- Супрематизм — искусство за гранью реальности
- Философия супрематизма
- «Черный квадрат» как вершина абстрактной живописи
- Супрематизм Малевича: художники и картины
- Казимир Северинович Малевич
- Супрематизм. Казимир Малевич и его Love Supreme
- Фальстарт супрематизма: футуристическая опера «Победа над Солнцем»
- Рождение «Черного квадрата»
- Супрематизм
- Супрематизм: откуда взялось название? И как менялся смысл?
- Три стадии супрематизма
- Супрематизм
- Супрематизм
- Похороны в стиле супрематизм
- Вы эксперт, если:
- Вы профан, если:
Супрематизм — искусство за гранью реальности
Супрематизм — это стиль и направление авангардного искусства первой трети XX века, основанное на философской концепции Казимира Малевича. Художник считал анахронизмом любую предметную живопись, а задачу творца видел в умении запечатлеть на полотне саму сущность искусства, не прибегая к помощи конкретных образов. Яркие конструкции приверженцев супрематизма отражали эстетические переживания, которые дает энергетика окружающего мира художнику, сумевшему подняться над действительностью.
Супрематизм получил свое название от латинского слова supremus, что значит наивысший. В самом начале существования новой художественной системы под этим термином понималось превосходство цвета над всеми остальными компонентами живописи как лучшего средства передачи энергетики. Парящие супрематические композиции из геометрических фигур уводят зрителя в параллельные пространства, в которых господствует духовное начало и нет ничего материального.
Философия супрематизма
Супрематизм понимался Малевичем как высшая форма искусства, сущность которого — беспредметность, осмысленная через ощущения. Концепция новаторского направления заключалась в отказе художников от рационального, разумного восприятия мира, что давало им возможность шагнуть в «четвертое измерение», а открывшиеся перед ними картины запечатлеть с помощью супрематических знаков.
Идея о том, что материальные образы не имеют ничего общего с сущностью мироздания, сама по себе была далеко не новой. Во многом представления Малевича о параллельном пространстве были схожи с индийским верованием в Абсолют — безликую эманацию, сотворившую некий феноменальный мир, на слияние с которым были направлены духовные практики брахманов. Адепты восточной религии искали путь туда через медитацию, супрематисты — через искусство.
Идея основывалась на том, что внешняя оболочка предмета — это скорлупа, скрывающая его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя. Прежний подход к живописи объявлялся устаревшим, а картины с материальными образами — не соответствующими требованиям современности. Предметное искусство вторично, поскольку содержит лишь образы ощущений, тогда как супрематизм передает сами ощущения в их чистом виде.
«Черный квадрат» как вершина абстрактной живописи
Квадрат Казимир Малевич считал первоосновой и самым главным своим открытием. В изображении геометрической фигуры художник мог выразить любые чувства, которые он испытывал, пребывая в разных эмоциональных состояниях — покой, движение, мистические переживания. Картина «Черный супрематический квадрат», как никакая другая, передает ощущение метафизической бездны, той «пустыни небытия», где нет объектов и отсутствуют границы.
Полотно «Черный квадрат», представленное на выставке футуристов «0,10» в 1915 году, за свою историю не раз критиковалось скептиками и вызывало непонимание неискушенной публики. В немалой степени это объясняется тем, что ни одна репродукция не способна в полной мере передать чувства, которые вкладывал художник в свое творение. Между тем, ни у кого из присутствовавших на выставке не было сомнений в значении произведения для изобразительного искусства, и реакцию «Черный квадрат» вызывал самую разную — от искреннего восторга до полного неприятия.
Супрематизм Малевича: художники и картины
После выставки Казимир Малевич собрал вокруг себя сообщество художников-авангардистов, поддержавших его идеи. В объединение под названием «Супремус» входили:
Просуществовала группа недолго. Отец-основатель требовал от своих последователей неукоснительного соблюдения принципов супрематизма, изложенных им в теоретических трудах. Однако никто из художников не обладал такой же способностью чувствовать энергетику окружающего пространства, и тем более не мог с той же внутренней силой живописным языком рассказать о своих ощущениях. Супрематизм воспринимался ими как направление, по которому каждый мог идти своим путем. Через два года объединение прекратило свое существование, а Казимир Малевич сосредоточил свои усилия на теоретических трудах и преподавательской деятельности.
В теоретических работах он выделял три этапа развития супрематизма:
Идеи Казимира Малевича нашли свое применение в интерьере, внешнем облике зданий и даже в разработке моделей одежды. Объемные супрематические символы легли в основу «архитектонов» художника, над которыми он работал вместе с участниками объединения «Уновис» (Утвердители нового искусства) во время работы в училище города Витебска. По его замыслу, материалами для строений будущего должны были стать бетон, стекло, сталь и железо. Влияние супрематизма прослеживается в архетипе объемных объектов 1920-х годов, построенных в стиле «современного движения».
Картина Казимира Малевича «Супрематическая композиция» стала самой дорогой среди работ русских художников, когда-либо представленных на аукционе Christie’s. В 2018 году она была продана за 85 млн долларов неизвестному покупателю. Отголоски супрематизма встречаются и в работах современных авторов. Участвуйте в онлайн-аукционах и пополняйте свою коллекцию живописи на Very Important Lot.
Казимир
Северинович Малевич
Супрематизм. Казимир Малевич и его Love Supreme
обязан своим рождением, а также бытием, развитием, теоретическим обоснованием, «продвижением в массы» и даже умозрительно-космическими перспективами одному-единственному человеку – Казимиру Севериновичу Малевичу (1879-1935).
«Супрематизм устанавливает связи с Землею, но в силу экономических своих построений изменяет всю архитектуру вещей Земли, в мирском смысле слова соединяясь с пространством движущихся однолитных масс планетной системы».
Казимир Малевич
Малевич не родился супрематистом. Путь художника был извилист и полон экспериментов. В начале века Малевич заигрывал с импрессионизмом, 1910-х годах экспериментировал в «крестьянских работах» с неопримитивизмом, в его «Купальщике» или «Полотёрах» 1911-го года видно, насколько Малевич был захвачен «Танцем» Матисса, а в 1913-м он писал кубистические картины (1, 2) в духе Брака и Пикассо. Тогда же у него появляются опыты в духе футуризма, Малевич тестирует «заумный реализм» (алогизм). Всё это, как потом выяснится, было лишь подступами к главному.
станет для Малевича центральный изобретением и делом жизни, его идеей фикс или, как кстати поётся в современном поп-хите, его Love Supreme – высшей любовью.
Увлечение фовистами, пережитое не только Малевичем, но и многими его коллегами началось с российско-французской выставки 1908 года «Золотое руно», а знаменитый «Танец» Анри Матисса Малевич и Шагал могли видеть в коллекции мецената Сергея Щукина. Для Малевича фовисткая плоскостность, почти полное отсутствие перспективы и яркие цвета, которые не передают объем, стали ступенькой на пути в окончательному «развеществлению» мира в супрематизме.
Фальстарт супрематизма: футуристическая опера «Победа над Солнцем»
В 1913-м году слово «супрематизм» еще не названо и даже не найдено, но все предпосылки уже есть.
Малевич в это время сближается с футуристами, которые в июле 1913 года провозглашают свой Всероссийский съезд. Несмотря на громогласное название, мероприятие более чем камерно проводится на даче композитора и художника Михаила Матюшина в финском поселке Уусикиркко, да и участников всего трое: сам Матюшин, поэт Алексей Крученых и художник Казимир Малевич.
Первый Всероссийский съезд футуристов. Слева направо: Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Крученых на даче у Матюшина в Уусикиркко 18 июля 1913 г.
Действовали и вправду решительно: начали с создания оперы «Победа над солнцем», полностью построенной на принципах алогизма. Матюшин написал диссонантную музыку, Кручёных – либретто с фирменной футуристической заумью, Малевич придумал для оперы декорации и костюмы, которые станут импульсом для рождения супрематизма. Премьера «Победы над Солнцем» состоялась в том же 1913-м году.
Этот спектакль, который потом лет 70 никто не ставил и с которого во время премьеры расходились разочарованные зрители, содержал, тем не менее, множество вполне революционных находок. Музыкальный ряд Михаила Матюшина, например, включал звуки улицы, шумы, гудки проезжающих автомобилей. Заумь Кручёных и Хлебникова, написавшего к опере пролог, тоже нашла своего читателя. Собственно, и супрематизм
– небывалое искусство, которое всеми силами стремится уйти от природных форм в направлении геометрических абстракций – родился здесь. Половиной чёрного квадрата на белом фоне Малевич украсил занавес.
Костюмы действующих лиц оперы «Победа над Солнцем», выполненные Казимиром Малевичем:
Эскизы декораций Казимира Малевича к опере «Победа над солнцем»: черный квадрат становится альтернативой солнечному кругу. Уже на этих эскизах 1913-го года черный квадрат пытается заслонить собою и вытеснить все предметы видимого мира, но ему пока не хватает радикализма, чтобы окончательно поглотить все формы сущего.
Рождение «Черного квадрата»
В июне 1915 года, работая над картиной для футуристической выставки, Малевич, повинуясь неожиданному для себя самого импульсу, закрасил живописную поверхность чёрным.
Супрематизм
17 декабря 1915 года в художественном бюро Надежды Добычиной в Петрограде (Марсово поле, 7) состоялась выставка «0,10 (Ноль, десять)». Первая российская профессиональная галеристка Добычина привечала у себя многих. В её бюро работала студия Мейрхольда, устраивались литературные вечера, выставлялись «мирискусники». «Левых» художников Надежда Евсеевна выставляла тоже. Выставка «Ноль, десять» должна была стать последней футуристической выставкой, а стала – благодаря энергии, изобретательности и амбициозности Малевича – первой выставкой супрематизма.
В ночь перед открытием выставки Казимир Малевич не спал. Он лично занимался развеской своих супрематических 39-ти картин. Не желал, чтобы кто-то увидел их до намеченного события. Хотел, чтобы произведённое впечатление было сокрушительным, и это ему удалось. Дело было не только в расположении супрематических полотен таким образом, что на фоне более тёмной стены их разноразмерные прямоугольники и квадраты сложились в супрематическую метакомпозицию. В углу, у самого потолка, где никогда не размещают картин, но в крестьянских избах обычно вешается икона
, Малевич поместил «Черный квадрат».
Разодранный занавес в «Победе над Солнцем» отсылал к евангельской завесе в храме, разорвавшейся пополам в момент смерти Христа. И вот теперь место образов, святых икон заняла чёрная беспредметность.
Художник в лице Малевича перестал быть только живописцем – он стал акционистом.
Экспозиция картин Казимира Малевича на выставке «0,10». На сохранившейся фотографии можно видеть 21 работу из 39-ти, включая знаменитый «Чёрный квадрат».
мог бы и не родиться, если бы не «сопротивление среды» и не врождённая способность Малевича отвечать на вызовы, а не уклоняться от них, и его высокая скорость реакции.
Малевич готовил работы для футуристической выставки «0,10» в атмосфере секретности. Ему важно было стать первопроходцем в новой области живописи, и непредвиденный визит в дом Малевича накануне выставки художника Ивана Пуни чуть не расстроил все планы отца-основателя супрематизма. Очевидно было, что имитировать супрематическую стилистику, пустив по белой плоскости геометрические фигуры локального цвета, не составило бы для других художников-футуристов особой технической сложности, а Малевичу важно было сохранить за собой первенство в изобретении нового метода.
Стремясь отстоять «копирайт», Малевич спешно написал брошюрку «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Этот манифест, приобрести который можно было прямо на выставке, Малевичу в рекордные сроки помог издать его верный товарищ Матюшин.
1.1. Обложка третьего издания книги Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм».
1.2. Листовка с манифестами Казимира Малевича, Ивана Клюна и Михаила Менькова, распространявшаяся на «Последней футуристической выставке картин «0,10 (Ноль-десять)».
В ходе выставки выяснилось, что беспокойство Малевича было совсем не напрасно и готовился он не зря: его недавние единомышленники-футуристы отнюдь не воспламенились желанием немедленно стройными рядами объединяться под эгидой нового метода. Они вообще отказались признать, что супрематизм
Устроители не позволили Малевичу называть свои картины супрематизмом ни в каталоге, ни на самой выставке, тем более что листовку с описанием собственного творческого кредо для выставки подготовил не только Казимир Северинович и солидарные с ним Иван Клюн и Михаил Меньков – свой информационный листок был у Ивана Пуни и Ксении Богуславской, а заклятый в будущем соперник Малевича Владимир Татлин выпустил для «0,10» целый иллюстрированный буклет.
Буквально за час до открытия экспозиции Малевич, с целью, как выражаются современные рекламщики, «отстроиться от конкурентов», от руки написал таблички «Супрематизм живописи» (они хорошо видны на сохранившейся фотографии) и, к неудовольствию организаторов, развесил их под картинами. Новое и пока не признанное никем направление в искусстве получило, таким образом, «свидетельство о рождении».
Художники Ольга Розанова, Ксения Богуславская и Казимир Малевич на выставке «0,10». Петроград. 1915 год.
Супрематизм: откуда взялось название? И как менялся смысл?
Изобретённый Казимиром Малевичем термин «супрематизм» восходил к латинскому Supremus, означавшему превосходную степень чего-либо. Этот корень прижился во многих языках: в родном для Малевича польском, например, есть слово «супрематия» для обозначения доминирования, главенства, превосходства.
На начальном этапе термин «супрематизм» и означал первенство цвета перед всеми остальными элементами живописи.
«Это оказалось началом нового художественного алфавита, – объясняет искусствовед Паола Волкова. – Прежний художественный алфавит был создан Джотто: искусство как театр, искусство как действие, искусство как описывающее неким образом художественный мир. А здесь никто ничего не описывает. Это энергетика цветоформ, это другой художественный язык!»
Но со временем значение сместилось: супрематизм
его создатель с единомышленниками стали трактовать как высший стиль, супер-стиль, стиль, который превосходит все остальные.
Три стадии супрематизма
Первый этап – это в первую очередь «Чёрный квадрат» (первофигура, «ноль форм», базисный элемент бытия), но также и другие элементарные формы: круг, линия, крест.
На втором этапе у Малевича появляются более сложные и прихотливые многофигурные композиции с филигранной балансировкой геометрических форм.
Третий этап – картины, написанные в 1918-м году – автор определял как «белое на белом». «Малевич был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушёл и цвет», – пишет Александра Шатских. «Черный квадрат» начал триумфальное движение в беспредметность, а растворение светлых фигур в «белой бездне» фона этот уход в беспредметное завершило.
Супрематизм
Придумав и сделав узнаваемым бренд «супрематизм», Малевич на этом не успокоился, а занялся его активным продвижением.
Выпущенную специально к эпохальной выставке «0,10» листовку, написанную в спешке, Казимир Северинович, обнаруживший в себе настоящую страсть к теоретизированию, доразвил до полноценной книжки «От кубизма и футуризма к супрематизму». О том, что идеи Малевича пользовались если не популярностью, то несомненным живым интересом, говорит тот факт, что в 1916-м вышло уже третье издание. За книгой последует несколько трактатов.
Публичные площадки Малевич выбирает метко. 12 февраля 1916 года, например, в Тенишевском училище (заведении, где учились такие будущие знаменитости, как Владимир Набоков и Осип Мандельштам) он совместно с Иваном Пуни прочитал публичную лекцию «Кубизм – футуризм
Несмотря на некоторую косноязычность и недостаток базового образования, который сам Малевич, бравируя, называл «бескнижностью», он обладал несомненной лидерской харизмой, мог увлекать, объединять и вести за собой. Чем Малевич и занялся: собрал единомышленников и основал под своим началом общество «Сурпемус».
«Он объединил вокруг себя группу художников очень талантливых и очень способных, – рассказывает специалист по русскому авангарду ХХ века Андрей Сарабьянов, – которых вдохновлял работать в том же стиле, хотя они пытались от влияния Малевича отойти, поскольку и сами были личностями. Он страшно давил на них…»
Октябрьскую революцию 1917-го Малевич, как и футуристы, воспринял сочувственно. Он вместе с другими левыми художниками занимает официальные посты в органах Наркомпроса, придумывает концепции музеев нового типа – чтобы было где выставлять авангардное искусство. Супрематизм
его создатель трактует совсем не как элитарное, т.е. доступное немногим высоколобым, формотворчество – наоборот, Малевич зазывает учиться в петроградские Свободные мастерские, где преподаёт, «металлистов и текстильщиков».
Советская власть в первые годы благоволит авангарду: левое искусство не противоречит левой (социалистической) идеологии. Казимир Северинович в эти годы необычайно деятелен, и его детище – супрематизм
– имеет потенциал стать ведущим искусством молодого государства.
Но в Петрограде и в Москве, куда Малевич перебирается в 1918-м, – перебои в снабжении дровами и продовольствием. Жена Малевича Софья Рафалович, ожидающая ребёнка, ютится в нетопленном доме в подмосковной Немчиновке. Вскоре начинается голод, бытовые условия становятся невыносимыми, и Малевич соглашается принять приглашение поехать преподавать в Витебск – в художественное училище, основанное Марком Шагалом.
Супрематизм
Много веков незыблемой оставалась закономерность: мечтаешь, чтобы твоё видение искусства получило всеобщее признание, – отправляйся в столицу. Но у Малевича с супрематизмом вышло наоборот. На два года провинциальный город Витебск сделался полноценной мировой столицей супрематизма.
Жилые дома, магазины, общественные столовые, кофейни, библиотеки в Витебске расписывались или декорировались супрематическими панно. Вывески оформлялись в супрематическом стиле. Вплоть до 1925-26 годов по городу разъезжали супрематические трамваи, этакие передвижные выставки супрематических картин. Был даже супрематический агитпароход. На первомайских демонстрациях жители города несли супрематические знамёна, а их пролетарский быт украшали ткани и посуда в стиле супрематизм
Малевич в Витебске занят не столько собственно живописью, сколько дальнейшим развитием идей супрематизма в двух плоскостях – теоретической и практической. С одной стороны, в Витебске он пишет несколько художественных трактатов и программную книгу «Мир как беспредметность». С другой, Казимир Северинович лично разрабатывает супрематические узоры для ситца и батиста и вместе с учениками украшает геометрическими фигурками тарелки и чашки.
В Витебске вокруг Малевича складывается своя, супрематическая, «школа». Для второго великого русского авангардиста – Шагала – это обернулось катастрофой. Шагал рассматривал супрематизм
– в соответствии с его громким названием – как апогей искусства, в сравнении с которым все другие его формы и виды выглядят устаревшими. Конфликт разрастётся, Марк Шагал вынужден будет покинуть училище, которое основал. Много лет спустя он осторожно и не называя имён выскажется в мемуарах: «Еще один преподаватель, живший в самом помещении Академии, окружил себя поклонницами какого-то мистического „супрематизма“. Не знаю уж, чем он их так увлек…»
Вокруг Малевича собирается круг единомышленников – Вера Ермолаева, Нина Коган, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Николай Суетин, Эль (Лазарь) Лисицкий и другие. Новое объединение Малевич со свойственной ему тягой к словотворчеству называет УНОВИС – Утвердители нового искусства. Свою новорожденную дочь в честь УНОВИСа Малевич называет Уной.
Занятия в мастерской Уновиса. Сентябрь 1920 года. На втором плане, у доски – Казимир Малевич.
Фото: arzamas.academy
Похороны в стиле супрематизм
. Супрематизму больше не было места в советской действительности.
Малевич умер 15 мая 1935 года в Ленинграде, завещав похоронить себя в любимой им подмосковной Немчиновке. Николай Суетин по инструкциям учителя сконструировал для него супрематический гроб: «в головах» белой крышки был написан черный квадрат, а «в ногах» – красный круг. Большая траурная процессия с затянутыми в красное машинами и людьми, несущими «квадраты», стала последним перформансом Малевича. На его могиле установили памятник: белый куб и черный квадрат. Позже могила Малевича затерялась.
Фото с похорон Казимира Малевича: thecharnelhouse.org
Вы эксперт, если:
– Умеете «на глаз» различить версии «Черного квадрата» (как известно, две из них находятся в Третьяковской галерее и по одной – в Русском музее и Государственном Эрмитаже; все они не идентичны друг другу по фактуре, размерам и – что поразительнее всего – по цвету).
– Знаете, что в краткой жизни супрематизма было три периода.
– Можете разглядеть супрематические истоки в предметах современного дизайна.
Интерьер офиса, разработанный испанской компанией BeaMalevich, основатель которой Ксавьер Видал – большой поклонник супрематизма. Фото: stylepark.com