Что такое сурхарбан для детей краткое содержание

Узнаем что это за праздник Сурхарбан? История праздника, который объединил традиции и культуру бурят

Сурхарбан – это национальный праздник бурят. Это один из самых распространенных и популярных праздников, который отмечается всеми монголоязычными народами в Бурятии, Монголии, Якутии. Наадан, так его называют в Монголии, что в переводе означает «три игры мужей». Празднуется он в начале лета раз в год, в воскресенье. Что это за праздник – Сурхарбан? Когда и как он возник? Какие традиции связаны с ним? Именно о празднике Сурхарбан и пойдет речь в статье.

2076241

Что значит «сурхарбан»

Слово «сурхарбан» означает дословно «стрельба в сур». Сур – это мишень, сделанная из колышка, который обмотан кожаным ремнем и воткнут в землю. Слово «харбан» переводится как «состязание».

В древнем индийском языке «сурья» означает «солнце», возможно, монгольское «сур» имеет именно это значение, отсюда «сурхарбан» может означать «стрельбу из лука в солнце». Именно с этим толкованием названия связана монгольская легенда.

Легенда

У монгольских народов есть магическая игра, которая называется «тарбаганы и волки», в которую играют в начале лета. Есть и легенда, которая связывает праздник Сурхарбан с тарбаганом. Что это за праздник Сурхарбан, и как он связан с традициями и верованиями монгольских народов?

Согласно древнему сказанию, Тарбаган был очень метким стрелком. Однажды на небе появилось сразу три солнца, стало невыносимо жарко, все выгорало. Стрелок решил помочь людям и сбить стрелой лишние солнца. Он выстрелил и промахнулся. Из-за стыда он отрубил себе большие пальцы, начал жить под землей и лишился человеческого облика.

Именно с этой легендой связывают праздник Сурхарбан, или состязания в стрельбе из лука. На этом празднике буряты просят Землю проявить милость и не посылать три солнца.

Традиции

Ритуальная часть празднования проходила на горе, где совершалось жертвоприношение духам местности (обоо). На заре люди поднимались к духам, испрашивая у них разрешения служить земле и милости у нее.

После молитв внизу наступала следующая часть празднования – игрища и состязания, которые включали в себя стрельбу из лука, скачки и бурятскую борьбу. Состязания – это и есть Сурхарбан.

История праздника Сурхарбан. Что это за праздник?

Сурхарбан – это праздник бурят, первоначально его задачей было почитание духов Земли, но позже он стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали наилучших воинов.

На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов), метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов.

Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат.

Самым зрелищным была борьба. А третьим видом состязаний были конные скачки. Существовал целый свод правил по отбору скакунов. Призы всегда были очень существенные – сотни, а иногда и тысячи голов скота.

2076067

На праздник допускались мужчины всех возрастов и социального положения, женщинам разрешалось присутствовать только незамужним и детям.

Предварительно обсуждалось место проведения состязаний, условия и призы.

На праздник женщины надевали самую лучшую одежду, украшения. Мужчины выбирали свою самую лучшую сбрую, брали с собой украшенные луки, курительные трубки и ножи.

На празднике стариков усаживали в первые ряды, молодежь, как правило, стояла, детям отводились отдельные места, где они могли играть и видеть состязания одновременно.

На празднике соревновались, пели ритуальные песни, играли, танцевали. Обязательным было исполнение танца ехора, который символизировал единство бурят. Танец имеет древнее происхождение. Например, в Бурятии насчитывается более десятка его вариантов. Ритуальный танец начинается вечером и продолжается всю ночь до восхода солнца. Танцующие двигаются по кругу по ходу солнца и напевают слова–заклинания.

2076074

Описание праздника Сурхарбан

Для состязаний по стрельбе выбиралось, как правило, ровное место, на котором расставлялись суры – традиционные мишени бурят. Стрельба осуществляется с расстояния в 20 и 30 луков (бурятский лук – это 160 см).

2076059

Сразу после стрельбищ проводятся соревнования борцов (баторов). У хоринских бурят проиграл тот, кто дотронулся коленом или рукой до земли. У агинских бурят, чтобы выиграть состязание, необходимо было уложить противника на лопатки. В современное время используется правило трех точек, весовых категорий не существует. Победитель по традиции исполняет танец орла и награждается живым бараном, которого он должен обязательно унести на руках. В конце соревнований по борьбе лучший борец вызывает на поединок любого желающего померятся с ним силами.

Скачки обычно проводятся на дистанции 4 километра. Скакунов готовят к соревнованиям за несколько недель до начала праздника. Наездниками, как правило, являются подростки. Они на соревновании подгоняют лошадь двумя плетями, не держась за уздечку. На финише лошадей ловят специальные люди-ловцы. По окончании скачек читается песня-хвала коню-победителю.

2076075

Вместо заключения

Источник

Бурятский народный праздник Сурхарбан

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»

Летний бурятский народный

для детей и родителей старших групп

Ерофеевская Валентина Николаевна

Воспитание у детей народных традиций, уважение к культуре своего народа.

Формирование культуры здорового образа жизни среди дошкольников.

Развивать у детей взаимовыручку и взаимопомощь при выполнении заданий в команде и соблюдения правил честной борьбы.

Воспитывать смелость, организованность, инициативность.

Беседы – обряды и обычаи бурятского народа, что означает «Сурхарбан», знакомство с репродукциями по теме «Сурхарбан».

Оформление спортивной площадки:

Флаг России, Республики Бурятии, воздушные шары, плакат с названием праздника «Сурхарбан».

Церемония открытия праздника Сурхарбан.

Участники и гости соревнований проходят на спортивную площадку и рассаживаются по своим местам.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые спортсмены, болельщики и гости соревнований.

Сегодня на площадке состоится спортивный праздник Сурхарбан, во время которого наши команды будут соревноваться в силе, ловкости, сноровке.

Для приветствия приглашаются команды участников соревнований.

Дети выходят в центр для построения.

Ведущий: Сегодня Сурхарбан – это достояние национальной культуры Бурятии. На него съезжаются все земляки, чтобы под ясным солнечным небом окунуться в увлекательнейшую историю своих предков. Не обходится праздник без песен и плясок. В развлекательную программу Сурхарбана неизменно входят смотр народных костюмов, выступления национальных певцов и зажигательных танцовщиков ёхора. Ну и конечно же, какой праздник без спортивных мероприятий? На сегодняшний день, кроме стандартных трех видов соревнований, в него входят волейбол, легкая атлетика, перетягивание каната, детская борьба, веселые старты, и многое другое. Но как бы ни менялась программа мероприятий, Сурхарбан всегда был и останется удивительно привлекательным – радостным, как песня, сильным, как воля к победе и стремительным, как полет скакуна.

Вот и мы сегодня проводим праздник Сурхарбан, в котором участвуют две команды старших групп со своими родителями.

Мы приветствуем участников спортивного праздника Сурхарбан.

Юные спортсмены, сегодня в соревнованиях вы должны показать свою силу и доблесть. С честью пройти все спортивные испытания. А оценивать вас будут члены жюри. Поприветствуем судейскую коллегию.

Слово предоставляется заведующей.

Ведущий: Поднять флаг Республики Бурятия. Под звуки гимна Бурятии флаг поднимается вверх на флагшток.

Ведущий: Праздник Сурхарбан считать открытым.

Сейчас наши команды пройдут круг почёта.

И так, мы, начинаем! (Звучат фанфары).

1 вид соревнований «Скачки»

Два взрослых участника скрещивают руки, на которых сидит ребёнок. Обегают препятствие, возвращаясь на первоначальное место.

Взрослый участник на спине переносит команду детей, соревнуясь с другим взрослым участником.

2 вид соревнований «Силачи»

Два участника стоят в кругу, пытаясь вытолкнуть, друг друга из круга.

3 вид соревнований «Сильные ноги»

Два участника садятся друг против друга, упираясь ногами в соперника в руках держа гимнастическую палку. Побеждает тот участник, который вытеснит соперника.

4 вид соревнований «Меткий глаз»

Команды бросают дротики в мишень(Дартс), каждый участник по одному разу, побеждает та команда, у которой больше попаданий.

5 вид соревнований «Перетягивание каната»

Жюри подводит итоги соревнований.

Ведущий: Сегодня спортивный праздник Сурхарбан объединил всех участников наших соревнований. Мы верим, что праздник Сурхарбан надолго останется в вашей памяти. Слово для награждения участников предоставляется председателю жюри.

Дружный танец Ёхор. Танцуют все.

В финале праздника звучит гимн Бурятии, флаг с флагштока спускается.

Источник

Что такое сурхарбан для детей краткое содержание

739245

Как бы там ни было, изначально главной целью и поводом для проведения Наадана было чествование духов предков и хозяев местностей: молебны сопровождались спортивными состязаниями. Позднее праздник превратился в своеобразный военный смотр, где лучшие из лучших могли показать себя, а военачальники отбирали себе воинов. Так было во времена правления Чингисхана и его потомков – на состязания каждый род или улус представляли своих лучших борцов, наездников, стрелков, из которых ханы и нойоны отбирали людей в личную свиту или войска. Учитывая, что к турниру допускались участники независимо от социального положения, можно было говорить даже о функции своеобразного «социального лифта». Чингисиды ушли, а праздник остался. Он был таким же многолюдным и популярным: на него съезжались из разных уголков Бурятии, и не только соревновались, но и приветствовали и угощали друг друга, пели обрядовые песни, играли, исполняли национальный танец – Ёхор.

В годы советской власти этот любимый бурятским народом праздник не умер. Более того, именно при советской власти он и оформился в нынешнем его виде, с правилами, порядком проведения и существующим названием. В скачках, борьбе и стрельбе из лука все также соревновались лучшие борцы и лучники, но выставляли их на состязания уже не улусы и роды, а колхозы и районы. В 2014 году празднику исполняется 90 лет – без малого сто лет назад, в 1924 году в Бурятии был проведен первый Сурхарбан. Сегодня это одно из самых зрелищных и массовых мероприятий в республике. Туристические агентства давно включили его в качестве заметного пункта в свои программы событийного туризма, и теперь он привлекает не только жителей Бурятии, но и туристов.

Сокровенное сказание монголов

Нужно отметить, что во время Сурхарбана применяются бурятские правила стрельбы из лука и они несколько отличаются от спортивных. Главное отличие, конечно же, в мишенях – их роль выполняют все те же суры. Участник соревнований должен с 30-40 метров выбить за пределы площадки 12 сур, за выбивание каждой мишени начисляется определенное количество очков. Посредине ряда сур установлена палочка – «ласти», за попадание в которую начисляется наибольшее количество баллов. В финале соревнований свои умения и звание самого меткого лучника, абсолютного чемпиона, отстаивают четыре стрелка. Победитель определяется по сумме очков.

Не менее любимы зрителями и конные скачки. Как правило в программе конных испытаний Сурхарбана – рысистые заезды, конкур (прыжки через препятствия высотой до 120 см) и верховые скачки. Но, пожалуй, самым главным и ожидаемым пунктом программы является практически всенародно любимый в Бурятии вид спорта –национальная борьба или бухэ барилдаан. В Бурятии любят и ценят борцовские поединки, без них не обходится ни один крупный общенародный праздник или молебен. С 1968 года именно на Сурхарбане стало разыгрываться абсолютное первенство по национальной борьбе. Подобно соревнованиям по стрельбе из лука, национальная борьба также имеет свои особенности, она требует от участников не только умения показать силу, но и смекалки, ловкости, бесстрашия, умения предвидеть действия противника и противостоять ему.Как говорит тренер по СДСЮШОР №7, учитель с 46-летним стажем, заслуженный тренер России по вольной борьбе, спортивный журналист Валерий Сыдеев, бурятская национальная борьба имеет очень глубокие корни, специалисты различают в ней два варианта, первый их которых распространен в Прибайкалье, у иркутских бурят, второй – в Забайкалье, то есть в Бурятии и Аге. Главное отличие этих видов спорта в кушаках (поясах): в одном варианте они задействованы, в другом нет.

Во время Сурхарбанов национальная бурятская борьба представлена в классическом ее виде, оставшемся практически неизменным за сотни лет. Владимир Сыдеев и сам неоднократно принимал участие в сурхарбанских турнирах, а в 1967 году стал призером. По его словам, за все эти годы проведения Сурхарбана, его масштаб и уровень постоянно повышаются, но суть остается прежней:

Кстати, нужно отметить, что бурятская национальная борьба дошла уже и до Москвы: ежегодно, с 2010 года, на Красной площади проводятся турниры по национальным видам спорта, в том числе и бухэ барилдаану. Без бурятской борьбы не обходится ни один Сурхарбан, где бы он ни проводился.

Однако последние два года сурхарбан – не только конные скачки и борьба, но и более уникальные виды соревнований. Инициатором нововведений стала Федерации этноспорта. По словам ее руководителя Алексея Гергенова, начиная с советского времени проведение Сурхарбана было «жёстко спортизировано» и регламентировано. В программу соревнований включались три опорных вида– стрельба из лука, конные скачки и бухэ барилдаан, местами проводились еще соревнования по волейболу и футболу, и не более того. А ведь у бурятского народа, говорит Гергенов, очень богатые культурная и спортивная традиции. Однако под влиянием Олимпийских видов спорта и влиянием массовой культуры традиционные бурятские игры уходят в небытие и задача Федерации сейчас – возродить их.

Вообще, уверен Гергенов, соблюдение правила и обрядов – одно из главных условий возрождения национальных игр и к этому вопросу нельзя подходить неподготовленными. Поэтому Федерация сотрудничает с учеными Бурятского научного центра, историками, специализирующимися на бурятской культуре, культурологами, этнографами, обращается к архивам, проводят кропотливую работу.

В той же бурятской борьбе, говорит Гергенов, есть уникальные и очень красивые элементы – танец орла, танец победителя, там своя неповторимая экипировка – все это внести в регламент очень сложно, если вообще возможно. Цель массовых видов спорта в том, чтобы быть быстрее, выше, сильнее, а национальные вида спорта имеют малого общего с такими терминами, как «доли секунды», «старт» и «финиш». Так что, возможно, лучше развивать национальный спорт в рамках культурных фестивалей и мероприятий, подобных Сурхарбану, который сегодня дает редкую возможность увидеть национальную культуру бурят во всей ее красе.

Источник

Что такое Сурхарбан и зачем его праздновать?

Об истоках национального праздника рассказывает этнолог Дорж Цыбикдоржиев

d7632679f5d998c26b501832dad37def

Фото: архив infpol.ru

Лето, жара, стадион или поле. Сотни людей собираются, чтобы узнать из какого района нынче лучший лучник, борец и скакун. Всюду звучит бурятская речь, народные коллективы танцуют и поют. Для многих бурят посещения Сурхарбана – это обязательное мероприятие, на которое желательно прийти всей семьей. Другие не знают или не понимают суть события и, соответственно, не видят необходимости на него приходить.

Что такое Сурхарбан, зачем его праздновать? Об этом мы поговорили с кандидатом исторических наук, этнологом Доржом Цыбикдоржиевым.

— Что значит название Сурхарбан?

— Сурхарбан и Эрын гурбан наадан (Игры трех мужей) – это одно и то же?

b55fda8185cc878ba58c37398a69cd04

— Можете рассказать вкратце историю возникновения бурятского праздника Сурхарбан. Когда он возник, как развивался?

Вероятно, Сурхарбан развился из древних церемоний посвящения в воины, так называемых обрядов инициаций. У эвенков и некоторых других сибирских народов этот обряд/тренинг долго бытовал в изначальном виде. 12 кожаных ремней натягивались вокруг четырех столбов (деревьев), образуя как бы ринг. Молодые ребята прыгали над/под ремнями, а в них стреляли тупыми стрелами старшие мужчины. Молодые должны были увернуться. У бурят под Верхнеудинском что-то подобное отмечали голландцы в 1680-х, когда писали, что буряты тренируют мальчиков, обстреливая их сначала тупыми, потом острыми стрелами. А если подросток погибал, то его родным выплачивалась анза, минуя русский суд. Но уже в то время тренинг подростков отделился от собственно игры-состязания, в которой ремни не натягивались, а наоборот свертывались и укладывались рядами (у бурят) или кучкой (у некоторых других монголов).

— Чем отличается праздник сейчас от изначальной формы и празднования в советское время?

В советское время были стрельба по сурам (использовался настоящий бурятский лук), скачки (точнее, в условиях Улан-Удэ проводились не скачки, а чаще какие-то «бега» с лошадьми, запряженными в коляски). Ну и борьба была. Боролись в 80-х в форме вольников, выглядело конечно не очень зрелищно.

Сейчас наше спортивное ведомство сумело реконструировать старинную борцовскую форму с обвязкой кушаком, барилдан сразу стал смотреться интереснее. Бурятская версия борьбы несколько отличается от халхаской и южномонгольской.

У бурят не используются куртки с отсутствующей передней частью — дзодоки, нет правила «руки против рук, ноги против ног», как у монголов АРВМ. В то же время нельзя касаться земли руками, как разрешается у халхасцев. В древности виды борьбы у степных кочевников были тесно связаны с борьбой всадников, и правило поражения в случае касания земли «третьей точкой», видимо, ассоциировалось с «падением с коня».

Что касается обвязки кушаком, то очень похожая форма сейчас утверждена в Корее для борьбы ссиррым. Не исключено, что в средние века бурятский вид барилдана был близок корейской борьбе. Впрочем в том регионе на стыке монголов, маньчжуров и корейцев в борцовской форме было много вариантов. В том числе часто боролись и в куртках, хотя они не были похожи на дзодоки.

В деревнях часто обходились вообще без собственно сурхарбана, т.е. без стрельбы. Зато борьба проходила в более жестком режиме. Открытой ладонью тычок в лоб, в шею — запросто. В 19 веке, судя по всему, не были запрещены даже кулачные удары. Память об этом сохранилась повсюду — от Аги до Алари. У эхиритских бурят борьба сильно отличалась. У них, как и у ойратов не господствовало правило «третьей точки». Борьба продолжалась и после падения соперника.

Вообще, хотелось бы тут подчеркнуть, что пропагандируемая некоторыми общественниками тенденция к унификации всех региональных видов спорта мало чем оправдана. Так мы просто теряем интересные и зрелищные виды. Если кому-то хочется развивать в республике, допустим, южно-монгольский вид барилдана, для этого просто можно создавать соответствующие организации и проводить турниры. Не надо стремиться вытеснить собственно бурятские виды. Наоборот, было бы интересно возродить, например, эхиритскую борьбу, а также некоторые виды стрельбы из лука.

В советские годы борьба продолжила тенденцию к гуманизации, кулачные удары полностью исчезли. В перечень спортивных состязаний Сурхарбана стали вводить гиревой спорт.

— Без каких атрибутов не может пройти ни один Сурхарбан?

Ну, по идее, если нет стрельбы по сурам, то название праздника будет выглядеть несколько нелепо.

e75f7a2512eb4ec09e31a724a22a5459

— Как правило, во время Сурхарбана очень жаркая погода, а состоится ли праздник, если будет пасмурная погода?

Лишь бы не было проливного дождя. Если в назначенный день пойдет ливень, думаю, отложат праздник. В Монголии еще с советских времен в дацанах проводили молебен за хорошую погоду. Хотя некоторые ученые считают, что это инверсия, а изначально наоборот молили о дожде.

— Где еще празднуется Сурхарбан, кроме Бурятии?

В Аге летний праздник называют Зунай наадан (летний турнир или «игры»). В Монголии Эрын гурван наадом. Во Внутренней Монголии тоже используется слово наадан или наадом. Суть в целом одна и та же.

У иркутских бурят все было примерно также, более того, традиция называть весь комплекс состязаний сурхарбаном, возможно, пришла от эхиритских или кудинских бурят. Восточные буряты скорее всего называли праздник наадан, разделяя его на борьбу, скачки и стрельбу из лука. У ангарских бурят стрельба из лука за 19 век почти исчезла.

3ba0f8a12039a75178eedede94ec74c8

Между прочим, у эхиритов в древности существовал очень интересный вид стрельбы из лука. Они стреляли по мишени в виде тележного колеса, при этом завешенного мокрым войлоком. Стрела должна была пробить войлок и попасть в ступицу колеса. Сложно сказать, насколько это реалистично, но фольклор эхиритов часто показывает такой вид стрельбы. Очень может быть, что он связан с исчезнувшим еще в 13 веке куренным способом обороны. Лагерь кочевников вставал кругом, огородившись телегами, а для защиты от стрельбы устанавливались войлочные навесы.

06f879f15d870493f93d8cedb0e8e37e

— Сколько дней должен проходить Сурхарбан?

Собственно стрельба по сурам могла идти несколько дней. Раньше это была командная ИГРА, а не просто стрельба по мишеням. Там делались ставки, существовали особые стрелковые братства, которые состязались между собой. Борьба, конечно, тоже до советских времен была азартным делом. Скачки собирали наибольшее количество эмоций.

Источник

Исследовательская работа «Сурхарбан – «три игры мужей»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Исследовательская работа Сурхарбан- три игры мужей.docx

Тема: «Сурхарбан – «три игры мужей»»

Михайлова Арюна Доржиевна

Три игры мужей в Таксимо…………………………………5

Каждый год в начале лета у нас в Бурятии отмечают праздник «Сурхарбан». Меня заинтересовала история возникновения этого праздника.

Цель работы – изучение темы «Сурхарбан»

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Рассмотреть происхождение праздника

2. Выявить особенности празднования этого праздника

3. Показать значимость существования такого праздника.

изучить литературу о празднике «Сурхарбан»;

. создать фоторепортаж о праздновании Сурхарбан в п. Таксимо.

Передо мной встала проблема : является ли «Сурхарбан» популярным и любимым праздником. Почему именно этот спортивный праздник сохранился до наших дней и приобретает все большую популярность.

Проводится ли этот праздник по всем традициям бурятского народа у нас в Таксимо?

Выдвигаю гипотезу: « Сурхарбан» является спортивно-культурным мероприятием, объединяющее все народы, населяющие Бурятию

2. поисково-исследовательский метод;

3. метод наблюдения;

5. различные способы обработки собранной информации.

1. выбор темы, постановка цели и задач;

2. работа с фотоархивом, сканирование фотографий;

6. наблюдение и описание увиденного, фотографирование на Сурхарбане

7. обработка собранной информации, составление слайдовой презентации;

8. написание и оформление работы по теме «Сурхарбан»

Я живу в п. Таксимо. Таксимо является районным центром Муйского района Республики Бурятия. В нашем поселке проживают по большей части русские, буряты, а также другие национальностей. Мы все вместе встречаем Новый год, Рождество, на Масленицу печём блины, на Пасху красим яйца и готовим куличи. А ещё мы встречаем Сагаалган или Белый месяц. Проводятся в нашем районе различные спортивные соревнования, турниры. Но особенным является спортивный праздник «Сурхарбан». Что это за праздник и как его празднует народ Бурятии я и решил выяснить. Для этого прочитал книги, посвящённые этой теме. И вот что я узнал!

Если кто-то начнёт нас расспрашивать:

По обычаю древнему нашему

Один раз в год в начале лета, когда вскрывались реки, зеленела трава, подрастал молодняк, скот нагуливал вес, наступало обилие молочных продуктов буряты с древнейших времен проводили обрядовые игры, воспевающие пробуждение природы. Это и есть Сурхарбан, самый главный праздник лета у бурят.

Он ожидался с нетерпением, готовились к нему задолго. Доступ на праздник имели все мужчины, безразличия возраста и положения. Из женщин допускались только незамужние и дети. Главным моментом праздника были состязания по трем видам: стрельбе из лука, борьбе и скачкам лошадей.

Представители родов предварительно обсуждали место, сроки проведения, обговаривались условия проведения состязаний, призы.

