Что такое сур в таможне

Что такое сур в таможне

Для целей настоящей главы используются понятия, которые означают следующее:

1. Процесс управления рисками таможенными органами включает в себя:

1) сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;

3) описание индикатора риска;

4) определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;

5) разработку и утверждение профилей рисков;

6) выбор объектов таможенного контроля;

7) применение мер по минимизации рисков;

8) анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

2. В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы могут осуществлять категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.

3. При реализации процесса управления рисками таможенные органы преимущественно используют информационные системы и информационные технологии.

4. Реализация таможенными органами процесса управления рисками осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

5. Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов.

6. Комиссия вправе определять области рисков, в отношении которых таможенным органам рекомендуется утвердить профиль рисков и применить меры по минимизации рисков.

1. Таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.

2. Таможенные органы используют систему управления рисками для проведения таможенного контроля в период нахождения товаров под таможенным контролем и в сроки, установленные абзацами третьим и четвертым пункта 7 статьи 310 настоящего Кодекса, а также для проведения таможенного контроля в соответствии с пунктом 8 статьи 310 настоящего Кодекса.

3. Основными целями использования таможенными органами системы управления рисками являются:

1) обеспечение эффективности таможенного контроля;

2) сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов;

3) создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.

4. Законодательством государств-членов могут устанавливаться дополнительные цели применения таможенными органами системы управления рисками, в том числе исходя из задач и функций, возложенных на таможенные органы.

5. Таможенные органы могут использовать систему управления рисками при проведении иных видов государственного контроля (надзора), возложенного на них международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов.

6. Стратегия и тактика применения таможенными органами системы управления рисками, а также порядок ее функционирования устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Источник

Приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»

В целях совершенствования процедур таможенного оформления, направленных на формирование благоприятных условий по ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, сокращение времени таможенного оформления и повышение эффективности таможенного контроля на основании положений статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066) ПРИКАЗЫВАЮ:

2. Начальникам структурных подразделений ГТК России применять положения Концепции при подготовке нормативных правовых актов ГТК России, а также при разработке предложений по вопросам совершенствования процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, обеспечить ознакомление личного состава подчиненных таможенных органов с положениями Концепции.

4. Заместителю председателя ГТК России А.А.Каульбарсу осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
М.В.Ванин

Приложение
к приказу ГТК России
от 26.09.2005 N 1069

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу.

Вступление в силу новой редакции Таможенного кодекса, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом и Правительством Российской Федерации на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР) *1.

Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ГТК России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для построения эффективной СУР.

— имеющих устойчивый характер;

— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

— подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

— затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Положительный результат применения в деятельности таможенных органов СУР подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран.

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование СУР, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.) *2:

— таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

— при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

— таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

— таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:

— сокращение времени таможенного оформления;

— прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

— партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

*2 Kyoto Convention (1999). General Annes, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls.

— товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации:

— транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;

— сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;

— деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

— деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

— результаты применения форм таможенного контроля;

Основные задачи СУР:

— создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;

— разработка методик (программ) по выявлению рисков;

— определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;

— выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;

— оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;

— определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;

— разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;

— разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;

— контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;

— оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;

— накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

— принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

— принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

— принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);

— принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

— принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволит таможенным органам:

— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;

— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;

— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;

— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

— сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ГТК России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

5.1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

— статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;

— о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

— поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

— о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

— о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

— о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

— о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

— заявляемой при осуществлении таможенных операций;

— о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;

— о транспортных логистических схемах.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определение необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.

В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ГТК России.

5.2. Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

— совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

— таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

— критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

— индикаторов риска (граничных количественных: показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

— оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

5.3. Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

— прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

5.4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

Осуществляемые меры могут принести разный по величине эффект и оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности (совершенствование процедур таможенного контроля, фискальную, правоохранительную):

— пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

— на эффективность таможенного контроля;

— на полноту взысканных таможенных платежей;

— на ускорение товарооборота;

— на расходы таможенных органов и лиц, перемещающие товары, связанные с проведением таможенного контроля;

— на изменение времени таможенного оформления.

При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.

Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

* Нумерация раздела 6 приведена в соответствии с оригиналом текста документа.

Внедрение СУР предполагает следующие этапы:

— анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;

— разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;

— осуществление систематизации принимаемых мер по минимизации рисков;

— определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;

— расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;

— внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков;

— внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;

— создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.

Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.

Источник

Система управления рисками в таможенном контроле

Экономическое развитие Российской Федерации в настоящее время невозможно без активной экспортно-импортной деятельности, без привлечения иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая политика Российской Федерации направлена на интеграцию с мировой экономикой, активное включение в международную торговлю, которое предписывает соблюдение Российской Федерацией основных принципов Киотской конвенции. Реализация конвенционных начал, направленных на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может привести к снижению уровня экономической безопасности государства.

Постоянная тенденция к увеличению внешнеторгового оборота и вместе с тем ограниченные возможности содержания таможенной службы требуют от таможенной службы постоянного совершенствования, заставляют искать оптимальные формы и механизмы осуществления своих функций.

Одной из наиболее значимых задач таможенных органов является контроль над соблюдением участниками ВЭД установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В то же время в свете вступления Российской Федерации в систему международных хозяйственных отношений соблюдение интересов участников экспортно-импортных операций также является важной частью государственной политики.

Система управления рисками

В Австрии в 1995 г. впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе. Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров.

Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни. Несмотря на то что институту анализа и управления рисками в Таможенном кодексе РФ посвящена только одна статья, она создает правовую предпосылку для активного внедрения в таможенной службе Российской Федерации системы управления рисками.

Данный принцип имеет демократическую и альтернативную основы. Например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) главы дипломатических представительств иностранных государств в России, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам. В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов.

Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, степень «жесткости» применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.

Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

Формы контроля

Новеллой российского таможенного законодательства является переход от тотального контроля к его выборочности, основанной на системе управления рисками. Следует отметить, что данная система в практику деятельности таможенных органов Российской Федерации внедрена и применяется с августа 2004 г., однако уже можно с уверенностью признать ее большое значение при организации таможенного контроля. Именно использование СУР позволяет находить компромисс между обеспечением эффективного контроля соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны и содействием развитию торговли.

Таможенный контроль теперь осуществляется на основе системы анализа и управления рисками, т.е. выборочно по тем товарам и грузам, которые сопряжены с рисками для экономики, безопасности государства, для здоровья граждан и т.п.

Фактически таможенный контроль как самостоятельное действие проявляется только при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях применение мер контроля является составной частью таможенного оформления.

Риск реализуется в виде профилей рисков, которые могут быть:
— обязательными (например, для особых категорий товаров);
— целевыми;
— случайными.

Одно из основных направлений внедрения СУР

Одним из основных направлений внедрения СУР является реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику ВЭД необходимо идентифицировать получаемый им товар.

Согласно п. 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства, т.е. представляет качественное содержание современного таможенного администрирования. К таким ресурсам можно отнести профессиональный кадровый состав таможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможенную инфраструктуру, информационные ресурсы.
Основными компонентами управления рисками являются таможенное инспектирование финансово-хозяйственной деятельности импортеров, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, контроль правильности заполнения таможенных документов.

Принципы управления рисками

Принципы управления рисками, соответствующие мировой практике и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, под которыми понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности его результатов.

Применение СУР в развитых таможенных администрациях мира показало, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля могут использоваться не только сведения о товарных партиях, но и практика ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. В связи с этим появилась необходимость субъектного подхода при организации таможенного контроля, результатом которого должно стать возможное отнесение участников ВЭД либо к группе риска, либо к категории добросовестных субъектов, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала. С этой целью таможенными органами используется технологическая схема, предусматривающая применение в процессе таможенного оформления и таможенного контроля двух видов коридоров: зеленого и красного. Если принято решение о направлении поданной декларации по зеленому коридору, то товар сразу, после уплаты таможенных платежей, выпускается в свободное обращение. При этом ускорение и упрощение процедур таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра. В случае принятия решения о направлении поданной декларации по красному коридору проводятся документальный контроль и полный или частичный досмотр товаров и транспортных средств.

Применение подхода, основанного на методах управления рисками, к таможенному контролю

ВТО предполагает, что применение подхода к таможенному контролю, основанного на методах управления рисками, позволит таможенным службам:
— сосредоточить внимание на областях повышенного риска и тем самым более эффективно использовать свои ресурсы;
— повысить возможности выявления таможенных правонарушений, а также участников внешней торговли и пассажиров, не соблюдающих требований таможенного законодательства;
— предоставить законопослушным участникам внешней торговли и пассажирам более благоприятные условия;
— ускорить торговлю и передвижения.

Таким образом, Таможенный кодекс РФ предусматривает в качестве основы регулирования таможенного контроля принцип анализа и управления рисками, на основании которого должны выявляться товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и определяться степень такой проверки.

Для таможенной службы система управления рисками является достаточно новым инструментом таможенного контроля, который должен сыграть решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечении информационного обмена и развитии таможенно-торгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами ВТО.

Система управления рисками объединяет ряд новейших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector