Что такое сурдина для гитары

Сурдина

Surdina«Под сурдинку» – такое выражение употребляют, когда хотят сказать, что нечто было сказано или сделано незаметно, тихо. Оно пришло из мира музыки. Сурдиной называется особое приспособление, уменьшающее силу звука, делающее его более тихим (называние происходит от латинского слова surdus, означающего «глухой»). Самое первое упоминание о сурдине относится к XVII столетию. Французский композитор Жан Батист Люлли во многих своих произведениях требует от оркестрантов «не снимать сурдин раньше, чем это обозначено» – ведь к тембровой стороне звука он относился очень трепетно.

Существуют сурдины для разных музыкальных инструментов, особенностями которых определяется их конструкция. Сурдина для струнно-смычковых инструментов напоминает гребешок с тремя зубцами (маленький для скрипки или альта, более крупный для виолончели), который надевают на подставку. Сурдину изготавливают из дерева, кости или даже легких металлов, а в современном мире сурдина может быть пластмассовой. По-иному выглядит сурдина для медных духовых – это втулка, которую вставляют в раструб. Изготавливают такие втулки из дерева, папье-маше, пластмассы или алюминия, снабжая пробковыми накладками. У кларнетистов, гобоистов и фаготистов нет специального приспособления такого рода, но при необходимости сурдину им с успехом заменяет… обычный платок, который музыкант складывает в несколько раз и помещает в раструб (правда, такой прием несколько ограничивает диапазон инструмента.

Изначальная функция сурдины – уменьшать громкость звука, иногда композиторы даже требуют от музыкантов целиком исполнять пьесу с сурдиной, если музыкальный образ требует приглушенного звучания (так поступил, например, Морис Равель в «Колыбельной на имя Габриеля Форе» – ведь колыбельные песни никогда не звучат громко). Но это приспособление изменяет не только громкость, но и тембр – и примерно с 1830-х гг. композиторы словно «открыли» эту возможность и стали широко использовать ее. Одним из первых применил сурдину в такой ипостаси Гектор Берлиоз. В начале заключительной части его «Фантастической симфонии», живописующей картину шабаша ведьм, тромбоны и валторны не звучали бы так призрачно-зловеще, если бы не играли с сурдиной. Более того – с сурдиной можно играть не только тихо, и тогда возникают особые тембровые эффекты. Например, в пьесе «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига именно использование сурдин создает тот «матовый» тембр у струнных, который передает всю трагичность происходящего. В «Уральском напеве» из сюиты «Время, вперед!» Георгия Васильевича Свиридова медные духовые с сурдинами подражают звучанию азиатских народных инструментов.

Все права защищены. Копирование запрещено

Подобные посты

Период

Существует множество музыкальных форм. Среди них есть и крупные (например, сонатная), и небольшие – например, двухчастная или трехчастная. Но какая из музыкальных форм является наименьшей? Это форма, которая называется периодом. Можно сказать, что само слово «период» концентрирует в себе основную функцию музыкальной формы – организовывать музыку во времени, ведь за пределами музыкального искусства этим словом […]

Думка

Изучая музыкальные термины, нетрудно прийти к мысли, что все они до единого пришли из итальянского языка. Это не так – итальянских слов в арсенале музыкантов действительно немало, но есть и другие – французские, немецкие и даже славянские. К числу последних принадлежит название думки – жанра, пришедшего из фольклора в профессиональную музыку в эпоху романтизма. […]

Генерал-бас (Basso continuo)

«Для скрипки и basso continuo» – подобную формулировку часто можно встретить в старинной музыке. Что же имели в виду композиторы – кто или что сопровождает скрипку или другой инструмент в таком случае? У этого явления много названий: basso continuo, генерал-бас, цифрованный бас. Речь идет об особом способе сокращенной записи многоголосной фактуры, который начали использовать […]

Источник

Сурдина

Сурди́на (итал. sordino от sordo — «глухой») — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр.

Содержание

Применение сурдины

Сурдина на струнных инструментах

200px Mute on cello

magnify clip

На смычковых струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина — небольшой зажим в виде деревянного или металлического гребешка, который надевается на подставку и сковывает её вибрацию. Таким образом, звук инструмента становится мягче и глуше. На контрабасе сурдина, как правило, не используется, так как его звук сам по себе несколько глуховат и не нуждается в ослаблении.

Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.

Сурдина на духовых инструментах

220px TrumpetMutes

magnify clip

У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип сурдины указывается композитором.

Чаще всего сурдины используются на трубе и тромбоне, реже — на валторне, так как приглушить звук на этом инструменте можно, просто вводя в раструб кулак свободной правой руки.

В джазе на трубе и тромбоне применяются самые разнообразные типы сурдин, иногда до неузнаваемости меняющие тембр инструмента или используемые для специальных эффектов — кваканья («wah-wah»), рычания и др.

Идиоматическое использование

В русском языке идиома «под сурдинку» означает «втихомолку», «украдкой», что соответствует назначению сурдины как приспособления для приглушения звука.

Полезное

Смотреть что такое «Сурдина» в других словарях:

СУРДИНА — (фр. sourdine, ит. sordino, от лат. surdus глухой). Приспособление, служащее для ослабления звучности инструментов и для придания им более нежности и мягкости выражения. Играть под сурдинкою значить играть втихомолку. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

СУРДИНА — СУРДИНА, сурдинка, франц. трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при) глушить резкость звука, и подобное приспособленье у других инструментов; глушник. | В репетичн. часах, пружинка, не дающая молоточку бить по барабану … Толковый словарь Даля

сурдина — сурдинка, приглушка Словарь русских синонимов. сурдина сущ., кол во синонимов: 4 • глушник (4) • … Словарь синонимов

сурдина — ы, ж. sourdine f. 1. Трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при)глушить резкость звука, и подобное приспособление у других инструментов; глушник. Даль. Приспособление в виде в виде гребешка, надеваемое на струны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СУРДИНА — (сурдинка) (франц. sourdine итал. sordina, от лат. surdus глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра … Большой Энциклопедический словарь

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — СУРДИНА, ы, жен. и СУРДИНКА, и, жен. В музыкальных инструментах: приспособление для приглушения и уменьшения силы звуков и частичного изменения их тембра. • Под сурдинку (сделать, сказать) что (разг.) тайком, втихомолку, незаметно. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

СУРДИНА — Быть может, вам приходилось слышать выражение «под сурдинку»? Так говорят о чем то, что сделано тихо, незаметно, так, чтобы не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из музыки, от принадлежностей музыкального инструментария.… … Музыкальный словарь

Источник

Этимология выражения Под сурдинку

Существует единодушное мнение экспертов, что выражение «под сурдинку пришло к нам из жаргона музыкантов.
«Под сурдинку
Сурдинка в языке музыкантов – небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук того или другого музыкального инструмента. Слово это происходит от латинского «сурдус» – «глухой». Играть «под сурдиной» в музыке и значит пользоваться таким приспособлением. В общей же речи словосочетание «под сурдинку» применяется в смысле: украдкой, втихомолку, стараясь не привлекать к себе внимания.
Хочется обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, перед нами типичный случай такого ходового выражения, которое родилось не в народной гуще, а, напротив того, среди образованных людей. Во-вторых, как это ни странно, слову «сурдинка» близко, родственно совсем на него не похожее слово «абсурд» (чушь, нелепость); «ab surdo» – по-латыни «от глухого», то есть «то, что можно услышать от глухого человека», чепуха.» [1]
«Что означает под сурдинку
сурдинка, сурдина — специальное устройство при игре на музыкальных инструментах, позволяющее сделать звук глуше, тише. Для сольной, ансамблевой и оркестровой игры используются сурдины, которые изменяют звук в разной степени, но не заглушают его сильно. Для занятий используются так называемые «ночные сурдины», глушилки, которые очень сильно глушат звук и позволяют заниматься не причиняя беспокойства окружающим. Иносказательно «под сурдинку» — потихоньку, втихомолку, украдкой, тайком.» [2]
«Под сурдинку
Тайком, незаметно.
Если хотят сделать что-то втихомолку, втайне, не привлекая излишнего внимания, то можно сказать — действуют под сурдинку.
Это выражение пришло из речи музыкантов: сурдинкой (сурдиной) называют специальное приспособление, которым можно ослабить, приглушить звучание некоторых музыкальных инструментов.
Глагол «приглушить» напоминает нам о том, что само слово «сурдина» происходит от латинского слова «сурдус» — «глухой».
Любопытно, что похожее выражение «делать под шумок» таит в себе противоположное «звуковое» слово.
Оба выражения оказываются образными, но по-разному: под сурдинку —тихо, как при игре с сурдиной; под шумок — пока все кругом шумят и ничего не слышат.» [3]

Рис. 1. Сурдинка для духового музыкального инструмента

Однако, на мой взгляд, происхождение слова «сурдинка» гораздо древнее современного понимания оттого, что слово «сурдинка» является искажением слова «сиринга». Сиринга – духовой музыкальный инструмент греческого происхождения.

Рис. 2. Сиринга – флейта Пана

Таким образом, слова сурдинка, сиринга, сорока, абсурд, surdus оказались в одном коренном ряду, как это ни странно.

Источник

Сурдина

Surdina«Под сурдинку» – такое выражение употребляют, когда хотят сказать, что нечто было сказано или сделано незаметно, тихо. Оно пришло из мира музыки. Сурдиной называется особое приспособление, уменьшающее силу звука, делающее его более тихим (называние происходит от латинского слова surdus, означающего «глухой»). Самое первое упоминание о сурдине относится к XVII столетию. Французский композитор Жан Батист Люлли во многих своих произведениях требует от оркестрантов «не снимать сурдин раньше, чем это обозначено» – ведь к тембровой стороне звука он относился очень трепетно.

Существуют сурдины для разных музыкальных инструментов, особенностями которых определяется их конструкция. Сурдина для струнно-смычковых инструментов напоминает гребешок с тремя зубцами (маленький для скрипки или альта, более крупный для виолончели), который надевают на подставку. Сурдину изготавливают из дерева, кости или даже легких металлов, а в современном мире сурдина может быть пластмассовой. По-иному выглядит сурдина для медных духовых – это втулка, которую вставляют в раструб. Изготавливают такие втулки из дерева, папье-маше, пластмассы или алюминия, снабжая пробковыми накладками. У кларнетистов, гобоистов и фаготистов нет специального приспособления такого рода, но при необходимости сурдину им с успехом заменяет… обычный платок, который музыкант складывает в несколько раз и помещает в раструб (правда, такой прием несколько ограничивает диапазон инструмента.

Изначальная функция сурдины – уменьшать громкость звука, иногда композиторы даже требуют от музыкантов целиком исполнять пьесу с сурдиной, если музыкальный образ требует приглушенного звучания (так поступил, например, Морис Равель в «Колыбельной на имя Габриеля Форе» – ведь колыбельные песни никогда не звучат громко). Но это приспособление изменяет не только громкость, но и тембр – и примерно с 1830-х гг. композиторы словно «открыли» эту возможность и стали широко использовать ее. Одним из первых применил сурдину в такой ипостаси Гектор Берлиоз. В начале заключительной части его «Фантастической симфонии», живописующей картину шабаша ведьм, тромбоны и валторны не звучали бы так призрачно-зловеще, если бы не играли с сурдиной. Более того – с сурдиной можно играть не только тихо, и тогда возникают особые тембровые эффекты. Например, в пьесе «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига именно использование сурдин создает тот «матовый» тембр у струнных, который передает всю трагичность происходящего. В «Уральском напеве» из сюиты «Время, вперед!» Георгия Васильевича Свиридова медные духовые с сурдинами подражают звучанию азиатских народных инструментов.

Все права защищены. Копирование запрещено

Подобные посты

Период

Существует множество музыкальных форм. Среди них есть и крупные (например, сонатная), и небольшие – например, двухчастная или трехчастная. Но какая из музыкальных форм является наименьшей? Это форма, которая называется периодом. Можно сказать, что само слово «период» концентрирует в себе основную функцию музыкальной формы – организовывать музыку во времени, ведь за пределами музыкального искусства этим словом […]

Думка

Изучая музыкальные термины, нетрудно прийти к мысли, что все они до единого пришли из итальянского языка. Это не так – итальянских слов в арсенале музыкантов действительно немало, но есть и другие – французские, немецкие и даже славянские. К числу последних принадлежит название думки – жанра, пришедшего из фольклора в профессиональную музыку в эпоху романтизма. […]

Генерал-бас (Basso continuo)

«Для скрипки и basso continuo» – подобную формулировку часто можно встретить в старинной музыке. Что же имели в виду композиторы – кто или что сопровождает скрипку или другой инструмент в таком случае? У этого явления много названий: basso continuo, генерал-бас, цифрованный бас. Речь идет об особом способе сокращенной записи многоголосной фактуры, который начали использовать […]

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector