- Что такое сутра? Вопросы и ответы в отношении сутры
- Должен ли молящийся устанавливать перед собой сутру (барьер) во время намаза? И для чего это делается?
- Что такое сутра в исламе
- Какая должна быть сутра?
- Что такое сутра в исламе
- О сутре
- Сутра того, кто совершает молитву
- Определение сутры
- Узаконенность сутры
- Шариатское постановление относительно сутры
- Мудрость, заключающаяся в сутре
- Некоторые положения, связанные с сутрой
Что такое сутра? Вопросы и ответы в отношении сутры
Что такое сутра? Вопросы и ответы в отношении сутры
Вопрос 9: Имеются ли исключения из этого суждения?
Ответ:Да, освобождается человек, проходящий сквозь ряды во время коллективноймолитвы. Поскольку было передано, что Ибн ‘Аббас сказал: «Фадль и яехали на ослице, в то время как посланник Аллаха (да благословит егоАллах и приветствует) был в ‘Арафа. Мы прошли перед некоторыми изрядов, затем мы спешились и оставили ослицу пастись. Затем мы вступили(в молитву) с посланником Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует), и посланник Аллаха не сказал нам ничего (в отношенииэтого)». (Аль-Бухари, Муслим, Аль-Хумайди)
И в другой версиисообщается, ослица прошла перед частью первого ряда. Абдулла ибн ‘Амрсказал: «Мы отдыхали с посланником Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) на склоне горы. Подошло время молитвы. Он совершил молитву,стоя перед стеной в направлении Киблы, и мы были позади него. Затемпришло животное и попыталось пройти перед ним. Он удерживал его, покаон не прижался животом к стене, и животное прошло позади него». (Ахмад,Абу Дауд)
Кроме того, отталкивание человека, пытающегосяпройти — есть действие по предписыванию благого и удержанию от зла.Потому что, если бы он прошел, то впал бы в тяжкий грех. Поэтомунеобходимо удержать его от этого.
Вопрос 12: Вы сказали, что прохождение перед молящимся, иногда нарушает молитву. Что именно нарушает молитву?
Ответ: Среди вещей, которые нарушают молитву своим прохождением:
1. шайтан
2. черная собака
3. осел
4. половозрелая женщина
Это устанавливается в хадисе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о сутре, в котором он сказал: «И пусть он приблизится к ней и не позволит шайтану нарушить его молитву».
И другой хадис, в котором он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, злонамеренный джинн набросился на меня вчера вечером, пытаясь нарушить мою молитву». (Муслим)
В другой версии сказано: «Поистине, шайтан хотел пройти передо мной, поэтому я душил его, пока не почувствовал прохладу его языка на своей руке». (Ахмад)
Поэтомуудерживание шайтана от нарушения молитвы совершается посредствомприближения к сутре, как упоминалось в предыдущих хадисах.
Удерживаниеиного, помимо шайтана, достигается отталкиванием или установлениемперед собой сутры, тех типов, которые упомянуты выше. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщина, осел исобака, нарушают молитву (если проходят перед молящимся) и этопредотвращается (размещением) чего-то подобного спинке верблюжьегоседла (перед собой)». (Муслим)
Он также сказал: «Молитва нарушается (прохождением) черной собаки или женщиной с месячными (то есть достигшей половой зрелости)». (Ахмад и Абу Дауд)
Было передано Абдуллой ибн Самит, что Абу Зарр сообщил, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Есликто-либо из вас желает совершить молитву, он поистине огражден, когдаимеет перед собой нечто размера спинки верблюжьего седла, тогда(прохождение) осла, женщины или черной собаки не может нарушить егомолитву».
Я сказал: «О, Абу Зарр! Что с черной собакой, впротивоположность красной или желтой собаке?» Он сказал: «О, сын моегобрата! Я спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) то же самое, что ты спрашиваешь у меня, и он сказал:«Черная собака – шайтан». (Муслим)
И в другой версии сказано: «Молитва должна быть повторена из-за прохождения осла, женщины или черной собаки». (Ибн Хузайма)
Однакоэто правило не применяется, если то, о чем упомянуто выше, находитсяперед молящимся, но не проходит перед ним. Посланник Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует) совершал молитву, а перед нимбыла постель и Айша находилась на ней. Кроме того, Маймуна, женаПророка (мир ему и благословение Аллаха) сказала: «Пророк молился, в товремя как я спала около него во время моих периодов (месячных) и впоклоне, его одеяние касалось меня». Аль-Бухари
Вопрос 13: Допустимо прикоснуться или отодвинуть жену во время поклона, чтобы совершить его должным образом?
Ответ: Да. Это следует из хадиса, переданного Айшей: «Нехорошо,что люди сделали нас (женщин) подобными собакам и ослам. Воистину, явидела Посланника Аллаха молящимся, в то время как я лежала между ним иКиблой, и когда он хотел пасть ниц, он толкнул мои ноги, и я подобралаих». (Аль-Бухари) См. также хадис из вопроса 12.
Вопрос 14: Есть ли какая-либо разница между мужчиной и женщиной (относительно того, что упоминалось здесь)?
Ответ:Нет никакого различия между мужчиной и женщиной, относительно всеготого, что мы упоминали здесь. (Таким образом, предыдущие правилаотносятся ко всем). Мы получаем это положение из-за отсутствиядоказательства противоположного. (Ибн Хузайма) (Аль-Бухари)
Должен ли молящийся устанавливать перед собой сутру (барьер) во время намаза? И для чего это делается?
Где бы человек ни совершал намаз, в маленькой мечети или в большой, у себя дома или на открытом месте, установка сутры (барьера) является сунной. Сутра устанавливается в направлении кыблы перед молящимся. Таким барьером может быть стена, палка, стул и так далее, то есть все то, что может воспрепятствовать проходу перед молящимся.
Муса ибн Талха (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды, когда мы совершали намаз, перед нами прошли животные. Мы рассказали об этом посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), на что он сказал: «Если вы поставите перед собой что-нибудь, то проходящие перед вами не причинят вам никакого вреда» (Муслим, Салят, 242; Тирмизи, Салят, 248).
Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху) передает: «Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) выходил на праздничный намаз, то приказывал мне нести копье. Затем втыкал копье в землю перед собой, и совершал намаз, стоя напротив него, а все люди становились за его спиной. Точно так же он поступал и во время путешествий» (Муслим, Салят, 245).
В другом риваяте Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху) передает: «В путешествии посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ставил своего верблюда между собой и кыблой и так совершал намаз» (Муслим, Салят, 247).
Абу Джухейм аль-Ансари (радыйаллаху анху) передает, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой грех он совершает, то он предпочел бы простоять на месте сорок дней» (Муслим, Салят, 261; Тирмизи, Салят, 249).
Тот, кто без причины совершает намаз перед дорогой, по которой ходят люди, не устанавливая барьера, является грешником. Точно так же является грехом проход между молящимся и барьером, если для этого нет серьезных причин.
Если при совершении коллективного намаза имам установил перед собой барьер, то этого достаточно и для всего джамаата. То есть джамаату не нужно устанавливать отдельный барьер.
В мечетях при коллективном намазе можно пройти перед молящимся, чтобы заполнить пустоту во впереди стоящем ряду, если нет другого места для совершения намаза. Так же можно проходить перед молящимся, не установившим барьер, во время обхода Каабы.
Сахль ибн Сад ас-Саиди (радыйаллаху анху) передал: «Между местом, где посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз, и стеной, перед которой он совершал намаз, было место достаточное только для того, чтобы там могла пройти одна овца» (Муслим, Салят, 262).
Что такое сутра в исламе
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Сутра в намазе обязательна или желательна? И какая должна быть сутра? Коротко и главном…
Аль-Бухари передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh, рассказывал, что он прошел мимо посланника Аллаhа ﷺ когда тот в Мине делал намаз не в сторону стены.
≡ Сказал аль-хафиз Ибн Хаджар:
«Не в сторону стены — т.е без сутры. На этом аш-Шафи’и. Контекст слов указывает на это, так как Ибн ‘Аббас привел это сообщение в доказательство того, что прохождение перед молящимся не нарушает молитву. Это подтверждает риваят аль-Баззара: «А пророк ﷺ совершал обязательную молитву и ни что не ограждало его».
И на этом большинство ученых. Маликитские ученые сказали, что если он делает молитву один, т.е ему осталось доделать несколько ракаатов после джамаат намаза, то пусть приблизиться к преграде, если она рядом, как стена, столб и т.д.
См «Ат-Тадж уа аль-Иклиль» 1/533.
≡ Имам Ибн Рушд аль-Малики также передал единогласие на желательность сутры, и сказал о желательности:
«Когда он начнет возмещать то,что было упущено в коллективной молитве, я рядом с ним отряд (т.е кто-то из людей), то пусть приблизиться к нему, это будет ему сутрой оставшуюся часть молитвы».
См. Фатауа бин Рушд 2/904
Тоже самое говорили другие маликитские имамы как: Мухаммад Ибн ‘Арафа ат-Туниси, аль-Къади аль-‘Ийяд, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Абу аль-Уалид аль-Баджи, Ибн ‘Абдиль-Барр, ‘Абдуль Малик Ибн Хабиб, Абу аль-Уалид Мухаммад ибн Рушд. См. «Мауаhиб аль-Джалиль ли шарх мухтасар Халиль» 4/126.
Тоже самое говорили ханафитские ученые как: Мухаммад ас-Сарахси в «аль-Мабсут» (2/46), Ибн Наджим в «аль-Бахр ар-Раикъ» (4/95) и Ибн ‘Абидин в «Рад аль-Мухтар» (4/498).
Тоже самое сказал имам аш-Шафи’и в «Ихтиляфу аль-Хадис» (стр.97) и ан-Науауи в «Раудату ат-Талибин» (1/398). Тоже самое говорили ханбалитские ученые как Ибн Къудама в «аль-Мугъни» (4/6) и Ибн Раджаб аль-Ханбали в «Фатхуль Бари» (3/308), Ибн Муфлих и аль-Буhути. Тоже самое сказала имам ас-Сан’ани в «Субулю ас-Салям» (1/202). Этого же мнения шейх Ибн Баз, аль-Фаузан, Мустафа аль-‘Адауи многие другие. Но Ибн ‘Усеймин сказал, что сутра настоятельная сунна.
А другие ученые считали ее обязательной. Это риваят от Ахмада. На этом Ибн Хазм в «аль-Мухалля» (4/8), Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Аль-Фатауа аль-Кубра» (2/90), аш-Шаукани в «ас-Сейл аль-Джаррар» (1/176)» а также шейх аль-Альбани, Мукъбиль и другие.
Аль-Бухари передал со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаh ﷺ молился в сторону верховой верблюдицы. Ему сказали: «А если она убежит?», он ответил: «Тогда он использовал верховое седло и молился в ее заднюю часть».
Также доказательством этой группы ученых служит хадис Аби Са’ида аль-Худри, переданном имамом Ибн Маджей, где посланник Аллаh ﷺ сказал:
إذا صلى أحدكم فليصل إلى سترة وليدن منها، ولا يدع أحداً يمر بين يديه
Когда кто-то из вас совершает молитву, пусть совершает, приблизившись к сутре. Пусть никому не позволяет проходить перед ним (в молитве).
Ученые этой группы сказали, что данный хадис Абу Са’ида сильнее хадиса Ибн ‘Аббаса, так как в основах по фикху есть правило: «Слова в сообщениях предпочтительней поступков». Т.е слова приваливают свет так, как не проливают поступки, которые нуждаются в уточнениях и конкретизациях.
Также хадис Тальхи бин ‘УбейдиЛля:
Какая должна быть сутра?
Имам Ибн Баз сказал, что сутрой как минимум должна быть линия. Имам аль-Альбани сказал, что нет ничего достоверного об этом, сутрой должна быть минимум такая вещь, достигающая высоты седла верхового животного, как это пришло в хадисе, это примерно 15-20 см. Шейх ‘Абдуль Мухсин аль-Аббад сказал, что нет точной высоты сутры, главное, чтоб молящийся как-то отметил свою сутру.
Другие сказали, что сутру должен иметь молящийся в одиночку, а тот,который доделывает свою ракааты после джамаата не обязан ничем. Другие-же сказали, что он должен приблизиться к стене/столбу в любом случае.
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам
Что такое сутра в исламе
О сутре
О СУТРЕ
Под сутрой понимается преграда, которая ставится перед совершающим намаз человеком для того, чтобы никто не проходил перед ним. Необходимость устанавливать «сутру» ханафитский и маликитский мазхабы признали деянием категории мандуб, а шафиъитский и ханбалитский мазхабы — мустахабом.
Сутрой могут служить стена, колонна, копье, посох и другие предметы. При отсутствии подобных предметов, можно просто начертить черту на земле. Главное, чтобы никто не проходил перед совершающим намаз и не отвлекал его, в особенности, чтобы его не сбивал с толку шайтан.
419- عَنْ سَهْلٍ t قَالَ: كَانَ بَيْنَ مُصَلَّى النَّبِيِّ r وَبَيْنَ الْجِدَارِ مَمَرُّ الشَّاةِ. رَوَاهُ الثَلَاثَةُ.
«Между местом, где Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз, и стеной было расстояние, куда поместилась бы одна овца».
Пояснение: Некоторые улемы отмечают, что пространством, куда могла бы поместиться одна овца, было расстояние между ногами (местом, где стоял Пророк) Пророка саллаллаху алайхи васаллам и стеной. Правильным же является расстояние между местом, куда приклоняется голова во время саджды, и стеной.
420- عَنْ يَزِيدَ t قَالَ: كَانَ سَلَمَةُ t يَتَحَرَّى الصَّلَاةَ عِنْدَ الْأُسْطُوَانَةِ الَّتِي عِنْدَ الْمُصْحَفِ فَقُلْتُ لَهُ: يَا أَبَا مُسْلِمٍ، أَرَاكَ تَتَحَرَّى الصَّلَاةَ عِنْدَ هَذِهِ الْأُسْطُوَانَةِ، قَالَ: رَأَيْتُ النَّبِيَّ r يَتَحَرَّى الصَّلَاةَ عِنْدَهَا. رَوَاهُ الشَّيْخَانِ.
«Салама радияллаху анху для совершения намаза выбирал место рядом с колонной у мусхафа. Я сказал ему:
— О Абу Муслим, я вижу, что ты выбрал для намаза место возле этой колонны?
Он сказал:
— Я видел, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам выбирал место для намаза рядом с ней (напротив колонны)».
Передали оба шейха.
Пояснение: Упоминаемый в этом хадисе человек — известный сподвижник Салама ибн ал-Акваъ радияллаху анху
«Колонна у мусхафа» подразумевает колонну мечети. Страницы с записями аятов Куръана хранились в сундуке, который был установлен возле той знаменитой колонны, называвшейся «Устуванатил мухаджирин» («Колонной переселенцев»). Для того чтобы люди не проходили перед Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам при совершении им намазов сунна и нафл, он выбирал эту колонну в качестве «сутры».
Как видно из хадиса, Салама ибн ал-Акваъ радияллаху анху строго следовал этому обыкновению Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Освобожденный передатчиком данного хадиса Саламой ибн ал-Акваъ радияллаху анху раб — Йазид ибн Абу Убайд радияллаху анху расспросил об этой привычке своего хозяина, а потом рассказывал другим.
Это указывает на то, как хорошо подражать и следовать во всем Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, каким достоинством обладает совершение намаза в том же месте, где совершал намаз он.
Следовательно, хорошим деянием считается то, когда человек совершает намаз в мечети один, используя колонну в качестве сутры. Некоторые из нас не придают этому значения и в результате, совершая намаз на первом попавшемся месте, и даже там, где проходит много людей, мы создаем неудобства и себе и другим.
421- عَنِ ابْنِ عُمَرَ t أَنَّ النَّبِيَّ r كَانَ يُرْكَزُ لَهُ الْحَرْبَةُ فَيُصَلِّي إِلَيْهَا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيَّ.
«Для Пророка саллаллаху алайхи васаллам втыкали короткое копье (в землю) и он совершал намаз в его сторону».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Посянение: Один из сподвижников носил с собой короткое копье, называвшееся харба или аназа. Когда намаз совершался на открытом месте, его втыкали в землю перед Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это копье служило преградой (сутрой) и она, то есть сутра имама, была преградой и для всей общины.
422- وَعَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ r كَانَ يُعَرِّضُ رَاحِلَتَهُ فَيُصَلِّي إِلَيْهَا. رَوَاهُ الثَّلَاثَةُ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам ставил свое верховое животное поперек и совершал намаз, обратившись в его сторону».
Пояснение: Следовательно, намаз можно совершать, используя в качестве сутры свое верховое животное.
423- وَقَالَتْ عَائِشَةُ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا: سُئِلَ رَسُولُ اللهِ r عَنْ سُتْرَةِ الْمُصَلِّي، فَقَالَ: مِثْلُ مُؤْخِرَةِ الرَّحْلِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
«Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили о сутре совершающего намаз. И тогда он сказал:
— Высотой с опору (спинку) седла».
Пояснение: Значит, вопрос был задан о высоте сутры. У арабов, для того, чтобы верхом на животном можно было сидеть облокотившись назад, задняя часть седла специально делалась несколько высокой. Следовательно, достаточно того, чтобы высота сутры была равной этой опоре, то есть спинке седла.
424- عَنْ طَلْحَةَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: إِذَا وَضَعَ أَحَدُكُمْ بَيْنَ يَدَيْهِ مِثْلَ مُؤْخِرَةِ الرَّحْلِ فَلْيُصَلِّ وَلَا يُبَالِ مَنْ مَرَّ وَرَاءَ ذَلِكَ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وأَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда кто-то из вас поставит перед собой что-либо высотой с опору (спинку) седла, он может совершать намаз, не обращая внимания на того, кто проходит за этим предметом».
Передали Муслим, Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение: Значит, человек установивший сутру, не должен обращать внимания на того, кто проходит за ней. Никто из проходящих за сутрой не приничиняет вреда (ущерба) совершаемому намазу.
425- وَقَالَ عَطَاءٌ: آخِرَةُ الرَّحْلِ ذِرَاعٌ فَمَا فَوْقَهُ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.
«Высота спинки седла — один зироъ (аршин)[1] и выше».
Пояснение: Передатчиком этого хадиса является известный табиъин Ато ибн Абу Рабах. Своими знаниями он получил известность даже среди сподвижников. Когда жители Мекки задали один вопрос великиому сподвижнику Абдуллаху ибн Аббасу радияллаху анху, получившему прозвище «океан знаний исламской уммы», он сказал: «Почему вы задаете вопрос мне, когда среди вас есть Ато?».
Ато ибн Абу Рабах рахматуллахи алайхи разъясняет, какова высота спинки седла, то есть какова в то время была высота упоминаемой в хадисах спинки седла. Арабская мера длины «зироъ» также называемая как «аршин», обозначает расстояние от кончиков пальцев ладони до раковины локтя. Следовательно, достаточно того, чтобы сутра должна быть именно такой высоты или немного выше.
426- عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ فَلْيَجْعَلْ تِلْقَاءَ وَجْهِهِ شَيْئًا، فَإِنْ لَمْ يَجِدْ فَلْيَنْصِبْ عَصًا، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ مَعَهُ عَصًا فَلْيَخْطُطْ خَطًّا ثُمَّ لَا يَضُرُّهُ مَنْ مَرَّ أَمَامَهُ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Когда кто-то из вас собирается совершать намаз, пусть поставит перед собой какой-нибудь предмет. Если он ничего не найдет, пусть вертикально поставит посох. Если же при нем не будет и посоха, пусть начертит черту. После этого, кто бы не проходил перед ним, это не повредит ему».
Пояснение: В этом хадисе уделяется особое внимание необходимости наличия сутры перед совершающим намаз. Наряду с этим, по порядку описывается то, что может служить сутрой. Сначала, по возможности, нужно поставить перед собой какой-нибудь предмет. Если такового не найдется, то можно вертикально поставить посох. Если же нет и посоха, следует начертить на земле линию. Из этого следует, что сутра необходима для того, чтобы человек был спокоен во время совершения намаза на случай, если кто-либо станет проходить перед ним.
427- عَنْ الْمِقْدَادِ بْنِ الْأَسْوَدِ t قَالَ: مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللهِ r يُصَلِّي إِلَى عُودٍ وَلَا عَمُودٍ وَلَا شَجَرَةٍ إِلَّا جَعَلَهُ عَلَى حَاجِبِهِ الْأَيْمَنِ أَوِ الْأَيْسَرِ، وَلَا يَصْمُدُ لَهُ صَمْدًا. رَوَاهُمَا أَبُو دَاوُدَ وَأَحْمَدُ.
«Когда я видел, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз в направлении какой-либо ветки, или колонны или дерева, я видел, что он совершал намаз так, что этот предмет непременно приходился напротив его правой или левой брови. Он не стоял прямо к нему».
Оба хадиса передали Абу Давуд и Ахмад.
Пояснение: Из этого следует, что совершающий намаз должен стоять не прямо к сутре, а беря его чуть левее или правее от себя.
[1] Зироъ (хашимитский зироъ) — исламская мера длины (по фикху), равная 61,6 см. (или одному аршину).
Сутра того, кто совершает молитву
Определение сутры
Это вещь, которую совершающий молитву ставит перед собой таким образом, чтобы она оказалась между ним и между теми, кто проходит перед ним.
Узаконенность сутры
Сутра является узаконенной как в путешествии, так и вне его, как в обязательной молитве, так и в дополнительной, как в мечети, так и за ее пределами.
Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если кто-либо из вас совершает молитву, так пусть молится к сутре, и пускай приблизится к ней”. [Приводится у Абу Дауд]
Сообщается от Уахба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Пророк, да благословит Аллах его и приветствует, проводил с нами молитву в Мина и воткнул перед собой короткое древко, принадлежащее ему, а затем сделал вместе с нами два рака’ата”. [Приводится у Ахмад]
Шариатское постановление относительно сутры
Сутра является сунной, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ставить сутру, как имаму, так и мунфариду (тому, кто совершает молитву индивидуально).
Поэтому мусульманину следует молиться к сутре и не позволять кому-либо проходить между собой и сутрой, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не молись, кроме как к сутре. И не позволяй никому проходить перед тобой. Если же он воспротивиться, то сражайся с ним”. [Приводится у Ибн Хъузейма]
Однако следует учесть, что повеление, которое пришло в хадисах в отношении сутры, по единогласному мнению ученых, носит желательный характер (Доктор Уахба аз-Зухейли “Исламский фикх и его доказательства”, ч. 1, с. 752).
Мудрость, заключающаяся в сутре
Сутра содержит в себе множество мудростей. К ним относятся:
1. Отстранение от того, что мешает смирению в виде прохождения людей перед молящимся человеком.
2. Концентрированность на молитве.
3. Оберегание от прерывания молитвы по причине прохождения женщины, собаки, или осла.
Передается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Если кто-либо из вас встал на молитву, то его прикроет что-либо наподобие спинки седла, если оно будет перед ним. Если же перед ним не будет чего-либо наподобие спинки седла, то его молитву прерывает осел, женщина и черная собака”. Я (один из передатчиков хадиса) сказал: О, Абу Зарр! В чем разница между черной собакой и между рыжей собакой или желтой?” Сказал Абу Зарр: “О, сын моего брата, я задал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такой же вопрос, который ты задал мне, и он сказал: “Черная собака – это дьявол”. [Приводится у Муслим]
Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, что под прерыванием здесь имеется в виду прерывание смирения и поминания по причине отвлечения и поворотов в их сторону, и не имеется в виду то, что они портят молитву (аль-Муджму’ 3/233).
Некоторые положения, связанные с сутрой
1. Сутра узаконена в отношении имама и мунфарида. Что же касается того, кто молится позади имама, то сутра имама является сутрой и для него.
Передается, что ибн ‹Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился вместе с людьми в Мине, и я приблизился к ним верхом на ослице, а в то время я уже был близок к совершеннолетию. Затем я прошел перед некоторыми молящимися, стоявшими в ряду, и, отпустив ослицу пастись, я присоединился к ряду. И никто меня не упрекнул за это”. [Хадис согласован]
2. Проходить перед совершающим молитву человеком является запрещенным, более того, это является одним из больших грехов, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы тот, кто проходит перед молящимся человеком знал, что на нем, то простоять сорок было бы лучше для него, чем проходить перед (молящимся)”. И сказал Абу Надр: “Я не знаю, сказал ли он сорок дней или сорок месяцев, или сорок лет”. [Хадис согласован]
Исключением является прохождение за сутрой, а также прохождение вдали, за пределами места земного поклона того, кто не установил себе сутру.
3. Совершающий молитву человек должен препятствовать тому, кто хочет пройти перед ним.
Сообщается от Саида аль-Хъудри, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “Если кто-либо из вас молится к чему-либо, прикрывающему его от людей (то есть к сутре), а затем кто-нибудь захочет пройти перед ним, то пусть он оттолкнет его. Если же тот воспротивиться, то пусть сражается с ним, ведь, поистине, это не иначе, как шайтан”. [Хадис согласован]
4. Некоторая часть ученых сделала исключение для Заповедной мечети, посчитав дозволенным проходить в ней перед теми, кто совершает молитву ввиду общих доказательств о том, что шариат устранил излишние неудобства.
А также ввиду того, что в Заповедной мечети это зачастую приводит к затруднениям (однако если есть возможность без излишних затруднений обойти молящегося, то это следует сделать).
5. Сутрой может служить и стена, и колонна мечети, а также можно установить что-либо наподобие палки.
6. Расстояние между человеком, совершающим молитву, и его сутрой соразмерно расстоянию прохода овцы, так как в хадисе Сахля, да будет доволен им Аллах, сказано: “Между местом, где молился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и между стеной было расстояние прохода овцы”. [Хадис согласован]
Прерывание молитвы по причине прохождения женщины.
В предыдущем хадисе “прерывает молитву…” не имеется в виду уподобление женщины ослу и черной собаке. Бытие трех существ в одном предложении не означает, что причина, по которой каждое из них прерывает молитву, одинакова. То есть не обязательно, чтобы причина, по которой черная собака прерывает молитву, была той же причиной, которая присутствует в осле и женщине.
Поэтому бытие черной собаки шайтаном, как об этом упомянуто в хадисе, не означает, что и осел, и женщина также являются шайтанами.
И у каждого из этих трех может быть своя причина, несмотря на то, что они собраны в одном предложении. И то, что причина, по которой черная собака прерывает молитву, была упомянута в тексте хадиса, указывает на ее отличие от остальных причин.
И можно извлечь из священных текстов, что причина, из-за которой женщина прерывает молитву, заключается в ее воздействии на мужчин. Ведь известно, что женщина привлекает внимание сильного пола больше, нежели все остальное.
Поэтому, а Аллах знает лучше, в случае прохождения женщины перед молящимся шариат выносит постановление о прерывании молитвы, дабы тем самым сберечь смирение и сосредоточенность, которые должны присутствовать в намазе.