- СУПРЕМАТИЗМ
- Смотреть что такое СУПРЕМАТИЗМ в других словарях:
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
- СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
Смотреть что такое СУПРЕМАТИЗМ в других словарях:
СУПРЕМАТИЗМ
(от лат. supremus — наивысший) направление в авангардистском искусстве, основан в 1-й половине 1910-х гг. в России К. С. Малевичем. Являясь разн. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
супрематизм м. Направление в абстрактной живописи начала ХХ в., произведения художников которого отличались комбинированием цветных линий, плоскостей, объемных форм.
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Нап. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
(от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства (см.: Авангард) первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности С. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. С. — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или «супремовидным»). Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций (см.: Абстрактное искусство),включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название С., хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 20-х гг., внешне содержавшие некоторые формы конкретных предметов, особенно — фигуры людей, но сохранявшие «супрематический дух». Да и собственно более поздние теоретические разработки Малевича не дают оснований сводить С. (во всяком случае самого Малевича) только к геометрическим абстракциям, хотя они, конечно, составляют его ядро, сущность и даже (черно-белый и бело-белый С.) подводят живопись к пределу ее бытия вообще как вида искусства, т. е. к живописному нулю, за которым уже нет собственно живописи. Этот путь во второй половине века и продолжили многочисленные направления в арт-деятельности, отказавшиеся от кистей, красок, холста. Многие создатели новейших направлений в искусстве, современных артефактов чтят Малевича за его С. своим предтечей и духовным отцом. Быстро пройдя в своем супрематическом творчестве три основных этапа с 1913 по 1918 г., он одновременно, и особенно, начиная с 1919 г., пытался осмыслить суть открытого им пути и направления. При этом наблюдается смена акцентов и тональности в понимании сути и задач С. от экстремистски-эпатажного манифестирования в работах 1920-23 гг. к более глубоким и спокойным рассуждениям 1927 г. В брошюре-альбоме 1920 г. «Супрематизм. 34 рисунка» Малевич определяет три периода развития С. в соответствии с тремя квадратами — черным, красным и белым — как черный, цветной и белый. «Периоды были построены в чисто плоскостном развитии. Основанием их построения было главное экономическое начало одной плоскостью передать силу статики или видимого динамического покоя». Стремясь освободить искусство от внехудожественных элементов, Малевич своим черным и белым «периодами» фактически «освобождает» его и от собственно художественных, выводя «за нуль» формы и цвета в некое иное, практически внехудожественное и внеэстетическое измерение. «О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого», — эпатирует он публику и своих коллег-художников. «Построение супрематических форм цветного порядка ничуть не связано эстетической необходимостью как цвета, так формы или фигуры; тоже черный период и белый». Главными параметрами С. на этом этапе ему представляются «экономическое начало», энергетика цвета и формы, своеобразный космизм. Отголоски многочисленных естественнонаучных (физических, в частности), экономических, психологических и философских теорий того времени сливаются здесь у Малевича в эклектическую (а сегодня мы сказали бы постмодернистскую — см.: Постмодернизм, — хотя и у главного авангардиста!) теорию искусства. Как художник с тонким живописным чутьем, он ощущает различную энергетику (реальную энергетику) любого предмета, цвета, формы и стремится «работать» с ними, организовать их в плоскости холста на основе предельной «экономии». (Эту тенденцию в наше уже время по-своему разовьет минимализм.) «Экономия» выступает у Малевича при этом «пятой мерой», или пятым измерением искусства, выводящим его не только из плоскости холста, но и за пределы Земли, помогая преодолеть силу притяжения и, более того — вообще из нашего трех-четырехмерного пространства в особые космическо-психические измерения. Супрематические знаковые конструкции, заменившие, как утверждал Малевич, символы традиционного искусства, превратились вдруг для него в самостоятельные «живые миры, готовые улететь в пространство» и занять там особое место наряду с другими космическими мирами. Увлеченный этими перспективами, Малевич начинает конструировать пространственные «супремусы» — архитектоны и планиты, как прообразы будущих космических станций, аппаратов, жилищ и т. п. Категорически отказавшись от одного, земного, утилитаризма, он под влиянием новейших физико-космических теорий приводит искусство к новому утилитаризму, уже космическому. Главный элемент супрематических работ Малевича — квадрат. Затем будут комбинации квадратов, кресты, круги, прямоугольники, реже — треугольники, трапецоиды, эллипсоиды. Квадрат, однако, — основа геометрического С. Малевича. Именно в квадрате усматривал он и некие сущностные знаки бытия человеческого (черный квадрат — «знак экономии»; красный — «сигнал революции»; белый — «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни»), и какие-то глубинные прорывы в Ничто, как нечто неописуемое и невыговариваемое, но — ощущаемое. Черный квадрат — знак экономии, пятого измерения искусства, «последняя супрематическая плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту». Стремясь оставить в искусстве только его сущность, беспредметное, чисто художественное, он выходит «за их орбиту», и сам мучительно пытается понять, куда. Сведя к минимуму вещность, телесность, изобразительность (образ) в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент — собственно пустоту (черную или белую) как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее — в Нуль, в Ничто; или — в себя. Он убежден, что не следует искать ничего ценностного во внешнем мире, ибо его там нет. Все благое — внутри нас, и С. способствует концентрации духа созерцающего на его собственных глубинах. Черный квадрат — приглашение к медитации! И путь! «. три квадрата указывают путь». Однако для обыденного сознания это слишком трудный и даже страшный, жуткий «путь» через Ничто в Ничто. И Малевич в своем творчестве отступает от края абсолютной апофатической бездны в цветной супрематизм — более простой, доступный, художественно-эстетический. Гармонически организованное парение легких цветных конструкций из геометрических форм, хотя и выводит дух созерцающего за пределы обыденной земной атмосферы в некие более высокие уровни духовно-космического бытия, тем не менее не оставляет его один на один с трансцендентным Ничто. Более взвешенно и продуманно «философию С.» Малевич изложил к 1927г. Здесь еще раз констатируется, что С. — это высшая ступень Искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума. Искусство, расставшись с миром образов и представлений подошло к пустыне, наполненной «волнами беспредметных ощущений» и попыталось в супрематических знаках запечатлеть ее. Малевич признается, что ему самому стало жутко от открывшейся бездны, но он шагнул в нее, чтобы освободить искусство от тяжести и вывести его на вершину. В этом своем почти мистико-художественном погружении в «пустыню» всесодержащего и изначального Ничто (за нуль бытия) он ощутил, что сущность не имеет ничего общего с видимыми формами предметного мира — она совершенно беспредметна, безлика, без-образна и может быть выражена только «чистым ощущением». А «супрематизм есть та новая, беспредметная система отношений элементов, через которую выражаются ощущения. Супрематизм это тот конец и начало, когда ощущения становятся обнаженными, когда Искусство становится как таковое без-ликое». И если сама жизнь и предметное искусство содержат только «образы ощущений», то беспредметное искусство, вершиной которого является С., стремится передать только «чистые ощущения». В этом плане изначальный первоэлемент С. — черный квадрат на белом фоне — «есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия». Квадрат стал для Малевича тем элементом, с помощью которого он получил возможность выражать самые разные ощущения — покоя, динамики, мистические, готические и т. п. «Я получил тот элемент, через который выражаю те или другие мои бывания в разных ощущениях». Точной формулировки своего понимания термина «ощущение» Малевич не дал. Думается, что речь у него идет о том психологическом отношении, состоянии, которое мы сегодня называем «переживанием», а сами идеи навеяны популярными в тот период махистскими представлениями. В супрематической теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями как беспредметность (см.: Малевич) и безобразность. Оно означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека), его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялся Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность. Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения каких-либо видимых форм (=образо-в=ликов), а во «второй крестьянский период» (к. 20 — нач. 30-х гг.) — условно-обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур (крестьян) без лиц, с «пустыми лицами» — цветными или белыми пятнами вместо лиц (без-ликость в узком смысле). Ясно, что эти «без-ликие» фигуры выражают «дух С.», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны Ничто, метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном» или «Белом» квадратах. И цвет (часто яркий, локальный, праздничный) здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов. Глобальный супрематический апофатизм звучит в «крестьянах» 1928-1932 гг. с предельной силой. В научной литературе стало почти общим местом напомнить фразу из полемики Бенуа и Малевича о «Черном квадрате» как о «голой иконе». «Без-ликие» крестьяне основателя С. могут претендовать на именование супрематической иконой в не меньшей, если не в большей мере, чем «Черный квадрат», если под иконой понимать выражение сущностных (эйдетических) оснований архетипа. Апофатическая (невыразимая) сущность бытия, вызывающая у человека неверующего ужас перед Бездной небытия и ощущение своей ничтожности перед величием Ничто, а у грядущих экзистенциалистов (см.: Экзистенциализм) — страх перед бессмысленностью жизни, выражены здесь с предельным лаконизмом и силой. Человеку же духовно и художественно одаренному эти образы (как и геометрический С.) помогают достичь созерцательного состояния или погрузиться в медитацию. У Малевича было много учеников и последователей в России в 1915-1920 гг., которые объединялись одно время в группе «Супремус», но постепенно все отошли от С. Исследователи усматривают прямое влияние Малевича на весь европейский конструктивизм. Это и верно и неверно. Вокруг Малевича было много подражателей, но ни один из них не проник в истинный дух С. и не смог создать ничего, хоть как-то по-су-ществу (а не по внешней форме) приближающееся к его работам. Это касается и конструктивизма. Конструктивисты заимствовали и развили некоторые формальные находки Малевича, не поняв или резко отмежевавшись (как Татлин) от самого по сути своей гностико-герметического, а в чем-то даже и интуитивно-буддистского духа С. Да и сам Малевич, как интуитивный эстет и приверженец «чистого искусства», резко отрицательно относился к «материализму» и утилитаризму современного ему конструктивизма. Более последовательных продолжателей С. следует искать скорее среди минималистов (см.: Минимализм) и некоторых концептуалистов (см.: Концептуализм) второй половины XX в. Лит.: Elliot D. Russian Art and Society: 1900-1935. N. Y-, 1986; Gray C. Burleigh-Motley M. Russian Experiment in Art: 1863-1922. L., N. Y., 1986. В.Б. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
Рет Репс Репа Ремиз Рем Резус Резит Резист Рез Раут Раус Раст Расизм Рапс Рамс Рами Рам Раис Разум Размет Раз Путем Пурист Пурим Пуризм Пума Пуаз Пту Птр Псаммит Прут Прус Приуз Примус Примета Примат Примас Прима Призма Приз Прием Празем Пра Питер Писуар Пирс Пират Пир Пим Пиза Пие Пиастр Пиар Пзу Петр Пест Пес Перт Перст Перси Перс Пери Пемза Паут Патер Пат Пасти Пастер Парус Парсизм Парс Пари Парез Памир Паз Мутизм Мутаз Муст Муси Мус Мурза Мур Мумие Мум Муза Муар Мтс Мраз Мпс Мпа Митра Мистер Мис Мирт Мирза Мир Мимас Мим Мизер Миаз Метр Метис Метиз Мета Мести Местами Мес Мерс Мерим Мера Мемуарист Мезим Мезап Маузер Мат Мастер Марти Март Марс Мармит Мамур Маис Мазут Мазур Мазер Маз Итр Истра Иса Ирма Ипс Ипат Импаз Имам Изм Зуммер Зима Зет Зер Затес Затем Заступ Засим Запрет Замет Замести Замес Замер Зам Заир Заем Ера Аутизм Аут Атриум Атм Атеизм Асу Астр Астеризм Артем Арт Арест Апис Амур Амт Ампир Ампер Амми Амер Реум Риа Риза Рим Римма Аист Рипус Рис Рита Аир Ритм Руза Русизм Азур Руст Рута Руте Саммит Самум Сап Сапр Сари Сарм Сати Сау Сезам Сема Семит Сатир Азимут Сапер Саз Азу Азурит. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
(лат. supremus — наивысший) — направление в искусстве русского авангарда, основанное в 1913 г. Казимиром Малевичем. Представляет собой разновидность геометрической абстракции, композиции состоят из разноцветных плоскостей в форме квадрата, круга, треугольника, креста и т.п. Малевич считал, что таким образом он выражает абсолютные начала реальности, полученные через творчество в собственном внут-реннем мире художника. Так познается своеобразное беспокойство, «возбуждение» как скрытая сила, управля-ющая состоянием природы и самого художника, и пре-образуется благодаря творчеству в видимое состояние (живопись), не обретая при этом предметного выражения. Теоретические взгляды Малевича были изложены в работах «От кубизма к супрематизму» (1916), а также «О новых системах в искусстве». Идеи супрематизма так-же разделяли К. Л. Богуславская, И. А. Пуни, И. В. Клюн, Н. М. Суетин. Супрематизм оказал сильное влияние на конструктивизм 1920-х годов. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
1) Орфографическая запись слова: супрематизм2) Ударение в слове: супремат`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): супрематизм4) Фонетическая тран. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ, стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, «высший, последний»), которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок.
СУПРЕМАТИЗМ
Лит.: Малевич К. С. От кубизма к супрематизму. Пг., 1916; Его же. Супрематизм. Витебск, 1921.
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
Супрематизм. Эль Лисицкий. «Планетный супрематизм («проун»)». 1919-1920. Бумага, гуашь.
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ, стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, «высший, последний»), которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
— стиль положенный К. С. Малевичем в основу своиххудожественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшейточкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus,»»высший, последний»»), которому свойственны геометрические абстракции изпростейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказалбольшое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевичи его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводилисупрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта(в особенности художественного фарфора), оформление выставок. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
Геометричний напрямок у абстрактному мистецтві, виник бл. 1913 з ініціативи К. Малевича; гол. положенням була теза про супремацію (вивищення) чистого в. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
(от лат. supremus — наивысший) — разновидность абстрактного искусства, стиль, основанный в первой половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. В изобразительных средствах использовались комбинации простейших геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам К. С. Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
-а, м. иск. Разновидность русского абстрактного искусства начала 20 в., выдвинувшего идею беспредметного рисунка, изображения в виде комбинации линий. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИ́ЗМ, у, ч.Формалістична течія в мистецтві початку XX ст., представники якої вдавалися до абстрактного комбінування геометричних фігур або об’є. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ супрематизма, мн. нет, м. (от латин. supremus-высший) (искус.). Формалистическое направление в живописи периода империалистической войны 1914-18 гг., отрицавшее необходимость рисунка, изображения предметов и сводившее живопись к изображению различно окрашенных плоскостей.
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
Ударение в слове: супремат`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: супремат`изм
СУПРЕМАТИЗМ
наивысший — разновидность абстрактного искусства, введенная в 1913 г. русским живописцем К. Малевичем: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), затем также «архитектоны» — наложенные на плоскость объемные формы. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
Rzeczownik супрематизм m suprematyzm m
СУПРЕМАТИЗМ
супремати’зм, супремати’змы, супремати’зма, супремати’змов, супремати’зму, супремати’змам, супремати’зм, супремати’змы, супремати’змом, супремати’змами, супремати’зме, супремати’змах. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ м. Направление в абстрактной живописи начала ХХ в., произведения художников которого отличались комбинированием цветных линий, плоскостей, объемных форм. смотреть
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
-у, ч. Формалістична течія в мистецтві початку 20 ст., представники якої вдавалися до абстрактного комбінування геометричних фігур чи об’ємних форм.
СУПРЕМАТИЗМ
(разновидность абстракционизма; 1914-1918 гг.; художник К. Малевич) Suprematismus
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
супремати́зм (від лат. supremus – найвищий) формалістична течія в мистецтві початку 20 ст., різновидність абстракціонізму.
СУПРЕМАТИЗМ
СУПРЕМАТИЗМ
супрематизм; ч. (лат., найвищий) формалістична течія в мистецтві початку 20 ст., різновидність абстракціонізму.
СУПРЕМАТИЗМ
(2 м)Синонимы: живопись
СУПРЕМАТИЗМ
М мн. нет suprematizm (XX əsrin əvvəllərində rəssamlıqda formalist cərəyan).
Мы продолжаем серию публикаций о внутреннем терроризме в США (см. очерк о состоянии проблемы). В продолжении речь шла о самом распространненом в США виде внутреннего террпризма — об экологическом терроризме.
В США приняты два критерия для квалификации уголовных преступлений, совершенных американскими гражданами на территории США, по части внутреннего терроризма — это следование основанным и развитым в США экстремистским идеологиям и осуществление преступных действий, призванных запугивать или принуждать гражданское население, или влиять на политику правительства.
К носителям экстремистских идеологий внутри белого национализма относятся:
— белые супрематисты и нацисты;
— скинхеды;
— антигосударственные активисты;
— «суверенные граждане»;
— самопровозглашенная «милиция» — «ополчение»;
Белые супрематисты и нацисты. Термин «белый супрематистский экстремизм» (white supremacist extremism, для него часто используется аббревиатура WSE) описывает людей или группы, которые совершают преступные действия во имя идеологии белого супрематизма, т. е. расового превосходства белых. По сведениям Foreign Policy, в мае 2017 года ФБР и Министерство внутренней безопасности выпустили для служебного пользования совместный бюллетень, в котором утверждалось, что белые супрематисты «несут ответственность за 49 убийств в 26 нападениях с 2000 по 2016 год — больше, чем любое другое внутреннее экстремистское движение».
Идеология американского супрематизма утверждает, что белая раса стоит выше всех остальных. Именно носители белой расы создали и поддерживают на планете и в США, в частности, цивилизацию. Из-за особенностей демократической культуры США, благодаря 1-ой поправке к конституции, «белый супрематистский экстремизм» опирается на конституционно защищенную деятельность широкого круга групп, публично пропагандирующих ненависть, начиная от «Ку-клукс-клана» и заканчивая скинхедами. Некоторые из этих групп имеют сложные организационные структуры, членские взносы и собственные медиа подразделения. Кроме того, многие люди в США придерживаются экстремистских убеждений супрематизма, не имея формального членства в какой-либо конкретной организации.
Сила белого супрематизма в США, с одной стороны, кроется в исторической традиции расизма, обусловленного социальной дифференциацией общества с господствующими и подчиненными группами на расовой основе с ХVII века, подкрепляемого в современности бытовой культурой по факту разделенного современного общества, одна часть которого — белые давно преодолели традиционное общество и живут в постмодерне, а другая часть — черные, предпочитают гетто и свое собственное традиционное общество, закрытое расой. Постмодерн и традиционализм сталкиваются в повседневности. В США очень легко стать расистом на почве общественных реалий и быта.
Необходимо отметить и важность исторической традиции официальной сегрегации. На заре США закон о натурализации от 1790 года сформулировал общие правила, которым должно следовать правительство Соединенных Штатов в отношение эмиграционной политики и при предоставлении национального гражданства. Этот закон установил ограничения для натурализации иммигрантов, которые должны были быть только «свободными белыми людьми» и «хорошего морального свойства». Это расовое определение американского гражданства и гражданского общества, вне которого официально стояли цветные, имело последствия в американской идентичности, которые ощущаются до сих пор. Принятая в 1868 году 14-я поправка к конституции США предоставила гражданство чернокожим, родившимся в США. Но она не распространялась на индейцев, считавшихся отдельными народами (нациями). Только через сто лет закон об иммиграции и гражданстве 1965 года открыл натурализацию в США иммигрантам, отличным от традиционных североевропейских и германских групп. В результате этого за последние полвека значительно изменился демографический и расовый состав в США. И тенденция такова, что белые в скором времени превратятся в США в меньшинство. Начиная с 1960-х годов, белый национализм развивался в США, как консервативное движение в части общества, утрачивающего свои прежние позиции. Внешне белый супрематизм начинает выглядеть как защитительная мера. Некоторые люди и организации правой ориентации даже стали утверждать, что белый супрематизм нужен американскому обществу для того, чтобы обеспечивать общественную социальную санитарию.
Сила белого супрематизма в его массовости. Одно исследование от 2016 года показало, что американцы, поддерживающие идеалы супрематизма, в Twitter превосходят числом и качеством сторонников иностранной террористической организации, известной как «Исламское государство» (запрещённая в России террористическая организация — ред.).
Большая часть белых супрематистов США дуалистически делит мир на белых и все другие народы, которые считаются врагами белых. Особая ненависть направлена на афроамериканцев и евреев. Общий расистский исторический рефрен в отношение последних заключается в том, что движение за гражданские права с 1960-х годов якобы преуспело только потому, что евреи организовали его за кулисами и далее поддержали. Супрематисты убеждены, что евреи проводят в США либеральный порядок и мультикультурализм для того, чтобы разложить американское общество. Белые супрематисты верят в принцип расового разделения — сегрегацию и полагают, что современное общество дискриминирует белых.
а) Рокуэлл переосмыслил базовое расовое понятие нацистов — «арийцы», включив в него на расовом основании по принадлежности к «белым» представителей народов Юга и Востока Европы, которых ранее идеология германского нацизма не считала «арийцами»;
2) Рокуэлл отрицал нацистский холокост;
3) Рокуэлл поощрял связь неонацизма с христианской религией. В 1960-х он взаимодействовал с организацией, занимавшейся пропагандой расистской идеологии на основе христианской идентичности. Вспомним, что традиционная германская нацистская идеология апеллировала либо к атеизму, либо к языческим германским культам.
В марте 1959 года Рокуэлл основал Американскую нацистскую партию (ANP). В январе 1967 года он преобразовал ее в Национал-социалистическую партию белых людей (NSWPP), т. е. организационно соединил идеологию неонацизма и белого супрематизма. Рокуэлл изобрел новый девиз-приветствие американских неонацистов — «White Power», вместо прежнего немецкого «Sieg Heil». Надо заметить, что лозунг white power («белая сила») был репликой-ответом на название программной книги «Black Power» лидера движения за права чернокожих «Черные пантеры» Стоукли Кармайкла.
После убийства одним из сопартийцев Рокуэлла его Национал-социалистическая партия белых людей пережила кризис. Вышедший из нее Фрэнк Коллин (род. 1944) в 1970 году основал собственную Национал-социалистическую партию Америки (NSPA).
Из другого осколка ANP Роберт Бреннен и Клифф Черрингтон в 1974 году основали Национал-социалистическое движение (NSM). На сегодняшний момент именно NSM остается крупнейшей неонацистской группировкой в США. По состоянию на 2008 год в ней числилось около 500 членов и сочувствующих по всей территории Соединенных Штатов. Национал-социалистическое движение гибко относится к партийному членству, позволяя членам партии также участвовать в других белых экстремистских организациях.
В течение 1980-х годов в Соединенных Штатах среди белых националистов наблюдалась активность, получившая название «неофолькиш» (neo-völkisch). Это было искусственное подражание немецкому культурному консервативному национализму конца ХIХ — начала ХХ века с оборонительным утверждением белой идентичности против модерна, либерализма, иммиграции, мультирасиализма и мультикультурализма. Некоторые из последователей «неофолька» являлись неонацистами и белыми супрематистами. Одной из особенностей «неофолька» стал всплеск интереса к неоязычеству с ориентацией на германскую и германо-скандинавскую мифологию. Религиозная и эзотерическая тематика ведет к тому, что часто «нео-фольк» приобретает характер новых религиозных движений. В крайних формах это можно наблюдать сейчас в США в неонацистских субкультурах в виде эзотерического гитлеризма и нацистского сатанизма. Подобная экзотика соседствует с практикой, когда руководство неонацистского национал-социалистического движения намеренно избегает риторики насилия и террористического ярлыка, изображая свою деятельность, как конституционную и ненасильственную. Но это только маскировка.
Что касается практического действия, то одним из ключевых идеологических руководств у американских нацистов и супрематистов числится роман-антиутопия Уильяма Пирса «Дневники Тернера», изданный в 1978 году. Пирс (1933−2002), по образованию физик и до 1966 года профессор Орегонского университета, сначала в 1960-е годы был близким соратником лидера американских нацистов Джорджа Линкольна Рокуэлла, а потом сам стал основателем в 1974 году ультраправого Национального альянса.
Роман Пирса стал самой читаемой книгой среди крайне правых экстремистов. Роман отражает собственные расистские взгляды автора и его религиозную философию. Утверждают, что всего в США было продано 500 тыс экземпляров этой книги. Значение художественного произведения для провоцирования террористической активности нельзя игнорировать, памятую собственный российский отечественный опыт. Во второй половине ХIХ века роман Николая Чернышевского «Что делать?» вдохновил первое поколение российских революционных экстремистов — сторонников «прямого действия» — «хождения в народ» и российских террористов из «Народной воли».
Многие белые супрематисты верят в существование в США в Вашингтоне «сионистского оккупационного правительства» (Zionist Occupied Government, ZOG). Согласно этой концепции, федеральное правительство США контролируется и манипулируется в интересах международного еврейства. ZOG, в свою очередь, контролирует в США средства массовой информации, искусство, религию, науку и образование
Некоторые суверенные граждане пытаются ограничить формальные связи с тем, что они считают «незаконным режимом». Для этого «суверенные граждане» в некоторых случаях создавали фиктивные организации и использовали поддельные валюты, паспорта, номерные знаки и водительские удостоверения.
Следование взглядам «суверенных граждан» и пропаганда их идеологии не является преступным действием в США, и многочисленные приверженцы движения «суверенных граждан» проявляют свои убеждения конституционным путем, в том же Интернете. Идеи, лежащие в основе движения «суверенов», возникли в 1970-х годах в связи с деятельностью крайне правой группы Posse Comitatus. На начальном этапе движения в его идеологии просматривались идеи белого супрематизма, но потом движение развилось дальше в направление антиправительственного активизма. В 1990-х годах в движение «суверенных граждан» было вовлечено 250 тыс последователей, и оно отметилось противостоянием с ФБР одной из своих групп, известной, как Freeman Montana. В 2010 году американская правозащитная организация «Южный центр борьбы с нищетой» (SPLC) оценила, что примерно 100 тыс американцев являются «правоверными суверенными гражданами», а еще 200 тыс начали с проверки «суверенных методов» противодействия всему: от штрафов по превышению скорости до обвинений по делам о наркотиках.
Движение «суверенов» включает в себя несколько организованных групп. Например, «Республика для Соединенных Штатов Америки» (RuSA) базируется на штате Алабама. RuSA является преемником группы «Хранители свободных Республик» (GFR), которая прославилась тем, что в 2010 году направила письма губернаторам всех 50 штатов США с призывом к ним покинуть их пост. По оценке ФБР, «суверены действуют как люди без установленного руководства и объединялись только в слабо связанные группы для обучения, помощи друг другу в оформлении документов, или общения и обсуждения идеологии». В движении участвуют лидеры, которые известны по обращениям в Интернете, в печатных изданиях или через семинары-практикумы. Влияние этих «гуру» очень важно для «суверенов».
Из преступной деятельности «суверенов» известны еще использование и продажа фальшивых дипломатических паспортов и дипломатических номерных знаков. Они широко практикуют т. н. «бумажный терроризм», который можно определить, как ненасильственные преступные действия, совершаемые гражданами, и связанные с подачей мошеннических исков в суды и налоговые органы на противников движения или государственных служащих в надежде на то, что таким способом можно будет запугать их и лишить уверенности в противостоянии с «суверенами».
Таким образом, в ФБР признают, что в случае с белым супрематизмом федеральному государству противостоят люди идейные — идеалисты, готовые отдать жизнь за свою идею. Страстный эгалитаризм, романтическая готовность к самопожертвованию, кодекс чести, бесстрашие перед лицом смерти — это традиционные ценности американского радикализма. И супрематистские заговорщики здесь не являются исключением.
(1) Четырнадцать слов Лейна — это «We must secure the existence of our people and a future for white children». Последователи супрематизма изображают этот лозунг Лейна простым числом «14». Число «14» считается в США главным символом ненависти супрематистов. Если к числу 14 добавляются еще две восьмерки, и формула приобретает подобный вид — «1488» или «14/88», то это отсылка к неонацизму, поскольку цифра 8 является обозначением латинской буквы «H», и две восьмерки обозначают «Heil Hitler». Заметим, что Центральный Организационный Комитет «Русского марша» 3 ноября 2013 года утвердил для своего мероприятия следующий русифицированный вариант 14-ти слов Лейна: «Мы должны сохранить нашу русскую землю ради будущего нашего народа и будущего русских детей».