Что такое суточные у дальнобойщиков

Содержание
  1. Суточные при командировках в 2021 году. Сколько платить работникам?
  2. Порядок выплаты суточных работникам
  3. Пример определения суточных при командировках по России
  4. Размер суточных
  5. Суточные при командировках за рубеж
  6. Суточные при командировке в государства СНГ
  7. Суточные при однодневной командировке
  8. Самое главное, что нужно запомнить бухгалтеру
  9. Шпаргалка
  10. Что такое суточные у дальнобойщиков
  11. Что такое суточные и чем они отличаются от командировочных?
  12. Как отчитаться об использовании суточных в командировке
  13. Размер суточных в командировках по России и за границу
  14. Отличия для бюджетных и коммерческих организаций
  15. Выплата суточных за дни, проведенные в дороге
  16. Нормы суточных в 2021 году
  17. Что такое суточные у дальнобойщиков
  18. В штате организации есть водители, деятельность которых связана с длительными поездками (водители фур). Им установлен разъездной характер работы. В настоящее время им выплачиваются компенсационные выплаты (суточные) в размере 700 руб. и возмещаются документально подтвержденные затраты. Руководство планирует повысить эти выплаты до фиксированной суммы 2400 руб. в сутки. Для выплаты этой компенсации организация не будет требовать документальное подтверждение расходов. Как учесть компенсацию при исчислении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль?
  19. Режим труда и отдыха водителя-дальнобойщика. Что нужно знать, чтобы не получить штраф Версия для печати
  20. Новый раздел ПДД 26 про нормы управления и тахографы — для кого?
  21. Контроль РТО в России
  22. 15-й Приказ МинТранса. Суммированный учёт рабочего времени
  23. Время управления
  24. Время отдыха
  25. Рекомендуемый усреднённый график
  26. Зачем нужны допуски
  27. Статья 9 ЕСТР «Изъятия» и 24-х часовой принцип
  28. Пункты Положения 15-го Приказа, касающиеся междугородных перевозок грузов
  29. II. Рабочее время
  30. III. Время отдыха

Суточные при командировках в 2021 году. Сколько платить работникам?

58 s

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому учету, зарплате, кадрам, трудовому праву

Разберем, как правильно определять суточные за период командировки по России и за границу

За дни нахождения в командировке работнику выплачиваются средний заработок и суточные за каждый календарный день поездки.

Порядок выплаты суточных работникам

Суточные — это дополнительные расходы работника, связанные с его проживанием вне места постоянного жительства (ст. 168 ТК РФ).

Суточные возмещаются работнику (п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, далее — Положение 749):

Пример: работник уехал в командировку в воскресенье, а вернулся на следующей неделе в субботу. Суточные за субботу и воскресенье выплачиваются, даже если эти дни являются для работника выходными по графику.

Суточные при однодневных командировках по России не выплачиваются, но работодатель вправе предусмотреть в локальных нормативных актах организации компенсацию взамен суточных по таким поездкам.

Пример определения суточных при командировках по России

Работник выехал в командировку 6 июня, в воскресенье, а вернулся — 9 июня, в среду. Добирался работник до места командирования поездом. Положением о командировках суточные при командировках по территории РФ определены в размере 500 руб. Работнику следует выплатить суточные за 4 дня в сумме 2 000 руб. (500 х 4), несмотря на то что воскресенье выходной день.

Размер суточных

Организация вправе самостоятельно определить размер суточных, закрепив свое решение в локальных нормативных актах организации, например, в положении о командировках.

Суточные являются нормируемыми расходами с точки зрения налогового законодательства. Если суточные для командировок по территории России выплачены в размере 700 руб., а за границу — в размере 2500 руб., то с сумм, которые свыше, придется удержать НДФЛ и начислить страховые взносы. Но это не означает, что размер суточных должен быть определен только в этих размерах:

В конце статьи в разделе Шпаргалка скачайте алгоритм и пример расчета среднего заработка за период командировки.

Размеры суточных для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, определены Правительством РФ и составляют:

Суточные при командировках за рубеж

Суточные по командировкам за рубеж считаются по стране пребывания (п.18 Положения № 749). Здесь нужно учитывать дату пересечения границы:

Суточные при загранкомандировках можно выплатить работнику как в рублях, так и в валюте.

Суточные при командировке в государства СНГ

Командировки в государства СНГ, например в Казахстан, Беларусь и пр., — это особый случай:

Суточные при однодневной командировке

Суточные при однодневных командировках по России действующим законодательством не предусмотрены. Но работодатель по собственному решению может выплатить работнику компенсацию взамен суточных при командировках по России.

Размер компенсации необходимо определить локальными нормативными актами организации. Обратите внимание: с суммы указанной компенсации необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы (Письмо Минфина России от 17.05.2018 № 03-15-06/33309).

Компенсацию, выплаченную работнику взамен суточных при однодневной командировке по России, нельзя признать в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если речь идет об однодневных командировках за рубеж, то у работодателя появляется обязанность выплатить работнику суточные в размере 50% от суммы суточных по загранкомандировкам, установленным в локальных нормативных актах организации.

Самое главное, что нужно запомнить бухгалтеру

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Порядок расчета среднего заработка для командировки 399.5 КБ

Источник

Что такое суточные у дальнобойщиков

Конечно, вы без всякой регистрации можете покупать билеты, узнавать расписания, бронировать отели и т.п.

Но после регистрации все это станет удобнее и быстрее.

В любой момент вы сможете

Личный кабинет мы сделали совсем недавно. Уже скоро его возможности ощутимо расширятся.

Направляя сотрудника в командировку, организация гарантирует ему сохранение должности и среднего заработка. Кроме того, она должна компенсировать расходы, связанные с деловой поездкой: эта норма регулируется ст. 167 ТК РФ.

Что такое суточные и чем они отличаются от командировочных?

Разберемся в терминах:

Законом установлено, что возмещение расходов должно производиться авансом. На это прямо указывает Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. И хотя единых правил о сроках выплаты не существует, компания может установить их самостоятельно и закрепить во внутренних актах. Например, в положении о командировках допустимо указать не только период, но и конкретный способ зачисления аванса: наличными или переводом на банковскую карту.

Важно помнить, что суточные положены сотруднику за каждый день пребывания в деловой поездке — включая праздники и выходные дни.

Если работник живет недалеко от города командирования и имеет возможность ежедневно возвращаться домой, выплата суточных не предусмотрена. Целесообразность такого возвращения определяется работодателем в индивидуальном порядке и может зависеть от транспортных условий и характера работы.

Как отчитаться об использовании суточных в командировке

Согласно п. 3 ст. 217 НКРФ, суточные расходы не требуют документального подтверждения — в отличие от командировочных. Соответственно, работник вообще не должен аргументировать второстепенные траты, который совершил во время деловой поездки.

Однако суточные придется включить в авансовый отчёт — это понадобится, чтобы обосновать затраты на командировку в налоговом и бухгалтерском учётах.

Размер суточных в командировках по России и за границу

Законом размер суточных не ограничен (исключение — служащие госучреждений). Руководители частных компаний определяют этот параметр самостоятельно. Установленную величину необходимо зафиксировать во внутренних нормативных документах — например, в коллективном договоре.

Рекомендуем учитывать, что п. 1 ст. 217 НК РФ предусматривает максимальные размеры суточных, которые не облагаются НДФЛ. А именно:

Также приводим статьи расходов, которые организация обязана возместить в случае зарубежной командировки:

Отличия для бюджетных и коммерческих организаций

Как было сказано выше, коммерческая структура вправе сама нормировать суточные и определять сумму, начисляемую работникам.

Единый порядок для федеральных учреждений назначен Правительством (постановление от 02.10.2002 № 729) и составляет 100 ₽ за каждый день пребывания в командировке. Суточные в увеличенном объеме положены руководителю только в том случае, когда деятельность компании определена как приносящая доход, либо за счет экономии средств из бюджета.

Выплата суточных за дни, проведенные в дороге

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 168 ТК РФ, работодатель компенсирует расходы за каждый из следующих периодов:

Предположим, сотрудник отправился в деловую поездку в воскресенье, а вернулся в следующую субботу. В этом случае ему положены суточные за семь дней — пять будних и два выходных.

Нормы суточных в 2021 году

На сегодняшний день процедура расчета суточных остается без изменений по сравнению с прошлым годом.

Однако стоит отметить, что недавно было введено новое понятие: курортный сбор. Теперь работникам, которые в соответствии со своими должностными обязанностями находятся на территории «курортных» регионов РФ более суток, выплачивается дополнительная компенсация.

Считают сбор по следующей формуле:

Количество дней проживания, за исключением дня заезда
×
размер курортного сбора

Порядок возмещения командированному этой суммы разъясняется в Письме Минфина России от 16.07.2018 N 23-01-06/49454.

* Статья носит информационный характер и может не совпадать с мнением государственных органов и мнением читателей статьи. ООО «НТТ» не несет ответственность за решения, принятые на основе информации, представленной в статье.

Еще можно почитать

Туту Командировки — удобный и прозрачный сервис организации служебных поездок. Подробнее

Источник

Что такое суточные у дальнобойщиков

p1110798(1)(1)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В штате организации есть водители, деятельность которых связана с длительными поездками (водители фур). Им установлен разъездной характер работы. В настоящее время им выплачиваются компенсационные выплаты (суточные) в размере 700 руб. и возмещаются документально подтвержденные затраты. Руководство планирует повысить эти выплаты до фиксированной суммы 2400 руб. в сутки. Для выплаты этой компенсации организация не будет требовать документальное подтверждение расходов.
Как учесть компенсацию при исчислении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль?

promo access

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суточные, выплачиваемые работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не облагаются страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации.
Для целей исчисления НДФЛ суточные, выплачиваемые работникам при разъездном характере работ, не облагаются НДФЛ в размере, установленном коллективным договором (соглашением, локальным нормативным актом).
Для целей исчисления налога на прибыль суммы суточных при разъездном характере работ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, для целей налогообложения не нормируются.
Предоставление работниками чеков, квитанций (иных документов), подтверждающих расходование им суточных, при разъездном характере работы не требуется, что подтверждается арбитражной практикой. Однако найдены и отрицательные для налогоплательщика судебные акты. Организация должна быть готова отстаивать позицию о неначислении налогов и взносов в суде.

Обоснование вывода:
Работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель должен возмещать такие расходы как суточные (ст. 168.1 ТК РФ).
При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Это прямая норма, установленная частью первой ст. 166 ТК РФ. На это указывается и в п. 3 Положения о направлении работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
С учетом определения компенсаций, приведенного в ст. 164 ТК РФ, и положений ст. 168.1 ТК РФ возмещение расходов при разъездном характере работы является компенсационной выплатой, связанной с исполнением трудовых обязанностей.

Налог на доходы физических лиц

Для целей обложения НДФЛ суточных, выплачиваемых при разъездном характере работ, ограничение по сумме, установленное п. 1 ст. 217 НК РФ (не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ), не применяется, поскольку рассматриваемые служебные поездки не признаются командировками.
Суточные, выплачиваемые сотрудникам в этом случае, не облагаются НДФЛ на основании абзаца двенадцатого п. 1 ст. 217 НК РФ в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (смотрите письма Минфина России от 04.03.2019 N 03-15-06/13866, от 25.07.2018 N 03-04-06/52242, от 07.06.2011 N 03-04-06/6-131, от 04.09.2009 N 03-04-06-01/230).

Страховые взносы

На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
С учетом положений ст. 164 ТК РФ, ст. 168.1 ТК РФ, если работа сотрудников носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то суточные не облагаются страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации (смотрите письма Минфина России от 25.07.2018 N 03-04-06/52242, от 10.08.2017 N 03-15-06/51340).

Налог на прибыли

Для целей исчисления налога на прибыль суммы суточных при разъездном характере работ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
С точки зрения трудового законодательства возмещение водителям расходов, связанных с разъездным характером труда, не входит в систему оплаты труда, а представляет собой компенсационную выплату, гарантированную ст. 168.1 ТК РФ.
Возмещение работникам расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 25.10.2013 N 03-04-06/45182, от 01.04.2010 N 03-03-06/1/211, от 18.08.2008 N 03-03-05/87).

Арбитражная практика

Суды указывают, что компенсация в виде суточных не предполагает возмещения документально подтвержденных расходов, а определяется исходя из продолжительности поездки. В качестве подтверждающих документов представляются трудовые договоры, положения о порядке возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, путевые листы, товарные накладные и т.п. (смотрите постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2014 N А65-15922/2013, постановления АС Поволжского округа от 20.02.2018 N Ф06-29644/18 по делу N А65-12295/2017, Одиннадцатого ААС от 25.11.2013 N 11АП-18375/13, постановления АС Поволжского округа от 30.10.2017 N Ф06-25897/17 по делу N А65-27526/2016, АС Центрального округа от 03.08.2017 N Ф10-2846/2017 по делу N А14-8389/2016, АС Северо-Западного округа от 23.01.2017 N Ф07-11950/2016 по делу N А66-2009/2016 и др.).
Но есть судебные акты, в которых суд поддержал налоговый орган.
В постановлении Пятнадцатого ААС от 23.05.2017 N 15АП-3810/2017 судьи посчитали, что в том случае, когда выплаты производятся работникам, постоянная работа которых протекает в пути и имеет разъездной характер, и при этом не представляют собой возмещение понесенных работниками конкретных (определенных) расходов, не являются выплатами суточных, а производятся в порядке, установленном локальными нормативными актами и коллективным договором, имеют фиксированный и систематический характер, выплачиваются постоянно и в соответствии с выполняемой трудовой функцией, то такие выплаты входят в действующую в организации систему оплаты труда, в связи с чем они являются объектом обложения страховыми взносами.
В постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8096/16 суд указал, что выплаты за разъездной характер работы являются частью системы оплаты труда, носят систематический и стимулирующий характер, в связи с чем подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Одним из аргументов суда был тот факт, что выплаты не зависят от факта несения расходов. Также из материалов дела видно, что такие компенсационные выплаты превышали суммы оплаты труда.
В судебной практике есть примеры доначисления налога на прибыль и НДФЛ, но они связаны с созданием налогоплательщиком фиктивного документооборота по выплате суточных (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2017 по делу N А40-74746/17, оставлено в силе Постановлением Девятого ААС от 29.01.2018 N 09АП-66046/2017). Но отмечаем, что выводы этих судов применимы только к недобросовестным налогоплательщикам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Режим труда и отдыха водителя-дальнобойщика. Что нужно знать, чтобы не получить штраф Версия для печати

Штрафы за нарушение РТО для юрлиц и индивидуальных предпринимателей существенно возросли. Надзорные органы следят за соблюдением режима без особого пристрастия, но ситуация может измениться.

Новый раздел ПДД 26 про нормы управления и тахографы — для кого?

20 декабря 2019 года вышло Постановление Правительства N 1733 о внесении в Правила Дорожного Движения нового раздела номер 26 под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».

Этот небольшой раздел почти копирует некоторые положения ЕСТР — «Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки», то есть документа, которым руководствуются российские автоперевозчики при осуществлении международных рейсов.

Для радела взяты только те нормы, которые касаются максимальных периодов управления и минимальных периодов отдыха. Это: два по четыре с половиной часа управления с 45-ти минутным перерывом; 9 часов управления в день (или 10); 56 часов за неделю и 90 за две; а также суточный отдых 11 или 9 часов, и еженедельный отдых, 45-ти часовой или 24-х часовой.

Раздел не является копией русского перевода соответствующих положений ЕСТР и написан по-своему, поэтому в нём есть погрешности, а также почему-то отсутствуют некоторые важные нормы, например — обязательное спальное место, либо отдых вне транспортного средства.

Однако. однако данный новый раздел ПДД нет смысла разбирать подробнее, поскольку в конце его имеется примечание:

Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.

А это означает, что данное нововведение не касается ни юридических лиц, ни индивидуальных предпринимателей (см. статью 20 ФЗ N 196-ФЗ), ни наёмных водителей, — то есть практически никого из тех, кто реально ездит по дорогам.

Поэтому собственно автоперевозчики по-прежнему должны руководствоваться Приказом Минтранса №15 2004 года, к которому прилагается «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Обратите внимание на разницу: «время управления» и «время труда и отдыха» — это разные понятия, разные документы, касающиеся разных лиц.

То, что сейчас введено — касается физических лиц, а то, по чему перевозчики должны работать — касается индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и наёмных водителей. И это — Приказ номер 15. Точнее — Приложение к этому приказу, в котором и содержится это самое «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Физические лица, к которым относится вновь принятый раздел 26 ПДД, не работают, они просто управляют. Это те люди, которые везут свои частные грузы на своём автомобиле. Таких людей — ноль-ноль-ноль-ноль-один процент на трассе. Например, человек, который погрузил свою мебель в свой ГАЗон или КАМАЗ и перевёз в другое место.

Такие люди, во-первых, никогда не будут управлять в течение такого количества времени (даже четыре с половиной часа — вряд ли) — ну, это другой вопрос.

Главное, повторю, в том, что этот новый раздел ПДД не касается практически никого. То есть он выпущен только для того, чтобы реализовывать обновлённую же статью КоАП 11.23 в её части касающейся физических лиц.

Поэтому разбирать мы будем всё тот же самый 15-й Приказ, который никуда не делся, и по которому должны работать все грузоперевозчики и пассажироперевозчики. То есть все профессиональные водители.

Вот этот-то 15-й Приказ мы и разберём. Не весь, конечно, а лишь то что касается междугородных грузоперевозок.

Контроль РТО в России

А вот внутрироссийские нормы режима труда и отдыха водителей по причине отсутствия контроля на трассе практически никто никогда не соблюдал, поэтому они мало кого интересовали. И даже более того — мало кто из водителей дальнобойщиков вообще о них знал.

Кстати напомню, что при осуществлении внутрироссийской перевозки водитель в любом случае должен соблюдать российское Положение 15-го Приказа, а не европейские нормы — даже если на грузовике установлен тахограф ЕСТР и имеется карточка допуска к МАП.

Если же данная конкретная перевозка международная, то есть между двумя странами (между Россией и ещё какой-то страной или между какой-то страной и Россией), то в этом случае нужно работать по нормам ЕСТР.

Итак, до сих пор нормами 15-го Приказа по-настоящему руководствовались лишь большие государственные предприятия, например — городские автобусные парки.

Однако 1 ноября 2019 года были введены серьёзные, практически европейские штрафы за несоблюдение РТО для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Напомню, что на ИП за переработку или недоотдых теперь, по обновлённой статье 11.23 КоАП, могут выписать от 15000 до 25000 рублей, причём независимо от того, сам ли ИП за рулём, или нанятый им водитель.

Пока, судя по информации поступающей с трасс, контролирующим органам дана команда штрафовать в основном только за отсутствие тахографа, но в любой момент ситуация может измениться.

Поэтому и стоит разобраться, что же это такое — российские нормы режима труда и отдыха водителей.

15-й Приказ МинТранса. Суммированный учёт рабочего времени

«Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее для краткости будем называть его «15-й Приказ») разрабатывалось с учётом требований Трудового Кодекса Российской Федерации (ФЗ N 197), и в основном оно касается норм вообще для всех водителей, а не только для тех, кто проводит в пути несколько дней. И это правильно, поскольку водитель-дальнобойщик как человек физиологически ничем не отличается от водителя-по-месту как человека. Поэтому и основополагающие нормы практически для всех водителей (как и для всех трудящихся) одинаковы, что отражено и в рассматриваемом нами 15-ом Приказе.

Пункт 7 раздела II «Рабочее время» гласит:

То есть как это должно происходить, например, при шестидневной рабочей неделе:

пришёл водитель на работу — время пошло. Медосмотр, проверка автомобиля, оформление документов и прочее (а по закону всё это — рабочее время) занимает минут 20 как минимум. Выехал. Три с половиной часа порулил — обед. После обеда ещё три часа порулил — и на базу. На послерейсовые осмотры, проверки, оформление документов — минут 10. Всё — рабочее время кончилось.

Итого, максимум — 6 часов 30 минут вождения при 7-ми часовом рабочем дне. Можно ли так работать по межгороду? Можно, но ездить придётся долго, а дома бывать редко.

Поэтому, чтобы увеличить время управления и, соответственно, пройденное расстояние, и, соответственно, время отдыха дома, законом допускается «суммированный учет рабочего времени».

Читаем в пункте 8 раздела II «Рабочее время»:

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Означает это вот что: превышение допустимого количества рабочих часов в отдельные дни или недели возможно, но за месяц рабочих часов должно быть не более, чем при 40-часовой рабочей неделе. То есть в месяц можно тратить на работу (именно на всю работу, а не только на вождение) в среднем не более чем примерно 165 часов.

Из этого следует также, что и минимальное количество часов или дней для отдыха в месяц должно быть одинаковым для всех водителей, независимо от того, по какому графику и на каких расстояниях они трудятся.

zaozinng

Почему важно в первую очередь уяснить именно эту основу? Потому что на меньших масштабах, то есть на дневных и недельных, будет трудно понять, как это, например, может быть такое, что в законе установлены максимальный 8-ми часовой рабочий день и 9-часовой период вождения.

Замечу также, что именно в масштабе месяца наиболее отчётливо выявляется основная суть норм режима труда и отдыха.

А состоит она в том, что водитель должен отдавать самому себе взятое взаймы у самого себя время на нормальную жизнь. Перерабатывая и недоотдыхая ты как бы залезаешь в долг перед самим собой, причём не только перед своим организмом, но и, по большому счёту, перед всей своей жизнью. И если ты хотя бы в течение месяца не отдаёшь этот долг, ты просто кидаешь самого себя, отнимая у себя же положенные тебе отдых и свободное время. (И, кстати, при этом косвенно принуждаешь к тому же самому своих коллег).

Итак, суммированный учёт позволяет превышать нормальное количество рабочих часов в день и в неделю, позволяя вырабатывать положенное на месяц ограниченное количество часов не в течение месяца, а в течение примерно трёх недель, после чего оставшаяся неделя с небольшим должна стать обязательной для отдыха.

Обратите внимание — речь пока идёт не о количестве часов вождения, а о количестве всего рабочего времени.

Но нельзя ли ещё быстрее, то есть нет ли возможности отработать эти примерно 165 часов не за три, а, скажем, за две недели?

Нет, такой возможности нет из-за ограничений:

Читаем дальше Приложение к 15-му приказу.

Раздел II «Рабочее время», пункты 9 и 10:

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пункт[ом] 10 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

И опять же — речь пока не о времени управления, а о продолжительности всей ежедневной работы, которая включает в себя не только вождение. Прочитаем про некоторые другие виды деятельности в пункте 15:

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов: подготовительно-заключительное время (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов ; время проведения работ по устранению неисправностей;. »

«время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

Итак, при суммированном учёте вообще работать (не только управлять) можно ежедневно не более 10 часов. Но допускается и 12 часов. Причём использование данного допуска при междугородной перевозке ничем не лимитировано, разве что в этом случае надо заканчивать смену вождением, а не какой-либо другой работой, ведь допуск этот сделан, как сказано, «чтобы дать водителю возможность доехать до места отдыха».

Всё о чём шла речь до сих пор, то есть продолжительность рабочего времени, находится в основном в сфере трудовых отношений, на дороге не проверяется и по пункту 3 статьи 11.23 КоАП не наказывается.

Однако понятие «Ежедневная работа» или иначе «смена» нам ещё понадобится. Дело в том, что в 15-ом Приказе, в отличие от ЕСТР, нет 24-х часового принципа назначения периодов отдыха водителя (за одним исключением). Поэтому, например, ежедневный отдых в российских нормах определяется как «междусменный», то есть между двумя рабочими сменами, тогда как в ЕСТР это отдых в течение каждого 24-часового периода по окончании предыдущего периода отдыха — ежедневного или еженедельного.

То есть рассматривать российские нормы управления и отдыха придётся с привязкой к рассмотренным только что российским нормам ежедневной работы (смены).

Время управления

Теперь перейдём к рассмотрению собственно тех норм, за несоблюдение которых установлены штрафы в пункте 3 статьи 11.23 КоАП. Прочитаем первый абзац этого пункта:

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха – влечёт.

Итак, на трассе могут штрафовать либо за превышение времени управления, либо за недостаточную продолжительность отдыха.

Так что переходим к тем пунктам 15-го Приказа, которые определяют время управления и время отдыха.

Читаем только то, что касается перевозок обычных грузов (то есть не тяжеловесных и крупногабаритных).

16. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пункт[е] 17. )

Здесь уместно заметить, что два этих пункта — единственное в чём схожи 15-й Приказ и ЕСТР. Во всём остальном — это разные нормы!

Итак, максимальное ежедневное время управления (имеется в виду общее суммарное время управления за смену) — 9 часов, и два раза в неделю допускается вождение в течение 10 часов. Оба варианта влезают в растягиваемую от 10 до 12 часов ежедневную работу (смену). Здесь всё понятно.

clij0zs1

Что же касается недельного и двухнедельного количества максимального времени управления, то оно тесно связано с другой нормой — с минимальной продолжительностью еженедельного непрерывного отдыха, которая согласно пункту 26 должна составлять не менее 42 часов.

(Для тех кто знаком с ЕСТР, сразу скажу, что никакого сокращённого еженедельного отдыха в российском РТО не предусмотрено — только полный.)

Так вот, наличие обязательного еженедельного 42-х часового непрерывного отдыха означает, что на рабочие смены и междусменные отдыхи в оставшуюся часть недели остаётся 5 суток плюс 6 часов.

c7dk62q5

Поэтому по-нормальному на каждой неделе надо ездить так: 5 дней по 9 часов управления (то есть в сумме — не более 45 часов управления). Соответственно, за две таких недели получится, как и положено, 90 часов управления.

0ik0ei33

А можно и до 56 часов управления в неделю, но тогда в другую неделю останется: 90 минус 56 = 34 часа управления.

Но как вообще можно выкатать 56 часов за 5 дней, ведь при этом должно получиться более 11 часов вождения за смену при положенных 9 или 10?

Для этого надо считать не сутками, а периодами состоящими из ежедневной работы (смены) и ежедневного (междусменного) отдыха (о котором речь ещё впереди).

Так вот, если сложить смену и отдых, то может получиться в среднем не 24 часа, а чуть больше 20 часов:

r8k4l5mi

— соответственно за пять с лишним суток таких периодов будет чуть больше шести, что и составит около 56 часов вождения:

p m5qera

А теперь рассмотрим норму, которая в наибольшей степени отличается от подобной нормы в ЕСТР.

Это максимальная продолжительность периодов управления и минимальная продолжительность перерывов между ними.

19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

То есть никаких «четырёх с половиной часов управления и сорока пяти минутного перерыва», как в ЕСТР, в наших нормах РТО пока нет.

Для начала нужно понять, что означают эти 4-х или 2-х часовые периоды вождения.

Иногда их называют периодами непрерывного вождения, но это не так. В них могут быть перерывы, например 2, 5, 10 или даже 14 минут. Но они не будут засчитываться как обязательные «специальные перерывы для отдыха от управления». Таковыми могут быть только перерывы продолжительностью 15 минут и более.

Согласно нашему 15-му Приказу эти «специальные перерывы» относятся к рабочему времени (смотрите пункт 15. б)), и соответственно не являются отдыхом.

Но они относятся к перерывам, поэтому в тахографе должна ставиться «кровать».

В целом всё вроде бы понятно и по максимуму должно быть примерно так:

Но здесь не учтена ещё одна отличительная черта российского РТО, который вынужден постоянно оглядываться на Трудовой Кодекс, — это особенный перерыв для отдыха и питания.

Согласно пункту 24 этот перерыв предоставляется продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, причём при совпадении с 15-ти минутным, 30-ти минутный должен его заменять (поглощать). Но что значит «предоставляется» — должен ли водитель в обязательном порядке делать вместо одного из 15-ти минутных перерывов 30-ти минутный перерыв? Судя по формулировке пункта 19 — да, должен.

И таких расплывчатостей в 15-м Приказе много.

Время отдыха

Итак, мы перешли к рассмотрению последнего, третьего раздела Положения 15-го Приказа, который определяет Время Отдыха.

Читаем четвёртый абзац пункта 25:

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.

На первый взгляд этот пункт почти копирует соответствующее положение ЕСТР.

Однако существенное отличие в том, что в ЕСТР не предусмотрена компенсация за сокращенные ежедневные периоды отдыха, то есть за «девятки», а по нашему закону такая компенсация полагается. То есть если на неделе будет три сокращённых ежедневных междусменных отдыха (по 9 часов вместо 11), то эти часы (11-9)*3=6 — эти 6 часов должны быть добавлены ко времени отдыха до конца следующей недели.

Должны ли они быть к чему либо присоединены целиком — то ли к еженедельному отдыху, то ли к междусменному, или их можно разделить, или они могут «отдыхаться» отдельно — непонятно, и это ещё одна неопределённость.

Читаем пункт 25 дальше:

В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов.

То есть как и ЕСТР, наш РТО тоже позволяет разбивать ежедневный отдых на части, но, опять же, со своими особенностями: частей может быть не только две, но и три, причём одна из них — не менее 8 часов, а всего «междусменный» отдых в этом случае должен быть увеличен до 12 часов.

Тут могло бы возникнуть уже совершенно явное несоответствие: как это отдых может быть «междусменным», если он разбит на части внутри одной смены? Поэтому здесь нашим законотворцам пришлось таки (единственный раз!) прибегнуть к гораздо более понятной опоре на 24 часа, как это сделано в ЕСТР.

И всё же неопределённость опять получилась: во первых не определено, от какого именно момента начинается или каким моментом заканчивается этот 24-х часовой отсчёт для распределения частей отдыха; а во-вторых, восьмичасовая часть отдыха может быть даже в начале смены (в отличие от ЕСТР, где её аналогу строго полагается второе место), что фактически допускает возможность сокращения междусменного отдыха до любого значения — хоть до часа (вместо 11 или 9).

28uo7mzg

И завершается 25-й пункт допущением, касающимся скорее не времени отдыха, а времени вождения:

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

Вроде бы полезный допуск, но тоже с нестыковками: как может наступить междусменный отдых, когда водитель ещё едет, то есть когда смена ещё не закончилась? Ведь междусменный отдых у нас определяется именно окончанием смены, а не обратным отсчётом от конца 24-х часового периода как в ЕСТР? То есть по данному абзацу получается, что водитель может продолжать управлять автомобилем закончив смену, то есть ехать уже как бы отдыхая и подыскивая парковку?

И что вообще означает «вправе следовать» — вправе превышать 9-ти или 10-ти часовое время управления? Или «следовать» означает бросить автомобиль и идти до стоянки пешком?

А за сколько времени до окончания смены водитель должен предусматривать место для стоянки?

Да и вообще, зачем этот допуск, когда уже есть пункт 10, прочитаем его ещё раз:

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

И наконец, читаем последний важный для нас пункт — 26-й:

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

Пункт вроде бы тоже похожий на ЕСТРовский, но на самом деле совершенно от него отличающийся.

Самое главное отличие — у нас не определен максимальный промежуток между еженедельными отдыхами. Поэтому их можно поставить где угодно — в конце недели, в начале, в середине.

j4717u2v

И может получаться так, что на первой неделе еженедельный отдых в начале недели, а на второй — в конце, и в результате можно работать 10 дней подряд.

f137oksc

Второе — у нас нет сокращённого 24-х часового варианта еженедельного периода отдыха. То есть в любом случае этот отдых должен быть продолжительностью не менее 42-х часов.

Третье — в ЕСТР ежедневный отдых может быть поглощён еженедельным, а по нашему — ежедневный стыкуется с еженедельным, то есть прибавляется к нему. Здесь кстати возникает тот же парадокс: если ежедневный междусменный отдых определяется окончанием и началом смены, то как можно присоединить к нему другой отдых, ведь в этом случае ежедневный междусменный отдых либо не начнётся, либо не закончится?

Ну и четвёртое — не 45 часов, а 42 — опять же для согласования с Трудовым Кодексом.

Рекомендуемый усреднённый график

Итак, мы закончили рассмотрение Приложения к приказу Минтранса N 15, то есть «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

С одной стороны — он жёстче ЕСТР, с другой — нечёткость и расплывчатость некоторых положений, а также отсутствие списка определений позволяют свободнее варьировать график работы.

Но раз нет чёткости, то не получится построить понятную и простую схему ни для водителей, ни для предпринимателей, ни для контролёров на трассе.

Можно порекомендовать лишь усреднённый график, который может выглядеть так:

Первая часть «ежедневного рейсового периода» (назовём его так) — это ежедневная работа (смена) продолжительностью не более 12-ти рабочих часов, разделённая обеденными перерывами.

В течение этой смены можно управлять автомобилем в сумме не более 9 часов (два раза в неделю допускается 10 часов).

zo ujhbn

Управление должно прерываться 15-ти минутными перерывами, первый из которых — не более чем через 4 часа вождения, остальные — не более чем через каждые 2 часа вождения. Вместо одного из таких перерывов или в другое время смены должен быть перерыв для отдыха и питания не менее 30 минут.

g0z6np2m

Вторая часть «ежедневного рейсового периода» — это ежедневный (междусменный) отдых продолжительностью не менее 11 часов.

dd7im2 c

Три раза в неделю допускается 9 часов.

4w1olmvs

При использовании всего максимально возможного количества часов для вождения в день, таких «ежедневных рейсовых периодов» будет 10 за две недели.

gfacyr3k

Зачем нужны допуски

Важно обратить внимание вот на что:

В связи с этим есть повод задуматься о том, насколько же перевёрнуто сознание водителей, особенно дальнобойщиков!

Если большинство нормальных людей хотят больше выходных и меньше работать, то водители всеми правдами и неправдами ищут возможностей увильнуть от отдыха и работать больше!

Это — следствие порочной практики оплаты труда дальнобойщиков в зависимости от количества пройденных километров (а то и в процентах от стоимости перевозки!). И эта практика является корнем всех проблем перевозчиков, в том числе — нечестной конкуренции, низких ставок и высоких рисков!

Статья 9 ЕСТР «Изъятия» и 24-х часовой принцип

Среди аргументов приводимых противниками соблюдения РТО наиболее часто выдвигается следующий: в России нет инфраструктуры для соблюдения Режима Труда и Отдыха, а дорожная ситуация трудно предсказуема.

С этим сложно не согласиться. Но ведь всё решаемо — с помощью правильных законов. Для этого в наши нормы необходимо ввести пункт подобный Статье 9 ЕСТР под названием «Изъятия». Процитирую эту европейскую(!) норму:

Для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящего Соглашения в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в транспортном средстве лиц, транспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель должен указать характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листке или на распечатке контрольного устройства или в своей ведомости не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.

Вот так всё просто, понятно и по-человечески.

Но наши законотворцы упорно не хотят вводить такое положение, и ставят вместо этого какие-то нелепые допуски, подобные разобранному нами выше в пункте 25, или тому, что сейчас ввели для физических лиц в ПДД (то есть ещё плюс 1 час управления).

Видимо они считают, что все водители поголовно начнут ежедневно и постоянно превышать время управления, а затем писать на распечатке какие угодно причины.

Но ведь это легко проверяется, а даже если и не проверить, то ведь совершенно ясно, что если перевозчик пользуется этим постоянно, то его надо привлекать к ответственности, а если раз-другой в месяц, то ничего страшного в этом нет при наших пробках, зимах и ремонтах.

Кто-то скажет, что такая норма есть в 36-ом Приказе, но там сказано так:

В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.

И всё. И это не даёт водителю никаких прав.

Возникает и такое предложение: а не перейти ли России на ЕСТР и на внутренних перевозках?

Ведь европейские нормы отточены десятилетиями реальной эксплуатации, поэтому они проще, понятнее, а главное — не имеют расплывчатостей и неопределённостей как в нашем Положении 15-го Приказа.

Но полностью перейти не получится хотя бы потому, что у нас теперь свои особенные национальные тахографы.

А вот сами принципы установки норм режима труда и отдыха можно и нужно изменить на те, что используются в ЕСТР — например, междусменный принцип — на 24-х часовой, и так далее.

Пункты Положения 15-го Приказа, касающиеся междугородных перевозок грузов

II. Рабочее время

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

25. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector