Выбор педали-сустейн
Что такое педаль сустейна и нужна ли она для вашего синтезатора? Какой фирмы и какую модификацию педали выбрать – ведь их ассортимент столь богат и разнообразен? Попробуем найти ответы на эти важные вопросы.
Что дает сустейн-педаль
Как легко догадаться из ее названия, сустейн-педаль представляет из себя устройство, дающее сустейн – то есть позволяющее увеличить длительность нот. При активированной педали звук нажатой клавиши синтезатора будет слышен даже после ее отпускания. Эта опция дает нам эффект полифонии в звучании инструмента, делая его более полным, объемным и выразительным.
При большом количестве одновременно звучащих нот нужно учитывать их все, чтобы ненароком не добавить к ним неправильную и не сорваться в какофонию. Поэтому неопытным клавишникам стоит пользоваться сустейном аккуратно и умеренно, особенно на концертах. Разумеется, на синтезаторе можно играть и вовсе без этой педали. Но большинство клавишников ее используют – грамотное применение сустейна позволяет расцветить звук яркими красками. Тем более, что этот процесс не составляет особого труда для получивших хотя бы начальное музыкальное образование на базе клавишных.
Важные моменты в приобретении сустейн-педали
При покупке стоит заострить свое внимание на следующих опциях педали сустейна:
И в заключение
Эффект сустейна используют не только во время игры в классических фортепианных тембрах. Удерживая аккорд или отдельные ноты посредством нажатой ногой педали, клавишник получает возможность сыграть руками другие музыкальные фразы – например, ноты, окрашенные иными эффектами, или же партию другого инструмента. С помощью сустейн-педали можно объединять между собой для восприятия слушателя, или, напротив, отделять друг от друга различные части музыкальных композиций.
Нужен ли эффект сустейна именно вам? Какие новые оттенки принесет она в вашу игру, усложнит или упростит ее? Какая модификация сустейн-педали станет для вас самой лучшей? Правильные ответы на эти вопросы зависят от множества факторов – ваших предпочтений и вкусов, опыта, навыков игры на клавишных, музыкального мышления. Пробуйте, творите, ищите новое в исполнении и в звучании, и вы непременно найдете свою игру и подходящие именно вам эффекты.
Сустейн
Сустейн — продолжительность звучания извлеченной ноты.
Искусственный сустейн
Для инструментов без звукоподдерживающих элементов можно создать искусственный сустейн с помощью компрессора.
Известно, что компрессор имеет некий аналог стандартной амплитудной огибающей в инвертированном виде. Соответственно, уровень среза (Threshold) будет аналогом сустейна. Установив соотношение (Ratio) в положение r→(1:∞) жесткого лимитирования, и, понизив уровень среза на достаточно низкую величину, при этом, увеличив громкость (Gain), мы получим длительность фазы састейна равной: , где
— длительность фазы искусственного састейна,
— длительность входного сигнала,
— неполная атака входного сигнала,
— атака компрессора,
— длительность нелимитированного затухания (остаточный спад под уровнем среза). Как видно, длительность искусственного сустейна зависит от времени затухания (Decay) входящего сигнала. Такое представление сустейна чаще всего используется при пропускании звука электрогитары через различные эффекты (overdrive, distortion и т. п.).
g0l
Ещё немного про удлинение.
Началось всё с того… Нет, ну, началось, конечно, гораздо раньше, но суть не в этом. Лет назад эдак… ну, да это тоже не важно — давно это было. В общем, захотелось мне приобрести гитару близкую по звучанию к той, на которой играет Wolf Hoffmann из группы Accept. Прознал я, что играет он на гитарах Hamer с датчиками EMG. Пошерстил по объявлениям и нашёл продавца. Предложил он на выбор пару гитар, одна из которых была Hamer Elite с удивительным устройством Sustainiac. Удивительным потому, что в тот момент я удивился – гитара может держать звучание одной какой–либо ноты или даже целого аккорда бесконечно долго. Ну, или пока батарейки не сядут. Надо ли говорить, что купил я именно её. Мой пытливый ум не дал мне покоя и я стал интересоваться, как это устроено и можно ли что–то настроить. Годы были давние, доступ в интернет был так (9600 Кбит) себе и я начал писать e–mail–ы в компанию–производитель сустейнеров с просьбой выслать принципы настройки и описание устройства. Суть да дело, но узнал я принцип работы устройства. Параллельно датчику, расположенному около держателя струн подключено устройство (сустейнер), выход которого нагружен на электромагнит, расположенный рядом с окологрифовым датчиком. Сустейнер усиливает сигнал с датчика и магнитом раскачивает струну. Информация о колебаниях её в свою очередь снова поступает на вход сустейнера и… В общем, называется это положительной обратной связью. Струна продолжает автоколебания до тех пор, пока сустейнер обеспечен питанием. Звучит примерно так (по второй ссылке Steve Vai).
Увидено на dirty.ru
Ну и видеоролики с демонстрацией:
Сайт фирмы-производителя (изобретателя) www.sustainiac.com
Выглядит комплект вот так (взято с сайта производителя):
Содержание
Сочинение
Вдохновение
Sustain был заказан Филармонией Лос-Анджелеса на их столетний сезон. Норман заявил, что начал с представления, что оркестровая музыка будет значить в будущем, в течение 200-го сезона оркестра. Таким образом, произведение было задумано как «одна долгая непрерывная музыкальная мысль», акцентируя внимание на важности совместного прослушивания. Однако в конечном итоге он стал представлять Землю и масштаб геологического времени.
Норман объяснил в интервью, что название « Sustain » частично связано с его опытом работы в качестве пианиста (в отношении педали сустейна ), и что это также связано с идеей, что каждая нота в пьесе должна иметь свой собственный путь.
Структура
Выдерживают форма «s была описана Нормана в качестве„заказчика спирали“. Он состоит из десяти циклов одной и той же музыки, каждый раз ускоряясь при каждом повторении. Каждый цикл начинается с отличительного «сигнала», который играют два фортепиано (настроенных на четверть тона), за которым следуют звуковые волны в струнах. Когда ветер стихает, музыка становится более беспокойной и кульминационной, затем стихает и цикл заканчивается. Первый цикл длится примерно семнадцать минут, а последний длится всего несколько секунд. В конце концов, оркестр остается в несопровождаемой, полуимпровизационной части, которая медленно умирает, оставляя два фортепиано. Пьеса завершается сигналом фортепиано, после которого струны воспроизводят (но не играют) устойчивую ноту на своей самой высокой струне.
Что такое сустейн в музыке
Кроме общепринятого понятия громкости, оценивают инструменты по ясности, разборчивости и слышимости в ансамбле. Эти факторы во многом определяют атака и субъективно воспринимаемый тембр гитары. Поскольку громкость музыкального звука имеет сложную динамику во времени, важно то, с какой амплитудой этот звук возник.
Для струны — это её основной тон, то есть амплитуда колебания её полной длины. Нельзя рассматривать атаку в отрыве от тембра. Важна не только величина амплитуды, но и в каком частотном диапазоне она находится, как ясно слышима. Яркой атакой обладают инструменты с максимально лёгкими резонаторами. Скорость распространения колебаний в малых толщинах древесины велика. Велика и начальная амплитуда колебания у этих лёгких резонаторов. Материалы верхних дек акустических инструментов по-разному доносят атаку. Из широко известных и доступных наилучшей передачей атаки обладает ситхинская ель, средней — ель Энгельмана, наихудшей — кедр. Бридж из индийского палисандра даст лучшую атаку, чем бридж из эбена. Несмотря на свою звонкую «иглу», клён в обечайках и задней деке уступит любому палисандру, но оставит позади наилучшее красное дерево.
Тембр и отзывчивость
Что определяет субъективное восприятие тембра инструмента до конца не ясно. Всегда подразумевают спектр амплитудно частотной характеристики звучания гитары. Зная, как существенно влияет качество древесины на тембр, скажу, что он в большей мере определяется атакой, чем обертонами, которые слышны после угасания атаки. Буквально сказанное понимать не стоит. Слышимый звук — это единство тона и обертонов. Но инерционность всей длины струны и её кратных участков деформации разная, разная и частота. Слышимость этих взаимосвязей определяет, конечно, верхняя дека, во многом — её древесина.
Для музыканта важно и то, с какой скоростью наступает резонанс в инструменте после щипка. Этот фактор и называют отзывчивостью. Отзывчивость — понятие более широкое, чем атака. Оно определяет и то, с какой яркостью передаёт инструмент оттенки и особенности звукоизвлечения музыканта. Отзывчивость в большой мере определяет конструкция резонатора.
Длительность затухания и холл
Время затухания колебания называют часто сустейном. Длину сустейна во многом определяет инерционность как частей, так и всего резонатора в целом. Чем большей инерционностью обладает резонатор, тем меньше амплитуда атаки. Время затухания колебаний тем больше, чем более упруг резонатор при заданной массе.
На величину сустейна влияет устойчивость опор, плотность посадки грифа в резонатор. Призвук холла, слышимый у многих инструментов — параметр музыкального звука с большой амплитудой и быстрым затуханием. Он является результатом того, что основная резонансная частота резонатора становится равной или близкой к резонансной частоте Гельмгольца, то есть объёма воздуха, заключённого в резонатор. На видео показан резонатор Гельмгольца: объём воздуха обладает упругостью и поэтому может стать источником звука. Обладая собственной резонансной частотой, он может отзываться на такую же частоту колебания обечаек и дек.
Как правило, отзывчивые инструменты обладают и холлом. Этот музыкальный призвук всегда присутствует в звучании оптимально упругого и лёгкого инструмента удачной конструкции.
Разборчивость и ясность звучания
Этот фактор определяет связь основного тона и обертонов в звучании инструмента. Музыкальные фразы большой динамики должны быть понятны как нотная последовательность, звукоряд. При этом они должны быть ярко окрашены обертонами.
Неразбочивость в быстрых пассажах — это недостаток атаки в основном. Но важно и то, в каком фазовом взаимодействии находятся обертоны между собой и как относятся к основному тону. Ярко насыщенные обертонами инструменты с недостатком атаки успешно разыгрываются и в довольно короткие сроки.
Баланс слышимости тона и обертонов, как и сустейн, зависит от характера изменения упругости в разных частях верхней деки, от конфигурации и массы бриджа, свойств его древесины. Лёгкие бриджи дают большую разборчивость, но крадут обертоны и время затухания. Недостаток атаки и разборчивости, бывает, удаётся решить простой заменой порожка из кости на оптимальный пластик TUSO.
Примеры звучания инструментов с разной степенью атаки
В первом примере — яркая атака, но мало обертонов в звучании гитары. Во втором — наоборот, богатый обертонами звук, но недостаёт атаки (запись производилась на струнах с искусственно уменьшенной яркостью звучания), в третьем случае — оптимальный баланс, и ясная хорошо слышимая атака и множество слышимых обертонов с большой длительностью звучания.
Практические советы и рекомендации
На характер звучания влияют и участки большой массы и упругости резонатора: грифы всех гитар, корпус электрогитары. Утоньшение рукояток и накладок грифов приводит к уменьшению амплитуды атаки у всех гитар, классических в особенности.
Наилучшей древесиной для любого конструктивного элемента гитары является древесина радиального распила. Верхняя дека акустической гитары — это непременно радиальный распил. Фотографии заготовок разного вида распилов дерева в этой статье. Большая плотность и масса ладовой проволоки увеличивают амплитуду атаки, влияют на тембр звучания инструмента приводя его к более высоким амплитудно частотным характеристикам. Лады из нержавеющей стали, обладая излишней твёрдостью, придают атаке холодный, неприятный призвук. Кость не является наилучшим материалом для порожков грифов и бриджей акустических гитар. Используйте для этих опорных элементов пластик TUSO. Материал бриджей электрогитар в значительной мере влияет на характер их звучания. Лаковое покрытие — неотъемлемая часть древесины резонатора. Оптимальная толщина и консистенция слоя органического лака способна улучшить звучание акустического инструмента. Однако толщина такого слоя чрезвычайно мала. Увеличивая толщину лакового слоя, мы помещаем резонатор в излишне твёрдый и неупругий кожух. Чем тоньше и пластичней лаковый слой, тем громче и выразительней инструмент. Наилучшим из доступных лаков для электогитары является нитролак, нанесённый на соответствующий грунт тонким слоем. Крашеная гитара — всегда избыточный слой лака.