Что такое супер модерн

Модерн

150px Mucha Maud Adams as Joan of Arc 1909

magnify clip

Содержание

Общая характеристика

В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.

В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста (англ.) русск. «Удар бича».

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.

Архитектура в стиле модерн

200px Casabatllo2

magnify clip

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антони Гауди́. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Чугунное литьё

Модерн в изобразительном искусстве

Художники

120px Gustav Klimt 016

120px Fernand Khnopff 002

Фернан Кнопф. Искусство, или нежность сфинкса. 1896.

79px Bakst Uzhin

120px Europe serov

В. Серов. Похищение Европы. 1910

95px Vrubel pan

78px Kuzmin

103px %D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0 %D0%B2 %D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5 %D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD

Маска на здании (Москва).

Скульпторы

150px Amour et Psych%C3%A9 A Rodin Nancy 2918 B

magnify clip

Интерьер в стиле модерн

Дизайн мебели и предметов интерьера

Прикладное и станковое искусство

80px Vase Daum

magnify clip

Художественное стекло

Посуда, керамика

Витражные конструкции

Ювелирное дело, металл, гравировка

Книжное дело

Афиши, литографии, рекламный плакат

Книжная иллюстрация и графика

220px Aubrey Beardsley

magnify clip

См. также

Литература

Ссылки

14px Searchtool.svg Постимпрессионизм
Конец XIX в. Неоимпрессионизм · Интимизм · Пуантилизм · Клуазонизм · Синтетизм · «Наби» · Модерн
Начало XX в. Фовизм · «Синий всадник» · «Мост» · Экспрессионизм · Кубизм · Активизм

Ар-деко (1925–1939) • Ар-нуво (1890–1905)• Арт-модерн (1926—1950-е) • Баухаус (1919–1933) • Био-тек (1920-е—1960-е) • Блобитектура (1960-е—) • Брутализм (1950-е—1980-е) • Гуги (1940-е—1960-е) • De Stijl (1917—1931) • Деконструктивизм (1980-е—) • Интернациональный стиль (1920-е—1960-е) • Конструктивизм (1920—1932) • Критический регионализм • Метаболизм (1950-е—) • Модерн mid-century (1940-е—1960-е) • Модернизм (1888—1911) • Неомодерн (1990-е—) • Новый объективизм (1922—1933) • Органическая архитектура (1920-е—) • Постконструктивизм (1930-е—) • Постмодернизм (1960-е—) • Сталинская архитектура (1930-е—1950-е) • Структурализм (1959—) • Школа прерий (1890-е—1920-е) • Экспрессионизм (1910—) • Архитектура фашизма (1920-е—1930-е) • Функционализм (1920-е—1970-е) • Футуристическая архитектура (1920—) • Хай-тек (1970-е—)

Полезное

Смотреть что такое «Модерн» в других словарях:

Модерн — стиль модерн (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля модерн : ар нуво (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль… … Художественная энциклопедия

модерн — moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Несмотря на художественные недостатки, сам замысел богат по содержанию … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Модерн — (Ярославль,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Пушкина 5, Ярославль, Рос … Каталог отелей

«модерн» — (франц. moderne новейший, современный), стиль в искусстве конца XIX начала XX вв., сложившийся в условиях бурно развивающегося индустриального общества. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры до… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

МОДЕРН — (фр. moderne). Вт, новом, современном вкусе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРН [фр. moderne] 1) новейший, современный. 2) стиль в европейском искусстве и архитектуре начала XX в.… … Словарь иностранных слов русского языка

Модерн — (фр. modeme современный) Стилевая эпоха в евро американском искусстве рубежа XIX XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии «сецессион» (Secession), в… … Энциклопедия культурологии

МОДЕРН — [дэ], в знач. неизм. прил. (франц. moderne) (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Модерн — – архитектурный стиль конца XIX – начала XX вв. Стиль модерн появился благодаря применению новых технико конструктивных средств. Модерн характерен свободной планировкой, что создает подчеркнуто индивидуальный облик зданий … Словарь строителя

МОДЕРН — [дэ ]. 1. а, муж. Направление в изобразительном и декоративно прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Архитектура… … Толковый словарь Ожегова

модерн — югендстиль, ар нуво, сецессион, модернизм Словарь русских синонимов. модерн сущ., кол во синонимов: 5 • ар нуво (1) • … Словарь синонимов

Источник

Значение слова «модерн»

android bar znachenije

2. То, что современно и модно. — Вам, современным, подавай что-нибудь такое… неореализм, синтетику, модерн. А. Васильев, Вопросов больше нет.

3. неизм. прил. Современный и модный. Мебель модерн.

[От франц. moderne — новейший, современный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

МОДЕ’РН [дэ], в знач. неизмен. прил. [фр. moderne] (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль м. Мебель в стиле м.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

моде́рн

1. искусств. художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в конце XIX — начале XX века и характеризующееся стремлением к чистоте, «естественности» линий ◆ Французский и бельгийский ар нуво, немецкий югендстиль, стиль либерти в Италии ― их сейчас не различают, а называют просто модерн. Владислав Быков, Ольга Деркач, «Книга века», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обонять (глагол), обонял:

Источник

Стиль модерн (ар-нуво): при чём тут Шерлок Холмс и Тиффани

Главная идея

Стиль модерн — это дизайнерское переосмысление образа цветущего райского сада; особенность модерна — отсутствие прямых линий, весь интерьер построен так, чтобы дарить человеку чувство единения с природой.

В таких интерьерах почти нет «непроработанных» — ровных и гладких — поверхностей и элементов.

Условно: легко представить современный книжный шкаф, который имеет форму параллелепипеда, сделан из ДСП в плёнке, а дверцы у него из прозрачного стекла.

Шкаф в стиле модерн ни в коем случае не простой «прямоугольник»: он должен быть сделан из дерева и деревянной фанеры; иметь ножки изогнутой формы; витражные, с флористическими мотивами стёкла дверей, а сама расстекловка не может быть просто геометричной — элементы, которые держат стекла, тоже должны быть бионической, изогнутой формы.

Как появился модерн в интерьере

Модерн возник на рубеже XIX и XX века и просуществовал до Первой мировой войны. Особенность стиля — отказ от прямых линий и симметрии — привела к расцвету прикладного искусства: художники оформляли сложными флористическими элементами все, от фасадов зданий, интерьеров и мебели до этикеток для спичек и пивных бутылок.

Например, культовый дизайнер того времени Альфонс Муха украшал винные бутылки и коробки с бисквитами. А ювелир Тиффани делал броши с бриллиантами, копируя соцветия обычной моркови.

Художники, которые создавали модерн, вдохновлялись романтической литературой, музыкой и искусством — получился такой образ жизни нимфы в волшебном лесу.

Но модерн в интерьере — стиль отнюдь не «простой», ему совершенно не близок образ пастушки на полянке; наоборот, он очень декоративный, изысканный и благородный.

Чтобы прочувствовать дух модерна, можно посмотреть фильмы «Шери» (Cheri, 2009), «Господин оформитель» (1988) или советского Шерлока Холмса: Ирен Адлер выходит из парадной особняка Гаусвальд, которая имеет характерные для модерна элементы декора.

В Москве в стиле модерн построены особняк Рябушинского (сегодня там Дом-музей Максима Горького), особняк Шехтеля и гостиница «Метрополь» на Театральном проезде, 2.

Очень много модерна в Петербурге: это и Витебский вокзал, и Дом книги (Зингеровский дом), и доходный дом инженера Бакта, и десятки парадных, среди которых — парадная с аутентичными окнами и лестницей на Лесном проспекте, 3; парадная на Клинском проспекте, 17 (там есть «камин с павлинами», который оформлял сам Врубель), а также парадная в доме Григория Берштейна на 2-й Советской улице, 10Б.

А в Риге есть знаменитый Музей модерна: фотографию его лестницы можно увидеть в любом учебнике по искусству этой эпохи.

Как не спутать модерн в интерьере с другими стилями

Этому стилю откровенно не повезло с названием: в разных странах он именовался по-разному и поэтому его стали путать с другими.

В России его назвали «модерн» от французского слова modernе — «современный». В Германии и Риге этот стиль именовали «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — так назывался популярный иллюстрированный журнал той эпохи), в США ему присвоили название «тиффани» (по имени того самого ювелира), а в Швейцарии вообще — «еловый стиль» (style sapin).

Во Франции его звали «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»). Термин ар-нуво в России тоже стали использовать довольно часто, и из-за этого возникла путаница с более поздним стилем ар-деко. Во-первых, названия для нашего слуха довольно похожи. А во-вторых, и тот, и другой тяготеют к обильному декору.

Как их отличить? Стиль модерн не любит симметрию, геометричные орнаменты и блестящие поверхности: в этом стиле даже цвета всегда припыленные, как будто выцветшие. Линии в модерне изогнутые, плавные, словно стебли растений; этому стилю свойственно прямое копирование конкретных цветов (вспомним брошь Тиффани).

Ар-деко, напротив, строго симметричен в построении интерьера; особенности его в том, что здесь активно используются геометрические орнаменты, и даже флористические мотивы упрощаются до шаблонов (подробнее об этом стиле мы рассказали в отдельной статье).

А ещё «цветущий» модерн рубежа XIX–XX веков часто путают со стилем контемпорари, который возник в середине XX века — его называют «модерном середины века» (mid-century modern).

Этот стиль более современный, приближенный к нашей привычной реальности «прямоугольных шкафов» и минимального декора в интерьере. В середине века мебель делалась уже более лаконичных и упрощённых форм и производилась на фабриках конвейерным путём. В изначальном же модерне (ар-нуво) вся мебель авторская, она создавалась на заказ художниками и мебельщиками. И декора было много.

Кому понравится дизайн квартиры в стиле модерн

Тем, кто любит искусство рубежа XIX–XX веков и кто готов вкладываться в авторскую мебель — антикварную или современных авторов, но сделанную в этой стилистике.

Такая мебель стоит дорого (а чтобы найти её дешевле, иногда нужно сильно постараться — например, искать в провинции тех, кто распродаёт мебель прабабушек, и восстанавливать её). Зато через 10–20 лет такая мебель удвоит и даже утроит свою цену — её можно будет продать на аукционе или оставить в наследство внукам.

Каким помещениям подходит стиль модерн

Просторным (от 80–100 метров), с высокими (от 3 метров) потолками; в исторических зданиях той эпохи или близких по стилистике. Либо нужно строить свой дом и полностью продумывать его в стиле модерн, чтобы и окна, и дверные проёмы, и лестницы были спроектированы единообразно.

В петербургских квартирах рубежа веков в стиле модерн была ещё и особая планировка — например, анфилады комнат (2–3 проходные комнаты), зимние сады и другие фишки. Все это, конечно, невозможно реализовать в новом жилье — поэтому в современности исторический модерн работает только в каких-то деталях и элементах.

Особенности стиля модерн

Асимметрия: например, деревянная арка проёма может закручиваться на одну сторону, а лестница напоминать по дизайну морскую раковину. Асимметрична и сама композиция в интерьере: здесь могут стоять рядом неодинаковые кресла, или какие-то элементы декора (панно, картина, фальшниша) будут нарочито сдвинуты от геометрического центра пространства.

Изящные бионические формы, часто перетекающие одна в другую: художественная ковка в ограде лестницы, мебель на изогнутых ножках, окна арочной формы, гипсовая лепнина, пышный декор спинки кровати, витражи и т. п.

Тщательно проработанные, сложные поверхности: здесь не может быть однотонного, ровного наливного пола, как в минимализме, например, или в модерне середины XX века — обязательно будет или паркет, или керамическая плитка с узорами. Не приветствуются просто ровные глухие двери: флористические мотивы должны работать и в дизайне самого дверного полотна, и в расстекловке. И так далее.

Цвета

Природные оттенки — различные цвета дерева, а также табачные, серо-голубые и пыльно-сиреневые тона, цвет увядшей розы, жемчужно-серый, оливковый, терракотовый, бирюзовый, пыльно-голубой и охра.

У таких интерьеров очень спокойная цветовая гамма и всегда приглушенные тона; ярких, контрастных и сильно-тёмных цветов здесь нет; здесь также не приветствуются глянец, блеск и золото.

Материалы

Дерево, мозаика, цветное витражное стекло, краска, квадратная керамическая плитка небольшого формата (10–20 см), декоративная штукатурка, гипсовые элементы декора, медь, латунь.

Стены

Декоративная штукатурка, обои под покраску, обои с тиснением; художественная роспись; обязательно — потолочные гипсовые багеты с флористическим дизайном; в ванной комнате — квадратная плитка малого формата (не выше, чем до середины стены, далее — покраска или обои), широко применяется мозаика.

Потолки

Матовые, оштукатуренные под покраску, с гипсовыми розетками; если позволяет высота — с потолочными витражами из цветного стекла.

Паркет, керамическая плитка, мозаичные вставки.

Двери

И сами двери, и арочные проёмы должны быть с флористическими мотивами.

Узнаваемый штамп модерна в интерьере — когда между двумя смежными комнатами (гостиной и кабинетом) делается не глухая стена, а перегородка с флористическим асимметричным дизайном, витражным остеклением и цветочными формами, которые переходят одна в другую.

Мебель

На ножках (даже шкафы или комоды); стулья с гнутыми спинками (венские); диваны в текстильной обивке; много мебели «второго плана» — туалетные столики, трюмо, жардиньерки.

Свет

В каждой комнате по центру — одна люстра всё с тем же цветочным дизайном; плафоны на ней могут быть из цветного стекла, а элементы декора — медными или латунными.

В помещениях с высокими потолками по центру делаются цветные витражные плафоны с подсветкой изнутри. Также в таких интерьерах много светильников, торшеров, настенных и прикроватных ламп.

Декор

Обилие растительных и цветочных орнаментов везде: в расстекловке дверей, в самом остеклении, в ручках дверей, в часах, подсвечниках, в подставках под кашпо.

Много декора в самой мебели и отделке — и тоже всегда флористический, изящных форм, с завитками, асимметричным дизайном. Обязательны витражные элементы на окнах и дверях, а также обилие обработанного дерева (покрытого матовыми лаками, искусственно затемнённого; гнутого, как в спинках венских стульев; с вырезанным декором; с инкрустацией и т. п.).

В квартирах в стиле модерн ставят много крупных живых цветов, скульптуры, керамику; на стены вешают картины, гобелены, винтажные часы. Характерная фишка стиля — чугунные узорчатые батареи на ножках.

Текстиль

Для штор и обивки мебели используются плотные ткани приглушенных оттенков и ровного, гладкого плетения, но без глянца. Уместны вышивки в стиле модерн и характерные принты. Ковры подбираются также с флористическими узорами.

Бюджет

Высокий — от 100 тысяч рублей на квадратный метр и более.

Лада Лунева, дизайнер:

Ар-нуво — очень утончённый, деликатный стиль, и его следует отличать от ар-деко. В классическом ар-нуво важна насыщенность и проработка деталей; здесь много лепнины, декоративных элементов. В целом, в таких интерьерах нет больших «голых» плоскостей, каждый метр проработан и детализирован.

Также нет больших простых глянцевых поверхностей и нет поверхностей без декора. Цвета сложные, гармоничные, обволакивающие, нет слишком ярких цветов.

Для модерна в интерьере характерна тщательная проработка, изящный, плавный рисунок. Например, изделия из дерева — элегантные, изогнутые, с резными элементами. Это не ровная деревянная поверхность, с сучками и природными узорами, как в современном стиле.

В исторических квартирах стиль модерн вписывается гармонично, а в современных квартирах это будет уже некий фьюжн, смешение стилей. Потому что и оконные проёмы, и рамы уже другие, и высота потолков не всегда позволяет в полной мере развернуться. Сейчас лучше брать отдельные элементы модерна и делать такое посвящение историческому ар-нуво в современности.

Стиль модерн хорош тем, что мебель и декор, которые вы покупаете, выполнены из дорогих, качественных, часто уникальных материалов, которые со временем возрастают в цене. Эти предметы будут актуальны всегда, их можно передать вашим детям и внукам.

Для работы с этим стилем рекомендую приглашать профессионального дизайнера, чтобы избежать китча и точно попасть в стилистику ар-нуво.

Наталья Преображенская, руководитель студии дизайна интерьеров «Уютная Квартира»:

На мой взгляд, модерн — самый непростой стиль для реализации в сегодняшних интерьерах — в первую очередь потому, что часто его неверно понимают и интерпретируют.

Модерн исторически — это художественное и утилитарное «в одном флаконе», архитектурная детализация, плавные формы и декоративность. Это стиль, возникший на рубеже эклектики и технологической эры.

Часто под модерном сегодня подразумевают mid-century modern, представляющий собой лёгкий коктейль из ретромотивов, современных форм и обаяния предметов искусства.

Для модерна в интерьере рубежа XIX–XX веков свойственны плавные линии, природные цвета, флористические мотивы и асимметричная композиция. В современных квартирах точную копию модерна создавать бессмысленно, но можно делать цитирование лучших образцов исторического модерна, сочетая их с более современными мотивами.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector
14px Searchtool.svg Направления в западном искусстве
Средние века