- Сурдины для занятий на трубе
- Строй и интонирование при игре на трубе
- Строй и интонирование при игре на трубе
- Как самому сделать сурдину для трубы
- Труба: Краткий обзор
- Общие сведения
- о конструкции
- Общие сведения о технике игры
- Несколько слов о сурдине
- Многообразие существующих вариаций трубы
- Сурдины для трубы. Какие они бывают
- Şərh • 14
- Сурдины для трубы. Какие они бывают
- KOMMENTARE • 14
Сурдины для занятий на трубе
#Вопросы из ваших комментариев#
Начну со второй части вопроса, она более важная.
###Разумное/допустимое соотношение занятий с сурдиной и без
Слишком много факторов, чтобы называть точные цифры. В первую очередь, не стоит заниматься с сурдиной, если есть малейшая возможность других решений. 30-60 минут полноценных занятий пару раз в день лучше нескольких часов с сурдиной. Можно поискать класс для занятий поблизости. Сейчас этот бизнес все больше развивается и цены довольно демократичные — 100-200 рублей/час.
Основная проблема, которую пытаются решить производители — приблизить сопротивление инструмента с сурдиной к сопротивлению без нее. Естественно, это сложно, потому что требуется заткнуть/прикрыть отверстие, чтобы снизить уровень звука, не повысив при этом сопротивление. И пока до конца не решили проблему изменения сопротивления, при использовании сурдины будут другие ощущения в губах, дыхании. Т.е. мозг привыкает к не соответствующему реальности соотношению усилий и выдаваемого результата в звучании.
Для сравнения можно взять езду на легковушке и грузовике: руль и колеса вроде у обоих, но сила и точность нужна разная, и вписываться в поворот вы будете по-разному. Когда вы занимаетесь с сурдиной, то учитесь контролировать позиции нот с другими данными. Они отличаются от игры на трубе без сурдины.
Так что, используем одно простое правило для занятий с сурдиной — «чем меньше, тем лучше». И желательно после сурдины поиграть «живым» звуком, чтобы вспомнить ощущения инструмента без нее.
Если есть идеи по совершенствованию продукта — welcome в команду разработчиков следующих версий :).
###Какую сурдину выбрать для занятий дома:
Две лучших и удобных на данный момент:
Silent Brass от Yamaha и Warm-up Mute от Best Brass.
И те и другие — японцы.
Warm-up Mute от Best Brass выглядит как обычная сурдина, только меньшего размера. Стоимость около 10 000 р.
Silent Brass (SB7X) от Yamaha поставляется с наушниками. С ними можно контролировать звучание, строй. Также можно наложить эффект зала. Однако, постоянно пользоваться этой функцией имитации звучания я не рекомендую в связи с описанными выше причинами. Мозг должен понимать различие звучания с сурдиной и без нее. В этом плане сурдина от Yamaha имеет больше гибкости: можно использовать наушники, а можно пользоваться только сурдиной. Стоимость около 15 000 р.
Обе сурдины можно заказать в Evterpa. Владелец магазина — трубач, поэтому трубачи всегда услышат компетентный ответ на вопросы :). По секретному слову “SilverT” скидка 5%
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Строй и интонирование при игре на трубе
Сегодня хотел бы поделиться с вами информацией по теме строя при игре на трубе.
### Что такое «играть стройно» и интонирование
Строй — соответствие настройки инструмента общепринятому звучанию инструмента или звучанию ансамбля.
Интонирование — умение слышать и корректировать строй в процессе исполнения с помощью других средств, кроме основной настройки инструмента.
Часто вопрос строя поднимают относительно соответствия с тюнером. Если стрелка в «зеленой зоне», значит нота в допустимом диапазоне, нота строит с тюнером. Такая тренировка имеет место, но для трубача важнее несколько иное соответствие — играть стройно с другими музыкантами.
Понимание данного материала является критически важным для обучения игре на трубе и других инструментах, где высота звука не является зафиксированной, как на фортепиано. Пианисту нет необходимости контролировать строй нот во время исполнения, за него это сделает настройщик. Трубачу же, необходимо контролировать строй в процессе игры. Кроме того, при игре на трубе есть факторы, влияющие на строй, которые не зависят от исполнителя. Такие, как температура внешней среды, выбранный эквипмент (мундштук, инструмент, сурдина и т.д.), высота настройки рояля на выступлении или даже состояние самого исполнителя.
Поэтому трубачу особенно важно тренировать слух. Писать про то, что нужно услышать смысла большого не имеет. И для наглядности (наслышности?) я записал видео.
### Как понять, что звучит стройно
Чтобы научиться различать стройную и нестройную игру на слух нужно для начала услышать разницу, тоже на слух.
Услышать, как звук сливается в один. Научиться слышать различие, когда звук ниже или выше референса (пример, от которого отталкиваемся).
1 — соль первой октавы на фортепиано — труба стройно с ним.
2 — сильно выдвигаю основной крон, и нота с фортепиано не строит — низит. Затем подтягиваю строй губами.
3 — задвигаю до конца основной крон — нота высит. Затем понижаю ее губами.
Частая ошибка у начинающих — играть ноту еще до того, как прозвучит референс. Последовательность действий такова: послушать референс — сыграть и слушать, чтобы ваш строй совпал с ним.
### Основная настройка инструмента и слушание в процессе исполнения
Основная настройка инструмента происходит перед началом выступления. Ее цель — максимально точно настроить инструмент с другими музыкантами. Для этого первичная настройка должна происходить в удобном регистре и удобной громкости. Максимально приближенные условия к последующему выступлению.
Скорректировать основной строй может понадобиться и во время исполнения. Например, если в помещении становится жарко, инструмент нагреется и строй инструмента неизбежно поползет вверх. Холодно — наоборот. При использовании сурдины или смене мундштука/инструмента строй тоже может измениться. Все это поправляется основным кроном трубы. В определенных пределах можно компенсировать строй губами, как показано в видео выше. Но это не рациональная трата ресурсов. И сложно играть с легкостью, когда твоя голова занята подстройкой каждой ноты. Таким образом, основная настройка не гарантирует, что инструмент будет строить в процессе. Но она очень важна для того, чтобы свести к минимуму необходимость дополнительных усилий в подстройке в момент исполнения.
### Как тренировать слух, чтобы играть стройно
Как я уже упоминал, часто этим занимаются с тюнером. И часто это звучит как плавающий звук, потому что ученик начинает гоняться за стрелкой тюнера, пытается ее зафиксировать. Особенно сложно это дается начинающим, потому что пока не хватает уровня контроля дыхания, чтобы держать устойчивый звук. Получается не столько слуховая, сколько визуальная работа. Но играть по тюнеру и строить с другими музыкантами — не одно и то же. И особенно это важно при игре на трубе. Важнее идеального строя с тюнером слышать, строите ли вы с другими музыкантами. Исходя из этой мысли приходит и решение — нужно применять другие инструменты, учиться слышать строй с ними. Ловить строй на слух, а не визуально.
Для этого нужно фортепиано или любой другой инструмент с фиксированной высотой ноты. Если нет фортепиано это может быть электронный инструмент. Или, на худой конец, тот же тюнер, который умеет издавать звуки определенной высоты.
Помните, что самая распространенная труба играет в строе «Сиb» и является транспонирующим инструментом. Фортепиано играет в строе «До». Т.е. мы играем ноту «до» по высоте, а звучит из трубы»cиb». Зачем это сделано — тема отдельного поста :). Главное сейчас разобраться, что для того, чтобы звучала одинаковая нота, нужно сыграть на трубе ноту на два полутона выше, чем на фортепиано. «сиb» на фортепиано = «до2» на трубе. «до2″=»ре2» и так далее.
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Строй и интонирование при игре на трубе
Сегодня хотел бы поделиться с вами информацией по теме строя при игре на трубе.
### Что такое «играть стройно» и интонирование
Строй — соответствие настройки инструмента общепринятому звучанию инструмента или звучанию ансамбля.
Интонирование — умение слышать и корректировать строй в процессе исполнения с помощью других средств, кроме основной настройки инструмента.
Часто вопрос строя поднимают относительно соответствия с тюнером. Если стрелка в «зеленой зоне», значит нота в допустимом диапазоне, нота строит с тюнером. Такая тренировка имеет место, но для трубача важнее несколько иное соответствие — играть стройно с другими музыкантами.
Понимание данного материала является критически важным для обучения игре на трубе и других инструментах, где высота звука не является зафиксированной, как на фортепиано. Пианисту нет необходимости контролировать строй нот во время исполнения, за него это сделает настройщик. Трубачу же, необходимо контролировать строй в процессе игры. Кроме того, при игре на трубе есть факторы, влияющие на строй, которые не зависят от исполнителя. Такие, как температура внешней среды, выбранный эквипмент (мундштук, инструмент, сурдина и т.д.), высота настройки рояля на выступлении или даже состояние самого исполнителя.
Поэтому трубачу особенно важно тренировать слух. Писать про то, что нужно услышать смысла большого не имеет. И для наглядности (наслышности?) я записал видео.
### Как понять, что звучит стройно
Чтобы научиться различать стройную и нестройную игру на слух нужно для начала услышать разницу, тоже на слух.
Услышать, как звук сливается в один. Научиться слышать различие, когда звук ниже или выше референса (пример, от которого отталкиваемся).
1 — соль первой октавы на фортепиано — труба стройно с ним.
2 — сильно выдвигаю основной крон, и нота с фортепиано не строит — низит. Затем подтягиваю строй губами.
3 — задвигаю до конца основной крон — нота высит. Затем понижаю ее губами.
Частая ошибка у начинающих — играть ноту еще до того, как прозвучит референс. Последовательность действий такова: послушать референс — сыграть и слушать, чтобы ваш строй совпал с ним.
### Основная настройка инструмента и слушание в процессе исполнения
Основная настройка инструмента происходит перед началом выступления. Ее цель — максимально точно настроить инструмент с другими музыкантами. Для этого первичная настройка должна происходить в удобном регистре и удобной громкости. Максимально приближенные условия к последующему выступлению.
Скорректировать основной строй может понадобиться и во время исполнения. Например, если в помещении становится жарко, инструмент нагреется и строй инструмента неизбежно поползет вверх. Холодно — наоборот. При использовании сурдины или смене мундштука/инструмента строй тоже может измениться. Все это поправляется основным кроном трубы. В определенных пределах можно компенсировать строй губами, как показано в видео выше. Но это не рациональная трата ресурсов. И сложно играть с легкостью, когда твоя голова занята подстройкой каждой ноты. Таким образом, основная настройка не гарантирует, что инструмент будет строить в процессе. Но она очень важна для того, чтобы свести к минимуму необходимость дополнительных усилий в подстройке в момент исполнения.
### Как тренировать слух, чтобы играть стройно
Как я уже упоминал, часто этим занимаются с тюнером. И часто это звучит как плавающий звук, потому что ученик начинает гоняться за стрелкой тюнера, пытается ее зафиксировать. Особенно сложно это дается начинающим, потому что пока не хватает уровня контроля дыхания, чтобы держать устойчивый звук. Получается не столько слуховая, сколько визуальная работа. Но играть по тюнеру и строить с другими музыкантами — не одно и то же. И особенно это важно при игре на трубе. Важнее идеального строя с тюнером слышать, строите ли вы с другими музыкантами. Исходя из этой мысли приходит и решение — нужно применять другие инструменты, учиться слышать строй с ними. Ловить строй на слух, а не визуально.
Для этого нужно фортепиано или любой другой инструмент с фиксированной высотой ноты. Если нет фортепиано это может быть электронный инструмент. Или, на худой конец, тот же тюнер, который умеет издавать звуки определенной высоты.
Помните, что самая распространенная труба играет в строе «Сиb» и является транспонирующим инструментом. Фортепиано играет в строе «До». Т.е. мы играем ноту «до» по высоте, а звучит из трубы»cиb». Зачем это сделано — тема отдельного поста :). Главное сейчас разобраться, что для того, чтобы звучала одинаковая нота, нужно сыграть на трубе ноту на два полутона выше, чем на фортепиано. «сиb» на фортепиано = «до2» на трубе. «до2″=»ре2» и так далее.
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Как самому сделать сурдину для трубы
Труба: Краткий обзор
С давних пор труба закрепила за собой славу незаменимого приспособления для передачи предупреждающих и торжественных сигналов. Ввиду своей популярности, начиная с 17 в. этот инструмент вошел в оркестровый состав. Изобретенное устройство вентилей вскоре подарило трубе полный хроматический звукоряд, и в 19 в. она уже по праву представляла инструментальный авангард классической музыки. Благодаря своему выдающемуся по яркости тембру, труба активно фигурирует в качестве сольного инструмента либо с успехом применяется в инструментальном составе симфонического и духового оркестра, в джазе и некоторых других смежных жанрах.
Общие сведения
о конструкции
Труба изготовляется из таких материалов, как медь, латунь, все реже – из серебра. Еще со времен античной эпохи к нам пришел способ изготовления трубы из цельнометаллического листа.
Что собой представляет труба и каковы ее характерные особенности? По сути дела, это длинная трубка, изгибающаяся из соображений компактности. Ближе к мундштуку можно заметить ее плавное сужение, ближе к раструбу – расширение, на всех других своих участках трубка обладает строгой цилиндрической формой, обеспечивающей инструменту столь характерный и узнаваемый даже непрофессионалами тембр. Технология производства трубы подразумевает достаточно скрупулезный расчет общей протяженности трубки и параметров расширения в области раструба. От точности такого расчета будет зависеть строй трубы.
В основе трубной игры лежит способ произведения гармонических звуков посредством перемены позиции губ и накопленной протяженности воздушного столбика в инструменте. Этого помогает достигать специальное устройство клапанов. Кстати, на трубе их число равняется трем: они могут понижать звук соответственно на половину, целый и полтора тона. Если на два или три клапана нажать одновременно, тем самым мы сможем до трех тонов снизить общий строй трубы.
Современная труба имеет несколько вариаций. Скажем, труба-пикколо интересна тем, что в ее конструкцию включен дополнительный четвертый клапан, позволяющий понизить строй на целых пять полутонов. Другие вариации также имеют свои интересные особенности, о которых мы расскажем ниже.
Трубу принято причислять к правосторонним музыкальным инструментам, то есть в игре участвует правая рука, в то время как левая – исполняет функцию поддержки инструмента в удобном фиксированном положении.
Общие сведения о технике игры
Труба способна демонстрировать великолепные арпеджио, хроматические, диатонические пассажи и прочие музыкальные приемы разной степени сложности. Вопреки сложившимся предубеждениям, дыхание музыканта расходуется на трубе в сравнительно небольшой степени, что позволяет играть мелодии яркие по своему тембру и к тому же повышенной протяженности.
Стаккатные пассажи на трубе подкупают своей незаурядностью и стремительностью. К тому же они выходят очень отчетливыми. Также следует отметить особое очарование вентильных трелей, производимых с помощью трубы.
Несколько слов о сурдине
Сурдина на духовых инструментах, в частности – на трубе, используется в тех случаях, когда требуется кардинально поменять тембр, силу звука, либо достичь какого-то специфического звукового эффекта. Сурдины встречаются разных форм. Что касается классической трубы – здесь в основном нашла применение болванка в форме груши (популярна также болванка в форме гриба). Сурдину вставляют в раструб, тем самым перекрывая основное пространство для прохода воздуха. Оставшееся пространство понуждает инструмент изменить свое звучание, в этом и заключается функция сурдины. Обычно она дает более резкий и гротескный звук (Forte) либо эффект звука на удалении с некоторыми нотками трескучести (Piano). Болванка в форме гриба придаст звучанию нежной и слегка плаксивой мягкости. Трубачи джазового стиля экспериментируют со звуком намного чаще исполнителей других музыкальных направлений и порой при помощи сурдины целенаправленно добиваются специфических эффектов, очень схожих по звучанию с лягушачьим кваканьем или раскатистым звериным рыком.
Многообразие существующих вариаций трубы
Инструмент в строе си-бемоль (in B) отличен тем, что играет тоном ниже, нежели написаны для него ноты, и, наверное, справедливым будет утверждение, что на сегодняшний день это получившая наибольшее распространение разновидность трубы. В западных оркестрах чаще, чем в нашей стране, можно встретить трубу, соответствующую строю до (in C): она не транспонирует, но может похвастать более насыщенным звуком. Согласно современной музыкальной грамоте ноты указываются тоном выше реального звучания для трубы in B и в полной аналогии для трубы in C. Кстати, до внедрения устройства вентилей можно было встретить инструменты практически во всевозможных строях, что объяснялось стремлением облегчить игру в конкретно интересующей музыканта тональности. Со временем рос уровень профессионализма аккомпаниаторов, а вместе с ним совершенствовались конструкционные особенности трубы. Безусловно, это привело в итоге к исчезновению чрезмерного числа вариаций данного музыкального инструмента. Эволюция видоизменила трубку, сделав ее короче и несколько толще. Сегодня музыка любой тональности может быть успешно исполнена на трубе в in B, значительно реже – на трубе в in C.
Также выделяют следующие вариации труб:
— Альтовая труба (in G, in F) рассчитана на произведение звуков, соответствующих низкому регистру. В последние годы встречается все реже, поскольку ее партию может успешно заменить похожий по многим характеристикам флюгельгорн.
— Басовая труба (in B) звучит одной октавой ниже привычной нам трубы, а также одной большой ноной ниже своих нот. Справедливости ради заметим, что она перестала активно применяться еще с середины 20 в., и сегодня нужные музыкальные отрывки, рассчитанные на участие басовой трубы, могут быть исполнены на тромбоне.
— Труба-пикколо (или малая труба) получила свою дорогу в жизнь еще в конце 19 в. и сейчас, более столетия спустя, испытывает новый подъем и повышенное к себе внимание благодаря популярным ассоциациям с архаичной музыкой. Как правило, используется в in B, но без особых проблем может быть перестроена и в строй ля (in A). От привычной трубы отличает наличие четвертого вентиля. Для трубы-пикколо уместно использование мундштука маленького размера, с учетом, что это окажет влияние на тембр. В ряду знаменитых исполнителей на малой трубе можно особо выделить таких замечательных музыкантов, как американец Уинтон Марсалис, француз Морис Андре и швед Хокан Харденбергер, названный печатным изданием «Таймс» величайшим трубачом мира.
Сурдины для трубы. Какие они бывают
Oyunçu kontrollarını göstərin
Şərh • 14
подскажите где сейчас можно купить сурдины джазовые?
Да в любом интернет магазине. Например, на EBay их море. И новые, и подержаные
daaa.. мне ооочень понрааавилось. Я потерял strat-лампочку и не занимаюсь уже гоод.. это уужас..
посоветуйте исполнителей, которые играют с использованием сурдины.
Здравствуйте очень круто а скажите три вопросика как м сам смазывать белую трубу как у вас и как смазывать вентельную и как дуть. В трубу жужа губами я так а как вы а то у нас в школе в музыкальной спорят
сергей Гнилицкий на днях выпущу ролик с ответами на вопросы.
Купил сегодня квакушку wah-wah, но она не помещается в раструб, труба у меня старая советская в строе си-бемоль, досадно. но попробую придумать что нибудь.
Шейх Калео просто сточите пробку.. подгоните под раструб..и все влезет..
Здравствуйте, как называется сурдина с ватой и где её купить? Спасибо!
Всеволод Ростов привет!
Вот ссылочка. Идёте на сайт и покупаете.
jo-ral.com/mute/jo-ral-tpt-4a-aluminum-trumpet-bucket-mute-standard/
Супер. )))) Интересно как в нотах обозначить момент ква-ква и планжера(вантуса), то есть движение руки? Или всё на выбор исполнителя, а в нотах просто тип сурдины указан?)
Andrei Yakushau самый яркий пример в нотах « Голубой рапсодии» в переложении Т. Докшицера. Там каждое движение wa-wa прописано в нотах.
@Edward Timershin Спасибо)) Я имел ввиду сами моменты ква-ква (Движение рукой), их как-то выписывают, или исполнитель сам решает?) Про обозначение сурдины знаю)) Прекрасное Видео! Спасибо!)
А не сталкивались с silent-системой Ямахи? С проводками и наушниками. Как раз для занятий в неурочное время 🙂
сталкивался..Несерьезное дело..Баловство, на мой взгляд..))
Сурдины для трубы. Какие они бывают
KOMMENTARE • 14
подскажите где сейчас можно купить сурдины джазовые?
Да в любом интернет магазине. Например, на EBay их море. И новые, и подержаные
daaa.. мне ооочень понрааавилось. Я потерял strat-лампочку и не занимаюсь уже гоод.. это уужас..
посоветуйте исполнителей, которые играют с использованием сурдины.
Здравствуйте очень круто а скажите три вопросика как м сам смазывать белую трубу как у вас и как смазывать вентельную и как дуть. В трубу жужа губами я так а как вы а то у нас в школе в музыкальной спорят
сергей Гнилицкий на днях выпущу ролик с ответами на вопросы.
Купил сегодня квакушку wah-wah, но она не помещается в раструб, труба у меня старая советская в строе си-бемоль, досадно. но попробую придумать что нибудь.
Шейх Калео просто сточите пробку.. подгоните под раструб..и все влезет..
Здравствуйте, как называется сурдина с ватой и где её купить? Спасибо!
Всеволод Ростов привет!
Вот ссылочка. Идёте на сайт и покупаете.
jo-ral.com/mute/jo-ral-tpt-4a-aluminum-trumpet-bucket-mute-standard/
Супер. )))) Интересно как в нотах обозначить момент ква-ква и планжера(вантуса), то есть движение руки? Или всё на выбор исполнителя, а в нотах просто тип сурдины указан?)
Andrei Yakushau самый яркий пример в нотах « Голубой рапсодии» в переложении Т. Докшицера. Там каждое движение wa-wa прописано в нотах.
@Edward Timershin Спасибо)) Я имел ввиду сами моменты ква-ква (Движение рукой), их как-то выписывают, или исполнитель сам решает?) Про обозначение сурдины знаю)) Прекрасное Видео! Спасибо!)
А не сталкивались с silent-системой Ямахи? С проводками и наушниками. Как раз для занятий в неурочное время 🙂
сталкивался..Несерьезное дело..Баловство, на мой взгляд..))