Что такое супрематическая композиция

Супрематизм — искусство за гранью реальности

Супрематизм — это стиль и направление авангардного искусства первой трети XX века, основанное на философской концепции Казимира Малевича. Художник считал анахронизмом любую предметную живопись, а задачу творца видел в умении запечатлеть на полотне саму сущность искусства, не прибегая к помощи конкретных образов. Яркие конструкции приверженцев супрематизма отражали эстетические переживания, которые дает энергетика окружающего мира художнику, сумевшему подняться над действительностью.

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2095%20(1)%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.%20%C2%AB%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%20%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%9B%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B9%C2%BB

Супрематизм получил свое название от латинского слова supremus, что значит наивысший. В самом начале существования новой художественной системы под этим термином понималось превосходство цвета над всеми остальными компонентами живописи как лучшего средства передачи энергетики. Парящие супрематические композиции из геометрических фигур уводят зрителя в параллельные пространства, в которых господствует духовное начало и нет ничего материального.

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2095%20(1.1)%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F%20(%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%BE%D0%BC)

Философия супрематизма

Супрематизм понимался Малевичем как высшая форма искусства, сущность которого — беспредметность, осмысленная через ощущения. Концепция новаторского направления заключалась в отказе художников от рационального, разумного восприятия мира, что давало им возможность шагнуть в «четвертое измерение», а открывшиеся перед ними картины запечатлеть с помощью супрематических знаков.

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2095%20(2)%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%2C%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE

Идея о том, что материальные образы не имеют ничего общего с сущностью мироздания, сама по себе была далеко не новой. Во многом представления Малевича о параллельном пространстве были схожи с индийским верованием в Абсолют — безликую эманацию, сотворившую некий феноменальный мир, на слияние с которым были направлены духовные практики брахманов. Адепты восточной религии искали путь туда через медитацию, супрематисты — через искусство.

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2095%20(2.1)%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.%20%C2%AB%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%85%20%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85%C2%BB

Идея основывалась на том, что внешняя оболочка предмета — это скорлупа, скрывающая его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя. Прежний подход к живописи объявлялся устаревшим, а картины с материальными образами — не соответствующими требованиям современности. Предметное искусство вторично, поскольку содержит лишь образы ощущений, тогда как супрематизм передает сами ощущения в их чистом виде.

«Черный квадрат» как вершина абстрактной живописи

Квадрат Казимир Малевич считал первоосновой и самым главным своим открытием. В изображении геометрической фигуры художник мог выразить любые чувства, которые он испытывал, пребывая в разных эмоциональных состояниях — покой, движение, мистические переживания. Картина «Черный супрематический квадрат», как никакая другая, передает ощущение метафизической бездны, той «пустыни небытия», где нет объектов и отсутствуют границы.

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2095%20(3)%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.%20%C2%AB%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%C2%BB

Полотно «Черный квадрат», представленное на выставке футуристов «0,10» в 1915 году, за свою историю не раз критиковалось скептиками и вызывало непонимание неискушенной публики. В немалой степени это объясняется тем, что ни одна репродукция не способна в полной мере передать чувства, которые вкладывал художник в свое творение. Между тем, ни у кого из присутствовавших на выставке не было сомнений в значении произведения для изобразительного искусства, и реакцию «Черный квадрат» вызывал самую разную — от искреннего восторга до полного неприятия.

Супрематизм Малевича: художники и картины

После выставки Казимир Малевич собрал вокруг себя сообщество художников-авангардистов, поддержавших его идеи. В объединение под названием «Супремус» входили:

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2095%20(4.2)%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%9F%D1%83%D0%BD%D0%B8.%20%C2%AB%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F%C2%BB

Просуществовала группа недолго. Отец-основатель требовал от своих последователей неукоснительного соблюдения принципов супрематизма, изложенных им в теоретических трудах. Однако никто из художников не обладал такой же способностью чувствовать энергетику окружающего пространства, и тем более не мог с той же внутренней силой живописным языком рассказать о своих ощущениях. Супрематизм воспринимался ими как направление, по которому каждый мог идти своим путем. Через два года объединение прекратило свое существование, а Казимир Малевич сосредоточил свои усилия на теоретических трудах и преподавательской деятельности.

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2095%20(4)%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D0%BD.%20%C2%AB%D0%91%D0%B5%D0%B7%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%C2%BB

В теоретических работах он выделял три этапа развития супрематизма:

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2095%20(4.1)%20%D0%A1%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.%20%C2%AB%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%C2%BB

Идеи Казимира Малевича нашли свое применение в интерьере, внешнем облике зданий и даже в разработке моделей одежды. Объемные супрематические символы легли в основу «архитектонов» художника, над которыми он работал вместе с участниками объединения «Уновис» (Утвердители нового искусства) во время работы в училище города Витебска. По его замыслу, материалами для строений будущего должны были стать бетон, стекло, сталь и железо. Влияние супрематизма прослеживается в архетипе объемных объектов 1920-х годов, построенных в стиле «современного движения».

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%2095%20(4.3)%20%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%C2%AB%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%BA%C2%BB%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%20%D0%AD%D0%BB%D1%8C%20%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20(%C2%AB%D0%A3%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%81%C2%BB)

Картина Казимира Малевича «Супрематическая композиция» стала самой дорогой среди работ русских художников, когда-либо представленных на аукционе Christie’s. В 2018 году она была продана за 85 млн долларов неизвестному покупателю. Отголоски супрематизма встречаются и в работах современных авторов. Участвуйте в онлайн-аукционах и пополняйте свою коллекцию живописи на Very Important Lot.

Источник

Казимир
Северинович Малевич

Супрематизм. Казимир Малевич и его Love Supreme

обязан своим рождением, а также бытием, развитием, теоретическим обоснованием, «продвижением в массы» и даже умозрительно-космическими перспективами одному-единственному человеку – Казимиру Севериновичу Малевичу (1879-1935).

«Супрематизм устанавливает связи с Землею, но в силу экономических своих построений изменяет всю архитектуру вещей Земли, в мирском смысле слова соединяясь с пространством движущихся однолитных масс планетной системы».
Казимир Малевич

Малевич не родился супрематистом. Путь художника был извилист и полон экспериментов. В начале века Малевич заигрывал с импрессионизмом, 1910-х годах экспериментировал в «крестьянских работах» с неопримитивизмом, в его «Купальщике» или «Полотёрах» 1911-го года видно, насколько Малевич был захвачен «Танцем» Матисса, а в 1913-м он писал кубистические картины (1, 2) в духе Брака и Пикассо. Тогда же у него появляются опыты в духе футуризма, Малевич тестирует «заумный реализм» (алогизм). Всё это, как потом выяснится, было лишь подступами к главному.

станет для Малевича центральный изобретением и делом жизни, его идеей фикс или, как кстати поётся в современном поп-хите, его Love Supreme – высшей любовью.

Увлечение фовистами, пережитое не только Малевичем, но и многими его коллегами началось с российско-французской выставки 1908 года «Золотое руно», а знаменитый «Танец» Анри Матисса Малевич и Шагал могли видеть в коллекции мецената Сергея Щукина. Для Малевича фовисткая плоскостность, почти полное отсутствие перспективы и яркие цвета, которые не передают объем, стали ступенькой на пути в окончательному «развеществлению» мира в супрематизме.

Фальстарт супрематизма: футуристическая опера «Победа над Солнцем»

В 1913-м году слово «супрематизм» еще не названо и даже не найдено, но все предпосылки уже есть.

Малевич в это время сближается с футуристами, которые в июле 1913 года провозглашают свой Всероссийский съезд. Несмотря на громогласное название, мероприятие более чем камерно проводится на даче композитора и художника Михаила Матюшина в финском поселке Уусикиркко, да и участников всего трое: сам Матюшин, поэт Алексей Крученых и художник Казимир Малевич.

Первый Всероссийский съезд футуристов. Слева направо: Михаил Матюшин, Казимир Малевич, Алексей Крученых на даче у Матюшина в Уусикиркко 18 июля 1913 г.

Действовали и вправду решительно: начали с создания оперы «Победа над солнцем», полностью построенной на принципах алогизма. Матюшин написал диссонантную музыку, Кручёных – либретто с фирменной футуристической заумью, Малевич придумал для оперы декорации и костюмы, которые станут импульсом для рождения супрематизма. Премьера «Победы над Солнцем» состоялась в том же 1913-м году.

Этот спектакль, который потом лет 70 никто не ставил и с которого во время премьеры расходились разочарованные зрители, содержал, тем не менее, множество вполне революционных находок. Музыкальный ряд Михаила Матюшина, например, включал звуки улицы, шумы, гудки проезжающих автомобилей. Заумь Кручёных и Хлебникова, написавшего к опере пролог, тоже нашла своего читателя. Собственно, и супрематизм

– небывалое искусство, которое всеми силами стремится уйти от природных форм в направлении геометрических абстракций – родился здесь. Половиной чёрного квадрата на белом фоне Малевич украсил занавес.

Костюмы действующих лиц оперы «Победа над Солнцем», выполненные Казимиром Малевичем:

Эскизы декораций Казимира Малевича к опере «Победа над солнцем»: черный квадрат становится альтернативой солнечному кругу. Уже на этих эскизах 1913-го года черный квадрат пытается заслонить собою и вытеснить все предметы видимого мира, но ему пока не хватает радикализма, чтобы окончательно поглотить все формы сущего.

Рождение «Черного квадрата»

В июне 1915 года, работая над картиной для футуристической выставки, Малевич, повинуясь неожиданному для себя самого импульсу, закрасил живописную поверхность чёрным.

Супрематизм

17 декабря 1915 года в художественном бюро Надежды Добычиной в Петрограде (Марсово поле, 7) состоялась выставка «0,10 (Ноль, десять)». Первая российская профессиональная галеристка Добычина привечала у себя многих. В её бюро работала студия Мейрхольда, устраивались литературные вечера, выставлялись «мирискусники». «Левых» художников Надежда Евсеевна выставляла тоже. Выставка «Ноль, десять» должна была стать последней футуристической выставкой, а стала – благодаря энергии, изобретательности и амбициозности Малевича – первой выставкой супрематизма.

В ночь перед открытием выставки Казимир Малевич не спал. Он лично занимался развеской своих супрематических 39-ти картин. Не желал, чтобы кто-то увидел их до намеченного события. Хотел, чтобы произведённое впечатление было сокрушительным, и это ему удалось. Дело было не только в расположении супрематических полотен таким образом, что на фоне более тёмной стены их разноразмерные прямоугольники и квадраты сложились в супрематическую метакомпозицию. В углу, у самого потолка, где никогда не размещают картин, но в крестьянских избах обычно вешается икона

, Малевич поместил «Черный квадрат».

Разодранный занавес в «Победе над Солнцем» отсылал к евангельской завесе в храме, разорвавшейся пополам в момент смерти Христа. И вот теперь место образов, святых икон заняла чёрная беспредметность.

Художник в лице Малевича перестал быть только живописцем – он стал акционистом.

Экспозиция картин Казимира Малевича на выставке «0,10». На сохранившейся фотографии можно видеть 21 работу из 39-ти, включая знаменитый «Чёрный квадрат».

мог бы и не родиться, если бы не «сопротивление среды» и не врождённая способность Малевича отвечать на вызовы, а не уклоняться от них, и его высокая скорость реакции.

Малевич готовил работы для футуристической выставки «0,10» в атмосфере секретности. Ему важно было стать первопроходцем в новой области живописи, и непредвиденный визит в дом Малевича накануне выставки художника Ивана Пуни чуть не расстроил все планы отца-основателя супрематизма. Очевидно было, что имитировать супрематическую стилистику, пустив по белой плоскости геометрические фигуры локального цвета, не составило бы для других художников-футуристов особой технической сложности, а Малевичу важно было сохранить за собой первенство в изобретении нового метода.

Стремясь отстоять «копирайт», Малевич спешно написал брошюрку «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Этот манифест, приобрести который можно было прямо на выставке, Малевичу в рекордные сроки помог издать его верный товарищ Матюшин.

1.1. Обложка третьего издания книги Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм».
1.2. Листовка с манифестами Казимира Малевича, Ивана Клюна и Михаила Менькова, распространявшаяся на «Последней футуристической выставке картин «0,10 (Ноль-десять)».

В ходе выставки выяснилось, что беспокойство Малевича было совсем не напрасно и готовился он не зря: его недавние единомышленники-футуристы отнюдь не воспламенились желанием немедленно стройными рядами объединяться под эгидой нового метода. Они вообще отказались признать, что супрематизм

Устроители не позволили Малевичу называть свои картины супрематизмом ни в каталоге, ни на самой выставке, тем более что листовку с описанием собственного творческого кредо для выставки подготовил не только Казимир Северинович и солидарные с ним Иван Клюн и Михаил Меньков – свой информационный листок был у Ивана Пуни и Ксении Богуславской, а заклятый в будущем соперник Малевича Владимир Татлин выпустил для «0,10» целый иллюстрированный буклет.

Буквально за час до открытия экспозиции Малевич, с целью, как выражаются современные рекламщики, «отстроиться от конкурентов», от руки написал таблички «Супрематизм живописи» (они хорошо видны на сохранившейся фотографии) и, к неудовольствию организаторов, развесил их под картинами. Новое и пока не признанное никем направление в искусстве получило, таким образом, «свидетельство о рождении».

Художники Ольга Розанова, Ксения Богуславская и Казимир Малевич на выставке «0,10». Петроград. 1915 год.

Супрематизм: откуда взялось название? И как менялся смысл?

Изобретённый Казимиром Малевичем термин «супрематизм» восходил к латинскому Supremus, означавшему превосходную степень чего-либо. Этот корень прижился во многих языках: в родном для Малевича польском, например, есть слово «супрематия» для обозначения доминирования, главенства, превосходства.

На начальном этапе термин «супрематизм» и означал первенство цвета перед всеми остальными элементами живописи.

«Это оказалось началом нового художественного алфавита, – объясняет искусствовед Паола Волкова. – Прежний художественный алфавит был создан Джотто: искусство как театр, искусство как действие, искусство как описывающее неким образом художественный мир. А здесь никто ничего не описывает. Это энергетика цветоформ, это другой художественный язык!»

Но со временем значение сместилось: супрематизм

его создатель с единомышленниками стали трактовать как высший стиль, супер-стиль, стиль, который превосходит все остальные.

Три стадии супрематизма

Первый этап – это в первую очередь «Чёрный квадрат» (первофигура, «ноль форм», базисный элемент бытия), но также и другие элементарные формы: круг, линия, крест.

На втором этапе у Малевича появляются более сложные и прихотливые многофигурные композиции с филигранной балансировкой геометрических форм.

Третий этап – картины, написанные в 1918-м году – автор определял как «белое на белом». «Малевич был мужественным художником, идущим до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма из него ушёл и цвет», – пишет Александра Шатских. «Черный квадрат» начал триумфальное движение в беспредметность, а растворение светлых фигур в «белой бездне» фона этот уход в беспредметное завершило.

Супрематизм

Придумав и сделав узнаваемым бренд «супрематизм», Малевич на этом не успокоился, а занялся его активным продвижением.

Выпущенную специально к эпохальной выставке «0,10» листовку, написанную в спешке, Казимир Северинович, обнаруживший в себе настоящую страсть к теоретизированию, доразвил до полноценной книжки «От кубизма и футуризма к супрематизму». О том, что идеи Малевича пользовались если не популярностью, то несомненным живым интересом, говорит тот факт, что в 1916-м вышло уже третье издание. За книгой последует несколько трактатов.

Публичные площадки Малевич выбирает метко. 12 февраля 1916 года, например, в Тенишевском училище (заведении, где учились такие будущие знаменитости, как Владимир Набоков и Осип Мандельштам) он совместно с Иваном Пуни прочитал публичную лекцию «Кубизм – футуризм

Несмотря на некоторую косноязычность и недостаток базового образования, который сам Малевич, бравируя, называл «бескнижностью», он обладал несомненной лидерской харизмой, мог увлекать, объединять и вести за собой. Чем Малевич и занялся: собрал единомышленников и основал под своим началом общество «Сурпемус».

«Он объединил вокруг себя группу художников очень талантливых и очень способных, – рассказывает специалист по русскому авангарду ХХ века Андрей Сарабьянов, – которых вдохновлял работать в том же стиле, хотя они пытались от влияния Малевича отойти, поскольку и сами были личностями. Он страшно давил на них…»

Октябрьскую революцию 1917-го Малевич, как и футуристы, воспринял сочувственно. Он вместе с другими левыми художниками занимает официальные посты в органах Наркомпроса, придумывает концепции музеев нового типа – чтобы было где выставлять авангардное искусство. Супрематизм

его создатель трактует совсем не как элитарное, т.е. доступное немногим высоколобым, формотворчество – наоборот, Малевич зазывает учиться в петроградские Свободные мастерские, где преподаёт, «металлистов и текстильщиков».

Советская власть в первые годы благоволит авангарду: левое искусство не противоречит левой (социалистической) идеологии. Казимир Северинович в эти годы необычайно деятелен, и его детище – супрематизм

– имеет потенциал стать ведущим искусством молодого государства.

Но в Петрограде и в Москве, куда Малевич перебирается в 1918-м, – перебои в снабжении дровами и продовольствием. Жена Малевича Софья Рафалович, ожидающая ребёнка, ютится в нетопленном доме в подмосковной Немчиновке. Вскоре начинается голод, бытовые условия становятся невыносимыми, и Малевич соглашается принять приглашение поехать преподавать в Витебск – в художественное училище, основанное Марком Шагалом.

Супрематизм

Много веков незыблемой оставалась закономерность: мечтаешь, чтобы твоё видение искусства получило всеобщее признание, – отправляйся в столицу. Но у Малевича с супрематизмом вышло наоборот. На два года провинциальный город Витебск сделался полноценной мировой столицей супрематизма.

Жилые дома, магазины, общественные столовые, кофейни, библиотеки в Витебске расписывались или декорировались супрематическими панно. Вывески оформлялись в супрематическом стиле. Вплоть до 1925-26 годов по городу разъезжали супрематические трамваи, этакие передвижные выставки супрематических картин. Был даже супрематический агитпароход. На первомайских демонстрациях жители города несли супрематические знамёна, а их пролетарский быт украшали ткани и посуда в стиле супрематизм

Малевич в Витебске занят не столько собственно живописью, сколько дальнейшим развитием идей супрематизма в двух плоскостях – теоретической и практической. С одной стороны, в Витебске он пишет несколько художественных трактатов и программную книгу «Мир как беспредметность». С другой, Казимир Северинович лично разрабатывает супрематические узоры для ситца и батиста и вместе с учениками украшает геометрическими фигурками тарелки и чашки.

В Витебске вокруг Малевича складывается своя, супрематическая, «школа». Для второго великого русского авангардиста – Шагала – это обернулось катастрофой. Шагал рассматривал супрематизм

– в соответствии с его громким названием – как апогей искусства, в сравнении с которым все другие его формы и виды выглядят устаревшими. Конфликт разрастётся, Марк Шагал вынужден будет покинуть училище, которое основал. Много лет спустя он осторожно и не называя имён выскажется в мемуарах: «Еще один преподаватель, живший в самом помещении Академии, окружил себя поклонницами какого-то мистического „супрематизма“. Не знаю уж, чем он их так увлек…»

Вокруг Малевича собирается круг единомышленников – Вера Ермолаева, Нина Коган, Лазарь Хидекель, Илья Чашник, Николай Суетин, Эль (Лазарь) Лисицкий и другие. Новое объединение Малевич со свойственной ему тягой к словотворчеству называет УНОВИС – Утвердители нового искусства. Свою новорожденную дочь в честь УНОВИСа Малевич называет Уной.

Занятия в мастерской Уновиса. Сентябрь 1920 года. На втором плане, у доски – Казимир Малевич.
Фото: arzamas.academy

Похороны в стиле супрематизм

. Супрематизму больше не было места в советской действительности.

Малевич умер 15 мая 1935 года в Ленинграде, завещав похоронить себя в любимой им подмосковной Немчиновке. Николай Суетин по инструкциям учителя сконструировал для него супрематический гроб: «в головах» белой крышки был написан черный квадрат, а «в ногах» – красный круг. Большая траурная процессия с затянутыми в красное машинами и людьми, несущими «квадраты», стала последним перформансом Малевича. На его могиле установили памятник: белый куб и черный квадрат. Позже могила Малевича затерялась.

Фото с похорон Казимира Малевича: thecharnelhouse.org

Вы эксперт, если:

– Умеете «на глаз» различить версии «Черного квадрата» (как известно, две из них находятся в Третьяковской галерее и по одной – в Русском музее и Государственном Эрмитаже; все они не идентичны друг другу по фактуре, размерам и – что поразительнее всего – по цвету).

– Знаете, что в краткой жизни супрематизма было три периода.

– Можете разглядеть супрематические истоки в предметах современного дизайна.

Интерьер офиса, разработанный испанской компанией BeaMalevich, основатель которой Ксавьер Видал – большой поклонник супрематизма. Фото: stylepark.com

Вы профан, если:

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector