- Сурдопедагогика
- Содержание
- История сурдопедагогики
- Основные направления
- Сурдопедагогика
- Предмет и задачи сурдопедагогики
- Готовые работы на аналогичную тему
- Этапы развития сурдопедагогики
- Процесс обучения детей с нарушением слуха
- Значение слова «сурдопедагогика»
- су̀рдопедаго́гика
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «сурдопедагогика»
- Предложения со словом «сурдопедагогика»
- Понятия со словом «сурдопедагогика»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «сурдопедагогика»
- Сурдопедагогика
- Полезное
- Смотреть что такое «Сурдопедагогика» в других словарях:
- СУРДОПЕДАГОГИКА
Сурдопедагогика
Сурдопедаго́гика (лат. surdus «глухой» + греч. paidagōgikē «искусство воспитания») — раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты).
Содержание
История сурдопедагогики
Важным этапом в осознании возможности обучения хотя бы части лиц с отклонениями в развитии является создание организованным по инициативе И. И. Бецкого и государственно-филантропическим обществом Воспитательного дома. Сведения об этом находятся в работе А. Г. Басовой. [1]
В 1764 году Государственно-филантропическое воспитательное общество открыло в Москве большой Воспитательный дом, рассчитанный на 1000 детей. Среди воспитанников Воспитательных домов было значительное количество детей физически неполноценных, в том числе глухонемых. [1] |
Сведения о системе воспитания и обучения в Воспитательных домах представлены в работе А. И. Дьячкова, который так характеризует эту систему:
Система воспитания и трудового обучения глухонемых в условиях воспитательного дома значительно сложнее, и построение её проходило на основе определённых педагогических принципов. [2] |
Также имеются сведения, характеризующие требования, предъявлявшиеся к сотрудникам Воспитательных домов:
. воспитательно-педагогические требования предъявлялись не только к руководителям воспитания и трудового обучения глухонемых детей. Выдвигались педагогические требования гуманного отношения к детям и со стороны надзирательского состава. Принцип любовного отношения к детям и педагогическое значение личного примера как основы воспитания стоял в центре требований, предъявляемых к надзирательскому составу. [2] |
Вот, что пишет автор о содержании воспитания и обучения в Воспитательных домах: «Физическому воспитанию „увечных“ детей уделялось особое внимание, так как физическое состояние этих детей всегда вызывало тревогу и требовало особенно заботливого отношения». [2] В процессе воспитания не ставилась задача воспитывать только послушных глухонемых детей, поэтому стремились развивать и воспитывать у них некоторые черты активности. В основном, система воспитания складывалась из следующих составляющих: «. физического и морального воспитания и трудового обучения». [3]
В первой половине XIX века в обучении и воспитании глухонемых также произошли определённые изменения. При непосредственном участии Валентина Гаюи было открыто в 1806 году училище для глухонемых, в 1817 году было открыто Варшавское училище, в 1843 году в Одессе было открыто училище для глухонемых девочек.
Появились первые труды по обучению и воспитанию глухонемых детей: работа В. И. Флери (1835) и работа Г. А. Гурцева (1838).
А. И. Дьячков следующим образом характеризует цели, которые преследовались обучением и воспитанием глухонемых в первой половине XIX века:
. воспитание глухонемого ребёнка для участия в трудовой деятельности на основе развития его умственных и нравственных способностей. [2] |
Как отмечает А. Г. Басова, обучение в училищах было платное и, несмотря на то, что имела место тенденция увеличения числа учащихся в Петербургском училище, тысячи глухонемых детей продолжали оставаться безграмотными. [1] В работе А. И. Дьячкова отмечается, что изменение отношения общества к образованию позволило улучшить состояние образования глухонемых.
Во второй половине XIX в. под действием изменившихся социально-экономических условий в России. произошли изменения в социальном составе учащихся училищ для глухонемых: принимались дети ремесленников, крестьян и рабочих. [2] |
Направленность воспитательного воздействия на подготовку детей к жизни просматривается в системах воспитания глухих детей. Это во многом связано с изменившимися социально-экономическими условиями, которые позволили принимать в учебные заведения детей крестьян и рабочих, что значительно расширило контингент учебных заведений и поставило перед ними иные задачи. [3]
Ведущими центрами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха были Петербургское и Московское училища для глухонемых. Во второй половине XIX века в них расширяется трудовая подготовка, организуются мастерские, где воспитанники учатся разным ремёслам, освоение которых в последующем должно будет обеспечить им существование. В училищах ставится задача обучить воспитанников техническим знаниям.
А. И. Дьячков отмечает:
В течение второй половины XIX века цели воспитания глухонемых определяются как умственное и нравственное развитие и обучение техническим знаниям. [2] |
Появляются региональные учебные заведения для детей с нарушениями слуха. Несмотря на малочисленность и затруднения в их финансировании, имеются примеры удачного воспитания детей с нарушениями слуха. Особое место среди таких заведений занимает Александровское училище-хутор для глухонемых детей, организованное в 1898 году. Здесь велась активная и целенаправленная воспитательная работа по подготовке детей с нарушениями слуха к жизни. Училище-хутор состояло из детского сада и училища для глухонемых. На хуторе много земли было отведено под сад, огород, метеорологическую и биологическую станции. В училище принимались дети преимущественно из крестьянских семей. С весны до осени ученики трудились в хозяйстве и этим окупали своё проживание и обучение. Кроме хозяйства на земле хутора был построен завод земледельческих машин и орудий и типография. Такое устройство было направлено на обеспечение в дальнейшем воспитанников школы-хутора и других глухих России рабочими местами. Заведовал учебной частью в училище известный сурдопедагог Н. М. Логовский. Несмотря на то, что социально-экономические условия не позволили учреждению развиваться в дальнейшем, опыт его организации является важным показателем возможности социализации детей с отклонениями в развитии. [3]
Н. Н. Малофеев отмечает большое значение училища-хутора для воспитания и обучения глухонемых детей и, прежде всего, их социально-педагогической адаптации к будущей жизни.
На рубеже XX века российская сеть училищ для глухих пополняется Мурзинской школой-хутором (1898) – уникальным специальным учебным заведением, вполне отвечающим духу политических реформ. Активность и целеустремлённость Александровского отдела попечительства и коллектива учебного комплекса вызывает восхищение, тем более, что рождение и становление школы пришлось на очень непростой отрезок времени в отечественной истории. [3] |
До революции были созданы предпосылки создания дифференцированной системы образования людей с нарушениями слуха. Эта система была создана в советский период и развивалась благодаря фундаментальным работам советских сурдопедагогов. Среди них:
Основные направления
Сурдопедагогика используется для обучения и помощи глухим и слабослышащим, в том числе поздно оглохшим, в обучении детей дошкольного и школьного возраста.
Одна из главных задач — формирование у детей с аномалиями слуха полноценной устной речи и обучение их специальному жестовому языку глухих.
Существует 2 методики обучения голосовой речи: т. н. «концентрический метод» и «коммуникативный метод» («погружение», при этом дети с аномалиями слуха в дальнейшем учатся вместе со слышащими детьми). Для слабослышащих широко применяют современные звукоусиливающие аппараты.
Сурдопедагогика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предмет и задачи сурдопедагогики
Сурдопедагогика – это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха.
Субъект изучения данной науки – слабослышащие и глухие люди.
Слух играет огромную роль в личностном развитии. Любое слуховое нарушение вызывает ряд вторичных нарушений – речевых, психических и других, а также нарушений второго, третьего и более высоких уровней порядка, что препятствует процессу адаптации и социализации личности в обществе.
До трех лет у ребенка формируются основные моторные навыки, познавательные способности, развиваются его интеллектуальная сфера и органы восприятия.
Сегодня наука стоит на такой ступени развития, что слуховые нарушения можно выявлять даже у новорожденных детей. Своевременная диагностика и использование ранних коррекционных методик дают возможность максимальной компенсации существующего недостатка и предупреждения, либо смягчения, вероятных дальнейших психофизиологических нарушений у детей.
В соответствии со статистикой, по всему миру количество людей с различными дефектами слуха, нарушающими процесс социальной адаптации, неуклонно возрастает. Эта статистика касается и детей.
Специалисты-сурдопедагоги установили, что есть некоторая зависимость между типом нарушения слуха и возрастом.
На сегодняшний день перед сурдопедагогикой стоят задачи, направленные на образование личности с нарушенным слухом:
Готовые работы на аналогичную тему
Этапы развития сурдопедагогики
На Руси обучением глухих занимались православные церкви и монастыри. Опыт воспитания и обучения глухих в России накопился также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачный пример которого – Петербургский и Московский воспитательные дома, в которых вместе с детьми сиротами жили и дети с нарушенным слухом, там они осваивали основы грамоты и ремесло.
Первые мимические и устные системы обучения глухих в России появились в XIX веке. Первую школу для глухих детей из высших сословий открыли в г. Павловске под Санкт-Петербургом в 1806 году.
В XIX веке сурдопедагогика развивалась благодаря работам таких известных сурдопедагогов, как Флери В.И., Гурцов Г.А., Селезнев И.Я., Остроградский А.Ф., Васильев И.А., Лаговский Н.М., Рау Ф.А.
Российская система обучения глухих на первых этапах своего развития базировалась на использовании в процессе учебной деятельности словесного и жестового языков. При этом, уже в конце века преимущество начали отдавать устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих.
В начале ХХ века зародилось дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 году в Москве открылся первый детский сад для глухих детей, который был организован супругами Ф.А. и Н.А. Рау. После революции 1917 года, школы для глухих в СССР передали в государственную систему образования.
В 30-х годах появляются отдельные классы, а позже и целые школы для плохо слышащих детей и позднооглохших. Особенно плодотворным периодом в этом плане были 50-е годы. Выдающиеся ученые-сурдопедагоги создали оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.
Исследования проводили в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, в котором трудились ученые-сурдопедагоги – Боскис Р.М., Дьячков А.И., Зыков С.А., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Бельтюков В.И., Зикеев А.Г. и многие другие, а также ученые сурдопсихологи – Соловьев И.М., Шиф Ж.И., Розанова Т.В.
Процесс обучения детей с нарушением слуха
Своеобразие современного процесса обучения детей с нарушенным слухом заключается в использовании набора различных технических средств, которыми обеспечивается передача информации на основе зрительного восприятия. Такими средствами являются:
Телекоммуникационные средства занимают все больше места в процессе общения и обучения детей с нарушенным слухом. На сегодняшний деть некоторые передачи имеют видеотекст или сурдоперевод. Широко используются видеотелефоны, пейджинговая и сотовая связь, а телефакс давно стал повседневным средством связи глухих людей.
Незаменим в учебной деятельности детей с нарушенным слухом – компьютер. В отличие от массовой общеобразовательной школы, в которой компьютер выступает в качестве средства оптимизации учебного процесса, в школе для детей с нарушениями слуха, он превращается в одно из средств преодоления и уменьшение вторичных отклонений в развитии, превращаясь также в средство компенсации нарушенной или утерянной слуховой функции.
Индивидуализированные компьютерные программы дают возможность ученикам получить учебную информацию по разным учебным предметам в более доступном для них виде, то есть в оптическом, а не акустическом.
Еще одна особенность обучения детей с нарушенным слухом – социальная направленность обучения. Конечный результат этого процесса – социальная адаптация и интеграция ребенка, то есть осознание себя полноценным членом того или иного общества. Особенно остро вопрос социокультурной идентификации и интеграции встает в молодежной среде и напрямую связан с их жизненным самоопределением, формированием круга друзей и созданием семьи.
Значение слова «сурдопедагогика»
[От лат. surdus — глухой и слова педагогика]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СУРДОПЕДАГО’ГИКА, и, мн. нет, ж. [от латин. surdus — глухой и слова педагогика] (педаг.). Методика преподавания глухонемым.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
су̀рдопедаго́гика
1. раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова калькуттский (прилагательное):
Синонимы к слову «сурдопедагогика»
Предложения со словом «сурдопедагогика»
Понятия со словом «сурдопедагогика»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «сурдопедагогика»
Важно понимать, что искусственное ограничение предмета сурдопедагогики может существенно затруднить решение стоящих перед ней задач.
Подобным образом и общей целью сурдопедагогики могло бы считаться развитие ребёнка с недостатками слуха.
По традиции объектом сурдопедагогики считается ребёнок с недостатками слуха, так как именно ради него осуществляется специальное образование.
Сурдопедагогика
Полезное
Смотреть что такое «Сурдопедагогика» в других словарях:
сурдопедагогика — сурдопедагогика … Орфографический словарь-справочник
СУРДОПЕДАГОГИКА — (от лат. surdus глухой и педагогика) отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха … Большой Энциклопедический словарь
СУРДОПЕДАГОГИКА — СУРДОПЕДАГОГИКА, сурдопедагогики, мн. нет, жен. (от лат. surdus глухой и слова педагогика) (пед.). Методика преподавания глухонемым. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СУРДОПЕДАГОГИКА — СУРДОПЕДАГОГИКА, и, жен. Раздел дефектологии, занимающийся обучением и развитием детей с дефектами слуха. | прил. сурдопедагогический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
сурдопедагогика — сущ., кол во синонимов: 2 • дефектология (6) • педагогика (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СУРДОПЕДАГОГИКА — (от лат. surdus – глухой + педагогика). Наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха. Один из разделов коррекционной педагогики. Подготовка педагогических кадров по С. ведется на дефектологических факультетах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Сурдопедагогика — (лат. surdus «глухой» + греч. paidagōgikē «искусство воспитания») раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами (акупаты). Содержание … Википедия
сурдопедагогика — ы; ж. [от лат. surdus глухой и сл. педагогика] Раздел дефектологии, занимающийся обучением и развитием детей с дефектами слуха. * * * сурдопедагогика (от лат. surdus глухой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и… … Энциклопедический словарь
СУРДОПЕДАГОГИКА — (от лат surdus глухой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднеоглохших). С как отрасль пед. науки включает в себя теорию обучения и… … Российская педагогическая энциклопедия
СУРДОПЕДАГОГИКА
Первые высказывания о возможности обучения глухих детей встречаются уже в сочинениях Аристотеля В 16 в о возможности усвоения речи с помощью ее письменной формы упоминал итал философ, врач и математик Дж Кардано (1501—76), в это же время в Испании предпринимались первые попытки обучения детей письменной и устной речи с использованием дактилологии В 1620 в Мадриде был опубликован первый метод труд, посвященный обучению глухих детей X II Бонет, «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить»
На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми детьми). осуществлялось с 11 в. гл. обр. в монастырских приютах. В кон. 18 в. в системе обществ, призрения организовывались разнообразные учреждения (сиротские дома, госпитали, воспитат. дома и др.), в к-рых глухие дети обучались в особых группах.
В кон. 19 в. в России и ряде заруб. стран предпринимались попытки диффе-ренциров. подхода к обучению детей с нарушениями слуха. Однако эта идея, не обеспеченная должным науч. обоснованием (специфичность обучения ограничивалась лишь коррекцией произношения, выработкой навыков чтения с губ и улучшением условий для восприятия на слух), не получила в тот период практич. реализации.
Совр. отеч. С. исходит из необходимости дифференциров. обучения детей с недостатками слуха. Пед. классификация таких детей основывается на положениях, определяющих своеобразие их развития. Дефект того или иного анализатора у ребёнка должен рассматриваться с учётом его принципиального отличия от аналогичного недостатка у взрослого. Утрата нормальной функции анализатора в дет. возрасте нарушает нормальный ход психич. развития ребёнка и приводит к возникновению отклонений в речевой и познават. сферах. При дефекте анализатора различают первичный недостаток, возникший под воздействием к.-л. болезненного явления, и вторичные проявления, образующиеся в ходе дет. развития под влиянием первичного дефекта.
Показатели аномального развития ребёнка при частичном и тотальном (полном). нарушении анализатора различны. Вторичные отклонения возникают лишь при определённой степени первичной недостаточности; их степень и характер зависят от ряда причин (степени нарушения пострадавшего анализатора; возраста ребёнка при возникновении первичного дефекта; пед. условий, в к-рых находился ребёнок с момента нарушения анализатора; индивидуальных особенностей ребёнка).
В 50-х гг. под руководством С. А. Зыкова разработана система обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения, при к-ром речь формируется в её осн. функции (потребность в общении возникает.н. развивается в связи с широким использованием разл. видов педагогически организов. деятельности). В качестве вспомогат. средств в целях активизации речевого общения эффективна дактильная речь в сочетании с устной и письменной. При обучении глухих учащихся по этой системе происходит практич. овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей. Также в 50-х гг. было завершено важное для быстрейшего овладения глухими детьми устной формой речи исследование Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной, связанное с поэтапным формированием произносит, стороны речи на основе сокращённой системы фонем, что позволило немного раньше использовать устную форму речи в обучении, обогатить её жизненно необходимым материалом, повысить интерес учащихся к обучению речи, вызвать их речевую активность и потребность в общении на основе употребления естеств. форм коммуникации.
В 60-х гг. Зыковым разработаны основы новой дидактич. системы обучения глухих детей, связанной с широким применением предметно-практич. деятельности учащихся в качестве базы для формирования у них понятий, развития речи как средства коммуникации, воспитания у них активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность. Исходным пунктом в создании теоретич. основ спец. обучения слабослышащих детей стала разработанная Боскис пед. типология детей с нарушениями слуха, позволившая организационно оформить их дифференциров. обучение и структурно выделить самостоят. типы школ для слабослышащих и поздно-оглохших детей.
Пед. процесс в школе слабослышащих (в первую очередь, это касается детей с глубоким речевым недоразвитием). отличается от пед. процесса в массовой школе по содержанию и специфич. задачам (ориентированным на восполнение пробелов развития, затрудняющих усвоение основ наук). и по средствам и методам, направленным на использование имеющихся у ребёнка компенсаторных возможностей.
Важное значение в С. придаётся наиболее раннему воспитанию и обучению таких детей; их дошкольная подготовка позволяет эффективно организовать обучение в нач. классах школы для глухих детей, где преодоление отклонений в развитии обеспечивается организацией спец. пед. процесса, предусматривающего использование адекватных дефекту методов обучения, широкое применение звукоусиливающей аппаратуры, обучение по спец. учебникам и уч. пособиям.
Начатые в 70-х гг. исследования (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичёва). связаны с проблемой развития остаточной слуховой функции у детей с недостатками слуха путём ежедневных индивидуальных тренировочных упражнений, что позволяет использовать остаточный слух не только для ускорения и формирования произносительной стороны речи, но и для словесного общения на уроках и во внеклассное время. Использование остаточного слуха учащихся весьма перспективно для решения всей проблемы реабилитации детей с недостатками слуха и лучшей их интеграции в обществе слышащих.
В Рос. Федерации сурдопедагогов готовят дефектологич. ф-ты и отделения пед. ин-тов (см. Дефектологическое образование). Н.-и, работа в области С. ведётся в Ин-те коррекционной педагогики РАО, в нек-рых др. науч. учреждениях, а также на кафедрах С. дефектологич. ф-тов пед. ин-тов.
Лит.: Выготский Л. С., Принципы социального воспитания глухонемых детей [1925], Собр. соч., т. 5, М., 1983; Дьячков А И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Основы спец. обучения слабослышащих детей, под ред. Р. М. Боскис, М., 1968;
Басова А. Г., Егоров С Ф., История сурдопедагогики, М., 1984; Сурдопедагогика, под ред. М. И. Никитиной, М., 1989.
А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин.