дело не с реальностью пациента, а только с его фантазиями.
Как говорится: У ребенка очень богатое воображение, можно ли ему верить? Также думают и многие психоаналитики (см. подробнее).
«Первая из этих теорий сводится к тому, что дети появляются на свет из заднего прохода; вторая логически добавляет возможность того, что мужчины точно также могут рожать детей, как и женщины. Согласно техническим правилам толкования сновидений, представление о появлении на свет из кишечника может изображаться его противоположностью: проникновением в кишечник (как при наказании крысами) – и наоборот.»
Исследования современных психоаналитиков показывают, что сильное напряжение эдипального конфликта для мальчиков связано с соблазняющей любовью матери и излишней строгостью отца – ситуация, описанная Фрейдом в книге “Анализ фобии пятилетнего мальчика”, в которой и была введена идея Эдипова комплекса (см. критический разбор этого случая: “«Маленький Ганс» как случай семейной терапии” и краткое описание случая).
Подобная ситуация сложилась и у самого Фрейда, видимо поэтому у него и образовалось «слепое» пятно, потому что он, как и подобает еврейскому мальчику, почитал своих родителей, и всю вину за эдипальные переживания свалил на себя, см. об этом: Взгляд на отца: комплекс Лая. Следуя Фрейду, его ученики переняли эстафету обвинять детей в их инцестуозных фантазиях, идущих из Ид, так будто у их родителей Ид нет вовсе.
Для девочек ситуация похожая, как у мальчиков, очень часто имеет место именно негативный Эдипов комплекс, когда отец оказывается соперником в безраздельном обладании матерью.
«Исходная связь с хорошим материнским объектом воспринимается ребенком как источник жизни, и потому, когда над этой связью нависает угроза, он чувствует угрозу жизни.»
В случае прямого Эдипова комплекса, чаще всего, девочка ищет любви отца, потому что мать холодна.
В более старшем возрасте, который Фрейд назвал латентным периодом (старше 6 лет), в благоприятном случае, девочка может предпочитать отца, проявляя в его адрес больше нежности, чем в адрес матери, в соответствии со своей гетеросексуальной ориентацией.
Эти взгляды противоречат идее Фрейда, что девочка очень рано отворачивается от матери, не найдя у нее пениса, и поворачивается к отцу, чтобы заполучить его пенис (см. Эдипов комплекс у девочек по Фрейду).
Вытеснение (гибель) Эдипова комплекса
В “Я и Оно” Фрейд уделяет внимание роли воспитания в формировании Супер-Эго, значение которого он потом оставит только девочкам, не имеющим пениса, а значит, не боящимся кастрации (“Гибель Эдипова комплекса”).
В классическом психоанализе сегодня уже не уделяют должного внимания таким факторам как влияние авторитета, религиозного учения, обучения и чтения, но если мы будем придерживаться непредвзятого взгляда, из приведенных выше слов Фрейда можно сделать очевидный вывод, что чем бо́льшему давлению подвергается ребенок в семье и школе – тем быстрее у него разрушается Эдипов комплекс.
Строгое Супер-Эго
«Примечательно, что чем больше человек ограничивает свою агрессию вовне, тем строже, т. е. агрессивнее он становится в своем Супер-Эго.»
Но, к сожалению, в классическом психоанализе к аутоагрессии ребенка относятся так же, как городничий в комедии Гоголя “Ревизор”, который утверждал, что унтер-офицерская вдова сама себя высекла (действие 4, явление 15). Конечно, ребенок не сам ограничивает свою агрессию вовне, это запрещают ему делать его родители, и это происходит гораздо раньше эдипального периода, чему посвящена статья Агрессия и аутоагрессия.
Этой теме уделено внимание на нашем сайте в главе Жесткое Супер-Эго в статье Депрессия: причины возникновения. Надо заметить, что жесткое или строгое Супер-Эго свойственно именно в случаях депрессивного расстройства личности или обсессивного растройства личности.
Эту сферу проблематики личностных расстройств раньше называли нервозами характера. Но в них нет невроза в том смысле, что нет выраженного внутрипсихического конфликта и, соответственно, нет симптомов, напротив, все давно решено и выкристаллизовано:
Люди, страдающие этими личностными расстройствами давно «приняли» бессознательное решение полностью подчиниться своему Супер-Эго, и в результате чего оно оказалось жестко интегрировано в их личность, и внутренних конфликтов с Супер-Эго у них уже нет. Правда за это приходится расплачиваться:
Оба типа личностных нарушений часто страдают от психосоматических заболеваний, которые представляют собой обращение агрессии на свои собственные органы. Обсессивные личности также могут «заболеть» депрессией, а депрессивные нередко имеют обсессивные черты.
Внутрипсихический конфликт и невроз
С точки зрения классического психоанализа внутрипсихический конфликт возникает между желаниями Ид и запретами Супер-Эго, что и вызывает невроз, который развивается в Эго, которое оказывается раздираемым противоречиями. Хотя, сам внутрипсихический конфликт – это еще не невроз. Именно образование симптома свидетельствует о неврозе. Очень наглядный пример формирования симптома в случае обсессивно-компульсивного невроза (не путайте с обсессивной личностью) привел Чарльз Бреннер:
И так, как мы видим, что причиной невроза является не строгость, а, напротив, некоторая слабость Супер-Эго. Если же Супер-Эго совсем слабо, развивается антисоциальная психопатия – полная невозможность сдерживать свои агрессивные и сексуальные импульсы, которые проявляются в физическом насилии.
Нормальное Супер-Эго
Если строгое Супер-Эго приводит к расстройствам личности, недостаточно строгое – к неврозам, а слабое – к антисоциальной психопатии; возникает закономерный вопрос: Что, у человека не может быть с Супер-Эго все нормально?
Идентификация с агрессором
Еще Анна Фрейд показала, что идентификация с агрессором является важным фактором развития Супер-Эго. Ведь воспитание неизменно связано с запретами и требованиями, в результате которых фрустрируются желания (или нежелания) ребенка. Даже если запрещать и требовать очень мягко и ласково – это все равно принуждение, а значит агрессия.
Ребенок любит своих родителей и боится потерять их любовь, поэтому не делает то, что им не нравится, и делает то, что им нравится. В конце концов, эти запреты и требования интернализуются и формируется идентификация с теми, кого он любит, и кто одновременно выступает для него в качестве агрессоров, предъявляя свои требования – происходит идентификация с агрессорами (читайте подробнее Идентификация с агрессором).
Термин идентификация с агрессором ввела Анна Фрейд. Ее отец Зигмунд Фрейд писал о том же применительно к формированию Супер-Эго, но другими словами:
«Как ребенок был принужден слушаться своих родителей, так и Эго подчиняется категорическому императиву своего Супер-Эго.»
Идентификация – врожденная потребность быть таким же, как тот, кто для тебя значим; так формируется ядро личности ребенка. Но часто этот процесс, в совокупности с идентификацией с агрессором, имеет нежелательные последствия (а может, и желательные для родителей).
«Его [Супер-Эго] отношение к Эго не исчерпывается напоминанием – таким (как отец) ты должен быть, но включает и запрет: таким (как отец) ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право.»
Фрейд здесь имеет в виду, прежде всего, запрет на сексуальные желания мальчика в адрес матери, но это касается и всего того, что нельзя делать детям, но можно взрослым. Получается, что дети растут в режиме дискриминации. Это имеет далеко идущие последствия, порождая тревожность, низкую самооценку, невроз, расстройства в половой сфере и т.д. Что же делать, ведь нельзя же детям разрешать все?
Авторитарность и авторитетность
Это два очень схожих по написанию слова, и грань между авторитетностью и авторитарностью тонка.
Стать авторитарным родителем несложно, надо просто запрещать, что нельзя, и требовать, что нужно. Все дети рождаются с огромным кредитом доверия в адрес родителей. Родители для детей – всемогущие и всезнающие грандиозные фигуры, и главное, ребенок без них не может. Такое отношение очень похоже на религиозное. Заметим, что боги никогда не разговаривают с обычными людьми (только с избранными). Если родитель разговаривает с ребенком только по необходимости, мало интересуется его переживаниями, не сочувствует от души, и не восхищается восторженно его успехами – он продолжает быть для ребенка богом, грандиозным и недоступным. Он «спускается с небес» только для того, чтобы вручить ребенку «каменные скрижали», из которых должно быть создано его Супер-Эго. И такое «каменное» Супер-Эго «раздавливает» ребенка.
А авторитет нужно еще заслужить. Если родитель разговаривает с ребенком, опустившись на его уровень (в буквальном и переносном смысле) – происходит его десакрализация. Если родитель не относится свысока к «маленьким» проблемам ребенка, если родитель способен проявить эмпатию, чтобы понять эти проблемы, и проявить сочувствие, в конце концов, пожалеть (но не свысока, а идентифицируясь) и прийти на помощь (если это возможно), если родитель видит, что ребенок – это личность, которую нужно уважать, тогда идентификация будет преобладать над идентификацией с агрессором.
Авторитарность основана на подавлении личности ребенка, а авторитетность возникает в результате идеализации ребенком родителя, который уважает его как личность.
Если бы мать маленького Ганса в известном случае Фрейда не спала бы с ним в отсутствии мужа, а отец не подымал крик, когда находил ребенка в супружеской постели – если бы они оба придерживались одного правила, и спокойно объясняли ребенку, что он уже достаточно взрослый, поэтому должен спать у себя в комнате, мотивируя его тем, что это является необходимым условием его взросления, сочувствуя его фрустрации, выражая понимание, что на это ему непросто решиться – тогда бы у маленького Ганса не развился бы невроз. Конечно, если оба родителя настаивают на одном принципе – это будет восприниматься ребенком как эдипальная катастрофа. Но испытать такое эдипальное поражение является необходимым условием для сепарации ребенка. (Но, конечно, можно иногда нарушать это правило на непродолжительное время – нельзя быть тиранами).
Невроз ребенка всегда находится во взаимосвязи с внешним конфликтом между родителями или с внутренним конфликтом одного из родителей (Пишон Ривьер). Как подчеркивал психоаналитик Дональд Винникотт, нет такого явления как ребенок, ребенок всегда связан со своими родителями.
Интеграция Супер-Эго
Для интеграции Супер-Эго – нормы, правила и запреты должны быть не просто списком из «скрижалей, спущенных с небес», а личной ценностью. А раз Супер-Эго формируют родители ребенка – прежде всего это должно быть их личной ценностью.
«Не делай так, как делает мулла – делай так, как мулла говорит.»
«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают.»
Как можно видеть из приведенных цитат – эта проблема стара как мир. Также и родители говорят ребенку одно, а делают другое. Такой пример родителей не позволяет ребенку идеализировать требования Супер-Эго, и как следствие, интегрировать его в личность. В этом случае Супер-Эго остается чуждым монстроподобным комплексом в собственной психике, с которым происходит неустанная борьба, что и является неврозом.
Самым ярким примером интегрированного запрета Супер-Эго является запрет на интерес к экскрементам. Маленький ребенок от рождения не испытывает отвращения к экскрементам, и только благодаря воспитанию приобретает такое негативное отношение. Интеграции этого запрета способствует отвращение к экскрементам у самих родителей.
Например, напрасно надеяться, что ребенок будет учиться с удовольствием, если родители все свободное время проводят перед телевизором или в социальных сетях (хотя бывают исключения, но это уже другая история про нарциссизм или деспотизм).
Причина невроза с точки зрения современного психоанализа
«Каменное» Супер-Эго вызывает депрессивное или обсессивное расстройства личности.
Невроз возникает в результате не такого строго Супер-Эго, а именно потому, что оно не интегрировано в целокупную психику (самость).
Основная задача воспитания – сделать ребенка конформным. Послушание из страха создает невротическую конформность. За таким послушанием стоит подавленная злость в результате идентификации с агрессором. Когда родители безучастно «спускают» сверху ценности для интернализации в Супер-Эго – эти ценности остаются чуждыми, и Супер-Эго не интегрируется в личность, и злость остается в подавленном состоянии, но не исчезает, а превращается в невроз (см. Подавление аффекта). В результате получается внешняя конформность с внутренней невротической нонконформностью – ребенок подчиняется, но бунтует посредством невроза (бессознательно, конечно).
Конечно, очень маленькому ребенку еще невозможно ничего объяснить, приходится просто запрещать и требовать, поощряя, если он слушается (хотя и младенцу тоже очень желательно, все равно, все объяснять, хоть он сейчас и не понимает). А ребенку, который уже умеет говорить, для того чтобы произошла осмысленная интроекция, нужно все-все-все спокойно и доходчиво объяснять на его уровне (и неоднократно). Тогда требования Супер-Эго будут идеализированы, а само Супер-Эго интегрировано.
Ключевым здесь является дружелюбный личностный контакт с ребенком, и тогда запрет и дискриминация не будут выглядеть для него неоправданным притеснением деспотичного бога-родителя.
И главное, родители должны точно также соблюдать все свои запреты и требования наравне с ребенком (кроме тех, которые связаны с неизбежной дискриминацией ребенка). Обнаруженная ребенком двуличность родителей будет как ложка дегтя в бочке Супер-Эго, отравляя всю созданную ранее систему ценностей. Вспомните тот шок, который испытывает ребенок, узнав впервые, что взрослый сказал неправду. А если взрослые всегда врут – тогда и ребенок вырастет вруном.
Неинтегрированное Супер-Эго подобно решету, его еще называют диффузным. Такое Супер-Эго частично пропускает запретные желания. Эти просочившиеся желания подвергаются воздействию защит, и в результате формируется компромиссное образование, которое и представляет собой невроз.
В приведенном выше случае Чарльза Бреннера подросток хочет безраздельно обладать матерью. Бреннер не описывает причину такого сильного желания, вероятно, считая это естественным инстинктивным сексуальным желанием, сила которого обусловлена конституциональными (врожденными) особенностями, не прожитыми соответствующим образом в эдипальный период до шести лет (как это принято в классическом психоанализе).
Но можно предположить, что сила этого желания подростка безраздельно обладать матерью, например, может быть связана с холодностью матери, и тем, что малые крупинки ее тепла приходится делить с отцом. Или, может быть, отец с матерью образовали устойчивую диаду и, исключив сына, общаются с ним только по необходимости. Или, может, при рождении мальчика у отца развился комплекс Хроноса, и из ревности он сам хочет безраздельно обладать матерью. Или, может, если мать инфантилизировала сына, продолжая находиться с ним в диадном слиянии, препятствовала его сепарации, и теперь он вообще не выдерживает никакой конкуренции за мать. Или мать депривировала ребенка в раннем возрасте, и он теперь панически боится потерять её или её любовь. В приведенных примерах везде мы видим претерпеваемый подростком дефицит любви и внимания со стороны матери (реальный, хотя может и несоответствующий его возрасту, но соответствующий его уровню развития).
Строго говоря, желание подростка обладать матерью является нормальной потребностью. Ненормальным является желание устранить отца – это связано с нарушениями в триангулярных отношениях, а именно, с дисбалансом любви каждого к каждому в семейном любовном треугольнике, с отсутствием идеализации соответствующих семейных ценностей и, как следствие, невозможностью интегрировать Супер-Эго.
Остается только предположить, почему у подростка возникла фантазия именно о пожаре из-за незакрытых газовых кранов. Она могла возникнуть в результате просмотренного им ролика по пожарной безопасности (ведь дети очень впечатлительны), или из тревожности самой матери по поводу пожара, или из сделанного в детстве родителями строгого запрета не трогать газовые краны. Все это могло послужить формированию содержания невроза, но никак не могло быть его причиной.