В начале обряд сводился к демонстрации единения членов рода и охраняющими родовую территорию духами предков и хозяев местностей. Со временем Сурхарбан стал событием, на котором проходил военный смотр и отбор лучших воинов для дружин. Во времена правления Чингисхана и его потомков князья и ханы отбирали победителей состязаний в личную свиту, ставили их во главе войсковых подразделений, ведь сила, ловкость, меткость стрелка были необходимыми качествами во время сражений. В те далекие времена в больших состязаниях участвовали самые сильные борцы, ловкие наездники, меткие мэргэны, сотни и тысячи быстроногих скакунов.

В дни изобилия природы,

Когда у всех был скот жирней,

Когда небес синели своды

Сияньем долгих летних дней,

Вскипали три мужских забавы:

В стрельбе, и в скачках, и в борьбе

Буряты блеск высокой славы

Стяжали роду и себе.

«Три игры мужей» в Таксимо

Степь, оживляясь, расцветала

Небесной радугой шелков.

В цель стрелы метко посылала

Рука стоящих в ряд стрелков.

У нас в районе стрельба из лука не является массовым видом спорта, но все же соревнования лучников проводятся, правда только на Сурхарбане, но поэтому они и вызывают большой интерес.

Болельщики подбадривают спортсменов, радуются каждому удачному выстрелу! После стрельбы проводились соревнования борцов.

Борьба всегда была украшением Сурхарбана. Привлекательна она, по мнению болельщиков тем, что в национальной борьбе не всегда выигрывает более сильный или тяжёлый атлет. Нужна ещё и ловкость: правила неумолимы – коснулся рукой земли – выбыл из турнира. Всегда схватки были острыми, приносили немало сюрпризов. Наградой победителю, как правило, служил живой баран, которого победитель уносил на руках под восторженные крики зрителей. Весовых категорий не существовало. Победитель исполнял танец орла, в награду получал живого барана, которого уносил на руках. В конце соревнований лучший батор вызывал на состязание всех желающих.

Борьба – самый многочисленный вид спорта на нашем сурхарбане! Много и борцов, и болельщиков! Привлекательна национальная борьба, по мнению болельщиков тем, что здесь не всегда выигрывает более сильный или тяжёлый атлет. Мало быть сильным, для победы не менее важна ловкость и сноровка! Нужна ещё и ловкость: правила неумолимы – коснулся рукой земли – выбыл из турнира. Всегда схватки были острыми, приносили немало сюрпризов. Но зато победителей знает весь район!

Борцы, сцепившись, в напряженье

Бугрились мышцами спины.

И, пробудив земли гуденье,

В галоп стелились скакуны

Наш поселок расположен в тайге, вдали от степных просторов. Поэтому у нас не проводятся конные скачки. Но зато у нас очень любят шахматные баталии, где состязаются пусть и шахматные, но тоже кони!

Пусть наши предки не знали игры волейбол и не играли в футбол, зато у нас в соревнованиях по этим видам спорта принимает участие очень много спортсменов. Выиграть в соревнованиях на Сурхарбане очень почетно.

Для зрителей Сурхарбана одновременно проходят различные конкурсы. Множество развлечений для детей привлекают к празднику большое внимание и недостатка ни в зрителях, ни в участниках спортивных состязаний праздник не испытывает никогда. Гуляния проходят до самого вечера.

Буряты сквозь веков потёмки

Свет Сурхарбана пронесли.

Мы, предков доблестных потомки,

Обычай чтя, сюда пришли.

Так пусть спортивные забавы

Вскипят, и в честной лишь борьбе

Спортсмены блеск высокой славы

Стяжают роду и себе.

Чтобы Земля не разделялась

На множество земель и стран,

Чтоб жизнь цвела и продолжалась,

Мы празднуем наш Сурхарбан.

В тексте использованы стихи Есугея Сындуева «О сурхарбане»

Мою работу можно использовать для изучения обычаев и традиций бурятского народа, по материалам работы можно проводить классные часы, уроки посвященные

Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. У-Удэ. 2006.

Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. У-Удэ, 2004

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector