Что такое суть явления
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ – категории философского дискурса, которые характеризуют устойчивое, инвариантное в отличие от изменчивого, вариативного.
Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное обнаружение предмета, внешние формы его существования. В мышлении эти категории выражают переход от многообразия изменчивых форм предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета и содержание понятия о нем составляют задачи науки.
В античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление – как видимый, изменчивый образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию; она имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна. Аристотель понимает под сущностью вечный принцип бытия вещей (Метафизика, VII, 1043а 21). Сущность постигается в понятии (Мет., VII 4, 1030ab). У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей. В средневековой схоластике проводится различие между сущностью (essentia) и существованием (existentia). Каждая вещь – это существо сущности и существования. Сущность характеризует quidditas (что есть) самой вещи. Так, согласно Фоме Аквинскому, сущность – то, что выражается в дефиниции, которая объемлет родовые основания (Summa theol., I, q.29). Сущность вещи состоит из общей формы и материи в соответствии с родовыми основаниями. Вместе с тем аристотелевское различение формы и материи приобретает у него иной смысл, поскольку сущность определяется через ипостась и через лицо, т.е. наполняется теологическо-креационистским содержанием.
В новой философии сущность связывается с акциденциями, которые дают телу определенное имя (Гоббс Т. Избр. произв., т. 1. М., 1964, с. 148). Б.Спиноза рассматривал сущность как «то, без чего вещь и, наоборот, что без вещи не может ни существовать, ни быть представлено» (Этика, II, определение 2). Д.Локк называет сущностью реальное строение вещей, внутреннюю структуру, от которой зависят познавательные свойства, проводит различие между номинальной и реальной сущностью. Лейбниц называет сущностью возможность того, что полагают и выражают в дефиниции (Новые опыты, III, 3 § 15). Для X.Вольфа сущность – то, что вечно, необходимо и неизменно, то, что составляет основу вещи. В философии Нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гносеологический характер и находит свое выражение в концепции первичных и вторичных качеств. Кант, признавая объективность сущности, считал, что сущность характеризует устойчивые необходимые признаки вещи; явление, согласно Канту, вызванное сущностью субъективное представление. Преодолевая противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности, рассматривая их как рефлексивные определения, как заключающее понятие, как абсолютное, выразимое в существовании.
Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувственно данные»; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность – как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования. В марксистской философии сущность и явление – универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Они неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлениях. Однако их единство не означает их тождества: «. если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. » (К.Маркс, см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. 2. с. 384).
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его функционирования и развития. Характеризуя развитие человеческого познания, В.И.Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 227).
1. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К.Маркса. М, 1960;
2. Богданов Ю.А. Сущность и явление. К., 1962;
3. История марксистской диалектики. М., 1971, разд. 2, гл. 9.
Содержание
Сущность и явление — философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире.
Сущность — совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы, это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
Явление — конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.
В мышлении категории сущности и явления выражают потребность перехода и сам переход от многообразия наличных форм бытия предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Категории сущности и явления всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой сущности, которая не обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и явления, которое не заключало бы в себе никакой информации о сущности. Но единство сущности и явления не означает их совпадения, т. к. сущность всегда скрыта за поверхностью явления, и чем глубже она лежит, тем более трудным и длительным оказывается её познание в теории: «…если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня…» [1].
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: «…не только явления преходящи, подвижны, текучи…, но и сущности вещей…» [2].
Познание сущности возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Оно представляет собой качественный скачок от эмпирического к теоретическому уровню познания, связано с раскрытием главным образом определяющего в предметах, законов их изменения и развития. Это сопровождается переходом от описания к объяснению явлений, к раскрытию их причин и оснований. Один из критериев познания сущности — точная формулировка законов движения и развития объектов и подтверждаемость прогнозов, выводимых в качестве следствия из данных законов и условий их действия. Кроме того, сущность может считаться познанной, если дополнительно известны причины возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель, свойства которой соответствуют свойствам оригинала. Познание сущности даёт возможность отделить подлинное объективное содержание явления от его видимости, устранить элемент искажения и субъективности в исследовании.
Раскрытием сущности задачи познания не исчерпываются. Необходимо теоретическое объяснение и обоснование сформулированных ранее законов, сферы их применимости, соотношения с другими законами и т. п. Решение данных вопросов связано с переходом к познанию более глубоких структурных уровней материи либо с раскрытием системы более общих связей и отношений, в которую рассматриваемое явление входит в качестве элемента. Это требует познания более общих и фундаментальных законов бытия, из которых найденные ранее законы и процессы следуют в виде их частных проявлений. Совершается переход к более глубокой сущности, на новых структурных уровнях материи. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» [3].
Во взаимоотношении сущности и явления обнаруживается диалектика единства и многообразия. Одна и та же сущность может иметь множество различных проявлений, равно как и всякое достаточно сложное явление может определяться несколькими сущностями, относящимися к разным структурным уровням материи. Сущность всегда более устойчива, чем конкретные явления, но в конечном счёте и сущности всех систем и процессов в мире также изменяются в соответствии со всеобщими диалектическими законами развития материи. Та совокупность законов и глубинных отношений, которая выступает как сущность первого порядка по отношению к чувственно воспринимаемым явлениям, сама будет проявлением сущности более глубокого порядка и т. д.
Всякая наука лишь тогда достигает зрелости и совершенства, когда она раскрывает сущность исследуемых ею явлений и оказывается в состоянии предвидеть их будущие изменения в сфере не только явлений, но и сущности.
Исследование механизма обособления сущности от существования, от форм наличного бытия и приобретения этими формами мнимой, призрачной сущности привело Маркса к формулированию концепции превращённой формы.
В «Капитале» Маркс показывает, что сущность вещи не есть некая реализующаяся в вещи и принципиально отличная от нее «идея» или какое-то иное, гетерогенное самому предмету «начало», а представляет собой внутреннюю связь, единство всех эмпирических проявлений вещи. Сущность – это место данного предмета в системе других предметов, определяющее все его специфические особенности. Рассматривая всякую вещь и действительность в целом как исторический процесс, Маркс показывает, каким образом в этом процессе складывается структура предмета – единство внутреннего содержания (внутренних законов движения) и внешних, поверхностных явлений, непосредственно не совпадающих и часто противоположных сущности.
Простейшие формы бытия предмета в процессе своего превращения в более развитые формы не только сохраняются (часто в преобразованном виде) рядом с этими более развитыми формами, но и содержатся в них как их основание, как их внутреннее содержание и основа, на которой они вырастают – исторически и логически. По мере формирования предмета как развитого конкретного целого сущность – всеобщее основание и закон его бытия – начинает выступать как нечто отличное и отдельное от каждой «частной» формы проявления предмета, как нечто им всем противостоящее.
Кажется, что все формы конкретно-чувственного бытия предмета вытекают (полагаются) из сущности. В действительности же движение «от сущности к бытию» и его наличным формам есть движение от одних – более простых и ранних, исходных – форм бытия предмета к другим, в конечном счёте – к непосредственно наличным, чувственно-конкретным формам бытия предмета через их развитие. Поэтому на деле «непосредственные», эмпирически данные формы существования предмета оказываются самыми опосредованными, «конечными» формами. Явление поэтому может быть научно понято не само по себе, а только из сущности и на основе её. Явление само раскрывает свою несамостоятельность, неистинность через противоречие другому явлению того же предмета. Поэтому-то наука и не может ограничиться лишь систематизацией, простым «обобщением» явлений и их видимой связи, а должна критически проанализировать их, проникнуть в их сущностное содержание.
Расхождение, отделение форм проявления от внутреннего содержания, от сущности есть результат истории противоречий самой сущности. Совпадение, тождество сущности и явления достигается лишь через опосредование сущностного содержания, через анализ промежуточных звеньев [4]. Противоречие сущности, внутреннего закона и выражающей его теории с явлением, с видимым положением вещей разрешается в контексте восхождения от абстрактного к конкретному. При этом предшествующие представления не отбрасываются при формировании нового значения, а сохраняются в критически переосмысленном виде как выражение «поверхности явлений». С этой точки зрения эмпиристски-позитивистская методология есть выражение некритического отношения к эмпирии, отношения к вещам «как они нам кажутся», а не как они есть на самом деле.
Агностицизм неправомерно разрывает сущность и явление, рассматривает сущность как непознаваемость, «вещь в себе», якобы не обнаруживающуюся в явлении и недоступную познанию. С другой стороны, идеалисты приписывают сущности вещей идеальное, божественное происхождение, считая её первичной по отношению к материальным вещам в мире (идеальный мир общих сущностей Платона, томизм, «абсолютная идея» Гегеля, современный неотомизм). Некоторые представители идеализма отрицают объективность сущности, считая, что разум «диктует» законы природе, а явление отождествляют с «элементами мира», которые понимаются как комбинация физического и психического (Мах, эмпириокритицизм, феноменализм). В большинстве направлений современной буржуазной философии проблема сущности и явления не рассматривается в её традиционном виде, либо толкуется нигилистически. Последнее наиболее резко выражено в неопозитивизме, который признает реальными только явления, «чувственные данные», а сущности отказывает в объективном существовании. В экзистенциализме проблема сущности и явления отодвинута в связи с выдвижением на передний план проблемы существования.
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ» в других словарях:
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — (англ. essence and phenomenon) универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и… … Большая психологическая энциклопедия
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории: сущность внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования … Современная энциклопедия
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — философская категории. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования … Большой Энциклопедический словарь
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования … Энциклопедический словарь
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — англ. substance/essence and phenomenon; нем. Wesen und Erscheinung. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление то или иное обнаружение (выражение) предмета;… … Энциклопедия социологии
Сущность и явление — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории: сущность внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Сущность и явление — философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление то или иное… … Большая советская энциклопедия
СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ — философские категории, где сущность это отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство … Тематический философский словарь
СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ — традиционные философские категории, под которыми принято понимать, в одном случае, внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (сущность), в другом способы выражения предмета… … Современный философский словарь
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — англ. substance/essence and phenomenon; нем. Wesen und Erscheinung. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление то или иное обнаружение (выражение) предмета;… … Толковый словарь по социологии
Сущность и Явление
Сущность и Явление — всеобщие формы предметного мира и его освоения человеком.
Сущностью называют действительное содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; Явлением называют то или иное обнаружение (выражение) предмета – его эмпирически констатируемые, внешние формы существования.
В мышлении категории Сущности и Явления выражают потребность перехода и сам переход от многообразия наличных форм бытия предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Четкое разделение категории Сущности и Явления характерно уже для античной философии (за исключением софистов). Сущность толкуется здесь как «начало» понимания вещей и вместе с тем как исходный пункт их реального генезиса. Античные философы показали, что непосредственно, в созерцании, вещи часто предстают не в своем сущностном (истинном) виде, а в одеянии вводящих в заблуждение призраков; поэтому задача состоит в том, чтобы путем размышления проникнуть в подлинную суть вещей, в то, что они есть «по истине». Согласно Демокриту, сущность («идея») вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. При этом совершенно необъяснимой остается вещь как целостность. Порядок (образ, форма, «идея») сцепления атомов в некоторое единство – вещь – фактически предстает чем-то случайным, лишенным самостоятельности.
В противоположность этому Платон развивает тезис о приоритете целого (сущности) над составляющими его элементами. «Идея», сущность вещи стала пониматься как изначально самостоятельная, не сводимая к телесно-чувственному бытию, к наличной совокупности конкретных явлений; она всегда остается чем-то большим, чем множество ее чувств. воплощений, т.к. за ней сохраняется способность выражаться во все новых образах. Это отличие резко подчеркивается утверждением сверхчувственного, имматериального характера сущности, ее вечности, бесконечности, неизменности. Проблема Сущности и Явления занимает центральное место в системе Аристотеля, пытавшегося преодолеть антиномичность взглядов Демокрита и Платона.
Отказываясь от признания Сущности как самостоятельной реальности, ее отделенности от конкретно-чувственных вещей, Аристотель в противоположность Платону исходит из того, что невозможно, «… чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность» (Met. I, 9, 991 в 5; рус. пер., М., 1934). Сущность, «форма вещи» есть всеобщее родо-видовое определение вещи: ничто всеобщее не существует отдельно, помимо единичных вещей. Вместе с тем Аристотель выступает и против демокритовского сведéния сущности вещи к составляющим ее элементам, утверждая, что идея, форма вещи не выводится из той «материи», из которой строится вещь (например, форма дома не выводится из кирпичей). Это направление мысли приводит Аристотеля к выводу о конечном, преходящем характере вещей, переживающих возникновение и гибель, и об отсутствии этих характеристик у форм вещей (то есть, у видов сущностей): «… форму никто не создает и не производит, но вносит ее в определенный материал, и в результате получается вещь, состоящая из формы и материи» (там, же, VIII 4, 1043 в 16). Таким образом, Аристотель в ряде пунктов оказывается вынужденным возвращаться к точке зрения Платона.
Средневековая философия, развиваясь под прямым влиянием христианства, связывает проблематику Сущности и Явления с резким противопоставлением мира горнего и мира земного. Носителем сущности выступает здесь бог, а мирское существование рассматривается как неистинное, иллюзорное.
Философия нового времени, порывая со схоластической традицией, вместе с тем воспринимает и проводит заложенное в средние века расщепление Сущности и Явления, перенося его на почву гносеологии. Одним из выражений такого расщепления явилась концепция первичных и вторичных качеств. Основные расхождения в понимании Сущности и ее отношения к Явлениям, к человеческому опыту, выявились в проблеме природы общих понятий, лежащих в основе теоретического объяснения действительности и выражающих самую глубокую Сущность вещей. По этой проблеме противоборствовали позиции рационализма и эмпиризма.
Попытку преодолеть возникшие трудности предпринял Кант. Признавая реальность, объективность «вещи в себе», Сущности, Кант утверждает, что эта Сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Явление есть не выражение объективной Сущности («вещи в себе»), а лишь аффицированное «вещью в себе» субъективное представление (см., например, И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 240). Решая вопрос об отношении знания к чувственности, Кант ставит проблему объективности воспроизведения чувственно данного многообразия Явления в сознании (см. там же, с. 262), то есть, проблему единства, тождества субъективного и объективного, но это требование совпадения субъективного (последовательности воспроизведения явления в знании, в понятии) с объективным остается у него еще в рамках субъективности. Утверждая в учении о разуме наличие в составе знания особых идей, выполняющих функцию организации знания в целостную теоретическую систему и доказывая их необходимость, плодотворность, Кант в то же время отказывает этим безусловным идеям в «конститутивном» (то есть объективном) значении, не считает их внутренним единством самого чувственного многообразия (см. там же, с. 367 и др.).
Преодолевая кантовский дуализм субъективного и объективного, Гегель строит диалектическое понимание Сущности и Явления на основе концепции «объективности понятия», тождества мышления и бытия. То, что у Канта было непреодолеваемой противоположностью субъективного и объективного, у Гегеля выступило лишь формой выражения внутренней противоречивости самой действительности – ее чувственно-эмпирического облика и ее внутреннего содержания. Противоречие (неравенство) субъекта, его знаний об объекте и самого объекта есть лишь форма выражения противоречия объекта, действительности. Поэтому всякое Явление вещи сознанию, не соответствующее самой вещи, есть не искажение вещи сознанием, а выражение ее собственной, из самой вещи вытекающей ложной видимости. Гегель преодолевает характерное для Канта метафизическое противопоставление Сущности и Явления. Для него Сущность «не находится за Явлением или по ту сторону Явления, а именно потому, что Сущность есть то, что существует, существующее есть явление» (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 221). Эта мысль Гегеля получила высокую оценку Ленина. Явление есть не субъективное выражение непостижимой «вещи в себе», а ее собственное выражение и развертывание. Вместе с тем в Явлении Сущность не только выражается, но и маскируется, представая часто в чуждом, «лишенном Сущности» виде. Поэтому задача теоретического познания состоит в том, чтобы критически осмыслить непосредственную видимость вещей («чувственную достоверность») и проникнуть в подлинное содержание действительности, постигнуть ее «идею», под которой Гегель понимает всеобщие определения действительности в их связи и единстве. Явление есть лишь конечное, чувственно-конкретное выражение идеи, представляющей собой самостоятельную, саморазвивающуюся субстанцию. Развитие этого противопоставления при подчеркивании приоритета абс. идеи привело гегелевскую концепцию Сущности и Явления к противоречиям, которые Фейербах и Маркс охарактеризовали как «дуализм» этой концепции.
В отличие от Фейербаха, Маркс в работах 40-х гг. указывает действительное основание гегелевского извращения отношения Сущности и Явления. Для Маркса это «извращение» – не только факт теоретического сознания, но и реальный исторический процесс. Отсюда возникает задача раскрытия механизма обособления Сущности от существования, от форм наличного бытия и приобретения этими формами мнимой, призрачной Сущности. Исследование этого механизма привело Маркса к формулированию концепции формы превращенной. В «Капитале» Маркс показывает, что сущность вещи не есть некая реализующаяся в вещи и принципиально отличная от нее «идея» или какое-то иное, гетерогенное самому предмету «начало», а представляет собой внутреннюю связь, единство всех эмпирических проявлений вещи.
Сущность – это место данного предмета в системе других предметов, определяющее все его специфические особенности. Рассматривая всякую вещь и действительность в целом как исторический процесс, Маркс показывает, каким образом в этом процессе складывается структура предмета – единство внутреннего содержания (внутренних законов движения) и внешних, поверхностных Явлений, непосредственно не совпадающих и часто противоположных Сущности. Простейшие формы бытия предмета в процессе своего превращения в более развитые формы не только сохраняются (часто в преобразованном виде) рядом с этими более развитыми формами, но и содержатся в них как их основание, как их внутреннее содержание и основа, на которой они вырастают – исторически и логически. По мере формирования предмета как развитого конкретного целого Сущность – всеобщее основание и закон его бытия – начинает выступать как нечто отличное и отдельное от каждой «частной» формы проявления предмета, как нечто им всем противостоящее. Кажется, что все формы конкретно-чувственного бытия предмета вытекают (полагаются) из сущности. В действительности же движение «от сущности к бытию» и его наличным формам есть движение от одних – более простых и ранних, исходных – форм бытия предмета к другим, в конечном счете – к непосредственно наличным, чувственно- конкретным формам бытия предмета через их развитие. Поэтому на деле «непосредственные», эмпирически данные формы существования предмета оказываются самыми опосредованными, «конечными» формами. Явление поэтому может быть научно понято не само по себе, а только из Сущности и на основе её. Явление само раскрывает свою несамостоятельность, неистинность через противоречие другому Явлению того же предмета. Поэтому-то наука и не может ограничиться лишь систематизацией, простым «обобщением» Явлений и их видимой связи, а должна критически проанализировать их, проникнуть в их сущностное содержание. Расхождение, отделение форм проявления от внутреннего содержания, от Сущности, есть результат истории противоречий самой Сущности.
Совпадение, тождество Сущности и Явления достигается лишь через опосредование сущностного содержания, через анализ промежуточных звеньев (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 316). Противоречие Сущности, внутреннего закона и выражающей его теории с Явлением, с видимым положением вещей, разрешается в контексте восхождения от абстрактного к конкретному. При этом предшествующие представления не отбрасываются при формировании нового значения, а сохраняются в критически переосмысленном виде как выражение «поверхности явлений». С этой точки зрения эмпиристски-позитивистская методология есть выражение некритичного отношения к эмпирии, отношения к вещам «как они нам кажутся», а не как они есть на самом деле.